ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28
Квадратура джаза

Квадратура джаза
"Хорошие новости", Курск
№26(405) от 24 июня 1999 г.

Ольга Болдырева

В воскресенье от парадного подъезда Курской областной филармонии разъезжались машины. Последний день Международного фестиваля "Джазовая провинция" закончился почти в одиннадцать часов вечера потрясающим джем-сейшеном. Свободные места в зале были во второй день фестиваля. На открытии и закрытии - ни одного...
В первый день самыми главными оказались гости из Украины "Man Sound". Спустя час после приезда в Курск, они уже вышли на сцену. Сказать, что зал взорвался аплодисментами, зрители свистели и выкрикивали что-то от восторга - ничего не сказать. На этом нашествие братьев-славян не закончилось. Владимир Колесников, трубач, появившись в Курске впервые, тоже нашел среди курян своих поклонников. В начале 70-х он оказался первым официально признанным джазовым трубачом из СССР за границей. Еще один исполнитель, который оказался на фестивале в Курске впервые, был гитарист Гасан Багиров. Он тоже уходил со сцены и в первый день, и после второго концерта под восторженные возгласы поклонников и долгие аплодисменты. Леонид Винцкевич во время фестиваля держался насколько возможно в тени. Только в первый день он со своим трио сыграл несколько вещей со славянскими мотивами в новых аранжировках, которые много лет назад стали прорывом в русском джазе.
Событием второго фестивального дня оказался проект "Второе приближение". Музыканты из Москвы настаивали именно на этом определении, потому что участники "Второго приближения" постоянно меняются, за исключением пианиста и лидера группы Андрея Разина, виолончелиста и вокалистки Татьяны Комовой. Видимо, идя в противоречие с названием, (физики знают, что при расчетах второеГасан Багиров и Давид Голощекин приближение самое точное), музыканты решили заинтриговать публику. Это близко и самому Андрею Разину, который, играя, не любит сразу раскрываться, оставляет самое интересное "на сладкое". Так и Татьяна Комова появилась на сцене только при исполнении второго произведения. Ее голос, паривший над зрительным залом, то сгущался тучей. то рассыпался мельчайшими серебряными брызгами. За плечами вокалистки работа в трио "Ромэн", с которым она сотрудничает и до сих пор, записи дисков духовной музыки, альтернативной, классики. По телевидению еще некоторое время назад можно было слышать в ее исполнении знаменитый "Полет шмеля". Профессор Александр Осейчук был принят традиционно радушно. Как и его ученик, Николай Винцкевич, за творческим ростом которого следят земляки. Он в этом году сыграл на фестивале Лайонела Хэмптона десять квадратов вместе с живой легендой Джаза.
День закрытия был самым главным для любителей джаза. Последними выступали: "Man Sound", Игорь Бриль и сыновья, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин, Анатолий Герасимов и, конечно, Эвелин Уайт. Двоих последних, судя по приему, ждали особенно. Описывать восторг публики совершенно бессмысленно.
"Man Sound"В связи с тем, что фестиваль стал юбилейным, было много подарков, в том числе и Леониду Винцкевичу - с 50-летием. Ему подарили часы - чтобы он слушал музыку времени. Между тем, для "Man Sound" этот год тоже юбилейный - в декабре коллективу исполняется пять лет. Но точнее всех в празднование круглых дат попал барабанщик из Архангельска Олег Юданов - через неделю он отметит 50-й День рождения в родном городе его отца, в Саратове, который лежит на гастрольном пути фестиваля. Пока, пожалуй, никто не играл на ударной установке на "Джазовой провинции" лучше, тоньше и интеллигентнее, чем он. Последним аккордом фестиваля стал банкет для музыкантов в гостинице "Октябрьская".
Организовали Международный фестиваль "Джазовая провинция" Российский фонд Культуры и Курская Государственная филармония. Трехдневный музыкальный праздник стал возможен благодаря личной поддержке Никиты Михалкова, губернатора области и мэра Курска. В числе спонсоров были как курские, так и московские компании: ТНВ "Нефтепродукт", "Сервис-Комплект", "Никс+", "Полстар", "Содружество". "Богема Мьюзик", "Живой звук". Если куряне будут ждать следующего года, чтобы услышать настоящий живой джаз, то многим нашим соседям, можно считать, повезло. Им только предстоит услышать и Эвелин Уайт, и Леонида Винцкевича, и Игоря Бриля, и Олега Юданова, и Лембита Саарсалу и многих других.

American Jazz с мордовским акцентом
"Металлург", Липецк, 25 июня 1999 г.

Сергей Малюков

Анатолий Герасимов и Майк ЭллисЖаркая июньская погода не смогла помешать настоящим ценителям хорошей музыки прийти на концерт фестиваля "Джазовая провинция-99", который состоялся в минувшую субботу в ДК металлургов.
Липчан порадовали своим искусством признанные мастера джазовой сцены. Московский саксофонист Александр Осейчук и его группа "Зеленая волна" превосходно отыграли рограмму из композиций великого Дюка Эллингтона. Столичный проект "Второе приближение" приятно удивил публику своим необычным творчеством. Ничуть не уступали заезжим "звездам" и наши местные музыканты. Группа "Татум" и Александр Мартынов со своим коллективом "Ива" доказали гостям, что и в провинции немало талантов.
Украшением вечера стало выступление американского саксофониста Майкла Эллиса. Пользуясь целым набором духовых инструментов разных форм и размеров, он извлекал из них совершенно фантастические звуки, похожие то на легкое дуновение ветра, то на грозный рев джунглей. Настоящим праздником импровизации стал джем-сейшн Майкла Эллиса с музыкантами "Второго дыхания" (так в тексте - ред.) Виртуозные соло на саксофоне и трубе заставили зал взорваться бурей аплодисментов.
После концерта музыкант, осаждаемый десятками поклонников, желающих взять автограф и сфотографироваться со "звездой", все же нашел время побеседовать с корреспондентом "Металлурга".

Майк ЭллисМайкл, каковы ваши впечатления от России?
- Приехав сюда около месяца назад, я был просто потрясен. У вас интереснейшая культура, замечательные люди. Россия - велика страна! Меня очень многое с ней связывает. Мой отец - русский, он родом из Саранска, у меня даже русская фамилия по отцу - Мордвинов.
Вы немало гастролировали по миру. В какой стране приятнее всего выступать?
- Мне нравится выступать везде, где любят джаз. К счастью, мне везет. Где бы я ни играл - в Нью-Йорке, Чикаго, Токио, Париже или здесь у вас - публика одинаково хорошо принимает мою музыку.
Где, на ваш взгляд, джаз сегодня популярнее - в Америке или в России?
- Сложный вопрос, на него нельзя ответить однозначно. В Америке сейчас джаз переживает новую волну популярности. Появилось много интересных исполнителей, джазовые фестивали собирают огромное количество зрителей. Что касается России, то за месяц моих гастролей я убедился, что у вас джаз любят не меньше, чем на его родине. Не было еще случая, чтобы мы играли в полупустом зале.
Что вы думаете о современной джазовой музыке, в частности об "эйсид-джазе"?
- О, это замечательная штучка. Мне нравятся ритмические рисунки "эйсид-джаза", под них очень здорово танцевать. Живя в Нью-Йорке, я общался с многими молодыми музыкантами, играющими эту музыку. Все они отличные ребята.
А что ты думаешь об игре липецких музыкантов?
- Это был приятный сюрприз для меня. Просто невероятно, что вдалеке от джазовых столиц есть люди, по-настоящему увлеченные джазом и умеющие его талантливо исполнять.

Джазовый ураган в российской глубинке
("Независимая газета", 8 июля 1999)

Эвелин Уайт и Лембит СаарсалуГидрометцентр, упорно фиксирующий жару на европейской части России, ни о каком урагане не сообщал. Тем не менее, буря прокатилась и наделала немало шума в 11 городах России. Традиционный фестиваль "Джазовая провинция-99" был похож на ту самую гору, которая таки пришла к Магомету. "Глаз" урагана пришелся на Курск - город, имеющий своего джазового героя - пианиста и организатора фестиваля Леонида Винцкевича. Музыканту можно позавидовать - его не только знает каждый прохожий в родном городе, но имя его хорошо известно и в Москве, в той далекой Москве, что в американском штате Айдахо. Именно там, на джазовом фестивале Лайонела Хэмптона уже не раз блистал дуэт Леонида Винцкевича и саксофониста Лембита Саарсалу. Однако, этого показалось мало, и уже второй год Винцкевич дарит российской глубинке огромный праздник силами звезд российского происхождения, заезжих знаменитостей и, разумеется, местных энтузиастов, которых оказывается всякий раз тьма-тьмущая.
На этот раз фестиваль, начавшийся 14 июня в Калуге, прошел через Брянск, Орел, остановился на три дня в Курске, затем разветвился и отправился параллельно в Белгород, Липецк, Тамбов, заехал в Москву (российскую) 22 июня, прямо в зал им. П.И.Чайковского и, вновь укатил в Волгоград, Саратов и Пензу. Число городов вполне соответствует и спектру впечатлений. И самое главное - это потрясающая реакция наших сограждан, изголодавшихся по настоящим музыкальным впечатлениям. Если в любом из городов появлялась хоть какая-нибудь информация (не говоря уже о рекламе), легко набивался зал в 800 - 1000 мест, что иной раз в жару и при полном отсутствии вентиляции было проявлением эстетического героизма. При этом музыканты видели перед собой людей, готовых воспринимать и знакомую и, порой, необычную музыку, доброжелательных и весьма глубоких. Тут обнаружилось весьма неформальное сходство слов "глубина" и "глубинка". Как точно заметил бас-гитарист Игорь Иванушкин (проект "Второе приближение"), столичная публика от провинциальной отличается тем, что в провинции люди идут на концерт получать впечатления от музыки, а в Москве ждать, когда музыкант ошибется, отчего имеет свое, очень специальное удовольствие. Кстати, о "Втором приближении". Автору давно не приходилось видеть такой овации, да еще стоя, программе, которую представлял пианист Андрей Разин и его "проект". И это при том, что музыка была, пожалуй наиболее сложная и концептуальная из всей фестивальной программы. Тем более это удивило в Брянске, где 800-местный зал заполнили почти одни только тинэйджеры. А мы о них иногда плохо думаем.
В целом, на фестивале царила джазовая традиция, приводящая в восторг фэнов и именами и великолепной, яркой игрой. Добродушный, обаятельный Лембит Саарсалу из Эстонии, не выпускающий из рук свой тенор-саксофон, неистовый вихрь скрипки питерца Давида Голощекина, воистину королевская труба донецкого ветерана Валерия Колесникова, подчеркнутая старомодность джазового петербургского мэтра Геннадия Гольштейна - это целый мир, захватывающий и мастерством и искренностью. Любопытно, что часть из ветеранов, когда-то рвущихся в сторону джазовых экспериментов, теперь сибаритствуют в мэйнстриме с большим удовольствием для себя и для публики. И пусть это не самые актуальные нынче джазовые пути, но зато делается это добротно, качественно и профессионально. Именно так выглядели в этом джазовом сообществе команды, возглавляемые профессурой Гнесинской академии - ансамбль "Зеленая волна" Александра Осейчука и состав Игоря Бриля.
Что касается иностранных гостей, то кроме музыки всех крайне интересовали их впечатления от экзотики нашей провинции. Майк Эллис - американский саксофонист с русской фамилией в паспорте "Мордвинофф" (это фамилия отца) при полном незнании русского языка за несколько дней путешествия на автобусах и "Газелях" по русским дорогам выучил ряд наших идиоматических выражений, из которых одно нередко использовал на сцене после выступления. ЕгоМихаил Митропольский и Майк Эллис "Ну, я тащусь..." приводило в восторг народ. Хотя до этого восторг был связан с его игрой. Эллис предпочитает современную стилистику. Ему близок постколтрейновский джаз в самых, иной раз, радикальных проявлениях. Он удачно нашел себе партнеров в лице музыкантов "Второго приближения" со специальным репертуаром: его собственная пьеса "Зона" появилась после въезда в Россию, а цыганская "Дорэ Люмэ" была инициирована вокалисткой проекта Татьяной Комовой, совмещающей новый джаз с работой в дуэте "Ромэн".
Темнокожая джазовая вокалистка Эвелин Уайт на этом фестивале оказалась уже не в первый раз. Так что, видимо, и успех и отсутствие холодной воды в кранах при наличии горячей ее уже не удивил. Зато удивительно было появление иностранцев из Киева - фантастический вокальный секстет "Man Sound" попал на концертную сцену прямо с поезда. Оказывается, из Киева в Курск нужно ехать почти сутки и с пересадкой. Джазовый ансамблевый вокал штука тонкая, и такие способы транспортировки не способствуют...
Ну да все это мелочи. Главное, что восторгом было охвачено столько народу в России, что кое-чем можно пожертвовать. Главная-то жертва была со стороны Российского Фонда Культуры, без спонсорской помощи которого все это не смогло бы состояться. За что ему большое джазовое спасибо.

Михаил Митропольский,
который сам там был.

На первую страницу номера