ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 10 (385) - 5 мая 2007 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели или еженедельно, в зависимости от сезона.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 18 мая 2007 г.

Специальный репортаж

Фестиваль Jazzkaar-2007, Таллинн, Эстония

Так уж получилось, что всё, связанное с Эстонией, в последние недели вольно или невольно приобретает в СМИ не очень здоровую окраску. Естественно, на страницах джазового издания мы не станем обсуждать политические вопросы. Но не мы придумали, что неприятные политические события должны были совпасть с проведением в Таллинне очередного, 18-го по счёту фестиваля Jazzkaar ("Джазовая радуга"), наследника легендарных Таллиннских джазовых фестивалей, проводившихся в столице Эстонии аж с 1949 года. Фестиваль начался 20 апреля и завершился 28-го, и на последних трёх днях этого незаурядного джазового праздника, невзирая на неспокойную обстановку в городе, присутствовали ваши корреспонденты - редактор спецпроектов "Джаз.Ру" Анна Филипьева и главный редактор Кирилл Мошков.
Анне ЭрмФестиваль получился вполне впечатляющим, тем более что это был первый "Яццкаар" (да-да, по-эстонски это произносится именно так) в рамках международного "Джазового месяца" - Jazz Appreciation Month (см. "Полный джаз" #8-2007). Полный репортаж с тех мероприятий фестиваля, что мы видели, вы сможете прочитать в #4 нашего печатного журнала "Джаз.Ру", который выходит в конце мая, вместе с интервью бессменного продюсера фестиваля Анне Эрм (на фото). Сегодня же мы ознакомим наших читателей с наиболее яркими фестивальными впечатлениями.
Энди Бэй26 апреля в зале таллиннского Центра русской культуры пел вокалист Энди Бэй. Когда-то этот мастер джазового вокала (ныне 67-летний) был вундеркиндом в своём родном Ньюарке, штат Нью-Джерси: в трёхлетнем возрасте играл буги-вуги на рояле, в пять лет профессионально пел на сцене. Потом была длиннющая карьера, в ходе которой Бэй неоднократно делал паузы, исчезал из поля зрения прессы и слушателей, а затем возникал на сцене опять. Очередной камбэк пожилого артиста состоялся несколько лет назад; Энди по-прежнему колесит по всему миру с собственным трио. Правда, с нынешним составом трио в Таллинне он играл всего лишь второй раз в жизни, и у нас возник закономерный вопрос: не стоило ли этому составу сначала, перед выездом на гастроли, маленько порепетировать? И не стоило ли взять, быть может, несколько менее самоуверенных, но зато и менее циничных молодых музыкантов, которые в ответ на вопрос лидера "ну, что сейчас будем делать?" перед очередной песенкой не станут нахально отвечать "fifty dollars"? Ну, а что и самому артисту стоило подучить тексты песен и запомнить форму исполняемых пьес, чтобы всё это не вспоминать мучительно на глазах всего зала - об этом и говорить не стоит: возраст. "Пр-роклятые годы". Если что и осталось от великого джазового вокалиста Энди Бэя, то это, как ни странно, голос. Он по-прежнему низкий, глубокий, богатый обертонами, сильный и эротичный. Вот только средств управлять этим голосом уже почти не осталось...

Эугениюс Каневичюс, Райво Тафенау

Концертный день 27 апреля начался для нас с выступления международного ансамбля под руководством эстонского тенор-саксофониста Райво Тафенау в конференц-зале отеля Sokos Viru, где живут все участники фестиваля. Концерт прежде всего поразил превосходно выстроенным, кристально чистым звуком (чего в низком и длинном конференц-зале явно непросто было добиться) и точнейшим, выверенным до секунды хронометражем: выступление музыкантов "живьем" передавалось в радиосеть Европейского вещательного союза (EBU) - правда, мы сомневаемся, что в России, где материалы EBU передаёт, к примеру, "Радио Культура", можно было услышать этот первоклассный материал, так как именно на вечер 27 апреля пришлось максимальное обострение ситуации в Таллинне (впрочем, заметим, далеко не столь всеобъемлющее, как это могло показаться из сообщений отечественных СМИ; во всяком случае, с Москвой 1993 г. не сравнить). В ансамбль, помимо самого Райво Тафенау, входил ещё один эстонский музыкант - бас-кларнетист Меэлис Винд, а также живущий в Эстонии американский барабанщик Брайан Мелвин (известный по участию в проекте пианиста Дейва Кикоски BeatleJazz), молодой польский вибрафонист Доминик Буковски и первоклассный контрабасист из Литвы, Эугениюс Каневичюс. Вместе эти пять отличных музыкантов играли очень яркий и креативный современный мэйнстрим, который авторы могут отнести к числу лучшего, что довелось услышать от европейских музыкантов в последние месяцы.

Ансамбль Райво Тафенау

Вечерний концерт в Центре русской культуры: зал был полон - даже странно было думать, что где-то рядом продолжается противостояние полиции и демонстрантов. Выстроенное на месте разбомбленного во Вторую мировую кинотеатра, здание бывшего Дома офицеров флота представляет собой любопытный образчик позднесталинского неоклассицизма; под до сих пор венчающим сцену гербом СССР довольно странно было видеть 69-летнего ветерана джазового авангарда 60-х Арчи Шеппа - того самого, что играл в поздних версиях ансамбля великого Джона Колтрейна и чья крайне авангардная игра слышна на колтрейновском альбоме "Ascension".
Арчи ШеппНынешний Шепп, впрочем - давно уже не радикальный авангардист. После работы с Колтрейном последовал период "афроцентризма", которому Шепп с увлечением отдался вместе с Фарао Сандерсом. К концу 70-х авангардная ярость и хаос практически исчезли из его музыки, а в 80-е полностью сформировался его нынешний стиль - добротная смесь ритм-н-блюза и бибопа, сыгранная на тенор-саксофоне его характерным глубоким и в то же время временами резким звуком; но даже и звук Шеппа с годами стал мягче и расслабленнее.
Арчи Шепп поётПо первым двум пьесам можно было подумать, что ветеран находится в совсем плохой форме; однако после "Don't Get Around Much Anymore" он не только разыгрался до вполне внушительных показателей, но и... запел. Причём запел так, что вчерашнему Энди Бэю стоило бы пойти, как теперь говорят, нервно покурить бамбук. Голоса, как такового, у Арчи Шеппа нет, но зато есть всё остальное, чего так не хватало Энди - знание формы (и острое чувство формы, прежде всего), хваткая подача и настоящая блюзовая манера. 69-летний мастер даже пару раз пронзительно крикнул, прямо как настоящий блюзовый шаутер в расцвете сил. Даже странно видеть, что, распевшись и разыгравшись, он тем не менее то и дело присаживается на стул посидеть: хватка хваткой, а возраст - возрастом.
Мина АгоссиВидимо, поэтому в его сете принимает участие базирующаяся во Франции африканская вокалистка Мина Агосси, которая дважды за полуторачасовой сет появляется на сцене, чтобы дать отдых Арчи и исполнить небольшие блоки по два-три джазовых стандарта. У нее простой, естественный, совершенно не манерный вокальный стиль - никаких спецэффектов, никаких театральных заигрываний с публикой, только сильное, свободное и тембрально очень приятное пение.
Шеппа искушённо и плотно поддерживали участники его квартета - контрабасист Джон Грегг и давние партнёры Арчи, пианист Том Маккланг и барабанщик Стив Маккрэйвен.
На следующий день в час дня Арчи Шепп принял участие в ещё одном фестивальном мероприятии, одновременно венчавшем собой программу первого эстонского "Месяца джаза" - публичном интервью, которое состоялось прямо в торговом зале книжного магазина Rahva Raamat внутри огромного торгового комплекса Viru в центре Таллинна.

Арчи Шепп, Брандт Райтер

Интервью, послушать которое собралось два-три десятка эстонских и зарубежных журналистов и ценителей джаза, провел наш нью-йоркский коллега с портала AllAboutJazz.Com Брандт Райтер (на фото справа); Шепп интересно и умно рассказывал о своих взглядах на импровизационное искусство (он не любит термина "джаз", считая его слишком укорененным в неприятном прошлом), о своей музыке и жизни. Интервью было записано Эстонским радио и в скором времени должно появиться на вебсайте фестиваля Jazzkaar, который, в отсутствие собственного джазового издания в Эстонии, под руководством журналистки Мадли Партс выполняет роль центра кристаллизации сообщества людей, пишущих в Эстонии о джазе.
Андрес НоорметсОдин из самых необычных концертов фестиваля прошёл в тот же день в Kumu Auditoorium - зале Эстонского музея искусств. Гитарист Март Соо, воспитавший в Эстонии целую плеяду импровизирующих гитаристов (включая председателя Эстонского джазового союза Яака Соояара), объединил усилия с клавишником Таави Керикмяэ (который играл на фортепиано, синтезаторе, различных сэмплерах и на терменвоксе) и нарратором по имени Андрес Ноорметс. Последний, вообще-то говоря, человек театральный: он - режиссёр, с опытом работы в известных в Эстонии театрах "Угала" в Вильянди и "Эндла" в Пярну, актёр, которого видели в Петербурге и Москве (в том числе - в роли Астрова в чеховском "Дяде Ване")... При этом, как выяснилось, Ноорметс чувствует себя своим в мире свободной импровизации: сымпровизированный им продолжительный (около часа) монолог включал не только вербальные средства (которых мы, понятное дело, не понимали и могли оценивать только по актёрски богатым интонациям да по оживлённой реакции зала), но и экстремальные эксперименты с голосом а-ля Фил Минтон или Дэвид Мосс, и использование собственного тела как перкуссивного инструмента (от перкуссии по голове и очкам до, - мы не шутим, - хлопанья щеками). Единственный вопрос, который мы себе задавали: насколько бы изменилось наше восприятие этого захватывающего импров-сета, если бы мы понимали, о чём рассказывает Андрес Ноорметс?

Вечером в одном из лучших таллиннских залов, концертном зале "Эстония", играл ансамбль живущей в Германии японской пианистки Аки Такасэ. Аки-сан хорошо известна и влиятельна в авангардных кругах, но даже и знающим её творчество было непросто предугадать, что в Таллинн она привезёт программу музыки... Фэтса Уоллера, одного из популярных джазовых увеселителей 1920-930-х гг., написавшего огромный массив лёгких, веселеньких пьесок в стилистике традиционного джаза и успешно исполнявшего их сладеньким "комическим" голоском под собственный виртуозный аккомпанемент на фортепиано.
Аки ТакасэПравда, легкомысленная музычка Фэтса Уоллера подверглась у Аки Такасэ определённой деконструкции: она обнажила нерв, ритмическую основу, голый драйв большинства пьес, а затем вписала в них контрастные этому голому драйву авангардные эпизоды, которые, как ни странно, встроились в забавные песенки Фэтса вполне органично. Получился эдакий фри-диксиленд. И всё бы хорошо, но ансамбль Такасэ прилетел в Таллинн не в полном составе: тромбонист Нильс Вограм, что называется, "бодро выступил", явившись в аэропорт вообще без каких бы то ни было документов, отчего партия тромбона, долженствовавшая цементировать звучание ансамбля и заполнять нижний регистр его звука (в ансамбле нет басового инструмента), в Таллинне так и не прозвучала. Тем не менее тот самый "голый драйв" остался - благодаря совместным усилиям как самой Аки Такасэ, так и барабанщика Пола Лавенса, и важнейшей фигуры этого проекта - известного нью-йоркского авангардного гитариста Юджина Чэдбёрна, выступившего здесь в роли исполнителя на примитивном четырёхструнном банджо (которому и принадлежала львиная доля "голого драйва") и, что немаловажно, совершенно аутентичного вокалиста, отлично передававшего как сладость и легкомысленность оригинальной манеры Фэтса Уоллера, так и постмодернистскую иронию сегодняшнего дня.
Юджин ЧэдбёрнВ конце программы Чэдбёрн сменил банджо на красную квадратную электрогитару, на какой в 1950-е гг. играл рок-н-ролльщик Бо Диддли (это и была Gretch Bo Diddley Signature G6138, реплика легендарного инструмента с автографом Бо на грифе). Единственным духовиком в ансамбле в результате неприлёта тромбониста оказался немецкий бас-кларнетист Рудольф Махалл, который изо всех сил старался наиграть нот за двоих и почти в этом преуспел.
Фестиваль завершился для нас поздним вечером в единственном таллиннском джаз-клубе Teater NO99, где играло молодое эстонское трио - саксофонист и флейтист Сийм Аймла, тромбонист Эдуард Акулин и бас-гитарист Рауль Вайгла. Задача создать ритмически плотную ткань в трио без барабанов, но с двумя духовыми - задача весьма непростая, но она была решена молодыми музыкантами почти удовлетворительно. Почти - потому что тонкостей нюансировки всё-таки не всегда хватало. Показалось, что Аймла несколько более успешен на баритон-саксофоне, нежели на теноре, потому что на баритоне настоящего драйва чуть проще достичь, чем на теноре: громкий звук, активная атака - вот и драйв, а на теноре этих же средств для создания действительно моторного звучания недостаточно. Показалось также, что Раулю Вайгле всё-таки сильно не хватает барабанщика рядом. Но тромбонист Акулин - просто превосходен; при общем дефиците креативных, умных импровизирующих тромбонистов нетрудно предсказать этому молодому человеку хорошее будущее; а ансамбль в целом, играющий интересную и насыщенную небанальными идеями авторскую музыку, заслуживает всяческих похвал.

Вайгла, Аймла, Акулин

После трио играл ещё один молодёжный ансамбль, на этот раз Swedish Group молодого эстонского гитариста Эрки Пярноя, обучающегося в Швеции и собравшего ансамбль из своих соучеников - две гитары, контрабас и барабаны. Ансамбль креативный, нескучный и полный энергии, но уж больно громкий и слишком уклоняющийся из современных джазовых стилей куда-то аж в рок-музыку вроде Radiohead. Признаемся, что после пяти пьес мы, а также трое наших американских и эстонских коллег позорно сбежали.

Эрки Пярноя (слева)

На следующий день мы еще ездили в культурный центр отдалённого таллиннского района Нёмме - слушать трио живущего в Таллинне японского гитариста Рё Кавасаки (Тойво Унт - контрабас, Брайан Мелвин - барабаны), услышать фестивальный концерт которого мы не могли, так как он пересекался с другими мероприятиями днём раньше. Кавасаки-сан в этот день праздновал своё 60-летие, и мы попали на почти семейное мероприятие, где сам юбиляр играл немного (проявив себя, тем не менее, компетентным и креативным гитаристом), а главный интерес заключался в джеме, в котором участвовали эстонские музыканты, пришедшие поздравить коллегу с юбилеем.

Рё Кавасаки, Тойво Унт

Отлично прозвучали известный пианист Тыну Найсоо (сын основателя эстонского джаза Уно Найсоо), Тойво Унт на контрабасе (кстати, он, как мы поняли - главное действующее лицо джазовой жизни района Нёмме и даже проводит здесь небольшой локальный джаз-фестиваль), барабанщики Брайан Мелвин и Айвар Васильев (который выступал также в роли ведущего вечера), тромбонист Эдуард Акулин, латвийский саксофонист Денис Пашкевич, его коллега Сийм Аймла и множество других музыкантов; хотя этот вечер и не входил в программу фестиваля, но для нас получился его светлым и жизнеутверждающим завершением.
Полностью, как уже сказано, наш отчёт о фестивале "Jazzkaar 2007" будет опубликован в 4 номере журнала "Джаз.Ру".

Мы благодарим продюсера фестиваля Анне Эрм, её ассистента Марью Каск и нашу коллегу Мадли Партс за неоценимую помощь в организации поездки.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (фото, текст)

Постсоветское пространство: что было

10 апреля в московском клубе "Союз композиторов" прошел очередной концерт цикла "Музыка XXI века", который ежемесячно проводит в этом клубе наш обозреватель Михаил Митропольский. Апрельский концерт был посвящён взаимодействию двух хорошо знакомых нашим читателям творческих единиц - московского трио "Второе приближение" и новосибирского мультиинструменталиста-импровизатора Романа Столяра, который находился в Москве по пути в США, где всю вторую половину апреля проводил мастер-классы по свободной импровизации в лос-анджелесском Университете искусств CalArts. Открывая концерт, Михаил Митропольский заметил, что и "Второе приближение", и Роман Столяр в "Союзе композиторов" играют, так сказать, с полным правом: ведь и Роман, и лидер "ВП" Андрей Разин - действительно члены настоящего Союза композиторов. Забегая вперёд, отметим, что это было действительно заметно: даже в самой свободной импровизации композиторский элемент, глубокое структурное чутьё и чёткое понимание композиционных основ развёртывающегося на глазах публики создания единственной в своём роде и, в силу своей импровизационной природы, неповторимой музыкальной ткани - основа того, что делают и "ВП", и Столяр.
Концерт состоял из трёх не очень обширных отделений: в первом "Второе приближение" играло собственный материал, во втором сольно выступил Столяр, и только в третьем они, так сказать, слились в сотворчестве.

"Второе приближение"

Первое отделение, состоявшее всего из четырёх композиций, открыла новая пьеса "Второго приближения" - "Заклинание зимы". Скрипы контрабаса, журчание "дождевого жезла"... Очень медленное медитативное развитие. Голос Татьяны Комовой проходит всевозможные ступени тембрового искажения, возвращаясь к её собственному тёплому тембру. Контрабас играет протяжные линии смычком. Вокальная речитация, имитирующая неясный диалог двух странных персонажей, чередуется с тембральными искажениями голоса. Описать это трудно, тем более что драматургия новой пьесы не иллюстративна, не прочитывается наподобие "мультфильма", как это иногда случается у тех, кто использует звукоимитацию в импровизационной ткани. Драматургия есть, она увлекает, но непонятно, "про что" это. Обиженные всхлипывания ребенка, завывание вьюги - всё это вокал, и всё это не простое иллюстративное звукоподражание, а расширенные тембровые краски вокала.
Пьеса "Два настроения" в репертуаре московского трио давно, но каждый раз звучит по-новому. Как и следует из названия пьесы, это две контрастные темы - одна пропевается голосом в унисон с фортепиано (тема сложная, удивительно, как Комова так быстро и так точно умудряется это делать), затем следует смена настроения - и вскрывается вторая тема, плавная и медитативная, которая постепенно, исподволь вновь возвращается к теме первоначальной.
Без паузы начались "Сны Густава Климта". Здесь широко развернулся контрабасист Игорь Иванушкин: соло на контрабасе в высоком регистре - в восточном духе за счет характерных подтяжек. Следует дуэт фортепиано Разина и контрабаса Иванушкина. Не поймешь, что у них выписано, а что спонтанно: наверное, это следует тоже записать на счёт важной роли композиторского элемента в музыке "Второго приближения".
В финале сета звучит новая пьеса "37 и 1", более джазовая по фактуре (Татьяна Комова в отсутствие в составе перкуссиониста даже изображает свинговый ритм - при помощи длинного сухого стручка какого-то экзотического растения, которым она оперирует, как маракасом).
Роман СтолярВторое отделение - соло Романа Столяра. Пять коротких пьес-настроений, каждую из которых новосибирский шаман новой импровизационной музыки строит на новой тембровой краске, пользуясь прежде всего своими возможностями мультиинструменталиста. Роман использует, поимо основного инструмента - фортепиано, различные флейты, собственный голос (в том числе пропущенный через вокодер - исказитель голосового тембра) и синтезатор, в том числе функцию арпеджиатора - автоматического перебирателя нот аккорда (любому слушателю старше 30 звучание арпеджиатора знакомо, например, по альбому Pink Floyd "Dark Side of the Moon"), плюс цифровое устройство Loop Station - сэмплер, записывающий в свою память и по воле исполнителя бесконечно, и в любых сочетаниях, воспроизводящий одну или несколько "петель" сыгранных на любом инструменте (или спетых) нот. Всё это причудливо пересекается, перекрещивается, спонтанно включается и выключается из музыкальной ткани, формирует ритмические структуры, сбрасывает их, то ведёт слушателя по знакомому, почти шаблонному пути, то вдруг ставит его в тупик моментальным сломом шаблона и выбросом в какую-то новую, только что родившуюся звуковую структуру.

"Второе приближение" и Роман Столяр

В третьем отделении "ВП" наконец-то объединяют усилия со Столяром. Звучат три пьесы Андрея Разина, хорошо знакомые их слушателям - "Прелюдия и токката", "Собор святой Анны" и "Рэгтайм". Впрочем, звучат совершенно по-новому: к роялю Разина добавляется синтезатор и флейты Столяра, прибавляющие музыкальной фактуре "Второго приближения" сразу несколько новых измерений - и тембровых, и ритмических, и гармонических; наращивающих новые импровизационные ответвления на знакомом материале - вплоть до разудалой столяровской плясовой в "Рэгтайме".
Концерт не был чрезмерно продолжительным и оставил желать большего: хочется верить, что в будущем "Второе приближение" и Роман Столяр как-то зафиксируют совместное музицирование, в котором они так интересно дополняют друг друга.
А в мае "Второе приближение" в рамках "Музыки XXI века" пригласит в "Союз композиторов" нового гостя: 24 мая в цикле Михаила Митропольского вместе с московским трио играет валторнист Аркадий Шилклопер.

Евгения Бирюкова,
Константин Волков (фото, текст)

А был ли Ленин?
III фестиваль "Апрельские джазовые тезисы", Архангельск

Относительно влияния джаза на климат уже никакого сомнения нет. Северный город Архангельск, уверенно взявший на себя роль лидера в новоджазовом процессе на карте России, убедился в этом влиянии по собственной реке Двине, практически очистившейся ото льда к началу III-х "Апрельских джазовых тезисов". Собственно, начало и финал приходятся на один день, поскольку фестиваль укладывается в этот один день, 21 апреля. Привязка ко дню рождения вождя мирового пролетариата, долженствующая вызвать особый интерес прессы к событию, прекрасно работает. Вопросы журналистов крутятся вокруг тезисов, поскольку джаз пока в школе не проходят. В этом смысле народ, изрядно собравшийся на фестиваль, далеко обогнал прессу и работников культуры в понимании музыкальных процессов, идущих нынче в мире. Но журналистов понять можно - когда пресс-конференция по странной музыке идет сразу после встречи с представителями КПРФ, голова может пойти кругом. Что касается культуры, то от названия вполне гостеприимного зала АГКЦ, что означает Архангельский городской культурный центр, ломит скулы и вспоминаются аббревиатуры 20-х годов. Да и вообще, "учреждение культуры" - это либо учреждение, либо культура. Что-то они не совмещаются.
В Архангельске пианист и продюсер Владимир Туров, участник легендарной группы "Архангельск" и продолжатель идей ее покойного лидера Владимира Резицкого, ухитряется совмещать несовместимое - Ленина и новую импровизационную музыку, новоджазовую стихию в "Тезисах" и вполне добропорядочные мэйнстримовые "Дни джаза" осенью, норвежцев и японцев, а на этот раз - еще и джаз с церковными колоколами. Видимо, объединяет все это любовь. Та самая, о которой говорил и играл Джон Колтрейн, проповедовал Сын Божий, и о которой почему-то забыл Владимир Ильич.
Итак, привычный уже для Архангельска третий фестиваль "музыки без границ" должен был представить четыре ансамбля. Первый - Urban Tunnells Klezmerband, играющий в понятном и очень распространенном в США, Европе, а теперь и у нас направлении клезмерской музыки безо всяких авангардных изысков. Особенность все же была и состояла в том, что этот клезмер - норвежский. Однако же, как раз с Норвегией вышел казус. Визы для музыкантов тамошние чиновники выслали в другой город, за 500 километров. Успеть к фестивалю физических возможностей не было никаких, желание клезмерменов было столь велико, что они готовы были арендовать вертолет, но, как шутили за кулисами уже разворачивающегося фестиваля, "наше ПВО начеку". Пришлось ребятам на следующий день отправляться, вместо Архангельска, прямиком в Санкт-Петербург.
Некую существенную краску фестиваль потерял, но как организаторы справились бы с нарастающим цейтнотом, в который и так попали оставшиеся три коллектива, понять сложно. В результате насыщенность, разноплановость и, вместе с тем, цельность большого концерта оказалась поразительной.
Петр ГазаровПервое отделение было отдано молодежи, которая почти в единственном числе представляет творческое крыло в нашем джазе: квартет Алексея Чернакова - Петра Газарова. О первом "вундеркинде" в последнее время писали немало, 18-летний пианист и композитор Алексей Чернаков вызывает искренний интерес, его активно приглашают, вслушиваются. Альт-саксофонист Петр Газаров известен меньше. Он на год моложе, учится в джазовом колледже на Ордынке и уже около четырех лет занимается с самим Александром Осейчуком. Могу сразу сказать, что стоит поинтересоваться его выступлениями в ближайшее время, поскольку юноша уже получил стипендию нью-йоркской New School for Jazz and Contemporary Music, собирается в августе отбывать за океан, а уж как там дальше мы его сможем слушать - неясно. Что касается музыки, то в ней уже явно ощущается талант и приличная школа, данная учителем. Однако индивидуальность Петра очевидна и ориентирована на современную музыку, достаточно непростую по конструкции, с ECM-овским тщательным и поющим звуком. Сам музыкант говорит, что не избежал влияния американцев уровня Уэйна Шортера, однако не менее сильно на него воздействовал и более опытный партнер Алексей Чернаков.
Даша ЧернаковаСписок 17-летних продолжает Даша Чернакова, сестра Алексея и контрабасистка, которую из-за контрабаса (пусть и не полного, а трехчетвертного) почти не видно. Самое большое удивление ее музицирование вызвало у двух людей - собственного брата, который еще не привык к тому, что сестренка может составить ему компанию на серьезной сцене, и у ныне очень востребованного и опытного басиста Игоря Иванушкина. Последний во время соло Даши охнул и весьма развернуто выразился в восхищенных тонах. Четвертый участник коллектива, барабанщик Петр Талалай, самый старший и опытный из этой компании, старался поддержать весьма сложные композиционные ходы лидеров, которые несколько перемешали представления сидящих в зале слушателей о границах музыкальных жанров и направлений. Явное тяготение к идиомам классической музыки, расширенная форма, уклон в композиционные решения, возможно, смутили кого-то из пришедших "на джаз". Но спокойная уверенность в собственном музыкальном пути, нежелание делать уже сделанное другими подкупили зал. Программа выступления включала в себя "Nefertiti" Уэйна Шортера, пьесу "Swing Rhapsody" Петра Газарова и две композиции Алексея Чернакова, причем одна из них представляла собой фрагмент переложения для квартета давно обещанной 2-й части его "Трилогии".

Андрей Разин, Игорь Иванушкин

Второе отделение было отдано более опытному московскому трио "Второе приближение", которое за последние годы уже в третий раз выступает в Архангельске, имеет свою публику, но "тезисно" выступило впервые. Для берегов Двины эта программа была новой, а проводы зимы с помощью недавно возникшего в репертуаре музыкантов "Заклинания зимы" сразу ввели зал в мир образов вокалистки Татьяны Комовой, басиста Игоря Иванушкина и пианиста Андрея Разина. Возникшая атмосфера была настолько плотной и насыщенной, что впервые я наблюдал картину, напоминающую старые времена - все участники фестиваля отправились в зал, чтобы не упустить ни звука из картины, рождавшейся на сцене. Волшебство ситуации было настолько сильным, что вашему покорному слуге пришлось быть свидетелем странной сцены. Из темноты закулисья появился магический зверь кошка и медленно прошествовал через сцену в зал на глазах у народа, подчеркивая эзотеричность ситуации. Фактически была продолжена линия компровизации, как ее называл на прошлых "Апрельских тезисах" Джон Вольф Бреннан из межъевропейского ансамбля Pago Libre, т.е. композиции, объединенной с импровизацией.
После объемной и многочастной композиции "37,1" температура действительно накалилась, зал бурно требовал продолжения, Андрей Разин отчаялся бороться с самопрепарированной первой октавой рояля, на сцене сгустилась жара, и только финальная "Коломбина" разрядила накапливающееся статическое электричество.

Владимир Петровский

Третье отделение было совсем особого рода. Фактически, на сцене создавался совершенно новый ансамбль, да еще и с экзотическим даже для джазовой сцены инструментом под названием "колокола". Собственно, сами колокола весь концерт стояли на сцене, как бы обозначая уникальность происходящего. И пусть меня простят музыканты, слушатели и уважаемый мной мастер колокольного звона Владимир Петровский, но для меня важна была не столько игра колоколами, сколь контраст, создаваемый сочетанием самого присутствия переносной звонницы и лидера всего этого проекта, одного из самых тонких и чувствительных музыкантов, которых мне приходилось встречать - флюгельгорниста Игоря Широкова.
Игорь ШироковОбъединение этих людей имеет свою 15-летнюю историю. В 1992 г., когда Игорь покинул Россию со своей женой, саксофонисткой и флейтисткой Клаудией Хелмерс, чтобы поселиться в маленьком немецком Марбурге, был записан проект "Колокола" со странной музыкой, объединяющей древнее и будущее, язычество и парение духа, Восток и Запад. Игорь родом из Сибири, для него джаз - это 60-е годы, полуподпольные фестивали и выступления в официальном биг-бэнде Олега Лундстрема, идеи Джона Колтрейна, которые, по сути, вывели музыкантов из замкнутого пространства чисто американского джаза. Владимир Петровский - "колоколист", как он сам себя называет - человек одновременно духовный и светский. Он налаживает колокола по всей России, живет в Архангельске, а в юности играл джаз. С колоколами он обращается исключительно тонко, разнообразно, с особым перкуссионным чутьем. Клаудии Хелмерс уже нет на свете, но в программе звучала композиция "Клаудия". Как и во всех остальных пьесах этого проекта, музыкантам пришлось проникнуться совершенно интравертным, глубоко индивидуальным, но при этом открытым всем, кто умеет чувствовать, духом Игоря Широкова, который точно, как и молодежь, открывавшая концерт, делает ставку на себя, а не на известные образцы. Самое удивительное - это насколько точно шесть собравшихся на сцене абсолютно разного возраста, места жительства, темперамента людей создавали нечто цельное. Вот это уж точно не стандарты на джеме играть.
Алексей КругловНо теперь стоит назвать остальных четверых музыкантов: Алексей Круглов с альт-саксофоном и бассетгорном, известная по выступлениям с Владимиром Резицким и хором Дмитрия Покровского фольклорная исполнительница Екатерина Зорина, ветеран архангельского нового джаза барабанщик Олег Юданов и оставшийся на сцене после выступления "Второго приближения" контрабасист Игорь Иванушкин.
Музыка Игоря Широкова создается для людей, готовых на настоящее жизненное испытание. Это Музыка, а не игра в музыку. В ней нет лишних эффектов, нет виртуозных ходов - это вершина айсберга, за которой физически ощущаешь огромный потенциал музыканта, развивающего изначально печальные ладовые построения. Абсолютно точным оказался контрапункт, создаваемый Алексеем Кругловым, которого уже никак не отнесешь к молодым музыкантам. В свои 27 лет он не только владеет им же созданным музыкальным языком, но может говорить на одном наречии с человеком, который более чем вдвое старше его, говорить емко и деликатно. Думаю, что в этом поколении в России равного ему музыканта сейчас просто нет. Косвенным подтверждением этого является и его исключительно плодотворное участие в весьма непростом ансамбле Германа Лукьянова. Великолепно определили свое место в ансамбле Игорь Иванушкин и Олег Юданов, а их частая в последнее время совместная концертная история позволила им создать дуэтный ансамбль внутри всего проекта. Поначалу казавшееся несколько искусственным добавление колоколов и фольклорного голоса постепенно приобрело черты гармоничности и к середине выступления казалось уже совершенно необходимым.
В 700-местном зале "культурного центра" не все были готовы к этому, нет, не к авангардному, а скорее к глубинному развитию событий. Но сопереживавшие несколько сот человек всеми возможными способами выражали свой восторг. И правильно. Такому концерту может позавидовать любой европейский фестиваль. И в то же время музыка, звучавшая 21 апреля в Архангельске - глубоко русская, в самом джазовом и многонациональном смысле слова. А кроме того, она исключительно современна и профессиональна и представляет молодое поколение, которое усвоило уроки прошлого, но смотрит на мир своими глазами; поколение среднее - в лице "Второго приближения", прочно утвердившееся в почти пустующей нише стабильных художественных образований в так называемой art-music; и, наконец, иной подход, моментальное объединение мыслящих музыкантов в одной идее, царящей именно в этот вечер.
Журналистам все эти музыканты, несколько смущаясь, говорили: "Мы, собственно, не вполне джаз играем". Именно поэтому это и стало джазом - свободным, живым и развивающимся.
Газеты писали, что "главный идеолог "Тезисов" - директор архангельского Фонда развития джаза Владимир Туров, как и его революционный тезка, - не спал дни-ночи, но устроил-таки свержение границ и рамок традиционного джаза". На самом деле никто ничего не свергал, а, наоборот, создавал. Просто в этот вечер, 21 апреля, в Архангельске был создан еще один кусок реальности, не выдуманной, а самой что ни на есть настоящей. Прямо как при сотворении мира. И Ленин, изображенный на афише фестиваля, для этого не понадобился.

Михаил Митропольский,
товарищ из центра
фото: Игорь Иванов

Что намечается:
столичные анонсы

16.05, КЗ им. Чайковского -
Биг-бэнд Игоря Бутмана

и
Dizzy Gillespie
All-Star Big Band
(США)
в рамках фестиваля "Черешневый Лес"
 (19.00)
17.05, Клуб Игоря Бутмана
на Чистых Прудах - 
 Dizzy Gillespie
 All-Star Big Band
(США), 19.00
Подробности...>>>>

Эрик Мариенталь19 мая в клубе "Jazz Town" в рамках проекта "Джазовая Трансформация" выступит американский саксофонист Эрик Мариенталь (Eric Marienthal) и московская группа "Транс-Атлантик".
"Джазовая Трансформация" - нашумевший проект 2005-2006 гг., в котором принимали участие такие музыканты, как Анатолий Кролл, Владимир Пресняков-старший, Игорь Бриль и сыновья, Евгений Борец, Леван Ломидзе и многие другие. Каждую субботу это шоу с большим успехом проходит в клубе "Jazz Town", привлекая самых разных артистов - от молодых музыкантов до народных артистов России.
19 мая хэдлайнером "Трансформации" станет американский саксофонист Эрик Мариенталь; в концерте также примут участие барабанщик Олег Бутман, клавишник Сергей Чипенко и его группа "Транс-Атлантик", для которой совместные проекты с известными джазовыми музыкантами из Франции, Германии, США давно уже стали традицией.
Эрик Мариенталь - один из самых популярных современных саксофонистов. Его манеру игры отличает идеальный строй, мощный звук, ровный тембр по всему диапазону саксофона, пронзительные верха и выразительные длинные глиссандо. Одна из самых значительных ступеней в его карьере - это работа в составе Elektric Band знаменитого Чика Кориа (1987 - 1995). Недавно этот коллектив был воссоздан, и с весны 2003 г., Мариенталь вновь играет с Чиком Кориа.
Эрик родился в Сакраменто (Калифорния), вырос в Лос-Анджелесе. Окончив знаменитую Berklee School of Music по классу кларнета и саксофона, Мариенталь отправляется в семимесячное турне вместе с трубачом Алом Хиртом (Al Hirt). В 1986 г. в одном из лос-анджелесских клубов его замечает Чик Кориа и вскоре приглашает стать участником ансамбля Elektric Band, в состав которого входили басист Джон Патитуччи, гитарист Фрэнк Гамбале и барабанщик Дейв Уэкл.
Благодаря знакомству с Чиком Кориа Мариенталь начал работать на лейбле GRP, где вышли его сольные альбомы: "Voices of the Heart" (1988), "Round Trip" (1989), "Crossroads" (1990), "Oasis" (1991), "One Touch" (1993), "Street Dance" (1994) и "Collection" (1997).
В последние два года Эрик также выступает как специальный гость в составе широко известной группы Rippingtons . Он работает с самыми популярными представителями "современного" (contemporary) джаза, такими как Джефф Лорбер, Расс Ферранте, Ли Ритенаур, Расс Фриман и др.
В дополнение к успешной карьере сольного артиста, Эрик Мариенталь является одним из самых востребованных сессионных музыкантов, записываясь вместе с Барброй Стрейзанд, Билли Джоэлом, Элтоном Джоном, Дэвидом Бенуа, Патти Остин, Дейвом Грюзином и др.

Эрик Мариенталь и "Транс-Атлантик", 2005

Начало концерта в 21:00
Стоимость билетов: 700 р. (зал), 1200 р. (балконы), 1700 р. (VIP)
Адрес клуба: Таганская пл, 12
Заказ столиков по тел: 101-1117 и 912-5726


Фестиваль "Джазовые игры", Пущино, 25-27 мая
В 70-е и 80-е годы подмосковное Пущино было одним из джазовых центров страны. С тех пор многое изменилось, но ностальгия по настоящей музыке и престижному месту на джазовой географической карте остались. Джаз - один из важнейших факторов существования в мировой культуре. А научный город должен иметь свое джазовое лицо.
Четверть века назад масштабные джазовые фестивали, проходившие во Дворце культуры "Москворечье" под эгидой Московской экспериментальной студии джаза, руководимой Юрием Козыревым, плавно перемещались в город биофизиков Пущино и превращали его в сплошной праздник, длившийся три дня. Лучшие советские музыканты, зарубежные звезды не только выступали на сцене Дома ученых, но и устраивали уличные парады, ночные джем-сешны, совершали омовения в Оке и ставили на уши весь город.
Пора, наконец, показать, что наш дух силен, а джаз так же увлекателен, как и в прошлом XX-м веке. Прологом к возрождающемуся джазовому фестивалю в Пущино послужил однодневный "ПущиноЕвроДжазXXI", прошедший 17 декабря 2006 г. На этот раз летние "Джазовые игры" в Пущино намерены представить широкий спектр музыки, объединяемой джазовым происхождением. В эти три дня пройдут концерты, парады, фейерверки, пароходы, джемы и непрекращающиеся знакомства горожан и жителей близлежащих городов с современным состоянием джаза и его носителями. Участниками трех фестивальных концертов "Джазовых игр. Пущино 2007" станут Аркадий Шилклопер (Германия) и Аркадий Кириченко (США-Россия), вокальный секстет A'Cappella ExpreSSS, квартет Алексея Чернакова, трио Алексея Подымкина и Sherenee Wade (США), квартет Анны Королевой, квинтет Олега Киреева. Основой фестиваля станет постоянно действующий ансамбль "Патефон-бэнд" Николая Титова, свой вклад внесут молодежные московские ансамбли.
Фестивальную программу представляет художественный руководитель проекта, участник джазовых праздников в Пущино прошлых десятилетий, джазовый обозреватель Михаил Митропольский.

Программа фестиваля "Джазовые игры. Пущино 2007"

  • 25 мая
    Аркадий Шилклопер (Германия) - Аркадий Кириченко (Россия-США)
    Вокальный секстет A'Capella Expresss
  • 26 мая
    Диксилендовый парад - "Патефон-бэнд" Николая Титова
    Квартет Алексея Чернакова - Петра Газарова
    Трио Алексея Подымкина - Шэйрини Уэйд (США)
    Джем-сейшн
  • 27 мая
    Пароход
    Квартет Анны Королевой
    Квинтет Олега Киреева
    Фейерверк

17 мая в театре "Золотое кольцо" в рамках проекта "Джазовый мост Нью-Йорк - Москва" состоится концерт американской вокалистки Шэйрини Вэйд с квартетом пианиста Алексея Подымкина.
Шэйрини уже не первый раз в России. В 2006 г. она дала несколько концертов в знаменитом "Ле Клубе", а также с успехом выступила на фестивале "Евразия" в Оренбурге. В этом году география тура значительно шире. Запланированы выступления в Москве, Твери, Казани, Иркутске, Новосибирске, Томске, Кемерово и Ярославле. Шэйрини - певица молодая, но с хорошей творческой перспективой, что она неизменно доказывает во время своих выступлений, с успехом исполняя как собственные сочинения, так и известные джазовые стандарты в оригинальной обработке.
В состав квартета Алексея Подымкина входят замечательные молодые московские музыканты - Тимур Некрасов(тенор-саксофон), Макар Новиков(контрабас) и Давид Ткебучава (ударные).
Начало концерта: 19.00. Адрес: ул. Тимирязевская, 17. Справки и заказ билетов по телефону (495)611-4800. Схема проезда - на сайте театра

Хайрам Буллок (Hiram Bullock)

Клуб Игоря Бутманa представляет: 21 мая, понедельник - Хайрам Буллок (Hiram Bullock, гитара, вокал) - США и Биг-бэнд Игоря Бутмана
В Москву возвращается хулиган, шоумен, великолепный гитарист и вокалист Хайрам Буллок. На этот раз он приедет один, без своего умопомрачительного трио, однако вряд ли кто-то останется недовольным: музыкант представит сольную программу с Биг-бэндом Игоря Бутмана!
С шестилетнего возраста Хайрам Буллок учился игре на фортепиано в музыкальной школе консерватории Пибоди в Балтиморе, затем освоил бас-гитару и только в 16-летнем возрасте, играя в школьной рок-группе, перешел на гитару (по его собственным словам, чтобы знакомиться с девушками, которые предпочитали не басистов, а гитаристов).
В начале 70-х Буллок поступил в одно из самых престижных и серьезных джазовых учебных заведений США - Университет Майами, где в одно время вместе с ним обучались Пэт Мэтини и Жако Пасториус.
После окончания университета Хайрам начал профессиональную карьеру, и работа с вокалисткой Филлис Хайман привела его в Нью-Йорк. Его уникальные способности помогли ему стать членом оркестров двух очень популярных телешоу - "Шоу Дэвида Леттермэна" и "Ночная музыка" (в последнем он работал вместе с саксофонистом Дэвидом Сэнборном и басистом Маркусом Миллером). Он записывался с десятками музыкантов - как джазменов (Майлс Дэйвис, Brecker Brothers, Ал Грей), так и рокеров (Стинг, Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билли Джоэл и др.) Кроме того, у Буллока 11 сольных альбомов, записанных со своим трио (гитара-бас-барабаны).
Начало в 20.00
Телефон для справок и заказа билетов: 632-9264
Адрес клуба: ст. м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")
.

"Funk Family 3"
Двухдневный фестиваль, организованный участниками лейбла FUNK FAMILY, состоится 25 и 26 мая в клубе “Союз Композиторов”.
Funk Family - это первый в России лейбл, объединяющий независимых фанк-музыкантов. Он появился на свет весной 2006 года, инициаторами его создания были четыре ведущие московские фанк-формации: "Феликс Лахути & Funky Land", Сlean Tone, Urban Funk Army и Miss Is Big. Основополагающей идеей объединения людей, исповедующих фанк как актуальную музыку и образ жизни, стало продвижение данного стиля в нашей стране.
За время своего существования Funk Family провели два крупных фестиваля в Клубе на Брестской (Москва), а также выпустили первый СD-сборник российского фанка, тоже носящий название “Funk Family”. Сейчас представленные на диске треки ротируются несколькими радиостанциями, а компакты продаются во многих городах России.
В апреле 2006 г. в рамках первого фестиваля московской публике были представлены четыре команды, составляющие основу лейбла, а также их соратники: гитарист-виртуоз Дмитрий Малолетов, сборная лучших брейк-танцоров Москвы Moscow City Breakers и ветераны российского ди-джеинга Down Town DJ’s. Выступления прошли весьма успешно, организаторам удалось собрать любителей фанка со всей Москвы, да и не только: люди специально приезжали из других городов ради такого события. В результате стало очевидно, что одного дня явно недостаточно.
В сентябре 2006 г. состоялся второй фестиваль, на этот раз двухдневный. В качестве гостей были приглашены Overfunkt, Benny Blanco и "Московский Асвободительный Оркестр", а также состоялось возрождение легендарной московской группы Funk You, которая выступила со специальной программой.
И вот теперь (25 и 26 мая 2007 г.) мы с великой радостью представляем вам "Funk Family 3". На этот раз московское фанк-движение предстанет перед публикой во всей красе и многообразии: от молодых, подающих надежды Overfunkt, Freeman Way и Поzитива до таких мэтров, как "Станция Мир", от "гангстерских" Benny Blanco до этно-эйсид-джазовых Zventa Sventana. Наконец, в акции примет участие группа "Редкий Вид", которая уже 10 лет приносит фанковый грув на клубную сцену; а участники джаз-рок-фанк бэнда Sunlight, которые сейчас находятся в США, специально приедут в Москву, чтобы порадовать своих поклонников. И, разумеется, как и на всех предыдущих мероприятиях, выступят четыре команды, в свое время инициировавшие создание лейбла.

Программа фестиваля:

25 мая (пятница) клуб "Союз Композиторов":
"Поzитива"
Benny Blanco
Urban Funk Army
"Станция Мир"
Felix Lahuti & Funky Land
Clean Tone

26 мая (суббота) клуб "Союз Композиторов":
Freeman Way
Overfunkt
Zventa Sventana
Sunlight
Miss Is Big
"Редкий Вид"

Адрес клуба: Брюсов переулок, д.8/10, стр.2 м.Охотный ряд
Подробная информация на сайте лейбла


11 мая в Красном зале Института журналистики и литературного творчества пройдет вечер джазовой импровизации и литературной миниатюры. Автор текстов - Алексей Полетаев, музыка - пианист Одиссей Богусевич.
В программе концерта - новые композиции с нового альбома "Призрак башни".
""Призрак башни" - уже второй "джаз-текст", и в чем-то очень важном отличается от первого. Первый опыт был, можно сказать, монотематическим: стихи следовали как поток сознания, музыка однозначно ассоциировалась с джазовым мэйнстримом. "Призрак башни" построен на столкновении двух образных систем. Это почти сонатная форма: главная тема - почти что эпическая - любовь-война, жизнь-смерть, политика-мистика. Вторая тема - лирическая."

Дмитрий Ухов,
председатель Московской секции международной Ассоциации джазовых журналистов

Адрес: м. "Арбатская", Калашный переулок, д.3. Сайт института.
Начало в 19:00. Цена билета 150 р., для студентов ИЖЛТ 100 р.

Образование
13-15 апреля в Москве прошёл очередной, 10-й по счету "Весенний студенческий джаз" - джазовая программа ежегодного московского студенческого фестиваля "Фестос". О том, как это было, какие открытия были сделаны и какие тенденции зафиксированы, рассказывает Зинаида Карташёва...>>>>
А в это время
за бугром...
В апреле в Израиле прошла своеобразная "выставка" местных талантов - музыкальная ярмарка International Music Exposure. Выставку-продажу более чем трех десятков музыкальных коллективов и солистов приурочили к ежегодному "Фести-Джазу" в культурном центре городка Гиватайм (Большой Тель-Авив). На ней побывали наши постоянные авторы - джазовый продюсер Михаил Грин и музыкальный обозреватель "Радио Культура" Дмитрий Ухов...>>>>

Дмитрий Колесник, Андрей Кондаков - Five Corners Band в клубе Smoke, Нью-Йорк, 12 апреля

Дмитрий Колесник, Ленни Уайт

Когда я пришла в клуб Smoke на углу Бродвея и 106 улицы, чтобы послушать группу Five Corners, клуб был уже полон. Собравшиеся возбужденно гудели, и после первого сета толпа не разошлась - все остались послушать и второй тоже. Русский басист Дмитрий Колесник живет в Нью-Йорке, а пианист Андрей Кондаков, с которым Дмитрий давно работает и вместе с которым руководит этой группой, приехал из Санкт-Петербурга. Остальные участники группы - это барабанщик Ленни Уайт, прославленный работами с Майлсом Дэйвисом и группой Чика Кориа Return to Forever, известный тенор-саксофонист Крэйг Хэнди и трубач Скотт Уэндхолт; в общем, группа весьма сильная.
Этим концертом Колесник отмечал выход своего нового альбома на Challenge Records. Запись так и называется - "Five Corners", "Пять углов", что отсылает слушателя к известной точке на карте Санкт-Петербурга. В записи альбома, в который вошли восемь авторских пьес Колесника и две - Кондакова, приняли участие Колесник, Кондаков, Уайт, а также тенорист Эрик Александер и трубачи Дим Ротунди и Алекс Сипягин.
Даже при том, что состав на сцене был несколько иным, чем на альбоме, группа начала концерт просто отлично, заиграв пьесу Колесника “Soulmates” - угловатую, богато гармонизованную мелодию ровными восьмыми в среднем темпе. Соло Уэндхолта на трубе было насыщенным и широко текущим; манера временами напоминала Фредди Хаббарда, временами - Тома Харрелла или Вуди Шоу, в целом создавая впечатление современного, выходящего за рамки мэйнстрима подхода. Соло Хэнди на теноре было экономным и лаконичным, полным и сжатой, как пружина, энергии, и чувственности. Барабанщик Уайт выстраивал мощную ритмическую поддержку, в то время как Кондаков насыщал звук ансамбля яркими аккордами и перекрестными ритмами, а Колесник надежно заземлял ритм-секцию. Фортепианное соло Кондакова носило поэтический оттенок, прежде чем он перешел к свингу - со вполне ярким результатом.
Последовала пьеса “In Monk’s Mood”, вполне монковская по звучанию тема Колесника, которая позволила раскрыться всем участникам ансамбля. Хэнди сначала играл лаконично, но затем перешел к катящемуся потоку нот в дубле (вдвое ускоренном темпе). В дубле заиграл свое соло и Уэндхолт - эдакий доброкачественный бибоп. Фортепианное соло, с его мощными отдельными нотами и трелями, играемыми поверх просторных переливов левой руки, показало, что Кондаков хорошо разбирается в Монке, но также обладает и глубоким ритмическим чувством Эрролла Гарнера (который, как он позже сказал мне, оказал на него влияние). Сыграл соло и Колесник - задумчивое, мелодичное, плотное и приятное.
Андрей Кондаков“Salute to Jobim” оказался живой самбой, написанной Кондаковым, с цепочкой повторяющихся нот в мелодии, которая вывела пианиста на "высокооктановое" горячее соло поверх сорвавшихся с цепи барабанов; пьесу продолжило "жилистое" соло трубы и оживленное - саксофона; в финале Кондаков играл руками по струнам открытого рояля и завершил пьесу несколькими полнокровными аккордами.
Программу завершила тема Колесника "Пять углов", быстро развивающийся минорный блюз, где саксофон, соединяя влияния Колтрейна и Роллинза, вбрасывал в поток нот цитаты из паркеровских “Invitation” и “Billie’s Bounce”; фортепиано замолкло, когда началось соло трубы - поначалу разреженное, затем нагнетающее жаркую страсть в духе колтрейновского альбома “Impressions”. Интересные мелодические линии с драматическим оттенком были найдены пианистом, затем контрабас сыграл креативное "шагающее" соло, прежде чем участники ансамбля перешли к обмену квадратами с ударной установкой. Последнее слово осталось за барабанами, под приветственный шум публики.
Эти мощно свингующие, глубоко мыслящие музыканты, казалось, вернули своими свежими мелодиями живую атмосферу 70-80-х, тех времен, когда "современные" звучания еще не начали просачиваться в джазовый мэйнстрим. Надеюсь, мы еще не раз услышим этот замечательный российско-американский ансамбль.

Джилл Макманус,
газета New Jersey Star Ledger,
специально для "Полного джаза"

Конкурсы
В конце сентября в Вильнюсе пройдёт очередной конкурс солистов-пианистов - естественно, джазовых и импровизирующих, так как конкурс так и называется Jazz Improvizacija 2007. В связи с необходимостью оформления визы в Литву российских пианистов просят поторопиться с заявками на участие...>>>>
Джаз на телеканале
 "Культура"
11 мая. 01:15
Все это джаз. Уэйн Шортер
Знаменитый саксофонист со своей группой - Джон Патитуччи (бас), Данило Переc (фортепиано) и Брайан Блэйд (ударные) - выступает на Международном джазовом фестивале в Монреале, 2001 г.

13 мая. 01:25
Джем-5. Вокалистка Дайан Шур и оркестр Каунта Бэйси. Концерт. Запись 1988 г.
Радио

Джаз возвращается на "Свободу"!
Отныне каждое воскресенье в 19:32 по московскому времени Дмитрий Савицкий, как и три года назад ведет передачу по истории джаза: "Девять минут джаза".
"49 минут джаза" выходили в эфир целых 16 лет. Старые передачи до сих пор можно скачать из архива радиостанции.
Добавят ли к 9 минутам недостающие 40 - пока неизвестно. Конечно, девятиминутный формат не позволяет ДС развернуться в полную силу, и новая передача скорее напоминает застегнутую на все пуговицы джазовую передачу BBC... Но - лиха беда начало!
Тексты и подкаст передачи выложены на сайте "Свободы"

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
5 мая - программа "Бесконечное приближение" из серии "Персоналии", посвященная Ральфу Таунеру и квартету "Орегон" периода 1974-77 годов.
12 мая - "Импровизация автора" №36, на этот раз путешествие по Балканам: Bojan Z, Boris Kovac, Trigon, Haug Lars Andreas, Энвер Измайлов, Стоян Янкулов, Анатолий Вапиров, Otto Lechner.
19 мая - из серии "Голос": между двух стульев - Kathleen Battle, Cleo Laine, Barbara Streisand, Ray Charles, Michel Legrand.
26 мая - Эволюция революционера: к 70-летию Арчи Шеппа.

Подкаст "Слушать здесь":
04.05.07 - #142: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Johnny Behind the Deuce" и "Portrait of the Minus Man" с альбома "Smoke in the Shadows" (Atavistic, 2004) вокалистки и автора шокирующих перформансов Лидии Ланч. Для этого выпуска подкаста Андрей Соловьёв специально создал сайт о Лидии Ланч.

21.04.07 - #141: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "A Short Story" с альбома "Nature" западногерманской арт-джаз-рок-группы Tetragon (Musea Records, 2001, запись 1971).

18.04.07 - #140: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о теме Джона Колтрейна "Giant Steps" - в авторском исполнении (Atlantic, 1959) и в версии гитариста Джефа Ли Джонсона с альбома "Communion" (DIW, 1997).
 

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анна Филипьева,
Михаил Митропольский,
Евгения Бирюкова,
Константин Волков,
Джилл Макманус,
Дмитрий Ухов,
Михаил Грин,
Зинаида Карташёва,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Татьяна Ильина,
Владимир Коробицын,
Наталья Филипьева,
Полина Жукова,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.