ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31-32, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Свинг как образ жизни
(нет, это не то, о чем вы подумали...)

Фото с сайта МСДКЛюди и вещи, живущие в прошлом, могут быть описаны различными определениями. И большинство этих слов носит уничижительный характер. Посудите сами: анахронический, архаичный, ветхозаветный, допотопный, старомодный, устарелый. Но относительно недавно этот синонимический ряд пополнился двумя изящными антонимами: "ретро" и "винтаж".
Мода на одежду из бабушкиного сундука возникла еще в 70-е годы ХХ века и продолжается до сих пор. В самом слове "винтаж" заложено отношение к прошлому как к наследию, а к старой вещи - как к проверенной временем драгоценности. Ведь буквально "винтаж" - дорогое выдержанное вино. Слово "ретро" уже не ассоциируется с однокоренным ретроградом. "Ретро" - это стиль, а стиль - категория положительная.
Есть такое явление - "исторические реконструкторы": они пытаются воссоздать ту или иную историческую эпоху. Они играют в древних славян, средневековых рыцарей, тургеневских девушек или донских казаков. По сути "ретро" - та же историческая реконструкция, как интерес к уже прошедшему ХХ веку (или отдельным его десятилетиям), несмотря на то, что для многих из нас он еще не успел стать историей.
Конечно, воссоздание эпохи состоит не только в приобретении или изготовлении соответствующего костюма - это только верхушка айсберга. Настоящий реконструктор хочет понять суть исторического периода. Он погружается в культуру интересующего его времени. Поэтому тот, кто внезапно для себя самого решил осмыслить, скажем, сороковые годы в США, может прочитать книги и журнальные публикации тех лет, посмотреть фильмы, узнать о политической и экономической ситуации того времени…
Но чтобы прочувствовать сороковые, надо их просто станцевать!
Первая половина ХХ века в Америке - это безусловное торжество джаза в различных его проявлениях. Тридцатые-сороковые годы в США принято называть эпохой свинга или эпохой биг-бэндов - больших джазовых оркестров. Само слово "свинг" в английском языке носит множество значений и относится не только к музыкальному направлению, но и к жизни как к таковой. "В этом нет смысла, если в этом нет свинга" - один из ключевых лозунгов эры биг-бэндов.
Возможно, именно парный танец линди-хоп лучше всего отражает ощущение эпохи свинга. Ведь в нем есть и ритм того времени, и джазовая импровизация, и просто радость жизни.
Линди-хоп был первым свинговым танцем, от которого произошло почти все остальное в американской танцевальной культуре: джайв, рок-н-ролл, хастл. Это так называемые social dances (общественные), то есть танцы не для выступления на сцене, а для личного и общественного пользования. Доподлинно не известно, когда начали танцевать линди-хоп, однако нет сомнений в том, когда именно танец получил свое название. Это случилось в 1927 году после знаменитого первого трансатлантического перелета Чарльза Линдберга. Газеты пестрели заголовками: "Lindy hops the Atlantic!" ("Линди перепрыгнул Атлантику"), везде и всюду говорили только об этом. Не удивительно, что когда известного танцора Джорджа Шоудена по кличке Shorty George - "коротышка" - спросили о названии стиля, в котором он танцует, тот не задумываясь ответил: "линди-хоп!" Помимо значений "скачок", "прыжок", hop имеет разговорные значения "танцевальная вечеринка" и - на авиационном жаргоне - "перелет". "Коротышка" Джордж пошутил, а название за танцем закрепилось прочно.
На 30-40 годы пришлось повальное увлечение свинговыми танцами. По всей Америке молодые люди - как черные, так и белые - с неукротимой энергией юности откидывали коленца в танцзалах под сопровождение живого оркестра. Это было развлечение на грани протеста против скуки обыденной жизни. Возможно, именно за такую яркую жизнерадостность линдихоперов частенько недолюбливали. Порой на дверях "приличных" танцевальных заведений можно было увидеть строгую вывеску: "No lindyhoppers allowed!" ("Линдихоперам вход запрещен").
Линди-хоп и биг-бэнды царствовали на танцплощадках США до начала пятидесятых. А после… Культура свинга начала постепенно вымирать, уступая место новому в музыке и пластике. Джаз пошел по пути усложнения и интеллектуализации. Танцевальную же нишу занял рок-н-ролл. Пришло новое послевоенное время и пришло новое поколение. "Пациент скорее мертв, чем жив", - мог бы сказать какой-нибудь доктор-культуролог в отношении свинга. Но иногда смерть путают с летаргией.
В Америке интерес к свингу возродился в конце 80-х - начале 90-х. В 1989 г. в Лос-Анджелесе прошел первый концерт группы Royal Crown Revue. Именно благодаря ей Штаты заново открыли для себя музыку середины столетия. Вскоре появились и настоящие реконструкторы свинговой эпохи. Многие оделись по моде сороковых, многие выкинули свою мебель, чтобы принести домой со свалки "винтажные" диваны, кресла и всевозможные предметы быта. Но это было несложно. Сложнее оказалось воссоздать танец. Поначалу реконструкторы просто пытались копировать то, что видели в фильмах тех лет. Настоящие же свинг-танцоры заново возникли лишь после открытия в Лос-Анджелесе клуба "Дерби" в 1993 г. Это было первое заведение за много лет, где постоянно проходили свинговые вечеринки и концерты. В 1997 г. на экраны вышел фильм "Дети свинга" ("Swing Kids") - культовый для современных свинг-дансеров, - и возродившаяся среди немногих культура 30-40-х пошла в народ, причем не только в американский.
До России волна увлечения линди-хопом и другими джазовыми танцами (чарльстон, буги-вуги, бальбоа, шим-шам и др.) докатилась на рубеже веков. Первопроходцами в этом деле была школа "Танцкласс". В 1994 году ее ученики продемонстрировали рок-н-ролльную программу с элементами буги-вуги. Сейчас свингу учат не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Калининграде, Пушкине, Иванове, Ярославле и Нижнем Новгороде.
Одна из ведущих московских школ свинговых танцев - МСДК (Московский свинг-данс клуб) - проводит занятия преимущественно по линди-хопу, но также пытается активно внедрять в массы менее известный танец бальбоа, в котором партнеры находятся особенно близко друг к другу. Возможно, в скором времени в школе начнут преподавать и уже ставший достаточно популярным в России, благодаря появлению большого количества мюзиклов, тэп (он же степ, он же чечетка). Многие преподаватели МСДК взращены в его же стенах. Евгений Демченко (22 года) и Валерия Орлова (24 года) танцуют и преподают в паре. Оба по роду своей профессиональной деятельности связаны с технологиями XXI века - Интернет, веб-программирование. Оба в свободное время заняты преимущественно двадцатым столетием. Они занимаются линди-хопом (да и танцами вообще) всего лишь два с половиной года, но уже побеждают в танцевальных соревнованиях и делятся навыками со свинговыми неофитами.
"Однажды я просто шел по улице, заглянул в сад Эрмитаж и увидел, как люди танцуют прямо под открытым небом. Произвело большое впечатление - я даже написал об этом в своем ЖЖ. А потом в комментариях люди рассказали мне, что это такое было и где можно этому научиться", - рассказывает Евгений о своем первом знакомстве со свингом. До линди-хопа он никогда не занимался танцами, да и джаз ему не особенно нравился. У Валерии ситуации была несколько иная: "С детства я очень любила Луи Армстронга и свинг вообще. Когда я узнала, что линди-хоп - это свинговый танец, я была поражена: оказывается под это можно еще и танцевать!"
В принципе танцевать линди-хоп можно и не под свинговую музыку. Евгений утверждает, что многие пытаются делать это под фанк или даже хип-хоп, но танец от этого выглядит совсем по-другому. "Аутентичность придает особый колорит, - утверждает Валерия, - к тому же какой смысл танцевать под другую музыку, если уже есть свинг? Он настолько многообразен, что никогда не надоедает. К сожалению, в России линди-хоп не настолько популярен, как в Америке и Европе. Но все больше людей интересуются им, и хочется поделиться с ними своими знаниями. Это ведь не только танец, это целая жизнь!"
Одна из основных проблем танцевальной жизни - нехватка танцоров мужского пола. На занятиях с этим пытаются справляться следующим образом: во-первых, вместе с новичками занимаются партнеры из группы продолжающих (причем их роль исполняют не только юноши, но и девушки), во-вторых, происходит постоянная смена партнерш - таким образом, никто из них не остается в одиночестве больше чем на 5 минут. "Мне кажется, что юноши просто считают, что танец - это не мужское дело, - размышляет Валерия. - Возможно, им сразу становится скучно при одной мысли о танцах, они думают, что необходимо учить назубок хореографию и делать серьезное лицо, как в балете. А здесь все наоборот: это просто хорошее времяпрепровождение, танец, где главное - свобода, импровизация, музыка. Здесь нет строгих правил". "А вообще, танцующий мужчина всегда больше нравится девушкам", - добавляет Евгений.
Занятия в школе проходят по-американски демократично. Возраст учеников колеблется от 20 до 50 лет. Преподаватели никогда не делают замечания по поводу неспортивной одежды и отсутствия сменной обуви у подопечных. Единственное, что, по утверждению Евгения, может немного раздражать, так это разговоры учеников во время объяснения танцевальных па. Также не очень приветствуется образование постоянных пар во время занятий - тогда появляется большее количество периодически простаивающих партнерш. Но главное, это нарушает основной принцип social dance - умение танцевать с любым партнером, даже с тем, которого видишь в первый раз в жизни. Как бы то ни было, "у нас не было случая, чтобы мы повышали голос на учеников", -утверждает Валерия.
Преподаватели считают, что научиться танцевать может абсолютно каждый, было бы желание. "В нашем сообществе есть несколько примеров людей, которых никак нельзя было ассоциировать с танцами, - рассказывает Евгений. - Сейчас один из них уже преподает, другой занял первое место в турнире по бальбоа… Как ни странно, после свинга другие танцы даются достаточно легко. Это какой-то парадокс. Потому что часто приходят люди с бальных танцев, с хорошими танцевальными навыками, но свинг им дается так же сложно, как остальным - тем, кто до этого ничем не занимался вообще. А после линди-хопа нет проблем с изучением, к примеру, латиноамериканских танцев. Может быть, это происходит оттого, что свинговые танцы не скованы рамками жестких правил".
Летом московских линдихоперов можно наблюдать на улицах города. В ясную погоду фанаты свинга организуют танцевальные прогулки. Одно из популярных мест практики уличных танцоров - смотровая площадка у набережной Москвы-реки в Нескучном саду. Те же, у кого есть достаточно денег и свободного времени, отправляются в шведский городок Хэрранг, где каждое лето в течение месяца открыт танцевальный свинговый лагерь. "Люди там практически только танцуют, - рассказывает Валерия. - Целыми днями - занятия, потом вечеринки. Все с перерывами только на еду и сон. Даже за одну неделю там можно поднять свой танцевальный уровень так, как за полгода обычных занятий, потому что это погружение в среду. Представьте себе: 500 человек в одном маленьком городке - и все свинг-дансеры! И все разговоры только о танцах. Народ танцует везде: на дорожках, на траве, в залах, в сауне. Это безумный лагерь!"
Зимой любители сороковых обитают на клубных вечеринках в стиле свинг, их же силами и организованных. Кстати, в этом году прошел первый московский фестиваль Lindy Exchange. На подобные встречи приезжают иностранные танцоры, а для отечественного линдихопера - это отличный шанс повысить уровень своего пластического искусства. В течение трех дней проводились свинговые вечеринки, в том числе и под живую музыку. Организаторы Lindy Exchange утверждают, что для участия в фестивале не нужно быть высококлассным танцором, можно быть даже начинающим. В конце концов, любители свинга не ставятся целью перетанцевать друг друга, они просто получают удовольствие от танца. Да и сам свинг - это не результат, а процесс.
Любители сороковых в России - это, безусловно, субкультура. Но она не замкнута. В большинстве своем линдихоперы - открытые, жизнерадостные люди. Ведь когда хорошему человеку хорошо, он танцует. И если это танец-импровизация, значит - хороший человек свободен.

Светлана Воронцова-Павлова

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service