ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28
Игорь Григорьев в Москве - хорошо, но мало
Во второй половине 80-х гитарист Игорь Григорьев был одним из самых заметных музыкантов на той нашей новоджазовой сцене, что была в оппозиции к установкам Комиссии по эстрадно-джазовому творчеству Союза советских композиторов и таким образом с полным основанием могла бы называться альтернативной. Если не андеграундом в том же смысле, в каком им был подпольный рок периода Ленинградского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Это было и Московское импровизационное сообщество (позднее - Оркестр Московских композиторов) Андрея Соловьева, и разнообразные проекты Сергея Летова (вскоре- "Три О"), и показательные "индюки" вроде "Веселых картинок". В отличие от идейно родственных им концептуалистов "Мухоморов", власти позволяли Импровизационному сообществу вариться в собственном соку. Да и перестройка была уже на носу.
Однако проекты Игоря Григорьева определенно опережали свое время. Два из них - трио "Крыша" (world/new age jazz - Григорьев, Соловьев, перкуссионист Михаил Жуков) и квартет "Асфальт" (те же + бас-гитарист Дмитрий Шумилов из "Вежливого отказа"), единолично представлявший у нас панк-джаз, no wave или, как сейчас говорят, downtown. Эти проекты уже пришлись на перестройку и даже остались зафиксированными советским аудиомонополистом - фирмой "Мелодия" ( при непосредственном участии автора этих строк - тогда члена Худсовета "Мелодии" с совещательным голосом от филофонической общественности). Но в раскрутке их Игорь уже не участвовал - в самом начале 90-х эмигрировал в Калифорнию, оставив вместо себя другого гитариста, Александра Костикова. Андрей Соловьев, блестящий теоретик новой импровизационной музыки, решивший воплотить свою теорию в практику и ставший трубачом, одно время пытался было более или менее продолжать (вместе с Костиковым и без него) дело Григорьева под разными названиями ("Балкон", "Кафедра", разные русско-немецкие альянсы, в том числе и "GeRu" - с пионером европейского фри-джаза Петером Ковальдом ).
(От редактора: в середине 90-х, наряду с "попытками более или менее продолжать", Андрей вел одну из немногих в России радиопрограмм по экспериментальному и авангардному джазу - "Музей революций" на радио "Ракурс"; кроме того, по сей день он работает трубачом в группе "Вежливый отказ".)
Игорь Григорьев, похоже, сразу же неплохо устроился в Лос Анджелесе. Под именем Igor играет все и везде: вышел компакт-диск дуэтов с очень музыкальной и понимающий толк в мэйнстриме японской певицей Киото Вадзима (Wajima). Если бы только от природы голоса у нее было ну хоть чуточку побольше!
На другом полюсе - компакт-диск "Ogogo" небольшой провинциальной, но весьма авторитетной (и известной в Европе) фирмы из Миннесоты "Innova" - тоже дуэты. Это - свободные импровизации с MIDI-тромбонистом (и композитором) Родни Оуксом (Oakes) в том же духе, что и интерактивные композиции Джорджа Льюиса или Нила Леонарда Ш (называю только тех, кто выступал в Москве).
Эти дуэты составили бы украшение любой акции, посвященной новой музыке. Поэтому понятен интерес автора этих строк к первому за 10 лет визиту Игоря Григорьева на историческую родину.
По словам Игоря, он чуть ли не за месяц известил о своем недельном пребывании в столице своего бывшего соратника Андрея Соловьева, но последний не удосужился известить об этом никого. Кроме Николая Дмитриева , который в последнюю минуту пристроил Григорьева на постсезонное мероприятие в "Доме" - вернисаж русско-австрийской выставки живописи "Art-Communication Tour" . Если в смысле изобразительном было хорошо, но мало, то в музыкальном было еще меньше. Привычная "вернисажная тусовка" , терпеливо переносившая сорокаградусную жару (в "Доме" нет кондиционирования), настроилась было на прохладительные дуэты ученика и учителя - Александра Костикова - Игоря Григорьева, изображавших нечто вроде импровизаций дуэта Джима Холла - Пэта Метини, (как раз бывшему ученику Костикову досталась роль, наоборот, ветерана - Холла). Но Андрей Соловьев врубил свои минус-фонограммы, и выяснилось, что у нас есть своя Саския Лару. Хотя в тех клубах , в которых теперь выступает Соловьев, публика, скорее всего, считает, что слушает русского Маркуса Миллера или Билла Ласвелла, в общем - очередной ремикс Майлза Дэйвиса.
Ну да ладно. Григорьев получил российский паспорт и теперь, возможно, мы сможем вскоре услышать какой-нибудь из его собственных проектов.

Дмитрий Ухов

От редакции: Дмитрий Петрович ссылается на новую пластинку Игоря Григорьева, вышедшую на лейбле Innova. Нам кажется, что читателям было бы интересно ознакомиться с аннотацией на этот альбом, размещенной на сервере Американского форума композиторов.

OG - O - GO  -  "Живьем в твоей спальне""Живьем в твоей спальне" - это коллекция коротких импровизированных произведений гитариста Игоря и тромбониста Родни Оукса. Вклад Игоря базируется на его прошлом джазового гитариста и авангардного исполнителя в России, в то время как вклад Оукса проистекает из его опыта лос-анджелесского композитора и тромбониста.
Их работы имеют технический аспект, поддерживающий их спонтанность (браво, американские стилисты, художники слова! - ред.). Игорь использует большой набор традиционных гитарных процессорных устройств и технику игры своего собственного изобретения, а Оукс использует тромбон для управления синтезатором путем подключения к нему конвертера тон-MIDI. Результат - чарующий музыкальный континуум, составленный необычными тембрами, исходящими, вы можете поклясться, более чем от двух исполнителей. Но дуэт OG-O-GO - это двое, Игорь и Родни Оукс. Игорь много лет работал в своей родной России, играя в Московском государственном оркестре кинематографии, многочисленных джазовых ансамблях, а также в двух организованных им весьма успешных импровизационных группах, "Крыша" и "Асфальт". Кроме того, он преподавал джаз в двух московских консерваториях. (Ей-Богу, мы бы обиделись, если бы не знали, что в Америке консерваторией называют любую музыкальную школу, даже вечернюю для глухих пенсионеров! - Ред.)
Родни Оукс - композитор, которому пришлось играть на тромбоне. Его интерес к музыке и технологиям забирает большую часть его творческой энергии, и он написал многочисленные произведения для MIDI тромбона. Он работал в США и Европе, преподавал музыку и компьютерное дело в консерватории Кракова и музыкальной академии им. Шопена в Варшаве.
Игорь и Оукс живут, преподают, творят и играют в Лос-Анджелесе. Как дуэт, они работают вместе с 1993 г. и выступают в качестве продюсеров серии фестивалей импровизационной музыки "Музыка за". Оба также работают как джазовые музыканты.

American Composers Forum, 1999

На первую страницу номера