ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #43, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Триумф джаза в Иерусалиме

Три года назад Центр интеграции артистов-репатриантов в Израиле выступил с инициативой создания ассоциации джазовых музыкантов и предложил ее возглавить одному из ведущих современных джазовых композиторов и исполнителей - пианисту Славе Ганелину. Занимающийся не чистым джазом, но свободной от уже созданных тем музыкой, а также много пишущий камерных сочинений и музыки для театра и кино, Ганелин предложил расширить понятия и объединить джазменов и авторов и исполнителей так называемой "альтернативной" музыки, т.е. музыки всех жанров, не относящихся к чистой классике или к современным продуктам шоу-бизнеса (именно современным, поскольку лучшие из старых подобных продуктов постепенно превращаются в классику или вечнозеленые джазовые темы). Он же предложил название "Джаз-глобус", поскольку основой современного джаза является не только американская музыка, а лучшие современные джазмены - не всегда американцы. И музыка, и исполнители со всего глобуса - вот девиз ассоциации, которая два года назад провела первый, год назад - второй, а в ноябре-декабре этого года - третий фестиваль "Джаз-глобус".
Естественно, все они проходили при поддержке Центра интеграции артистов и соответствующего отдела Иерусалимского муниципалитета, ставших в течение двух лет единственными спонсорами фестиваля, набиравшего силу. В "Джаз-глобусе - 2004" на четырех концертах выступили около 50 только местных музыкантов, на следующий год на сцену в пяти концертах вышли более 50 израильтян и четверо гостей из США, Италии, Германии и Литвы; последний фестиваль, состоявший из шести концертов, собрал на "домашней" сцене ИКЦ двадцать ансамблей, в которых выступили около 60 музыкантов. Семеро из них представляли заграницу - США, Россию, Литву и Швецию, остальные - отечество. Все фестивали прошли в так называемом "Иерусалимском культурном центре" - уютном камерном зале в центре столицы Израиля, принадлежащем муниципальному отделу абсорбции (интеграции репатриантов).
Ариэль ЛаньиОткрыл фестиваль иерусалимский чудо-ребенок, посмотреть на которого сбежалась вся израильская джазовая, и не только джазовая, общественность. Даже обычно не жалующие серьезное искусство, самые рейтинговые израильские вечерние новости устами народных любимцев - ведущих этих программ - объявили об открывающемся фестивале, причем один из них (думаю, сказав впервые лет за 20 слово "джаз") с особой гордостью подчеркнул, что чудо-мальчик живет в Иерусалиме, видимо, и не подозревая, что его мама родилась в Москве. Мальчика зовут Ариэль Ланьи, ему 9 лет, и он уже 4 года учится классическому музицированию на рояле и скрипке (!!!) и 2 года - джазу. Джазовый вундеркинд безумно талантлив, но, на мой взгляд, чрезмерно увлечен свободным джазом, еще не освоив 100-летнего джазового наследия. Именно поэтому его некоторые фантазии на темы стандартов слишком далеки от самих тем, а некоторым собственным пьесам не хватает формы. Ариэль преобразился, когда на сцену вышел его учитель басист Жан-Клод Джонс (большой специалист по фри-джазу), и стал играть строже и интереснее. Но наиболее успешно мальчик сыграл на джем-сешн, когда на традиционную тему импровизировали с ним от 3 до 6 человек, и он обязан был не только солировать, но и аккомпанировать, и именно последнее он делал блестяще, демонстрируя особо редкое умение слушать музыку.
Владимир "Боб" ЮрочкинСразу за Ариэлем вышел на сцену дуэт "Боб энд Дик". Увы, часть публики в этот момент зал покинула, демонстрируя интерес исключительно к сенсации. В зале остались истинные поклонники джаза, уже не расходившиеся до конца первого дня - почти до полуночи. Остальные пять дней фестиваля также продолжались до полуночи - каждое выступление длилось около часа, а в антрактах джазовые фэны восторженно обсуждали услышанное и вспоминали былое… Вспоминать было что, поскольку на сцене сменялись пять поколений музыкантов! "Боб энд Дик" (скрипач и басист Владимир "Боб" Юрочкин и гитарист Дмитрий Горелик) представляли джазменов еще молодых, но уже не юных. Яркий и неудержимый мультимузыкант в союзе с забывающимся в своих бесконечно увлекательных импровизациях гитаристом-акустиком выступили по-настоящему джазово, принося всех себя в жертву музыке на сцене. В их игре не было ни капли коммерции и самолюбования. Некоторые пьесы, правда, были не вполне сбалансированы - музыканты забылись в музыке и немного забыли о публике, но было главное - джазовое откровение.
Эли ФайнгершТромбонист из Швеции Эли Файнгерш, выйдя на сцену в гордом одиночестве, устроил с помощью своего инструмента и множества электронных приспособлений сорокаминутное действо, повергшее публику в изумление. Файнгерш - не джазовый музыкант, но его энергетике и изобретательности может позавидовать любой джазмен. Добавлю сюда блистательное владение инструментом ("Манхэттен скул оф мьюзик" и работа в оркестре "Мерополитен-оперы" говорят о многом) и уникальную способность читать стихи на множестве языков и умение органично вставлять поэзию в музыкальное действо, что имело место не только на сольном выступлении Эли, но и в программе "Tabula Rasa", где его партнерами стали израильский пианист Ури Бреннер, литовский барабанщик Аркадий Готесман и американско-русский тубист и вокалист Аркадий Фри-Мэн.
Аркадий ФриМенЗдесь уже не было электроники, зато была импровизация на "Чистой доске", в которой высочайшее мастерство всего квартета сочеталось с тонким вкусом, профессиональным чувством формы и заразительным чувством юмора. Почти трагические музыкальные эпизоды, обрамлявшие стихи Бродского, сочетались с блюзовым черным скэтом белого Фри-Мэна, совместные импровизации на тубе и тромбоне переходили почти в драку двух друзей, игравших вместе еще 5 лет назад в Нью-Йорке, а беспорядочные звуки на рояле и ударных вдруг преображались в "Сент-Луис блюз" в виде… вальса.
Слава ГанелинФинал каждого концерта был посвящен экспериментам. Первый вечер завершил студенческий квартет "Джаз-н-ролл", в котором современные популярные рок-песни звучали в разных джазовых стилях, от свинга до хард-бопа. Каждая композиция была изящно скомпонована, не была перегружена сольными фрагментами, но и не была специально облегчена для слишком широкого круга любителей - во всем чувствовалась школа Славы Ганелина, учителя пианиста группы Омри Рыжего (фамилия уроженцу Израиля досталась от дедушки из Белоруссии). В финале второго вечера выступил сам Ганелин в тандеме с Пятрасом Вишняускасом - одним из ведущих современных сопрано-саксофонистов Европы (впрочем, и в Америке, полагаю, такого не услышишь). Пятрас обладает уникальным звуком и тончайшей лирической натурой джазового поэта. В их композициях с Ганелиным мелодия и гармония всегда преобладают над диссонансными конфликтами (в отличие от ансамблей Ганелина с другими партнерами) и вводят в оцепенение всех слушателей, независимо от степени их подготовленности к свободной музыке.

Альянс-2006

Последний вечер завершал также ансамбль во главе с Ганелиным - "Альянс-2006". Это была совершенно другая музыка, хотя началось действо с длинного и глубокого соло на тенор-саксофоне Алексея Зубова. Бесспорный главный герой фестиваля, лучший саксофонист Москвы на протяжении 30 лет, уехав 20 лет назад в Америку, исчез для большинства своих поклонников. Появившись впервые месяц назад на Родине (где отметил 70-летие), он также впервые приехал в Израиль, где его ждали встречи со старыми друзьями, младшими коллегами, помнящими его на советской сцене, и еще более младшим поколением джазменов, для которых в Союзе Зубов был исчезнувшей легендой.
Алексей ЗубовАлексей четырежды выходил на фестивальную сцену, напомнив о своем божественном звуке, безукоризненной технике и абсолютно нестандартном джазовом мышлении, позволившем ему не только блистательно играть "старую музыку", но и реализовать свою давнюю мечту - выйти на сцену во фриджазовом составе. "Альянс-2006" объединил Зубова, Ганелина, Фри-Мэна и Готесмана во внешне странный ансамбль, вначале напоминавший квартет из известной басни Крылова, в котором на глазах у публики как бы отсутствующие связи начали возникать и превратились в неразрывные канаты полного взаимопонимания и абсолютной гармонии.
Еще один гость фестиваля, пианист из России Григорий Файн не менял стили, но великолепно демонстрировал свою приверженность кумиру - Оскару Питерсону (особо ярко это было слышно на джеме в иерусалимском джаз-клубе "Артель", ставшем с этого года также спонсором фестиваля. На крошечной сцене Файн, Зубов и Фри-Мэн с удовольствием музицировали с местными молодыми музыкантами).
Евгений МайстровскийК сожалению, Файн-композитор уступает Файну-пианисту: в композиции по песням Гершвина отсутствовала драматургия, а собственные пьесы, сыгранные Григорием вместе с ведущим израильским скрипачом Сергеем Островским, были однообразны. Украсили выступление Файна басист Валерий Липец и барабанщик Евгений Майстровский (ставшие лучшей ритм-секцией фестиваля) и Алексей Зубов, участвовавший в части его программы.
Зато Михаил Агре поразил всех взглядом на традиционный фортепианный джаз из начала 21 века. Каждый год Миша и разные варианты его Jerusalem Art Ensemble (на этот раз партнерами пианиста были опытнейший контрабасист Эдуард Резонов и оригинальный барабанщик Пол Схалис) показывают авторскую программу, в которой на этот раз сочетались барочная полифония, темы эпохи свинга и шутливая, однако профессионально точная бисовая композиция, в которой пьеса из "Времен года" Чайковского превращается в разные вечнозеленые джазовые темы.

Jerusalem Art Ensemble

Четверо музыкантов составили экспериментальное отделение "Классики играют джаз". Эксперимент удался - настоящего джаза мы не услышали, но услышали настоящий джазовый драйв, с которым культурные музыканты играют любимую ими музыку. Американский кантор Роберт Блох, родившийся с Гершвином и Керном (как в России рождаются с Глинкой и Чайковским) и прекрасным тенором (что не всегда бывает и в опере), проникновенно пел любимые всеми песни, которые расцвечивал первоклассный джазовый пианист Шимон Липкович. А Сергей Островский и Ури Бреннер сыграли виртуозную композицию Бреннера "Цыганка по Блю-Бреннеру", в которой композитор связал популярную виртуозную скрипичную пьесу Равеля с джазом. В сочинении много остроумного (кроме Равеля там присутствуют также Гершвин и Паганини), однако форма несколько размыта. Ури, желая сделать сочинение как можно более виртуозным и более джазовым, не смог ограничить себя жесткими рамками. Правда, на успех сочинения это не повлияло - публика была в восторге. Во многом - из-за блистательной игры и Островского, и самого автора, Ури Бреннера.
Ариэль Ланьи и Шимон ЛипковичШимон Липкович также выступил с квинтетом "Рондо", прогрессирующим от фестиваля к фестивалю: из робких ребят, возглавляемых опытным учителем, ансамбль превратился в классную группу, играющую настоящий кул-джаз. Но, несмотря на великолепные соло Дмитрия Шурина, виртуозный бас Липеца и игру очень выросшего за два года барабанщика Сергея Малова, волшебный звук рояля и мягкая, но страстная манера игры Липковича - главное достоинство ансамбля.
Наташа Родионова и "Друзья Наташи", наоборот, разочаровали - из самобытного трио на первых двух фестивалях они превратились в стандартный и громкий секстет, в котором каждый солирует в каждой пьесе, забывая, что "Друзья" должны деликатно аккомпанировать действительно хорошей певице. В шоу Александра Айзенштадта "Школа джаза" не было самого шоу (за исключением пения Фри-Мэна). Идея - показать, как академические музыканты осваивают джаз - оригинальна, но на воплощение ее надо было потратить больше сил и больше выдумки. Недостатки вполне исправимы к следующему фестивалю. Еще один возникший в "Джаз-глобусе" ансамбль, дуэт "Славянский базар" (клавишник Валентин Лазаров и саксофонист Дмитрий Шурин), выступил намного интереснее, чем год назад, добавив к собственным балканским композициям Лазарова два джазовых стандарта.

Алексей Зубов, Борис Гаммер

Ведущий израильский саксофонист Борис Гаммер, как всегда, был одним из главных "двигателей" фестиваля, став одним из лидеров джем-сешн (впоследствии превратившегося усилиями Фри-Мэна и Вишняускаса во "фри-джем") и выведшего на сцену свой блистательный джазроковый "8 till Late", в котором рядом с учителем играют два великолепных ученика разных поколений - Олег Нойман и Якир Сасон (каждый играет на "своем" саксе - от сопрано до тенора в порядке перечисления), уже упомянутые Липец и Майстровский и гитарист Илья Сельцов. Саунд группы напоминает легендарных Brecker Brothers, однако главная общность ансамблей - высочайшее индивидуальное и ансамблевое мастерство. Описывать игру секстета - занятие неблагодарное, отмечу лишь, что это был один из лучших концертов на фестивале. Хотя общий уровень "Джаз-глобуса-2006" был высок, а его музыкальные достоинства вполне соизмеримы с громкими фестивалями, на сцены которых выходят звезды, говорящие между собой не по-русски.
Михаил КулльГаммер, вместе с виртуозным трубачом Геннадием Литваком, Липецом, Майстровским, ветераном московского джаза пианистом Михаилом Куллем и его старинным другом и партнером Алексеем Зубовым, устроили настоящий праздник, собравшись в группу "Ретро-джаз". Диалог Гаммера и Зубова в "Body and Soul", соло Кулля в "Blue Monk", требования биса в полдвенадцатого ночи (когда завтра на работу) и фантастический "Billie's Bounce" еще на четверть часа - все это, конечно же, не забудется…

Фестивальный джем

Еще об одном выступлении. Вернее, о двух. Гитаристы Роман Алексеев и Евгений Писак показали две разные программы, в которых общим было лишь одно - блестящее исполнение. В фламенко-джазе (программа "В среду вечером в Иерусалиме", параллель со знаменитым "В пятницу вечером в Сан-Франциско" очевидна - в Иерусалиме в пятницу вечером не играют…) с ними выступал уникальный перкуссионист Моше Янковский, в "джипси-свинге", посвященном великому Джанго, к трио добавились Валерий Липец и Дмитрий Шурин. На сцене был яркий и неудержимый коллектив виртуозов-единомышленников. Собственно, так можно охарактеризовать всех участников Третьего фестиваля "Джаз-глобус", который завершился фри-блюзом, исполненным "Альянсом" на бис в бешеном темпе с бешеным темпераментом. Слава Ганелин сказал: "Мы так завелись, что могли играть до утра! Но надо было заканчивать фестиваль. Продолжим через год…"

Владимир Мак,
Иерусалим
фото: Григорий Хатин, Илья Вайман

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service