ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #21, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

VIII международный джаз-фестиваль "Какой удивительный мир!" (Челябинск, 2-4.06.06)

Каким должен быть джазовый фестиваль? Масштабным, чтобы много часов, а лучше несколько дней, джазмены играли на разных концертных площадках. С гостями, чтобы публика валом шла на "звездные" имена. Разностилевым, чтобы каждый услышал то, что звучит в его обращенном в "джазовую веру" сердце. Словом, это, извините за банальность, должен быть настоящий праздник джаза. Такой, чтобы его ждали, чтобы его хотели. Титанический труд для организаторов. Но каков КПД!
Стрит-парадСо 2 по 4 июня в Челябинске прошел очередной международный джазовый фестиваль "Какой удивительный мир!". Фраза, взятая из знаменитой песни Луи Армстронга, стала его девизом. В восьмой раз на целых три дня город погрузился в состояние полной джазовой эйфории. И дело даже не в том, что этот форум давно приобрел муниципальный статус (его учредителями являются областное министерство культуры, администрация города, Челябинское государственное концертное объединение и опять же муниципальное учреждение культуры "Уральский диксиленд Игоря Бурко"). Хотя для джазового фестиваля это знаковая черта - он официально вписывается в общий культурный контекст города. Но полюбить джаз, как и любое другое искусство, только по велению чиновников невозможно. Дело, наверное, в том, что за эти восемь лет Игорь Бурко и компания "приручили" публику. Для Челябинска этот джазовый марафон так же логичен, как, например, Новый год или Первомай. На сей раз стараниями Бурко и художественного руководителя фестиваля - народного артиста России Анатолия Кролла - все внимание на форуме было отдано российским музыкантам. Настоящей и будущей элите отечественного джаза. Ну а чтобы все-таки фестиваль не утратил брэнда "международный", пригласили певца из Великобритании. Это удивительно, но организаторы умудряется сделать так, чтобы в эти дни джаз в Челябинске звучал буквально на каждом перекрестке. Помимо основных концертных площадок, джазмены выступают на открытой эстраде на улице Кирова (челябинском Арбате), джемуют в клубах. Увидеть и услышать все в эти дни даже при большом желании физически невозможно. Посему постараюсь рассказать о главном.
Борис "Боб" СавинСтарт фестивалю дала песня. На сцену Челябинского театра оперы и балета имени Глинки вышел респектабельный Борис "Боб" Савин, патриарх челябинского джаза, барабанщик ансамбля "Уральский диксиленд". Такова традиция: первой джазовой темой на этом форуме обязательно должна быть "What A Wonderful World". И никто так, как Боб Савин (конечно, кроме великого Луи), не может так проникновенно спеть эту легендарную балладу. Но самое интересное нас ждало впереди.
Анатолий КальварскийВ этом году впервые за историю фестиваля звучал симфо-джаз. Специальную программу подготовили знаменитый петербургский пианист и композитор, заслуженный деятель искусств России Анатолий Кальварский и московский дирижер, народный артист России Владимир Михайлов. Кальварский солировал на рояле, Михайлов дирижировал симфоническим оркестром челябинского театра оперы и балета. А ритмический "тыл" обеспечивали известные в Челябинске джазмены - братья контрабасист Владимир и барабанщик Виктор Риккеры.
Виктор РиккерСобытие это тем более уникально, что перед выступлением у оркестра было всего три репетиции. Всего за несколько дней академический оркестр нужно было научить свинговать. Исполняли хрестоматийные джазовые стандарты - "On The Sunny Side Of The Street", "Cheek To Cheek", "Django" и проч. Залу эта идея явно нравилась, слушатели захлебывались от восторга и не скупились на овации. Хотя, честно говоря, при безусловном мастерстве пианиста Кальварского и авторитете Михайлова, как симфонического дирижера, самого джаза на концерте как-то не хватало. Джазовые пьесы приобрели устойчивый эстрадно-симфонический привкус. И усилия джазовой ритм-группы Риккеров просто тонули в общем музыкальном потоке.
Давид Голощекин, Владимир МихайловВпрочем, на помощь некоторым недоумевающим слушателям (в числе которых была и я) скоро пришел мудрый Владимир Борисович Фейертаг (он традиционно ведет все концерты фестиваля). Фейертаг сказал, что симфо-джаз - это компромисс между серьезной академической музыкой и джазом, как направлением первоначально танцевальным. А потому симфо-джазовые оркестры нередко именуют эстрадно-симфоническими. Окончательно "исправил ситуацию" Давид Голощекин. Он солировал в нескольких пьесах. Благодаря его соло на скрипке и флюгельгорне на сцене появился сплоченный джазовый ансамбль, и оркестровая "махина" плавно "закачалась" по волнам свинга.
Игорь БуркоНа смену довольно пафосной прелюдии пришел развеселый Moscow Ragtime Band. До сих пор я наивно полагала, что нет пророка в родном Отечестве, что диксиленды и регтаймы с искренним драйвом играет только родной "Уральский диксиленд". Ан нет! Москвичи успешно доказали обратное: технично и уверенно они исполнили добротную классику джаза. Привычно смаковал традицию и последовавший за ним Диксиленд Игоря Бурко. Все было, как должно быть: знакомые темы родом из 30-х годов прошлого столетия, напор, динамика и потрясающие соло трубача Игоря Бурко, саксофониста Алексея Тимшина, тромбониста Наиля Загидуллина, гитариста Валерия Сундарева.
Алексей КузнецовСовсем другие краски концерт приобрел с появлением на сцене квартета аккордеониста Владимира Данилина и гитариста Алексея Кузнецова. Кстати, этот коллектив, по моим впечатлениям, был одним из самых долгожданных на фестивале. Народного артиста Кузнецова челябинские любители джаза любят: он много раз выступал в нашем городе, мало того, он даже в нем родился. А Данилин - этот один из немногих музыкантов, кто закрывает в российском джазе нишу аккордеонной импровизации. И вообще, после столь сильных впечатлений, я бы даже сказала, переживаний, которые породил первый день фестиваля, камерный (если хотите, салонный) джаз был очень кстати. День, равно и концерт, шли к концу, и уже не хотелось каких-то эскапад и экспериментов. Пусть снова звучала традиция, но не волнующая, а умиротворяющая. Кузнецов отдал бразды правления Данилину, Данилин не рвал меха, что, по-моему, ему в принципе не свойственно. Лишь временами в царство мелодии и гармонии, созданное лидерами квартета, врывались громкие соло барабанщика Игоря Игнатова (между прочим, внешне очень похожего на молодого Владимира Ленина)…
Если первый день фестиваля можно назвать самым торжественным, то второй, судя по всему, стал самым насыщенным, если посчитать общее количество концертных площадок и выступлений. Старт всему дал стрит-парад. Ровно в полдень музыканты "Уральского диксиденда", Moscow Ragtime Band и Давид Голощекин, вооружившись духовыми в диапазоне от трубы до громоздкого сузафона, собрали команду и прошлись торжественным маршем по улице Кирова. В час пополудни заработали три уличных площадки. Первая была отдана джазовым оркестрам города и области во главе с челябинским муниципальным биг-бэндом "Джаз-Академия" под управлением заслуженного артиста России Станислава Бережнова. Вторая сцена представляла детский джаз. На ней выступали многочисленные воспитанники муниципального учреждения культуры "Бэби-джаз", руководит которым известный челябинский джазмен, композитор, флейтист Георгий Анохин. Признаюсь, мне не удалось заглянуть даже на минуту на эти концерты. Дело в том, что ваша покорная слуга выступила в роли ведущей концерта на еще одной площадке фестиваля "Какой удивительный мир!". На надувной эстраде там же, в центре Кировки собрались челябинские коллективы эстрадно-джазовой студии Дворца культуры железнодорожников Виктора Риккера, а также исполнители, приехавшие из Челябинской области. В который раз не могу не восславить организаторский талант Игоря Бурко, который на своем фестивале дает возможность выступить всем, вне зависимости от степени известности и талантливости. Главное здесь другое - желание и стремление играть джаз. На нашей площадке (позвольте мне ее так назвать) играли разные команды - от малого состава джазового оркестра из города Кыштым до блюзовой группы из города Коркино "Правила Хамелеона" (кстати, это было одно из самых эффектных выступлений на концерте). Условно уличный марафон был поделен на два блока - в первом "заводили" публику областные исполнители, а второй половине во всей красе предстали челябинцы. Это уже был джаз высокой пробы. Перспективный ансамбль бас-гитариста Сергея Корчагина - клавишника Вячеслава Быстрова. Средний возраст в этом составе - 20 лет, но парни играют очень профессионально; играют все: и традицию, и модерн-джаз, и джаз-рок. Квартет "Четверг", который собрали "гуру" челябинского джаза - гитарист-виртуоз Валерий Сундарев, гитарист Константин Корчагин, барабанщик Виктор Риккер и молодая надежда местного джаза басист Сергей Корчагин. Главный "козырь" этого квартета заключается в интересном ансамбле двух гитаристов. Валерий Сундарев для создания разных тембров нередко использует гитарный синтезатор. Звучание получается ритмически плотным и тонально насыщенным. Трио клавишника Константина Щеглова "Лимонное дерево", которое исполняет только авторскую музыку своего лидера. Это романтические инструментальные баллады, своеобразные лирические полотна. Впрочем, Щеглов, равно и его коллеги, бас-гитарист Станислав Бернштейн и барабанщик Игорь Борискин, - отличные импровизаторы и аккомпаниаторы. Они лихо сыграли несколько джазовых стандартов, в которых солировала вокалистка челябинского муниципального биг-бэнда "Джаз-Академия" Альмира Марганова. Ну и, наконец, бесконечно любимый челябинцами латино-бэнд "Шико". Снимаю шляпу перед талантом его солистов-гитаристов Игоря Петрова и Сергея Усольцева. Местами их латиноамериканский драйв уходил в область качественной поп-музыки, но, видимо, после пяти с половиной часов почти непрерывного музыкального действа под палящим солнцем это было "самое то". Притомившиеся и разомлевшие от жары слушатели сразу задвигались в такт энергичным самбам и сальсам.
Петр Востоков, Овагем СултанянТехники и звукоинженеры грузили на Кировке аппаратуру, а концертном зале имени Прокофьева вовсю шел концерт приглашенных московских гостей. Мы категорически на него не успевали. Успокаивал только тот факт, что на следующий день в том же зале предполагалась похожая программа. С упованием на гала-концерт после небольшого отдыха, мы "рванули" на джем-сейшн, который должен был состояться в клубе "Такси-блюз". Еще в канун открытия фестиваля Анатолий Кролл сообщил, что привозит в Челябинск потрясающих молодых джазменов - студентов РАМ им. Гнесиных. В правдивости слов одного из самых авторитетных джазовых педагогов страны я и не сомневалась. В 2004 году в наш город он привозил великолепный студенческий оркестр "Академик-бэнд". На этот раз гарантия Кролла подтвердилась многократно. Появившись в "Такси-блюзе", трубач Петр Востоков, саксофонисты Овагем Султанян и Олег Остапчук, пианист Николай Сидоренко, контрабасист Макар Новиков, гитарист Александр Папий и барабанщик Александр Иванов без лишних слов сразу пошли на сцену и стали играть. Традицию. В бешеном темпе. Не давая всем присутствовавшим опомниться. Как пошутил один челябинский музыкант: "Ребята, ну сыграйте хоть одну балладу. От вашего сверхскоростного темпа я волнуюсь!" Поражало вот что: смотришь на сцену - джемуют молодые парни, лет двадцати от роду. Белые. Россияне. Закроешь глаза, кажется, что играют "взрослые" афроамериканцы, у которых чувство свинга и блестящая техника "в крови". Чуть позже в клуб подъехал Алексей Кузнецов. Его "пустили" в этот молодежный ансамбль. Потом, "отдышавшись" от эстетического потрясения, включились в джем-сейшн челябинские джазмены - гитаристы Валерий Сундарев и Константин Корчагин, барабанщик Игорь Борискин, басист Стас Бернштейн. Солистка муниципального биг-бэнда "Джаз-Академия" Наталья Дмитришина, оборвав светскую беседу на полуслове, при звуках "How Insensitive" Жобима выбежала на сцену и запела. По общему признанию, ее дуэт с Алексеем Кузнецовым стал еще одной сенсацией той ночи. Это вообще была удивительная ночь. Квинтэссенция счастья для ценителя джазовой музыки. 100-процентный джаз, горячая, несущаяся на крыльях импровизация и прохладный коктейль "пина колада". Спасибо вам, музыканты, за бесценный подарок!
Концертную программу третьего дня фестиваля "Какой удивительный мир!" я позднее для себя в шутку назвала "Заскучать не получиться!". Четкая динамика сценического действа, бесконечно мудрые и остроумные комментарии Владимира Фейертага и опять же джаз во всем его могучем разнообразии. Открыл гала-концерт муниципальный биг-бэнд "Джаз-Академия" под управлением Заслуженного артиста России Станислава Бережнова. Оркестр играл те пьесы, которые сейчас первичны для его репертуара - современных знаменитых американских бэндлидеров Гордона Гудвина, Сонни Роллинза и др. Уверенно, слаженно, с легкой толикой необходимой торжественности. За те короткие два года, что существует бэнд, Стас Бережнов совершил чудо. Из рядового муниципального музыкального оркестра "Джаз-Академия" превратился в единый свингующий организм. Соло его музыкантов продуманны и техничны, а от энергетики и мощного звука мурашки бегут по коже. Не случайно Анатолий Кролл пригласил биг-бэнд Бережнова на свой фестиваль "Российские звезды мирового джаза - 2007". Такой аванс многого стоит. И если "Джаз-Академия" примет это приглашение (а мне кажется, так оно и будет), то он станет вторым коллективом (первый - "Уральский Диксиленд Игоря Бурко"), который достойно покажет на этом престижном форуме, на что способен джазовый Челябинск.
Давид ГолощекинПосле на сцену вышел "символ" челябинского джаз-фестиваля Давид Голощекин. Такое звание ему заслуженно подарили сами челябинцы. Он играл в ансамбле с квартетом Владимира Данилина - Алексея Кузнецова. Как всегда элегантно, как всегда - без всякого намека на самоповтор, как всегда - с любовью к своей музе, джазовой традиции, и любовью к обожающему его слушателю. Высший класс, что тут добавишь!
Джон ДаунсЧувство взаимной симпатии с публикой питало вдохновение еще одного "звездного" гостя фестиваля. Певец из Великобритании Джон Даунс, как чистое воплощение эстрадного джаза а-ля Фрэнк Синатра, пел хрестоматийные стандарты "Georgia On My Mind", "Misty", "Up A Lazy River" и т. п. И несмотря на то, что аккомпанировал ему "Уральский диксиленд", для которого эти темы давно "родные", Даунс пел в своей привычной манере, точно также, как в прошлом году исполнял "нетленки" Синатры вместе с муниципальным биг-бэндом. Без импровизации и как-то очень по-эстрадному. Однако на то и существует фестиваль, чтобы показать некую градацию: вот вам облегченная версия, "The Best" для непосвященных и неофитов, а вот музыка, которую оценят профессионалы. На контрасте выступили юные питомцы профессора Российской Академии Музыки. По великолепной идее Кролла, парни сначала играли трио, затем квартетом, потом секстетом, после к ним присоединилась певица Юлиана Рогачева. Стартовали с авторских пьес пианистов Алексея Чернакова и Николая Сидоренко, продолжили близким им по духу джазовым модерном Хореса Сильвера и Сонни Роллинза, а завершили все это феерической импровизацией на самую "бородатую" джазовую тему в мире "Caravan". Как сообщил Анатолий Ошерович, это был подарок для одного из самых главных челябинских джазовых фэнов, бывшего мэра города Вячеслава Тарасова, который сидел в зале. В принципе, после этого концерт уже можно было закончить, потому что студенты джазовой кафедры РАМ им. Гнесиных играли на пределе человеческих возможностей.
Анатолий Кролл, Игорь БрильНо не тут-то было! Впереди еще манило и интриговало выступление столь долгожданного в Челябинске народного артиста России Игоря Бриля с сыновьями - саксофонистами Александром и Дмитрием Брилями. Ансамбль Bril Family выступал в Челябинске впервые. Да и сам Игорь Михайлович был в нашем городе, как это ни странно, всего во второй раз. Его первые гастроли в Челябинск состоялись в далеком 1982 году, как раз в день смерти Л.И.Брежнева. На сей раз история предложила куда более мажорный контекст. Да и трио Брилей играло в спокойном эмоциональном русле, без ажитации. Так, как положено играть одному из самых титулованных отечественных джазменов. Как должна играть элита российской джазовой музыки, то есть пре-во-схо-дно! Полный "Show Must Go On" наступил тогда, когда в союзе (но не в дуэли) двух роялей оказались Игорь Бриль с Анатолием Кроллом. К ним подсела молодежь - Алексей Чернаков и Николай Сидоренко. Как сказали Игорь Бурко и Анатолий Кролл, этот "эксперимент" впервые звучал на российском джазовом форуме и название он получил столь же эксцентричное, сколь и сама идея "Восемь рук". Эти самые восемь рук титанов фортепианного джаза и его будущих звезд на двух роялях рождали настоящий оркестровый звук. Такова была кода форума, задорная и без всякой помпы. После нее Кролл, встав из-за рояля, объявил, что фестиваль будет жить. Долго и счастливо. А мы в этом и не сомневались! Ведь Челябинск - джазовый город, не так ли?

Наталья Риккер,
радио "Студия 1",
программа "Джаз-тайм".
Фото: Алексей Гольянов

(полный фотоотчет о фестивале "Какой удивительный мир!" смотрите на официальном сайте Челябинской государственной филармонии и на именном сайте А. Гольянова)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service