ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Рецензии

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Joe Lovano
-
"Streams of Expression"

Blue Note, 2006
74:01
 

* * * * *

В списке участников этой записи мелькают все те же фамилии, что и в "Нонетах" саксофониста Джо Ловано, запись одного из которых ("52nd Street Themes", 2000) получила "Грэмми" - однако на обложке обтекаемо написано "Ансамбль Джо Ловано", потому что состав коллектива в разных треках колеблется от трио до почти полноценного биг-бэнда в 12 человек. Разношерстная по составам, фактурам и тембровым решениям, запись тем не менее отличается большой внутренней цельностью - потому что посвящена одной теме, музыке выдающегося джазового композитора Гюнтера Шуллера, в 50-60-е стоявшего у истоков так называемого "третьего течения" - сплава джаза и академической музыки. В чистом своем виде "третье течение" кончилось ничем, однако легло в основу множества менее прямолинейных художественных решений.
В центре альбома - мощная семичастная сюита "Birth of the Cool" по одноименному эпохальному альбому Майлса Дэйвиса (1954), аранжированная самим Гюнтером Шуллером. 75-летний Шуллер и дирижировал оркестром из 12 музыкантов при записи сюиты в легендарной студии Avatar в декабре 2005 г.
Хотя в ансамблях, принимавших участие в записи, звучат саксофоны больших мастеров - баритониста Гэри Смульяна, альтиста Стива Слэйгла и др. - доминирует, что вполне естественно, тенор-саксофон самого Джо Ловано, одного из самых уважаемых мэтров саксофонного дела в современном пост-бопе. Его узнаваемая фразировка, характерный округлый звук тенора и хитроумные, хотя и не чрезмерно яркие соло цементируют игру всего ансамбля, одухотворенного творческой энергией своего лидера. А в ансамбле есть очень яркие имена: в частности, это оказалась одна из последних работ в грамзаписи выдающегося пианиста Джона Хикса, ушедшего из жизни вскоре после этой записи.
Особенный интерес представляет финальный трек, в котором Ловано представляет возможности нового инструмента - двухкорпусного сопрано-саксофона Aulochrome, делающего возможным уникальную для духового семейства двухголосную игру.
 


Huntsville
-
"For The Middle Class"

Rune Grammofon, 2006
50:13
 

* * *

Гитарист Ивар Грюделанд, басист Тонни Клюфтен и перкуссионист Ингар Зах - три норвежских импровизатора поколения 30-летних - работают вместе давно, со второй половины 90-х. Их новый проект, Huntsville, показывает, что, как и большая часть представителей норвежской "свободной импровизации", эти трое отходят от полной спонтанности исполнительских решений и хаотической неупорядоченности формы. Это происходит, по их собственному признанию, под влиянием электронной музыки. Готов верить. Но еще они говорят, что на них сильно влияет народная музыка. Вероятно, на это должно намекать использование банджо, саранги и т.п. фольклорных инструментов. Однако при ближайшем рассмотрении и саранги оказывается электронной имитацией, и на банджо Грюделанд играет не столько пальцами, сколько смычком, да и контрабас Клюфтена воспроизводит в основном весьма свободные тона, в которых особенности звукоизвлечения и затухания оказываются едва ли не важнее собственно нот. Гипнотические ритмы лихорадочной перкуссия первой части альбома, и правда напоминающие о радикальном техно, к концу уступают место спорадическим всплескам и уколам, которые напоминают: норвежская импровизационная сцена а) не ищет простых путей, б) готова черпать вдохновение откуда угодно, но уже десять лет упорно бродит вокруг идей свободной неидеоматики, и в) все эти годы занимается не столько гармонией, тем более - не мелодией и даже не всегда ритмом, сколько, главным образом, настойчивым созданием все новых звуковых текстур, тембровых ландшафтов, в которых и полагает главное направление своего поиска.

Константин Волков,
для Stereo&Video

 

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service