ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #26-27, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Джазовый юбилей в Эйлате

Быстро летит время. Кажется, несколько лет назад я, еще почти свежим репатриантом, впервые приехал в Эйлат на "Джаз на Красном море" и, затаив дыхание, слушал Мишеля Петруччиани и Гэри Бертона, а фестиваль был тогда еще совсем молодым, и все говорили: надо же - не Монтрё и не Монтеррей, а выступают самые великие. Спустя пару лет уже отмечали первый юбилей, и от "великих" просто деться было некуда - Бреккеры, Бриджуотер, Вудс, Коулмен… А Дани Готфрид вспоминал, как он делал первый фестиваль в Эйлате, и как уговорил джазменов-евреев (тех же Бреккеров, Родни, Мэла Льюиса) приехать бесплатно, чтобы в Израиле был свой джазовый праздник, и как бывший подпольщик из ЛЕХИ, ныне верховный судья Меир Шамгар был первым из государственных мужей, поддержавших его… А потом было еще девять фестивалей, среди которых три - в тяжелые интифадные годы, когда три четверти музыкальных знаменитостей, играющих классику, явно или скрыто бойкотировали Израиль, а рок-музыканты вообще в нашу сторону не смотрели. На этих трех "Джазах на Красном море" не было ни одного отказа, на них так же выступали звезды и суперзвезды. Возможно, не с той же плотностью, как на юбилейном, но с той же, с какой они появляются в Амстердаме, Вене, Торонто и других джазовых столицах. Джазмены любят играть и не любят политику (действительно, а не на словах!), поэтому им глубоко наплевать на двойные, тройные и всякие другие стандарты, кроме стандартов джазовых - вечнозеленых мелодий, именуемых стандартами, но играемых каждым из джазменов по-своему, нестандартно.
В двадцатый раз в эйлатском порту открывается фестиваль "Джаз на Красном море". Как всегда, программа разделена на "гостей" и "своих". И тех и других представляют по десять составов. После первого появления в Интернете перечня зарубежных участников юбилейного фестиваля на форумах появились разочарованные отклики - сэкономили на юбилее; никто из великих в это время на Ближний Восток не собирается, вот и в Эйлат не заедет; поеду лучше в Москву, послушаю Гарретта и прочая, и прочая… Разочарование фанов понятно - напомню вступление к "Веселым ребятам": Бастер Китон, Макс Линдер, Чарли Чаплин… в фильме не участвуют. Нет в перечне Шеппа и Вудса, Кориа и Картера, Маклафлина и Скофилда, Моушена и Эллинга, Эбби Линкольн и Дайаны Кролл… Нет и еще очень многих. Видимо, за кулисами фестиваля причин их неприглашения немало, но для меня важна одна - все они были, и не единожды, в Эйлате или в Иерусалиме, в Тель-Авиве или Хайфе, на фестивалях или концертах. Были Петруччиани и Элвин Джонс, Педерсен и Грапелли, Гиллеспи и Армстронг… но они уже не приедут никогда и никуда, поскольку благословенна их память. А приезд звезд на старости лет иногда доставляет удовольствие, заставляющее забыть о возрасте (как Тутс Тилеманс или Джеймс Муди), но часто - наоборот, наводит на грустные мысли об уходе со сцены вовремя. Увы, мэтры стареют и умирают, а приходящие им на смену не сразу становятся мэтрами. Представленная программа 20-го Эйлатского фестиваля не сияет яркими звездными лучами, но насыщена первоклассными музыкантами, каждый из которых может в одиночку украсить любой фестиваль.
Исполнители высокого уровня выйдут на сцену не только на "гостевых" концертах, но и представят израильские джазовые достижения. Среди отечественных фестивальных проектов есть ряд коммерческих, которые, видимо, привлекут множество околоджазовых любителей эстрады, совмещающих фестиваль с отдыхом на Красном море. Таковы программы "Гиди Гов поет джаз", где звезда израильской эстрады споет джазовые стандарты в переводах на иврит и "I Wonder", посвященной творчеству знаменитого Стиви Вандера. Эти концерты будут малоджазовыми, но, вполне возможно, интересными. Оркестр "Комон бенд" покажет яркую и динамичную программу, принесшую ему успех на гастролях в Европе. Оркестр отличается наличием не только традиционных инструментов (в его составе также дудук, зурна, диджериду, экзотические ударные) и очаровательной юной певицей Мариной Максимилиан-Блюминой. Барабанщик Гиль Ладин и пианист Идан Ладин собрали большую команду, которая покажет эксперимент по сочетанию джаза и танахических текстов. В двух чисто-джазовых составах играет один из лучших на сегодня израильских пианистов Омри Мор. Пока он еще нарасхват только в Израиле, но скоро будет сюда "заезжать" по случаям, поэтому секстет барабанщика Ра Бар-Неса и квартет саксофониста Даниэля Замира надо послушать обязательно. Добавлю, что сам Замир - музыкант потрясающий, да и его партнеры превосходны. Любопытный эксперимент покажет тромбонист Яир Слуцкий - он выведет на сцену ансамбль "Тромбония", в котором вместе с ним будут играть еще три тромбониста, басист и ударник. Семья основателя фестиваля Готфрида обычно представлена самим Дани и его старшим сыном, талантливым пианистом и дирижером Яроном. На этот раз на сцену выйдет младший сын Дани Авирам, тоже пианист и лидер квартета. Также в программе заявлены еще два ансамбля - квартет саксофониста Эреза Бар-Ноя и квинтет "Боп-сити", в котором привлекают яркий пианист Алек Кац и вибрафонист Гиль Сорин.
О "звездах", то есть, о тех, кто приедет на берег Красного моря из-за пределов Израиля, поговорим позднее. А пока - на конец августа любители джаза должны отложить все свои дела и постараться приехать в Эйлат. С 27 по 30 августа с 8 вечера до 2 ночи в порту будут концерты, а потом, до утра, как всегда, во дворе "Ривьеры" - джем-сешн. И здесь на сцену выйдут все - евреи и французы, черные и белые, мэтры и ученики… Будет джаз.

Гости

Каждое джазовое собрание отмечено приверженностью его устроителей к определенным направлениям. Основатель и постоянный составитель "Джаза на Красном море" Дани Готфрид - поклонник мэйнстрима. Это не означает, что в Эйлате не звучит авангард, джаз-рок, фанки и фьюжн - звучит, и еще как! Но главное - традиционный джаз. А самый старый традиционный стиль - диксиленд, и на фестивале стиль этот представляет самый знаменитый диксиленд Нового Света "Презервейшен холл джаз бэнд". Старейший диксиленд Нового Орлеана (родины диксиленда и королей джаза Оливера и Армстронга) я услышал впервые 23 года назад в Москве. Послом США в СССР тогда был страстный поклонник джаза Хартман, приглашавший в праздники знаменитых джазменов поиграть в его доме, знаменитом "Спасо-хаузе". Активная московская джазовая общественность приводила американских звезд на вечер в Дом композиторов, где не столько желала послушать грандов, сколько поиграть перед ними и с ними. Старикам из Америки поиграть тогда дали минут тридцать, потом появились Олах, Козлов, Бриль, Матвеев, Лукьянов, Бахолдин и начали щеголять виртуозной, но в данном случае, ненужной техникой. Старики слушали, улыбались и подыгрывали, очень вкусно и точно. Второй раз "Презервейшен" я услышал в Эйлате десять лет назад, на первом "звездном" юбилее. Музыканты уже были не те, что в Москве, однако кайф и драйв были те же. Причем, кроме основного концерта, немолодые и нехудые люди были также основными участниками ночных джемов. Я не знаю, насколько нынешний состав "Презервейшен холл джаз бэнд" отличается от того, десятилетней давности, но не сомневаюсь, это будет тот же праздник. Не больше, поскольку больше в жанре диксиленда невозможно.
От старого джаза перейдем к … вообще не джазу. Сегодня все не вписывающиеся в существующие рамки музыкальные жанры объединяют, по-моему, бессмысленным понятием "музыка мира". Не буду заниматься вычерчиванием жанровых границ, но отмечу, что если один из мощных корней джаза находится в Африке, то собственно африканская музыка на джазовом фестивале более чем уместна. Уроженец Ганы Мори Канте с детства начал играть на "балафоне" (африканской разновидности ксилофона), затем освоил "кору" (подобие лютни с 21 струной), а перебравшись в 1984 году в Париж - создал собственный ансамбль. С 1987 года Мори Канте начал завоевывать мир, сегодня он - один из ведущих исполнителей африканской музыки. В Эйлате Мори Канте выведет на сцену девять музыкантов, поющих и играющих на экзотических инструментах, сам же будет петь, играть на "коре", гитаре и ударных. Мори Канте не будет единственным представителем африканской музыки в Эйлате. Одна из известных современных южноафриканских артисток Сутукази Ароси также выйдет на сцену на берегу Красного моря. Певица, танцовщица и драматическая актриса, она выступала со многими знаменитостями, среди которых великая Мириам Макеба. Ароси не исполняет чисто африканскую музыку, в ее выступлениях - сплав жанров со значительным упором на джаз, а ее ансамбль имеет вполне традиционный состав - лидер- и бэк-вокал, саксофон, клавишные, гитара, бас и ударные.
Вернемся к традиции. Гонсало Рубалькаба впервые выступал в Эйлате в 2003 году. Процитирую собственную рецензию на его концерт: "…услышав "живьем" Брубека, Петруччиани, Кориа, удивиться сложно. Оказалось, нет предела возможностям фортепиано и человеческому гению. Молодой, предельно скромный человек, творит чудеса. Он не гоняет в бешеном темпе гаммы, но играет тихо и тонко, иногда больше делая пауз, чем извлекая звуков. Традиционные джазовые гармонии соединены с абсолютно баховским полифоническим мышлением, оригинальными вставками-намеками на знакомые мелодии и высочайшим академическим пианизмом. Звук и технику Рубалькабы можно сравнивать не с Питерсоном и Эвансом, но с Горовицем и Микельанджели". В ансамбле с Рубалькабой в этом году, так же, как и три года назад, выступит уникальный барабанщик Игнасио Берроа и басист Армандо Гола - уверен, он будет под стать партнерам… Трио Рубалькабы - кубинцы, живущие в США и играющие мэйнстрим, а их земляки "Лэйтин групп" - секстет (духовые, клавишные, бас, ударные), живущий на "Острове свободы" и играющий латиноамериканскую музыку. Они приглашены в Эйлат "на 90-й минуте", после отказа "Трио Розенберг" играть для агрессоров.
Лет 50 назад еще не говорили всерьез о европейском джазе. В Европе с радостью принимали американских джазменов, именно европейская публика поняла и приняла музыку, ставшую в конце 40-х сложной и концертной (а не танцевальной!), но, не считая уникального Джанго Рейнхардта, настоящие джазовые звезды в Европе появились только в конце 60-х годов. Сегодня мы уже говорим равноправно об американском и европейском джазе, а некоторые звезды из Сербии или Норвегии светят ярче, чем из Чикаго или Нью-Йорка. Бирели Лягрен - стопроцентный наследник великого Джанго. Он - французский цыган и феноменальный гитарист (и получше, чем братья Розенберги), начавший играть лет 25 назад и быстро завоевавший славу одного из лучших в джазовой гитаре. В Эйлат он приезжает также с восхитительными музыкантами - контрабасистом Рами Виниолем (недавно выступившим на "Фестивале Израиля" в трио с Бояном "Зед") и знаменитым барабанщиком Андре Чикарелли. Лягрен примет также участие в концертах Сары Лазарус - певицы, выросшей в Америке, но живущей в Париже. Выпускница Гарварда (по филологии) училась с детства игре на саксофоне. На пике академической карьеры Сара увлеклась джазовым пением и поняла, что именно это - ее призвание. Вместе с певицей и "гостем" Лягреном на сцену выйдут пианист Ален Жан Мари, басист Жиль Натурель и барабанщик Стив Вильямс.
Фестиваль неполноценен без биг-бэнда, однако первоклассный большой оркестр привезти трудно - это требует затрат, которых с лихвой хватает на приглашение двух-трех малых составов. Выступления зарубежных биг-бэндов на "Джазе на Красном море" либо не отложились в памяти, либо запомнились откровенно низким классом и вопросом: "Зачем подобные оркестры приглашают?". На этот раз приглашен не просто классный оркестр, но один из лучших биг-бэндов в мире - Vienna Art Orchestra. Многие читатели помнят этот коллектив в связи с сотрудничеством с ним Аркадия Шилклопера, запечатленным на ряде дисков. На этот раз лучшего джазового валторниста в составе Венского оркестра нет (Шилклопер выступал в Израиле в последний раз совсем недавно, на фестивале "Джаз-глобус - 2005"), но приезжающие без Аркадия двадцать музыкантов заслуживают внимания. Дирижер и композитор Матиас Рюэгг основал оркестр в 1977 году. За 29 лет биг-бэнд многократно выступил на всех возможных фестивалях, сделал десятки первоклассных записей и несколько раз признавался опросом журнала "Down Beat" лучшим биг-бэндом года. В Эйлате Vienna Art Orchestra покажет две программы: первая посвящена Эллингтону, вторая - свингу 30-х годов. В оркестре классический состав - по четыре трубы и тромбона, пять саксофонов (они же - флейты и кларнеты), две гитары, бас, ударные, вокалистка Анна Ловерньяк и дирижер - бессменный Матиас Рюэгг. В списке оркестра специально выделен звукорежиссер Рональд Матки.
Венчают список "гостевых" участников фестиваля в Эйлате два нью-йоркских ансамбля. Джон Фэдчок много лет входит в число лучших музыкантов джазовой столицы и, бесспорно, является лучшим ее тромбонистом, переигравшим со всеми великими музыкантами разных поколений: Вуди Герман, Телониус Монк, Луи Беллсон, Джерри Маллиган - некоторые из большого списка приглашавших Фэдчока в партнеры. Сам Джон - не вечный партнер, но и самостоятельный яркий лидер, не только годами признающийся лучшим тромбонистом, но получивший в 2003 году "Грэмми" за лучшую инструментальную аранжировку года. Фэдчок выведет на эйлатскую сцену секстет, добавив к голосу своего тромбона трубача и саксофониста и традиционное ритм-трио - фортепиано, бас и ударные. Второй нью-йоркский ансамбль вызвал, вместе с Рубалькабой, лучшие отзывы на "Джазе на Красном море - 2003". В 1991 году в джазовом клубе "Fez" был основан биг-бэнд, названный именем величайшего контрабасиста в истории джаза Чарли Мингуса, умершего за 12 лет до того. Внутри оркестра возникли несколько малых составов, один из которых, септет "Династия Мингуса", был в Эйлате 4 года назад и приезжает на этот раз. Воспитанным на советском джазе ансамбль интересен еще и тем, что в нем играют два бывших московских музыканта. Бесконечные рассказы большинства наших земляков - джазменов (независимо, где они сегодня живут - в России, Америке или Израиле) о признании собственных персон в американском джазовом мире носят либо эпизодический, либо фантастический характер. В действительности же, замечательные "русские музыканты в Америке играли и играют джаз друг с другом, зарабатывая деньги другой музыкой, в основном, свадебной. Лишь трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов, приехав в начале 90-х в Штаты, "не стали зарабатывать на свадьбах, но играли на улице до тех пор, пока не попали в настоящий американский бэнд" - рассказал мне Аркадий Фримен-Кириченко, съездивший на 12 лет в Нью-Йорк и вернувшийся обратно. Первый опыт "попадания русского к американцам" был в 70-е, когда Пономарев попал к самому Арту Блэйки, второй - опыт Сипягина и Козлова, и именно его мы будем лицезреть в Эйлате. Подчеркну, что в бэнде имени великого контрабасиста на контрабасе играет русский музыкант. Кроме Сипягина и Козлова на сцену выйдут саксофонисты Крэйг Хэнди и Уэйн Эскофри, тромбонист Фрэнк Лэйси, пианист Джордж Коллиган и барабанщик Дональд Эдвардс. Выступят ли они так же блистательно, как три года назад, мы скоро узнаем. Встретимся на фестивале, а потом поговорим о его итогах.

Владимир Мак,
Иерусалим

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service