502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #29, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Paolo Fresu 5tet Plays the Music of Tino Tracanna
-
"Incantamento"

Blue Note, 2006
64:40
 

* * * * *

Трубач Паоло Фрезу родился на итальянском острове Сардиния в 1961 г. и на европейской джазовой карте представляет Италию. Правда, при этом примерно шесть месяцев в году он живет в Париже - оттуда удобнее ездить на записи и выступления: Фрезу - один из самых открытых европейских музыкантов, он постоянно с кем-нибудь сотрудничает, так что дискография Фрезу за 25 лет работы превышает 130 наименований альбомов! Некоторые партнерства в творческой жизни Паоло длятся чрезвычайно, по джазовым меркам, долго: так, Paolo Fresu 5tet с блестящим тенористом Тино Траканна, музыке которого посвящен новый альбом этого проекта, существует непрерывно с начала 1980-х.
Траканна, давнишний партнер Фрезу, предстает здесь зрелым джазовым мыслителем, искушенным и в американском языке джаза, и в сугубо европейских корнях той музыки, в создании которой Тино вместе с Паоло принимает участие уже четверть века.
Разнообразие настроений, эмоций, ритмических и гармонических фактур в альбоме реализуется скромными, сугубо традиционными средствами акустического джазового квинтета (с редкими вкраплениями электропиано), где, кроме Паоло и Тино, играют также пианист Роберто Чипелли, барабанщик Этторе Фиораванти и басист Аттилио Занчи. Что действительно завораживает - это не изобилие используемых выразительных возможностей, а их тонкость. Траканна и особенно Фрезу, безусловный лидер ансамбля, умеют сыграть на таких тонких тембральных нюансах, использовать для передачи тех или иных эмоциональных оттенков такие изящные звуковые оттенки, что в стремлении вновь и вновь улавливать тончайшее мастерство солистов невольно хочется переслушать каждое соло.
Технически и творчески запись весьма современна и представляет любопытное смешение "натуральной школы" - нью-йоркской манеры звукорежиссуры, реалистично и живо воспроизводящей звучание акустического ансамбля, и "норвежской манеры", прославленной европейским лейблом ECM, с его протяженной реверберацией и массой искусственных звуковых пространств (звукорежиссер Жерар де Аро, студия La Buissonne, Перн-ле-Фонтэн, Франция)..
 


MoHa!
-
"Raus aus Stavanger"

Rune Grammofon, 2006
44:08
 

* * *

Творческие ориентиры молодого норвежского дуэта MoHa! очевидны: Фред Фрит, Крис Катлер, покойный Дерек Бэйли, из более молодых поколений радикальных импровизаторов - Scorch Trio и Supersilent, с которыми дуэт теперь записывается на одной студии, Athletic Sound (Хальден, Норвегия). Участники дуэта - гитарист Андерс Хана и барабанщик Мортен Ольсен - крайне молоды: в момент записи альбома (2005) первому было 23, второму - 24. С бескомпромиссностью молодости, уже достаточно искушенной в звучаниях самого переднего края европейского импровизационного авангарда, эти двое юношей в совместном музицировании уже восемь лет осваивают те пути, которыми два предыдущих поколения адептов радикальной импровизации ходили, соответственно, в 70-80-е и затем в 90-е годы. Неконвенционное звукоизвлечение, свобода ритма (и свобода от ритма, временами), полная свобода спонтанных импровизационных построений, в которых оба участника дуэта играют не друг с другом, а, скорее, учитывая друг друга; наконец, обильное использование электроники - все это не сами MoHa! придумали, но отдаются они этому сокрушительному потоку звуков с завидной страстью и самоуглубленностью. Они нашли отличное место для выпуска результатов своих творческих поисков - бескомпромиссный норвежский авангардный лейбл Rune Grammofon. Альбом, в общем-то, представляет собой дебют дуэта в грамзаписи: Ольсен играл с Фредом Фритом, Акселем Дёрнером, покойным Стивом Лэйси; Хана - в радикальных группах Jaga Jazzist, Ultralyd и Noxagt, но совместную запись дуэтом они издают впервые. При определенной подготовленности слушателя к продуктам радикального европейского авангарда и определенной снисходительности к неизбежной для столь молодых музыкантов вторичности приемов и идей, эта запись не может не производить весьма сильного впечатления. Правда, соответствующей подготовкой и одновременно снисходительностью вряд ли обладает чрезмерно широкий круг слушателей.
 


Tied & Tickled Trio
-
"a.r.c."

Morr Music, 2006
70:45 DVD + CD 19:53
 

* * *

Баварский ансамбль Tied & Tickled Trio, строго говоря, никаким трио не является - за все восемь лет его существования в нем никогда не было меньше пяти-шести участников. То есть если это и трио, то очень извращенное, то есть "связанное и защекотанное", как подсказывает название коллектива. Идея группы проста - взять лучшее из европейской джазовой школы, поздних экспериментов Майлса Дэйвиса, а самое главное - из много численных современных электронных стилей (как танцевальных, так и экспериментальных), прежде всего тех, где силен импровизационный, спонтанный элемент, все это хорошенечко перемешать и получить на выходе некую новую сущность, которая была бы больше, чем простая сумма составных элементов.
Получается не всегда. Ну, то есть, в группе (сейчас это 9 музыкантов) есть по крайней мере один сильный импровизатор - тенор-саксофонист и флейтист Йоханнес Эндерс; весьма мастеровиты и бас-кларнетист Ульрих Вагенхайм, и второй саксофонист Штефан Шрайбер, и экспериментирующий с электронной обработкой тромбонист Герхард Гшлёссль. Проблемы начинаются, когда дело доходит до концепции, которую генерируют основатели коллектива - барабанщик Маркус Ахер и его брат Миха Ахер, играющий на бас-гитаре и трубе. То есть играют-то они очень хорошо, а вот с перемешиванием составных элементов получается не всегда. Сильные ансамблевые эпизоды показывают и незаурядный композиторский потенциал, и хороший вкус аранжировщика. Синтезаторно-шумовые эпизоды (где главную роль играет электронщик Андреас Герт) - как, видимо, и надо - в достаточной степени гипнотичны, монотонны и медитативны. Но между собой эти эпизоды решительно не смешиваются, что особенно явственно слышно (и видно в DVD-части альбома, концертном фильме "Observing Systems", в нарочито lo-fi манере снятой в мюнхенском клубе Registratur), когда духовики пытаются импровизировать поверх вязкого, тягучего электронного бульканья. Бульканье отдельно, соло - отдельно. Хотя надежда на более органичный сплав не покидает слушателя до самого конца.
 

Jamie Cullum
-
"Catching Tales"

Universal, 2005
60:32
 

* * * *

23-летний британский вокалист Джейми Каллум на своем новом (четвертом по абсолютному счету, втором международном) альбоме все еще играет на своем мальчишески-подростковом обаянии, но уже явно дрейфует в сторону взрослых музыкальных интересов. В его манере и материале остается все меньше ученичества, очевидные влияния Фрэнка Синатры и Ната "Кинга" Коула уступают место уже вполне сложившейся собственной манере (пусть это и сужает исполнительские возможности Джейми), а стилизованный поп-джаз его международного дебюта "Twentysomething" (2004) ощутимо разбавляется современными танцевальными ритмами, пряной мелодикой ритм-н-блюза и прямолинейной эротикой современной соул-музыки. Запись вокала с оркестром без наложений и монтажа, одним дублем, как это было на предыдущем альбоме - в прошлом. Теперь Джейми в большинстве песен сам прописывает рояль, электронные клавишные и гитару (хотя он и не виртуоз на всех этих инструментах, но играет вполне профессионально), а кое-где еще ксилофон и перкуссию, а партии бас-гитары играет его старший брат Бен, тоже профессиональный музыкант, который также пишет аранжировки для бэк-вокала (помимо бас-гитариста, в альбоме задействован также контрабасист, Джефф Гаскойн). Более того, он и большую часть материала для альбома написал сам: даже знаменитый маскулинный гимн 60-х, "Get Out Of My Life Woman", написанный Алланом Туссэном и прославленный исполнением великого Джо Уильямса (1966), подвергся в версии Каллума такой массивной переработке, что он переименовал его и записался соавтором Туссэна (открывающий альбом трек "Get Your Way"). В общем, юноша растет. Хотя стилистический дрейф очевиден, Каллум все еще числит себя джазовым музыкантом. Да, собственно, почему бы и нет? Джаз (пусть даже в самой своей "поп"-версии) в 2000-х нуждается в популярных певцах не меньше, чем нуждался в них в 1950-х, а ведь ни Джо Уильямса, ни Ната "Кинга" Коула уже нет на свете.

Константин Волков,
для Stereo&Video

 

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service