ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #33, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

"Дни джаза-2006" в Архангельске

Блеск и шарм мэйнстрима
В Архангельск Олег Леонидович Лундстрем и его оркестр приезжали пять лет назад. На предложение выступить маэстро отозвался тогда сразу, без колебаний. Он приехал отдать дань памяти Владимира Резицкого. А Владимиру Турову, решившемуся на возобновление в городе джазового фестиваля, сказал: мол, за трудное дело ты взялся, парень, но - держись!
Это была, как потом окажется, его последняя гастрольная поездка.
Когда год назад, спустя две недели после Дней джаза-2005, мы узнали об уходе Маэстро, Туров однозначно сказал, что на будущий год на фестивале будут играть биг-бэнды: в память Деда.

День первый. Джаз-эстафета

Биг-бэнд Архангельского музыкального училища под руководством Георгия Стрелкова открывал фестиваль, как и подобает - празднично. Коллектив в течение уже более чем двадцатилетней своей истории (а пестовали его в свое время прекрасные музыканты Николай Власенко и Владимир Васильев), остается той незаменимой творческой лабораторией, где на примере опытных инструменталистов взращивают юные таланты. Солировали саксофонисты: техничный Вячеслав Цветков и Виктор Хабаров - зрелый художник звука, давно известный горожанам еще как аранжировщик и композитор.
Вслед за оркестром прозвучали мини-выступления музыкантов от 9 до 14 лет. Надо заметить, что "Джаз-эстафета" - не разовый и совсем не "детский концерт", но важное звено в цепочке подготовки юных музыкантов. Помочь ребятне раскрыться, почувствовать уровень настоящих мастеров, дух фестиваля - вот что важно опытным архангельским джазменам.
Выход на фестивальную сцену младшего состава джазовой сборной столицы Поморья уже много лет обеспечивают настоящие подвижники идеи - учителя детских музыкальных, общеобразовательных школ и школ искусств, многие из которых - слушатели "джазового" семинара, который ведет заслуженный работник культуры России, пианист Валентин Иванович Зеленов.
Раз в два года их ученики съезжаются в Архангельск со всей области и Ненецкого автономного округа на открытый конкурс юных эстрадно-джазовых исполнителей. Среди ребят и их педагогов это творческое состязание весьма престижно. Ведь жюри конкурса все эти годы неизменно возглавляет народный артист РФ, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль. А его умение увидеть, разглядеть настоящий талант известно всей России. Постепенно конкурс становится все интереснее: помимо солистов, в нем теперь прослушиваются ансамбли. Минувшей весной он прошел уже в четвертый раз. Аналогичный городской конкурс провели в прошлом сезоне и педагоги Северодвинска.
Все больше внимания уделяет юным инструменталистам и "Джаз-лаборатория" гитариста Тима Дорофеева, где лидер популярной в молодежной среде группы "Восток-Север" импровизирует вместе со своими учениками, а начинающие джазмены показывают свои авторские композиции.
"Я считаю этот день одним из самых интересных, потому что люди дерзают, - говорил на пресс-конференции Владимир Туров - арт-директор фестиваля. - Когда-то и джаз-группа "Архангельск" делала новую музыку. "Дни джаза" позволяют экспериментировать, прежде всего, молодым людям".
Молодые - и в зале. Ждали "своих", волновались за них и поддерживали от всей души. Выпускник Валентина Зеленова - пианист Андрей Рогозин - пока военнослужащий Краснознаменного Северного флота, но занятий музыкой не оставляет, пишет собственные композиции и планирует продолжить учебу в Гнесинке.
Николай КуликовСвои авторские работы вынес на суд слушателей и выпускник РАМ им. Гнесиных гитарист Николай Куликов (в музыкальном училище он теперь - коллега своего педагога Александра Богданова). Ритм-секцию его ансамбля составили студенты: Лев Трофимов - второкурсник класса Игоря Бриля и воспитанники Архангельского музыкального училища Сергей Власов (бас-гитара) и Олег Шайхутдинов (барабаны). Наиболее яркими из композиций мне показались "Воздушный экипаж" и "Во имя любви", которые ребята отыграли с большим вдохновением.
Андреас ФлефлетТрио Link из норвежского Хаммерфеста - самого северного европейского городка - открывает второе отделение и устанавливает связи со слушателями практически моментально. Мелодичные композиции пианиста Тура Эгиля Брасета (Tor Egil Braseth) с их прозрачной гармонической фактурой излагались автором с непосредственностью художника, щедрого на цвет и свет. Тембры баса (Андреас Флефлет - Andreas Fliflet) и даже барабанов (Свере Ёрвад - Sverre Gjorvad) напоминали о мягкости кисти Ренуара и Сезанна. Покоряла безупречная чуткость ансамбля, когда передача стартовой импровизационной палочки между инструменталистами была настолько органична, что оставляла ощущение живой трепещущей звуковой материи, canon perpetuus с его невидимым цепным дыханием.
Тур Эгиль БрасетА ведь для барабанщика Свере Ёрвада публичное выступление такого масштаба вместе с Брасетом и Флефлетом было первым. Наверное, эта музыка рассказала кому-то о сказочности норвежских фьордов или прозрачности белых ночей в Хаммерфесте, которые, скорее всего, очень похожи на архангельские…Но вряд ли кто-либо из слушавших трио станет утверждать, что импровизации норвежцев были сугубо медитативны и абсолютно бесстрастны.

Группа Алексея Чернакова

Если выступление Link осталось в памяти романтичной акварелью, то полотно "Трилогии", представленное московским ансамблем Алексея Чернакова, было исполнено во всей роскоши широкого мазка маслом.
Алексей ЧернаковНе услышать ясности и яркости авторской мысли в музыке и аранжировке было просто невозможно. Приятно было обнаружить в этом молодом пианисте и "ясную голову", и "человека читающего", и одареннейшего музыканта, который способен вслух размышлять о нравственных категориях высшего порядка, и находить при этом достойных собеседников и единомышленников. Такой мне увиделась и "услышалась" его команда, в составе которой - Наталья Блинова (вокал, клавишные), Константин Сафьянов (альт-саксофон), Макар Новиков (контрабас) и Петр Талалай (ударные). Остается только ждать продолжения "Трилогии", прозвучавшей теперь и на архангельской сцене.

Алексей ПоповДень второй. Мастера
Питерский Four & More Алексея Попова (саксофон) предложил свое видение стандартов 20-го века - урбанистически экспрессивное, напористое, с глубокими чувственными посылами саксофона и трубы и точным ощущением формы. Особенно тепло публика воспринимала высказывания лидера группы, Алексея Попова, и того самого "& more" - трубача Александра Беренсона (широкой публике знакомого по знаменитому соло в гребенщиковском "Иване Бодидхарме"), и барабанные соло Гарри Багдасаряна.
Лембит Саарсалу…"Конечно, баллада…" - сказал саксофонист, и они (а были это, естественно, Лембит Саарсалу и Леонид Винцкевич) "поехали". Роскошно, с душой и драйвом сиюминутности свинговали по-эстонски и по-русски, и думалось, что с синкопическим биением сердца они просто родились. И удивительным показалось, когда Лембит после сейшна сказал, что легко и просто и они играли не сразу и не всегда.
Проект "Санкт-Петербург - Сан-Франциско" - прочтение для Архангельска. Об органичности дуэта пианиста Андрея Кондакова и вокалистки Дениз Перье стоит ли повторяться?
Дениз ПерьеДениз "покупает" публику артистизмом с первых шагов по сцене, с полуулыбки в зал. И все же ее манера поведения на сцене - без излишеств - это вторично. Изначально - только проникновенность исполнения и проживание каждого момента песни tet-a-tet со своим слушателем. Импровизации Андрея - всегда только в тон, только в точку, только привнося что-то неповторимое свое, только усиливая краски партнеров. Сопровождали дуэт архангельские музыканты - басист Георгий Стрелков и барабанщик Алексей Барандов - вполне достойно.
Андрей КондаковУдовольствие от этой музыки было настолько велико, что можно было позволить себе не делать пометки на случай "девичьей памяти".
Уже после сейшна удалось достать "рецепт Макрополуса" от Перье. Прозвучал он очень искренне: петь только сердцем.
Удержать внимание зала после выступления таких музыкантов - задача не из легких. Но латышский биг-бэнд "Мираж" во главе с Гунаром Розенбергом и вокалистка Ольга Пирагс просто продолжили Праздник.
"Мираж"За кулисами прозвучало, что многие из музыкантов последний раз были в России полтора десятка лет назад, а кто-то и больше. Гостям интересно было узнать, чем "дышат" российские коллеги, нам - услышать их снова наяву и убедиться, что коллектив в прекрасной творческой форме. От Ольги Геннадьевны уже после ее темпераментного, искрящегося чувствами выступления, я узнала, что в планах у нее - организация республиканского фестиваля джазовых вокалистов.
Ольга ПирагсЛегенды творят люди. Что значили бы все эти инструменты блестящего металла и листы с нотными записями без умений и души музыкантов?! Мы снова слушали блистательных мастеров джаза, благодаря которым продолжают жить легенды о Больших Оркестрах и их солистах.

"Территория джаза" в Северодвинске
Этот проект воскресных джазовых вечеров - начал действовать в городе у Белого моря в нынешнем сезоне. Директор кинокомплекса "Родина" Инна Гурьева поддержала идею организатора концертов Майи Христензен о том, чтобы предложить Владимиру Турову еще одну фестивальную площадку. И вечером 23 сентября в Северодвинске выступали Сергей Манукян (вокал, клавишные), Олег Остапчук (саксофон), Олег Юданов (ударные). Кстати, Олег Константинович Юданов - родом из города корабелов. В ходе концерта к ним присоединилась пианистка Марина Макарова, которая в настоящее время учится у Игоря Бриля. Прием у северодвинской публики был весьма бурный.

День третий. Аншлаг
Александр СипягинДумаю, нам просто повезло, что Александр Сипягин (труба, флюгельгорн) снова приехал на "Дни джаза". Вряд ли те, кто слушал его год назад, позволил себе пропустить концерт нынешний. Тогда выступление квартета началось с барабанного соло Евгения Рябого. Так мощно обычно разрывается небо первой грозой и шквалом теплого летнего ливня. Одновременно со сверканием молнии сердце залетает куда-то в область пятки, а душа беззастенчиво обнажается перед водным потоком с небес…
Теперь предстояло услышать еще и известных в нью-йоркском джазовом мире Джорджа Коллигана и Ханса Главишнига. Только мнение Уилларда Дженкинса из "Джазтайма" чего стоит: "Соедините чувственность, способность, если необходимо, с одинаковым успехом играть как на первых, так и на вторых ролях, с сильными аккордами и осознанием собственного стиля игры, и вы получите образ Джорджа Коллигана, одного из тех замечательных молодых талантов, фонтанирующих чуть ниже коллективных перископов музыкальной критики и составляющих особые сообщества. Следите внимательно за Джорджем Коллиганом."
Ханс ГлавишнигНе менее внимательно стоило наблюдать и слушать Ханса Главишнига. Этому уроженцу австрийского Граца рано привили интерес к музыке. На какую высоту он поднялся уже самостоятельно, можно представить, обратившись к некороткому списку музыкантов-сотоварищей на веб-сайте басиста (обратите внимание на написание фамилии: здесь пишем не так, как слышим!) Впечатляет вполне. Например, выступления с легендарным Рэем Баретто помогло Хансу усовершенствовать собственное понимание ритма, импровизации и музыкального взаимодействия. А с группой Melaza Sextete Давида Санчеса он объехал весь мир и записал два альбома для Columbia - "Melaza" и "Travesia", которые окончательно определили формат латиноамериканского джаза и принесли группе шумное одобрение критики и две номинации на "Грэмми".
Очевидно же, что его почерк, услышанный однажды, не скоро выветрится из памяти. Редкая внятность слов и фраз, помноженная на исключительную технику. Кто не слышал, да услышит…
Александр СипягинВ исполнении квартета прозвучали: "It Don't Mean a Thing" Эллингтона, "Stepping Zone" из последнего (одноименного) альбома Алекса и его же "Little Dancer", композиции Коллигана "An Old Oak Tree Up the Hill", "Beehive" и "Snova" Пэта Мэтини. Полтора часа - как миг!
Музыканты из слушателей комментировали после концерта: "Конечно же, музыка сложная для неподготовленного слушателя. Сложны уже сами темы, что говорить об импровизации!"
Конечно же, меняется мир, а с ним и мышление, и язык музыкальный. И если только отношение музыканта к делу своему не меняется, а остается всегда честным, как у Сипягина, случается Музыка…
Подтверждением тому - и выступление любимого публикой биг-бэнда имени Олега Лундстрема под управлением Владислава Кадерского. Когда в исполнении этого коллектива зазвучала классика жанра, зал буквально неистовствовал. Солисты - блестящие! Каждый! Восторг слушателей вполне обоснован: большой оркестр - большой праздник!

Такой "сладкий" jam
В клубной атмосфере, на расстоянии "глаза в глаза" фальшь в общении музыкантов с публикой изначально невозможна - себя не уважать. Наверное, потому ежевечерние jam sessions, будь они в клубе "Артиль" под древними сводами Гостиного Двора, изысканном джазовом ресторане "Амадей" или стильном молодежном клубе "Колесо", "обречены" на переполненность зала. В первый вечер в "Артили" "зажигает" архангельская сборная. Ада Мартынова удивляет своим "певческим" английским норвежского барабанщика Свере Ёрвада. Басист Андреас Флефлет и Ко испытывают на прочность импровизационные "линки" с гитаристом Николаем Кузнецовым. Во второй день дуэт Перье-Кондаков "заводит" Манукяна, и "Бесаме мучо" Дениз доводит публику до эйфорического состояния. Не выдерживает накала страстей и свингует ведущий Каушанский. И о латышских солистах никак не скажешь, что они - совершенно хладнокровные парни. Это на концерте в "Колесе" охочая до крутого драйва "роковая" публика весьма недоумевает, когда Link оставляет ее без сладкого "на бис". Андреас Флефлет час спустя (это уже третий вечер) искупает вину в "Амадее". Финальный сейшн здесь по-лоцмановски уверенно ведет Сергей Манукян: переиграть его удается немногим.

Человеческий фактор
Масами Судзуки - профессор гуманитарного факультета университета префектуры Ниигата. В нынешний - пятый - свой приезд в Архангельск он привез видеозапись "Джаз-группа "Архангельск" в Японии. 1991-й год". На этой любительской ленте запечатлен, по словам Олега Юданова, "пик творчества" команды. К слову, Судзуки-сан - автор книг “Русский джаз. Горячая музыка холодной страны”(2006), “Архитектура языка; исследование творчества Осипа Мандельштама”(2001), “Современная русская культура” (работа в соавторстве, 2000), а также статьи - “Сергей Курехин и авангардная музыка: 1980-90“ в сборнике "Русская культура на пороге нового тысячелетия" (Саппоро,2001).
Накануне показа фильма Судзуки-сан написал для пресс-релиза следующее: "Это моя память о группе Архангельск, в особенности о Владимире Резицком. Я бывал в Архангельске 4 раза. Вместе с Тэруто Соэдзима мы продолжали поддерживать связи с Владимиром Резицким. В 1998 году мы пригласили трио Владимир Резицкий - ВладимирТарасов - Владимир Миллер в Японию. Их концертный тур оказался очень удачным. На одном из последних концертов я даже сыграл с ними на кларнете. Это мое самое дорогое воспоминание о Владимире Резицком.
Теперь я снова побываю в Архангельске. Я очень этому рад, но еще мне грустно оттого, что я не смогу опять увидеть Владимира Резицкого. В этот раз я хотел бы показать его друзьям и тем, кому нравится его музыка, фильм о нем и помолиться за его душу".
После просмотра в зале областной научной библиотеки им. Добролюбова, а случилось это накануне открытия фестиваля, фильм назовут "домашним". Не стоит искать в нем какие-то особые сценарно-режиссерские изыски. Этот путевой видеодневник дорог другим. Трогательное отношение Масами Судзуки, друга джазового дома Владимира Резицкого, к родным и коллегам замечательного музыканта трудно недооценить. А в фондах "Добролюбовки" теперь останутся еще и четыре диска видеозаписей концертов группы - постфактум 16-ти выступлений на сценах от севера до юга Японии.
Не стоит только думать, что все друзья наших джазменов только за океаном. Экспозицию своих живописных работ "Север, море, паруса" в Гостином Дворе, где прошли два сейшна, адресовал своим друзьям-музыкантам известный архангельский путешественник и яхтсмен Сергей Звягин. Во все путешествия Сергей берет только джазовые записи. Художник считает, что эта музыка соответствует настроению моря. Такая же непредсказуемая и многогранная.

Джаз на Соловках…
К расширению границ "Дней джаза" в нынешнем году подключились также туристическое агентство "Помор-тур" и Соловецкая поселковая Администрация. Группа норвежских туристов влилась в слушательскую аудиторию фестиваля не только в Архангельске, но вместе с Сергеем Манукяном, Алексом Сипягиным, Джорджем Коллиганом, Хансом Главишнигом и Евгением Рябым совершила перелет над Белым морем на Соловецкие острова. Джаз снова звучал на территории, история которой - одна из самых драматичных в летописях государства российского.
После возвращения с островов у немногословного звукорежиссера и экс-гитариста джаз-группы "Архангельск" Николая Ковалева вдруг прорывается: "Знаешь, там был истинный момент счастья. Мы шли к этому двадцать лет. Ребята играли там…непередаваемо словами…".

Главное течение - жизнь
Для организаторов фестиваль начинается задолго до собственно концертов. Для меня лично, как правило, со встречи с Владимиром Туровым, когда он называет предполагаемый состав участников, и мы обдумываем содержание очередного выпуска partyйного издания архангельского джаза "Jazzparty". В этой листовке мы представляем публике музыкантов, наших гостей и друзей. Информация из Интернета или фейертаговской энциклопедии - старт для телефонных интервью. Ведь жизнь не стоит на месте, у музыкантов рождаются новые идеи, проекты. Эта роскошь человеческого внимания, когда презанятые люди не пренебрегают твоими вопросами, окупает все рабочие треволнения, расцвечивает будни новыми впечатлениями и мыслями - мэйнстрим продолжается…

Ирина Коростелева
Фото Юрия Гнатюка,
Ирины Дейнеко, Александра Кулешова

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service