ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #40, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Столетию Александра Цфасмана посвящается

Международный фонд развития русской культуры имени Екатерины Фурцевой представляет:
19 декабря, 19.00, Колонный зал Дома Союзов - вечер-воспоминание "Музыка нашей Родины": любимая музыка всех поколений - столетию Александра Цфасмана посвящается.
14 декабря 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения национальной гордости России - Александра Наумовича Цфасмана.
Цфасман - личность в советском джазе яркая и легендарная. Пианист, композитор, аранжировщик, дирижер, руководитель оркестра. А еще - публицист и общественный деятель. Цфасман - единственный русский джазмен, чья подпись стоит под учредительным протоколом Европейской джазовой федерации.
Он до конца своих дней много делал, многое открыл в любимом жанре. И почти ко всему сделанному можно добавить "впервые". Двадцатилетний Цфасман организовал в 1927 году первый в Москве профессиональный джазовый оркестр "АМА-джаз". Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал ее на грампластинку. Это была популярнейшая "Аллилуйя". Он впервые озвучивал кинофильмы и участвовал в первой джазовой передаче. Наконец, Цфасман стал первым у нас в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование.
А в тринадцать лет он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Листа! Вчитайтесь - в 1919 году (в разгар гражданской войны), будучи учащимся Нижегородского музыкального техникума.
Выпускник легендарного профессора Московской Консерватории Феликса Михайловича Блуменфельда (а все мы помним его других великих учеников - Владимира Горовица, Марию Гринберг, Александра Гаука), он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его феерический пианизм - брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом - действовал и действует на слушателей, захватывая дух.
Сейчас такое становление джазового музыканта уже никого не удивит, но тогда, в 20-30-е годы, подобный путь в джазе был почти единичным. Можно вспомнить, пожалуй, только А.В.Варламова, alma mater которого стала знаменитая Гнесинка. Его столетие скромно было отмечено пару лет назад.
Теперь мы широко отмечаем еще одно 100-летие российского джазового музыканта! и как ни удивительно и печально: это - всего второй юбилей Маэстро… спустя 50 лет.
А ведь наследие Цфасмана не утратило значения по сей день. Его музыка звучит так же свежо, как и 40, 60 и 70 лет назад...
До сих пор и на все времена любимы жизнерадостные "Неудачное свидание", "Звуки джаза", "Хорошо", щемящее "Мне бесконечно жаль". "Утомленное солнце" Ежи Петербургского, впервые сыгранное им, стало символом довоенного времени; "Три Вальса", "Сядь со мною рядом", "Грустить не надо", знаменитое Интермеццо для кларнета, посвященное Бенни Гудмену (день памяти которого мир отметил в этом году и кто со своим оркестром, благодаря Цфасману в том числе, совершил триумфальную гастроль по Советскому Союзу в 1962 году) и многие-многие другие…
Это имя в нашем сознании стоит рядом с именами Дунаевского, Блантера, Богословского и других классиков советской песни. Однако песни - лишь верхушка этого айсберга. Александр Цфасман - автор фортепианных концертов, музыки к драматическим и кукольным спектаклям, кинофильмам, инструментальной музыки, балетных сюит. И не будем забывать Цфасмана-дирижера. А, кстати, знаете ли вы, что именно Цфасман аккомпанировал Марку Бернесу на записи "Темной ночи"? И не только!
С сентября 1939 по июнь 1946-го стоял он на посту руководителя джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. Самые яркие годы оркестра, самые героические его годы. На фронтах и из эфира он призывал к борьбе, напоминал о Доме, - был частью нас, нашей Родины, ее духовным оружием.
К ценнейшему опыту Цфасмана и руководимого им оркестра ВРК до сих пор обращаются последующие поколения музыкантов. Оркестр был центром и академией джазовой культуры, вершиной советского джаза тех лет.
В разное время с оркестром выступали известные певцы - Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Ефрем Флакс, Иван Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы,. Ружена Сикора, Марк Бернес…
Здесь начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков. Звезда известнейшего ударника, обаятельного и артистичного Лаци Олаха, взошла и сияла именно в оркестре Цфасмана.
Александр Наумович был примером во всем: в отношении к Делу, к коллегам,. в преданности Джазу, о скромности его знали все…и помнили все и о дисциплине и требовательности, даже во внешнем облике стремились походить на него, всегда подтянутого и элегантного.
Продолжим "впервые" - в 1945 году впервые в СССР в Большом Зале московской Консерватории прозвучала "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина, когда за роялем солировал именно Цфасман. А сколько раз потом она была им сыграна именно в Колонном зале! А дирижеры-то какие! - Николай Голованов, Натан Рахлин, Николай Аносов…Именно здесь Александр Наумович праздновал свое 50-летие и 40-летие творческой деятельности. Тот концерт 1956 года запомнился многочисленным поклонникам на всю жизнь, потому что была выпущена пластинка, разошедшаяся огромным тиражом и ставшая одной из его последних записей….
Это - единственная концертная сцена столицы, которая помнит величие и Цфасмана, и Клавдии Ивановны Шульженко (любимейшей песней и шедевром которой стала именно "Три вальса" Цфасмана - и 100-летие которой также отмечали мы недавно), Оркестра Госджаза СССР, 70-летие которого отмечается также в эти дни…
В последнее время мы встречаемся с новым для нас жанром, когда со сцены звучит музыка, которая казалась ушедшей навсегда. Уже "воскресли" джаз-оркестр Эдди Рознера, Теа-джаз Леонида Утесова, джаз-банда Валентина Парнаха. Исполнение считается аутентичным - в мире это называется ghost-orchestra, или "оркестр-призрак". Так сохраняется на сегодняшний день саунд оркестров Каунта Бэйси, Гленна Миллера, к сожалению, утрачен звук и манера оркестра Дюка Эллингтона, руководимого его внуком Полом, но зато саунд эллингтоновского оркестра хранит Давид Бергер и его Sultans of Swing, которые выступали в январе 2004 в БЗК.
А в день рождения одного из основателей отечественного джаза, пианиста, композитора и дирижера Александра Цфасмана на наших глазах оживет его славный оркестр - единственный в своем роде в мире саратовский джаз-оркестр "РЕТРО" Никиты Духовникова, который, как никто другой, бережно хранит ЗВУК оркестров того времени, - один из полюбившихся героев нашумевшего фестиваля "Российскому джазу - 80". Ему удалось донести до сегодняшних слушателей подлинное звучание того Теа-джаза Леонида Утесова, который снялся в культовом фильме "Веселые ребята" в 1934 году и стал частью нашей истории. Тогда же на фестивале произвел настоящий фурор и вызвал шквал оваций ветеран российского джаза, легендарный ударник (к слову, солист утесовского и рознеровского оркестров), кумир мальчишек 50-х годов Борис Васильевич Матвеев, светлая ему память, - вместе с саратовцами спевший знаменитое и любимое "Сердце, тебе не хочется покоя!". А день рождения Александра Цфасмана 14 декабря того же 2002 года собрал аншлаг в Большом Зале московской Консерватории - тогда на сцене вновь царили саратовцы! В оркестре, существующем более 20 лет, соединились влюбленные в свое дело люди. Они разыскивают старые ноты, рукописи, восстанавливают пропавшие партитуры по слуху. Советский джаз 30-х годов для "РЕТРО" - искусство живое и веселое. За это и любят его многочисленные поклонники. В составе оркестра пятнадцать артистов-инструменталистов, певцы и певицы. Инструментальный состав типичен для 30-х годов - наряду с обычными духовыми присутствуют скрипки и аккордеон, что создает то мягкое, мелодичное, уже, казалось бы, невозвратимое звучание, проникающее прямо в сердце. Солисты оркестра - вокалисты, чей тембр и манера исполнения максимально приближен к голосам ушедших звезд, что ценно необычайно. Музыканты купаются в звуке, они умеют и любят это делать, как никто другой, они уловили аромат эпохи, они - принципиально старомодны.
Это касается, кстати, и других участников концерта. Неуловимый трепет тех лет - вот главное, что останется с нами.
В нынешнем юбилейном вечере в Колонном зале состоятся сюрпризы, о которых московский слушатель (и, надеемся, зритель всей России, потому что концерт обязательно будет сниматься телевидением и войдет в "золотой фонд" и Колонного Зала, и русской культуры в целом) мог только мечтать… Кроме того, музыка Цфасмана (и не только!) прозвучит в интерпретации великолепного Moscow Band Владимира Лебедева, изящного "Ансамбля традиционного джаза" Валерия Киселева, любимцев публики - ансамбля "Бархатный сезон", свой Цфасман есть в репертуаре певицы Натальи Герасимовой, меломаны по достоинству оценят виртуозность пианиста Александра Покидченко, за душу возьмет тембр Виктора Соломенцева, восхитит искрометное искусство знаменитых степистов Владимира и Арины Кирсановых… Рассказать о своем товарище, коллеге приглашены Алла Баянова, Тамара Кравцова, Людмила Лядова, Тихон Хренников, Оскар Фельцман, Эмиль Гейгнер, Андрей Эшпай, Анатолий Кремер, Владимир Трошин, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Весник, Владлен Давыдов, Леонид Куксо - и не только, здесь зрителей тоже ждет приятная и ошеломительная неожиданность. В зале также будет присутствовать сын композитора, известный журналист АПН Роберт Цфасман. Мы все вместе послушаем, попоем, поплачем. Кто вспомнит молодость, кто откроет для себя новые чувства… Концерт посвящен и старой доброй музыке, которую кто-то называл джазовой, кто-то - эстрадной, но для большинства это было не главным. Главным было то, что эти мелодии какими-то особыми, ведомыми только им, путями проникали в сердце, заставляли его учащенно биться, поддаваться волнению, пускаться в поиски, а всему, что происходит, давать только романтическое истолкование. Прошло время, и эта музыка постепенно и незаметно, как бывает только со стариками, уходит без следа… И тогда оказывается, что она нам порой крайне необходима. Эта та музыка, которая живет в нас всех, во всем мире, и ощущается уже, наверное, на генетическом уровне. Музыка, олицетворяющая мечты, солнечные долины юности, оказавшаяся частью эстетики и мировоззрения, передаваемых по наследству от отцов к детям.

И если этот концерт станет Гимном Эпохе - мы сочтем свой долг перед этим Великим Поколением хоть немного выполненным.

Майя Кочубеева,
автор проекта и импресарио

Билеты от 200 до 4000 рублей.
НА САЙТАХ:
www.19-00.ru
www.kontramarka.ru
www.parter.ru
www.ts1.ru
www.vasgdosug.ru

В КАССАХ:
Колонный Зал (Большая Дмитровка, д. 1) 258-0000
Интернет-кафе (м.Новокузнецкая, ул. Пятницкая, д. 25, в здании Дома Радио) 258-0000
19:00 (ст. метро Лубянка, вход в "Детский Мир") 641-1900
3. Пункты приема платежей "Евросеть"

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service