ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #21, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

"Молодые специалисты" джазовой сцены

Конец мая и начало июня - это время, когда выпускники эстрадных отделений московских вузов становятся, как раньше говорили, "молодыми специалистами". Для ребят это важный момент в их жизни, это начало самостоятельной творческой деятельности. Есть повод подвести итоги прошедшим студенческим годам и поговорить о будущем молодых музыкантов, а заодно - и о проблемах и перспективах отечественного джазового образования.
В поле нашего зрения - два вуза, имеющие наиболее долгую историю существования в них эстрадно-джазовых специализаций: Российская академия музыки им.Гнесиных и Московский государственный университет культуры и искусств. Названия кафедр и учебные планы в них различаются, а отсюда - различаются и государственные экзамены. "Гнесинцы", ориентированные кафедрой "Музыкальное искусство эстрады" на сольное и ансамблевое исполнительство, сдают экзамены по специальности и ансамблю. Выпускники Университета культуры по кафедре "Эстрадные оркестры и ансамбли" на первом экзамене дирижируют оркестром, второй же экзамен (поскольку до нынешнего выпуска большое значение имела специфика университета) - устный, который включает вопросы по педагогике, истории исполнительства и т.п.
Есть, конечно, выпускники и более молодых эстрадных отделений в других вузах - Институте современного искусства, Академии им.Маймонида, Педагогическом университете. Но побывать на всех "госах" и услышать всех невозможно. Поэтому буду говорить о тех, кого знаю и слышала, поскольку являюсь профессором Университета культуры, работаю также на эстрадном отделении Педагогического университета и бываю каждый год на джазовом "Фестосе".
Сначала - о некоторых впечатлениях от выпускного экзамена по ансамблю в Академии им.Гнесиных. Прежде всего - имена педагогов по различным дисциплинам, подготовивших ребят к выпуску: это заведующий кафедрой народный артист России профессор Игорь Бриль, заслуженный артист России профессор Александр Осейчук, народный артист России Анатолий Кролл, доцент Александр Серов, преподаватели Иван Авалиани и Тигран Григорян и многие другие педагоги, кого выпускники всегда будут с благодарностью помнить.
В выпуске РАМ этого года преобладает, так сказать, ритм-секция: пианисты - Евгений Лебедев, Михаил Тарасов, Елена Сафонова; контрабасисты - Павел Протасов, Александр Любарский, Андрей Макаров, ударники - Петр Ившин, Александр Розенбаум, гитаристы - Александр Папий, Николай Куликов. Двое альт-саксофонистов - Овагем Султанян и Алексей Гордеев. Многие из них уже не первый год появляются на нашей джазовой сцене, некоторые (Петр Ившин, Евгений Лебедев), можно сказать, - "долгожители", начавшие играть на "Фестосе" и на детских джазовых фестивалях, еще учась в музыкальных школах. Трое студентов - Евгений Лебедев, Михаил Тарасов и Алексей Гордеев - периодически исчезали из вида, поскольку параллельно обучались в знаменитом бостонском колледже Беркли (Berklee College of Music). Неплохой процент для одиннадцати выпускников.
Михаил ТарасовВ мои студенческие годы в Московской консерватории у нас были, конечно, выпускники - лауреаты международных конкурсов, иногда выезжавшие за рубеж с концертами. Но мы и представить себе такие "послужные списки", как, например, у Михаила Тарасова, Евгения Лебедева, конечно, не смогли бы. Например, Михаил Тарасов, обучаясь в ГМУЭДИ на Ордынке по классу фортепиано у Игоря Бриля, параллельно проходил курс композиции у Юрия Саульского, и это он считает одним из главных эпизодов своей жизни. В 1998 году он стал лауреатом джазового фестиваля в Вильнюсе, в 1999 году - лауреатом конкурса молодых композиторов "Хрустальный камертон", а в 2004 году - лауреатом конкурса имени Джона Леннона в Нью-Йорке. Среди его сочинений - музыка к фильму "Мечты как реальность" Пита Карпентьера. Жить он собирается в Нью-Йорке, но не хочет порывать связей с Россией. Такие вот теперь выпускники - граждане мира.
Петр ИвшинОчень приличное резюме может уже продемонстрировать Петр Ившин. Его джазовая карьера начиналась под руководством Петра Петрухина, создателя одной из лучших программ детского джазового образования в Москве, и первым крупным событием в ней был успех на джаз-фестивале в Санта-Барбаре, США, в 1999 году. Потом Ившин играл в различных биг-бэндах и ансамблях очень высокого уровня (достаточно назвать ансамбли под управлением Анатолия Кролла и Игоря Бриля). Было множество концертов, удачных выступлений на конкурсах, джаз-фестивалях в Москве, Донецке, Ростов-на-Дону, Перми, Екатеринбурге, Сочи, Израиле, Турции, Болгарии и т.д. Так что Петр обладает уже солидной коллекцией различных премий и дипломов - всех не перечислить, и многие - высшей степени.
Евгений ЛебедевМне кажется, что нужно особо отметить участие Петра Ившина и Евгения Лебедева в событиях не только джазовой музыкальной жизни. Петр, окончивший Центральную музыкальную школу, был участником конкурса "Классическое наследие" в 1998 году, в 1999 году - стипендиатом фонда "Новые имена", в 2004 году - участником "Декабрьских вечеров". Евгения Лебедева я слышала в 2005 году в старинном зале Российского фонда культуры, где вместе с певицей Анной Левшиной они участвовали в концерте пятого международного молодежного музыкального фестиваля "Ars Longa". Такие события помещают молодых музыкантов в более широкий контекст нашей концертной жизни, и они достойно представляют джаз в ранге высокого искусства.
Что же касается собственно экзамена, то он был очень интересным. Ребята играли, в основном, современную музыку. Из классики был, пожалуй, только "Караван" в темпераментной транскрипции и с большим соло Александра Розенбаума. Все прекрасно солировали и звучали в ансамбле. Самый горячий прием слушателей получили выступления Евгения Лебедева и Александра Папия.
Игорь Бриль, уставший, но довольный хорошим выступлением ребят, сказал после экзамена: "В этом году на нашей кафедре состоялся двадцать второй выпуск. Государственные экзамены показали, насколько возрос профессиональный уровень студентов. Главным итоговым экзаменом является, несомненно, экзамен по ансамблю. Все выпускники получили отличные оценки, и это о многом говорит. Каждый из них за годы студенчества приобрел то, что хотел. Теперь будущее молодых музыкантов - в их собственных руках. Меня, честно говоря, очень волнует, как сложится их дальнейшая профессиональная судьба с точки зрения их социального статуса. Не секрет, что деятельность музыкантов, в особенности молодежи, складывается часто на контрактной основе, а это все - временные места работы, которые в конечном итоге не приводят к "накоплению" трудового стажа. И нередки случаи, когда прекрасные джазовые музыканты, активно выступая несколько десятилетий на концертах и фестивалях, оказываются лишенными официальных прав для получения почетных званий, не говоря уже о пенсии. Сейчас молодым кажется, что это все подобные проблемы очень далеко и решатся сами собой, но не мешало бы подумать и об этом. Стабильность в их существование могла бы привнести работа в оркестрах, филармонических организациях, учебных заведениях. Правда, для этого придется как-то "упорядочить", организовать свою жизнь. Что же касается планов на будущее нашей кафедры, то в этом году нам предстоит набор на дневное отделение студентов-вокалистов. Предполагаются три специализации: джазовое пение, эстрадное пение и мюзикл. Планируем, что преподавать будут Ирина Отиева и Ирина Томаева".
Напутствуя выпускников, председатель государственной комиссии, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Александр Петухов сказал очень кратко и правильно: "Завершен серьезный этап вашей жизни. Итогам его вы обязаны, в основном, вашей природе, вашим родителям и учителям. Пожелаю вам в дальнейшем самого главного - везения".

О выпускниках Московского государственного университета культуры и искусств мне писать, конечно, проще, потому что за ними я наблюдала в течение пяти лет.
Прежде всего нужно сказать, что у нас ситуация уникальная, поскольку на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей (заведующий - доцент Евгений Савин) существуют два оркестра - биг-бэнд и камерный эстрадный, а это означает, что у нас учатся и струнники. Поэтому программа государственного экзамена по дирижированию состояла из двух частей, соответственно участию студентов в этих оркестрах
С камерным эстрадным оркестром каждый из шести выпускников-струнников должен был себя показать как в эстрадном, так и в классическом сочинении. Так что музыка звучала разная: от Джованни Перголези - до Мэрайи Керри. Оркестры подобного состава существуют на нашей концертной эстраде, но не припомню, чтобы они были в учебных заведениях, поскольку дело это очень громоздкое и сложное. Музыкантов-струнников для таких оркестров тоже вряд ли где-то готовят. Проблем с этим оркестром много, и нельзя похвастаться тем, что они у нас решены на должном уровне. Председатель государственной комиссии народный артист СССР Анатолий Полетаев совершенно правильно сказал, что такой оркестр легче создать, чем содержать, поскольку таких традиций, какие сложились в симфонических оркестрах учебных заведений, в таком жанре нет.
Зато игра "Университет-Бэнда" (руководитель - Евгений Савин) председателя Полетаева, по его словам, приятно удивила, и он отметил хороший строй оркестра и энергичный студенческий "драйв". Те шестеро, кто дирижировал биг-бэндом - это выпускники джазовой специализации: альт-саксофонисты Сергей Васильев и Денис Беляев, пианисты Константин Замесов и Юлия Найдина, гитарист Илья Кузьмин и тромбонист Вячеслав Кейзеров. В программе, наряду с аранжировками джазовой классики, прозвучало авторское сочинение - пьеса Константина Замесова "Шестое чувство". Увлекательная и яркая музыка на шесть четвертей с латиноамериканскими ритмами, хорошее знание возможностей звучания биг-бэнда и очень "ловкое" управление им одновременно с исполнением фортепианной партии никого не оставили равнодушным, и это было на "пятерку с плюсом". Так что Константин еще себя покажет в редком для наших композиторов жанре сочинений для биг-бэнда.
По сравнению с "гнесинцами", наши студенты не так имениты, но и у нас есть свои уже состоявшиеся джазмены. Это тот же Константин Замесов, лауреат двух конкурсов "Рояль в джазе", получивший вторую премию в 2003 году и третью - в 2005 году. Как и многие музыканты джаза, он иногда работает с эстрадными артистами (Юрием Антоновым, Светланой Светиковой и др.), участвует в таких проектах, как мюзикл "Иствикские ведьмы". Но самое для него интересное - это его джаз-ансамбль "Гелиос", где он исполняет свои композиции и аранжировки и, кроме игры на рояле, еще и поет. Все годы своего обучения в МГУКИ он был лауреатом джазового "Фестоса".
Сергей ВасильевС этого же можно начать и "послужной список" самого яркого и неотразимого нашего выпускника - Сергея Васильева. Такими эпитетами его нельзя не наградить, послушав хоть раз его соло. Мощный исполнительский темперамент, хорошее владение инструментом (он играет, помимо альт-саксофона, на сопрано-саксофоне, кларнете, флейте), явное стремление к лидерству, активность и стремление себя проявить в разных качествах позволяют надеяться, что его путь в джазе будет весьма неординарным. Да он и сейчас уже необычен для выпускника. Прежде всего, Сергей очень активно сотрудничает с филармонией своего родного города Костромы, организовывая джазовые концерты, абонементы, предлагая разнообразные по джазовым стилям интересные проекты и сам участвуя в них. В Москве он успел за годы студенчества поиграть по многих коллективах. В основном, это была музыка латиноамериканского "акцента", что естественно при его темпераменте - Latin Rey, Comparsa La Primera. Но были и традиционный Swing Jazz Dance, и запись дисков с секстетом Олега Степурко и другими ансамблями. Сейчас Сергей - солист биг-бэнда "Фонограф" Сергея Жилина.
Теперь слово заведующему кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей доценту Евгению Савину: "Ситуацию на нашем отделении простой не назовешь. В университете, включающем в себя, по сравнению с музыкальным вузом, огромное количество специализаций, музыкальным кафедрам и коллективам несложно затеряться. Поэтому иногда приходится даже отстаивать свои интересы. Это в особенности касается проблемы набора абитуриентов. Нам предписывается набирать по шесть- девять студентов на курс, а это явно недостаточно для того, чтобы наполнять участниками два оркестра. Кроме того, для хорошего звучания в составе биг-бэнда молодой музыкант должен обладать соответственными профессиональными качествами.

Сергей Васильев дирижирует "Университет-бэндом"

В нашем вузе эстрадная специализация существует давно - с 1977 года. Она начинала свои историю в рамках кафедры духовых инструментов и ориентировалась на подготовку руководителей эстрадных ансамблей, да и специфика университета культуры накладывала свой отпечаток на состав учебных дисциплин. Со следующего года квалификация наших выпускников будет в большей степени направлена в сферу музыкального исполнительства, и это должно повлиять на их профессиональный уровень.
За нынешних выпускников я спокоен. Они востребованы, они успешно работают, и, я уверен, они не изменят своей профессии".
"Университет-Бэнд" - постоянный участник всевозможных оркестровых "событий" в Университете культуры - Российских оркестровых ассамблей, встреч и совместных концертов со студентами других стран, как, например, концерт со студентами Университета штата Мэриленд, и выступления его проходят весьма успешно. Студенты эстрадного отделения принимают участие в мастер-классах зарубежных педагогов. Недавно гостивший у нас директор музыкальной школы Университета штата Висконсин трубач Боб Кейз очень высоко оценил игру наших ребят.

Константин Замесов (ф-но), Боб Кейз (труба)

Конечно, нужно назвать и имена ведущих педагогов кафедры - доцент Евгений Савин, профессор, доктор педагогических наук Вячеслав Кузнецов, заслуженный артист России , доцент Сергей Резанцев, Заслуженный работник культуры России, доцент Валерий Мелехин, профессор Юрий Чугунов, доценты Александр Комарницкий и Евгений Грасеев, преподаватели Вадим Ахметгареев, Николай Головня, Андрей Бубнов.

И, наконец, самое приятное - еще о двух выпускниках, вернее - выпускницах. Это Катя Надареишвили, которая заканчивает магистратуру Московского Педагогического университета, и Кристина Гордадзе из Московского университета культуры и искусств.
Катя НадареишвилиУ них много общего. Обе - певицы, красавицы, талантливые, артистичные, грациозные. Обе сохраняют верность своим грузинским корням, часто поют на родном языке. От этих корней (и от воспитания, конечно) - своеобразная окраска тембра, интеллигентность, такт, особый шарм. Обе имеют отношение к джазу. Катя, как выпускница эстрадного отделения (класс педагога Олега Клипа) и участница ансамбля A'Cappella ExpreSSS - прямое. Кристина, выпускница отделения академического вокала - косвенное: через участие в ансамбле "Бриз" и пение Гершвина. Обе - лауреаты международных конкурсов, в годы учебы вели активную концертную деятельность, и при этом оставались прилежными студентками - никаких "хвостов" и поблажек.
"Послужной список" Кати уже очень большой. Только за три последних года со свом ансамблем она участвовала в представительных фестивалях, среди которых - Montreux Jazz, Jazz Parade, Solevoci, Jazz in Time. На фестивале-конкурсе Vokal Total в Граце (Австрия) в 2003 году ансамбль получил престижную премию Ward Swingle Award. Концертов и гастролей по нашей стране и всему миру уже не сосчитать: страны Азии и Европы, США (подробности можно узнать на сайте ансамбля). Ансамбль прекрасно поет джаз, обработки фольклора и классики, хорошую популярную музыку. И Катино второе сопрано всегда "на высоте". Ее звучание в ансамбле и соло, в живом звучании и на дисках (говорю о том, что слышала сама) безупречно. Она изящно двигается, несомненно украшая собою ансамбль.
Но было бы несправедливо ограничивать деятельность Кати только ансамблем, хотя он и занимает ее основное внимание и время. Она очень любит студийную работу - записывает бэк-вокал и саунд-треки. Скоро ее голос можно будет услышать в русскоязычной версии фильма о Гарри Поттере. Как солистка Катя работала в клубах с джазовыми музыкантами. Я, правда, слышала ее в этом качестве только в учебной обстановке: она пела соло и в дуэте с Максимом Кострой на концерте класса своего педагога Олега Клиппа, и пела очень хорошо.
Тема магистерской диссертации Кати - "Эстрадно-джазовый ансамбль: учебно-образовательный аспект". К тому опыту, который она приобрела в ансамбле, она с полным правом может присоединить и опыт преподавания вокала, который она приобрела за полтора года работы на эстрадном отделе детской музыкальной школы № 102. Так что Катя вполне может состояться и как педагог, а таковых в джазовом и эстрадном вокале у нас пока очень мало.

Кристина ГордадзеКристина Гордадзе закончила МГУКИ по классу академического вокала у педагога Леоноры Киселевой. Обладая красивым сопрано, хорошими вокальными данными и чувством стиля, она владеет большим и разнообразным репертуаром. Сегодня она может спеть соло в барочной "Stabat Mater" Перголези или что-нибудь из Беллини, а завтра - концерт из популярных песен и джазовых стандартов в программе вокального квартета "Бриз". Она поет музыку от Перселла, Баха, Генделя - до Бернстайна и Гершвина.
Речь не идет о владении Кристиной техникой джазового вокала. Но ее умению петь музыку не-классического репертуара могли бы позавидовать многие наши оперные "дивы", которые обычно превращают Гершвина в дешевую оперетту или вообще "идут вразнос". Я была свидетелем участия Кристины в мастер-классе чернокожего американского певца Айры Сполдинга, на котором он, в основном, со студентами Московской консерватории, работал над исполнением музыки Гершвина и других американских композиторов. Честно скажу, Кристина была лучше всех, наиболее "обучаемой". Плач Сирины из оперы Гершвина "Порги и Бесс" в ее исполнении Айра Сполдинг старался сделать еще более эмоциональным, наполнить движением, но претензий к ее пониманию музыки, к интонации, к английскому языку у него не было, в отличие от многих замечаний к другим студентам.
Кристина - лауреат международного конкурса "Искусство ХХ1 века" (Киев, 2004), Всероссийского конкурса "Студенческая весна" - 2005 и многих других конкурсов и фестивалей московского и вузовского масштаба. В составе квартета "Бриз" она была лауреатом студенческого джазового "Фестоса". Квартет этот, руководимый ее отцом Вахтангом Гордадзе, все чаще появляется на концертной сцене.
Без участия Кристины и ее очаровательной улыбки не обходилось, наверное, ни одно событие в жизни вокального факультета МГУКИ. Всегда доброжелательная и готовая помочь, она пела на всевозможных дипломах, концертах, встречах и конкурсах. Ее опыт, приобретенный в стенах вуза, обязательно окажет ей верную службу в будущей профессиональной карьере. И в этой карьере, я уверена, будет не только классическое направление.

И это вкратце все о моих наблюдениях за "передовым отрядом" молодых музыкантов, за которыми - новое слово в нашем джазе и эстраде.
С такими студентами грустно расставаться, но за их будущее педагоги спокойны.

Зинаида Карташева

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service