ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #24-25, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Два Крутых Концерта: Кенни Гарретт и Clarke-Duke Project

Кенни ГарреттБог послал возможность посетить Очень Крутой Концерт. Когда два вечера подряд ходишь на концерты, то поневоле сравниваешь, что и как было сыграно в эти два вечера. А музыканты оба вечера играли вполне сопоставимые по уровню звездности и мастерства. 20 июля я был в "Ле Клубе" на концерте саксофониста Кенни Гарретта, а 21-го - в "Икре" на концерте Джорджа Дюка и Стэнли Кларка.
Вообще-то у меня в домашней фонотеке есть по нескольку альбомов каждого из этих музыкантов, и мне гораздо больше нравится слушать Кенни Гарретта. Причем любимым является именно его альбом "Happy People" 2002 года - вещи с этого альбома составляют основу его нынешней концертной программы. А альбомы Джорджа Дюка и Стэнли Кларка я слушаю редко - это слащавый smooth-jazz, и другие исполнители в этом жанре лично мне нравятся больше.
Джордж Дюк, Кенни КларкТем не менее, сами по себе и Джордж Дюк, и Стэнли Кларк - музыканты ОЧЕНЬ крутые, и не сходить на их совместный концерт было просто нельзя. Штука-то вся в том, что у каждого из них за плечами НУ ОЧЕНЬ большой опыт. Их припопсованые альбомы - это одно. А в 70-х годах оба они играли музыку совершенно другого свойства. Собственно говоря, оба они играли в группах, с которых начался джаз-рок: Джордж Дюк играл у Фрэнка Заппы, а Стэнли Кларк - в Return to Forever у Чика Кориа. Кстати говоря (если кто не знает), считается, что именно Стэнли Кларк изобрел такой способ звукоизвлечения на бас-гитаре, как "слэп". И именно в те времена.
Джордж ДюкТак вот, господа, Я вам скажу: их концерт в "Икре" - это был ПРОСТО УЛЕТ! Перед концертом было не очень-то понятно, будут ли они играть дуэтом или же будет полноценный состав - в анонсах ничего об этом сказано не было. Вообще-то эти двое и дуэтом могли бы сыграть - полный вперед. Но с ними были еще и барабанщик и второй клавишник. Второй клавишник был просто сайдмэном (небольшое соло он сыграл, только когда они уже играли на бис), а барабанщик был полноценным солистом, причем весьма крутым, а одно из его соло было вообще блистательным…
Стэнли КларкСначала они играли драйвовый джаз-фанк - всех просто на уши поставили. Дюк время от времени играл на большой белой клавишной "расческе". Потом был не менее кайфный "медляк" с выразительными соло, а Дюк там еще и спел - последние лет 10 он еще и поет на своих альбомах. Потом снова был фанк. А потом Джордж Дюк сказал, что за свою долгую карьеру они оба переиграли во всех стилях и направлениях, включая и сотрудничество с различными поп- и рок-звездами, и просто джаз как он есть. И сегодня они желают продемонстрировать нам всю широту своего амплуа. Второй клавишник и барабанщик ушли со сцены, Стэнли Кларк взял контрабас, а Дюк включил на электропиано фортепианный звук. И они сыграли пару длинных и ОЧЕНЬ красивых джазовых баллад - сначала "Осенние листья", потом еще что-то. Когда Кларк солировал на контрабасе, то мимикой становился похож на Гидона Кремера - губа висит до подбородка и с губы чуть ли не слюна свисает - сильное зрелище, надо сказать. А во второй акустической вещи Стэнли Кларк, помимо традиционного способа игры на контрабасе, играл еще и аккордами, и слэпом, и еще фиг-пойми-как - очень впечатляюще.
Стэнли КларкВидимо, контрабас был не очень толково вызвучен - в "акустической" части концерта все звучало несколько тише, чем было нужно. И вот какая занятная особенность меня поразила. В "Ле Клубе" порой приходится удивляться тому, с каким безразличием сидят люди на самых близких к сцене местах. Они иногда даже отворачиваются от сцены и совсем не аплодируют в те моменты, когда вся публика на стоячих местах просто рукоплещет. Видимо, такие уж люди покупают билеты на самые дорогие места в "Ле Клуб". А вчера в "Икре" я поразился тому, как вели себя люди около барной стойки, т.е. на самых дешевых местах, где обычно тусуются настоящие джазовые фанаты. Во время тихих акустических баллад оттуда доносились смех, шум, гам и перезвон стаканов. Было такое впечатление, что вся толпа пришла просто пива попить, а на концерт они все попали случайно. Местами это чуть ли не заглушало музыку…
После акустического отступления снова был джаз-фанк, снова был драйв и стояние на ушах.

Вообще, идя на концерт, я подозревал, что примерно так все и будет. Дело в том, что Джордж Дюк - не просто мощный джазмен-солист. Он еще и продюсер. А продюсер - это человек, который ЗНАЕТ И УМЕЕТ делать такой продукт, который нравится МАКСИМАЛЬНОМУ количеству потребителей. Если Джордж Дюк работает над джазовым альбомом, то он играет там такой джаз, который купит максимальное количество покупателей, т.е. попсовый smooth-джаз. А если Джордж Дюк делает концертную программу, то он играет уже другой джаз - джаз-фанк с яркой ритмической фактурой, чтобы был драйв, чтобы "завести" всю толпу и поставить ее на уши.
Кенни ГарреттИ этим вчерашний концерт сильно отличался от концерта Кенни Гарретта, где даже сама расстановка песен как концертных номеров была, мягко говоря, странной. Сам Гарретт, безусловно, саксофонист крутой. Как солист он мне всегда нравился - еще со времен его первого сольного альбома "Introducing Kenny Garrett" 1984-го года. И на видео-записи Дэвиса "Концерт в Монтре" Кенни Гаррэтт просто блистал. Но вот программа, которую они играли в Москве в этот раз...
Начали они с какой-то довольно темпераментной и очень длинной вещи - как выразился стоявший рядом музыкальный критик А.Е.Петров - "композиция в стиле позднего Колтрейна". Проще говоря - минут 15-20 играли собачатину. Потом была отличная около-фанковая вещь с альбома "Happy People", а потом какие-то две смурные вещицы, которые маэстро играл на сопрано, и попутно толковал в микрофон про то, что "you can fly like birds, if you want to..." Причем одна из этих сопрановых вещей была ну просто как детская песенка. Он сыграл несколько раз подряд саму ее мелодию под незатейливый аккомпанемент родес-пиано, и на том композиция закончилась. Я так понимаю, что первое отделение было чем-то наподобие издевательства над публикой. Типа: "Ах, вы пришли на нас посмотреть? А вот таких вы нас полюбите ли?"
Кенни ГарреттА второе отделение уже было вполне себе нормальным концертом. И играли они там тоже вещи с альбома "Happy People". Но сыграли еще и "Жан-Пьер" Дэвиса, мелодию которой Гарретт любит цитировать в своих соло. В этой вещи, а также еще в некоторых местах, Гарретт поиграл через примочку-"квакушку", стоявшую под ногой в виде педали. Подобной квакушкой лет 15-20 назад любил попользоваться Майкл Бреккер. А услышать это от Гарретта, всю жизнь игравшего прямым открытым звуком на незатейливом мундштуке Selmer E, - это нечто новое.
Четыре года назад Кенни Гарретт тоже играл в "Ле Клубе" программу "Happy People", но тогда эта программа была совсем свежа - с пылу, с жару. Продюсером одноименного альбома был Маркус Миллер. И, видимо, благодаря именно ему этот альбом получился таким кайфным. Правда, и тогда на концерте эти вещи Гарретт играл более эмоционально и отвязно, чем на альбоме. Они и понятно - концерт есть концерт. Но сейчас наставления продюсера уже порядком подзабылись, и господин Гарретт играет эту программу, уже не заботясь о слушателях…
Но по большому счету это все, конечно, придирки. Как слушатель я все равно получил удовольствие. А то, что на одном концерте больше, а на другом меньше - не так уж и важно.

Сергей "Serge" Лукоянов
Фото: Игорь Верещагин (из клуба "Икра"),
Кирилл Мошков (из "Ле Клуба")

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service