502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 18 (350) - 25 мая 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 1 июня 2006 г.

Специальный репортаж

Фестиваль "Джаз+", София, Болгария

Херардо НуньесС 25 апреля по 12 мая в Софии (Болгария) во второй раз прошел фестиваль jazz+. За эти две с лишним недели было всего десять концертов. На этот раз организаторы постарались, чтобы публика не напрягалась, не уставала и смогла отдохнуть и осмыслить услышанное после каждого концерта. Иногда - в течении пяти дней. Таким образом, по крайней мере для меня, потерялось ощущение фестивальности, но то, что осталось в памяти, не дает думать о таких мелочах, как "есть ли это фестиваль на самом деле". К тому же в этом отношении jazz+ не единственный - прошедший месяц раньше Sofia Jazz Peak идет тем же образом. Я уже думаю, что это какая-то болгарская особенность проведения фестивалей вообще, потому что вовсе неджазовый смотр "Новая болгарская музыка" (чей организатор - Союз болгарских композиторов) иногда длится несколько месяцев, а количество концертов в нем не намного больше, чем в jazz+. А то, что не дает думать о таких мелочах, т. е. самые потрясающие концерты - их я могу назвать сразу: B-Project и Стефан Микус. Должен также немедленно отметить, что на фестивале выступали ещё Ришар Галльяно, трио Эсбьорна Свенсона...
Las MigasФестиваль открылся 25 апреля не совсем обычным образом - цыганский духовой оркестр "Карандила" (Karandila Brass Band) играл в течении нескольких часов на платформе столетнего трамвая, который ездил по центру Софии. А вечер 26 апреля был посвящен фламенко (тоже цыганская музыка, но из Испании). В первом отделении женский квартет Las Migas ("Крохи") и во втором - Херардо Нуньес (Gerardo Nuñez) со своей группой и танцовщицей Кармен Кортес (Carmen Cortés). Если бы первая группа обладала мастерством второй, а вторая - открывательским духом первой, то тогда праздник души был бы полным. А то - по очереди - сначала открыватели, а потом - мастера, и всегда чего-то не хватает. Как оказалось, не все "крохи-открыватели" женщины, и квартет не всегда состоит из четырёх человек - в роли пятого элемента появился играющий на "звучащем ящике" кахон Карлос Кортес (Carlos Cortéz). До того, как он присоединился к четырем дамам, на кахоне играла сама вокалистка Las Migas - Сильвия Перес Крус (Silvia Pérez Cruz). Этого я не слышал, но звучит поистине удивительно. На самом деле Las Migas международная группа - Сильвия и гитаристка Марта Роблес (Marta Robles) из Испании, точнее из Каталонии, Изабель Лауденбах (Isabelle Laudenbach), несмотря на свою немецкую фамилию, происходит из Бретани (Франция), а вот скрипачка Лиза Баузе (Lisa Bause) - настоящая немка из Берлина. Может быть, поэтому фламенко, которое они играют, не самое настоящее, не самое испанское и цыганское. Там, конечно, не было немецких или французских мотивов, но некоторые пьесы были основаны на бразильском ритме (сыгранном на кахоне, который тоже не испанский инструмент, происходит из Перу), который очень элегантно сочетался с мелодикой фламенко. Было также португальское фаду в одной из пьес, что более чем естественно, когда пьеса называется "Maria portuguesa". Самым оригинальным в программе Las Migas была форма композиций. Она ни разу не была простой песенной, а всегда более сложной, чем в традиционном фламенко, иногда предлагая неожиданные повороты. Вообще "крохи" отличались новым подходом к традиции и стремлением расширить горизонты. Все пятеро - очень молодые, им двадцать с лишним лет, и поэтому надеюсь, что они ещё достигнут уровня мастерства второй группы вечера посвященного фламенко.
Пабло МартинВторое отделение было для тех, кто любит настоящее, традиционное, цыганское зажигательное фламенко. Притом - самого высокого уровня. Все музыканты группы Херардо Нуньеса - цыгане, без исключения, даже контрабасист Пабло Мартин (Pablo Martín), который поразительно похож на Джона Малковича (в молодости, конечно). После нескольких начальных пьес, читая с маленького листка, он сказал несколько предложений по-болгарски. Многие это делают, но Мартин произнёс болгарские слова лучше всех, кого я слышал. Он и есть самый, если не единственный, джазовый музыкант в группе, что было особенно сильно ощутимо в сольных его импровизациях. Конечно, он ни на секунду не переставал быть настоящим flamenquero.
Кармен КортесДругие тоже были ошеломительными в своей игре и танце - Кармен Кортес, когда не танцевала, хлопала в ладоши и покрикиваниями поощряла других. А когда танцевала - перевоплощалась в самые разные роли. Иногда было даже жутко смотреть на её лицо. Было и пение, на этот раз - мужское, ну конечно - какое же будет фламенко без пения. Но, может быть, самым запоминающимся стал тот момент, когда Сепийо (Ángel Sánchez González, известный как Cepillo) бросил свой кахон и заменил его... корпусом контрабаса Пабло Мартина, пока последний продолжал играть на струнах. Да, это был шоу-элемент, почти цирковый номер, но в нём, кроме головокружительной виртуозности, оба играли удивительно едино, свободно, и на их лицах сияла радость от игры - и на самом деле это был одним из самых зажигательных моментов выступления группы. В конце этого замечательного спектакля все, или, скорее, все кто может, сделали то, что обычно не делают - Сепийо спел, Пабло сплясал и т. п.

Токунбо АкинроДва дня спустя, 28 апреля, прошел концерт немецкого трио "Ток Ток Ток". Как объяснил ведущий и организатор фестиваля Людмил Фотев, имя группы происходит от имени её солистки, певицы Токунбо Акинро. И, поскольку речь идёт о трио, получается трижды "ток". Но, как оказалось, трио тоже не всегда значит "три музыканта". После пары пьес к певице, саксофонисту и гитаристу присоединился ещё и клавишник. На самом деле это был на редкость скучный концерт - банальная музыка, исполненная опытными музыкантами, но без фантазии и энтузиазма. Именно исполненная, а не сотворённая, как надо было бы ожидать от джазовых музыкантов. У певицы вокальные качества скромные, в отличии от её внешности. Правда, я выдержал не более 15 минут этого концерта, но вряд ли после моего ухода что-то улучшилось.
(От редактора: какое совпадение - я слышал этот коллектив в Донецке и тоже, соскучившись, ушел через 15 минут! - КМ).

Луи СклависСледующий концерт, 3 мая, я пропустил. Во-первых, меня не особенно волнует музыка, определённая как "acoustic disco classics", даже если в ней "disco meets bossa nova" (речь идёт о проекте Eldissa). Во-вторых, была более основательная причина быть в другом месте. На самом деле, это было то же самое место, где прошли первые два вечера фестиваля - филармонический зал "Болгария". Как ни странно, первый приезд в Болгарию замечательного кларнетиста, бас-кларнетиста и вообще современного импровизирующего музыканта Луи Склависа совпал с джазовым фестивалем, но в этом фестивале он участие не принял. Он принял участие в симфоническом концерте, притом исполняя современный сольный концерт (кстати, инструмент и вообще солист этого концерта может быть любой, даже актёр или танцор) под управлением самого автора, Фабиена Териксена (Fabien Tehericsen). Концерт этот длился около 50 минут (в записи, выпущенной фирмой ENJA, он идёт 56 мин.), но не был скучным ни на секунду. Музыканты Нового симфонического оркестра (только струнная группа,) несмотря на авангардность технических средств и звукосочетаний, видимо, забавлялись этой игрой реакций - солист должен был реагировать на сыгранное оркестром, а оркестром управлял, конечно, дирижёр. На самом деле, импровизаторов было двое - солист и дирижёр. Когда появлялось ощущение, что материал уже исчерпан, оказывалось, что следующая часть концерта уже началась. Их было восемь, и все они - контрастные. К концу концерта музыканты оркестра один за другим оставляли свои инструменты и начинали разговаривать между собой. Среди общей болтовни играть продолжали только Луи Склавис и первый альтист оркестра. Вдруг на сцене появились два официанта и поднесли музыкантам шампанского. Вскоре после этого дирижёр поклонился, и стало ясно что концерт кончился. Склавис и альтист продолжили играть, на этот раз среди бурных аплодисментов малочисленной публики. Событие, на самом деле, более джазовое, чем некоторые концерты самого джазового фестиваля. Фэнов Склависа в зале я не заметил, во-первых - из-за исключительно слабой рекламы концерта, ограничивающейся почти только расклеиванием афиш около самого зала "Болгария"; и во-вторых, может быть, потому, что среди фэнов Склависа мало кто интересуется симфонической музыкой, а те, кто знали об этом концерте, были заняты организацией фестиваля jazz+, т. е. концертом Элдиссы, "где диско встречает босса-нову".

Ришар ГалльяноВозвращаемся к фестивалю jazz+. Пятого мая состоялся "франкофонный" вечер - дуэт Ришара Галльяно (Richard Galliano) и Ивана Падюара (Ivan Paduart), аккордеон и фортепиано; и B-Project - болгарско-французский проект на основе уже известной болгарской этно-джазовой группы Bulgara.
На первый взгляд, сочетание аккордеона с фортепиано выглядит бессмысленным, но когда музыканты умелые - может стать интересным. Оно так и было, но всё-таки... Оба играли по-французски элегантно, Галльяно более страстно, чем Падюар, но время от времени навязывалась мысль, что они включили автопилот, нет подлинного присутствия, в очередной раз играют то, что играли тысячу раз. Поистине завораживающими были только несколько танго Пьяццоллы и самого Галльяно в его сольном исполнении. Подтверждение этому ощущению я нашёл во втором отделении, когда выступили музыканты B-Project ("В" означает просто Bulgara). С самого начала ощущалась разница - не только стилевая, но и разница уровня посвящённости той музыке, которой музыканты намерены заворожить нас.
Франсуа ШенельФранцузская часть проекта состоит из трёх человек - Антуан Симони (Antoine Simoni) - контрабас, Франсуа Шенель (Francois Chesnel) - фортепиано и Ромэн Пио (Romain Piot) - ударные. Болгарская многочисленнее: Костадин Генчев - кавал (болгарская деревянная флейта без мундштука), Димитар Христов - тамбура (болгарский и не только болгарский инструмент, родственник греческого бузуки и мандолины), Стоян Павлов - тъпан (произносят как, если по-английски, TUP-pan - барабан, который бьют по обеим сторонам двумя разными палками - толстой и тонкой) и четыре певицы из фольклорного ансамбля "Тракия": Цонка Димитрова, Ева Христова, Юлия Илиева и Гергана Павлова.
Димитар ХристовКонцерт их начался до того, как музыканты вышли на сцену. Сначала зазвучала музыка как будто со всего мира - самые экзотические манеры пения, среди них, конечно, и болгарская. Музыканты появились не все сразу, и не все сразу стали играть. На сцене медленно рассветало. Когда рассвело, оказалось, что уже идёт вторая пьеса, названная "Flowers Song". Название объяснимое, поскольку в её основе стояла известная болгарская народная песня "Лале ли си, зюмбюл ли си" ("Тюльпан ли ты или гиацинт"). Пьесы следовали одна за другой - всё более завораживающие. Большинство их было построено на основе болгарских народных песен, но даже и в тех, в которых болгарский элемент отсутствовал, ощущались какие-то связи с болгарской музыкой (не обязательно с народной, точнее - с болгарским духом), наверное - потому, что музыканты знают друг друга давно и в течении полутора лет играли вместе. Во время концерта я ощутил какую-ту волну восторга, которая не оставила меня до самого конца. Другими словами, не хотелось, чтобы концерт кончался - эту волну, наверное, в Америке называют свингом или грувом, а в Испании - дуэнде, слова не одинаковые по значению, но всё-таки близкие.
Стоян ПавловПик этого болгарско-французского дуэнде был, по-моему, в пьесе со странным названием "Молдавия", странным потому, что я ничего молдавского в ней не услышал, но зато там присутствовала полностью одна из самых полных энергией и известных болгарских народных песен - "Пуста младост, мале, не се стига" ("Молодость, мама, не поймаешь"). Это уникальная пьеса, по крайней мере - я другой такой в джазе не припоминаю. Моментами песня под сопровождение одного тъпана Стояна Павлова шла одновременно с свободной импровизацией французов. Дело в том, что песня в 7/8 (3+2+2) с многими ферматами, а французы играли в простых 4/4. Всё это звучало как две параллельные реальности, как два потока, которые не находятся в конфликте, а просто дополняют друг друга.

Следующий концерт 7 мая я пропустил - меня не было в Софии, когда в "Красном доме" выступали Blast и Cinemix, имена, которые ничего мне не говорят, может и зря. Но зато имена музыкантов, выступивших на последних двух концертах фестиваля, очень известны. Трио Эсбьорна Свенссона и Стефан Микус.
Эсбьорн Свенссон8 мая состоялся концерт е.s.t., как сокращённо называется трио Свенссона, и невольно вызвал в памяти концерт другого скандинавского фортепианного трио, трио Торда Густафсена, которое выступило на том же самом фестивале в прошлом году. Тогда я назвал это трио "командой минималистов" - чистый акустический звук, нет лишних движений, лишних нот, лишних украшений и виртуозных пассажей, всё в одном стиле с начала до конца. е.s.t. назвать командой минималистов нельзя - Свенссон намного виртуознее Густафсена, Дан Берглунд (Dan Berglund или как назвал его сам Свенсон "Дон Берлун"), один из столпов скандинавского джаза, пользовался электронными устройствами изменения звука до неузнаваемости, а ударные Магнуса Ёстрёма (Magnus Öström) включали ещё маленькие гонги, как и странную тарелку в форме веера, на которой висели гвозди. То или другое было задействовано в зависимости от стиля музыки.
Дан БерглундНесмотря на большую стилевую разнообразность - от рока до Баха (хотя и стилизованного), даже и намёка на эклектику не было. Как выразился мой друг, джазовый контрабасист, "некоммерческая музыка, сыгранная коммерчески", т. е. привлекательно - но не утеряв свои достоинства. Это написано и на сайте трио - "джаз-трио, которое ведёт себя, как поп-группа". И всё-таки. Трио Густафсена звучало проще, но как-то искреннее.

 

Стефан МикусТой искренностью, даже, может быть, и большей, отличался концерт Стефана Микуса (Stephan Micus). Он прошел 10 мая. Что о нём рассказать? Микус представил очень небольшую часть инструментов, на которых он может играть. Стальной барабан (steel drum), армянский дудук, калимба, ней из Египта, сякухати, а в самом конце концерта он сыграл одновременно на двух дудочках величиной с карандаш. Как правильно заметил Александр Кан из Русской службы БиБиСи, всё это уже не экзотика, мало кого можно этим удивить.
Стефан МикусНо сам Микус вообще, видимо, не собирался удивлять кого-то. Он просто пел и играл, и, взяв публику, как ребёнка, за руку, уводил её в дальние края и в давно минувшие времена, которые на самом деле существуют здесь и сейчас. Его музыка была самой простой и минималистической на этом фестивале, но, слушая её, я не задумывался над вопросом о её профессиональном уровне. Да, Микус не профессионал, не окончил консерваторию и т. п., но - как известно - слово "аматёр" (любитель) означает "тот, кто любит", а это не менее важно, чем уровень ремесла. И, как однажды справедливо отметил болгарский композитор Георги Минчев (вне сомнения, профессионал): "нельзя забывать, что Ноев ковчег был построен любителем, а "Титаник" - профессионалами".

Милен Панайотов
ведущий программы "Спонтанни инвенции" 
на канале "Христо Ботев
Болгарское национальное радио, София
специально для "Полного джаза"

Как это было
в Москве
John Zorn & Painkiller: в Москве жахнули

Джон Зорн

Если бы в чью-то голову пришло снять альтернативную версию "Звездных войн", авторскую ленту про бесконечно рефлексирующих джедаев, потерянных где-то на задворках галактики и практически перманентно находящихся в состоянии расширенного сознания, если бы кто-то взялся за подобный сумасшедший проект, то я знаю, кого надо было бы просить писать саундтрэк - Джона Зорна с его проектом Painkiller.
Painkiller был создан двумя гуру нью-йоркского даутаун-авангарда - Джоном Зорном (саксофон) и Биллом Ласвеллом (электрический бас) - и Миком Харрисом (ударные), который играл в Napalm Death - группе, создавшей грайндкор, одно из самых радикальных направлений "тяжелого металла". Все трое - удивительно разносторонние музыканты, в каких только жанрах они не работали. Painkiller, например, принято относить к такому редкому поджанру, как джазкор (нечто вроде смеси авант-джаза и грайндкора). В 1995-м Харрис покинул команду, чтобы заниматься компьютерной музыкой, но не так давно Painkiller ожил: Зорн и Ласвелл отыграли несколько концертов то с чикагским авангардистом Хамидом Дрэйком, то японским прог-рокером Йосидой Тацуя на ударных (у нас на афишах он фигурировал как "Йошида Тацуо";  в японском языке имя пишется после фамилии, а зовут барабанщика на самом деле Йосида Тацуя, причем Тацуя - это имя, а не фамилия. - Ред.).
В Москву Painkiller приехали в составе Зорн-Ласвелл-Йосида. Ажиотаж своим визитом вызвали дикий. В клуб "Апельсин" набилась тьма народа. Причем самого разношерстного: от солидных ценителей авангарда до продвинутых металлистов. Painkiller появились на сцене под гром аплодисментов и одинокий крик "МОЧИ!!!". Появились и заиграли.
Билл ЛасвеллПервая вещь - что-то невероятное, отдаленно напоминающее то Pink Floyd, то почему-то The Flaming Lips, то вообще черт знает что. Какая-то космическая нойз-психоделика: никакого четкого ритмического рисунка, трое музыкантов одновременно импровизируют, да как! Зорн - Адский Соловей Космического Леса: как он вообще извлекал из саксофона те истерические звуки, которыми он разрывал пространство, периодически сбиваясь на бормотание и всхлипывания, для меня осталось загадкой. Йосида тоже играл что-то странное: его ломаные партии то взрывались, то растворялись в вопле зорновского саксофона. Ласвелл же своим басом придавал всему этому какую-то атмосферность, что ли. Но что самое интересное - в этом хаосе жила своя гармония. Продолжалось это "безобразие" минут 10-15 (т.е. примерно 1/5 всего концерта). По окончании услышал где-то за спиной голос: "А приятно, что неоднозначное впечатление оставляют…".
Йосида ТацуяДальше было как-то… попроще. Психоделика уступила место авант-джазу и басовому драйву, одновременная импровизация всех троих - более привычной схеме "двое играют тему, один солирует". Но безумие не закончилось, оно лишь несколько смягчилось, сюрпризов впереди было еще много. Игру Джона Зорна вообще можно слушать часами и каждые три минуты вновь и вновь удивляться, до того неожиданные ходы он иногда делает в своих импровизациях. Билл Ласвелл то держал ритм, давая развернуться саксофону Зорна, то отмачивал такие соло, что дух захватывало, а ближе к концу концерта периодически играл на перегруженном, искаженном звуке, и тогда его бас звучал настолько мощно, что создавалось ощущение, что находишься на каком-то хардкор-концерте, несколько посетителей даже устроили слэм, как при звуках "тяжелого металла". Йосида Тацуя, кроме, конечно же, импровизаций, запомнился своим сольным номером (Ласвелл и Зорн ушли выпить воды и передохнуть): он то бормотал, то пел, то орал в микрофон на каком-то непонятном языке (вполне возможно, что на японском) и яростно отбивал какие-то дикие, шаманские ритмы. Вообще Ласвелл + Йосида, на мой взгляд, потрясающая ритм-секция, которой позавидовали бы и академические джазовые коллективы, и альтернативные рокеры, и металлисты.
Публика долго не отпускала Painkiller. Ревела, улюлюкала, выкрикивала скороговоркой "ДЖОН - ЗОРН - ДЖОН - ЗОРН - ДЖОН - ЗОРН!!!!". В награду - два выхода на бис. Первый - тот самый номер Йосиды, про который я уже упоминал, второй - просто ураганное трэш-рубилово! После таких концертов яснее ощущаешь относительность понятия "время". Час показался дико, несправедливо коротким, а 15-20 минут ожидания в душной толпе - бесконечными. Такое не скоро забудется.

Сергей Бондарьков
фото: Татьяна Ильина

В Москве прошел очередной фестиваль новой музыки "Альтернатива". Прошел в 20-й раз - и, по некоторым сведениям, в последний. Связанный с организаторскими усилиями всего одного человека, уникальный фестиваль, из года в год представлявший московской публике самое передовое, самое необычное, что есть в новой музыке современности (как в академическом авангарде, так и в новой импровизационной музыке), может прекратиться. С подробностями - Ирина Северина...>>>>

Что будет, если долго показывать народу округлость пониже спины? Нет-нет, этот вопрос имеет самое прямое отношение к той яркой, новой, необычной музыке, которая и есть предмет нашего изучения. Дело в том, что наш обозреватель М.М.Митропольский подвергает сомнению тезис, что, ежели округлость это демонстрировать долго, народ поверит, что это лицо. Подвергает наглядно, на примере выступлений в Москве трио нидерландского барабанщика Хана Беннинка и американского ансамбля Spooky Actions гитариста Брюса Арнольда...>>>>

Говорите
вас слушают
Сегодня мы слушаем Джона Зорна. Это редкое удовольствие: уже много лет лидер нью-йоркского даунтаун-авангарда дает очень мало интервью, во всяком случае - американской прессе, с которой он состоит в весьма напряженных отношениях. Однако, при активной помощи основателя "Джаз.Ру" Петра Ганнушкина, ныне - владельца лучшего фоторесурса по новой импровизационной музыке DowntownMusic.Net, в конце февраля текущего года редактору "Полного джаза" удалось взять в Нью-Йорке интервью у Зорна.
Интервью было взято по заказу журнала "Stereo & Video"; оно только что вышло в июньcком номере журнала с фотографиями Петра Ганнушкина (он - один из немногих фотографов, которым Зорн позволяет себя снимать), и теперь мы можем представить его полную версию читателям "Полного джаза". Тем более, что у нас есть яркий информационный повод: 22 мая Джон Зорн играл в Санкт-Петербурге, а 23 мая - в Москве, о чем в сегодняшнем выпуске рассказывает наш корреспондент.
Отметим, что в интервью Зорн предстает не столько музыкантом, сколько продюсером и руководителем одного из важнейших в новой музыке лейблов - Tzadik. Пожалуй, самый неожиданный ракурс - и самые неожиданные подробности о том, как устроена и работает одна из самых передовых и радикальных фирм грамзаписи в мире...>>>>
Постсоветское пространство:
что будет
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по 8 городам России до 2 июня. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы

25-27 мая,
"Ле Клуб" -
тромбонист
Фрэнк Лэйси

3-4 июня,
усадьба "Архангельское" -
III фестиваль

 "Усадьба Джаз"

Стив Смит"Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: 31 мая, 1-3 июня - барабанщик Стив Смит (Steve Smith) и его проект Buddy's Buddies (США): Стив Смит - барабаны, перкуссия; Энди Фаско (Andy Fusco) - альт-саксофон; Уолт Вайскопф (Walt Weiskopf) - тенор- и сопрано- саксофоны; Марк Соскин (Mark Soskin) - фортепиано; Бэрон Брауни (Baron Browne) - бас-гитара.
Стив Смит, помимо работы в рок-группе Journey (с которой он записал сверхуспешные альбомы "Escape" и "Frontiers"), играл у джазового пианиста Ахмада Джамала, скрипача Жана-Люка Понти, сотрудничал с индийским перкуссионистом Закиром Хусейном, группой Steps Ahead, трубачом Рэнди Бреккером и даже гастролировал с поп-музыкантами от Savage Garden до Мэрайи Кэрри. Интенсивная и успешная гастрольно-студийная работа на протяжении многих лет позволила ему попасть в число "25 лучших барабанщиков всех времен" по версии журнала Modern Drummer и в 2002 г. быть введенным в "Зал славы" этого самого авторитетного в мире издания для барабанщиков, а его учебный DVD "История американского ритма" стал бестселлером на рынке аудиовизуальных учебных пособий. Стив также является основателем одной из самых известных фьюжн-групп в мире - Vital Information, выступавшей в "Ле Клубе" в 2003 и 2005 гг. Но мало того: за последние годы, пока в деятельности Vital Information был некоторый перерыв, Смит выпустил на лейбле Tone Center более двенадцати (!) альбомов как лидер нескольких джазовых и джаз-роковых проектов.
Buddy’s Buddies - один из самых известных проектов Стива Смита, посвященный памяти великого барабанщика Бадди Рича. Состав подобрался под стать маэстро: альт-саксофонист Энди Фаско и тенор-саксофонист Уолт Вайскопф, работавшие в группе Бадди Рича, пианист Марк Соскин, написавший музыку к сериалу "Секс в большом городе", и бас-гитарист Бэрон Брауни, участник группы Vital Information.

30 мая на закрытии 3-го международного фестиваля "Ударные дни Марка Пекарского" в Культурном центре "Дом" состоится уникальный концерт дуэта мастера ударных инструментов Марка Пекарского и тенор-саксофониста Александра Пищикова. Воссоединившись после более чем десятилетнего перерыва, два виртуоза-авангардиста исполнят "Концерт без репетиции" - импровизационную сиюту на темы, сочиненные Пищиковым. Ради выступления со своим старинным другом и бессменным руководителем фестиваля Марком Пекарским знаменитый саксофонист специально приедет из Берлина, где живет и работает последние несколько лет.
"Александр Пищиков - непревзойденный виртуоз, математически безупречный композитор и неудержимый импровизатор, - комментирует Пекарский. - Вместе с ним мы играем с 1995 года. Я с нетерпением и волнением ожидаю этого выступления. В импровизации я постигаю многие вещи, а также начинаю понимать что-то новое о себе".
Начало концерта: 19.30 Адрес: Б. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4, м. "Новокузнецкая"

Реплика
В "Полном джазе" #346 прочел в авторском анонсе фестиваля "Джаз-Транзит 2006" (Екатеринбург) такой текст: "...вокалистка Татьяна Комова (после едва ли не окончательного ухода/отхода Валентины Пономаревой от авангарда) остается едва ли не единственным в сегодняшней России профессиональным мастером таинственных, загадочных и неформальных звуков человеческого голоса".
Без комментариев привожу список только тех наших вокалисток, которые подпадают под определение г-га Сахарова. Меня никто не упрекнет в предвзятости, но называю только тех, кто имеет какое-то отношение к новому джазу и новой импровизационной музыке.
Из авангарного этно-джаза - тувинка Саинхо Намчылак (ныне в Дублине), якутская актриса Степанида Борисова.
Ближе к электронному року: Ольга Леонова, сотрудничающая с НХА из Челябинска.
Флейтистка и вокалистка Наталья Пшеничникова (сейчас - в Берлине) - из академического авангарда, но часто сотрудничающая с джазменами (в частности, с балтийской сборной, включающей Владимира Тарасова);
певица, вокалистка, танцовщица Татьяна Михеева (Москва), дипломированный член Союза композиторов;
аккордеонистка-вокалистка Лина Петрова (в частности, партнер трубача Вячеслава Гайворонского) и Полина Руновская (обе - из Петербурга).
Хотел бы, чтобы этот список прокомментировал наш екатеринбургский коллега.

Дмитрий Ухов

А в это время
за бугром...
Джон Хикс10 мая в Нью-Йорке на 65-м году жизни неожиданно скончался пианист Джон Хикс. По словам членов семьи музыканта, он на протяжении нескольких дней чувствовал себя плохо, после чего лег в больницу на обследование - и умер там от внутреннего кровотечения.
Джон Хикс (John Hicks) родился в Атланте (Джорджия) 21 декабря 1942 г. Он вырос в Лос-Анджелесе, а в 15-летнем возрасте переехал в Сент-Луис вместе с семьей: его отец, преподобный Джон Джей Хикс, принял пасторскую кафедру в тамошней методистской церкви. Джон Хикс изучал музыку в Университете Линокольна и в колледже Беркли. В 60-е Хикс перебрался в Нью-Йорк, куда его позвали друзья - трубачи Кларк Терри и Майлс Дейвис. Впоследствии отец Джона, преподобный Хикс, возглавил в Нью-Йорке методистскую церковь Св. Марка, и в город Большого Яблока перебралась вся семья музыканта.
После активной гастрольной работы с первостатейными нью-йоркскими солистами в диапазоне от Джо Хендерсона и Кенни Дорэма и от Лу Доналдсона до блюзмена Литтл Милтона Джон Хикс в 1964 г. стал участником Jazz Messengers легендарного барабанщика Арта Блэйки. Через два года пианист перешел в аккомпанирующий ансамбль певицы Бетти Картер, совершив с ней несколько мировых турне (в том числе, впоследствии, уже и в 90-е гг), а затем работал у Вуди Германа (один из немногих афроамериканских музыкантов, игравших у этого белого бэндлидера), а также с Хэнком Мобли и Ли Морганом.
В 70-е Хикс склонялся к джазовому авангарду, делая записи с авангардистами второго поколения - Чико Фрименом, Лестером Боуи, Оливером Лэйком и Артуром Блайтом. С 1979 г. пианист записывал также альбомы под собственным именем для небольших лейблов Strata-East и Theresa. В 90-е, отмечая свой большой интерес к сольному музицированию, выпустил на Concord Jazz сольный альбом - запись его концерта в зале Maybeck Recital Hall. Тогда же, в 1990-м, началось его сотрудничество с оркестром Mingus Big Band (его игра звучит на альбомах "Live in Time", "Blues and Politics" и "I Am Three"). В новом веке он записывался с Джеймсом Картером, Джо Ловано, Ларри Кориеллом, Дэвидом Мюрреем и множеством других музыкантов, а также преподавал джазовое фортепиано в Университете Нью-Йорка.

Хилтон РуисРанним утром 19 мая в Нью-Орлеане, близ бара "Утопия" на Бурбон-Стрит, было обнаружено бесчувственное тело известного джазового пианиста и композитора Хилтона Руиса. Нью-йоркский музыкант, приехавший в Нью-Орлеан за день до того для телевизионных съемок, был доставлен в больницу с раскроенным черепом и до сих пор остается без сознания в критическом состоянии.
Пианист Хилтон Руис (Hilton Ruiz) играл с Расааном Роландом Керком, Тито Пуэнте, Монго Сантамарией, Диззи Гиллеспи, Чико Фрименом, "Фэтхедом" Ньюменом, Рэем Барретто, Дэйвом Валентином, Джованни Идальго и другими звездами джаза и латиноамериканской музыки. Он фигурирует в музыкальном фильме 1997 г. "Лучшее в латинском джазе", одна его композиция использована в саундтреке художественного фильма "Красота по-американски".
Что именно случилось с музыкантом в четыре утра у бара "Утопия", откуда он вышел незадолго до этого, остается неизвестным.

Гриша Ривкин2 июня в зале Weill Recital Hall внутри комплекса "Карнеги-Холл" в Нью-Йорке состоится концерт "междужанровых пересечений" "A Universal Affair", который представит компания Prestige Classical Productions. Помимо целого ряда академических музыкантов, специальные гости - три джазовых музыканта из России: трубач Грегори "Гершон" Ривкин, саксофонист Борис Курганов и пианист Аркадий Фиглин.
Борис КургановТрубач Гершон Ривкин в США уже пять лет, работает в мемориальном Оркестре Рэя Чарлза, готовится к защите магистерского диплома по истории джаза в Университете Ратгерса и преподает историю джаза в Essex County College в Ньюарке (Нью-Джерси). Саксофонист Борис Курганов из Омска, дебютировал в ансамбле пианиста Аркадия Фиглина в 1985 г. на студенческом джазовом фестивале в Таллинне, на рубеже 80-90-х работал в "Аллегро" Николая Левиновского, затем работал в ансамблях Алекса Ростоцкого, Андрея Кондакова, Григория Файна (с последним выступал на Монреальском джазовом фестивале), "Джазе братьев Ивановых", в Америке с 2000 г. Аркадий Фиглин родом из Саратова, в Нью-Йорке с 1992 г., в 1998 г. выиграл престижный конкурс Great American Jazz Piano Competition в Джексонвилле.
Касса зала: 57St. and 7th Ave. Tel: (212)247-7800. Начало в 20.00.
Радио
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти трубача Майлса Дэйвиса. Радио "Культура" 91.6 FM объявляет 2006 год Годом Дэйвиса. В программе Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" (по воскресеньям, 19.05-20.00) в (более или менее) хронологической последовательности еженедельно звучат его исторические записи со всеми возможными, в том числе и ранее не публиковавшимися, дополнениями. Поскольку цикл поддерживают концерн "Союз" и коллекционер Владимир Аронс (Хадера, Израиль), Дмитрий Ухов надеется, что изданные архивы великого джазмена будут доступны, и готов учитывать пожелания читателей "Полного джаза".

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) меняется сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" будет выходить в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
27 мая - встреча с Иваном Смирновым, разговор о гитаре, творчестве, слепые тесты и мастер-класс мэтра.
3 июня - предчувствие фестиваля в Архангельском - представление участников креативноой части "российского Монтрё"

Подкаст "Слушать здесь":

24.05.06 - #47: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Feeder" с альбома "Er" трубача Нильса-Петтера Молвера (Sula Records/Universal, 2005).

22.05.06 - #46: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Perfect Made Out Music" финского джазового трио Töykeät с альбома "Wake" (Blue Note, 2005)

19.05.06 - #45: Анна Филипьева комментирует пьесу Телониуса Монка "'Round Midnight" в исполнении певицы Эллы Фицджеральд с альбома "Clap Hands, Here Comes Charlie!" (Verve, 1961)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Милен Панайотов,
Сергей Бондарьков,
Ирина Северина,
Михаил Митропольский,
Дмитрий Ухов,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP,
AllAboutJazz,

соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Татьяна Ильина,
Петр Ганнушкин (Downtown Music),
Милен Панайотов,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0