ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

На конец времени "Альтернативы"

Дмитрий УховЮбилейный, двадцатый фестиваль новой музыки "Альтернатива" вновь собрал на сцене Московского культурного центра "Дом" международную команду высококлассных музыкантов - по всей вероятности, в последний раз. Куратор и идеолог фестиваля Дмитрий Ухов в следующем году уже не планирует заниматься этим проектом. Поэтому самое время было обратиться к истории одного из старейших российских музыкальных форумов, который родился еще в эпоху горбачевской перестройки и гласности, подвести итоги…
Нынешняя "Альтернатива" проходила с подзаголовком "Знакомые имена - новая музыка". Практически все ее участники - если не профессиональные "альтернативщики", вроде пианиста Ивана Соколова, то уж хотя бы раз выступали на предыдущих фестивалях. Единственное новое имя - флейтистка Эдита Фил. Авторы и исполнители из Польши, Нидерландов, Соединенных Штатов и, конечно же, России в основном представляли современную авангардную музыку, причем в самых разных ее модификациях. Первая половина фестиваля была посвящена исключительно новой композиторской музыке, вторая в основном ориентировалась на новую импровизационную, в большей или меньшей степени связанную с джазом. А в антрактах, до и после каждого концерта звучала специально подобранная музыка - композиторской группы Musica Elettronica Viva, Михаила Криштала и других (эмбиент-проект Дмитрия Ухова).
В районе точки золотого сечения фестивальной программы выступил голландский перкуссионист Хан Беннинк - один из самых универсальных барабанщиков, владеющий практически всеми стилями джаза и новой импровизационной музыки. Напомню, что в разное время он сотрудничал с Эриком Долфи, Сонни Роллинзом, Беном Уэбстером, Уэсом Монтгомери, Декстером Гордоном… Выступление Беннинка 19 мая было сольным - в таком качестве его в Москве еще не слышали.
Хан БеннинкНачался концерт несколько позже, чем предполагалось: главный участник вечера застрял в пробке и немного опоздал. Зато публика услышала не только "новый голландский свинг" соло, но и - в ожидании маэстро - звуки улиц Амстердама, проект ведущих мировых специалистов в области радио-арта, заказанный властями города. И вот Хан Беннинк, наконец, появился на сцене - в характерной красной повязке на голове. Его манере игры свойственны крайне жесткая агрессия и невероятный артистизм, сумасшедшая энергия и блестящая разработка деталей. В его арсенал входит несколько "фирменных" приемов, например, игра жесткими палочками по стене или ногой в ботинке - по барабанам (как пояснил Дмитрий Ухов, это очень тонкая техника родом из Индии: таким образом Беннинк надавливает на пластик, который меняет натяжение и, соответственно, высоту). В тот день в числе слушателей были не только завсегдатаи "Дома", но и академисты-профессионалы, члены Союза композиторов, причем и те, и другие оценили его игру по самому высокому разряду.
А затем на сцену вышли почти все участники фестиваля - московский трубач Антон Силаев, польская флейтистка Эдита Фил, голландский пианист Михил Бортслап, американская группа Spooky Actions и, конечно, сам Хан Беннинк. Все эти очень разные музыканты устроили межжанровый джем-сешн, уже ставший традиционным для "Альтернативы". Вначале солировал Антон Силаев (в основном отдельными фразами на фоне электроники), все остальные вступали постепенно и довольно долго продолжали в целом нейтральную силаевскую линию. Впрочем, продолжали каждый со своей точки зрения, не сливаясь в едином потоке. Объединение по большому счету произошло только тогда, когда участники всей этой акции нашли общий интонационный язык, который оказался ближе всего к авангардному джазу. Хан Беннинк вышел на сцену уже к концу джема, но его огненный темперамент мгновенно распространился на всех других музыкантов, кардинально изменив и атмосферу в зале.
Хан БеннинкВряд ли кто-то будет спорить, что сегодня не заманишь публику на концерты очень и очень умеренно авангардной музыкой (а радикально нового в последнее время не удается открыть никому). Зато принципиально новый взгляд на прошлое музыкального искусства в частности и культуры в целом стал необычайно популярен. И вот этот постмодернистский взгляд все больше дает о себе знать в афишах последних "Альтернатив". Самым интригующим в этом плане был проект группы Spooky Actions, который завершил программу фестиваля 20 мая.
В названии, которое принадлежит саксофонисту Джону Гантеру, использован термин из малоизвестной у нас статьи Альберта Эйнштейна 1935 года, поддающийся лишь условному переводу. По словам Михаила Митропольского, "Spooky Actions" - это понятие, которое состоит в "призрачном" взаимодействии систем, далеких друг от друга в пространственно-временном отношении. Участники группы стремятся к объединению, казалось бы, взаимоисключающих культур и типов мышления - скажем, таких, как джаз и григорианские песнопения Хильдегарды фон Бинген.
Музыканты приезжали на фестиваль в прошлом году - тогда они показывали новоджазовые импровизации на темы Антона Веберна. В этом году они представили публике свой последний альбом, в основе которого - "Квартет на конец времени" Оливье Мессиана, одно из главных произведений ХХ столетия, написанное автором в 1940-м в силезском лагере для военнопленных. В январе 1941-го при 30-градусном морозе состоялось его первое исполнение лагерными музыкантами, в числе которых был и сам Мессиан. В их распоряжении были скрипка, трехструнная виолончель, кларнет с западающими клапанами и расстроенное пианино…
Spooky ActionsИ вот спустя 65 лет группа Spooky Actions переинструментовала квартет для электрогитары, сопрано-саксофона, контрабаса, фортепиано и ударных. Уже одно это было бы принципиально иным прочтением мессиановского текста, но просто переинструментовки "Spooky Actions" показалось мало. Как правило, после каждой из частей следовал "комментарий" в виде импровизации на тему. Свою творческую позицию автору этих строк разъяснил лидер группы, гитарист Брюс Арнольд.

Брюс, у меня сложилось такое впечатление, что вы намеренно вносите в музыку Мессиана нечто чужеродное. Может быть, вы хотели эпатировать снобистски настроенных академистов?

- Вовсе нет. Мы старались импровизировать в соответствии с книгой Мессиана "Техника моего музыкального языка" (эта книга во многом основывается на музыке "Квартета на конец времени" - И.С.)., хотя мы не ставили цели буквально следовать ее тексту и играть так, как написал бы сам Мессиан.

И все-таки те смыслы, которые вкладывал в свою музыку Мессиан (я имею в виду не особенности техники, а внемузыкальные идеи, образы "Апокалипсиса") в вашей интерпретации остаются или же мессиановский квартет для вас - это просто музыкальный материал для импровизации, на основе которого можно строить что-то свое?

- Мы хотели отразить и эти идеи Мессиана, мы работали, стараясь вселиться в его мысли того времени. Но все же содержание классической музыки настолько глубоко, что мы затрагиваем лишь небольшую его часть по поверхности. Джаз - преимущественно игровая музыка, и именно поэтому создается впечатление некоторого противоречия Мессиану. Это происходит еще и потому, что мы не сочиняем эту музыку, а создаем ее прямо на месте, в реальном времени. Естественно, своего "я" не избежишь, но этого не избежит и любой другой исполнитель, даже если он работает с оригинальным нотным текстом.

Замечу только, что степень удаления от оригинала, "прибавочный элемент" своего "я" (как сказал бы Казимир Малевич) у Spooky Actions и "любого другого исполнителя", конечно, совершенно разные. Идея соединить музыку Мессиана и новоджазовую импровизацию, несомненно, красивая, очевидно, что гармонии и ритмы французского классика ХХ века более близки джазу, чем нововенская серийная додекафония Веберна. И тем не менее на деле получилось как раз наоборот. Далеко не везде Spooky Actions удалось преодолеть "сопротивление материала" мессиановского квартета, а в некоторых медленных частях участники группы, казалось, просто не знали, что делать с этой прекрасной и вместе с тем сложной музыкой (пожалуй, самым наивным моментом можно считать переинструментовку финала "Хвала бессмертию Иисуса", где мелодию скрипки играет гитара). Но там, где все же удалось достичь органичности этого невероятного синтеза - результат был крайне интересен.
"Альтернатива" 2006 года завершилась "Квартетом на конец времени" вне всякой связи с тем, что фестиваль, вероятнее всего, больше проводиться не будет. Во всяком случае, Дмитрий Ухов говорит, что это просто совпадение. И все-таки жаль, если нынешний год станет и концом времени "Альтернатив". Ведь это означает, что для московской публики перестанет существовать определенный пласт современной культуры…

Ирина Северина

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service