ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 7 (382) - 15 марта 2007 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 29 марта 2006 г.

Как это было
в Москве

Скрипка и немножко грустно

Регина КартерА ведь действительно, шли мы все в Светлановский зал Московского Дома музыки с большими надеждами. 9 марта, сразу после праздника, подаренного нам Кларой Цеткин и Розой Люксембург, ожидался праздник в лице Карлы Кук и Регины Картер. Ожидался он давно, концерт был анонсирован Домом музыки еще летом 2006-го, причем в серии "Джазовый Олимп". Ажиотаж подстегивался, в том числе, и официальным выдвижением скрипачки Регины Картер в гении - ведь стипендию Фонда Макартуров (MacArthur Foundation), которую еще называют "стипендией гениев", абы кому не дают. Более того, Регина Картер в течение последних лет регулярно становилась скрипачкой номер один в весьма профессиональном опросе членов Международной ассоциации джазовых журналистов.
Забегая вперед, могу сказать, что большинство разговоров о прошедшем концерте крутились вокруг не очень существенной проблемы: как правильно произносится имя суперзвезды - Регина или Риджина. Вот, собственно, и все впечатления. Впрочем, лично у меня была еще и гордость за наш народ, который в известные времена просто фанател от одного имени чудом объявившейся у нас джазовой легенды. Что бы эта звезда ни делала - все это воспринималось, по меньшей мере, в качестве чуда. А сейчас слушают, сравнивают, разбираются. Не все, разумеется. Какой-то мужчина по дороге за автографом посмотрел на мою задумчивую физиономию и спросил: "Что, не понравился концерт?". Я покачал головой. "Значит, в Джаз.Ру будет отрицательная рецензия...". "Совсем не обязательно", отвечал я. Времена изменились. Пережил народ внутреннее ощущение стыда после последнего приезда легендарного Джонни Гриффина, и ничего. В джазовой прессе ничего не было, а "Культуру" мы не читаем. А главное, ведь 9 марта все было в порядке. В принципе, хорошо, технично играющая скрипачка, очень приличные сайдмены, действительно хорошая певица. Все нормально, без провалов, но и без праздника. Праздник как-то не получился. Все происходящее на сцене огромного зала вроде бы не для нас делалось. И это очень странно. Впрочем, давайте вспомним, кто у нас побывал в гостях.
Регина КартерРегина Картер родилась в Детройте 6 августа 1966 г. Уже учась в школе, она выступала в симфоническом оркестре, в джазе и на поп-сцене. В начале 90-х девушка оказалась в Нью-Йорке, более того, в компании очень серьезных имен - Оливер Лэйк, Том Харрелл, String Trio Of New York. Первый сольный альбом, представивший соединение хорошей академической школы и афроамериканских традиций, вышел в 95-м, а самый свежий появился недавно и был посвящен памяти матери Регины. На вопрос о влияниях скрипачка отвечает: "Я слушала все подряд: классическую музыку, продукцию Мотаун, много греческой, латиноамериканской музыки и, конечно, джаз". В числе музыкантов, оказавших на нее влияние, Регина Картер называла имена скрипачей Исаака Перлмана, Иегуди Менухина, Жана-Люка Понти, Стефана Граппелли, саксофониста Чарли Паркера и великих джазовых певиц Билли Холидей, Сары Воэн и Эллы Фитцджеральд. В арсенале Регины - номинации на "Грэмми", выступления по всему миру. А вскоре после теракта 11 сентября 2001 г. она стала первой американской скрипачкой, удостоившейся чести сыграть на отправленной в Нью-Йорк на единственный концерт в знак солидарности итальянцев с американским народом скрипке, принадлежавшей великому итальянскому музыканту Николо Паганини.
По следам этого концерта была записана работа под названием "Paganini: After A Dream", а до того такие стилистически разные вещи, как "Motor City Moments", "Rhythms Of The Heart", "Motherland" с пианистом Данило Пересом и два диска с пианистом Кенни Барроном - "Freefall" и "Spirit Song". Все эти работы свидетельствовали о том, что Регина не столько продолжает черную традицию американских скрипачей свинговой школы вроде Стаффа Смита или вариантов скрипки черного радикального авангарда, сколько идет по осовремененному пути, проложенному европейским патриархом джазовой скрипки Стефаном Граппелли. В этом нет ничего странного - получившая образование в Консерватории Новой Англии Регина Картер как следует познакомилась с джазом в 16 лет благодаря своей школьной подруге певице Карле Кук, которая показала ей записи Граппелли, а потом затащила ее на концерт француза.
Последний ее диск "I'll Be Seeing You: A Sentimental Journey" посвящен памяти матери, Грейс Луизы Картер, которая скончалась в марте 2005 г., и составлен из мелодий, которые мать особенно любила. Диск этот у нас неплохо известен и ценен, в том числе музыкантами-гостями - Пакито Д'Риверой со своим кларнетом и известным аккордеонистом Гилом Голдстином, певицами Ди Ди Бриджуотер и Карлой Кук. Именно эту программу ансамбль Регины Картер, в котором из гостей осталась только ее подруга, а ныне весьма известная джазовая певица Карла Кук, уже давно прокатывает в мировых турне, а теперь представил московским слушателям. На концерте в Москве аккордеона не было вовсе, а на кларнете играл Дэррил Харпер. Возможно, он мог бы проявить себя гораздо интересней в другой стилистике, но эвергрины 30-х - 50-х явно не его стезя. Все-таки тематизм частенько ограничивает музыканта стилистически, и если ты не так универсален, как, скажем, наш Андрей Кондаков, могут появиться проблемы совместимости.
Правда, проблемы во время концерта начались раньше. Сигнал от электроскрипки не хотел проходить по проводам. Начальная пьеса из "Черного Орфея" была скомкана, небольшого роста, почти смущающейся скрипачке, помучавшись со звуком, пришлось уйти за кулисы. После паузы появился инженер, подергал, поискал контакт, пошел за Региной. Одним словом, эта ходьба заменила почти всю первую пьесу.
Карла КукДальше со звуком стало лучше, но с музыкой - нет. Последовали пьесы из альбома, в том числе "A tisket, a tasket", появилась Карла Кук - так же скромно или, скорее, безразлично по отношению к более чем тысяче человек, сидевших в зале. Даже комментарии госпожи Картер, обращенные в зал, произносились скороговоркой и как бы нехотя. В очередных номерах, знакомых по упомянутому CD, все гладко и профессионально, но нет шоу, нет ярких разворачивающихся событий. Зал ждал, вежливо аплодировал после соло. Пожалуй, сочный богатый тембр голоса певицы немного растормошил плавное течение концерта. С другой стороны ее манера, данные направляли ее, скорее, в русло пения госпел. Соответственно, в "Bei Mir Bist Du Schoen", которую в записи пела Ди Ди Бриджуотер, и которая у нас ассоциируется почти с русским шансоном, ее чудесный вокал был почти неуместен.
После перерыва звучание скрипки, наконец, приобрело некую полнокровность, но с музыкой мало что изменилось. "Little Brown Jug" с псевдобарочными аранжировочными вкраплениями, классический вариант "St.Louis Blues", последовательность соло музыкантов, построенные по почти одинаковой формуле формы. Некоторый всплеск эмоций возник на григовском "Anitra's Dance" - и то потому, что уж больно стандартно-оджазированной классикой запахло в огромном зале, где эта самая классика звучит постоянно. "Джазок пошел", как говаривал один мой знакомый. На закуску была выдана "Georgia on My Mind", к невероятной радости тех, кто приходит в концертный зал на имя, и что бы ни происходило в реальности, это остается "за кадром" восприятия. В этом нет ничего плохого, ведь люди получают удовольствие. А те, кто ищет в музыке нечто большее - откровение, живую нить, тот же злополучный свинг, наконец, импровизацию в ее изначальном смысле - а не найдя, бурчат (вроде автора этих строк), должны быть подвергнуты остракизму и отлучению от аккредитации. Кстати, знакомых журналистов к моему, а особенно - устроителей концерта огорчению, я что-то не заметил. Опять они хитрее меня оказались?

Ну а самих устроителей, т.е. продюсеров Дома музыки, упрекнуть не в чем. Дидье Локквуд уже играл, так, кого же еще из джазовых скрипачей приглашать? Билли Бэнг, Марк Фелдман, Эрик Фридлэндер, Дженни Шайнман тоже номинировались на премию американских джазовых журналистов, но проиграли. Одно успокаивает - "genius grant" дали не только Регине Картер, но и Джону Зорну. Может быть, на эти деньги он еще разок к нам заедет.

Михаил Митропольский,
пограничник
фото: Владимир Коробицын

Новый клуб "Союз Композиторов": фестиваль к открытию клуба, 23.02 - 03.03.
Григорий Дурново, "Эксперимент с тишиной" ("Газета", 06.03.07):
Московские джазовые фестивали по большей части претендуют на международный статус и приглашают зарубежных музыкантов наравне с отечественными - примером тому и "Джаз в саду Эрмитаж", и "Триумф джаза", и менее крупные мероприятия. Даже "Усадьба. Джаз" в "Архангельском", изначально задумывавшийся как парад музыкантов только из России и бывшего СССР (включая эмигрантов), в этом году сдался и в качестве титульных фигур обещает иностранцев. Музыканты исключительно из России и СНГ чаще всего участвовали в программах "Le фестивалей", которые время от времени проводились в недавно закрывшемся бутмановском Le Club. Здесь можно было познакомиться с разными стилями, хотя преобладал все же джазовый мэйнстрим.
И вот саксофонист Олег Киреев запустил в своем новом клубе "Союз Композиторов" одноименное мероприятие на полторы недели, призванное охватить как можно больше направлений именно в современной отечественной импровизационной музыке. Следует уточнить, впрочем, что официально этот фестиваль джазовым не называется и потому легко включает в себя исполнителей блюза, рокабилли и даже степистов.
Пожалуй, ценнее всего в замысле Киреева то, что представленная на фестивале музыка, какая бы разная она ни была, будет теперь с той или иной степенью регулярности звучать в стенах клуба и в обычное время. Обещаны дни для блюзовых джемов, для выступлений "Арсенала" Алексея Козлова, ансамбля клавишника Вячеслава Горского, поющих дам (рубрика “Lady in Jazz”), рок-н-ролльных коллективов и так далее. В клубе Киреева также звучит фанк (группа скрипача Феликса Лахути и ансамбль “Miss Is Big”), свинг (гитарист Алексей Кузнецов, аккордеонист Владимир Данилин, саксофонист Валерий Киселев), традиционный джаз, смешанный с еврейскими и восточными мелодиями (группа "Комнаты"), и даже джазовая балалайка ("Русское банджо"). Нельзя сказать, чтобы эти музыканты так уж редко играли в московских клубах, но появление для них еще одной, столь демократичной площадки с качественной акустикой - в любом случае благо. Сам же Киреев приурочил к фестивалю презентацию своего нового диска “Eurasia”, на котором джаз соединяется с этнической музыкой, в первую очередь, бурятской, которую представил исполнитель на народных инструментах и певец Виктор Жалсанов.
Но, наверное, самым важным событием в рамках фестиваля стал заключительный концерт под названием "Музыка XXI века": на нем выступили три коллектива, которых с той или иной степенью условности можно отнести к джазовому авангарду - московское трио "Второе приближение", питерское трио "Кондаков-Волков-Гайворонский" и спонтанный ансамбль, возникший вокруг саксофониста Владимира Чекасина, ныне постоянно живущего в Литве. О каждом пункте программы стоит рассказать поподробнее - и потому, что эти музыканты (особенно в таких сочетаниях) у нас собираются редко, и потому, что для начинающих любителей джаза, все они, безусловно, способны открыть новые горизонты.
Андрей Разин"Второе приближение", коллектив, созданный девять лет назад, - результат сотрудничества пианиста и композитора Андрея Разина, авангардной вокалистки Татьяны Комовой и контрабасиста Игоря Иванушкина. В их музыке джазовые ритмы соседствуют со странным танго и хитрыми обрывками звуковых последовательностей, прочувствованные мелодии - с нахальным агрессивным скэтом, которым обмениваются Комова и Разин; певица имитирует то звучание трубы, то стоны больного, то томные вопли.

Татьяна Балакирская, "Союз Нерушимый" ("Звуки.Ру", 04.03.07):
Игорь Иванушкин, Татьяна Комова"...Эти люди создают потрясающе интересную, сложную, увлекательную (если эта характеристика может быть применима в контексте элитарного искусства), богатую идеями и технически идеальную музыку. К парадоксальному выводу пришёл автор этих строк, наблюдая за выступлением трио, - за совершенством интонирования Комовой, изобретательностью Разина, экспрессией Иванушкина; атональными свинговыми грувами, звукоподражанием на всех используемых инструментах, постмодернистским скэтом; жесткой предпрописанной аранжировкой, в которой есть место импровизационным находкам, граничащим с творческим прозрением. На первый взгляд, кажется, что такая, в общем-то, непростая музыка требует от слушателя усиленного умственного труда, мозгового напряжения. На самом деле всё наоборот. Меломан с минимальным опытом слушания, знакомый с основными джазовыми ответвлениями, на концерте Второго Приближения определённо должен почувствовать, что голова его светла, уши его не захламлены и организм готов принимать всё новые и новые порции креатива от трио. А всё потому, что мысленно опережать звуковой поток, предугадывать, как будет развиваться гармония и мелодия, в случае с ВП нет смысла. И нет необходимости в силу того, что эта музыка, хоть и не лишенная каких-то своих внутренних законов и правил, внешне абсолютно непредсказуема. Просто сиди и смотри, сиди и слушай, как перед тобой разворачивают целый новый мир. И наслаждайся..."

Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Кондаков

Григорий Дурново, "Эксперимент с тишиной" ("Газета", 06.03.07):
Быстрая смена стилей и настроений прослеживалась и в выступлении второго трио, однако основная ценность его была явно в другом. Трубач Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков, начавшие регулярно выступать вместе еще в 1980 году, всегда были необычным явлением на отечественной авангардной сцене. Если для многих авангардный джаз ассоциируется прежде всего с разрушением, грохотом и ревом, отсутствием мелодичности и ритмичности, то Гайворонский и Волков всегда стремились использовать в своих экспериментах тишину, создавать мелодии, сохранять ритм, творя поистине новую музыку и оказываясь таким образом, в буквальном смысле слова, в авангарде. В этом смысле показательно их сотрудничество с пианистом Андреем Кондаковым, обычно исполняющим более традиционный материал, но открытым для разного рода сотрудничества. Трубач и контрабасист увлеченно колдовали над звучанием, демонстрируя крайне нетипичные для своих инструментов тембры, но из этих диковинных звуков рождались завораживающе простые темы, причем выстраивал их чаще всего пианист. Все трое существовали на сцене как единый организм, мгновенно реагируя на движения друг друга. Становилось понятно, что эти музыканты могут все.

Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков

Татьяна Балакирская, "Союз Нерушимый" ("Звуки.Ру", 04.03.07):
"...Неистовство теребящего толстые струны Волкова, трансцендентная обращённость в себя Гайворонского и раскрытие Кондакова совершенно с новой стороны снова привели автора к другим, возможно, спорным, но имеющим право на жизнь выводам. Во-первых, то, что делает трио ГВК, следует не слушать на CD, а смотреть. Ибо их искусство архи-антропологично, абсолютно не отделимо от личности творящего. Нужно видеть Гайворонского с трубой, заставляющего свой инструмент звучать то кларнетом, то пароходным гудком, то песней бомжа, - этого сухонького седенького скромного бывшего сибирского хирурга, человека, поменявшего сто профессий и в конечном итоге нашедшего свою истину. Нужно видеть беснующегося, извивающегося и подпрыгивающего вокруг своего инструмента Владимира Волкова. Кто-то сказал, что он обращается с контрабасом, как с женщиной? Враки. Волков - это и есть живой контрабас. Те, кто не верит в слова о том, что музыка для таких людей - смысл жизни, сама жизнь, образ жизни, посмотрите на Владимира Волкова. Что бы с ним было, если бы у него отняли инструмент?.. Неожиданно (для автора этих строк) глубокую игру показал в этот вечер пианист Андрей Кондаков: Ваша покорная слуга прежде видела этого музыканта исполняющим программы в стиле мейнстрим и босса-нова, и была совершенно покорена широтой мысли Кондакова-новоджазмена..."
Григорий Дурново, "Эксперимент с тишиной" ("Газета", 06.03.07):
К закрывавшему фестиваль Чекасину прямо в процессе игры присоединились его давний партнер по революционному трио ГТЧ великолепный барабанщик Владимир Тарасов, дочь саксофониста, поющая скрипачка Анна Чекасина и играющая на рояле певица Тина Кузнецова. Чекасин уделял саксофону немного внимания, обрабатывая собственный голос при помощи различных устройств и вовлекая остальных в организованный хаос. Однако ему явно не хватило времени, чтобы развернуться.

Владимир Тарасов, Владимир Чекасин, Анна Чекасина

Татьяна Балакирская, "Союз Нерушимый" ("Звуки.Ру", 04.03.07):
"...одной из самых многообещающих молодых этно-джазовых вокалисток Тины Кузнецовой место нашлось за микрофоном и роялем. Четвёртой в этом спонтанном бэнде стала скрипачка Анна Чекасина, также внесшая и вокальную лепту в общее... безумие, да. Хорошее такое, здоровое безумие.
Владимир ТарасовМаэстро, притащивший с собой кучу электронных примочек, сэмплирует всё подряд: скрипичные фразы, собственный "предсмертный" хрип, исполненную на тенор-саксофоне печальную еврейскую (?) мелодию, свой небрежный, осознанно расхлябанный разнузданный скэт. По ходу дела голосом показывает взирающим на него, как кролики на удава, девушкам, что именно в данный конкретный момент он от них хочет услышать. Отрешённо, словно в стороне от всего происходящего, аккуратно расставляет акценты/разражается дробью/самозабвенно молотит по барабанам Владимир Тарасов: закрывая глаза, запрокидывая голову, откидываясь на стуле... "Молодец, старенький, а ещё ничего играешь!" - на последнем аккорде коды восклицает Тарасов в адрес Чекасина. Несмотря на то, что тремя минутами раньше уже было встал и взял куртку, чтобы уходить посреди вещи: Чекасин вздумал включить драм-машинку поверх игры барабанщика. "Выруби её, я тебя умоляю!" Тот вырубил; Тарасов остался..."

Григорий Дурново
(первая сокращенная публикация: "Газета")
Татьяна Балакирская
(первая публикация: "Звуки.Ру")
фото: Кирилл Мошков

 

7 марта. Сонни Форчун в гостях у Игоря Бутмана

Сонни Форчун"Игорь Бутман, Freixenet и друзья" - удачное название для трехдневного фестиваля, прошедшего в минувшие праздники в новом клубе джазмена на Чистых Прудах. Друзей у Игоря Бутмана много. Один из них - Рубен Айрапетов, директор по странам СНГ испанского производителя игристых вин Freixenet. Знакомы Игорь и Рубен четвертый год. Вместе они организовали 10 концертов с участием мировых джазовых имен: Лэрри Кориелла, Джимми Смита, Стива Турре, Лени Уайта, Эдди Гомеса, Фрэнка Лэйси, Крейга Хэнди и других. "Испытываете ли вы гордость, выступая спонсорами подобных концертов?" - спрашиваю я Рубена. По мимолетному блеску в его глазах становится понятно, что бизнесмену приятно получать такие вопросы и приятно на них отвечать. "Да. Я люблю джаз. Мой энтузиазм, помноженный на опыт Игоря, дают хорошие результаты. Мы приглашаем американских джазовых музыкантов, и таким образом поддерживаем музыку не только нашу, отечественную, но и общемировую. Музыка ведь не имеет границ".
В этот раз приглашением друзей воспользовались Сонни Форчун (Sonny Fortune) и его квартет в составе: Майкл Кокрейн (Michael Cochrane, фортепиано), Чип Джексон (Chip Jackson, контрабас), Стив Джонс (Steve Johns, ударные). Сонни играет на продольной флейте, сопрано-саксофоне, альт-саксофоне и еще одном инструменте, ударном - коубелле (действительно произошедшем от коровьего ботала, cowbell).
"Мне нравится в Москве, здесь теплее, чем в Нью-Йорке. Я прилетел сегодня, и сразу же на концерт. Немного устал. Мы не смогли продемонстрировать слишком хороший звук, поскольку были чересчур усталыми. Но публика здесь чувствительная, и зал приятный. Кажется, мы их завели, не правда ли?" Правда, еще какая! Сонни и его квартет обрушили на публику шквал энергии, позитива, безумного драйва. Если так они играют в состоянии "с корабля на бал", то что же они дают, хорошенько отдохнув? И где черпают энергию? Оказывается, все просто: "В Нью-Йорке. Это удивительное место! Музыка повсюду. Джаз в Нью-Йорке как живительная среда, которая питает все вокруг".

Видимо, эта среда питает и композиторский талант Сонни. "Даже не знаю, когда я впервые услышал в себе музыку. Я чувствую некий порыв, предваряющий ее. Сначала обдумываю будущую композицию, потом сажусь за фортепиано, что-то пробую, что-то проверяю. Если мне нравится то, что получается, то оставляю. Если нет - забываю без сожаления. У меня много начатых, но незаконченных композиций. Тех, которые не понравились". На сегодняшний день у Сонни Форчуна выпущено два альбома авторских композиций, большинство из которых выложены на его официальном сайте. К сожалению, во время концерта 7 марта музыканты исполнили лишь две оригинальные пьесы: "Trane and Things" с альбома "Continuum" (2003) и "Awakening" с альбома "Trilogy Collection" (2005). Основная часть выступления была построена на джазовых стандартах, но, что ни говори, в исполнении квартета Сонни Форчуна поистине золотых! Золотом отливал и сопрано-саксофон Сонни, и шампанское Freixenet, которое в избытке предлагалось всем гостям. Вечер был приятным, и хотелось думать только о хорошем. Как заметил Сонни, "Жизнь движется вперед, и я надеюсь, что мое завтра будет лучше, чем вчера. Хотя что будет завтра, я не знаю". Не знаем и мы, но что точно известно - в новом клубе Игоря Бутмана на Чистых Прудах нас ждет еще не один классный концерт.

Дарья Белецкая
Фото: Владимир Коробицын

Постсоветское пространство:
что будет

Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 12 городам России до 31 марта...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

5 и 6 апреля, "Джаз Таун"  -
барабанщик Билли Кобэм

(Billy Cobham, США)
и "Джаз-Бас-Театр" Алекса Ростоцкого

30-31 марта в Москве и 1 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт Третий фестиваль французского джаза "Le Jazz", в котором примут участие крупные величины импровизационной сцены Франции - мастер губной гармоники Оливье Кер Урио, пианист Лоран де Вильд, клавишник Боян Зэт (Bojan Z) и Трио Роман (Romane Trio). Подробности - в анонсе от организаторов...>>>>

ВНИМАНИЕ: Концерт отменен из-за невозможности приезда Чарлза Гейла в Россию. Организаторы приносят свои извинения.
Чарлз Гейл22 марта
в клубе-центре "ДОМ" выступает ветеран нью-йоркского даунтаун-авангарда - саксофонист и пианист Чарлз Гейл. Этот таинственный музыкант будет играть со своим трио, в составе которого - контрабасист Джералд Бенсон и опытный барабанщик Майкл Уимберли, в прошлом гастролировавший с Дейвом Мюрреем, Стивом Коулманом и другими афроамериканскими импровизаторами "левого крыла".
68-летний Чарлз Гэйл - фигура в высшей степени загадочная. История его начинается в середине 80-х, когда он становится одной из самых заметных фигур так называемого Даунтаун-авангарда - среды радикальных нью-йоркских новоджазовых экспериментаторов, которые в те годы в основном кучковались вокруг клуба Knitting Factory. Ценителей свежайших новаций завораживали его протяженные, страшно экспрессивные, иногда угрожающие, иногда пронзительно лиричные фри-джазовые монологи на тенор-саксофоне, почти всегда в совершенно неожиданном звучании, полном тембральных искажений и радикальных исполнительских новшеств. Впрочем, иногда он целые концерты играл на фортепиано - пианист он не менее парадоксальный, чем саксофонист.
Однако музыканту было к тому моменту уже к пятидесяти. Тем не менее, о его более ранних шагах в джазе почти ничего не известно: ну не любит он распространяться об этом, и даже когда интервьюеры открыто спрашивают его о том, где и с кем он играл до середины 80-х, он предпочитает отмалчиваться. Известно, что он в детстве учился играть на фортепиано, известно, что саксофон взял в руки в конце 50-х. Ходят слухи, что в конце 60-х он преподавал джазовую игру в Университете штата Нью-Йорк в своем родном Баффало (во всяком случае, саксофонист Джей Бекенстайн из смут-джазового состава Spyro Gyra утверждает, что там у него учился). Один источник утверждал, что в 1973 г. Гейла видели в Нью-Йорке играющим с фри-джазовым ансамблем Рашида Али, бывшего барабанщика поздних составов Джона Колтрейна. И это все. Знакомый нам зрелый Гэйл начинается - как с нуля - на сцене "Ниттинг Фэктори" во второй половине 1980-х и с записей на шведском лейбле Silkheart, первая из которых вышла в 1988-м.
Чарлз ГейлА дело все в том, что, как и некоторые другие музыканты, не нашедшие себе места в шоу-бизнесе (например, контрабасист Генри Граймз, отсутствовавший на сцене более 35 лет), Гейл долгое время вел, так сказать, не вполне обычный образ жизни (проще говоря, был бездомным). В отличие от того же Граймза, Гейл не бросил музыку совсем, но на протяжении более чем полутора десятилетий его аудиторией были прохожие на улицах Манхэттена и пассажиры нью-йоркской подземки, а жил музыкант в сквотах (брошенных домах) или на улице. И только когда музыкантом заинтересовались авангардисты из тогдашнего Knitting Factory, скромный доход от выступлений в этом клубе, в то время - самом передовом в нью-йоркском Даунтауне, а затем и от поездок на международные фестивали и от записей, позволил музыканту арендовать скромную квартирку в Нижнем Ист-Сайде.

Charles Gayle Trio

Чарлз Гейл уже выступал в "ДОМе". Вот как писала в "Полном джазе" о его выступлении в 2003 г. Анна Филипьева: "Гейл начал со своего первого инструмента - фортепиано, сыграв на нем пространное, лоскутно-постмодернистское полотно длиной чуть не полчаса. Те из слушателей, что знали Гейла только как приятеля авант-рокеров типа Торстена Мура и Генри Роллинза, заскучали и потянулись в бар, откуда стали довольно громко гомонить. Остальные скучали молча, за что были вознаграждены несколькими глубоко одушевленными, но прохладными сольными импровизациями престарелого авангардиста на тенор-саксофоне". Впрочем, российская публика не видела его в образе "Клоуна Стритса", в котором он частенько появляется на нью-йоркских сценах, перемежая музыку религиозными и политическими выступлениями. Мы знаем его только как музыканта - необычного, странного, волнующего и нешаблонного.
ВНИМАНИЕ: Концерт отменен из-за невозможности приезда Чарлза Гейла в Россию. Организаторы приносят свои извинения.
Слушать фрагмент записи Чарлза Гейла с сайта "ДОМа"

Союз московских композиторов и Анатолий Кролл представляют IV Международный фестиваль "Российские звезды мирового джаза": 30, 31 марта и 1 апреля, Центр Павла Слободкина - три тематических концерта: 30.03 - "Легенды классического джаза Санкт-Петербурга"; 31.03 - "Звезды московского джаза"; 01.04 - "Джаз русской Америки".
Подробности, расписание, где найти...>>>>

Клуб Игоря Бутмана представляет: 29-31 марта - Джо Форд (сопрано - и альт-саксофоны, США), Фрэнк Лэйси (тромбон, вокал, США) и Funky Band: Аркадий Овруцкий (бас-гитара), Владимир Нестеренко (рояль) и Адель Сабирьянов (ударные).
Джо ФордДжо Форд появился на джазовой сцене Нью-Йорка еще студентом; в 1967 г. он играл в составе группы Birthright на разогреве у квинтета легендарного пианиста Маккоя Тайнера. Тайнеру приглянулся талантливый молодой музыкант, к тому же сочиняющий отличную музыку, и через несколько лет Форд уже был постоянным участником его квинтета. С Маккоем Джо проработал больше десяти лет - он вошел и в состав секстета, и во вновь образованный в 1985 году биг-бэнд Тайнера. Работа с выдающимся пианистом послужила для Джо Форда мощной школой: "Музыкантам редко выпадает такой шанс - поработать с человеком, который непосредственно влияет на развитие джазовой формы", - говорит сам Форд. За альбомы “Turning Point” и “Journey”, записанные в составе биг-бэнда Маккоя, саксофонист получил две премии "Грэмми".
Покинув The McCoy Tyner Big Band, Джо не успел вздохнуть спокойно, как его буквально начали разрывать на части: Кенни Кёрклэнд, Джефф "Тэйн" Уоттс, Фрэдди Коул, Гэри Барц, Джо Ловано, Рашид Али - лишь немногие из музыкантов, с которыми играл Форд. В последнее время Джо появляется на джазовых фестивалях всего мира в афрокубинском проекте Эдди Гонсалеса Fort Apache.
Обширная дискография Джо Форда охватывает более чем 80 альбомов, включая саундтреки к фильму "New York Undercover" и, конечно же, его сольный альбом "Today’s Night", композиции с которого будут звучать в программе концерта.
Фрэнк Лэйси, Аркадий ОвруцкийБасист и композитор Аркадий Овруцкий родом из Москвы, однако нью-йоркские музыканты его почитают за "своего" - Аркадий хорошо известен в США, ведь он постоянно выступает на сцене нью-йоркских джазовых клубов. Создавая проекты с известными музыкантами (Mark Soskin, Kim Plainfield, Збигнев Намысловский, Harlem Big Band и др), а затем гастролируя вместе с ними, он также добился заслуженного признания в Польше, Украине и, конечно, в нашей стране. В клубе Игоря Бутмана Аркадий представит совместный проект с саксофонистом Джо Фордом, а также с тромбонистом и вокалистом Фрэнком Лэйси.
Фрэнк ЛэйсиФрэнк Лэйси - удивительно разносторонний музыкант, в последние два года основательно познакомившийся с российской публикой благодаря частым гастролям - как с проектами Аркадия Овруцкого, так и с The Mingus Dynasty, где он играет постоянно.
Фрэнк родился в черном гетто в Техасе. В возрасте 8 лет он стал учиться игре на фортепиано и трубе, а в 16 лет переключился на тромбон. После обучения в Berklee College of Music и Rutgers University он работал с абсолютно не похожими друг на друга музыкантами: Диззи Гиллеспи, Абдуллой Ибрагимом, Оливером Лейком и даже The Eurythmics! Он гастролировал с ведущими джазовыми ансамблями США: Brass Fantasy Лестера Боуи и биг-бэндами Маккоя Тайнера, Чарли Мингуса и Дэвида Мюррея. В настоящее время Фрэнк -очень востребованный музыкант. Журнал “Downbeat” несколько лет назад присвоил Лэйси "звание" лучшего сайдмена современного джаза.
Телефон для справок и заказа билетов: 632-9264
Адрес клуба: м. "Чистые Пруды" или "Тургеневская", Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская").


12-22 апреля в северной столице России пройдет XIII международный фестиваль "Джазовая весна в Санкт-Петербурге", который традиционно устраивает в своих стенах ведущий джазовый клуб Питера - JFC Jazz Club. Среди участников - пианист Владимир Шафранов, трубач Игорь Широков, Молодежный Баварский Бэнд п/р Харальда Рюшенбаума, ансамбль Якова Окуня - Александра Машина и другие. Подробности об артистах и программе фестиваля организаторы сообщают в подробном анонсе...>>>>

Антон Ревнюк, Игорь Золотухин13 апреля в концертном зале Павла Слободкина пройдет фестиваль "Московские звезды гитары. От блюза до джаз-рока". Лучшие гитаристы столицы в этот вечер продемонстрируют свое мастерство на сцене одного из лучших залов в центре Москвы.
Автором проекта является известный московский гитарист Игорь Золотухин. "Я давно мечтал собрать на одной сцене выдающихся гитаристов", говорит Игорь. "Идея родилась довольно давно. Помню легендарные концерты оркестра "Современник" п/у Анатолия Кролла с великолепными Ларисой Долиной и Вэлом Роддом. "Антология джазового вокала" - так было написано в афишах. Концерты имели колоссальный успех. Захотелось сделать что-то подобное с джазовой гитарой, к сожалению, последнее время не очень широко представленной в нашей стране".
Итак, на этом фестивале гитара будет представлена в самых разнообразных жанрах, получивших развитие в XX веке. Концерт откроет легендарный блюзмен Алексей "Вайт" Белов со своей группой "Удачное приобретение". Затем патриарх российской джазовой гитары Алексей Кузнецов "расскажет" об эре свинга. Игорь Золотухин и Александр Надеин вместе с Антоном Ревнюком (контрабас) и Виктором Епанешниковым (барабаны) сыграют бибоповую программу. Этно-акустический фьюжн - так можно определить стиль, который представит блистательный Иван Смирнов. Затем прозвучат темы песен из репертуара группы The Beatles в оригинальной трактовке трио Игоря Золотухина. И в заключение прозвучит мощный джаз-фанк в исполнении группы Игоря Бойко.
Центр Павла Слободкина: Арбат, 48 (м. "Смоленская"), тел. 241-6226, 629-1365. Начало: 19.00.

А в это время
за бугром...

Новый Альянс: размышления после концерта Славы Ганелина, Владимира Волкова и Аркадия Готесмана

Вячеслав ГанелинКонтрабас - не солирующий инструмент. В джазе, правда, "не солирующих инструментов нет", солируют все, но частота этих соло у рояля и тубы, саксофона и ударных, трубы и контрабаса разная. А если в каждой пьесе барабанщик и басист играют по длинному соло (а то и по два), то надоедает эта барабанно-басовая виртуозность чрезвычайно уже к середине концерта.
Великие барабанщики и басисты солировали один-два раза за концерт, но так, что все присутствовавшие запоминали это на всю оставшуюся жизнь. Ударнику при этом проще. Он может увеличить количество барабанов и тарелок, добавить какую-нибудь экзотику - трубки с песком, раковины, бубны разных народов - и таким образом разнообразить свою игру. Басисту сложнее. Когда дело доходит до басового соло, в распоряжении несчастного есть те же самые четыре толстые струны контрабаса (у бас-гитары - менее толстые, и иногда пять, а то и шесть) или огромный медный аппарат с тремя кнопками. Может, поэтому в истории джаза великих тубистов просто нет (на ум никто, кроме Аркадия Фримена - Кириченко и не приходит, но великим при жизни я его называть воздержусь и пожелаю долгих лет!), а великих контрабасистов хоть и много, но значительно меньше, чем пианистов, гитаристов и всякого рода духовиков. (На месте действительно великого тубиста Ховарда Джонсона я бы обиделся! – ред.)
Все это касается джаза "несвободного". Термин странный, однако ясный - он охватывает все джазовые жанры, кроме "фри-джаза", в котором музыканты могут лишь договориться о времени и драматургии импровизации, но им и самим заранее неясно, что они будут играть. Здесь нет традиционных составов - фортепианного трио, духовых солистов с ритм-группой, больших и малых бэндов с пропорциональным представительством труб, тромбонов и саксофонов. Здесь главное - слушать и понимать друг друга, виртуозно владея инструментом. Любым, лишь бы он был в твоих руках живым организмом, таким же свободным, как ты сам и музыка, которую ты должен создать.
Но и здесь у рояля и саксофона возможностей больше, чем у контрабаса, и контрабасистов в фри-джазе почти нет. В трио Ганелина, существовавшем лет 10 назад, великолепно играл Виктор Фонарев, но он лишь изящно аккомпанировал. В предыдущих и последующих ганелинских составах на басу (клавишном басовом синтезаторе) Слава вообще играл сам, заметив однажды, что это - единственный басист, которому он доверяет.
Владимир ВолковИ вот - еще одна попытка. По-моему, не просто удачная. Владимир Волков - контрабасист-виртуоз. Колоссальная звуковая палитра и прекрасное владение смычком сочетаются с удивительной свободой и тонким пониманием партнеров. Волков буквально на лету ловил идеи Ганелина и генерировал собственные. Может быть, случайно в соло Волкова появились характер и звучания, близкие раннему, ёрническому Шостаковичу. Замечательно, что Ганелин не ушел от знакомой музыки, наоборот, развил возникший образ.
Вообще, Слава с годами стал куда более мягок в отношениях с известным мелодическим материалом и с традиционными джазовыми звучаниями, что наглядно проявилось во втором отделении, когда к дуэту добавился барабанщик. В первые минуты показалось, что музыканты собираются играть традиционный блюз, причем даже тема его мне показалась близкой к Эллингтону. Конечно, "первая попытка" была взорвана самими же создателями, но за ней последовал и второй "джазовый" заход, и третий...
В результате, если жанр, к которому мы привыкли относить ансамбли, возглавляемые Ганелиным, называется "СВОБОДНЫЙ джаз", то во втором отделении концерта 26 февраля в тель-авивском клубе "Левонтин, 7" мы слушали "свободный ДЖАЗ".
Возможно, первые шаги в этом направлении Слава Ганелин сделал на финальном концерте фестиваля "Джаз-глобус - 2006", объединившись для свободной импровизации с корифеем мэйнстрима Алексеем Зубовым. Но главное, композитор Ганелин стал больше тяготеть к мелодии и к ее плавному, невзрывному развитию. На эту тему можно долго и с удовольствием рассуждать. А пока констатируем: родился "Новый альянс Славы Ганелина".

Владимир Мак,
Иерусалим

Книги

Олег Степурко
"Скэт - импровизация"

Известный московский трубач, композитор и педагог Олег Степурко известен не только своими выступлениями в создаваемых им джазовых коллективах, но и несколькими работами по импровизации. Их отличает глубокое проникновение в суть предмета, доходчивый образный язык, точный подбор нотных примеров. И новое пособие Степурко, "Скэт-импровизация", отвечает этим высоким стандартам.
Автор проделал поистине огромную работу по расшифровке аудиопособия американской певицы и педагога Джонни Митчелл, фактически недоступного российским студентам. Но Степурко этим не ограничился: в свое пособие он привнес много собственных оригинальных мыслей, ярких обобщений. Сравнение методики нескольких разработок американских авторов по данной теме несомненно положительно сказалось на пособии Олега Степурко.
Прилагаемый к пособию компакт-диск с минусовыми и плюсовыми фонограммами также послужит большим подспорьем для студентов в занятиях по данному курсу.
И, кроме того, пособие по скэт-импровизации - первая изданная в России работа на эту тему. Несомненно, она будет с благодарностью принята всеми, кто посвятил свою жизнь джазовому вокалу.

Юрий Чугунов,
композитор, профессор МГУКИ

Телевидение

Джаз на телеканале "Культура"

23 марта, 01:15: Все это джаз. Дайан Шур и оркестр Каунта Бэйси.
Фрагмент концерта джазовой певицы Дайан Шур и мемориального оркестра Каунта Бэйси на Монреальском Международном джазовом фестивале в 1988 г.

25 марта, 01:25: Джем-5. Дайана Кролл.
Концерт известной джазовой вокалистки и пианистки Дайаны Кролл и ее трио на фестивале в Монреале. Запись 2004 г.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
17 марта программа возвращается к музыкальному жизнеописанию Чика Кориа. Представлены некоторые шедевры его Akoustic Band, Elektric Band и guest-записей периода 1989-92 годов.

24 марта - выпуск из разряда "Импровизаций": на этот раз в список попали не только Чарлз Мингус и Эрик Долфи, но и участники намеченного на 30 марта 3-го фестиваля Le Jazz гармонист Olivier Ker Ourio, пианист Laurent de Wilde и Bojan Z Trio.

Подкаст "Слушать здесь":
14.03.07 - #130: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Snake Stance" с альбома "Soundtrack to Human Motion" (Blue Note, 1999) и "Time Into Space Into Time" с альбома "Modernistic" (Blue Note, 2002) пианиста Джейсона Морана.
12.03.07 - #129: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Let's Have a Good Time" с альбома "Renaissance Man" бас-гитариста Джамааладина Такумы (Gramavision, 1983)
06.03.07 - #128: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Crescent" с альбома "Translinear Light" пианистки Элис Колтрейн (Impulse!, 2004).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Григорий Дурново,
Татьяна Балакирская,
Михаил Митропольский,
Юрий Льноградский,
Юрий Чугунов,
Дарья Белецкая,
Владимир Мак,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Владимир Коробицын,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.