ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 38 (370) - 10 ноября 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 22 ноября 2006 г.

Слово к читателям

21 ноября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится концерт памяти легендарного бэндлидера Олега Лундстрема, который ушел из жизни 14 октября прошлого года в возрасте 89 лет. В концерте принимает участие Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема и вокальная группа Take 6 (США).
Интересующихся творчеством этого популярнейшего состава, исполняющего госпел (современные афроамериканские евангелические песнопения) на шесть мужских голосов a cappella (без инструментального сопровождения) отсылаем к материалам, которые мы публиковали в связи с прошлыми выступлениями Take 6 в России:
Отчет и фоторепортаж с московских концертов, декабрь 2005: часть 1, часть 2
Take 6 на фестивале "Триумф джаза", февраль 2003
Take 6 в Нижнем Новгороде, февраль 2003

Но мы прекрасно понимаем, что часть наших читателей гораздо сильнее волнует выплеснувшийся в последние дни на страницы прессы конфликт вокруг оркестра Олега Лундстрема, связанный с увольнением из оркестра его художественного руководителя - саксофониста Георгия Гараняна. Гаранян был художественным руководителем оркестра с 2003 г., когда Олег Лундстрем по состоянию здоровья практически перестал появляться на сцене вместе со своим коллективом.
Георгий ГаранянКак выясняется, Георгий Гаранян написал заявление об увольнении из оркестра еще в конце июля, а 4 августа дирекция оркестра издала приказ о его увольнении. Однако в первых числах ноября случились какие-то события, подлинных подробностей которых мы, видимо, не узнаем. Одна из сторон конфликта описывает внешнюю канву событий следующим образом: Георгий Арамович по какой-то надобности зашел (по другим источникам - был вызван) в Министерство культуры РФ, которому подчиняется оркестр (напомним, это - государственный коллектив), и там ему сообщили, что он уже три месяца как уволен.
Медиа-скандал начался 8 ноября с запальчивого материала на первой полосе "Московского комсомольца"(!), написанного Александром Минкиным и фактически представлявшего точку зрения только одной стороны конфликта - а именно, точку зрения Георгия Гараняна.
Александр БрыксинВ тот же день сайт оркестра Олега Лундстрема откликнулся комментарием второй стороны, то есть директора оркестра Александра Брыксина. В тот же день на сайте оркестра появилось "Официальное пояснение дирекции оркестра по поводу расторжения трудового соглашения с Гараняном Г.А.".
9 ноября в программе "Культурный ответ" радиостанции "Маяк FM" прозвучали аргументы обеих сторон, при этом Георгий Гаранян находился в студии, а комментарий Александра Брыксина прозвучал в записи. Подробная расшифровка этой программы, а также ее аудиозапись есть на сайте радиостанции.
В тот же день в "Вечерней Москве" вышла выдержанная в апокалипсических тонах статья "Отлучение от джаза", где вновь представлена только точка зрения Георгия Гараняна (правда, уже сообщается, что к Александру Брыксину за комментарием обратились, но не смогли дозвониться).
И в тот же день подробным и, как представляется, наиболее сбалансированным и по возможности беспристрастным материалом откликнулась на скандал (о, пресса "общего интереса" - которую у нас по инерции все еще именуют "общеполитической" - любит скандалы!) газета "КоммерсантЪ". Борис Барабанов излагает ключевые моменты в точках зрений обеих сторон и приводит комментарий "эксперта со стороны", в данном случае - тоже бэндлидера, а именно - Игоря Бутмана. И вот оценка Бутмана нам представляется наиболее, так сказать, выдержанной в потоке пристрастных суждений, тон которым задала скандальная заметка Минкина. Учитывая, что материал "Коммерсанта" в онлайн-версии через некоторое время уйдет в платный архив, мы приведем здесь часть комментария Игоря Бутмана:
"Если у бэндлидера есть сильная идея, ему не обязательно присутствовать в оркестре каждый день. Насколько я понимаю, у Георгия Гараняна такой идеи нет. Чтобы твое имя писали на афишах, ты должен сделать что-то, что может затмить успехи предыдущего руководителя. Вообще, в этой истории много от "славной" советской истории с ее государственным руководством культурой, и конфликт здесь наверняка глубже, чем имя на афишах. В 2000 году Министерство культуры предлагало мне работать в Оркестре Олега Лундстрема, но я сказал, что хочу работать с оркестром Игоря Бутмана. А Георгий Арамович согласился работать с чужим оркестром, и, как и следовало ожидать, настал момент, когда он захотел, чтобы это был его оркестр. Это было неизбежно".
Что же до позиции нашей редакции в этом конфликте, то она, уж извините, просто отсутствует. Мы считаем (и совершенно солидарны в этом с автором "Ъ" Борисом Барабановым), что ни "брэнд" оркестра Лундстрема, ни "брэнд" Георгия Гараняна никакого ущерба не понес. Наоборот, отечественный джаз, пусть и в самой консервативной своей части, получил бесплатную рекламу на первых полосах популярных газет и в эфире популярных радиостанций. Это совсем не так уж плохо.
А к джазу, к музыке как таковой, как нам представляется, конфликт вокруг того, кому именно руководить государственным джазовым оркестром, совершенно никакого отношения не имеет. Впрочем, как не имеют отношения к творчеству любые конфликты вокруг званий, бюджетов, привилегий и прочих прелестей государственной, да и не только государственной, службы.

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Специальный репортаж

Vilnius Jazz 2006

Vilnius Jazz 2006
Как обычно, в середине октября - с 12 по 15 октября 2006 года - в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных открытий и эстетических сюрпризов.
Уникальность фестиваля Vilnius Jazz определяет его стилистическая ориентация на новый европейский джаз и импровизационную музыку: основа его программы - джаз и свободная импровизационная музыка, но стилистические рамки фестиваля не раз расширялись за счет участия в нем представителей академической, этнической, рок- и электронной музыки. Vilnius Jazz - один из немногих музыкальных форумов Восточной Европы, дающий возможность публике за несколько дней ознакомиться с яркими примерами происходящих в мире импровизационной музыки и джаза мини-революций. На его сцене ежегодно представлены новейшие мировые тенденции современного джаза, а также новаторские проекты литовских джазовых музыкантов. Даже самый беглый взгляд на программу нынешнего фестиваля сразу выделил несколько "изюминок". Впрочем, вся программа Vilnius Jazz-2006 - это была одна сплошная "изюминка"!

Vilnius Jazz Young Power

Пожалуй, главное отличие нынешнего фестиваля от предыдущих - наличие в его программе конкурса молодых исполнителей Vilnius Jazz Young Power. Фестиваль на протяжении всех лет своего существования активно пропагандирует "вильнюсскую джазовую школу". За 18 лет проведения Vilnius Jazz воспитал несколько поколений литовских исполнителей и ценителей джаза. С 2006 года эта активность возросла до пестования нового джазового поколения путем непосредственного участия в его карьере.
Несколько слов о конкурсе: отборочный тур прошел в мае 2006 года. В жюри вошли профессионалы джазовой индустрии Литвы, а возглавил его легендарный музыкант и педагог Владимир Чекасин. Заявки на участие в конкурсе могли подавать группы и исполнители (не старше 27 лет), которые должны были исполнить перед жюри оригинальную композицию и любую джазовую тему из списка, предложенного организаторами. Из 10 конкурсантов было отобрано три финалиста: квартет Lietaus uždanga, дуэт For Free и команда Magic Mushrooms. Им на фестивале был выделен особый концерт и право побороться за Гран-при конкурса (победа присуждалась путем зрительского голосования и решения профессионального жюри).
Сразу скажу: это был один из интереснейших концертов фестиваля! Есть привычка узнавать о новых литовских джазовых проектах на фестивале "Бирштонас", который ориентирован именно на представление местных коллективов. А тут вдруг!…
Первая вышедшая на сцену команда - квартет Lietaus uždanga ("Покрывало из дождя"). В выступлении чувствовалась как крепкая рука вездесущего Чекасина-педагога, так и наследие Скирмантаса Саснаускаса, активно использующего коренной литовский фольклор в своих музыкальных экспериментах. В составе Lietaus uždanga - вокалистка и пианистка Божена Буйницкая, скрипач Тадас Дешукас (назван лучшим инструменталистом в конкурсе), контрабасист Томас Жостаутас, ударник Мантас Аугустайтис.
…Погруженная в темноту сцена. Звук ударных. В свете красного прожектора девушка читает как будто бы литовские колдовские заклинания, держа в руках пучок сушеных трав... сбрасывает капюшон и садится за клавиши электропиано. Ее пение - одной сплошной монотонный заговор, временами переходящий в демонический крик или стон. Ей вторит капризными нотами электроскрипка, и нервный контрабас, и журчащий шепот "дерева дождя". Очень литовская музыка по "школе", исполнению и по насыщенности фольклорными элементами. В анкете голосования я ставлю плюсик напротив названия группы, несмотря на то, что вокал Божены определенно мешает мне насладиться композицией и мастерством игры молодых музыкантов. Но, на мой взгляд, музыканты вступили на достаточно уникальный путь создания именно литовского джаза, без компромиссов и без цитирования.
Томас Размус (For Free)Во втором отделении - еще одни финалисты конкурса: два саксофониста - Йозас Курайтис и Томас Размус, дуэт For Free. Выпускники Литовской академии музыки и театра, ученики Пятраса Вишняускаса представили на конкурсе свою композицию "21 с половиной страница": диалог, соревнование, братание, перепалка, игра - на два дыхания и несколько саксофонов. Поначалу все кажется довольно скучным: обрывки фраз из стандартов, пародирование стилей, смена инструментов. Безусловная классность как инструменталистов, но без "ах!" в ходе мыслей. И вдруг словно что-то щелкнуло и они стали… играть! Появляются новые звуки, новые мысли - игра с предметами, выливающаяся в необычный звуковой ряд: засунутые в "жерло" саксофона длинные воздушные шары, раскрученная в воздухе пластиковая труба-гармошка. "Из кустов" появляются кларнет, труба - ты ловишь себя на мысли, что не можешь оторваться ни от картинки, ни от звукового ряда, предлагаемого тебе совершенно For Free. Признаюсь, забегая немного вперед, я не думала, что столь камерная форма выступления сможет в зрительском голосовании набрать максимум голосов: следом выступала достаточно раскрученная в молодежной среде группа Magic Mushrooms - громко, ярко, бесшабашно. Смесь из достаточно прямолинейного эйсид-джаза, хип-хопа, фанка и диско.
For FreeЛично я покинула зал на этом выступлении достаточно быстро: с первых нот все понятно и предсказуемо, да мы и не на вечеринке в ночном клубе. И, вернувшись в зал уже на оглашении итогов конкурса, в очередной раз убедилась в музыкальной образованности и тонкости литовской джазовой аудитории. Единогласно - по итогам голосования и вердикту жюри - Гран-при был отдан в руки саксофонного дуэта For Free!
Как говорится: "Победа - это только начало!". Как признался нам директор фестиваля Антанас Густис, Vilnius Jazz планирует опекать победителей конкурса, представляя и рекомендуя проект другим международным фестивалям и конкурсам. А запись концерта лауреатов будет издана в виде компакт-диска, и этим будет положено начало серии записей молодых творцов литовского джаза.

Villerd-Ayler Quartet

Выступление легендарного французского квартета Villerd-Ayler Quartet открывало фестиваль. Нас там не было: удалось подоспеть в Вильнюс только ко второму фестивальному дню. По этой же причине я не стала очевидцем возвращения на литовскую сцену молдавского Trigon’a. Последний раз музыканты выступали в Литве на фестивале "Бирштонас-98" - это было их первое и последнее до сих пор литовское выступление. С тех пор состав Trigon’а изменился и увеличился от трио до квартета. Стоит также заметить, что впервые за долгие годы на фестиваль Vilnius Jazz был приглашен коллектив из страны с постсоветского пространства!

Cinesclaff'ARFI

В случае с пропущенным концертом Villerd-Ayler Quartet, мне был дан шанс, что называется, впрыгнуть в последний вагон: во второй день фестиваля музыканты квартета выступили в амплуа таперов на показе подборки лент звезды немого кино, легендарного комика Гарри Лэнгдона (Harry Langdon). Но в этом месте нам потребуется сделать небольшое "лирическое отступление". Итак, французский Villerd-Ayler Quartet. В названии два имени: ныне здравствующего лидера проекта, француза Ги Виллера (Guy Villerd), и легендарного фри-джазового саксофониста Альберта Эйлера (Albert Ayler), скончавшегося в 1970 году. За свою недолгую жизнь он успел стать культовой фигурой фри-джазовой сцены и даже изобрести новый прием игры на тенор-саксофоне. Неутомимые последователи его free-идей, авангардисты, умудренные сединами французские музыканты - участники квартета (кроме упомянутого Ги Виллера, это - контрабасист Эрик Брошар, ударник Кристиан Ролле, гитарист Оливье Бост) в первый день фестиваля играли свои фри-джазовые эксперименты. Во второй день их взгляды были прикованы к экрану, а музыкальные мысли неотрывно следовали за каждым движением нелепого героя Гарри Лэнгдона. Это вовсе не значит, что они скатились до банального "саундтрека": здесь было место нетривиальным ходам и странным звуковым решениям. Это был театр не только звуков, но и мимики музыкантов, сопереживавших злоключениям экранного героя и все свои эмоции выражавших всеми доступными средствами - актерскими и музыкальными. Но признаюсь: не столько услышанная музыка, сколько этот комик стали для меня открытием и потрясением. Некий родной брат Чарли Чаплина, забытый и потерянный во времени. Озвучивание немых фильмов с Лэнгдоном - один из многочисленных проектов в рамках Cinesclaff'ARFI. Базирующаяся в Лионе (Франция) ARFI ("Ассоциация по поиску вымышленного фольклора") - уникальная организация, инициирующая столь же уникальные проекты на стыке жанров. В 1987 году по инициативе ARFI был создан первый live-саундтрек к легендарному фильму Эйзенштейна "Броненосец 'Потёмкин'", положивший началу целому циклу работ по эксперименту с озвучиванием шедевров немого кино.

Pepa Paivinen Quartet

Перти Пепа ПайвиненЕсли для вас эти три слова - Perti Pepa Paivinen - всего лишь набор слов, значит, вы, видимо, никогда не слушали финский джаз. Иначе бы непременно наткнулись хоть однажды на это имя и знали бы, что мультиинструменталист (играет на всевозможных разновидностях кларнетов, саксофонов и флейт) Перти Пепа Пайвинен - один из наиболее активных и ярких участников финской фри-джазовой сцены. Джазовый трудоголик, Пайвинен принимал участие во множестве различных проектов - Braxtonia Энтони Брэкстона, группа Юки Толонена, квинтет Юккиса Уотилы, EBU Big Band Палле Миккельборга. Он - один из создателей саксофонного квартета Saxperiment. С 1985 играет в финском биг-бэнде UMO Orchestra; в 1984-1999 гг. был участником легендарного фри-джазового оркестра Эдварда Весалы Sound and Fury: его можно слышать на их хрестоматийном альбоме "Ode to the Death of Jazz" (1989). В 1997 году Пайвинен собрал собственное трио, и первый же проект Umpsukkelis (1999) был назван в Финляндии альбомом года. А в 2002 г. Pepa Paivinen Trio стали номинантами в категории "Лучший джазовый ансамбль" в Финляндии.
Тимо и ВиллеВ Вильнюс Пайвинен привез свой квартет в составе гитариста Тимо (Timo Kämäräinen), басиста Вилле Хуолмана (Ville Huolman) и ударника Микко Хассинена (Mikko Hassinen). Собственно, квартет возник после того, как к трио Пайвинена в 2004 году примкнул гитарист по имени Тимо и с совершенно неподвластной русскому языку характерной финской фамилией Кямяряйнен. Так произошел замес коктейля из прогрессивного рока и фри-джаза, стилистически определяющий репертуар коллектива. Что еще характерно: не часто в замешанной на всемирном рок- и джаз наследии музыке чувствуется география. Эти местами мрачные, местами звеняще-прозрачные, как тонкий лед, композиции не могли быть написаны нигде, кроме крайнего Севера. И при всей своей стопроцентной уникальности и оригинальности вызывали невольные ассоциации - да простят меня пуритане джаза - с творчеством раскрученных готических рокеров-финнов HIM. Какой-то именно финский мрак сочился из каждой нотки. Отрадно, что музыку эту интересно слушать не только из эстетических побуждений: ее мрачная красота соткана из нетривиальных ходов мысли ее создателей - слушаешь, внимаешь и словно разгадываешь ребус, выписанный на снегу….

Yitzhak Yedid Trio

Ицхак ЙедидПроект из Израиля Yitzhak Yedid Trio "Myth of the Cave" представлял в фестивальной палитре так называемую "третью волну" джаза, его смесь с академической музыкой. Последователь идей Гюнтера Шуллера (который считается отцом этого музыкального направления), 32-летний израильский композитор и пианист Ицхак Йедид (Yitzhak Yedid), имеющий за своими плечами блестящее образование (Rubin Academy of Music в Иерусалиме и New England Conservatory в Бостоне), в своем творчестве активно сочетает элементы джаза, современной академической музыки и фольклора Ближнего Востока: мелодии традиционного арабского и еврейского фольклора и структурные принципы джазовой и новой классической музыки. Представленный на фестивале проект Myth of the Cave ("Миф о пещере") базируется на аллегории, взятой музыкантом из труда Платона "Республика". Произведение было выпущено в 2002 году на германском лейбле Between the Lines, с которым Йедид подписал контракт. Это совершенно филигранный философский музыкальный трактат! Казалось, во время его исполнения весь зал углубился в самосозерцание…Но! После концерта у меня лично возник вопрос о причастности подобного рода произведений к джазу: неотрывное следование партитуре, казалось, совершенно не оставило места для импровизации. С этим вопросом я и обратилась к Ицхаку Йедиду, который рассеял все сомнения:
- В "Мифе о пещере" есть несколько импровизационных мест: некоторые из них появляются сами собой по ходу исполнения произведения, другие изначально прописаны. Все дело в том, каким образом написана партитура произведения - она не совсем обычна. В ней импровизировать можно, глядя не только на ноты, но и читая те метафорические рассуждения, которые я вписал в текст партитуры. Потому что, исполняя это произведение, основанное на столь метафорическом философском тексте, важно следовать не только за линией музыки, но и чувственной атмосферой, философской идеей, которую я вложил в композицию.
Импровизация, конечно, присутствует! Иначе и быть не могло, потому что я получил как классическое образование, так и уроки джазовой импровизации. Углубляясь в детали (если вам интересно это знать!), могу сказать, что исполнение этого произведения требует от музыкантов, во-первых, точного следования ритму и нотному рисунку, прописанному в партитуре. Во-вторых, проявления личных чувств, мыслей и ощущения атмосферы произведения путем импровизации в обозначенных для этого в партитуре местах. И, в-третьих: свободная импровизация и вольная трактовка музыки, которая зависит от личности музыканта. Столь завышенные мною требованию к исполнению "Мифа о пещере" - причина того, что наиболее близкое к первоначальной задумке исполнение получается только, если я исполняю его со своими соратниками. Например, контрабасистка Ора Боссон-Хорев (Ora Boasson-Horev) играла эту музыку как в самый первый, так и в самый последний раз, когда "Миф о пещере" исполнялся публично.
Для выступления на джазовом фестивале Vilnius Jazz я сам выбрал именно "Миф о пещере" по той причине, что из всех моих произведений это наиболее близко к джазу. Скажем, мой последний релиз, "Reflections upon six images" 2004 года, написанный специально для Third Stream Festival в Вене - более сложный и строгий по структуре, я исполняю его только на фестивалях современной классической музыки.

Mockunas & Pasborg TOXIKUM Special

Людас МоцкунасЛитовский джазовый фестиваль невозможен без литовского проекта на его сцене. Вильнюсскую джазовую школу на Vilnius Jazz’e представлял интернациональный проект молодого, но уже весьма авторитетного саксофониста Людаса Моцкунаса Mockunas & Pasborg TOXIKUM Special.
Без приставки special группа TOXIKUM существует с 2000 года. У ее истоков - сценическое партнерство литовского саксофониста Моцкунаса и датского ударника Стефана Пасборга (Stefan Pasborg), познакомившихся во время учебы в Копенгагене в Rhythmic Music Conservatory.
Стефан ПасборгТут было бы уместно перечислить все многочисленные интернациональные проекты, в которых задействован Моцкунас, которого в последнее время все громче и чаще называют "послом литовского джаза"; тут же следом должен был бы быть длинный список призов и титулов, полученных им на различных музыкальных конкурсах и фестивалях; перечисление имен звезд европейского и мирового джаза, с которыми выступал на одной сцене Моцкунас - но оставим эти строки для музыкальных энциклопедий и справочников. Слишком долог этот список! Нельзя не упомянуть разве что самое последнее достижение Людаса: в этом году Моцкунасу был вручен почетный приз, ежегодно вручаемый фестивалем Vilnius Jazz за вклад в развитие литовского джаза. Отметим, что вручается награда только в третий раз (ранее ее были удостоены музыковеды Юрате Кучинскайте и - посмертно - Людас Шальтянис), и при наличии массы достойных ее лиц на литовской джазовой сцене, это, конечно, огромный аванс молодому музыканту.
Но вот из одного такого фестивального знакомства и выросла приставка special к проекту TOXIKUM. Один из самых оригинальных импровизаторов, французский гитарист-самоучка Марк Дюкре (Marc Ducret) услышал TOXIKUM в 2004, будучи гостем фестиваля в Бирштонасе. Там же и тогда же родилась идея совместного выступления. В прошлом году на сцене Vilnius Jazz’05 дуэт Дюкре-Моцкунас радовал публику своим искусством чистейшей спонтанной импровизированной медитации. В этом году трио Моцкунас-Пасборг-Дюкре разрослось до состава квартета благодаря приглашенному Марком Дюкре французскому клавишнику Полю Броссо (Paul Brousseau), также самоучке и потому столь неутомимому энтузиасту, изобретателю новых приемов игры и новых звуковых эффектов.

Марк Дюкре

Как всегда внешне крайне экстравагантный, Дюкре отвлекал всем своим видом от музыки, все время переключая регистры публики с "прослушивания" на "просмотр": в ярко-красных лаковых кроссовках, джинсах "стреч", с блестящей в свете прожекторов головой и лицом опытного мима - он был неподражаем! Особенно, когда, элегантно допив прямо на сцене пиво, бутылку он стал использовать вместо медиатора. Публика заворожена, она не отрывает глаз, она не понимает - это всего лишь трюк. Сам фокус в другом - в музыке! Игрались в этот раз уже узнаваемые на слух композиции из репертуара Toxikum. Понятное дело, новинки тоже были. Угадать авторство их было нетрудно: те, в которых до мелочей продуманы хитрые партии и самые узкие ходы для импровизации ударных - Пасборга; с просторными залами, в которые можно впускать сколько угодно клавишных партий - Поля Броссо; неординарные находки для саксофонных соло - Моцкунаса. Не играли, кажется, ничего придуманного Дюкре; но никакой беды в этом нет. В любое полотно он, как мастерица-вышивальщица, вплетал свои нетривиальные по ходу мысли гитарные соло, которые как красную нить, не заметить было просто невозможно.
Общий итог: Toxikum - отличное изобретение, в котором от перемены мест слагаемых (да и самих слагаемых!) сумма не меняется: главное, чтобы было что слагать!..

The Jamie Saft Blues Explosion

Джейми СафтБесспорные хэдлайнеры нынешнего фестиваля, The Jamie Saft Blues Explosion, в лице гитариста и органиста Джейми Сафта (Jamie Saft), басиста Джонатана Мэрона (Jonathan Maron) и ударника Бобби Превита (Bobby Previte), не так давно бывшего гостем сцены фестиваля Kaunas Jazz…
Мультиинструменталист, композитор, продюсер Джейми Сафт - персона крупного калибра на downtown-сцене Нью-Йорка. Спектр его музыкальных интересов простирается от оперы до джаза. Он исполнял оперу Джона Адамса "I Was Looking at the Ceiling and then I Saw the Sky"; со своим трио создавал каверы песен Боба Дилана; сотрудничал с John Zorn's Electric Masada и Dave Douglas' Keystone. Он также известен как продюсер и саунд-инженер: он делал записи для Джона Зорна, Икуэ Мори, Зины Паркинс, Бобби Превита и Дейва Дагласа. После дегустации, кажется, всех более-менее громких музыкальный стилей его интересы от современного импровизационного "более-или-менее" джаза стали смещаться туда, где правит бал блюз. Хотя, конечно, отцы блюза не раз перевернутся там... в общем, где бы они сейчас ни были: ради их покоя в названии своего нового проекта Сафт рядом со словом "blues" пропечатал "explosion" ("взрыв"). Так всем спокойней спится…
The Jamie Saft Blues Explosion критики уже относят к классике нового импровизационного направления jam band. В составе группы - Бобби Превит, одна из ключевых персон нью-йоркской импровизационной сцены, один из лучших барабанщиков Нью-Йорка, партнер по музыкальным экспериментам Эллиота Шарпа и Джона Зорна, инициатор создания мультистилистических проектов (фри-боп группа Bump, соул-джаз-фьюжн проект Latin For Travelers, электронный Empty Suits, акустический Weather Clear и другие). Ему даже посчастливилось писать музыку для спектаклей в театре кукол и представлений московского цирка. Список сценических партнеров Бобби Превита читается как энциклопедия современной импровизационной музыки: Стив Суоллоу, Марти Эрлих, Билл Фризелл, Чарли Хантер, Лу Солофф, Уэйн Хорвитц, Стив Бернстайн, Марк Дрессер, Джейн Айра Блум, Том Уэйтс... Третий участник проекта - молодой басист Джонатан Мэрон - имеет в своем послужном списке сотрудничество с гитаристом Дейвом Фьючински и его группой Screaming Headless Torsos, записи с Мишелл Ндегеоселло и др.

Итак, начало концерта. Если у кого и были пробки в ушах, эти люди на первых же минутах избавились от сего недуга. Прочие же слабонервные и тонкослышащие меломаны удалились почти сразу. Что и говорить: энергетическая наполненность и мощь звука The Jamie Saft Blues Explosion приносят утешение всякому, для кого словосочетание "прогрессивный рок" хоть что-то значит. Остальных она "выносит"… из зала.
Замес стилей в этой музыке, конечно, экстремальный. Случайно забредший на джазовый Vilnius Jazz фестиваль и попавший на этот концерт металлист вдруг нашел бы на этом концерте усладу для своих ушей. Удивительно было, будучи гостем, все-таки, номинально джазового фестиваля, улавливать стойкий аромат hard-rock и progressive trance в этом густо перченом музыкальном проекте. Но всех ведь предупреждали: взрывы будут - надевайте каски и берегите барабанные перепонки!
И все же давайте успокоимся и расслабимся, и тут вдруг окажется, что эта, казалось бы, совершенно "стеноломная" музыка только на первый взгляд ("на первый слух" было бы правильнее сказать, но звучит странно) кажется столь прямолинейной и бескомпромиссной. При прослушивании на меньшей громкости в ней вдруг обнаруживаются достаточно филигранные, и даже заумные, гитарные импровизации, точно просчитанные математические ходы в партиях ударных, вязкая красота органных пассажей, некая общая гениальная продуманность композиции и надрывный нерв, без которого в блюзе, как известно, никуда. Музыка, точно структурированная и с четко сформулированным мелодическим рисунком, словно специально "ухудшенная" индустриальными шумами, чтобы быть "альтернативой". Добавьте сюда еще и вокал Сафта, который он время от времени вплетал в звукоряд - и не останется на полке с музыкальными специями, кажется, ни одной баночки, содержимое которой он бы не всыпал щедрой горстью в этот свой взрывной "коктейль Сафта". При такой пестроте гармонических основ и стилистической эклектики удивительно, насколько цельным является авторский стиль проекта, где генезис важнее аутентичности, а чистота эксперимента - следования канонам.
Подумалось вот что: может быть, в этом проекте Сафт так усердно старается отойти от образа крайне "свободного", но все-таки "джазового" музыканта? А может быть, просто хулиганит? Как бы то ни было, и то, и другое и даже третье у него получается отменно. Третье - это эпатаж, которого он достигает одним своим внешним вид: камуфляжные одежды и такая устрашающе пышная борода, что в каком-нибудь менее толерантном, чем Вильнюс, городе его вполне могли заподозрить в провокационном подражании визуальному имиджу Усамы Бен Ладена.
Любопытно было видеть, как ритм-секция смотрит на Сафта, словно на мессию. Причем Бобби Превит смотрит с широко открытыми, а Джонатан Мэрон - с широко закрытыми глазами. Весь концерт совершенно гениальный Бобби не сводил взгляда с Сафта, словно, если бы он отвел глаза - тот потерял бы ритм. Мэрон же напоминал эдакого пластмассового заводного робота: простоять почти два часа концерта с закрытыми глазами и, как метроном, без запинки отсчитывать ритм - это тоже своего рода редкий талант! Должен же быть хоть кто-то во "взрывном" проекте спокойным…

Анастасия Костюкович
журнал "Jazz Квадрат", Минск
фото предоставлены оргкомитетом фестиваля Vilnius Jazz
и порталом jazz.scene.lt

Лицо
Михаил Альперин7 ноября исполнилось 50 лет живущему в Норвегии пианисту Михаилу Альперину. Единственный русский джазовый артист европейского лейбла ECM, выросший в Молдавии; лидер всеевропейски признанного "Московского художественного ансамбля", выступающего в Москве хорошо если раз в год - парадоксальный музыкант, загадочный и простой, как все необыкновенное. Несколько слов об Альперине предлагает нашему вниманию наш обозреватель Михаил Митропольский...>>>>
Постсоветское пространство:
что было

 

3-5 ноября тремя концертами в Курске начался XI международный фестиваль "Джазовая провинция". Один из важнейших ежегодных фестивалей европейской части России в последние десять лет, этот фестивальный тур, каждый ноябрь перемещающийся из города в город, всегда начинается в Курске, поскольку именно здесь он был придуман и реализован. Все подробности - в репортаже наших корреспондентов...>>>>

3 ноября, Москва, Jazz Town, трио Валерия Гроховского
В преддверии большого концерта в Доме музыки в клубе Jazz Town выступило трио Валерия Гроховского: сам Валерий на фортепиано, Хэмилтон Прайс (Hamilton Price) на контрабасе, Джерри Гиббс (Gerry Gibbs) на ударных.
Валерий Гроховский получил образование классического пианиста, справедливо рассудив, что джаз от него не уйдет. Учился он и в России, и по ту сторону океана. Работает, соответственно, тоже на две страны.
Классика в джазе, джазовая классика - так определяют музыканты свой стиль. Баха, Мендельсона и Моцарта трио Гроховского предпочитает пересказывать джазовым языком. В музыке Баха, например, они практически ничего не меняют. В джазовых пьесах столько же тактов, сколько у Баха, лишь необычная аранжировка придает звучанию легкий свингующий ритм.
Это не попытка популяризации, а скорее желание ничего не усложнять в восприятии классики. Кстати, концерт Фа минор Моцарта был записан музыкантами в Америке в двойном альбоме: первый диск в классическом исполнении с оркестром, второй - в джазовой интерпретации.
Любителям чистого жанра второе отделение вечера, построенное на джазовых стандартах, наверняка понравилось больше. Углубленные импровизации, мощные аккорды, первоклассная поддержка Хэмилтона Прайса и Джерри Гибса - трио Валерия Гроховского демонстрировало отличный конструктивный джаз.
В середине второго отделения к трио присоединилась вокалистка Шура Шерлинг. История ее такова. Один из российских друзей Гроховского как-то попросил его прослушать дочь. Валерий прослушал - и обалдел. Мы, признаться, тоже. Голос у Шуры сильный, чуть надломленный, с хрипотцой. На сцене она чувствовала себя свободно, раскрепощенно. Публикой завладела легко и вызвала шквал аплодисментов.
Можно долго спорить о правомерности или целесообразности заигрывания с классикой. Но, в конце концов, польстить публике Jazz Town, утомленной трудовой неделей, и было финальной целью вечера. Валерию Гроховскому и его коллегам это, безусловно, удалось. Музыкант, аккумулировавший российскую и американскую джазовые культуры, доказал, что он вне конфликта двух школ, он всего лишь на стороне джаза.

Дарья Белецкая

Постсоветское пространство:
что будет

Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 13 городам России до 24 ноября...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

29 ноября,
Центр оперного пения Галины Вишневской -
легенда советского джаза саксофонист
 Алексей Зубов

2-3 декабря:
XII международный фестиваль
 вокального джаза “Джазовые голоса”

28 ноября, ММДМ:
 шведская вокальная группа
The Real Group

Серж АдамЕдинственное выступление французского трубача Сержа Адама в Москве состоится 17 ноября в клубе Cool Train (внутри развлекательного комплекса "Б2").
Это первый приезд музыканта в Россию, хотя его знакомство с постсоветской альтернативной музыкальной субкультурой состоялось нынешней осенью в Кишиневе, на V Международном этно-джаз-фестивале "Тригон". Серж Адам приезжал в столицу Молдовы в составе созданного им трио Hradcany.
Трубач и композитор Серж Адам (Serge Adam) родился в 1957 г. Ищущий и пытливый музыкант, он прошел все жанрово-стилевые этапы джаза, но к 50-ти годам, кажется, так и не нашел идеальную форму существования в нем. Сегодня его увлекают ориентальные ладовые импровизации в придуманном им же модальном джазе "балканского происхождения" (квази-этнические композиции Hradcany), лаконичные и настойчивые риффы трубы и рояля по "ромашковому" принципу "любит - не любит" (импровизации с музыкантами трио Les amants de Juliette), эксперименты с электроникой (на днях в Париже с шумным успехом прошла премьера его "компьютерного" балета).
Компьютерный бэкграунд Сержа Адама - это результат брожения надуманного, "электронно-вычислительного" интеллектуального фактурного начала и - "бесшовной" импровизационной спонтанности, импрессионистского драйва. На таком мудреном фоне кажется сказочно-волшебным внезапно возникающий физический звук настоящей трубы. Серж Адам потрясающий виртуоз. Однако техника, так же, как и голоса детей, шум океана, многие другие сонористические эффекты - лишь естественное "подспорье" для его композиций. И все же отдадим должное мастерству его пальцев, и деликатному, мягкому и теплому тембру звука его трубы, умению "говорить" на этом громком инструменте полушепотом, издавать полумерцающий тон…
Начало концерта: 21.00

Людмила Осипова

Джазовые дни рождения
на 11-22 ноября
11.11 - пианист, вокалист и композитор Хоуги Кармайкл (Hoagy Carmichael, 1899-1981); композитор и пианист Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller, 1925); вокалистка Эрнестина Андерсон (Ernestine Anderson, 1928); трубач Ганнибал Питерсон (Marvin "Hannibal" Peterson, 1948)
12.11 - трубач Бак Клэйтон (Buck Clayton, 1911-1991); саксофонист Чарли Мариано (Charlie Mariano, 1923)
13.11 - пианист и бэндлидер Бенни Моутен (Bennie Moten, 1894-1935); пианист Хэмптон Хоуз (Hampton Hawes, 1928-1977); барабанщик Идрис Мухаммад (Idris Muhammad, 1939); вокалистка Джанет Лоусон (Janet Lawson, 1940)
14.11 - пианист Арт Ходес (Art Hodes, 1904-1993); гитарист Билли Бауэр (Billy Bauer, 1915-2005); пианист Эллис Марсалис (Ellis Marsalis, 1934); пианист Джордж Кейблс (George Cables, 1944)
15.11 - барабанщик Джером Ричардсон (Jerome Richardson, 1920-2000); саксофонист и флейтист Селдон Пауэлл (Seldon Powell, 1928-1997); контрабасист Нил Суэйнсон (Neil Swainson, 1955); гитарист Кевин Юбэнкс (Kevin Eubanks, 1957)
16.11 - банджоист и гитарист Эдди Кондон (Eddie Condon, 1905-1973); пианист Доло Кокер (Dolo Coker, 1927-1983); клавишник Леон Пэндервис (Leon Pendarvis, 1945)
17.11 - гитарист Барни Кессел (Barney Kessel, 1923-2004); композитор и валторнист Дэвид Амрам (David Amram, 1930); тромбонист Росуэлл Радд (Roswell Rudd, 1935); певица и пианистка Дайана Кролл (Diana Krall, 1964); контрабасист Бен Аллисон (Ben Allison, 1966)
18.11 - композитор и вокалист Джонни Мерсер (Johnny Mercer, 1909-1976); пианист Клод Уильямсон (Claude Williamson, 1926); вокалистка Шейла Джордан (Sheila Jordan, 1928), трубач Дон Черри (Don Cherry, 1936-1995); барабанщик Синди Блэкман (Cindy Blackman, 1959)
19.11 - тромбонист и бэндлидер Томми Дорси (Tommy Dorsey, 1905-1956); саксофонист Винсент Херринг (Vincent Herring, 1964)
20.11 - вокалистка Джун Кристи (June Christy, 1925-1990)
21.11 - саксофонист Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins, 1904-1969); гитарист Сэл Салвадор (Sal Salvador, 1925-1999); барабанщик Алфонс Музон (Alphonse Mouzon, 1948); пианист и клавишник Джефф Кизер (Geoff Keezer, 1970)
22.11 - пианист и бэндлидер Хорас Хендерсон (Horace Henderson, 1904-1988); тромбонист Джимми Неппер (Jimmy Knepper, 1927-2003); контрабасист Рон Макклюр (Ron McClure, 1941)
Телевидение
Джазовые концерты на телеканале "Культура"

12 ноября. 01:25
Джем-5. Трио Оскара Питерсона.
Вступительное слово Георгия Гараняна. Фрагменты концерта всемирно известного трио пианиста Оскара Питерсона. Запись на джазовом фестивале в Монреале.

17 ноября. 01:15
Дайана Кролл на джазовом фестивале в Монреале.
Концерт. Запись 2004 года. Режиссер Пьер Сегун.
Операторы Серж Мартино, Жан-Франсуа Трепанье.
Известная джазовая вокалистка и пианистка Дайана Кролл и ее трио (барабанщик Питер Эрскин, контрабасист Роберт Хёрст, гитарист Энтони Уилсон) на фестивале в Монреале исполняют джазовые стандарты и собственные произведения Кролл.

19 ноября. 01:25
"Джем-5"
. Дюк Эллингтон. Звучат редкие записи легендарного композитора, бэндлидера и пианиста, сделанные в 50-60-е гг. ХХ века. Вступительное слово Георгия Гараняна.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
11 ноября - программа посвящена 50-летию российского музыканта и композитора, профессора Норвежской Высшей академии музыки, артиста компании ECM Михаила Альперина, причем звучит музыка времен, когда он еще не был профессором, композитором и пр.
18 ноября в программе "Бесконечное приближение" приоткрывается экзотичность испанской музыкальной культуры и ее воплощение в разных видах композиторской и импровизационной музыки - Кориа, Альбенис, Колтрейн, Бизе.

Подкаст "Слушать здесь":
10.11.06 - #98: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Political Blues" саксофониста и вокалиста Дэйва Мюррея с одноименного альбома ансамбля World Saxophone Quartet (Justin Time, 2006).
02.11.06 - #97: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Cloud Dance" с альбома "Cloud Dance" мастера игры на барабанах табла и на ситаре Коллина Уолкотта (ECM, 1975).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Евгения Бирюкова,
Константин Волков,
Анастасия Костюкович,
Людмила Осипова,
Дарья Белецкая,
Михаил Митропольский,
Юрий Льноградский,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.