ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Третий Международный ереванский джаз-фестиваль

Александр ЗакарянТретий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом был период обманутых ожиданий и несостоявшихся надежд. И вот, вдруг и наконец - есть фестиваль!
На сей раз организаторы фестиваля - Джаз-клуб "Малхас" и компания "Паризян Сурч" - решили ограничиться двумя концертными днями, "армянским" и гостевым. Правильное, в общем-то, решение, так как в случае смешанных концертных мероприятий публика обычно ждет - не дождется, когда же "наши ребята" отыграют и уступят место гостям. И дело тут не в качестве исполнения, а в обычном человеческом любопытстве и вечном стремлении к новизне. А растягивать фестиваль на три дня, с двумя "армянскими" - нецелесообразно.
"Катунер"Итак, день первый. Сразу надо отметить, что ввиду того, что составов набралось с десяток, а то и больше, организаторы предоставили каждому коллективу минут по двадцать. В результате кто-то играл одну длинную композицию, кто-то три короткие, постоянно чувствовалась некая нервозность ("гитара не строит? - ничего, по ходу настроишь, давай, публика ждет"), спешка и явная неудовлетворенность - у музыкантов творческая (не смогли показать все на что они способны), у зрителей - потребительская (пусть еще поиграют). Кроме того, как обычно бывает в таких случаях, достаточно длинные паузы между сменами составов приходилось заполнять вечному ведущему всех джазовых мероприятий - композитору, пианисту и одному из руководителей оркестра радио и телевидения Мартыну Вартазаряну. Надо заметить, что это у него не всегда получалось хорошо, и к концу концерта (а длился он около 4 часов), зрители уже с трудом воспринимали его вымученные шуточки.
Программа оказалась обзорной. Выступили практически все имеющиеся на сегодняшний день и достойные внимания коллективы. Начать хочется с того, что выступили сразу четыре биг-бэнда. Сам факт того, что на такой маленькой территории существует сразу четыре оркестра, уже достоин внимания. А если еще учесть, что два из них великолепные - картина будет прямо-таки радужной. Первый и самый сильный - Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора Армена Мартиросяна - играет как джазовую классику, так и модерн-джаз - композиции Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Боба Берга (Bob Berg), Дейва Холланда (Dave Holland) и, конечно, произведения своего руководителя в этно-джазовом стиле. Сильная и серьезная программа.
Второй состав - джаз-оркестр радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна. Это классический свинговый танцевальный оркестр в стиле 30-40-х ("Chattanooga Choo Choo", "Caravan", "Basin Street Blues" и все такое прочее.). Третьим был "Оркестр 70-х", составленный из музыкантов, игравших в оркестре Константина Орбеляна и в других различных джазовых комбо периода расцвета социализма и становления джаза в Армении. Те самые люди, которые страдали за свою любовь к джазу, те самые, которых исключали из комсомола за длинные волосы и джинсы, те самые, которые "росли над собой", слушая передачи Уиллиса Коновера (Willis Conover) по "Голосу Америки". И, соответственно, репертуар этого коллектива составляют композиции, популярные в те времена - "Chameleon", "Feelings", "Black Magic Woman"... И, наконец, последний, самый молодой бэнд из столицы Нагорно-Карабахской Республики Степанакерта - "Арцах-бэнд". Существующий всего лишь один год, коллектив этот, не мудрствуя лукаво, пошел по линии наименьшего сопротивления, подготовив программу из простых, доходчивых и ударных композиций, которые "прозвучат" почти в любом исполнении - "Sweet Georgia Brown", "Night in Tunisia" и т.д. Конечно, коллективу еще работать и работать, но если музыканты не будут лениться, из них выйдет толк.
Time ReportКроме четырех бэндов, по одной-две композиции сыграли этно-джазовый квинтет Time Report, как всегда отыгравший интеллигентно и с каким-то лоском, немного бесшабашный и безбашенный джаз-рок-септет "Катунер", чопорный свинговый квинтет "Чико и друзья", трио модерн-джаза ливанского пианиста Артура Сатяна, абсолютно классический и немного старомодный квартет московского саксофониста Александра Закаряна и дудукист из Франции Левон Минасян, игравший народную армянскую песню под аккомпанемент смешанного джаз-рок-коллектива.
Левон МинасянОдним словом, некий отчет звезд армянского джаза перед своими слушателями. Если быть объективным, то надо отметить, что получилось слегка пафосно и скучновато. Какая-то обязаловка, хотя никаких конкретных претензий ни у кого быть не может. Просто раньше это называлось "партийный концерт".
Зато следующий день был прямой противоположностью. Играл американский ансамбль с длинным и слегка запутанным названием - Earth, Wind & Fire Experience featuring Al MacKay All Stars Band. Вначале это вызвало массу недоразумений - телевизионщики, например, не удосужившись уточнить, дали информацию, что в Ереван едет Earth, Wind & Fire, центральная газета написала о том же... И лишь после вмешательства "третьих сил" в вопросе наступила ясность. Было разъяснено, что гитарист и основатель группы Al MacKay All Stars Band, сам мистер Эл Маккей, был одним из основателей и "моторов" группы Earth, Wind & Fire с 1971 по 1983 годы. А затем, помыкавшись, в 1990 году создал свой собственный коллектив, некий двойник Earth, Wind & Fire, и назвал свою программу именно тем длинным и сложным названием, введшим в первый момент армянскую общественность в заблуждение. Но это все никак не отразилось на самом концерте и грандиозном шоу, устроенном музыкантами.

На моей памяти в Ереване было два выступления подобного уровня. В 1978 году - концерт Б.Б.Кинга, и нынешнее. Довольно-таки многочисленная группа (четыре духовика, два клавишника, два барабанщика, два гитариста, три чистых вокалиста) была создана по образу и подобию своего оригинала. И композиции она играла те же - "Fantasy", "Let’s Groove", "September", "Sing a Song" и все такое прочее. Пели прекрасно (буквально "убил" ереванскую публику первый тенор Тим Оуэнс - Tim Owens), играли еще лучше, и, так как ереванцы не слышали живьем настоящий Earth, Wind & Fire, то некий бутлег и клон вполне подошел. Народ оттягивался по полной программе - весь концерт простоял на ногах, хлопая, подпевая, подыгрывая всячески артистам. Девчонки лезли на сцену танцевать с темнокожими певцами (и конечно пытались продемонстрировать все, чему их научило MTV - вилять бедрами, делать "обтирание", а главное, демонстрировать бесконтактный секс, куда же сегодня без него!). Обычно чопорная и снисходительно взирающая на старания музыкантов и их призывы принять участие в затеянной игре, ереванская публика довольно живо отозвалась на клич музыкантов и подыграла им на все сто.
Сумасшествие, которого никогда не видел Большой концертный зал Армфилармонии имени Арама Хачтуряна, продолжалось около двух часов. Люди пели, танцевали, обнимались, целовались (!!!) и всячески демонстрировали свою сопричастность к музыкальному действу.
После концерта все с визгом вывалились на улицу и долго не могли успокоиться. Потом начались обсуждения увиденного и услышанного. Все в один голос заявляли, что "конечно, это не E,W&F, но кайф получен достаточный". Так, что организаторы могут быть спокойны - существовавшие до концерта опасения, что "царь не настоящий", не оправдались. Может, музыканты и не голубых кровей, но энергия и качество у них явно царские.

С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16-17 июля - фанк-группой Al MacKay All Stars Band - встретиться было трудно.
Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов группы, а главное - лидера, от журналистов. Автору этих строк, благодаря личным связям (то, что называется "через-через"), удалось буквально прокрасться в гостиницу "Ереван", где жили музыканты, и в прямом смысле слова подкараулить Эла МакКея в холле гостиницы. Пока секьюрити бдительно охраняли вход в гостиницу, мы с господином Маккеем мирно беседовали и пили кофе в холле.
- Я, Морис (Maurice White) и Вердин (Verdine White) собрали группу. У Мориса было что-то до этого, но большой успех пришел, когда мы начали работать вместе. Я писал, он делал аранжировки. Я еще играл на гитаре и пел. За восемь лет мы записали семь дисков, объездили десятки стран и все Штаты. У нас тогда были и золотые и платиновые диски и "Грэмми". Но потом я начал тяготиться этой жизнью. Во-первых, я воспитывал в одиночку сына, и мне надо было как можно больше быть дома, а во-вторых, с Морисом все труднее и труднее было ладить. Он становился подозрительным, жадным, эгоистичным. В начале 80-х я решил, что мне лучше уйти. Лет десять я маялся без определенной работы, перебивался случайным заработком, и лишь в начале 90-х решился собрать собственную группу. Что играть - для меня не было вопросом. Конечно, свои песни периода E,W&F. Тем более, что кроме Мориса, все остальные ребята ко мне относились прекрасно (Филип Бейли - Filipp Bailey, например, всегда и везде утверждает, что после меня у E,W&F не было такого гитариста). И вот уже лет 10-12 мы гастролируем по свету с программой Earth, Wind & Fire Experience featuring Al MacKay All Stars Band. Из названия видно, что мы играем (я не хотел огорчать музыканта тем фактом, что в Ереване это поняли лишь за пару дней до концерта).

А не обидно было покидать группу в самом расцвете славы?

- Тогда не было другого выхода - ни личного, ни творческого.

А сейчас не хочется обратно?

- Нет. У меня своя группа, мы записываем альбомы (у коллектива их два. Оба концертники, последний - "Double Album", записанный во время концертов в Каунасе, Литва), нас любят, на концертах всегда полно народу. Очевидцы даже утверждают, что наши концерты проходят с большим успехом, чем E,W&F. Так что я доволен судьбой. А кроме того, как я уже сказал, у меня с ребятами прекрасные отношения, и они иногда даже приглашают меня на какие-то крупные знаменательные концерты.

Чем объяснить такую популярность музыки фанк и соул во всем мире?

- Она яркая, искренняя, открытая, веселая. Она полна эмоций и чувств. Посредством такой музыки можно передать любую гамму переживаний, ей подвластны самые тонкие нюансы души человеческой. И, кстати, понятна она всем, вне зависимости от места рождения. Ей неведомы языковые преграды, она идет от сердца к сердцу, от души к душе.

Рок, джаз, поп меняются с течением времени, а соул и фанк, словно застыли на месте без особых изменений...

- Потому, что это музыка души и внутреннего состояния человека. А эти человеческие свойства не меняются от периода жизни или сезона. Чуть-чуть поменялись приемы аранжировки, добавились новые электронные инструменты, а все остальное осталось старым, вернее, настоящим, натуральным. Ни соул, ни фанк не могут измениться по определению.

А как вы попали в Армению?

- Наш агент сказал, что есть приглашение из Еревана. По правде говоря, мы никогда не слышали о вашей стране. Но я сказал ребятам "А что, может поедем и посмотрим, что это за Армения такая?". Все согласились. Когда наши друзья узнавали, что мы едем в Армению, нам говорили - как, вы не знаете Армению? Это же страна коньяка! И там живут замечательные люди!". Так вот, поверь мне, первое, что сделали наши армянские хозяева - это напоили нас коньяком. И это часа в 4 ночи! Признаюсь, такого великолепного напитка я никогда не пил. Нам подарили по паре бутылок и еще рассказали какую-то легенду, давшую название марке коньяка (речь о коньяке "Ахтамар". Кто не знает этой красивой легенды - пусть напишет, я с удовольствием расскажу. А кто не пробовал этот коньяк - приезжайте, с удовольствием угощу! - прим. автора). Я хотел прикупить еще парочку, но мне сказали, что у меня могут быть проблемы на таможне. Жаль....

А что еще понравилось в Ереване?

- Если честно, то мы прилетели рано утром, проспали до обеда, потом саундчек, сейчас отдыхаем, а потом концерт. Сразу после концерта - джем-сейшн, а в 3 ночи мы улетаем... Так что ничего практически не видели. Но одну вещь я все же успел заметить. У вас необыкновенно красивые женщины. Прямо красавицы. Я обратил на это внимание моих ребят. Они подтвердили - им тоже очень понравились армянки. Я бы и их прихватил парочку, но наверное, с ними тоже будут проблемы на таможне (смеется).

Кстати, и во время концерта МакКей несколько раз говорил о красоте женщин, увиденных в Ереване и всячески демонстрировал им свое восхищение.
К концу разговора пришел лесник, то бишь, секьюрити, и всех разогнал. Я на скорую руку поблагодарил за интервью и попрощался, не забыв, тем не менее, сфотографироваться с Элом. Шутка ли - фото на память с одним из основателей группы, которой заслушивался в студенческие годы!
А после выступления, во время устроенной музыкантам овации, он увидел меня со сцены (представителям прессы на сей раз были предоставленные места рядом со сценой) и, перекрывая шум аплодисментов, крикнул: "Видишь, как армяне принимают американский фанк! Я же говорил, что эта музыка найдет путь до сердца любого человека, вне зависимости от места проживания!".

Армен Манукян

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service