ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

100%-ный сок со вкусом апельсина

Хан БеннинкГоворят, что усилия, вложенные в PR, окупаются сторицей. Мол, если показывать народу округлость ниже спины и уверять в том, что именно это и есть лицо, результат явится неминуемо. Многочисленные примеры даже в нашей джазовой сфере имеются. Однако нередки и впечатляющие исключения. К примеру, активный шум во многих СМИ (сам проверял по рунету) по поводу выступления в Москве уникального американского состава Spooky Actions привели к нулевому результату. То же самое - правда, при меньшей активности "средств" - произошло в связи с выступлениями, не побоюсь этого слова, звезды европейского джаза голландца Хана Беннинка. Более того, все разговоры о том, что нынешние концерты дороги и недоступны нищим слоям интеллигенции, не имеют под собой оснований. Оба упомянутых состава в значительной степени финансировались иностранными фондами, следовательно, билеты были доступны.
Мне пришлось побывать на двух выступлениях за один вечер 20 мая, из-за чего впечатления оказались несколько обобщенными, но все же.
На трио Беннинка в театральном зале Дома Музыки администраторы собирали народ по телефону - мол, приходите и знакомых приводите, можно и бесплатно. То, что на сцене будут звезды голландского джаза, было известно давно. Но, что немцу звезда, то москвичу (не русскому, а именно москвичу) пустой звук. Хотя, справедливости для, замечу, что звездами нас обманывали многажды, а имя Хана Беннинка простому трудящемуся не ведомо. Однако, 12 миллионов в Москве!
Все-таки пол-зала не набралось. Не знаю, был ли удивлен розовощекий красавец 64-х лет от роду, переполненный оптимизма, но виду не подал. Видимо, за огромную и успешную карьеру понавидался. Начинал-то с Эриком Долфи, переиграл со всеми ярчайшими личностями, бывал в Москве, разыгрывал диалоги с Мишей Менгельбергом к восторгу "домовской" публики. Да, простите, забыл сказать, что Хан - барабанщик.
Учитывая, что определенная часть публики в Театральный зал зашла случайно, вступление к выступлению выглядело странно. Закулисный голос тщательно перечислил всех благотворителей и спонсоров, и ни одна живая душа не обмолвилась о сути дела, о музыкантах, среде, в которой эта музыка существует. Не исключено, что отчасти именно этим объясняется реакция на преувеличенное шутовство лидера трио. Кстати, напомню его состав: пианист Михил Борстлап, контрабасист Эрнст Глерум и сам герой вечера - Хан Беннинк. Подробнее читатель может познакомиться с ними в анонсе концерта в прошлом выпуске "Полного джаза".
Как ни странно, начала было весьма серьезным, почти экспозиция 5-й симфонии Бетховена. Arco контрабаса, мягкий рояль при закрытой крышке. На фоне нерегулярного ритмического рисунка самого Беннинка роскошествует романтическое начало, затем следует ладовое моторное продолжение. Оказывается, Беннинк комфортно чувствует себя в straight ahead.
Трио хорошо настолько, будто играет без барабанщика. Уровень музыкантов высок по европейским меркам, а это означает и степень владения инструментом, и логику музыкального высказывания, и отсутствие тяготения к многочисленным, но заранее известным идиомам, пришедшим с родины джаза и успевшим несколько поднадоесть. Есть и еще одно замечательное качество - при самом серьезном развитии музыкальных событий наличествует некий скептически-ехидный взгляд со стороны. И вдруг именно в этом музыкантов начинает зашкаливать. Нет, не всех, конечно, только Беннинка. Ноги здоровенного голландца пенсионного возраста закидываются на малый барабан, палочки летят вверх. Одна из них, противу всех правил гигиены, засовывается в рот, выполняющий функции резонатора, и используется для весьма зрелищного соло. Затем очередной аксессуар улетает в зал, Беннинк отправляется его искать, продолжает играть уже за спинами зрителей.
Более молодые партнеры Хана продолжают делать свое дело, очень качественно и вдумчиво создают музыку, не гнушаясь и стандартами, в том числе обыгрывая 'Round Midnight, да и вообще монковские интонации у них в чести. Можно предположить, что дух гениальных стилистических одиночек Телониуса Монка и Эрика Долфи витает над ними. Возможно, что знаменитые монковские танцы вокруг рояля сродни эксцентричной музыкальной клоунаде Хана. Точно так же, как и в дуэте с Мангельсдорфом, он играет на контрасте полной отвязности и нарочитой, но ироничной невозмутимости. Хотя здесь невозмутимости меньше, ведь на молодых партнеров можно не оглядываться.
Первое отделение закончилось на удивление быстро. Беннинк вдруг бросил палочки и, как есть, с закатанными штанами, встал перед народом и объявил: они прервутся минут на 15, поскольку ему хотелось бы выпить водки, а слушатели вполне могут прогуляться в фойе и прикупить там его, Беннинка, диски.
Для меня на этом первая часть вечера закончилась, поскольку предстояло еще удовольствие особого рода - квинтет Spooky Actions, играющий нечто на материале одного из значительных произведений Оливье Мессиана "Квартет на конец времени". Концерт этот заключал очередной фестиваль "Альтернатива", проводимый уже который год подряд Дмитрием Уховым в совершенно фантастической атмосфере. Фантастически одаренные музыканты представляют фантастически любопытную музыку на полном пересечении жанров и направлений. Имея достаточно серьезное распространение в мире, эта музыка фантастически редко исполняется у нас и при этом вызывает фантастически малый интерес среди ранее упомянутых 12 миллионов, не считая гостей столицы, которым, разумеется, не до того.
Публики в центре "Дом" тоже оказалось фантастически мало.
Я полагаю, что серьезная академическая музыка XX-го века не была бы такой, как она есть, если бы не сильнейшее влияние джаза. И при этом попытки совершить взаимопроникновение одного в другое весьма редки и опасны. Скорее всего, сказывается эффект родственной связи, опасность кровосмешения. Spooky Actions гитариста Брюса Арнольда - редкий состав, не пугающийся опасных взаимодействий. Я не берусь судить о музыке Мессиана, на мой взгляд, трудной, требующей очень большой внутренней работы слушателя вообще (а эта композиция, созданная в условиях не просто войны, а лагеря для военнопленных - в особенности). Кроме того, знаю, что об этом концерте для нашего журнала пишет профессиональный (в этой области) человек. Очень надеюсь почитать мысли о том, насколько приемлемым оказываются построенные на непрерывной временной конструкции ново-, но все же джазового типа музыкальные комментарии (именно так были названы импровизации, следовавшие за текстом Мессиана) совершенно иному типу музыкального высказывания, присущего произведению великого француза, в названии которого уже заложено безвременье. И не было ли символичным само выступление Spooky Actions, заслужившее невероятные для столь немногочисленного зала аплодисменты, для нашего безвременья, в котором настоящее не только неотличимо от подделки, но отличать нет нужды, достаточно сока со вкусом апельсина, приготовленного из концентрата с добавлением вкусового имитатора E=mc2.

Spooky Action

Последнюю формулу я написал не просто так. Она имеет прямое отношение к этому концерту, да и ко мне лично. Дмитрий Ухов еще перед предыдущим приездом квинтета Spooky Actions в Москву обращался ко мне с просьбой найти адекватный термин на физическом слэнге. Дело в том, что участники квинтета заимствовали название у Альберта Эйнштейна, а я, имея происхождение из физики, должен на такие вопросы отвечать влет. Но не тут-то было. Представляя музыкантов, Дмитрий Ухов посетовал на то, что даже почтенные доктора наук не смогли ему внятно разъяснить суть дела. Пришлось полазить по источникам, где обнаружилось следующее.
В 30-е годы гениальный создатель теории относительности пытался опорочить активно формировавшуюся в то время квантовую механику. В частности, было обнаружено некое следствие теории, названное Эйнштейном Spooky Actions at a Distance. Суть его в том, что событие, происходящее с одной из частиц, принадлежащей к некой системе, должно немедленно приводить к изменению состояния другой частицы из этой же системы, причем независимо от расстояния. По мнению мэтра, опубликовавшему эти соображения в 1935 году совместно с еще двумя физиками, причем фамилия одного из них Подольский, этого быть никак не может, а, следовательно, квантовая теория неверна. Эффект, полученный Эйнштейном, называемый по-русски "призрачным взаимодействием на расстоянии", оказался реальным, квантовую механику этот довод разрушить не смог. Более того, нынче на этом эффекте планируют голографическую съемку в абсолютно замкнутой камере и без помощи экстрасенсов. Другое применение предполагается в области создания нейронных компьютеров. Но самое удивительное, что суть явления довольно точно соответствует функции ансамбля, который работает в области взаимодействия далеких пространств. А само музыкальное взаимодействие оказывается столь сильным, что последствия от него ощущаются еще долгое время, пока человек осмысливает и перечувствует происшедшее. В отличие от множества иных музыкальных событий, не имеющих практически никакого послевкусия.
Пожалуй, в этом и состоит разница между настоящим продуктом и 100%-ным соком со вкусом апельсина.

Михаил Митропольский,
поезд Москва-Калуга

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service