ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 3 (379) - 15 февраля 2007 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 2 марта 2007 г.

Слово к читателям
ТЕКСТ УТРАЧЕН В РЕЗУЛЬТАТЕ СБОЯ В ЯНВАРЕ 2008

Кирилл Мошков

Как это было
в Москве

Фестиваль пения a cappella "Vocal Zone", клуб Jazz Town, 01-02.02.07
(окончание. Начало в #3)

Помнится, как-то участник ансамбля The Mingus Dynasty, тромбонист-вокалист Фрэнк Лэйси, который регулярно преподает на интенсивных джазовых курсах для молодежи в Киеве, на мой вопрос "Какие типовые проблемы приходится решать в разных группах студентов?" ответил: "Ребята не видят разницы между джазом, соулом и r’n’b. Они так думают: если есть мелизмы, какие-то опевания темы, малейшие отклонения от мелодии - это уже джаз. Они же на ком учатся? На Мэрайе Кэри, Бейонси Ноулз и Кристине Агилере. А джаз - это несколько иная субстанция." В воспоминаниях об этом разговоре и размышлениях о жанрах и стилях прошел для автора статьи второй день фестиваля а-капелльного пения "Vocal Zone".
Белорусы и украинцы - "Камерата" и ManSound - ко второму дню уехали в родные города, и сценой безраздельно владели два российских коллектива, A’Cappella ExpreSSS и JukeBox. Один постарше, второй помоложе. Первый - артист мейджор-лейбла Universal Music; второй представляет собой трио студентов из Казани. Первый состоит из профессионалов; в составе второго есть юноши, не вполне знакомые с нотной грамотой. Но не только это отличает два коллектива. Их отличает важнейший из критериев оценки любого, называющего себя джазовым, коллектива: внутренняя свобода. Причем стрелка весов явственно склоняется в сторону… второго коллектива. Но обо всем по порядку.

A'cappella ExpreSSS

Начало концерта порядком задерживают (в том и прелесть клубной площадки, что зрители не маются в ожидании, ерзая на стульях, расставленных рядком, а занимают себя беседами, закусками и напитками - что не может не нравиться администрации клуба, наверное.) В качестве знака на старт откуда-то из-за сцены раздается фирменный джингл A’Cappella ExpreSSS, на фоне которого звучный мужской голос с пафосом изрекает: "Ladies and gentlemen, встречайте…" - далее следовали какие-то хвалебные слова в адрес коллектива, которые остались автором незафиксированными. Группа выходит на подмостки со словами "Thank You For The Music" на устах - заглавной вещью программы исполняется попурри из песен ABBA. Собственно говоря, начало выступления и стало квинтэссенцией всего (осмелюсь предположить) творчества группы. Ориентированного, прежде всего, на: узнаваемость материала; уверенную самоподачу; больший уклон в энтертейнмент (развлечение), чем непосредственно в музыку. Несомненно, всем из вышеперечисленного должен обладать коллектив, ориентированный, прежде всего, на успех и коммерческую окупаемость, - мейджор-лейблам, скажем прямо, не вполне выгодно сотрудничать с артистами, в арсенале которых такие качества и умения отсутствуют. Но в таком случае, возможно, стоит говорить о формате высококачественного кабаре или мюзикла, но не о джазе?.. Ведь коллективу, поющему без инструментального сопровождения, совершенно необязательно навешивать джазовый ярлычок.

A'cappella ExpreSSS

Поет A’Cappella ExpreSSS, как правило, хиты. Поп, рэгги, фрагменты классических произведений, соул, - но непременно то, что знакомо всем и каждому: “Sunshine Raggae”, “Love Me Do”, “Amazing Grace”, “Go Down, Moses”. Может быть, нижеследующие слова прозвучат несколько резко, но все же. Уже исходя из репертуарных решений можно сделать вывод: A’Cappella ExpreSSS, по всей видимости, не рассчитывает на то, что среди ее публики присутствуют ценители и знатоки джаза. Зачем бы, в обратном случае, группе нужно было бы ставить незамысловатые театрализованные сценки на тему "Петь а капелла очень просто", объясняя, как функционирует вокальный ансамбль? Или, представляя песню "Don’t Worry, Be Happy", ронять фразу: "Когда Бобби МакФеррин выступал в Москве, все от него ждали исполнения этой вещи, но он ее так и не спел," - ведь те, кто интересуются джазом, прекрасно знают, что МакФеррин принципиально не поет "Don’t Worry" на протяжении без малого двадцати лет?.. Лишним доказательством служит заранее заготовленный, тщательно вызубренный юмористический конферанс. Спору нет - большей части публики нравятся всякие лирические отступления и интерактивы. К примеру, во время пропевания одноаккордовой мантры Елена Назарова произносит: "Закройте глаза. Ваши ноги теплеют. Ваши руки тяжелеют. Когда вы откроете глаза, вы пойдете на ресепшн и купите наш диск" (кстати, тема покупки дисков обыгрывалась на протяжении концерта раза три). Да и автору, уж если не кривить душой, не так уж чужды хорошие шутейные находки. Но все больше те, что походят на импровизацию: больше на джаз, чем на мюзик-холл, короче говоря.
Добавьте ко всему вышесказанному далеко не всегда идеальное интонирование, приводящее к трудностям восприятия вокальных "пачек" - на лице того-самого-почитателя-джаза вместо улыбки появляется недоумение. А, да, мы совсем забыли: шоу рассчитано не на него.
Этери БериашвилиСправедливости ради надо отметить, что "не все так шероховато в датском королевстве". Были получены от выступления A’Cappella ExpreSSS и минуты удовольствия: в частности, во время дуэта Екатерины Надареишвили и Этери Бериашвили в "Фантазии на тему грузинских песен", - грузинские мотивы редко кого оставляют равнодушным. Этери же, несомненно, - украшение коллектива. Если уж она солирует, то соло будет эмоциональным, изобретательным и техничным. И исполнено оно будет густым богатым тембром, придающим любой фразе оригинальность и убедительность.
Закрывая тему формата-неформата на фестивале (который, по совести говоря, и не был заявлен в качестве джазового - это мы по собственной инициативе начали тут рассуждать вслух), добавим, что организатор "Vocal Zone", а по совместительству менеджер ManSound Дмитрий Выговский не скрывает того, что в следующем году далеко не все из тех коллективов, которые он намеревается пригласить, смогут быть названы джазовыми. Возможно, среди них будут и поп-роковые, и академические.
JukeboxНаконец, закрывало фестиваль молодое трио JukeBox. Да, представьте себе: хэдлайнером события стали неопытные юнцы, 22-х и 24-х и 19-ти лет от роду. Кирилл Шарафутдинов, Владимир Иванов и Илья Иванов вместе поют чуть больше двух лет, но достигли за этот период небывалых для российской а-капелльной сцены результатов. Автору мнится, что многим из отечественных мэтров пения а капелла и не мечталось делать в 19 лет то, что умеет битбоксер (вокальный перкуссионист) Илья Иванов. Несмотря на то, что его брат Володя в группе солирует, а Кирилл художественно-руководит, именно за счет Ильи достигается тот саунд, который приводит в неистовый восторг любую публику (даже почитательско-джазовую). Вы, наверное, знакомы с тем, как продуцируется в вокальных ансамблях перкуссия. В ней есть несколько основных приемов (имитация ударов по рабочему барабану, бочке и тарелкам; шейкер, щетки), которые разбавляются экзотическими (имитация скрипа на диджейском виниле, куика, бонги, конги и проч.) Во-первых, Илья владеет всеми этими техниками в совершенстве. Во-вторых, он использует их на баснословной скорости, в невообразимых ритмических сочетаниях и в комплексе - до того, что последовательность звуков на вдохе и выдохе разнится. В-третьих, Илья бесподобно подражает звуку "запирающих" мощных дискотечных динамиков - как он это делает, уму непостижимо, - искусно изображает воспроизведение мелодии в замедленном и убыстренном темпе (с должным изменением частоты) и, самое главное, делает все это со вкусом, в нужном месте и в нужное время. Как правило, публика не готова к такому шквалу звуков, извлекаемых одним человеком, и практически любой мотив, положенный Володей и Кириллом на грув, воспроизводимый Ильей, слушает с открытым ртом. Кирилл и Володя - тоже парни непростые. Шарафутдинов-бас многое черпает из опыта упомянутого ранее Бобби Макферрина: к примеру, многие партии пропевает на излюбленные Макферрином сонорные слоги "кума-кума", "тонг-тонг". Вова обладает неплохой фантазией и мягким, приятным вертким тенорком, пусть и не широкого диапазона - как известно, мал золотник, да дорог. Все вместе ребята, в отличие от большинства своих коллег, изумительно владеют английским языком, на котором поют 90% репертуара, и то и дело вставляют в тело песни хулиганский рэп, изображают ссору между собой или просто сдабривают основной текст своими вариациями. Глаз не оторвать, - так ладно и ловко у парней все получается. Да, в их шоу тоже немало от энтертейнмента (впрочем, в понятии "шоу" уже заложен развлекательный характер), но получается оно куда более естественным, музыкальным, оригинальным и ненадуманным, чем у иных коллег парней из Казани.

Jukebox

Выступление JukeBox началось с популярной жобимовской "Aqua de Beber". Зал взревел после коды: первой же вещью вокалисты дали понять, что аплодировать публике придется много и часто. "Иначе - пристрелю!" - пошутил Вова, доставая из кармана игрушечный пистолет. Приветствовали трио, и вправду, не жалея сил. Может быть, больше, чем обычно, поскольку за первыми столиками разместилась "казанская диаспора" - родители и друзья музыкантов. Но и без этой группы поддержки зрители раскачались в момент: назло официантам, которым во второй фестивальный день работалось не легче, чем в первый, а даже наоборот, в проходах между рядами начались танцы. Сдержаться, не пританцовывать, не подпевать и на самом деле было тяжело - зал использовал любую возможность подпеть, делал это без особого приглашения и с большим удовольствием.
В целом, программа JukeBox этого вечера тоже не изобиловала неизвестными мелодиями. "No Woman, No Cry", "What’s The Buzz" из рок-оперы "Jesus Christ Superstar", "Caravan", “Summertime”, “Mas Que Nada”, “Hit The Road Jack”, масса аллюзий на Элвиса Пресли, The Beatles и резидентов современных дискотек. Вплоть до Benni Benassi и Uma2rман. Но какого-то намеренного заигрывания, так сказать, подкупа публики автор в этом не увидела. А увидела здоровое хулиганство, умение из чего угодно сделать "вкусную и здоровую" аранжировку, неподдельный кайф от того, что получается и огромное желание пребывать в музыке. А значит - со временем осмысленнее станут импровизации, изощренней материал и счастливей - любители качественного а-капелльного пения.

После концерта, который закончился, к пущей радости аудитории, совместным джемом A’Cappella ExpreSSS и JukeBox, разгоряченные зрители схватили мобильные телефоны и долго еще кричали в трубки: "Димон (Колян/Ирка/Анюта), ты тут такое пропустил(а)! Мы до сих пор челюсти с пола подбираем". Подбирали уж так подбирали, это точно: в заключение фестиваля артистов ждали такие овации, что впору было вспомнить о том, как погиб персонаж "Парфюмера" Жан-Батист Гренуй: "от любви-с".

(Интервью с участниками Jukebox читайте в 4-м номере журнала "Джаз.Ру")

Татьяна Балакирская
фото: Павел Корбут

Поздравляем!
70 лет Натану Лейтесу
15 февраля исполняется 70 лет бессменному (на протяжении 43 лет!) президенту санкт-петербургского джаз-клуба "Квадрат" Натану Лейтесу (см. #378).

Дорогой Натан Шоломович !
Сибирское джазовое братство сердечно поздравляет Вас со Знаковым юбилеем, отнюдь не подводящим черту под вулкан Вашей Богопристойной Деятельности!
Мы желаем Вам отличного здравия, скромного благополучия, финансовой независимости и дальнейшего взлёта к вершинам джазового Олимпа!
Человек, которого добропорядочные родители готовили к взятию советской науки, закончивший престижнейший ВУЗ, участвующий в создании кукольного лунохода, вдруг, пренебрегши учением Торы, бросился в объятия этой нашей хронической заразы - имя которой джазовая музыка.
И мы все, и старое поколение, и молодое, и далеко не только Северной Пальмиры, но и всего СССР от Кёнигсберга до Архипелага Беринга, обязаны вам тем, что джаз в этой стране, как ни странно, продолжает ещё существовать!
Держись, будет и на нашей улице пень гореть - фиг дадим кому погреться!
Многая Вам Лета!

Искренне
Сергей А. Беличенко
(Директор сибирского института джаза,
доктор нормальной и патологической джазомании, кандидат искусствоведения)

Вячеслав Е. Сильвёрстов
(Зам. директор по науке Института экономики и организации промышленного производства, член-корр. РАЕН, кандидат экономики, Председатель джаз-клуба Президиума СО РАН)

Евгений М. Черепанов
(Председатель джаз-клуба Дома учёных СО РАН, кандидат философских наук)

Постсоветское пространство:
что было

"Горячие" дни Киркенеса

Киркенес. Шоу снегокатов

"Баренц Спектакль" в норвежском Киркенесе - одно из традиционных культурных событий в Баренц-регионе - в этом году проходил с 31 января по 4 февраля. Встречи и дискуссии политиков и промышленников, как правило, сопровождаются здесь целым рядом художественных акций.
Олег Юданов, Степанида БорисоваФестиваль искусств, получивший в этом году название "Hot Arctic Kirkenes", готовит творческая группа Pikene på Broen ("Девушки на мосту"), чье имя тождественно названию полотна Эдварда Мунка. На тождественности слов сходство и заканчивается. С 1996 года успешно и нескучно длится "наведение" транснациональных мостов среди мастеров современного искусства стран Баренц-региона. Киркенесский фестиваль - лишь один из "продуктов" Pikene på Broen - каждый раз трансформируется по содержанию, перемещая акцент с одного вида искусств на другое.
Наверное, понятием world music наиболее точно можно определить характер и атмосферу музыкальной части фестиваля в нынешнем году. Судите сами: три вечера подряд в кафе-клубе "Офелас" ежевечерние программы non stop двух коллективов, каждая продолжительностью от часа до трех. Soul-jazz на норвежском, импровизации архангельской группы "Восток-Север"; традиционный саамский йойк в современном изложении - и духовой оркестр "Калабалик", отдающий предпочтение балканским мелодиям; Аннели Дрекер с акустическим сопровождением - и альтернативные идеи от "Ва-Банкъ". Плюс к этому выступление городского любительского хора, мультимедийный проект Олега Киреева (просьба не путать с уважаемым саксофонистом) и два очень самобытных шоу перкуссионистов: в первом случае совместно с исполнительницами этнических мелодий коренных северных народов, а во втором - с "балетом" снегоходов киркенесского Motorklubb.
Петер Паэлинк"Баренц Спектакль-2007" открывался мощным звучанием ледяного диджериду бельгийца Петера Паэлинка в свете сотен ледяных свечей. Даже опытные архангельские музыканты замерли: играть на огромной ледяной трубе на открытом воздухе при двадцати пяти градусах мороза?! Ведь Киркенес - это Арктика, без всяких скидок на трюкачества природы. Но какой в Арктике подручный материал? Снег и лед. Создание скульптур и отелей из них возможно. Мысли о создании ледяных духовых и Perkussionsinstrumente на Севере тоже естественны. Ведь музыка живет повсюду. Порывом ветра откололась льдинка от огромного тороса и покатилась по глади выстуженного озера, ударилась в складку снежного заноса, приостановилась - "пригрелась". Разве не мелодия для колокольчиков и ледяной дудочки? Нашелся бы смельчак исполнить. А он нашелся, и даже не один.
Киркенес - снежные скульптурыС церемонии открытия фестиваля на маленькой площади перед Rica Arctic Hotel публика плавно перемещается в здание погоревшего театра - Malmklang.
Белый кокон этого зала никак не назовешь уютным: здесь царят фотопортреты, инкрустированные в лед, и ледовые музыкальные инструменты. Тем не менее, зрение и слух в морозном пространстве словно обостряются, и комфорт привычных концертных залов с удобными креслами в сознании как-то вдруг блекнет. Во время концерта "Музыка льда" запрещается фотографировать. Простое решение организаторов помогает вслушаться, окунуться в мир Арктики. Умозрительные представления о безмолвных пространствах наполняются проявлениями реальных чувств и движений. И оказывается, что тишина - только кажущаяся.
Французский художник Эрик Мютель, подготовивший фотоинсталляцию специально для этого концертного пространства, последние годы живет в Финляндии, где не ощущает недостатка в нужном ему материале для работы. Техника нанесения фотографии на лед - его собственное изобретение.
Терье Исунгсет (справа)Набору авторских инструментов Терье Исунгсета позавидует любой мастер перкуссии. Возможно, знакомые многим линейные колокола (или "звоны" - называйте, как хотите) и послужили отчасти прототипом инструментария норвежского мастера, но искать аналоги звучания там же бессмысленно. Извлекая суховатые, короткие звуки из ледяных стержней разной толщины, мягкого и жесткого крепления к таким же ледяным остовам, Терье рассказывает собственные истории снегов и ледяных полей, бескрайних белых просторов и обитателей этих суровых мест. Драматические шаманские заклинания перевоплощения якутской актрисы Степаниды Борисовой и узорчатые ненецкие напевы Фаины Ледковой подбрасывают в музыкальный костер новые всплески чувств. Из чередования этнических напевов, неповоротливого голоса полупрозрачного диджериду, соло ледяных ударных и сложилась неповторимая арктическая поэма первого дня "Баренц спектакля".

Сигрид Бреннхауг

В программе следующего вечера - 1 февраля - значились выступления норвежской певицы Сигрид Бреннхауг (Sigrid Brennhaug) и архангельского ансамбля Тима Дорофеева "Восток-Север".
Говорят, что язык Северной Норвегии в точности соответствует языку американской улицы. Это и дало толчок эксперименту под названием "Северо-норвежский соул". Сигрид Бреннхауг берет на себя смелость петь "душевный джаз" не столько на общепринятом английском, сколько на норвежском, не опасаясь при этом потерять внимание публики. Она исполняет лучшие песни Оскара Брауна, Трюгве Хоффа, Стива Уандера, Жака Бреля, Туве Каролины Кнутсен, Рагнара Ульсена, Терье Нильсена, Ларса Собие Кристенсена и других авторов. Певица прекрасно обходится без каких-либо сценических эффектов и визуальных излишеств, все краски и драматургия песен - в голосе. К тому же у Сигрид первоклассное сопровождение: Тур Эгиль Брасет (клавишные), Андреас Флефлет (бас-гитара), Сверре Ервад (барабаны), - эти музыканты запомнились выступлением на фестивале "Дни джаза. Архангельск-2006", составив трио Link, - а также Асбьерн Руд (Asbjorn Ruud, гитара), Фред Глеснес (Fred Glesnes, саксофон), Андерс Эрикссон (Anders Eriksson, труба).
Тим ДорофеевВ составе ансамбля "Восток-Север" на этот раз были заняты Тим Дорофеев (гитара), Николай Клишин (контрабас), Михаил Черенков (ситар, конго, перкуссия), Олег Юданов (барабаны), солировала опытнейшая исполнительница русских народных песен Екатерина Зорина. В их исполнении звучали азербайджанская "Тарантелла", авторские композиции Тима Дорофеева - "Интродукция", "Восточная" на мотивы восточных ладов, "Пьеса в русском стиле" и русские частушки. Выступление архангельского ансамбля, камерного звучания по сравнению с норвежцами, самый душевный отклик получило в интернациональной актерской труппе "Самовар-театра", где были молодые ребята и девушки из стран Баренцева региона, Кавказа, Турции и испанской Каталонии. Кто-то услышал родные мелодии, а для кого-то переплетение восточных и российских напевов оказалось созвучным теме нынешней фестивальной постановки: поиску точек соприкосновения людей разных национальных культур, оказавшихся волею судьбы в приграничном регионе.

Adjagas

Очень трепетно принимала публика вечером второго февраля выход на сцену молодежной группы Adjagas (Норвегия), в исполнении которой звучал традиционный саамский йойк в новом измерении. Темпераментным и очень артистичным оказался лидер коллектива гитарист Лавра Сомби (Lawra Somby). В дуэте с ним пела двадцатилетняя Инга Пове (Inga Påve), заменившая в этот вечер основную солистку ансамбля Сару Мариэль Гауп (Sara Marielle Gaup). Ребята рассказали, что песенную традицию они унаследовали от родителей и близких родственников-саамов. Мастерству исполнения йойка сегодня они учатся у опытной норвежской исполнительницы Инги Юссо, с которой хорошо знакома по совместным выступлениям в Норвегии наша Екатерина Зорина. "Представляешь, сколько еще будет жить йойк, если сегодняшним его исполнителям только двадцать? Быть может, и они кого-то еще научат петь…", - заметила Екатерина, которой на концерте особенно понравилась манера пения юной Инги.
Духовой ансамбль "Калабалик", в чьей программе доминировали балканские мотивы, и вышедший на сцену в субботу московский "Ва-Банкъ" - старейший лидер альтернативного музыкального движения в России - самым невероятным образом "заводили" зрителей. Конечно же, сказался и конец рабочей недели, когда публики в "Офеласе" значительно прибавилось. Но среди сильнейших фестивальных впечатлений - выступление одной из самых успешных певиц Норвегии Аннели Дрекер (Anneli Drecker) в сопровождении акустического дуэта: Синдре Хотведт (Sindre Hotvedt , клавишные, гитара) и Бьёрн Чарльз Драйер (Bjørn Charles Dreier, бас-гитара, гавайская гитара). Аннели Дреккер сама пишет тексты и музыку своих песен. И хотя здесь не было явных импровизаций, впечатление сиюминутности творчества и вдохновения яркой личности осталось.
Снежные скульптуры. КиркенесПоистине кульминационной "точкой над i" в зрелищах фестиваля стал "Балет для снегоходов" на озере Forstevann, в постановке и режиссуре шведского композитора Стаффана Моссенмарка (Staffan Mossenmark) совместно с перкуссионистом Амундом Шелли Свееном (Amund Sjolie Sveen) из Норвегии. Увертюра птичьего щебета чудесным образом подчеркнула стремительность потока барабанного драйва, плавно перешедшего в звучание хора десятка моторов. Звуковую картину продолжила разноцветная пляска фар, вернувшая вслед за феерией звука и пение птиц, и тишину заснеженного озера. И обратив внимание зрителей на музыку снежных скульптур, расположившихся на этой же ледовой сцене…
…Еще накануне поездки Андрей Шалев, директор Архангельского офиса Норвежского Баренцева Секретариата, говорил в одном из интервью о заинтересованности норвежской стороны, в частности, губернии Финнмарк, в установлении более тесных профессиональных связей между джазовыми музыкантами. С этой целью для участия в "Баренц-спектакле" был приглашен и директор архангельского Фонда развития джаза, продюсер фестиваля "Дни джаза. Архангельск" Владимир Туров. В Киркенесе он встретился с председателем Норвежской ассоциации джаза и арт-директором Финнмарка Харальдом Девольдом (Harald Devold). Во время встречи был намечен план действий обоих продюсеров в течение 2007 года, обсуждалась организация поездок норвежских и российских музыкантов на джазовые фестивали в Тромсё и Архангельске.

Восток-Север

"Hot Arctic: artistic experiences - artistic experiments" - так называлась в Киркенесе экспозиция художников. Именно в нем отразились устремления участников всего фестиваля. Есть вероятность, что художественные эксперименты "Горячей Арктики" будут иметь продолжение, и художественный опыт сослужит добрую службу всем очевидцам киркенесского "Баренц Спектакля -2007".

Ирина Коростелева
Фото Андрея Шалева, Ивана Мосеева

Что намечается:
столичные анонсы

Санкт-Петербург: 4 марта, Эрмитажный театр - "Классика и джаз":
оркестр Государственного Эрмитажа,
дирижер - Саулюс Сондецкис;
Ларс Даниэльссон (контрабас, Дания);
 Бугге Весселтофт (фортепиано, клавиши, Норвегия)

9 марта, ММДМ -
 скрипачка Регина Картер
и вокалистка Карла Кук

1-4 марта,
Санкт-Петербург, клуб JFC
-
XII Международный
 фестиваль гитарного джаза

1 марта в концертном зале им. Чайковского в рамках абонемента "Джаз от братьев Ивановых" состоится праздничный концерт, посвященный международному женскому дню. В концерте играют Four Brothers - сенсационный проект с участием братьев Бутманов (Игорь - саксофон и Олег - барабаны) и братьев Ивановых (Михаил - фортепиано и Андрей - контрабас), а также Академического камерного оркестра "Музыка Вива" п/у Александра Рудина. В программе будут исполнены авторские композиции и джазовая классика.

Михаил и Андрей Ивановы, Игорь и Олег Бутманы

Квартет Four Brothers - два Бутмана и два Иванова - во второй половине 1990-х уже выступал в Москве, гастролировал по России и даже выпустил в 1999 г. быстро разошедшийся по коллекциям меломанов одноименный CD на лейбле Boheme Music. Однако затем наступил перерыв в деятельности этого квартета, затянувшийся на восемь лет. Четыре "джазовых брата" выходят на московскую сцену впервые в XXI веке!

2 марта, Московский международный Дом музыки, Камерный зал: группа Marimba Plus приглашает на концерт-презентацию своего нового альбома "Небесный Слон".
Этот альбом - уже четвертый в истории группы. На этот раз диск выходит именно в тот период, когда вошедшие в него композиции очень свежи (от года до месяца) и постоянно исполняются на концертах группы. Свой стиль группа определяет как арт-фьюжн - совмещение стилей. Таким разноплановым получился и этот альбом: здесь есть и фанк, и джаз, и джаз-рок, и фьюжн, и этника, и новая академическая музыка.

Marimba Plus

Каждый альбом группы имеет особое звучание, но в сумме их можно определить именно как звучание "Маримбы Плюс". Четвертый альбом получился абсолютно современным и актуальным, на нем присутствует множество экспериментов и с инструментами, и с вокалом.
Название альбома "Небесный слон", пришедшее от одной из композиций, вполне может отразить концепцию этого альбома - состояние, в котором создавалась музыка, стремление поднять творчество на уровень полета.
В концерте принимают участие:
"Маримба Плюс": Лев Слепнер - маримба, перкуссия, композитор; Илья Дворецкий - флейта; Сергей Нанкин - кларнет, бассетгорн, вокал; Тимур Некрасов - саксофон; Григорий Зайцев - контрабас, бас-гитара; Павел Кован - ударные.
Специально приглашенные гости:
Этери Бериашвили - вокал, солистка ансамбля A'cappella ExpreSSS, дипломант телевизионного конкурса "Лестница в Небо"; Евгений Лебедев - пианист, лауреат международных конкурсов (специально приедет на концерт из колледжа Беркли); Владислав Лаврик - труба, лауреат международных конкурсов, солист Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева.

Екатерина Черноусова7 марта в "Джаз-арт клубе" в помещении "Клуба на Брестской" состоится концерт-презентация новой программы "Русское настроение" пианистки и вокалистки Екатерины Черноусовой, кларнетиста Андрея Антимонова и группы "Комнаты". В концерте примут участие специальные гости - клавишники Вячеслав Горский, Сергей Филатов, Антон Буканов.
"Нам захотелось, живя в России, попробовать сделать что-то джазовое, но с русским мелодическим материалом", рассказывает Екатерина Черноусова. "Но не так, как это делают многие - берут тему и просто подставляют под нее ритм без всяких аранжировок, либо делают вариант нового стандарта - тема и 20 соло. Музыка в альбоме - почти вся авторская, частично написанная специально для этой записи, а несколько треков были написаны для кино и мультфильма 4 года назад. Сама идея диска возникла два года назад, и вот только что завершилась. По-моему, получилось что-то симфоническое по развитию, джазовое по ритмике и русское по настроению. Музыку и аранжировки мы придумали и почти все записали вдвоем с Андреем, а на концертах будем уже исполнять с группой".

А в это время
за бугром...

Орнетт Коулман11 февраля в Лос-Анджелесе прошла 49-я ежегодная церемония вручения премии Американской академии искусства и науки звукозаписи, известной как "Грэмми" по её материальному воплощению - золотому граммофончику.
Премия присуждалась за грамзаписи, которые были выпущены между 1 октября 2005 г. и 30 сентября 2006 г. и были доступны в розничной продаже на твёрдых носителях (в том числе и через Интернет) на территории США.
Мы приведём список победителей в джазовых категориях, а также победителей из джаза и смежных жанров, получивших премии в иных категориях (полный список джазовых номинантов "Грэмми" см. в #42-2006).
Прежде всего, премию "За заслуги в течение жизни" получил создатель фри-джаза саксофонист Орнетт Коулман. Аудитория устроила ему стоячую овацию, хотя редакция "Полного джаза" искренне сомневается, что хотя бы два процента присутствовавших на церемонии хотя бы раз в жизни смогли дослушать до конца хотя бы один альбом великого новатора нового джаза.
Тони Беннетт (photo: AP, Mike Blake)Категория 8: "Лучшее совместное вокальное исполнение поп-музыки" - премию получил ветеран поп-джазового вокала Тони Беннетт за трек "For Once In My Life" - дуэт с соул-певцом Стиви Уондером из альбома "Duets: An American Classic" (RPM Records/Columbia).
Категория 9: "Лучшее инструментальное исполнение поп-музыки" - золотой граммофончик достался гитаристу Джорджу Бенсону за трек "Mornin'" из совместного с вокалистом Алом Джарро альбома "Givin' It Up" (Concord Records/Monster Music).
Категория 14: "Лучший вокальный альбом традиционной эстрадной музыки" - и вновь 80-летний Тони Беннетт и его "Duets: An American Classic" (RPM Records/Columbia).
Категория 26: "Лучшее вокальное исполнение традиционного ритм-н-блюза" - трек "God Bless The Child" в исполнении Джорджа Бенсона, Ала Джарро и филадельфийской джазовой и соул-певицы Джилл Скотт всё с того же альбома "Givin' It Up" (Concord Records/Monster Music).
Категория 45: "Лучший альбом современного джаза" (под современным джазом Академия звукозаписи понимает смут-джаз и прочие производные коммерческого фьюжн) - премию получила запись "The Hidden Land" импровизирующего банджиста Бэлы Флека и его группы Béla Fleck & The Flecktones (Columbia).
Нэнси Уилсон (фото: AP - Mark J. Terrill)Категория 46: "Лучший джазовый вокальный альбом" - награды удостоена работа опытной и широко известной певицы Нэнси Уилсон "Turned To Blue" (MCG Jazz).
Категория 47: "Лучшее джазовое инструментальное соло" - результат был предсказуем: награду получило первоклассное соло недавно ушедшего из жизни тенор-саксофониста Майкла Бреккера в треке "Some Skunk Funk" с одноименного альбома, вышедшего под именем его брата, трубача Рэнди Бреккера, на лейбле Telarc Jazz/BHM.
Ал Джарро и Чик Кориа (photo: AP, Mike Blake)Категория 48: "Лучший джазовый инструментальный альбом солиста или группы" - золотой граммофончик унёс с собой суперзвезда современного джазового фортепиано Чик Кориа, отмеченный за свою новую работу "The Ultimate Adventure" (Stretch Records).
Категория 49: "Лучший альбом большого джазового состава" - и здесь победил альбом Рэнди Бреккера "Some Skunk Funk" (Telarc Jazz/BHM), записанный при участии Майкла Бреккера, Джима Бирда, Уилла Ли, Питера Эрскина, Марсон Доктора и кёльнского оркестра WDR Big Band, которым дирижировал Винс Мендоса.
Категория 50: "Лучший альбом латиноамериканского джаза" - премию получил альбом "Simpático" ансамбля Брайана Линча и Эдди Палмиери, который так и называется - The Brian Lynch/Eddie Palmieri Project (выпущен артистическим объединением ArtistShare).
В 73-й категории "Лучший альбом современной world music" победил альбом песен на стихи выдающегося американского фолксингера Вуди Гатри "Wonder Wheel - Lyrics by Woody Guthrie", записанный выдающимся нью-йоркским клезмер-джазовым ансамблем The Klezmatics для лейбла Jewish Music Group.
Категория 84: "Лучшая инструментальная аранжировка" - и этот граммофончик унёс Чик Кориа, написавший для своего альбома "The Ultimate Adventure" (Stretch Records) особенно отмеченную "академиками" аранжировку собственной пьесы "Three Ghouls".
В 85-й категории ("Лучшая аранжировка инструментального аккомпанемента вокалу") вновь фигурирует альбом Тони Беннетта "Duets: An American Classic", более того - тот же трек со Стиви Уондером "For Once In My Life", вот только граммофончик поставят на полку не вокалисты, а аранжировщик Хорхе Каландрелли.
И, наконец, в категории 88 ("Лучшая статья для буклета альбома") тоже победил джазовый человек - легендарный критик, нынешний глава Института джазовых исследований Университета Ратгерса в Нью-Джерси Дан Моргенстерн (за статью для сборника записей легендарного пианиста Фэтса Уоллера "If You Got To Ask, You Ain't Got It!", выпущенного лейблом Bluebird/Legacy Recordings).

Радио

19 февраля на радио "Культура" (91,6 FM) состоится прямая трансляция концерта легендарного американского саксофониста Джонни Гриффина. Ведущий прямого эфира - Дмитрий Ухов. Начало в 19:00.

"Домашняя музыка Дмитрия Ухова" (Радио "Культура")
выходит с октября 2004 года на частоте 91.6 FM (в Москве) по воскресеньям в 19.05-20.00
Выпуск 18 февраля посвящен памяти Андрея Тарковского. Прозвучат фрагменты проектов "Nostalghia - Song for Tarkovsky" Франсуа Кутюрье, "Вавилон" Роджера Дойла, электронная музыка Эдуарда Артемьева, Станислава Крейчи и Исао Томита.

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
17 февраля программа "Бесконечное приближение" очередной раз дает автору волю поимпровизировать. Сравнение двух "Бранденбургских концертов" в исполнении Жака Лусье и Уинтона Марсалиса приводит программу во Францию, где она встречает Джонни Гриффина, который как раз собирается выступить в Москве. Один из партнеров последнего Рольф Эриксон приводит слушателя в оркестр Чарлза Мингуса, где, пожалуй, стоит застрять на некоторое время.
24 февраля программа "Бесконечное приближение" выходит в первый час суток, когда "великому и ужасному" Владимиру Чекасину исполняется 60 лет. Это и определяет всю направленность программы, в которой использованы отрывки интервью, взятого автором у "великого и ужасного" несколько лет назад.
3 марта выходит последняя перед "Женским днем" программа "Бесконечное приближение", рубрика "Голос" которой наполнена исключительно голосами, приятными для слабой половины человечества. В число приятных попали Бинг Кросби, Фрэд Астер, Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.
10 марта программа "Бесконечное приближение" представляет рубрику "Лица необщее выраженье", в которой фигурируют Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков.

Подкаст "Слушать здесь":
15.02.07 - #123: редактор спецпроектов "Джаз.Ру" Анна Филипьева комментирует пьесу "I Don't Feel So Well" с альбома "Dreaming Through The Noise" вокалистки Виенны Тэнг (Zoё/Rounder Records, 2006).
13.02.07 - #122: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Where Is My Delay Pedal?" и "California" с альбома "Simple Pleasures" трио гитариста Руди Линки (MidLantic, 2002).
09.02.07 - #121: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о гитаристе Джоне Маклохлине и комментирует его пьесу "Birds of Fire" с альбома "Birds of Fire" группы Mahavishnu Orchestra (Columbia, 1972)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Ирина Коростелева,
Татьяна Балакирская,
Сергей Беличенко,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Андрей Шалев,
Иван Моисеев,
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.