502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Spheres Duo
-
"In Concert"

Spheres 2005

 

* * * *

Arnon Zimra - piano
Zvi Joffe - vibraphone & percussion

Сегодня мы видим, как граница, разделяющая джаз и классическую музыку, постепенно стирается и исчезает. Альбом, суммирующий десятилетний труд Цви Йоффе и Арнона Зимры - наглядный пример.
Многокрасочный звук и многочисленные возможности, предоставляемые сочетанием звучаний фортепиано с вибрафоном и перкуссией, дают незаурядный результат.
Зимра и Йоффе встретились в Тель-Авивской Музыкальной Академии в 1991 году для исполнения произведения Ехезкеля Брауна для фортепиано и перкуссии. Существует немало произведений для такого дуэта, но Йофее и Зимра предпочли исполнять свою музыку и свои аранжировки. Этот альбом, как квинтэссенция прошедших десяти лет, дает нам возможность оценить правильность их решения.
Альбом начинается с "Registers for Piano, Vibraphone & Orchestra". Это произведение пронизано от начала и до конца умеренным беспокойством. Атмосфера композиции нагнетается повторениями фраз фортепиано и неумолимыми фразами вибрафона. Но это еще не все. Полный эффект достигается дополнениями струнного оркестра. Эти небольшие, но столь естественные вставки оркестра и есть то, что возносит все произведение на небывалую высоту.
Далее следует "Six Pieces for Viola and Marimba". Цви Йоффе посвятил это произведение своему брату, который погиб в Холокосте в возрасте двух лет. Интересно тембральное решение пьесы: звучат не скрипка и вибрафон, с их отточенным и звонким звуком, а альт и маримба, у которых звук мягче и тусклее, что явно лучше подходит для данного случая. Более того, эта пьеса извлекает максимум возможностей из этих двух инструментов.
И Зимра, и Йоффе отмечают сложность произведения, и оба признательны виртуозности Мартина Шера (альт) и Якоба Ходжеса (маримба), которые исполняют "Six Pieces for Viola and Marimba".
"Anima" основана на обертонах. Здесь Цви Йоффе буквально играет внутри фортепиано. Это произведение противопоставляет перкуссию фортепиано, дабы представить огромный потенциал, заложенный в этом соединении.
С самого создания Spheres Duo Зимра и Йоффе встречаются три раза в неделю для репетиций, во время которых они играют и импровизируют на темы своих собственных произведений. Результат их совместной работы ясно представлен в"Anima", где игра Зимры и Йоффе превосходит понятие просто "игры коллег".
Тогда же, когда Зимра и Йоффе решили работать над своим собственным репертуаром, они создали Tel Aviv Art Ensemble (в дальнейшем Йоффе также создал фестиваль современной музыки White Night Festival, который в этом году пройдет в Тель-Авиве 29 и 30 июня). В состав Tel Aviv Art Ensemble входят молодые талантливые музыканты - Майя Дунитц, Хаггай Ферштман, Даниель Сарид, Йони Сильвер и многие другие. Заметим, что, несмотря на масштабность Tel Aviv Art Ensemble, он не поглотил Spheres Duo, но два коллектива работают и творят параллельно и независимо друг от друга.
Это небольшое вступление привело нас к следующему произведению этого альбома - "Spheres No.2 for Ensemble", где запечатлена как раз совместная работа Tel Aviv Art Ensemble и Spheres Duo. Здесь к двум контрабасам присоединились фортепиано, вибрафон и скрипка. Это произведение подчеркивает низкие тона, открывая новую точку зрения на возможности такого состава.
Произведение, завершающие этот альбом, поражает своей решительностью. Оно было записано в первые дни существования дуэта и представляет огромный потенциал виртуозности и творческой фантазии обоих музыкантов. "Spheres of Music" состоит из 3-х частей, блестяще собранных воедино. Она начинается с афро-кубинской ритмичной музыки и заканчивается короткой кодой перкуссии.
Существует огромное количество неизданного материала, записанного Spheres Duo и ожидающего своей очереди. Например, выступление, ради которого состоялась встреча Цви Йоффе и Арнона Зимра, было записано и скоро выйдет на отдельном альбоме. То же должно произойти и с произведением, сочиненным Брауном специально для этого дуэта.
Цви Йоффе и Арнона Зимра любят музыку, любят импровизировать и наслаждаются процессом творчества. Очевидно, что этот альбом приведет ко многим другим великолепным записям и концертам.
 

Omer Avital
-
"Asking No Permission"

Smalls Records, 2005

 

* * * *

Omer Avital: bass, Ali Jackson: drums, Mark Turner: tenor saxophone, Gregory Tardy: tenor saxophone, flute, Myron Walden: alto saxophone, Charles Owens: tenor saxophone

Еще перед тем, как сам диск достиг моей стереосистемы, мое внимание привлек список музыкантов - я из тех, кто любит изучать буклет со всех сторон. Кроме контрабаса Омера Авиталя, на этом альбоме можно услышать также ударные и пять духовых инструментов. Без какого-либо гармонического инструмента. Сразу же, конечно, в памяти всплыла моя, и я думаю не только моя, любимая запись концерта Чарльза Мингуса, где также (почти) не были задействованы гармонические инструменты. И этот факт уже создал хорошее предчувствие. Честно говоря, это предчувствие более чем оправдалось.
Итак, года два назад Омер Авиталь решил, что пора реализовать записи, сделанные за восемь лет до того в клубе "Смоллс" в Нью-Йорке. Из всех тогдашних записей были выбраны произведения, часть которых представлена в этом альбоме, а часть увидит свет на трех следующих дисках.
В альбоме семь композиций, по которым я хотел бы бегло пройтись. Начинать с самой первой из них было бы чрезвычайно банально, и поэтому на сей раз я бы предпочел начать как раз... ну, допустим, с шестой. Да, еще, забегая вперед, скажу, что этот альбом -благодать для любителей контрабаса, ибо в отличии от многих других альбомов, он изобилует длинными контрабасовыми соло.
Лиричное "Kentucky Girl" с соло на саксофоне Грегори Тарди и соло на барабанах Али Джексона (единственное относительно длинное соло Джексона на всем альбоме) в стиле фри. Несмотря на то, что произведение находится в конце альбома, оно является неотъемлемой частью оного.
"Lullaby of the Leaves" - блюзовая композиция, полная свинга. Можно сказать, что это своего рода реминисценция, высказывание должного почтения к корням джаза. Я думаю, что не ошибусь, если отнесу эти же слова и к композиции "Devil Head".
Стоит отметить дуэт Омера Авиталя и Али Джексона в конце "12 Tribes". Этот неожиданный дуэт, после соло всех шести музыкантов, несомненно является одним из пиков этого альбома.
"Ballad" - самая короткая композиция из представленных на альбоме. "Ballad"- это народная мелодия в аранжировке Омера, в которой также можно услышать всех шестерых музыкантов. Омер вспоминает: "Изначально композиции были задуманы для двух саксофонов. Затем прибавился еще один, и под конец квинтет дополнился четвертым, превратившись в секстет". Здесь как раз уместно заметить, что все композиции на альбоме - плоды работы Омера либо как композитора и аранжировщика, либо как только как аранжировщика.
Альбом начинается композицией "Know What I Meant?" где вступление прекращается (не удержусь от сравнения - Мингусовским) криком, в несколько моментов меняется ход композиции и переходит в соло Мирона Уолдена, затем Эванса, Тарди, Тернера...
Дойдя до этого места, разумно задать вопрос: почему не были упомянуты соло самого Омера Авиталя? Ответ на сей вопрос прост - соло Омера не упоминается из абзаца в абзац, ибо весь альбом наполнен замечательными соло на контрабасе, которые нашли место в каждой композиции.
Этот альбом - историческая реликвия, которая запечатлела музыку, которой больше нет. Этот состав десятилетней давности, который играл на протяжении нескольких лет, но уже прекратил существование. "Все, кто был в этом составе, начинал с этой музыки. Эта музыка была первой, как бы стартовой линией, которая дала толчок в будущее. Этот нью-йоркский состав все знали и слышали. "Смоллс" был домом для музыкантов. Там они выработали свой уникальный стиль и звук. Этот состав отличался огромным количеством импровизации, сочиненной музыки и особой сплоченной атмосферой среди музыкантов", говорит Омер.
В композициях Авиталя можно услышать как джаз, начиная с самых его основ и до наших дней, так и отголоски классической музыки, на которой он вырос. Как уже отмечалось, слияние между этими стилями становится все более и более явным.
Омера Авиталя десятилетней давности тоже уже нет. Тот Омер Авиталь совершил метаморфозу и стал частью Омера Авиталя, которого мы можем видеть и слышать сегодня. Неотъемлемой его частью.

Михаил Фельдман,
Израиль

 

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service