ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

"Весеннему студенческому джазу" - 10 лет

В этом году студенческий джазовый фестиваль в рамках "Фестоса" заслуживает не только отклика "по горячим следам". Его десятилетний юбилей - это повод более обстоятельно поразмышлять, подвести итог мнениям членов жюри и публики и даже что-то вспомнить.
Прежде всего, в этом году студенческий фестиваль "Фестос", впервые проведенный в 1994 г., стал еще более массовым: в его 18 номинациях принимало участие свыше восьми тысяч студентов. В джазовом "Фестосе" в этом году участвовало более трехсот музыкантов, представлявших на сцене гостеприимного Центрального Дома работников искусств около двадцати учебных заведений и студийных коллективов.

Но вопрос массовости, когда-то столь важный для первых молодежных джазовых фестивалей, сейчас не стоит столь актуально. Гораздо важнее - вопрос качественного уровня выступлений. Заявок на выступления подается довольно много, и среди желающих попадаются иногда и ребята немножко "без понятия" или еще достаточно беспомощные в стилистике джаза. Перед концертами проходит строгий отбор, в ходе которого на сцену выходят только те, которые в большей или меньшей степени соответствуют определенному уровню. Так что некоторым членам жюри в последние годы выпадает, помимо четырехдневной "вахты" фестиваля, и довольно хлопотное предварительное прослушивание новичков. Я помню, как на одном из первых фестивалей молодой гитарист старательно играл выученную пьесу своего учителя. Сейчас такие выступления просто немыслимы.
Джазовый "Фестос" уже вырастил своих "ветеранов" (Константин Сафьянов, Алексей Наджаров, Алексей Заволокин...), которые участвуют в нем чуть ли не самого основания. Ведь на первых фестивалях было довольно много учеников эстрадно-джазовых отделений детских музыкальных школ. Сейчас такие ребята затерялись среди студентов средних и высших учебных заведений и студийцев. Были годы, когда по инициативе Юрия Саульского и Наталии Расторгуевой, при активном участии Петра Петрухина, Евгения Гречищева и других прекрасных детских педагогов в том же ЦДРИ проводились фестивали, марафоны совсем юных джазовых музыкантов. Это было то самое большое основание пирамиды, на котором вырастает высокая вершина. Многие ребята, которые сейчас составляют украшение фестивалей, в том числе и взрослых, вышли именно из этого движения. Сейчас, к сожалению, деятельность московских музыкальных школ, в которых есть эстрадно-джазовые отделения (а таких сейчас менее десяти), гораздо реже представляется на фестивалях.
Но с другой стороны, заметно вырос профессионализм педагогов, что позволяет студентам добиться за время обучения более заметных результатов, чем раньше. Общее мнение тех, кто присутствовал на всех или хотя бы на последних фестивалях - это заметный рост творческого (исполнительского, технического, композиторского) уровня молодых музыкантов. Поэтому сразу нужно сказать слова благодарности всем педагогам, которые щедро отдают ребятам свои знания, опыт и доброту, терпеливо, шаг за шагом приводя их к джазовым вершинам. "Фестос" - это смотр также и педагогических достижений, поэтому бурные эмоции, радости и огорчения переживают не только студенты. Очень приятно, что многие педагоги старшего поколения уже имеют почетные звания и должности, перечисление которых заняло бы много места. Так что я просто назову всеми почитаемые имена: Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Александр Осейчук, Юрий Чугунов, Вячеслав Кузнецов, Евгений Савин, Инга Яник, Галина Филатова, Сергей Резанцев, Владимир Мотов, Валерий Мелехин (прошу прощения у тех уважаемых педагогов, кого не упомянула). Отрадно, что выросло новое поколение педагогов - Александр и Дмитрий Брили, Жанна Ильмер, Иван Авалиани, Ирина Томаева, Анна Левшина, Наталия Леванова и другие замечательные музыканты, чьи ученики удачно выступили на последнем "Фестосе".
По сравнению с ситуацией десятилетней давности, джазовый мир для педагогов и студентов стал неизмеримо более открытым. Появилось гораздо больше шансов слушать музыку в записи и на гастролях великих музыкантов в России, ездить по всему миру на всевозможные фестивали, на стажировки, в летние джазовые школы и т.п., учиться за границей, что, конечно, расширяет кругозор и предоставляет возможность себя проявить и сравнить со своими сверстниками за рубежом.
Выступления на "Фестосе" для студентов весьма ответственны. Прежде всего, они попадают под строгий и взыскательный взгляд жюри, возглавляемого бессменным председателем Народным артистом РФ профессором Игорем Брилем и состоящего из известных джазовых музыкантов и педагогов - членов комиссии джазовой инструментальной музыки Музыкального общества Москвы. Как правило, концерты фестиваля посещают ведущие мастера джаза - Анатолий Кролл, Михаил Окунь и многие другие музыканты. По свидетельству Секретаря комиссии Елены Солдатовой, которая бывает и на других номинациях "Фестоса", джазовые фестивали пользуются особой популярностью и проходят с аншлагами (в этом году ребята сидели даже на полу). Выступать при таком зале - это тоже большая ответственность. Анатолий Кролл даже называет "Весенний студенческий джаз" народным фестивалем. И тут нельзя не поблагодарить Владимира Каушанского, бессменного ведущего, который, как опытный лоцман, терпеливо продвигается по программам концертов среди множества имен, названий композиций и бурных эмоций этого джазового народа.
Идея проведения джазовых фестивалей-смотров учебных заведений искусств возникла у Игоря Бриля и была реализована в трех фестивалях "Джаз на Поварской" еще в 1996-97 годах, то есть несколько раньше, чем эта номинация появилась в "Фестосе". Первоначально "Весенний студенческий джаз" задумывался, как приобщение к этому виду творчества музыкантов-любителей. Естественным образом, два молодежных фестиваля слились, и число будущих профессиональных музыкантов постепенно стало преобладающим, хотя любители продолжают участвовать в фестивалях. В последнем "Фестосе" принимали участие студенты Всероссийской академии внешней торговли, Российского государственного гуманитарного университета, участники из Центра музыкально-просветительской деятельности "Аккорд", возглавляемого Алексеем Кузнецовым, и объединенных коллективов учащихся и студентов разных вузов - молодежной джазовой студии "C-Jam Club" и оркестра "Мисс Джаз". Довольно часто вокалистам из одного вуза аккомпанируют ансамбли другого. Творческие контакты - это тоже одна из задач фестиваля.

На предыдущих "Фестосах" бывали гости из других городов, и эта традиция продолжилась на юбилейном - выступали гости из Коломны, Минска и Новосибирска. Ребята из Новосибирской консерватории произвели настоящий фурор, сыграв джаз на народных инструментах. Квартет Shake, возглавляемый Алексеем Александровым и включающий домру, бас-балалайку, аккордеон и ударную установку (ударник играл и на флейте), прозвучал свежо и оригинально и завоевал звание лауреатов.
В репертуаре участников традиционно преобладают джазовые стандарты. Но многие ансамбли выступили и со своими авторскими аранжировками традиционных и современных тем, что наиболее удачно выглядело у пианистов - Марата Габбасова, Владимира Копырина, Алексея Наджарова. Следующий шаг - это авторские композиции. Валерий Мелехин, опытнейший педагог по джазовому ансамблю, сформулировал одну из задач фестиваля и свою педагогическую цель, как освоение студентами языка классического и современного джаза с дальнейшей выработкой своего индивидуального стиля.. Одним из ярких примеров такого творческого движения он назвал студентку первого курса МГУКИ Ксению Ротаеву, показавшую со своим квинтетом композицию на собственную тему и свою аранжировку темы Сонни Роллинза "Airegin". Выпускник композиторского отделения Московской консерватории Алексей Наджаров уже традиционно представляет свои композиции.
Мне показалось, что на последнем фестивале композиции участников стали более продуманными и компактными, с учетом специфики фестивальных выступлений, о которой не всегда помнят и взрослые джазмены. Пожалуй, из всего слышанного, мне показалась странновато-затянутой аранжировка "Ночи в Тунисе", исполненная одним из ансамблей Московского колледжа импровизационной музыки, да еще со звучанием забавной свистульки гуцульского типа.
Юные джазисты явно стали заботиться о концертных качествах своих выступлений, к чему когда-то активно призывал джазовых музыкантов знаток всевозможных жанров Артемий Троицкий. Проще всего это было сделать вокальным ансамблям, как например, секстету Колледжа импровизационной музыки, показавшему со своим руководителем Владимиром Сидорковичем оригинальный номер. Но и инструменталисты решили не отставать. C-Jam Club Jazz Orchestra, в составе которого были резво танцующая вокалистка Ксения Миляева и очень темпераментная перкуссионистка, активно вращал во все стороны духовыми инструментами, для чего оркестранты выучили свои партии наизусть. Всех "переплюнул" трубач из Минска, выступавший в составе ансамбля Chif’s Band, игравшего в стиле фанки с духовыми, звучавшими в основном в унисон. Может быть, он таким образом компенсировал отсутствие своего соло, но уж движение "волна", столь популярное у танцовщиц возле шеста, он освоил в совершенстве. Очень элегантно выглядело выступление джентльменов из консерваторского "Фортуна Брасс Бэнд". Всем запомнился артистичный и яркий дуэт Ольги Хусаимовой и Алексея Заволокина (вокал и бас-гитара), а также солистки "Университет-бэнда" Жанны Серопян, которая в "Бэйзин-стрит блюзе" пела и играла на саксофоне. Кстати, вокалистка Ольга Ступина перед своим пением проникновенно играла на контрабасе.
Очень полезно совместное музицирование начинающих музыкантов с более опытными. Так, например, по сравнению с прошлым годом, намного лучше выступила Алена Чухловина (Педагогический университет), которую поддерживал ансамбль Алексея Наджарова. Кстати, проблема аккомпанемента, особенно солистам биг-бэндов стоит для некоторых оркестров довольно остро, и задача педагогов - добиться хорошего баланса звучания.

На этот раз оркестров было меньше, чем на прошлом фестивале, но те, что выступали - "Академик-бэнд" РАМ, "Университет-бэнд" МГУКИ, "Мини Джаз Бэнд" Государственной классической академии им.Маймонида, Биг-бэнд Государственного музыкального колледжа эстрадно-джазового искусства, "C-Jam Club Jazz Orchestra", "Мисс Джаз" (руководители соответственно - Анатолий Кролл, Евгений Савин, Сергей Петров, Владимир Мотов, Георгий Горбов, Александр Кармазин) продемонстрировали явный творческий рост. Отрадно, что этот жанр, самый трудоемкий а джазе, продолжает развиваться. Как всегда, порадовала работа Владимира Мотова, который учит совсем юных музыкантов колледжа на Ордынке оркестровой классике. Конечно, руководителям оркестров с неполными или нестандартными составами приходится работать над особыми качествами аранжировок.
Ансамбли на фестивале были разные - обычных составов и однородные. Удачно выступили ансамбль ударных инструментов Ивана Авалиани (РАМ) с авторской композицией его руководителя и ансамбль гитар центра "Аккорд". В обновленном составе с трудными партитурами Джеймса Моррисона (одна из них - полифоническая) выступил ансамбль "Серебряные трубы" класса Евгения Савина. В лучших традициях американских духовых ансамблей, играющих пьесы на джазовые темы, выступили консерваторцы. Хорошо, что стало больше акустических инструментов, в частности явной популярностью стал пользоваться контрабас, не забытый после ухода из жизни Анатолия Соболева и Александра Веремьева. На нем прекрасно играла Даша Чернакова - одна из многих выступивших на фестивале отважных девушек, освоивших традиционно "мужские" инструменты.
С вокальными ансамблями проблем больше. Тут иногда акцент переключался на эстрадность (ансамбль "Лоли" Коломенского педагогического института) или пока не было достигнуто достаточно сбалансированное звучание (секстет МОКИ). Кстати, и в том и в другом выступлении была задействована фонограмма, которую всем хотелось бы изжить и, скорее всего, так и будет в следующем году. Солисты-вокалисты - очень разные. От элегантного стиля "эры свинга" в выступлении Юлии Приз до самых современных стилей. Хорошее впечатление оставили Алина Ростоцкая и Ксения Миляева.
Одна из самых главных задач "Фестоса" - открытие новых джазовых "звездочек". Их было уже много на предыдущих фестивалях, и сейчас их хорошо знает джазовая аудитория. На последнем фестивале, конечно, такие открытия были: это совсем юные студенты Ордынки - Даша Чернакова (класс Олега Соколова), трубачи класса Евгения Савина Дмитрий Зинаков и Юлия Березина, исполнившие не одно удачное соло (Юля, в том числе, на флюгельгорне), Петр Газаров с Ордынки и первокурсник МГУКИ Евгений Игнатов (класс саксофона Сергея Резанцева). Традиционно сильными участниками были пианисты и саксофонисты Гнесинской Академии, ученики Игоря Бриля - Наталия Яровченко, Евгений Сивцов и Александра Осейчука - Станислав Должков и Петр Уточкин.
Можно еще много говорить о последнем фестивале, но, самое главное - он удался. Предоставим заключительное слово профессору Игорю Брилю:
- "Весенний студенческий джаз" в десятый раз уверенно подтвердил свою жизнеспособность и необходимость в проведении. В следующем году нашему джазовому образованию исполнится 35 лет. Многие из выпускников джазовых отделений, прошедшие через "Фестос", сами стали преподавателями: это Всеволод Тимофеев, Константин Серов, Тигран Григорян, и, я надеюсь, этот список пополнится.
Мне бы хотелось сказать слова искренней благодарности всем, кто помог "Весеннему студенческому джазу" - Объединенной дирекции "Фестоса" и ее исполнительному директору Ирине Емельяновой; Творческой комиссии фестиваля джазовой номинации и в особенности - Юрию Железнякову и Елене Солдатовой; Дирекции ЦДРИ и звукорежиссерам Владимиру Каленику и Виталию Набережному; персонально - Инге Яник, Регине Козыревой, Максиму Бурдину , Сергею Казарновскому, Ирине Шулениной, а также всем, кто внес свой посильный вклад в то, чтобы этот праздник состоялся".
И еще об одном юбилее. "Фестос" этого года был посвящен 50-летию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это событие сыграло важнейшую роль в истории нашего джаза, поскольку после "периода разгибания саксофонов" он "легализовался" и начал развиваться невероятными темпами. Готовилось выступление наших музыкантов тогда опять же в ЦДРИ, так что "круг замкнулся". Многие из тех, кто были тогда ровесниками нынешних участников "Фестоса", еще в строю, активно работают, преподают. Музыку Германа Лукьянова и Юрия Чугунова играют молодые музыканты, в оркестре Георгия Гараняна они набираются мастерства и опыта.
Так что пусть юбилеев будет побольше. Нашим джазовым музыкантам разных поколений есть чем гордиться.

Зинаида КарташёваЗинаида Карташева

 
На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service