502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2
Выпуск # 5-6 (380-381) - 2 марта 2007 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 15 марта 2006 г.

Специальный репортаж
40-й Международный джазовый фестиваль имени Лайонела Хэмптона
Москоу, Айдахо, 21-24 февраля 2007

Moscow. IdahoТрудно было ожидать от юбилейного фестиваля в городке Moscow, штат Айдахо, чего-то радикально нового; ничего радикально нового он в этом году и не показал, поскольку в юбилейный год проходил как памятник самому себе, трибьют уходящему на покой директору фестиваля "Доку" Линну Скиннеру и его наследию. Поэтому программу фестиваля составили выступления практически тех же артистов, что и во все последние годы. Не считать же открытием новый состав квинтета трубача Роя Харгроува, сыгравший очень сильную новую программу: Харгроув слышан много раз, в том числе на этом же фестивале в прошлые годы.

Roy Hargrove Quintet
квинтет Роя Харгроува

Правда, помимо открытий, бывает ещё и просто хорошая музыка. Её было много. Всё очень традиционное, но высококлассное. Хотелось бы особенно выделить выступления "наших", ведь Хэмптоновский фестиваль - чемпион США по присутствию артистов из бывшего СССР. Когда-то, в конце 80-х, дуэт российского пианиста Леонида Винцкевича и эстонского саксофониста Лембита Саарсалу оказался первым советским (и вообще иностранным) коллективом в программе Хэмптоновского фестиваля. В этом году курский пианист Леонид Винцкевич при участии саксофонистов Николая Винцкевича (Курск-Москва) и Лембита Саарсалу (Тарту) сыграл с местным струнным оркестром приятную, отлично аранжированную программу из музыки уходящего на пенсию директора фестиваля Дока Скиннера (Док - не только сильный организатор, но и талантливый композитор, да к тому же владеет семью инструментами как исполнитель - от саксофона до эуфониума).

Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Джон Клэйтон
Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, дирижирует оркестром новый арт-директор фестиваля Джон Клэйтон

Крымский гитарист Энвер Измайлов, как обычно (он приезжает на фестиваль с 2003 г.), изрядно развлёк многотысячную аудиторию, состоящую не только из жителей Москоу, но и из сотен и тысяч подростков-музыкантов, приехавших на проходящий в рамках фестиваля крупнейший на Северо-Западе США джазовый конкурс, своими головоломными трюками на тэп-гитаре. Московский саксофонист Игорь Бутман со штатной ритм-секцией фестиваля (в этом году - Бенни Грин на фортепиано, Кричсен Макбрайд на контрабасе, Расселл Малоун на гитаре и барабанщик Джефф Хэмилтон) буквально порвал семитысячную аудиторию кратким, но гиперэмоциональным выступлением, доказавшим в очередной раз, что в плане передачи сильных эмоций через высокотехничную игру на тенор-саксофоне российский джазовый чемпион знает очень мало равных.

Расселл Малоун, Крисчен Макбрайд, Игорь Бутман

И очень хорошо показалась российская молодежь - октет стажеров программы "Открытый мир". Правда, они играли в четверг уже около полуночи, а тут так поздно не бодрствуют, так что на стадионе оставалось около тысячи слушателей вместо пяти, которые были в начале концерта: всех разогнала скучная певица Джейн Монхайт. Но приняли их две обширные и непростые авторские пьесы прекрасно, а кроме того, молодые россияне превосходно отработали как собственные ежедневные "клиники" в старинном здании местной методистской церкви, так и ночные джемы в гостинице University Inn, где вместе с ними играли съехавшиеся на фестиваль знаменитости (трубачи Рой Харгроув и Клаудио Родити, саксофонист Игорь Бутман, гитаристы Расселл Малоун и Джон Стоуэлл, тромбонист Билл Уотрус и др.). Вообще говоря, третья группа "Открытого мира", посетившая фестиваль в Айдахо за три последних года, оказалась и самой сплочённой и нацеленной именно на стажировку в природной среде американского джаза, а не только на демонстрацию собственных способностей: эти ребята явно приехали не только себя показать, но и людей посмотреть, что, в общем-то, и есть основной смысл всего цикла этих стажировок, в ходе которых в 2004-2007 гг. в США съездило более восьми десятков российских джазменов.

группа "Открытого мира"

Из участников этой группы трудно выделить кого-то самого выдающегося, все играли на отличном уровне и все показались перспективными и умелыми профессионалами (иногда - несмотря на довольно юный возраст): питерский тенорист Кирилл Бубякин, ростовско-московский альтист Слава Текучёв (кстати, его брат, вибрафонист Анатолий Текучёв, тоже ездил по "Открытому миру", и именно в Айдахо, два года назад!), заканчивающий аспирантуру Московской консерватории казанский барабанщик Адель Сабирьянов, обучающийся в Гнесинке оренбургский тромбонист Адель Тугушев, работающий в Петербурге новосибирский трубач Евгений Соколов и москвичи - контрабасист Григорий Зайцев и гитарист Максим Шибин. Молодцы.

участники симпозиума
Директор Хогановского джазового архива в Нью-Орлеане Брюс Рэйбёрн, архивист Международной джазовой коллекции Университета Айдахо Майкл Тарабулски, главный звукорежиссёр Библиотеки Конгресса США Лэрри Эпплбаум

В рамках фестиваля прошла интересная конференция "Приход джаза в Европу", организованная Международной джазовой коллекцией Университета Айдахо (основу которой составляют огромные архивы покойного Леонарда Фэзера). На конференции был очень интересный доклад небезызвестного архивиста Библиотеки Конгресса Лэрри Эпплбаума "Нордический джаз" (и - позже - его же отчет о том, как он в неразобранных архивах Библиотеки обнаружил нашумевшую полтора года назад неизвестную ранее концертную запись Телониуса Монка с Джоном Колтрейном 1957 г.; выпущенный в конце 2005 г. лейблом Blue Note альбом с этой записью разошёлся исполинским для джазовой инструментальной записи тиражом в 400 тысяч экземпляров!); были фильмы "Джаз д-ра Геббельса", "Джаз под сенью свастики", "Weinrtaub Syncopators" и "Джазмен из ГУЛАГа" (последний, про Эдди Рознера, показывался у нас по "Культуре"); небезынтересную, но довольно академичную работу про непростые взаимоотношения двух ведущих джазовых энтузиастов до- и послевоенной Франции - Шарля Делонэ и Юга Панасье - представил директор Джазового архива им. Хогана (Нью-Орлеан) Брюс Рэйбёрн; ну и автор этих строк рассказывал о первых 50 годах джаза в СССР, проведя в уютном зале Borah Theater что-то вроде живой радиопередачи с аудиопримерами вроде ансамбля Андрея Товмасяна на Jazz Jamboree-62, выступления Германа Лукьянова на фестивале "Джаз-66" или оркестра Олега Лундстрема, играющего в 1967 г. бешеный "Луч Тьмы" Романа Кунсмана.
Док Скиннер, номинально ушедший на пенсию, продолжает консультировать новое руководство фестиваля; новый арт-директор, контрабасист Джон Клэйтон, не живёт в Москоу, и ему не так просто вести круглогодичные переговоры по организации следующего фестиваля; а новый исполнительный директор, весьма приятная дама, ранее занималась в Университете Айдахо какими-то финансовыми вопросами и пока ещё, что называется, "совсем не в теме" организации крупного международного культурного события. В последний день фестиваля Дока Скиннера очень трогательно чествовали - весь состав музыкантов фестиваля и его организаторы поднялись на сцену и говорили о Доке хорошие слова (на фото слова говорит барабанщик Джефф Хэмилтон).

чествование Дока Скиннера
Тромбонист Билл Уотрус, пианист Тамир Хенделман, контрабасист Крисчен Макбрайд, певица Ди Дэниелс, Док Скиннер, барабанщик Джефф Хэмилтон

Подробный рассказ об истории фестиваля и о личном вкладе в эту историю незаурядного и необычного человека по имени Док Скиннер, возглавлявшего фестиваль 35 лет, читайте во 2 номере нашего печатного издания - журнала "Джаз.Ру" - за 2007 г.
К этому краткому отчёту о фестивале прилагается небольшой фоторепортаж: далеко не все любопытные кадры удалось вместить в текст!


Контрабасисты Джон Клэйтон и Крисчен Макбрайд


Слева: Крисчен Макбрайд, Бенни Грин. Справа: Ди Дэниелс.


Расселл Малоун, Монти Александер, Джон Клэйтон


Слева - Грег Абате, справа - Игорь Бутман


Джефф Хэмилтон, Расселл Малоунг, Крисчен Макбрайд, Роберта Гамбарини (позади - пианист Тамир Хенделман)


Слева - Байрон Стирлинг, справа - Джейн Монхайт


Клаудио Родити

Кирилл Мошков,
главный редактор "Джаз.Ру"
фото автора

Как это было
в Москве

Игорь Бутман15 февраля в Московском международном Доме музыки в очередной раз прошел фестиваль "Триумф джаза". С точки зрения популяризации джазовой музыки событие это переоценить довольно сложно, и основная заслуга в этом, конечно же, принадлежит арт-директору фестиваля - саксофонисту Игорю Бутману. Кто бы что ни говорил, а создать и ежегодно проводить фестиваль такого уровня и с таким успехом - дорогого стоит, во всех смыслах. Из года в год концерты фестиваля размещаются на престижнейших концертных площадках Москвы и некоторых других российских городов, и при этом неизменно проходят при полных залах. Этот аспект успешной творческой и коммерческой деятельности Игоря Бутмана вызывает у автора этих строк особое уважение. Способность убедить совершенно безразличную к джазу публику в том, что это ей действительно нужно, и при этом не понижать исполнительскую планку до уровня неподготовленного слушателя, а напротив, умудряться приподнимать публику до уровня играющих на "Триумфе" музыкантов - это уникальное по российским меркам умение.
Впрочем, ближе к делу. Концерт по традиции открыл биг-бэнд Игоря Бутмана, который исполнил написанный лидером оркестра "Вальс для Оксаны", посвященный супруге Игоря, у которой на следующий день был день рождения. В унисон играли засурдиненная труба и тенор-саксофон, и веяло от этого вальса грустной романтикой, туманными городскими пейзажами, и сквозила в нем мужская нежность и уверенность в собственных чувствах… Прекрасное исполнение, масса эмоций.
Анн ДюкроПосле того, как биг-бэнд Бутмана задал нужный тон происходящему, на сцену поднялась первая из приглашенных "звезд" этого вечера - француженка Анн Дюкро, которой в сопровождении оркестра было спето некоторое количество джазовых стандартов ("Shiny Stockings", "God Bless The Child", "Night and Day", "There Will Never Be Another You"). В отношении качества исполнения мнения авторов этих строк разделились. Одна из них, не будучи сильно вдохновлена выступлением Анн, тем не менее, не услышала и ничего такого, за что ее стоило бы поругать. С её точки зрения, Анн, ничем особенным не отличаясь от огромного количества профессиональных джазовых певиц, честно отработала свое выступление в меру отпущенного ей таланта, одарила любителей джазовых певиц положительной энергией, на которую они рассчитывали, чем ее роль и была исчерпана. Другой же автор была бы не прочь подробней остановиться на том, что представляет собою приглашенная певица.
Итак, вся в черных кружевах, с боа на плечах, появилась французская дива бальзаковского возраста на сцене Светлановского зала. Взгляд ее почти постоянно направлен влево: там, то и дело поглядывая на солистку, дирижирует оркестром Бутман, а чуть ближе расположен пюпитр со словами и нотами. Присутствие этого пюпитра, в общем-то, и объяснило очевидную несвободу Анн, проявлявшуюся в скованности жестов, в заметной ее неуверенности. Репетиций, судя по всему, у Дюкро и биг-бэнда было минимум (если вообще были), так что не скрываемые от взглядов зрителей отсчеты квадратов и отмашки ко вступлению были во время выступления вокалистки делом обычным.

Анн Дюкро и биг-бэнд Игоря Бутмана                  "Что она поёт?"

Не осталось ощущения свободы и от пения Анн, как это ни прискорбно и как бы авторы ни уважали выбор Игоря Бутмана. Скэт у Дюкро, бесспорно, осмысленный, внятный и толковый. Однако кантиленные вещи, баллады, обнаруживают весьма ограниченный набор тембральных окрасок, частый переход на пение "на связках" и отчетливо наблюдаемое напряженное состояние вокалистки: чем дальше, тем более зажатым и натужным становится звук (в этом отношении показательным стало исполнение эвергрина "My Funny Valentine"). И чем дальше, тем становилось понятней, что Анн Дюкро не озабочена тем, чтобы преподнести душу песни, ее смысл и эмоциональную составляющую: главной целью было максимально точно, чисто и впечатляюще опеть все полагающиеся по рангу европейской джазовой звезды пассажи. А живой искры в глазах, проникновения в содержание и характер материала тем временем не хватало… Впрочем, за это, и впрямь, чересчур осуждать артистку не стоит: как обычно, мы вовремя вспоминаем о факторе зрительской любви и признания коллег; вовремя же и умолкаем.
Майкл РабиновицДальше было интереснее - на сцене оказался международный квартет Алекса Ростоцкого (Майкл Рабиновиц - фагот, Аркадий Фиглин - фортепиано, Алекс Ростоцкий - бас-гитара, Виктор Джонс - ударные), продемонстрировавший широкой общественности новейший проект Алекса Ростоцкого - "Картинки с выставки", также известный как "Прогулки с Мусоргским". Исполнялись пьесы "Два еврея, богатый и бедный", "Старый замок", "Сад Тюильри" и "Балет невылупившихся птенцов".
Алекс РостоцкийДжазовая интерпретация классической музыки - занятие рискованное. Чтобы подобный проект не потерпел фиаско, музыкант должен, как минимум, сам обладать таким количеством музыкальных идей и такими способностями их реализовать, какими обладал автор первоисточника. Мало того, если речь идет об исполнении такого произведения ансамблем, то успеха опять же невозможно достичь без глубокого понимания каждым участником коллектива замысла музыкального произведения - то есть, проникновения не только в замысел автора первоисточника, но и в замысел интерпретатора. Приятно констатировать, что с творческими идеями и их реализацией у Алекса Ростоцкого всегда было и остается все в порядке. И если в выступлении ансамбля и были какие-то шероховатости - а они были - то это было связано, в первую очередь, с различиями в понимании задумки автора.
Виктор Джонс, Алекс РостоцкийЧто ни говори, но если джазовый язык, как принято считать, понятен всем, то русская классика - это все-таки русская классика, и восприятие ее русским человеком будет сильно отличаться от того, как она видится иностранцу. И если индивидуализм в хорошем смысле этого слова в чисто джазовом составе идет проекту только на пользу, то исполнение авторской музыки, предполагающее помимо игры по нотам еще и импровизацию (которая вообще-то должна служить раскрытию основной темы произведения), предполагает единство исполнителей и автора. И вот тут-то и прячется подводный камень. Впрочем, в случае с новым проектом Алекса Ростоцкого камень этот не сильно повредил - сказалась исключительная музыкальность всех участников состава, которые, может быть, и по-разному понимали то, что играли, но, по крайней мере, они это все-таки понимали. И здесь сложно переоценить роль фаготиста Майкла Рабиновица, который, пожалуй, чувствовал исполняемый составом музыкальный материал как никто другой.
Ричи Гудз, Даниил КрамерВторое отделение открыло трио Даниила Крамера с Олегом Бутманом на ударных и Ричи Гудзом на басу. Что тут скажешь? Крамер играл как всегда, и если чем и поразил авторов этих строк, так это тем, насколько сплоченно в этот раз прозвучал состав. Сложно сказать, кто этому в большей степени поспособствовал - сам ли Даниил Крамер, для которого игра с малознакомыми музыкантами в ходе бесконечных гастролей превратилась в рабочие будни и уже крепко вошла в привычку; или Олег Бутман, для которого постоянная смена партнеров тоже не новость; а может быть, прямолинейный и бесхитростный, как корабельная сосна, - конечно, в творческом плане - Ричи Гудз? Сложно сказать. Скорее всего, руку приложили все.

Олег Бутман, Даниил Крамер, Ричи Гудз

Даниил Крамер в этом выступлении сделал ставку на драйв и фанковый подклад, - практически вся программа была сыграна в довольно быстром темпе, с использованием массы художественных приемов как коллективного, так и индивидуального характера, имеющих, казалось, единственной целью произведение эффекта на публику, - и не ошибся. Публика аж захлебывалась от восторга и устроила такие овации, какими не чествовала выступивших чуть позже американских звезд. Да, Крамер - мастер, кто спорит. Но феномен технической безукоризненности никогда не заменит умения вслушиваться в издаваемый звук, в способность наслаждаться малым, в смакование звуковых сочетаний. В том же виде, в котором преподносилась музыка коллективом Даниила Крамера, на всё это не просто не оставалось времени.
Однако, возвращаемся мы к ранее сделанному выводу - зрителям нравится. Зрители в восхищении. Крамер уж было двинулся к стулу, чтобы исполнить что-нибудь на бис, но вышедший на сцену Бутман-старший погрозил народному любимцу пальцем: цейтнот!

Soulbop Band

Хэдлайнером концерта стал всемирно известный SoulBop Band. Если само это название, возможно, и не всем нашим читателям знакомо, то имена участников бэнда наверняка вам скажут о том, что это за коллектив: Рэнди Бреккер (труба), Дейв Кикоски (фортепиано, клавишные), Хайрам Буллок (гитара), Билл Эванс (саксофон), Родни Холмз (барабаны), Том Барни (бас-гитара). При представлении каждого из музыкантов Игорь Бутман, заблаговременно предупредив, что намерен "рассказать историю джаза в седьмой раз, пока группа настраивается", оперировал такими характеристиками, как "родоначальник джаз-рока" (Бреккер), "коллега Майлса Дэйвиса" (Эванс), "одна из самых ярких фигур современного фьюжна и фанка" (Буллок). И, в общем-то, Бутман и вправду мог успеть рассказать каких-нибудь полторы главы из истории джаза, поскольку SoulBop Band очень тщательно и неспешно готовился к своему выступлению. В зале, впрочем, никто особо не возражал и не нервничал - приготовления походили на саундчек, на нечто закулисное, недоступное взору обычного зрителя, и было в них что-то такое умиротворяющее, располагающее к себе. Рэнди Бреккер уже было начал баловаться и разговаривать с залом через процессор, погрузив губы в раструб трубы, для обработки звука которой процессор был предназначен, но ударная установка уже прошла тюнинг, уже накрыли чехлом крышку рояля, уже вдоволь подергал струны Хайрам Буллок, и музыка началась. Мощный, упругий, плотнейший, крепко отдающий духом Майлса Дэйвиса электронно-резкий саунд обрушился на головы присутствующих. Оно и немудрено: по крайней мере, два из находившихся на сцене музыкантов непосредственно участвовали в майлсовых проектах, да и остальных не миновала чаша влияния великого трубача. Программа сета состояла из произведений, изданных на последнем альбоме коллектива - их заинтересованный читатель может и самостоятельно прослушать, а мы бы хотели обратиться к тому, как взаимодействуют на сцене музыканты.
Рэнди Бреккер, Хайрам БуллокОчень здорово, что во время всего фестиваля в зрительном зале вообще не гасили свет, поэтому, кроме того, что хорошо просматривался каждый угол сцены и прилегающих к ней территорий, между артистами и зрителями установился визуальный контакт. Возможно, поэтому каждая сценическая "выходка" музыкантов воспринималась с искренней благожелательностью. Например, беспрерывные накручивания "кругов почета" по сцене в исполнении Хайрама Буллока - ну не может он сидеть или стоять на месте: сыграв очередное соло и выйдя на партию ритм-гитары, наш темнокожий богатырь, одетый в традиционную черную майку с рыжим тигром, пускался в прогулку "лунной дорожкой" вдоль кулис. А в состоянии аффекта - во время очередной же дуэли с Дейвом Кикоски, который визуально раза в три менее широк, чем Буллок, - и вовсе залезал ногами на рояльный стульчик, на краю которого располагался клавишник. Словом, уже к финалу второй вещи зал, настроение которого менялось на протяжении фестиваля от настороженно-вдумчивого до расслабленно-добродушного, как по команде расплылся в улыбке. Не только по причине эксцентричности движущихся по сцене объектов, конечно - супер-профессиональная, свежая, несмотря на полное соответствие давно сформированным джаз-роковым стандартам, музыка никого не оставляла в стороне. Игралась она легко, свободно, словно рождающаяся самопроизвольно; словно не было перед Биллом, Дейвом, Рэнди, Хайрамом, Томом и Родни зала-тысячника, сплошь усеянного незнакомыми лицами, а стояли они друг напротив друга в репетиционном помещении и дурачились друг перед другом что есть сил. Может быть, и не выкладывались музыканты до конца, относясь к происходящему с долей иронии, как к забаве, однако во время их выступления автора посещала одна простая, но посещающая не так уж и часто мысль: музыка - это продолжение человека, а не абстрактная самостоятельно существующая субстанция. Вот это ощущалось на концерте Soulbop Band во всей полноте.
И, по своему обыкновению, пел что-то шутейное о межполовых взаимоотношениях Хайрам Буллок, и зачитывал состав группы полностью на русском языке Билл Эванс, и давали выговориться всласть барабанам Родни Холмса, и закончился этот, безусловно, замечательный сет группы лаконичным фанком. Но фестиваль на нем не закончился.
По просьбе спонсоров события американские звезды и биг-бэнд Бутмана должны были сыграть джем. Но не просто какую-то общеизвестную тему, а ранее не игранную оркестром и не вполне знакомую соулбоповцам композицию. По нотам, распечатанным за полчаса до того, как она должна была быть исполнена. По сути, этот опыт стал экзаменом для биг-бэнда и сюрпризом для американцев. И походил он, этот опыт, на исполнение дитятей праздничного стихотворения на табурете в канун Нового Года, - а покажите, мол, ребята, на что вы способны.
В общем и целом, все получилось довольно забавно. Конечно, никто не вступил так, как надо, - пьеса была довольно замысловатая, и для того, чтобы взаимодействие нескольких десятков музыкантов в ней было в норме, все эти синкопированные шестнадцатые надо бы было пару дней репетировать. Конечно, Бутман жестоко переживал за свой оркестр, и, наверное, на следующий же день устроил ему показательный разбор произведений в режиме "читка с листа". Но было в этом не вполне успешном, по стандартным меркам, исполнении что-то высоко гуманистическое. Говорящее о том, что никто не совершенен, что даже звезды могут густо краснеть; напоминающее о том, что и взрослые люди умеют по-детски испуганно поднимать брови и в надежде смотреть на своего наставника. Приведшее к тому, что контрабасист Виталий Соломонов, прямо как в анекдоте - "успел!", - от радости за то, что пьесу удалось закончить одновременно, до слез хохотал, отпуская гриф инструмента. И была эта пронизанная духом человечности пьеса посвящена памяти недавно ушедшего Майкла Бреккера, брата присутствовавшего на сцене Рэнди Бреккера. Последний, к слову сказать, совершенно спокойно, как будто так и должно быть, указал перстом куда-то вверх и небрежно произнес: "Да, это для Майкла, он там, наверху сейчас". Символично, по-доброму и светло закончился 7-й фестиваль "Триумф Джаза". Или, может, не седьмой? Этого уже не помнит даже сам Игорь Бутман…

Анна Филипьева,
Татьяна Балакирская
Фото: Анна Филипьева, Павел Корбут

Постсоветское пространство:
что будет

Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 12 городам России до 16 марта...>>>>

К 70-летию Новосибирской Государственной филармонии в рамках "Фестиваля фестивалей" 5 апреля в Новосибирске выступит легендарная вокальная группа Swingle Singers (Великобритания).

The Swingle Singers

Первый состав вокального ансамбля The Swingle Singers был сформирован в начале 1960-х годов в Париже американцем Уордом Свинглом. Участниками ансамбля стали восемь вокалистов, включая самого Свингла и Кристину Легран (сестру Мишеля Леграна). Изначально певцы работали на студиях в качестве сессионных бэк-вокалистов. Записи поп-музыки тех лет становились все проще, простор для творческой реализации сокращался. Тогда и возникла идея спеть "Хорошо темперированный клавир" И.С.Баха, словно превращая голоса в инструменты. Так The Swingle Singers преображали музыку барокко, фуги, мадригалы и оркестровые увертюры в хоровые свинговые композиции.
Дебютный диск "Jazz Sebastian Bach" ("Bach’s Greatest Hits" в Америке) сразу же получил премию Grammy в номинациях "Лучшее хоровое выступление" и "Лучший новый артист" и вошел в десятку лучших альбомов.
В 1969 году Филармония Нью-Йорка предложила ансамблю исполнить главный опус Лучано Берио - "Sinfonia" (для оркестра, восьми голосов, органа, клавесина и фортепиано на слова Леви-Стросса, Беккета и самого Берио). Премьера состоялась в прямом эфире на одном из национальных телеканалов США. После этого Sinfonia стала одним из знаковых музыкальных произведений ХХ века.
После десяти лет удачных гастролей и 12 студийных альбомов The Swingle Singers прошли путь от Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Шопена до испанских композиторов начала ХХ века.
В 1973 году Уорд Свингл переехал в Великобританию и собрал новый состав участников из восьми вокалистов. Назвали ансамбль Swingle II. Но через несколько лет от нового названия отказались в пользу старого - The Swingle Singers. После выпуска удачного альбома "Madrigals" к классико-джазовому репертуару добавилась музыка эпохи Возрождения. Постепенно в арсенале ансамбля появились хиты 60-х и 70-х годов.
В 1984 году Уорд Свингл перестал гастролировать с музыкантами и занялся продюсерской деятельностью.
За 35 лет творчества The Swingle Singers дали более 3000 концертов, записали 40 альбомов и сделали около тысячи аранжировок a cappella.
Уже сорок лет ансамбль сохраняет свою международную популярность, намного большую, чем мечтал ее основатель, Уорд Свингл (Ward Swingle). Современный состав группы - молодых, ярких и талантливых исполнителей - отделяет от ее первого состава несколько поколений: Уорд Свингл ласково называет их своими "внуками".
Подробнее об истории ансамбля и о выступлении нынешнего состава The Swingle Singers в Москве в 2005 г.
Большой зал филармонии. Начало концерта в 19.00. Информация и заказ билетов по телефонам: 222-1511; 218-1803. Бесплатная доставка билетов: 22-78-440.

Что намечается:
столичные анонсы

Санкт-Петербург: 4 марта, Эрмитажный театр - "Классика и джаз":
оркестр Государственного Эрмитажа,
дирижер - Саулюс Сондецкис;
Ларс Даниэльссон (контрабас, Дания);
 Бугге Весселтофт (фортепиано, клавиши, Норвегия)

9 марта, ММДМ -
 скрипачка Регина Картер
и вокалистка Карла Кук

1-4 марта,
Санкт-Петербург, клуб JFC:
XII Международный
 фестиваль гитарного джаза

7 марта в "Джаз-арт клубе" - презентация новой программы "Русское настроение" пианистки и вокалистки Екатерины Черноусовой, кларнетиста Андрея Антимонова и группы "Комнаты"

7-9 марта: клуб Игоря Бутмана на Чистых Прудах - фестиваль "Игорь Бутман, Freixenet и друзья"!
Сонни ФорчунУчастники: саксофонист Сонни Форчун (Sonny Fortune) и его квартет (США), биг-бэнд Игоря Бутмана, Сергей Манукян (вокал, клавишные) и его группа, Вадим Эйленкриг (труба) и группа XL.
Сонни Форчун, владеющий в равной степени саксофоном, флейтой и кларнетом, больше всего известен как альт-саксофонист и композитор.
У Сонни огромный опыт игры в различных стилях: в середине 60-х он исполнял латино с Монго Сантамариа и джазовый мэйнстрим с Элвином Джонсом, в начале 70-х играл с Маккоем Тайнером джаз, замешанный на этнической африканской и индийской музыке, а в середине 70-х записал четыре джаз-роковые пластинки с самим Майлсом Дэйвисом. Кроме того, саксофонист работал с легендарными Бадди Ричем, Диззи Гиллеспи, Джорджем Бенсоном и Нэтом Эддерли (корнетистом, братом великого саксофониста Кэннонболла Эддерли).
Однако Сонни Форчун известен в первую очередь своими сольными альбомами (три из них выпущены на Blue Note в середине 90-х) и блестящими интерпретациями произведений Джона Колтрейна и Телониуса Монка. К Колтрейну у Сонни, по его словам, особое отношение. Несмотря на то, что сам Форчун играл с великим саксофонистом всего лишь раз, Колтрейн оказал на саксофониста огромное влияние. По словам Криса Томпсона (allaboutjazz.com), исполнение квартетом Сонни Форчуном пьес Колтрейна настолько близко к оригиналу, насколько это вообще возможно представить.
Сольные альбомы с авторской музыкой Сонни неизменно получают признание критиков: например, последний диск Сонни "Continuum", вышедший уже на собственном лейбле музыканта Sound Reason, получил 4 звезды от престижного журнала Downbeat и был назван парижской газетой International Herald Tribune "самым изысканным альбомом современного джаза".
Заказ билетов: 632-9264
Адрес клуба: ст. м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")


Billy Cobham5 и 6 апреля в московском клубе "Джаз Таун" выступит выдающийся барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham, США) и "Джаз-Бас-Театр" Алекса Ростоцкого.
Билли Кобэм - один из тех редких музыкантов, чья индивидуальность и стилистика исполнения на ударных инструментах создали особое направление в музыке и вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства.
Билли родился в 1944 году в Панаме, где его отец проходил военную службу. Его детство прошло в творческой среде талантливых родителей и брата, трубача и музыкального продюсера. Любовь к барабанам пробудили его двоюродные братья, которые играли и конструировали металлические барабаны и конги. Сам он с раннего детства начинает играть на латиноамериканском ударном инструменте тимбалес.
Когда Билли исполняется три года, его семья переезжает в Нью-Йорк. В возрасте 8 лет Билли вместе со своим отцом выходит на сцену.
В Нью-Йорке он поступает в Школу музыки и исполнительских искусств (ныне - школа им. Ла Гуардиа), где изучает музыкальную теорию и технику ударных инструментов, посещает семинары Телониуса Монка и Стэна Гетца. Будучи еще совсем молодым музыкантом, он играет на новаторских альбомах раннего джаз-рокового периода в творчестве выдающегося новатора джаза трубача Майлса Дэйвиса ("Live/Evil", "A Tribute to Jack Johnson" и др.). Однако пик его известности пришелся на период работы в легендарной джаз-роковой группе британского гитариста Джона Маклафлина Mahavishnu Orchestra, а наивысшим сольным достижением барабанщика считается его первый сольный альбом 1973 г. "Spectrum". За более чем 40-летнюю творческую деятельность Билли Кобэм успел переиграть с самыми известными именами джазового мира, записать более сотни пластинок со своими собственными составами и выдающимися солистами современной музыки.
Билли Кобэм известен как один из пионеров в области музыкальной электронной индустрии. В 1968 году он одним из первых применил на концерте электронный барабанный контроллер. Он разрабатывает собственное направление в конструировании акустических и электронных барабанов, за что получает награды от ведущих производителей музыкальных инструментов.
С 1980 года Билли живёт и работает попеременно в Цюрихе (Швейцария) и США, продолжая активную творческую деятельность, выступая с европейскими и американскими музыкантами.
Алекс Ростоцкий5 и 6 апреля выдающийся барабанщик выступит в клубе Jazz Town вместе с "Джаз-Бас-Театром" Алекса Ростоцкого в составе: Алекс Ростоцкий (эл. бас), Павел Чекмаковский (гитара), Евгений Борец (рояль, синтезатор), Андрей Красильников (саксофоны).
"Джаз-бас-театр" можно рассматривать как театральную антрепризу. В нем выполнена постановка нескольких концертов, которые могут быть названы спектаклями не только по аналогии, но и исходя из их действительной сути. Практически каждый концерт имеет четкое стилистическое направление: от очень интимных и тонких пьес до восточной музыки, от джазовых стандартов до современного прочтения электронной музыки. В различных программах JBT занято множество выдающихся российских джазовых музыкантов, а в конкретных постановках принимают участие художники, оформители интерьера, актеры, мастера китайской чайной церемонии.
Знакомство Алекса Ростоцкого с музыкой Билли Кобэма произошло около 20 лет назад, а три года назад музыканты встретились на фестивале в Германии, и, подружившись, решили начать плотное сотрудничество. В декабре 2006 г. Ростоцкий организовал встречу с Кобэмом в Москве и предложил сделать совместный творческий проект и устроить тур по городам России. "Джаз-Бас-Театр" и Билли Кобэм будут играть музыку в стиле фьюжн - современную музыку, наполненную интонациями Африки, Азии, Латинской Америки, музыку, в основе которой будут пьесы из двух альбомов Ростоцкого "Splashes" и "Время, когда рыбы думают о прошлом", а также из последних программ Билли Кобэма с его группой "Culture Mix". "Все это просто необходимо для развития джазового и импровизационного искусства в России, ведь на концерты и перформансы придет очень много людей и, мне кажется, эта акция получит большой общественный резонанс," - говорит Ростоцкий.
Начало концерта в 21.00. Заказ столиков по тел. 101-1117 и 912-5726. Адрес клуба: Таганская площадь, 12.

23 и 24 марта в Концертном зале им..Чайковского пройдёт фестиваль пианиста и продюсера Даниила Крамера "Jazz Collection".
Заказ билетов по тел: 506-8282

Участники фестиваля:

  • 23 марта
    Оркестр под управлением Анатолия Кролла; Флорин Никулеску (скрипка, Франция) и трио Даниила Крамера; Антон Румянцев (саксофон) и Dj Leevan
    Проект "Джаз и балет". Шоу Анны Плисецкой "Город глазами джаза" с участием Академии танца МАО Натальи Нестеревой под руководством М.Седовой; солистов балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; Шоу-балета "Releve"
  • 24 марта
    Джаз-театр:
    Проект Натальи Каспаровой "Джазовый конструктор" - спектакль "Латино-Американская сюита" ("Каннон Даннс", джаз-модерн танец, Санкт-Петербург)
    Лаборатория моды Вячеслава Зайцева. Ведущие молодые кутюрье России. Участники Недели моды в Москве.
    Джаз-театр Владимира Чекасина (Литва) с участием Лоры Йодкайте (Литва), Пятраса Генюшаса (фортепиано, Литва), Гядеминаса Лауринавичюса (перкуссия, Литва)
    Body art
    В завершении фестиваля - зажигательный Гала джем-сейшн

Даниил КрамерДаниил Крамер - вдохновитель фестиваля - самый, пожалуй, популярный в России джазовый пианист. Обладающий феноменальной техникой игры и "магическим обаянием", Крамер заводит широкую публику с пол-оборота. Она моментально оказывается у него "под колпаком" и начинает отбивать такт вместе с пианистом, повинуясь его ритму.
Он не только участвует практически во всех джазовых фестивалях СНГ и России, но и сам является организатором и художественным руководителем множества фестивалей в разных городах. География его сольных концертов и выступлений с различными отечественными и зарубежными музыкантами весьма широка: ему рукоплескали поклонники джаза в Испании, Франции, США, Финляндии, Чехословакии, Италии, Германии, Швеции, Австралии, Китае, в странах Африки и Центральной Америки. Даниил Крамер участвует во многих крупных зарубежных джазовых фестивалях, является почетным членом Сиднейского профессионального Джаз-клуба, членом джаз-клуба г. Хаппаранда (Швеция). Даниил играет практически во всех джазовых стилях - от классического и традиционного джаза до авангарда.
В 1994 г. впервые в истории Московской консерватории Даниил Крамер открыл в этой цитадели академического искусства класс джазовой импровизации.
В 1997 году Даниилу Крамеру было присвоено звание "Заслуженный артист России".
В 2005 году он организовал Первый джазовый конкурс молодых исполнителей.

23 марта
Первый день фестиваля откроется классическим джазом - выступлением оркестра под управлением Анатолия Кролла. На сегодняшний день это один из лучших и самых востребованных джазовых коллективов страны.
Продолжит программу звезда европейского джаза - Флорин Никулеску. Этот знаменитый французский джазовый скрипач считается одним из самых романтичных и в тоже время самых техничных джазовых музыкантов Европы. Помимо традиционного и современного джаза Никулеску активно использует в своем творчестве цыганскую стилистику и цыганские мотивы, что делает его манеру исполнения неповторимой. На современной джазовой сцене его имя музыкальные критики ставят в один ряд с такими признанными корифеями как Жан-Люк Понти и Дидье Локвуд.
После выступления этого зажигательного музыканта гости будут приглашены в холл, где они смогут послушать известного московского DJ Leevan, совместно с живой джазовой музыкой.
Второе отделение будет посвящено совмещению джаза и классического балета с элементами современной хореографии. В специально созданном для фестиваля проекте Анны Плисецкой "Город глазами джаза" изысканно сочетаются элементы классического балета и джазовых композиций.

24 марта
Продолжит фестиваль известный коллектив Санкт-Петербурга - "Каннон Даннс", под руководством Н.Каспаровой, который одним из первых соединил в своем творчестве современный танец и джазовые композиции. Они мастерски используют в своих представлениях различные виды светового оформления и всегда находятся на пике соединения современных творческих стилей.
После этого состоится показ мод от ведущих молодых кутюрье Москвы Лаборатории Вячеслава Зайцева. Это романтическое дефиле будет сопровождаться джазовой музыкой, написанной специально под каждую коллекцию.
Владимир ЧекасинВторую часть концерта откроет джаз-спектакль "Чекасин Джаз". Выступления саксофониста Владимира Чекасина (экс-Ganelin Trio) всегда отличаются непредсказуемостью, мгновенным спонтанным контактом с публикой, неповторимым соединением джаза, современного музыкального перформанса и современных театральных элементов с искусством боди-арта. Это один из самых удивительных современных джазовых музыкантов, который одновременно является знаменитым шоуменом. В завершении концерта на сцене будет парад музыкантов-участников фестиваля и специально приглашенных гостей, где соединятся элементы Гала-концерта и джем-сейшна.

17 марта в московском FM-Club компания "Funky Land Connection" представляет открытие интернет-сайта скрипача Феликса Лахути www.felixlahuti.com. Группа Felix Lahuti Funky Land - презентация видеоклипа и нового студийного трека.
Участвуют: Феликс Лахути (5-струнная электроскрипка, вокал); Дмитрий Илугдин (клавишные); Павел "Паштет" Мартыненко (гитара, вокал); Александр Староверов (гитара); Роман Гринёв (бас-гитара); Анна Шлёнская (перкуссия); Михаил Галутва (ударные). Ожидается также несколько специальных гостей и другие сюрпризы. Начало: 20.00.
Подробности

Телевидение

Джаз на телеканале "Культура"

9 марта 01:15
Все это джаз. "Чик Кориа Акустик Бэнд".
Концерт. Запись 2003 года, две части. Выступление акустической группы пианиста Чика Кориа на фестивале в Монреале в 2004 г.

10 марта 01:15
Джем-5. Трио Оскара Питерсона.
Фрагменты концерта легендарного пианиста, записанные на джазовом фестивале в Монреале.

Радио

"Домашняя музыка Дмитрия Ухова" (Радио "Культура")
выходит с октября 2004 года на частоте 91.6 FM (в Москве) по воскресеньям в 19.05-20.00
Выпуск 4 марта посвящен 75-летию выдающегося композитора и пианиста Мишеля Леграна. Автор и ведущий напоминает, что Легран пользуется не меньшим, если не большим, авторитетом среди джазменов, чем в самых широких слушательских кругах, которые знают его по мелодиям из популярных кинофильмов. Из редкостей прозвучит джазовая музыка к кинофильму "Дороги на Юг" (1978) с Джоном Фэддисом, Филом Вудсом и Джерри Маллиганом.

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
3 марта выходит последняя перед "Женским днем" программа "Бесконечное приближение", рубрика "Голос" которой наполнена исключительно голосами, приятными для слабой половины человечества. В число приятных попали Бинг Кросби, Фрэд Астер, Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.
10 марта программа "Бесконечное приближение" представляет рубрику "Лица необщее выраженье", в которой фигурируют Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков.

Подкаст "Слушать здесь":
27.02.07 - #127: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Kennedy in Napoli" с альбома "Napoli's Walls" французского кларнетиста и саксофониста Луи Склави (Луиса Склависа) (ECM, 2004)
24.02.07 - #126: редактор спецпроектов "Джаз.Ру" Анна Филипьева комментирует пьесу "Butterfly" с альбома "Dis Is Da Drum" пианиста Хэрби Хэнкока (Mercury, 1993).
21.02.07 - #125: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Japanais" с альбома "Amusos" польского саксофониста Адама Перончика (PAO Records, 2005).
19.02.07 - #124: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о композиторе Джоне Кейдже и комментирует его Пятую и Седьмую сонаты с альбома "John Cage. Sonatas and Interludes for prepared piano" в исполнении пианиста Юдзи Такахаси (Denon, 1985)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анна Филипьева,
Татьяна Балакирская,
Яна Липовская,
Юрий Льноградский,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2