ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 21 (353) - 15 июня 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 29 июня 2006 г.

Специальный репортаж

Dusseldorfer
Jazz Rally 2006

"14-е Джаз Ралли с Сашей" - так выглядело официальное название этого года. Традиционный ежегодный фестиваль в городе Дюссельдорфе, которому местные средства массовой информации на протяжении года уделяли много внимания, свершился. "Полный джаз" неоднократно рассказывал своим читателям об этом крупном немецком фестивале на Рейне. Автор пользуется случаем и выражает признательность порталу www.jazz.ru за предоставленную возможность поделиться личными впечатлениями от увиденного и услышанного.
"Jazz Rally" глазами официальной статистики: 500 музыкантов из 25 стран, 70 концертов в течение 3 дней, 30 фестивальных площадок, 250 000 зрителей. Увы, на сей раз без музыкантов из России или стран бывшего Союза. В прошлые годы, к слову, здесь выступали басист Алекс Ростоцкий сотоварищи и пианист Олег Аккуратов. Стоимость посещения практически всех концертов благодаря спонсорам, число которых, кстати, постоянно растёт - 25 евро. Для Европы цена, безусловно, небольшая, однако два года назад она составляла 15 евро. Справедливости ради следует заметить, что большое количество выступлений, например - диксилендов, бесплатно для публики.
Концепция проведения фестиваля не оригинальна. За образец был взят фестиваль в Брюсселе. В Дюссельдорфе джаз звучит повсюду, выступления проходят на многочисленных площадках: под открытым небом, в большом шатре на 2000 зрителей возле Рейна в центре города, возле ратуши, в клубах, церквях, пивных, ресторанах, концертных залах, музеях, дворцах, парламенте земли Северный Рейн - Вестфалия и даже в здании аэропорта. Стилистика фестиваля - от диксиленда до фри-джаза и новой музыки. Заранее выходит брошюра с программой, и каждый зритель имеет возможность сам составить маршрут своего "Джаз Ралли". На практике публика пребывает в состоянии постоянного движения между выступлениями. Один из организаторов высказался об этом критически: "Это ужасно. Не важно, на что человек решится пойти, он решает не в пользу других концертов. Не важно, куда человек приходит - или нужно ждать начала, или как раз перерыв."
С некоторых пор главным спонсором фестиваля является компания мобильной связи Vodafone. По-видимому, на правах главного спонсора представители фирмы имеют право предлагать арт-директору фестиваля Али Хауранду кандидатуру хэдлайнера фестиваля. Поскольку Vodafone второй год подряд уверенно выдвигает местных попсовых звёзд (в этом году это ничего общего с джазом не имеющий певец Саша), складывается впечатление, что стилистические музыкальные моменты Vodafone совсем не заботят. Хауранд дипломатически соглашается и официально говорит о привлечении молодой аудитории к джазовой музыке посредством музыки популярной. Саша на фестивале выступает на окраине города в ангаре авиакомпании LTU перед своей публикой, основные фестивальные концерты сосредоточены в центре, Старом городе. Состоялось ли привлечение - вопрос открытый.
В сроки проведения фестиваля неожиданным образом внёс коррективы чемпионат мира по футболу. Начало было в срочном порядке сдвинуто на 3 недели. Фактически одновременно с Ралли в городе проходило несколько демонстраций - свои лозунги выкрикивали 200 неонацистов, 4000 человек маршировали в знак протеста против неонаци. По центру города группами ходили футбольные болельщики. Моментами вспоминалось украинское "Чому я нэ сокил, чому нэ литаю" - пройти было не всегда просто.

Впечатления. Пятница - день первый

По традиции фестиваль открывается выступлением диксиленда. Диксилендов в этом году было приглашено немало: местных, из Голландии, Бельгии, Австралии и Италии. У диксилендов в Дюссельдорфе имеется верная публика, концерты проходят, как правило, на открытом воздухе, иногда рядом с местными пивными при большом стечении народа. Автор ненадолго прислушался к выступлению немецкого Atlanta Jazz Band из Кёльна с трубачом WDR Big Band-a Клаусом Остерлохом (Klaus Osterloh). Остерлох, являясь первоклассным современным джазовым трубачом, всегда отличался своими импровизационными мелодическими находками, блюзовым чувством и умением "рассказывать" на своём инструменте. Диксилендовый репертуар, как оказалось, Клаус играет тоже, играет безупречно и ко всему прочему хорошо поёт. Всё это, плюс юмористический конферанс - живой отклик "у местных" гарантирован. Хочу отметить также музыкантов из Австралии, The Syncopators. Подкупающая открытость, улыбчивая жизнерадостность и оптимизм, даже в балладах! Австралийцы заставили по преимуществу немолодую публику забыть на время о своих проблемах и кричать "бис". Не без улыбки вспоминаю группу добропорядочных немецких домохозяек среднего возраста, очень живо отплясывающих под музыку австралийцев.
Конфузом оказалось выступление молодого темнокожего американского вокалиста Дона Уайта (Don White) на открытой площадке у ратуши. Заявленная организаторами программа "мирового уровня" "Swinging Jazz Higlights" оказалась уровня среднего. Не спасли положение сильные инструменталисты - играющий на Hammond-e Ноэль Стивенс (Noel Stevens) и барабанщик Вилли Кетцер (Willy Ketzer). Молодой же человек, выйдя на публику, запел "All Of Me" и начал вприпрыжку бегать по сцене. Голос у вокалиста оказался соульного плана, манера - неджазовой, исполнение - поверхностным. После того, как зазвучал хит Сантаны "Мария", автору ничего не оставалось, кроме как быстро удалиться.

группа Виктора Бэйли

Ритм - так можно озаглавить программу басиста Виктора Бэйли (Victor Bailey) & Band в переполненном шатре на Бургплаце. Автору даже показалось, что в выступление вполне могла бы вписаться команда рэпперов, музыка была практически танцевальной. Виктор представил публике немецкого барабанщика Вольфганга Хаффнера (Wolfgang Haffner), с недавних пор подключившегося к его туру по Европе. "Мы ещё никогда не играли фанк так, как получается с ним". Действительно, Хаффнер хорошо знает и чувствует стилистику исполняемой Бэйли музыки. Открытием для автора стал клавишник из Венгрии Хорват (Horvath) с его продолжительными, полными внутреннего напряжения импровизациями. Ритмическая группа Бэйли - Хорват - Хаффнер казалась идеальной. Музыканты чувствовали друг друга с полувзгляда, часто меняли ритмический рисунок исполняемых произведений. Бэйли демонстрировал свой богатый технический арсенал приёмов игры, в том числе и двуручный тэппинг, пел скэтом (на мой взгляд, правда, не очень выразительно). Отдельно стоит сказать о тенор саксофонисте Бенни Мопине (Bennie Maupin). Мопин - музыкант, записывавшийся с Майлсом Дэйвисом (на "Bitches Brew"), выступавший с Хэрби Хэнкоком (например, в составе Headhunters) и многими другими американскими джазовыми звёздами прекрасно дополнял своей мастерской, углублённой и мощной игрой ритмическую программу Виктора Бэйли.

Матиас Шрифл, Энди ХадерерСамым ярким впечатлением дня оказался концерт "Two generations of trumpet" в здании Сберегательного банка. Сочинителем большинства композиций концерта являлся молодой, официально позиционируемый как восходящая звезда немецкого джаза 24-летний трубач баварского происхождения, но живущий в Кёльне - Матиас Шрифл (Matthias Schriefl). Вместе с ним выступали первый трубач кельнского оркестра WDR Big Band австриец Энди Хадерер (Andy Haderer), а также пианист Хуберт Нусс (Hubert Nuss), Ханс Деккер (Hans Dekker) на ударных и контрабасист Ингмар Хеллер (Ingmar Heller). Энергии, таланта, плодовитости и юмора восходящей звезде Шрифлу не занимать. О нём уже ходят легенды, и все хотят с ним играть, от традиционалистов до авангардистов. Тот же WDR Big Band планирует концерт в кёльнской филармонии полностью с музыкой этого молодого человека и с ним же в качестве приглашённого солиста. Перечисление же проектов, где Матиас играет, и их стилистическое разнообразие производит впечатление уже сейчас. Выступление в Сбербанке можно определить как мощный полистилистический академический акустический джаз. Демонстрировалась солидность звукоизвлечения, отточенность деталей, стратосферические "верха", сыгранность квинтета. Невозможно не сказать об Энди Хадерере, преподавателе Шрифла, которому музыкальная критика и пресса никогда не уделяла столько внимания, сколько Шрифлу сейчас. Хадерер, по мнению автора, является трубачом мирового уровня, что он убедительно продемонстрировал во время концерта. С наигранным юмором деревенского хохмача Матиас представлял свои композиции. "А вот я написал самую сложную в мире вещь для контрабаса. В ней есть не только целые ноты, но даже 32-е и (округлив глаза) ТРИОЛИ! Не буду говорить о том, что Ингмар смог сыграть эту вещь только с третьего раза". Такого плана конферанс сопутствовал всему концерту, публика умирала, коллеги по квинтету тоже. Стоит отдельно отметить, что "духовики" постоянно меняли инструменты. Шрифл, кроме трубы, играл на баритоновой валторне и флюгельгорне. Хадерер - на трубе пикколо, флюгельгорне, валторне и вентильном тромбоне.

Окончание в следующем выпуске

Юрий "Deutsch" Гранкин,
Дюссельдорф
фото автора

Как это было
в Москве

сцена "Партер"

4 июня - второй (и последний) день фестиваля "Усадьба Джаз" в подмосковной усадьбе "Архангельское". О том, как прошел первый день, мы уже рассказали в предыдущем выпуске "Полного джаза".

Воскресенье началось для авторов с площадки "Аристократ", на которой было решено и сконцентрироваться, учитывая не слишком позитивный опыт предыдущего дня - в субботу беготня между отделенными друг от друга полукилометровым расстоянием сценами съела значительное количество времени, не позволив посмотреть целиком некоторые ключевые выступления.
Евгений Лебедев, Лев СлепнерНа "Аристократе" вечер открывала московская группа "Маримба плюс" - коллектив, занимающий на московской сцене довольно специфическое положение. Обширный инструментальный состав с лидером-маримбафонистом и, соответственно, доминирующей ролью маримбы в звучании коллектива уже в силу акустической природы большинства инструментов и солидной джазовой подготовки большинства солистов обречен проходить в клубно-концертных листингах по джазовому ведомству, хотя стилистику этого коллектива вернее было бы называть "акустический фьюжн". Трудно сказать, чтобы звучание коллектива радикально поменялось за последние месяцы, но видно, что музыканты верны себе в своих изысканиях в области слияния современной камерной инструментальной музыки, джаза, специфических приемов киномузыки и массы других элементов. Правда, звучание маримбы Льва Слепнера не так сильно царит в общем звуке ансамбля, как раньше. Но все равно это музыка больше для камерных залов, чем для открытых площадок: озвучивать ее сложно, тем более под открытым небом, а местные звукомастера, хотя и делали явно все возможное, не всегда могли справиться с особенностями звучания "Маримбы плюс". Несколько выросла (по крайней мере, так показалось в имевшемся звучании) роль духовой секции (флейтист Илья Дворецкий, кларнетист Сергей Нанкин и саксофонист Андрей Красильников. Новый басист группы, Григорий Зайцев (игравший, например, в квартете Анатолия Кролла "Мы из джаза"), добавил определенной упругости звучанию ритм-секции, а гармоническая ткань была изрядно уплотнена участием специального гостя - студента бостонского Berklee College of Music Евгения Лебедева, приехавшего на родину для сдачи госэкзаменов в родной Российской академии музыки им. Гнесиных.
Авторов немножко позабавило, как прозвучала финальная композиция сета "Маримбы" - "Sertao" Ришара Гальяно, сыгранная в очень быстром темпе. Видимо, музыканты группы так давно ее играют, что играть ее медленно им уже не интересно. Особенно странно этот "скоростной забег" звучит по довольно свежему контрасту - всего полтора месяца назад в Москве на фестивале "Le Jazz" ее авторскую версию играл сам Ришар Гальяно. Это не значит, что музыканты не имеют права на интерпретацию: то, что играет "Маримба" - все-таки не настолько академическая музыка, чтобы играть ее "как композитор написал". Просто еще пару лет назад тот же ансамбль играл ее в значительно более медленном темпе!
Михаил АльперинОдним из центральных событий дня стало выступление на площадке "Аристократ" легендарного Moscow Art Trio. Пианист Миша Альперин, валторнист Аркадий Шилклопер и вокалист Сергей Старостин составляют один из, наверное, самых известных в Европе новоджазовых коллективов из России, но при этом в самой России они выступают крайне редко, в среднем раз в два года: Альперин давным-давно живет в Норвегии, а не так давно и Шилклопер перебрался в Европу, в Германию.
Аркадий ШилклоперНа фестивале "Усадьба Джаз" трио играло главным образом программу своего недавнего альбома "Вместо того, чтобы делать детей". Выступления ждали, развернутое представление музыкантов ведущим Михаилом Митропольским приняли весьма сочувственно, непростую музыку трио слушали очень внимательно, и, вопреки некоторым предположениям, публика в течение этого сета почти не покидала "Аристократ".
Сергей СтаростинОсновной прием формирования музыкального материала этого сета (как это часто случается у Moscow Art Trio) - контраст многократно повторяющихся народных попевок, исполняемых большим специалистом по русскому песенному фольклору Сергеем Старостиным, и развернутых импровизационных соло, которые, в отличие от настойчиво воспроизводимых в фольклорной традиционной неизменности попевок, никогда не повторяются в силу своей импровизационной природы. Все это заключается в довольно сложные композиционные рамки, намного более широкие, нежели "тема-соло-кода". Дополнительную звуковую интригу звучанию трио придает тембральный контраст фортепиано и валторны, усугубляемый контрастом импровизационных манер Альперина и Шилклопера - перкуссивного, часто нарочито напористого звучания фортепиано, зачастую пряно приправленного голосом пианиста, пропевающего импровизационную линию, и протяжных, заоблачных зовов валторны, перемежаемых экспрессивными вскриками этого редкого для импровизационной музыки инструмента.
Эмоциональный фон сета Moscow Art Trio варьировался от показателей "динамично-иррациональное" до "довольно мрачное", усиленных непривычными большинству аудитории тембральными сочетаниями и странным эффектом контраста фольклорного материала с его тяготением к натуральному строю и импровизационного развития, протекающего в рамках европейской темперации звукоряда. К этому эффекту привыкнуть очень сложно - можно только обозначить его для себя как основной художественный принцип "Московского художественного трио" и переживать его каждый раз заново.
"Вежливый отказ"В это же время на площадке "Партер" играла легендарная московская рок-группа "Вежливый отказ", которую еще в 1980-е критики называли "самой джазовой рок-группой". Недавно вернувшийся к концертной практике, после трех лет отсутствия на сцене, коллектив гитариста и вокалиста Романа Суслова появился на сцене не со ставшей привычной новоджазовой духовой секцией (трубач Андрей Соловьев и саксофонист Павел Тонковид), а со скрипачом Сергеем Рыженко ("Машина времени", "Последний шанс", "Аквариум", "ДДТ", "Звуки Му"...); при всей креативности и несомненных исторических заслугах "Рыжего", как его называют в рок-кругах, счесть его адекватной заменой духовикам было сложно. При этом коллектив явно испытывал трудности со звуком (как на сцене, так, заметим, и в порталах), из-за чего боевой дух этой умной, едкой, ироничной группы заметно упал, и их музицирование обрело агрессивно-механистичный оттенок, заставивший авторов быстро убраться обратно на площадку "Аристократ".

"Волковтрио"

А там в это время уже разворачивалось во всю ширь санкт-петербургское "Волковтрио". Сольный проект именитого питерского контрабасиста Владимира Волкова не так уж часто появляется в Москве, и наблюдать за ним было весьма любопытно.
Прежде всего, "Волковтрио" - это крайне экспрессивно. Знающая Владимира Волкова по другим проектам (с Аркадием Шилклопером, с Вячеславом Гайворонским, с Андреем Кондаковым, с группой VeDaKi и т.п.) публика привыкла к невероятной экспрессивности его игры и сценического поведения (если к такому вообще можно привыкнуть). И если в проектах, допустим, с Шилклопером бешеная энергетика Волкова приглушается более степенным звучанием других участников, то здесь - наоборот: все трое действуют однонаправлено, очень энергично и напористо. В "Волковтрио" у Волкова есть alter ego - гитарист Слава Курашов. Он играет на акустическом инструменте со стальными струнами, снабженном множеством электронных "примочек", и играет сидя; однако это не мешает Курашову ни двигаться при игре едва ли не более экспрессивно, чем это делает Волков, ни играть напористо, жестко, агрессивно и иногда просто ошеломляюще.
Слава КурашовДля тех, кто раньше не слышал этот коллектив, его музыка звучит весьма динамично и неожиданно громогласно. Да, в тембральном плане это - почти рок, что подчеркивают моторные, драйвовые барабаны Дениса Сладкевича (визуально - антипода Волкова и Курашова: он на сцене очень спокоен, возможно - потому, что у него, в отличие от контрабасиста и гитариста, не получилось бы выразительно размахивать шевелюрой, в силу бритости головы). Но в плане содержательном это, безусловно, импровизационная музыка - ощущение такое, что большая часть этого материала рождается спонтанно, что позволяет говорить о "Волковтрио" как о первом российском джем-бэнде (музыканты работают вместе, причем именно в этой стилистике, уже больше десяти лет).
У "Волковтрио" есть что послушать. Но это единовременная музыка. Для ее понимания почти бесполезен обычный опыт слушания джазового мэйнстрима: основные события здесь разворачиваются не в развитии мелодических линий и не в обыгрывании тех или иных ступеней звукоряда, а в том, как выстраиваются массивные тембрально-динамические звуковые слои, как входят в соприкосновение (контраст или консорт - неважно), взаиморазвитие или взаимоотрицание агрессивные, броские ритмические структуры, которые музыканты вместе зачинают, возводят и тут же разрушают, чтобы сразу же заняться новым ритмом, иногда даже - новым шумом. Это нужно слушать как бы на двух уровнях - сознательном, охватывая взглядом ритмические и тембральные пласты, создаваемые трио , и бессознательном - просто отдаваясь их энергетике; нужно следить, что происходит на сцене - здесь и сейчас. Нужно прожить эту музыку вместе с музыкантами. Иначе неинтересно.
Александр ПищиковСамым неожиданным, пожалуй, был следующий сет на "Аристократе". Легендарный "колтрейнист" советского джаза, тенор-саксофонист Александр Пищиков уже много лет живет в Германии. Перкуссионист Марк Пекарский - давний друг Пищикова, но вместе они не работали, что, в общем, и неудивительно: Пекарский занимается академической музыкой для ударных инструментов, и его Ансамбль ударных инструментов, как главная сила в российской школе современных академических ударных, прославился еще в советское время. Но в силу значительной близости современного академического авангарда и многих направлений "нового джаза" - близости и идейной, и музыкальной, и чисто человеческой - взаимопроникновение этих музыкальных миров не вовсе невозможно, что неожиданное сотрудничество Пищикова и Пекарского и доказало.
Марк ПекарскийМузыканты предстали на сцене Архангельского в формате "расширенного дуэта из четырех человек": Марк Пекарский привел с собой двух учеников, Дмитрия Власика и Дмитрия Селипанова, которые помогали в исполнении - один за традиционной ударной установкой, другой за перкуссионной кухней, не менее обширной, чем у самого маэстро, игравшего в основном на литаврах и великом множестве разнокалиберных тарелок. Плотнейшие ударные фактуры, насыщенные по всему спектру частот - от звона тарелок до гулкого буханья литавр, создавали настолько плотную ткань, что по-колтрейновски насыщенный звук тенор-саксофона Александра Пищикова иногда прорывался сквозь эту ткань не без труда, как это может случиться, пожалуй, только в рок-музыке. При этом громкость и плотность перкуссионных фактур здесь вовсе не самоцель. Все это звучит очень выверенно, умно, интеллигентно, вернее - интеллектуально. Эту неожиданную музыку интересно слушать, как необыкновенную загадку, ключи к решению которой то и дело настойчиво предлагает страстный, мощный саксофон, склоняясь к знакомым темам Колтрейна (вплоть аж до "Naima", из нежной баллады превратившейся в этой версии в какой-то боевой духовный гимн).
Иван СмирновФинал второго вечера на "Аристократе" - ансамбль Ивана Смирнова. Ведущий российский акустический гитарист верен себе: множество всевозможных влияний, от фламенко и джаза до русского, кельтского и Бог весть какого еще фольклора, сплавленных в уникальную, одному Смирнову присущую версию акустического фьюжн, звучит единым потоком, который способен легко захватить и унести с собой даже не слишком подготовленного слушателя. Второй гитарист Дмитрий Сафонов, клавишник и перкуссионист Михаил Смирнов (старший из девяти детей Ивана Смирнова) и мастер фольклорных духовых Сергей Клевенский вместе со Смирновым создают музыкальное полотно такой оригинальности и эмоциональной ясности, что пересказывать его словами - задача очень непростая. При очевидно непростом построении этой музыки она совершенно общепонятна, не заумна, но при этом насыщена фантазией и глубоко укоренена сразу в нескольких пластах современной музыки, что позволяет самому разному слушателю идентифицировать себя с этой музыкой - и полюбить ее.

Иван Смирнов, Михаил Смирнов

Так завершился третий фестиваль "Усадьба Джаз" в Архангельском. Устроители доказали, что фестиваль такого масштаба (а для Москвы это действительно большой масштаб - на фестиваль явно не самой популярной музыки, проводимый, к тому же, за городом, приехало около двух десятков тысяч человек) можно провести без поддержки крупного табачного спонсора, и получится неплохо. Были очевидные недостатки - в частности, не очень понятное даже неджазовой аудитории построение программы на площадке "Партер" и досадные проблемы со звуком на этой сцене. Были и очевидные удачи - в частности, для авторов этих строк таковой удачей представляется программа площадки "Аристократ" в целом и, главное, то, какую обширную и верную аудиторию эта площадка смогла привлечь. Наверняка удач было больше: говорят, хорошо прошли свингово-рокабильные сеты на площадке "Каприз", были свои герои и на диджейской площадке "Лаунж-кафе" у самой Москвы-реки - в частности, очевидцы хвалили нам сет DJ Александра Нуждина.
Дело даже не в конкретных именах. Просто в культурном пространстве российской столицы есть фестиваль, который в начале июня как бы завершает предыдущий концертный сезон, одновременно открывая сезон летний - тогда как в конце августа летний сезон закрывает, открывая следующий концертный сезон, фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" (см. его анонс в сегодняшнем выпуске). Лето в Москве короткое, а летних удовольствий хочется. Спасибо организаторам фестиваля "Усадьба Джаз" за то, что в начале лета такое удовольствие у нас есть.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Постсоветское пространство:
что было
Со 2 по 4 июня в Челябинске прошел очередной международный джазовый фестиваль "Какой удивительный мир!".
О том, как проходил этот крупнейший в Уральском регионе джазовый фестиваль, рассказывает челябинская джазовая радиоведущая Наталья Риккер...>>>>
Постсоветское пространство:
что будет
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по 9 городам России до 23 июня. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы

30 июня,
зал им. Чайковского -
певица Барбара Хендрикс (США)
и квартет Магнуса Линдгрена (Швеция)

IX международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж": 18-20 августа

Ким НазарянIX фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" по традиции пройдет во второй половине августа. Предыдущий, VIII фестиваль, прошел с огромным успехом: за три дня его посетили более 10 тысяч человек. В нем приняли участие звезды российского джаза: Анатолий Кролл, Владимир Данилин, Валерий Пономарев, Валерий Киселев, Олег Киреев, Яков Окунь, а также молодые таланты: Алексей Подымкин, братья Бриль, Феликс Лахути и другие.
Очень сильным было представительство звезд мирового джаза: на ура прошли выступления выдающегося американского саксофониста и флейтиста Джеймса Сполдинга и замечательной певицы из США Синтии Скотт. Покорил своим мастерством и тенор-саксофонист из Нью-Йорка Дон Брейден. Очень тепло московские зрители приняли легенду польского и европейского джаза Збигнева Намысловского и известного французского трубача Мишеля Марра.
В этом году в фестивале примут участие как звезды российского джаза, так и зарубежные мастера из Австрии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии и США. Вот некоторые из участников фестиваля:
Лучшая джазовая певица России Анна Бутурлина вместе с легендами нашего джаза Алексеем Кузнецовым и Виктором "Арзу" Гусейновым представит свой новый альбом “My Favorite Songs”. Свою новую программу покажет московский ансамбль "Зеленая волна" под руководством знаменитого альт-саксофониста Александра Осейчука, а его ученик - один из лучших молодых саксофонистов России Алексей Круглов - познакомит зрителей со своим новым квинтетом. Из Ростова приедет очень веселый ансамбль Hi Fly под руководством Адама Терацуяна. Московский ансамбль Esh, специализирующийся на бразильском джазе, выступит вместе с бразильским виртуозом-перкуссионистом Селио де Карвалью. Молодой российский трубач Виталий Головнев, последние несколько лет живущий на родине джаза, привезет в Москву свой новый ансамбль, в котором вместе с ним сыграет американский барабанщик Джейсон Браун и японская пианистка Мики Хайама, Специальным гостем этого состава будет наш самый известный джазмен Игорь Бутман, в биг-бэнде которого Виталий Головнев трудился в течение нескольких лет, перед своим отъездом в США.
Среди зарубежных звезд фестиваля будет австрийский квинтет Together, лучший саксофонист Израиля Роберт Анчиполовский, известный итальянский пианист и композитор Роберто Магрис, который выступит вместе с прекрасным венгерским саксофонистом Тони Лакатошем, очень темпераментный певец из Нью-Йорка Майлс Гриффит, ансамбль американских звезд, состоящий из номинанта премии "Грэмми" саксофониста Донни МакКазлина, пианиста Дейва Кикоски и солиста Dave Holland Big Band и Mingus Dynasty трубача Алекса Сипягина, которые выступят вместе с нашими звездами - басистом Антоном Ревнюком и барабанщиком Евгением Рябым. Выдающийся американский саксофонист Гэри Томас сыграет вместе с трио замечательного московского пианиста Льва Кушнира, а солистка одного из лучших вокальных ансамблей мирового джаза The New York Voices - Ким Назарян - выступит на фестивале вместе с прославленным американским тромбонистом Джеем Эшби и квинтетом Леонида Винцкевича.
Информационные спонсоры фестиваля:
Радио "Эхо Москвы", Радио "Культура", журнал "Итоги", портал www.jazz.ru, ИТАР-ТАСС, сайт www.mosgorsad.ru, газета "Вечерняя Москва", сайт www.mgreen-jazz.ru
Тел./факс: (495)299-9952, тел: (495)152-8546. E-mail: mgreen@home.relline.ru

Джимми ГринLe Club и Игорь Бутман представляют: 17 июня - Jimmy Greene Quartet (США): Джимми Грин (Jimmy Greene, саксофон), Ксавье Дэйвис (Xavier Davis - фортепиано), Люк Кёртис (Luques Curtis - бас), Кендрик Скотт (Kendrick Scott - барабаны).
Джимми Грин - молодой саксофонист родом из Коннектикута. Играть на саксофоне начал в шесть лет, а в подростковом возрасте стал серьезно интересоваться джазом. В 15 лет он стал брать уроки у легендарного саксофониста Джекки Маклина.
Свою первую группу Джимми собрал, учась в колледже, и почти одновременно начал писать музыку. В 1993 году он вошел в состав Grammy All-American High School Jazz Band под управлением Брэнфорда Марсалиса. В том же году он окончил колледж и поступил в Хартфордский университет на курс к Джекки Маклину. Во время занятий с Грином Маклин заложил прочный фундамент для развития импровизационного дара Джимми, передал обширные знания джазовой традиции, и, конечно, вдохновил своего студента на поиски своего собственного "я".
В последний год обучения в университете Грин принял участие в престижном международном конкурсе имени Телониуса Монка, и жюри в составе Уэйна Шортера, Джимми Хита и Джо Ловано присудило ему одно из первых мест. Окончив университет, в 1997 году Джимми направился в Нью-Йорк и через пару месяцев уже играл в составе квинтета Хораса Силвера. Помимо квинтета, он выступал еще с Томом Харреллом, Стивом Турре, Кенни Барроном, а также с Carnegie Hall Jazz Band, New Jazz Composers' Octet и биг-бэндами Гарри Конника и Джейсона Линднера.
Сольная карьера саксофониста началась вместе с приездом в Нью-Йорк: в конце 1997 года он записал свой первый альбом "Introducing Jimmy Greene", и вскоре журнал Down Beat назвал его "одним из самых перспективных молодых джазменов США". Как композитор, Джимми в 2004 году даже получил грант от Chamber Music America за музыку, написанную для своей группы Jimmy Greene Quartet, с которой он и будет выступать в “Ле Клубе”.
Грин продолжает записывать новые яркие альбомы: его последняя пластинка, пятая по счету, "True Life Stories" вышла в 2006 году. Молодой саксофонист преподает в Хартфордский академии искусств и Hartt School, а также записывается и выступает с большим количеством джазменов, в том числе с Луисом Нэшем, Гарри Конником и др.

Грег БэндиLe Club и Игорь Бутман представляют: 25, 26 июня - Грег Бэнди (Greg Bandy, барабаны, вокал, США) и трио Аркадия Овруцкого (бас-гитара).
Грег Бэнди - значительная фигура в современном джазе. Свой статус выдающегося барабанщика Бэнди закрепил номинацией на премию "Грэмми", а также работой с Джо Хендерсеном, Бетти Картер, Фредди Хаббардом, Джорджем Бенсоном, Дэйвом Холландом и другими легендами джаза. О Греге журнал New Yorker написал: "…несмотря на то, что Бэнди принадлежит к старой исполнительской школе … он играет прогрессивно и современно, обращаясь к мировым традициям ударного мастерства…" Желанный гость на джазовых фестивалях, Грег в последнее время работает в составе известного саксофониста Гэри Бартца.

"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, 21
Телефон для справок и заказа столиков: (495) 915-1042
Начало концертов в 20:30

Образование
В этой специальной рубрике мы более или менее регулярно пишем о проблемах и тенденциях в джазовом образовании - той отрасли музыкальной индустрии, которая продолжает питать джаз новыми творческими силами и закладывает основы того, каким искусству джазовой импровизации быть в последующие годы и десятилетия. Чаще мы пишем о джазовом образовании на родине джаза, в США, поскольку именно американское джазовое образование традиционно задает тон и стандарты в этом деле. Но нельзя упускать из виду и наличие пусть не очень обширной, но достаточно крепкой, имеющей более чем 30-летнюю историю системы джазового образования в России. Сегодня музыковед Зинаида Карташева рассказывает о том, как прошли госэкзамены и выпуск очередного поколения джазовых музыкантов в двух московских высших учебных заведениях - Российской академии музыки им. Гнесиных и Московском государственном университете культуры и искусств...>>>>
А в это время
за бугром...
Лето в Европе - сезон джаза

Летние европейские джазовые фестивали привлекают все больше слушателей, длятся все дольше, становятся более многочисленными. Я не буду рекомендовать рок, поп и фанк мега-фестивали, прикрывающиеся добрым именем джаза, а на самом деле ориентированные больше на тусовку, нежели на музыку. Большинство фестивалей, о которых хочется поговорить, проходят во Франции.
Парижский джазовый фестиваль. Спонсируется мэрией Парижа, концертные площадки расположены на самых разных крытых эстрадах. Сидеть удобно, звук хороший, кругом лужайки и сады. Среди приглашенных звезд - Рой Харгроув, American Allstars in Paris Сэры Морроу, Ришар Гальяно, Кенни Гарретт, ансамбль братьев Бельмондо с Юсефом Латифом, Бадди Гай и Ахмад Джамал.
Фестиваль проводится в парижском парке цветов с 10 по 30 июня, на выходных. Более подробная информация - на сайте.
Фестиваль Джанго Рейнхардта. В городе на Сене, Самуа сюр Сэн, идиллическом месте недалеко от Фонтенбло, где Рейнхардт жил и умер. Этот фестиваль по традиции следует цыганскому свингу, как у Рейнхардта - играют Бирели Лягрен, Коко Бриаваль, Стошело Розенберг. Запланированы выступления многих европейских музыкантов: Энрико Рава, Стэйси Кент, ДидьеЛоквуд и др. Фестиваль устраивают с 22 по 25 июня. Подробности.
"Джаз в Вене"
Достаточно массовый фестиваль в Вене, на юге Франции, однако на протяжении 26 лет истории фестиваля нарушителей спокойствия не замечено. Город не сказать что великолепный, зато концерты проходят в римской арене царского величия, плюс к тому задействованы клубы и небольшие площадки. Выступают Джо Завинул, Уинтон Марсалис, Сонни Роллинз, Дайенн Ривз, Бенни Голсон, Банки Грин, the Neville Brothers и др.
С 29 июля по 13 июля. Подробности.
"Фестиваль американского джаза"
Это серия концертов в двухзальном клубе Sunset- Sunside на улице Ломбар, недалеко от Шатле, в центре Парижа. В клубах все в порядке с кондиционерами, что немаловажно с учетом жаркого времени года. И музыка не менее интересная, чем в нью-йоркских клубах. Для примера: Оливер Лэйк, Марк Тёрнер, Мигель Зенон, Роберт Глэспер, Авишаи Коэн, Рик Маргица.
Проходит фестиваль с 7 по 29 июля. Детали.
"Jazz á Porquerolles"
На модном отдаленном острове Поркероль вблизи Тулона на западном окончании Лазурного берега. Скромняги-продюсеры фестиваля, многие сами музыканты, пропагандируют умиротворенность, экологичность, расположенность к духовному комфорту этого места, куда они любят удаляться для медитаций.
И программа, и обстановка необычные. Среди выступающих - Арчи Шепп, Альдо Романо, Мино Синелу, Энрико Рава, Дэвид Мюррей и др.
С 10 по 16 июля.
Фестиваль лейбла Blue Note Records, Гент. Предлагают к вниманию world music и джаз в волшебном старинном квартале уютного фламандского городка. Программа - одна из самых интересных этим летом, включая Сезарию Эвору, Ури Кейна, Рэнди Ньюмена, Чучо Вальдеса, Уэйна Шортера, Чарлза Ллойда, Мэйсио Паркера и Тутса Тилеманса.
Проводится с 13 по 23 июля. Информация.
Международный фестиваль Molde. В Мольде успешно совмещают музыку и туризм. Вдали от проторенных дорожек, на чудесном норвежском фиорде, концерты в огромных залах и небольших клубах. Среди исполнителей - Стинг, Джошуа Редман, Маккой Тайнер, Хэнк Джонс, Джон Скофилд, Джек ДеДжонетт, Ларри Голдингс и др.
Molde проходит с 17 по 22 июля. Подробнее.
Siena Jazz - это и концерты, и семинары. Участвуют студенты продвинутого уровня, полные энтузиазма, выступающие вместе с преподавателями. Их имена могут быть вам знакомы: Фабрицио Боссо, Марко Тамбурини, Франко Амброзетти, Фурио ди Кастри... Первоклассные исполнители, и счастливы тем, что имеют.
Стоит сделать крюк в маршруте, чтобы попасть сюда. Виды зеленых холмов Тосканы и концертных площадок унесут вас прочь. Что же касается еды, то, как и в случае с музыкой, приберегите аппетит до аперитива.
Siena Jazz проходит с 24 июля до 7 августа. Более детальная информация.
Rochefort En Accords
Рошфор - это не рокфор и не Ля-Рошель, хотя последняя расположена чуть выше по атлантическому побережью Франции. Лафайетт отплывал из Рошфора в Америку, а мюзикл "Девушки из Рошфора" Жака Деми (1967) очертил его место на карте, но ничего значительного до нынешних времен здесь не происходило.
Это не джазовый фестиваль, хотя отличный подбор певцов, авторов, а также кантри, блюз и фолк-музыкантов обещает честную интеллигентную музыку. Приглашенные - либо британцы, либо американцы: Би Джей Коул, Питер Рован, Ким Ричи и дуэт Стив Джеймс - Дел Рей.
Фестиваль проходит с 24 по 26 августа. Подробнее.
Jazz á La Villette
Парк Ля-Виллет в 19-м округе Парижа - необычайно спокойная современная урбанистическая территория, с лужайками, кафе, каналами. Здесь вы застанете Орнетта Коулмена, Стива Коулмена и Five Elements, оркестр Mingus Dynasty, Арчи Шеппа с Джалалом (известным как "Дедушка рэпа"), Эбби Линкольн, Джона Сёрмана, Чарли Хэйдена с Liberation Music Orchestra. Даты фестиваля: с 30 августа по 10 сентября. Подробнее.

Некоторые фестивали мега-размаха не были включены в обзор: Монтрё (Швейцария); Пори (Финляндия); Марсьяк (Франция); Сан-Себастьян (Испания); Антиб (Франция); North Sea Jazz в Роттердаме (Голландия).

Майк Зверин, агентство Bloomberg News
Перевод: Дарья Белецкая

Радио
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти трубача Майлса Дэйвиса. Радио "Культура" 91.6 FM объявляет 2006 год Годом Дэйвиса. В программе Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" (по воскресеньям, 19.05-20.00) в (более или менее) хронологической последовательности еженедельно звучат его исторические записи со всеми возможными, в том числе и ранее не публиковавшимися, дополнениями. Поскольку цикл поддерживают концерн "Союз" и коллекционер Владимир Аронс (Хадера, Израиль), Дмитрий Ухов надеется, что изданные архивы великого джазмена будут доступны, и готов учитывать пожелания читателей "Полного джаза".

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
17 июня - 29-я программа импровизаций, идущая от "Бразильской Бахианы" Вилла-Лобоса, через бразильские темы Гато Барбери и Мишеля Петруччани к синтезу культур у Чико Хэмилтона и Иегуди Менухина.
24 июня - 6-я программа из серии " Лица необще выраженье", посвященная музыкальному творчеству Вячеслава Ганелина после распада трио Ганелина в1987 – 2000 годы
1 июля - 4-я программа, посвященная творчеству британского композитора и саксофониста Джона Сёрмана

Подкаст "Слушать здесь":
15.06.06 - #55: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Softly As In A Morning Sunrise" в исполнении трио старейшего из ныне действующих ветеранов джаза - 87-летнего пианиста Хэнка Джонса - с альбома "For My Father" (Justin Time, 2005).

13.06.06 - #54: Кирилл Мошков подводит итоги викторины по пьесе "When The Saints Go Marching In" и раскрывает тайну прозвучавшей в #52 версии, а также представляет еще один стандарт 20-х в исполнении The Beatles ("Ain't She Sweet", из альбома "In The Beginning", Atco, 1961-64)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Зинаида Карташева,
Анна Филипьева,
Наталья Риккер,
Юрий "Deutsch" Гранкин,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Reuters,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Алексей Гольянов,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.