502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 12 (387) - 31 мая 2007 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели или еженедельно, в зависимости от сезона.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 14 июня 2007 г.

Слово к читателям

Наша главная новость - 4 июня в продажу поступает 4-й номер нашего печатного журнала "Джаз.Ру" (июнь-июль 2007).
В номере: интервью Лео Фейгина (Leo Records), трубача Вячеслава Гайворонского (к 60-летию), пианиста и продюсера Даниила Крамера (раскрыты ВСЕ секреты "крамеризации всей страны"!), барабанщика Адама Нуссбаума, тромбониста Росуэлла Радда и других музыкантов и продюсеров; рассказ о последнем альбоме саксофониста Майкла Бреккера, вышедшем после его смерти; в рубрике "Джазовый опыт" - рассказ пианиста Михаила Цыганова (ансамбль Чико Фримена и др. проекты) о его опыте врастания в джазовую сцену США; фрагменты новой книги "Джаз для чайников", репортажи с фестивалей и концертов, рецензии... и много других материалов, которые, как мы надеемся, не разочаруют тех, кто уже привык видеть в "Джаз.Ру" содержательный журнал для чтения, который посвящён не одежде или семейным делам "звёзд", а музыке, которую создают творцы.
Поскольку это последний номер в 1 полугодии 2007 г., я напоминаю, что уже существующим подписчикам нужно поторопиться с продлением подписки на 2 полугодие (5 номеров), ну а тем, кто ещё не подписался на "Джаз.Ру", но хотел бы с августа 2007 г. каждый месяц получать толстый, глянцевый, многоцветный журнал о джазе в свой почтовый ящик, я прозрачно намекаю, что самый простой способ добиться этого - оформить прямую редакционную подписку!

Кирилл Мошков
редактор "Джаз.Ру"

Постсоветское пространство: что было

25-27 мая в подмосковном наукограде Пущино, городке биологов, физиков и биофизиков, впервые за полтора десятилетия прошёл летний джазовый фестиваль, когда-то бывший традиционным и проводившийся каждое лето. Теперь знамя проведения фестиваля поднял наш обозреватель Михаил Митропольский, который стал продюсером нового летнего джазового праздника в Подмосковье - "Джазовых Игр" в Пущино. Визуальный отчёт о первых "Джазовых Играх" предлагается вашему вниманию...>>>>

Тверская дорога к джазу
По сообщениям СМИ, дороги в Тверской области могут служить идеальной иллюстрацией известной сентенции о характерных особенностях России. Быстро по ним лучше не ездить. В этом смысле назвать джазовый фестиваль "Джаз-экспресс в Твери" означало пренебречь всяческими суевериями. Однако при серьезной поддержке властей в лице Администрации и Законодательного собрания Тверской области этот риск вполне оправдан. Третий международный фестиваль, прошедший 18 и 19 мая, считается "традиционным", хотя ему исполнилось только полтора года. Подается он в качестве серьезного сдвига в культурной жизни города, хотя в Твери до сих пор регулярно устраивались джазовые концерты, и заезжал передвижной фестиваль "Джазовая провинция". Однако своего фестиваля не было. Эту нишу при поддержке областного руководства и постаралась заполнить в качестве организатора московская джазовая вокалистка Саша Орлова.
Дон Брэйден, Валерий ПономарёвПри том, что в десятках городов России сейчас проводятся джазовые фестивали, и график их весьма плотен, весьма любопытно, отличается ли этот фестиваль каким-то собственным выражением лица. Судя по декларациям организаторов, центральной задачей является первое место в рейтинге мероприятий международного уровня, происходящих в Твери. По их мнению, уже сейчас он стоит на одном уровне с московским фестивалем "Триумф". Но главным мне показалось желание "не удивлять публику, а дать ей то, что она сама хочет". Это примерно соответствует обычным намерениям массового искусства, а сам фестиваль подтверждает это намерение и выбором музыкантов, и даже своим внешним обликом. Этот облик начинается с афиши, в которой фигурируют только три портрета и три имени: Хайрам Буллок, Дон Брэйден и Шаринэ Уэйд - только афроамериканцы, при том, что участниками фестиваля являются также весьма уважаемые Валерий Пономарёв и Давид Голощёкин. К тому же бедная нью-йоркская вокалистка Шэрени Уэйд превращена в армянку - в ее имени даже на сцене делается ударение именно на последний слог. Само представление музыкантов, видимо, в соответствии с развлекательным характером концертов, не блещет информативностью. Догадываюсь, что в предыдущих двух фестивалях ситуация была более "джазовой" - о музыкантах говорил в высшей степени знающий человек Кирилл Мошков. В буклетах информация о музыкантах также отсутствует. Думаю, что такой подход действительно соответствует заявленной линии фестиваля.
Давид ГолощёкинЭта же линия прослеживается и в подборе музыкантов. Собственно, весь состав мною уже назван - в экспрессе два вагона: в одном мэйнстрим от свинга до хард-бопа, в другом фанк-фьюжн. Свинговую линию проводил один из тех немногих российских музыкантов, кто выработал настоящий вкус к этой музыке, кто своей игрой делает этот стиль истинно живым - Давид Голощёкин. Формально он считался специальным гостем ансамбля питерского саксофониста Алексея Попова. Однако до появления Алексея на сцене квартет с участием Давида Голощёкина, пианиста Алексея Подымкина, басиста Макара Новикова и барабанщика Давида Ткебучавы успели сыграть три стандарта, при этом Давид Семенович проявил склонность к "черному" саунду скрипки типа Стаффа Смита и великолепным пиццикато в "You Don't Know What Love Is". В "Sugar" Стэнли Туррентина к ним присоединился знаток фанка Алексей Попов, а еще через пьесу Шэрени Уэйд с очередным набором стандартов. Хорошая школа Шэрени позволила ей сделать несколько весьма удачных дуэтов с маэстро Голощекиным, из которых самым эффектным выглядело продолжение голосовой партии вокализованным соло на первой струне скрипки.
Хайрам Буллок, Фрэнк ГрэвисВторое отделение ознаменовалось появлением блестящего энтертейнера Хайрама Буллока со своим квартетом и в почти тренировочных штанах голубого цвета. Зал был взят моментально, над ним воцарилась тень Led Zeppelin, его окутывали великолепные бенсоновские ходы унисонов гитары и голоса, только гораздо чернее, на него обрушилось виртуозное соло басиста Фрэнка Грэвиса и фантастическая игра барабанщика Джереми Гэдди. О выступлениях Буллока в России писалось немало, добавить тут особенно нечего, но слушать его каждый раз интересно.
Второй день был построен по тому же принципу. В мэйнстриме задавали тон трубач Валерий Пономарев и саксофонист Дон Брэйден. Ритм-секцию им обеспечили Алексей Подымкин, контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Александр Машин. Валерий Пономарёв неустанно вспоминал свое взаимодействие с Jazz Messengers Арта Блейки и показывал настоящую школу американского хардбопа, очередной раз поражая стилистической точностью игры и умением взаимодействовать с музыкантами. Дон Брэйден, музыкант с идеальной нью-йоркской выучкой, составил ему весьма органичный дуэт, не будучи столь ярким, но прекрасно владея звуком и органикой стиля. Перед "Blues March" Бенни Голсона Валерий Пономарёв устроил конкурс среди зрителей на знание имени автора - разумеется, не получил ответа, но весело обыграл ситуацию. Ничего удивительного: на этот фестиваль пришли не знатоки, а люди, желающие понять, что это такое за джаз и с чем его кушать.
Лирический дуэт Давида Голощёкина и московского гитариста Игоря Золотухина оказался только прелюдией к этому ответу. А настоящий результат народ, собравшийся в зале драмтеатра, получил на шоу, которое во втором отделении вновь устроил Хайрам Буллок со своим квартетом. Танцы с гитарой, выходы в зал, общее напряжение, вылившееся в массовые пляски - это было то, что нужно для людей, которым показали джаз с одной стороны. И не важно, что за кулисами бродили местные музыканты и расстроено твердили "ведь это же не джаз". Буллок, как теперь говорят, "зажигал", и делал это в высшей степени профессионально.
Сможет ли фестиваль "Джаз-экспресс" представить в будущем джаз в том многообразии, в котором он существует в современном виде, неясно. Если речь идет о развлекательной музыке "джаз", то задача уже выполнена. В любом случае, у музыкантов появилось еще одно место приложения своих сил, а амбиции организаторов не дадут этому месту уйти в небытие.

Михаил Митропольский,
проводник джаза

Александр Нестеров, святой киевского джаза
Александр НестеровВ украинской столице с 11 по 28 мая прошел двухнедельный десятый международный “Форум музыки молодых”. По традиции в нем участвуют начинающие академические композиторы и их коллеги-исполнители из разных регионов Украины - Киева, Одессы, Харькова, Донецка, Львова - и из-за рубежа. Выпускники, студенты и аспиранты Национальной академии им. Чайковского, киевский ансамбль новой музыки “Рикошет”, львовский вокальный ансамбль A cappella Leopolis, камерный ансамбль из Швейцарии и другие гости играют произведения не только украинцев. Звучит музыка от старинной до совсем свежей, еще “теплой”, авторов из Франции, Литвы, США, Нидерландов, Сирии, Польши, Грузии.
В рамках этого академического фестиваля 13 мая в Украинском доме состоялся любопытный проект: “Концерт-марафон джазовой, новой импровизационной и электронной музыки памяти Александра Нестерова”. Марафон был посвящен беcспорному лидеру украинского музыкального авангарда 80-90-х Александру Нестерову (1954-2005), умершему от неизлечимого недуга. Придя в профессиональную музыку уже взрослым человеком со студенческой скамьи КИСИ, Нестеров стал воплощением украинского креатива самых передовых позиций. За годы преданнейшей, самоотреченной музыкантской работы он сделал то, что пока не всегда удается украинским композиторам, работающим в авангарде - перерасти местные рамки. С годами поиски его творческой натуры выразились в музыке к спектаклям, трем кинофильмам и в семи аудиоальбомах. В 1993 г. Нестеров организовал и провел в Украинском доме масштабный форум европейской авангардной музыки "Новая территория", давший импульс развитию этого направления в стране. Документальный фильм Юрия Зморовича, рассказывающий о том событии, демонстрировался в фойе перед началом марафона.
Впоследствии как неординарный креативный музыкант Нестеров участвовал в международных фестивалях современной музыки “Контрасты”, проектах “Время. Простор. Музыка 2000”, с концертом “Хорошо препарированный клавир” на Форуме музыки молодых-2003, Первом международном фестивале “Детали звука-2005”, который начался его записью “Динамические MIDIтации". Нестеров играл классический джаз на контрабасе, был отличным джаз-роковым бас-гитаристом, игравшим и фри-джаз, и новую импровизационную музыку. Он обожал американскую группу “Чикаго”, отлично владел бас-гитарой и переиграл музыку самых разных направлений. К тому же был умельцем нестандартной перкуссии, фагота, сопилки, препарированного фортепиано, с помощью которых воплощал свои смелые, свежие, органичные композиторские замыслы.
Концерт памяти Нестерова инициировали его семья и группа игравших с ним в разные годы украинских и российских музыкантов, хранящих о нем добрую память. Им помогли куратор Алла Загайкевич, журналист Вячеслав Криштофович-младший, режиссеры Сергей Проскурня, Юрий Зморович, Оксана Чепелик, а также "Гёте-Институт" в Киеве.
Сергей ЛетовСреди достижений марафона отмечу саксофонный дуэт россиянина Сергея Летова и львовянина Юрия Яремчука, некогда участников “Русско-украинского проекта”, в составе которого вместе с Нестеровым они гастролировали по городам СССР. Именно они стали наиболее креативной и сыгранной парой проекта. Хорош оказался московский виолончелист Владислав Макаров, интересно прозвучавший в трио с Сергеем Хмелевым (перкуссия) и третьим россиянином концерта Алексеем Борисовым (электроника). Впрочем, затем, уже без акустических партнеров, Алексей (как и другие представители электронной фракции марафона - Kotra, Андрей Кириченко и Алла Загайкевич) в своих поисках не столько привлек, сколько отпугнул собравшуюся публику. Слушатели мигрировали по залу, расходились или отправлялись расслабиться в буфет, поскольку откровенно-депрессивная, маловразумительная и однообразная музыка, несмотря на добрые намерения ее исполнителей, явно устилала дорогу сами знаете куда. Среди остальных нео-импровизаторов назову акустическое трио САТ (скрипка - Сергей Охримчук, баян - Александр Клименко, гитара - Михаил Стрельников); играющего на чем - и как - попало Юрия Зморовича и Петра Товстуху - фортепиано. К сожалению, львиная доля происходившего на сцене пятичасового сверхимпровизированного действа была интересна в основном тем, кто на ней стоял. В конце вечера струнный дуэт скрипача Сергея Охримчука и виолончелиста Владислава Макарова в ходе джема пытался создать спонтанную композицию, следуя примеру Яремчука и Летова. Выходили попеременно и остальные. Однако слишком интересным сейшн не был.
Владислав МакаровВедущий Алексей Коган и друзья Саши Нестерова произнесли добрые слова, из которых собравшиеся узнали, что он был полностью погружен в творчество, умел собрать вокруг себя друзей, ценивших его человеческие качества и яркий талант, и, будучи тяжело больным, до конца надеялся на выздоровление, мечтая о новом проекте, осуществить который было не суждено…
Легкой ностальгической ноткой по ушедшей джазовой молодости стали две простые приветливые композиции “НА” и “День открытых дверей” (Сергей Сметанин - гитара, Олег Путятин - бас-гитара, Сергей Хмелев - ударные, Григорий Махно - губная гармоника, Игорь Рудый - тенор-саксофон).
Юрий ЯремчукИ последнее. Известный украинский джазовый пианист Петр Пашков рассказывает об Александре Нестерове на украинском джазовом портале uajazz.com: "Некоторое время поработав на сцене с Николаем Гнатюком в пике его популярности, Саша навсегда завязал с продажей своего таланта. Никогда не участвовал в чужих проектах, не играл в ресторанах, клубах, казино, на частных вечеринках. "Я должен играть только свою музыку", - говорил он. Жил с мамой очень скромно, играл несколько концертов в год, записывал диски, деньги для издания занимал. Незадолго до смерти они продали дом и купили две квартиры, одну из которых сдавали. Так материальная проблема была решена, появились средства и для ухода за мамой, она очень болела. Ее Александр выходил, а себя проглядел. В итоге и мать умерла буквально вслед за ним... Саша очень досадовал, что не может найти человека, занявшего ему 6000, и до самой смерти держал их наготове, чтобы отдать.
Творчество его было сугубо авангардной направленности, имело большой резонанс в Европе, были и выгодные приглашения, но... "На кого я оставлю маму, у нее ведь никого, кроме меня нет?" Так он никуда и не ездил.
На одном из львовских фестивалей были участниками его и мой ансамбли. У нас была пьеса "Веснянка", где мы во вступлении изо всех сил валяли дурака. Помню, что я советским медным пятачком (монетой) елозил по басовым струнам, извлекая противные звуки. Мачулин нервно тарахтел барабанами, у него это здорово получается! Все старались придумать что-то ненормальное. В кулисах появляется сияющее лицо Нестерова. Наконец хоть что-то можно послушать! - написано было на нем. Ведь, кроме него самого, авангарда на фестивале никто не играл. Лицо сияло, пока мы упражнялись в джазовом авангардизме. По мере приближения мелодии, гармонии и ритма к конкретности, лицо Нестерова все больше теряло выражение интереса. С наступлением темы "Веснянки", звучавшей в ECM-овском духе, он вышел. Александр Нестеров, святой киевского джаза. Такой цельности характера ни у кого не было, нет, возможно, и не будет".

Ольга Кизлова
фото: Игорь Снисаренко

16 мая в Рязанской областной филармонии состоялся концерт-презентация нового альбома группы Feelin’s, записанного со знаменитым нью-йоркским трубачом Валерием Пономарёвым, в 1977-1980 гг. - участником легендарного коллектива Art Blakey & The Jazz Messengers.
Концерт прошел при аншлаге, губернатор рязанской области Георгий Шпак отменил поездку, чтобы прийти на концерт, а на финальной композиции весь зал минут 15 стоя аплодировал музыкантам.
Владимир Фейертаг: "Красивая музыка…Я бы сравнил ее с некоторыми проектами Куинси Джонса".
Журнал "2М. Музыкальный магазин": "Музыка светлых мыслей".
Журнал "Джаз. Ру": "Feelin’s играют музыку, которую мало кто в России осмеливается играть на профессиональном уровне - мягкий комфортный и, на первый взгляд, несложный contemporary jazz"
Журнал "2М. Музыкальный магазин": "Это музыка, вобравшая в себя элементы многочисленных стилей - от хард-бопа, до smooth-джаза и фанка, мелодически выразительная и ритмически уравновешенная."
Валерий Пономарёв: "Мне очень нравится этот проект, потому что он меня душевно захватывает. Уверен, что как минимум две, а то и три композиции из этого альбома станут абсолютными хитами"
Сам Геннадий Филин говорит о своей музыке так: "Наша стилистика - это сливки всего лучшего, что создало человечество в музыке в ХХ веке: сплав джаза, блюза, фанка, рока и диско-музыки. Всё используем по уместности. Простые формы, красивые мелодии и гармонии, тонкий драйв мы умножаем на виртуозную игру. В итоге получаем ясную мысль. Лучше сказать - учимся этому. Мы трубадуры. Перефразируя бременских музыкантов - "свет и радость мы приносим людям". Попутно решаем еще несколько задач - подталкиваем молодых людей к творчеству, создаем мощную позитивную волну. Недостаточно просто сочинять или исполнять музыку, как, впрочем, делать любые другие дела. Надо научиться наслаждаться жизнью, просто любить её и все что нас окружает. В этом мы и сошлись с Пономарёвым. В заглавной композиции альбома он на двух языках говорит: "Feelings, чувства - объединяют нас со всем миром". Арт Блэйки - великий барабанщик бэндлидер и учитель Пономарёва - говорил: "Жизнь такое придумает, чего никакой писатель никогда выдумать не сможет. Если знаешь правду, не бойся ее сказать". В этом весь джаз, вся импровизация.
И еще немного о самом мероприятии. Помимо альбома, была ещё презентация вновь изданной книги Валерия Пономарёва "На обратной стороне звука" (которую называю учебником по предмету "как воплощать свои мечты"), были показаны фрагменты будущего фильма о Пономарёве
Геннадий ФилинКонцерт имел блочную структуру. Сначала поиграли "вечнозеленую" классику, затем авторский фьюжн и несколько композиций из альбома. Затем был перерыв со столпотворением вокруг стенда с дисками, наклейками Feelin’s, книгами Валерия Пономарёва и возможностью получить автографы артистов на всем этом. После перерыва на сцене появился вокальный квартет "Мама-Jazz" под руководством певицы Эллы Хрусталевой. Через одну композицию к нему присоединились музыканты Feelin’s, затем Пономарёв, а затем - московский певец и актер Николай Массальский, который, благодаря своему обаянию и стильному вокалу, в очередной раз влюбил в себя весь зал. Скэт-приколы Пономарева и Массальского добавили в этот экзотический коктейль небольшой салют разноцветных искр. Вечер закончился фуршетом.
Впереди презентации и концерты в других городах и странах. В планах у Feelin’s - выпуск сразу нескольких новых альбомов.

Николай Витнесенко
Рязань
фото: Владимир Кованов

 

Говорите,
вас слушают
Сергей Пронь. о времени, о музыке, о себе

Затакт
В апреле в гостях у Уфимского джаз-клуба побывал один из ведущих импровизаторов России - екатеринбургский трубач Сергей Пронь и его квартет европейского джаза PROJAZZ. Музыканты представили вниманию уфимских слушателей новый авторский проект "Вальс механической куклы".
Мы встретились с Сергеем Валерьевичем перед концертом. Он оказался человеком невероятно приветливым, простым в общении, и, несмотря на обширную коллекцию титулов и званий, абсолютно не стремившимся продемонстрировать себя и свои заслуги. Забыв про усталость после долгой дороги из Екатеринбурга в Уфу, лучший джазовый трубач России рассказал нам о музыке и своем месте в ней…

Сергей Пронь - заслуженный артист РФ, обладатель титула "Лучший джазовый трубач России", член Американской Гильдии трубачей, лауреат Международных джазовых фестивалей и премии Губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области искусства", композитор, педагог, исследователь современной музыки. Партнерами музыканта в разное время становились Луи Склавис, Вернер Люди, Джо Саас, Анатолий Вапиров, Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин, Даниил Крамер, Георгий Гаранян, Алекс Ростоцкий и многие другие.
Дискография: "Ночной концерт для музыкантов" 1993, "При последней трубе" 1996, "Заговор медных" 1998, "Monotones" 2003, "Freebrass" 2003, "X - dance" 2004, "Вальс механической куклы" 2007


О выборе своего пути

В музыку я пришел довольно поздно, в 21 год. До этого в моей жизни было благополучное поступление в политехнический институт в Саратове, затем армия. После службы собирался продолжить учебу в политехе, однако из ракетных войск меня вдруг перевели в военный оркестр. Там, вместе с гитарой, я и сделал свои первые музыкальные шаги. Вскоре простое увлечение переросло в любовь, и стало ясно, что музыка - мое призвание. Азы исполнительства постигал, играя модного в то время Джорджа Бенсона, потом постепенно заинтересовался джазом. Из армии пришел уже с твердым намерением поступать в музыкальное училище. Гитару отложил, хотя играть на ней получалось у меня довольно неплохо - но, тем не менее, труба пересилила.
Я получил академическое образование, учился в Саратовской консерватории у всемирно известного профессора Анатолия Дмитриевича Селянина, ныне вице-президента Европейской гильдии трубачей и члена совета директоров международной Гильдии трубачей. У меня были значительные успехи в академическом исполнительстве, и мне предложили продолжить обучение в московской аспирантуре у великого Тимофея Докшицера, но любовь к джазу оказалась сильнее.
Дело в том, что в джазе ощущаешь себя в какой-то степени художником, творцом. А в музыке Альбинони или Баха, как ни старайся, все равно будут звучать слова только этих великих гениев, а не твои. Поэтому в рамках академической традиции мне, как композитору, было тесно, и я выбрал джаз.

О трубе

Труба - символический инструмент, инструмент судьбы. Не случайно в Писании есть такие строки: "И сказал Господь Моисею: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов […]. И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим" [Числа 10-1, 10-2, 10-10].
Труба - самый сложный из всех духовых, но в то же время ее звук обладает способностью воздействовать на душу. Мне были интересны ее разнообразные тембровые возможности. На трубе можно выразить любые чувства, эмоции, и этим она меня поражает…

О своей музыке

Основной перечень исполняемой нами музыки составляет та, которую мы сами придумали и которую понимаем. Она обязательно рисует то, что находится вокруг нас, что мы чувствуем и видим - деловые связи, дружеские отношения, события, которые с нами происходят и др.
Таков и новый альбом "Вальс механической куклы". Это обращение к современнику, человеку, который в век высоких технологий, сверхскоростей не успевает зафиксироваться на каком-либо моменте и оценить его. В альбоме показан урбанистический пейзаж, жизнь и звучание большого мегаполиса. Но есть в нем место и для размышления, тишины, осознания того, что мы принадлежим Создателю, а не себе.
Кроме авторской музыки, мы, конечно, играем и американский джаз, но в своей интерпретации, так сказать, "адаптированной" для понимания русского человека: ведь не сможет же человек, живущий на ул. Крупской, оценить американский джаз так же, как житель 20-й авеню.

Об импровизации

Кому легче всего научиться импровизировать? Прежде всего тому человеку, которого еще при зачатии Бог наделил этим даром. Вот тому легче. Конечно, можно изучить импровизацию технически. То есть освоить приемы игры, научиться нажимать нужные ноты. В импровизации также необходимо мышление композитора, знание законов развития материала, кульминации. Но все равно не это главное. Одухотворить, превратить в музыку набор звуков, даже верный и красивый, не каждому дается.
К сожалению, сейчас встречаются музыканты, которые заучивают соло, чтобы покорить всех своей виртуозностью. Но это уже квазиимпровизация, пародия, подделка. Суть же настоящей импровизации заключается в выражении своего мироощущения в данный момент, а не того, что ты чувствовал вчера или месяц назад. Не стоит реанимировать прошлогодний снег, он уже давно растаял. Нужно стараться вносить в свое музыкальное высказывание что-то новое. Это и есть ощущение импровизации, спонтанности, свободы, выразить которое могут только те, кто действительно музыкант внутри.

О творческой индивидуальности

Когда я был помоложе, то, конечно, творчество таких гениев, как Диззи Гиллеспи или Фредди Хаббард, казалось мне настолько совершенным, что хотелось играть так же, быть похожим на своих кумиров. Но со временем я понял, что у меня фамилия другая, девушка другая, зубная щетка другая, и рост, и страна, и язык. Почему же я должен быть похож на Диззи Гиллеспи? Потому что мне нравится, как он убедительно делает? Но каждый человек может делать что-то убедительно. Только расценивать это нужно не как что-то правильное, а как естественный для себя процесс.
Когда ты играешь естественно, т.е. прислушиваешься к себе, к своему внутреннему миру, то это организует поиск себя. Не стоит сидеть и думать, как же сыграть тот или иной звук, это нужно чувствовать и много делать для этого. При этом, все одновременно. Нельзя сначала выучить гаммы, а потом музыку играть. Гаммы нужно играть уже музыкально. Ведь в музыке есть закодированный смысл. И если человек задумается над ним, то у него обязательно появятся средства для его воплощения.

PROJAZZ

Квартет был создан в 1990 г., когда я приехал из Саратова в Екатеринбург. Целью нового ансамбля было играть только свою музыку, а не американскую. Состав PROJAZZ менялся. Особенно изменения касались пианистов. Так, сначала в квартете играл Михаил Агре (через год уехал в Израиль), затем Борис Золотарев из Саратова (через два года уехал Нью-Йорк). В 1989 г. ко мне в студенты поступил молодой пианист Саша Титов. Со временем я его вовлек в группу. Он стал известным уважаемым пианистом, очень музыкальным (это надо услышать). Барабанщик у нас сейчас Юрий Ковалевский (известный по группе "Доктор Фауст"). А басист Аркадий Балакин играет в PROJAZZ со дня основания.
Музыкант ансамбля, в первую очередь, должен ориентироваться в материале. Тут разговоров нет, хорошо или плохо ты играешь, как ты технически оснащен (это естественно), речь идет о том, правильно ли ты думаешь? Конечно, должно быть и чувство ансамбля в широком понимании. Если оно есть, то на каждом концерте может возникнуть ситуация совершенно непредвиденная - ехали в Уфу, а уехали в Анапу. Это то, что у Майлса Дэйвиса называется коллективным сознанием.
Важно попытаться сделать ансамбль, как это сделали Хэрби Хэнкок, Рон Картер, Тони Вильямс - лучшая в мире ритм-секция, не превзойденная пока никем. Они, конечно, репетировали, в их выступлениях были какие-то наигранные моменты, но зато как эти музыканты аккомпанировали солисту! Как он играл, так и аккомпанировали! Как будто это давно написанная, логически выверенная музыка. Удивительно!
Наш спектр деятельности, в основном, сосредоточен в филармонических залах. Потому что музыка у нас не клубная, а для слушания. Люди должны слушать, сосредоточиться, а не свистеть от кайфа.
Для меня идеально, когда во время концерта нет барьера - когда есть активные музыканты и активные слушатели. Человек, который соучаствует в процессе, тратит энергию вместе с исполнителями. И если его это цепляет, он получает истинное наслаждение.

О джазе сейчас

К сожалению, в современном джазе нет новых идей, он "буксует". Все дело в том, что на данный момент самая большая проблема джаза - это люди, которые умеют играть технологично, и своей техникой они все музыкальное в себе губят. Они не хотят думать про музыку, они думают, как поразить публику и себя круче выставить. Эта виртуозность поражает первые пять минут, но слушать подобные "трюки" дома один на один с магнитофоном трудно.
Бэркли-скул, джазовая школа в Нью-Йорке (вероятно, музыкант имеет в виду колледж Бёркли в Бостоне - ред.) выпускает тысячи и тысячи совершенно одинаковых, отдрессированных жонглеров, которые играют "кто выше, кто быстрее". Но для чего нам нужна быстрота? Для того, чтобы выразить какое-то определенное чувство, движения своей души, а не для потрясающего эффекта.
Все играют одинаково - технично, запредельно, а сделать паузы не могут. Потому что боятся, что о них скажут: "Да, он, наверное, плохой исполнитель, раз так медленно играет". Но ведь дело не в скорости, а в том, чтобы тремя-четырьмя нотами на весь квадрат выразить свою мысль. И так выразить, чтобы ты убедил и себя и людей и чтобы, может быть, холодок по спине пробежал. Ведь почему именно Майлс Дэйвис (а не Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Диззи Гиллеспи) назван трубачом ХХ века? Потому что он создал свою стихию, свой подход. Все играли быстро, он медленно. Он играл с паузами, он был гений пауз. В его мгновеньях тишины было сокрыто больше информации, чем в игре. А нам не хватает пауз…
Сейчас музыканты берут за эталон Гровера Вашингтона или Сонни Роллинза, или еще кого-то. И под их манеру какие-то шапочки отдувают. В итоге - одинаковый звук и никакой индивидуальности.
Композиторам академическим не хватает мыслей, композиторам джазовым не хватает мыслей. Потому что цивилизация ушла в сторону внешнего, т.е. попросту говоря "развлекаловки". В каждом городе есть множество развлечений. А филармония одна (в лучшем случае), и та "опопсела".
Все попсеет, потому что за это платят деньги. Передовые позиции занимает шоу-бизнес. Но он не имеет к искусству отношения, потому что у него другие задачи - делать бабки. А музыкант, который задумывается только о материальном, перестает думать о духовном.
Всякий раз, когда умирала очередная звезда - Билли Холидэй или Сара Воэн - журнал "Даун Бит" писал, что с ней ушла эпоха. Да, это действительно было так, потому что джаз двигали личности. Но, несмотря на это, и на авангард, и на свинг всегда найдется часть поклонников. Раз есть музыканты и публика, джаз будет встречать ряд сочувствующих людей.

Алина Яруллина,
Уфа

In Memoriam
Юрий Кальниц29 мая в Новосибирске, в своей квартире, на 69 году жизни скоропостижно скончался один из пионеров современного импровизационного джаза Юрий Кальниц. Уроженец Новосибирска (03.10.1938) последовательно прошёл все три ступени советского музыкального профессионального обучения (школа, училище и консерватория). Готовил себя для работы в области академической музыки, был высокотехничным и востребованным кларнетистом, работавшим в оркестре Новосибирского тетра оперы и балета, в симфоническом оркестре народного артиста СССР Арнольда Каца, в различных камерных ансамблях, исполнял музыку от Моцарта до Шостаковича. В ранние годы параллельно увлёкся джазом, играл в первых джаз-комбо Новосибирска начиная с 1957 г. В составе джазовых (эстрадных по тем временам) ансамблей работал в Новосибирской филармонии. В 70-е годы был лидером последнего кинематографического джаз-бэнда в городском кинотеатре "Победа", а потом солистом в оркестре Виктора Бударина. Не чуждался экспериментов, но более тяготел к классическому джазу от диксиленда до советского кула. Один из немногих безымянных и малоизвестных, но преданных артистов отечественного импровизационного джаза, без чьего вклада история этого удивительного искусства в СССР и в России была бы совсем иной... Светлой памятью ты останешься среди нас, Юра.

Сергей Беличенко
Фото: "Новости в Новосибирске"

Образование
Экзамен в стиле джаз
Экзамен - время, полное нервов. Так уж повелось. Лица с выражением вселенской несправедливости, полные смятения и тревоги - в июле и январе типичные субъекты, называемые студентами. Нормальными студентами, каких большинство. Хотя, конечно, из любого правила бывают исключения (их обычно, кстати, недолюбливают те, нормальные). Типичные места обитания исключений в этот период - помещения, пустующие остальные 10 месяцев: библиотеки.
Но есть студенты, у которых все по-другому. Это музыканты-исполнители. Вместо библиотеки - любимый инструмент, вместо утомительной зубрежки - полет творческой фантазии (конечно, после того, как произведение уже выучено)… Но есть еще одна разновидность студентов - эдакий особый подвид: студенты эстрадно-джазовых отделений училищ, консерваторий, академий… Здесь, что называется, особая история. Это в принципе иная категория людей - по стилю жизни, характерам, мироощущению. Студенты эстрадно-джазового факультета, получающие высшее образование в Ростовской консерватории, позже прославляют южную джазовую школу в самых разных уголках как России, так и всего мира. И их профессиональная подготовка (дополненная распространенной в этих кругах практикой джазового самообразования) позволяет им свободно "разговаривать" и понятно выражать свою джазовую мысль сольно, а также в любых интернациональных ансамблях и биг-бэндах.
В 2007 г. отделение эстрадной и джазовой музыки отправляет в самостоятельное творческое плавание четырех специалистов - двух пианистов (Илья Филиппов, Клавдия Якимович) и двух барабанщиков (Сергей Талалаев, Данил Джигкаев). Кроме того, пианисты справедливо претендуют на дополнительные квалификации: Илья Филиппов - аранжировка, Клавдия Якимович - дирижер биг-бэнда.
Основная часть выпускных экзаменов позади. 22 мая в малом зале Ростовской областной филармонии состоялся открытый экзамен студентов отделения эстрадной и джазовой музыки по специальности, а 23 - по классу ансамбля и дополнительных квалификаций. Впереди - защита дипломных рефератов, которая состоится 25 мая. И, поскольку темы, избранные выпускниками, изучены ими вдоль и поперек, и, более того, излюблены, вопросов у экзаменационной комиссии во главе с председателем, народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий, композитором Мурадом Кажлаевым, думаю, не возникнет.
Мурад Магомедович Кажлаев - строгий, но справедливый председатель государственной комиссии (кстати сказать, не только у эстрадно-джазового отделения) на протяжении многих лет. И, судя по оценкам, он остался доволен почти завершенным выпуском отделения эстрадной и джазовой музыки 2007 года. Действительно, выпускники под чутким руководством педагогов представили хорошие, сложные, крепкие и очень яркие программы. Они приготовили даже больше, чем им удалось показать - в последний момент, возможно, из-за невероятной жары, или просьбы членов комиссии, с прослушивания была снята одна песня у каждого выпускника. К великому сожалению многочисленных слушателей!
Экзамен по специальности открыл своим превосходным (как всегда!) выступлением уже успевший получить авторитет в джазовых кругах далеко за пределами Ростова Илья Филиппов (класс фортепиано и.о. проф. Назаретова П.К., и.о. доц. Будиной В.Г.). Со стороны было сложно сказать, присутствовала ли в его выступлении доля какого-либо волнения. Создавалось ощущение выступления уверенного в себе, давно уже ставшего профессионалом в своей области музыканта со своей творческой позицией. Его уже сложно чему-либо научить - он самостоятелен, и в его случае это правильно: он - полноценная творческая личность. Как будто это был вовсе и не экзамен! Безусловно, Илья - один из самых талантливых и ярких представителей молодого поколения джазменов на Дону. Помяните мое слово: пройдет время, и об этом замечательном музыканте услышит весь мир. В его исполнении на экзамене по специальности прозвучали следующие композиции: "Norvegian Wood" Леннона-Маккартни, сольные пьесы "The Tom And Jerry Show" Юхара, "My Favorite Things" Роджерса и завершающая снова в ансамбле "Nika’s Dream" Силвера. Концертмейстеры - Павел Филиппов (бас), Максим Кабальскис (ударные).
Клавдия Якимович (класс фортепиано и.о. проф. Назаретова П.К., и.о. доц. Будиной В.Г.) сдавала классику (финал сонаты f-moll, Метнер) и джаз. Была представлена авторская тема - "Waltz For You", и тема "All The Things You Are" Керна. Концертмейстеры - Павел Филиппов, Сергей Талалаев. Бывают такие выступления - они ни в коем случае не являются некачественными, плохими, но и блестящими их тоже никак не назовешь. Такие выступления, где студент либо не пытается прыгнуть выше головы, либо прыгает, только волнение ему мешает. Выступление Клавдии было, что называется, "вышколенным". Чувствовалась мягкая женская рука, большая мелодичность, где-то трогательная теплота прикосновения к инструменту, в отличие от истинно мужской подачи Ильи - напористой, техничной, блестящей, покоряющей.
Продолжил экзамен Сергей Талалаев (класс ударных инструментов преп. Мудракова А.А.). Этот исполнитель отличается некоей "рафинированностью" преподнесения материала. Он находится как бы "над" ударной установкой. На протяжении учебы в консерватории Сергей искал себя в различных стилях и вот, похоже, нашел свою индивидуальную манеру. Разнообразная программа показала его хорошее владение различными приемами, особенно в композиции "Solo". Также были представлены темы "The Perfect Day" (Смит) и "So What" Майлса Дэйвиса. Концертмейстеры - Илья Филиппов, Гарик Качабащян, Павел Филиппов.
Заключительное выступление и закрытие экзамена по специальности досталось студенту заочного отделения - Данилу Джигкаеву (класс ударных инструментов преп. Мудракова А.А.). Ему помогали Илья Филиппов, Гарик Качабащян, Клавдия Якимович, Евгений Ринг. Данил показал жаркий темперамент Северного Кавказа, приправленный легким экзаменационным волнением, что, собственно, вполне естественно (учитывая, что срок обучения на заочном отделении составляет всего четыре года). Он также порадовал слушателей сольной композицией Дейва Уэкла, а также ансамблевыми "Nothing Personal" Грольника и еще одним сочинением Уэкла - "Hard Wired".
Завершило экзамен по специальности совместное произведение, в котором приняли участие четверо выпускников и Гарик Качабащян. Для этой музыкальной "точки" концерта, его эффектного завершения исполнителями была избрана композиция Чика Кориа "Master Plan" для двух ударных установок, фортепиано, клавиш и бас-гитары.
В целом экзаменационные прослушивания по специальности можно было принять за концертные, если только не оглядываться в конец зала, где за процессом наблюдали и строго оценивали каждого солиста члены авторитетной комиссии. Что касается оценочной стороны этого экзамена, то все, кроме Данила Джигкаева, получили высший балл. Высший, но довольно разный по уровню. Выступление Данила было оценено на 4 балла.
Второй день был также насыщен. Как было сказано выше, это был экзамен по ансамблю. Здесь музыканты были соединены по темпераменту: если можно так выразиться, "музыкальные интроверты" Клавдия Якимович - Сергей Талалаев, и "экстраверты": Илья Филиппов - Данил Джигкаев.
Открывал экзамен-концерт, как и требует закон жанра, более "спокойный" ансамбль в составе: Клавдия Якимович (фортепиано), Сергей Талалаев (ударные), Андрей Мулюкин (тенор-саксофон), Павел Филиппов (бас-гитара), класс преп. Кристины Крит. В их исполнении прозвучали следующие композиции: Ферранте, "Stick To It Iveness"; Сева, "Les Couleurs de L’eau"; Сева, "Monsieur Toulouse"; Мэтини, "Minuano". Удачная подборка композиций не давала слушателям заскучать, а каждая следующая тема приятно удивляла. В целом отмечу салонное звучание ансамбля - отчасти этому способствовали композиции, отчасти - манера игры выпускников.
Второй ансамбль в составе Ильи Филиппова (фортепиано, клавишные), Данила Джигкаева (ударные), Евгения Ринга (альт-саксофон), Андрея Мулюкина (тенор-саксофон), Владислава Окунева (гитара) и Максима Вострецова (бас-гитара) - класс ст. преп. Родицы А.Ф. - был кульминацией экзамена. Безусловно, он обратил на себя внимание и запомнился всем надолго. Такая отдача встречается редко. Это была игра словно в последний раз. Все композиции яркие, звучные, отражающие боевой настрой выпускников и сопровождающей команды. Марсалис, "Nostalgic Expression"; Мэтини "The Heat Of The Day"; Завинул, "A Remark You Made"; Бреккер, "Above And Below" - все произведения принимались публикой восторженно, воздух как будто был наполнен электричеством, а каждый присутствующий чувствовал себя не просто слушателем, а непосредственным участником процесса - вот так удалось завлечь и подчинить внимание всецело своей игре музыкантам.
Во второй части экзамена на сцену поднялся биг-бэнд Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова. Клавдия Якимович сдавала экзамен по дирижированию (класс ст. преп. Олейникова А.Н.), Илья Филиппов представил к экзамену пять аранжировок (класс проф. Бударина В.Г.), две из которых были исполнены. В общей сложности звучало четыре композиции. Вот программа этой части экзамена: Болинг, "Suivez Le Shef" (аранжировка Филиппова), Гудвин-Мартин, "Hunting Wabbits", Грин, "Sentimental Journey", Гудвин-Мартин, "A Game Of Inches" (аранжировка Филиппова). Было очень трогательно наблюдать, как миниатюрную женщину-дирижера слушается весь оркестр! А вот аранжировки, которые были представлены в нотном варианте: Дюк, "April In Paris", Филиппов, "X-Rock", Вуд, "My One And Only Love", Эллингтон, "Solitude". Уверена, скоро эти и другие аранжировки И. Филиппова заинтересуют многих именитых дирижеров, и мы услышим их на концертных площадках многих городов.
В заключение хочется пожелать нашим выпускникам успешного завершения их последней сессии и удачной творческой карьеры после окончания Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова!

Марина Мухаметова,
Ростов-на-Дону

А в это время
за бугром...
Полное название швейцарского фестиваля, прошедшего 17-20 мая в городке Поскьяво - Uncool Festival of Jazz Improv World Cosmo Music - означало его концептуальную направленность. А также его посвящение тувинской музыке и первоэлементу "Вода".
С водой понятно, сцена располагалась прямо у неописуемой красоты горного альпийского озера Поскьяво и реки, впадающей в оное. Аутентичный ансамбль из Тувы, а также великая певица Саинхо были главными действующими лицами события.
Космический аспект представляли афро-американцы под предводительством 85-летнего лидера саксофониста легендарного космического оркестра Сан Ра, Маршала Аллена, сменившего почившего в бозе мэтра.
Наш "Оркестр Московских Композиторов" возглавили лондонский пианист Владимир Миллер и живущая в Австрии тувинская певица Саинхо. Наше отношение к миру-космосу и воде было выражено косвенно, но мы постарались приобщиться к этой идее некой композиционно-импровизационной текучестью. Я уж не говорю о втором нашем выступлении вместе с тувинцами. В последнем мы создали некий энергичный, но очень тактичный драйв для исполнявших свой репертуар тувинских музыкантов, коих было пять. Саинхо нас предупредила, что это историческое событие для тувинской (добавлю от себя по выходу: не только для тувинской!) музыки.

Были предусмотрены также различные перформансы тематической направленности. Будучи заняты своими делами, мы, российские музыканты, увидели только один - высоко в горах, в лощине звучала электрическая гитара Олафа Руппа: он, так сказать, озвучивал камни, скалы и льды, находясь у горного озера. Идея замечательная, но с точки зрения музыки не только мне, но и всем нашим она показалась не столь впечатляющей. Немецкий барабанщик Петер Холлингер, говорят, творил что-то с водой в дневных перформансах, которые нам не суждено было увидеть по техническим и бытовым причинам. Музыкантам-участникам фестивальных событий, к сожалению, не все приходится видеть, это дело обычное.
Произвело впечатление выступление лондонского струнного импровизационного квартета. Имена- то какие: Фил Ваксман - скрипка, Марсио Маттос - виолончель, Шарлотта Хуг - альт и басист Джон Эдвардс. Все - матерые, легендарные свободные импровизаторы радикальной ориентации из компании Дерека Бейли. Самое интересное, что публика наивнимательнейше слушала их тончайшую музыку, внимала каждому неидиоматическому звуку. Лет двадцать назад это было бы для меня откровением, учитывая мою эстетическую ориентацию, но, честно говоря, было несколько скучновато...я вспомнил аналогичную ситуацию десять лет назад в Лондоне. Играл великий Энтони Брэкстон! - но после 20 минут я выскочил из зала от невозможности слушать его наизануднейшие секвенции, напоминающие гаммы. Концептуализм не прошел. Во время игры лондонского квартета Сергей Летов и Юрий Парфенов, как ни удивительно, не сговариваясь, сказали мне, что я один делаю то, что они вчетвером...
Кажется, и наша музыка понравилась публике, принимали с восторгом. "Оркестр Московских Композиторов" выдал некоторую полистилистическую композицию, включавшую новые симпатичные мэйнстримовые темы Миллера (а также фрагменты старых, проверенных), Саинхо пела что-то джазовое... получился странный микс, но сыгранный с мощным драйвом, ведь тут были контрабасист Владимир Волков и барабанщик Владимир Тарасов. Были предусмотрены соло, включая мое на виолончели. Возможно, что благодаря ярким соло и было сцементировано и оправдано действо. Второе выступление нашего оркестра было более оригинальным, так как было синтезом архаичной и современной музыки.
Общий восторг публики, включая нас, вызвало выступление фри-джазовых афроамериканцев. Квартет, включавший двух саксофонистов - легендарного Маршала Аллена из "Сан Ра Аркестра" и необъемных размеров Эндрю Ламба, неистового барабанщика Авриила Ра (члена чикагского ААСМ, переигравшего со всеми звездами черного авангарда, включая также Сан Ра), ну и лидера проекта - басиста Генри Граймса. Последний, также легенда черного нового джаза, работавший со многими (начиная от Сесила Тейлора, Чарли Мингуса, Дона Черри, Альберта Айлера - до Уильяма Паркера, Джо Ловано, Марка Рибо и многих других). Старичок энергично играл на басу и на скрипке в духе Орнетта Коулмана. Лишний раз я отметил для себя, что кровь и почва в джазе побеждают интеллектуальную заумь. Эти ребята вели себя по-американски, радушно похлопывая русских по плечу. Декларируемый ими космос можно понимать метафорически в духе их пророка Сан Ра. Их музыка была наполнена нечеловеческой энергией и уводила ввысь.
Какое отношение имела нордическая рок-группа "Азеотроп" к первоэлементу воде и космосу - можно только догадываться. Эти брутальные ребята в черной коже с девицей вампирического вида и поведения на сцене в духе Диаманды Галас сотрясали трэшем полупустой зал в дневное время и вызвали у нас легкое недоумение. Более мы ничего не увидели, хотя, собственно, особенно ничего и не было, кроме перформансов и дневных (как бы не основных) выступлений.
И все же, можно сказать, что фестиваль был несколько необычным - не только благодаря альпийским красотам и водному элементу, необычным для нас; необычной была наша встреча, встреча членов "Оркестра Московских Композиторов" первого созыва. В 1994-м мы проехали с туром Германию, полные гигантских планов на покорение джазового мира. Потом замыслы создания мощного творческого полигона новой музыки, коим должен был стать Оркестр, опустились до просто коммерческого проекта с участием звезд...
В заключении добавлю, что фестиваль Uncool в маленьком швейцарском городке Поскьяво довольно солидный, ибо проводится с 1999 г. и на нем побывали многие звезды нового джаза и свободной импровизационной музыки - например, Сесил Тейлор, Сан Ра, Эван Паркер, Фил Митон. Вот впервые и русские музыканты (если не считать Саинхо, которая здесь не первый раз).

Владислав Макаров
Поскьяво - Смоленск

Джаз на телеканале
 "Культура"
1 июня. 01:15 Все это джаз. Концерт трио Кенни Баррона
Трио известного американского джазового пианиста на концерте в ММДМ (ноябрь 2006 года). В программе собственные композиции Кенни Баррона, а также сочинения Хэрби Хэнкока и Телониуса Монка.

3 июня. 01:10 Джем-5. Жако Пасториус
Фрагмент концерта легендарного бас-гитариста Жако Пасториуса на Монреальском Международном джазовом фестивале в 1982 году.

9 июня. 01:15 Все это джаз. Время свинга
Импровизации на популярные джазовые стандарты в исполнении Георгия Гараняна (саксофон) и джазового квартета пианиста Леонида Пташки (Израиль). Запись 2006 года.
Радио

Джаз возвращается на "Свободу"!
Отныне каждое воскресенье в 19:32 по московскому времени Дмитрий Савицкий, как и три года назад ведет передачу по истории джаза: "Девять минут джаза".
"49 минут джаза" выходили в эфир целых 16 лет. Старые передачи до сих пор можно скачать из архива радиостанции.
Добавят ли к 9 минутам недостающие 40 - пока неизвестно. Конечно, девятиминутный формат не позволяет ДС развернуться в полную силу, и новая передача скорее напоминает застегнутую на все пуговицы джазовую передачу BBC... Но - лиха беда начало!
Тексты и подкаст передачи выложены на сайте "Свободы"

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
2 июня. 2-я программа из серии "Музыка и геометрия". Математика эстетики – к 85-летию Яниса Ксенакиса
9 июня. Музыкальный мир Пятраса Вишняускаса. К 50-летию литовского саксофониста
16 июня. Странные совпадения: Игорь Стравинский (125) - Вячеслав Гайворонский (60)

Подкаст "Слушать здесь":
30.05.07 - #147: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы проекта BeatleJazz "Fool On The Hill" с альбома "All You Need" (Videoarts Music, 2007) с участием мастера губной гармоники Тутса Тилеманса и "And I Love Her" с альбома "With A Little Help From Our Friends" (Videoarts Music, 2005) с участием гитариста Майка Стерна.

25.05.07 - #146: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Ring Around the Moon / Phase Four" и "Even Wild Horses / Act 1, Scene 1" с альбома "Enclosure Two" (4 CD Box Set, Innova, 1995) музыки композитора Гарри Партча в исполнении Gate 5 Ensemble.

22.05.07 - #145: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Jump Monk / Gunslinging Bird Or If Charlie Parker Were A Gunslinger" с альбома-посвящения композитору и контрабасисту Чарлзу Мингусу "Weird Nightmare: Meditations on Mingus" (Columbia, 1992), спродюсированного Халом Виллнером.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Владислав Макаров,
Марина Мухаметова,
Ольга Кизлова,
Сергей Беличенко,
Николай Витнесенко,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Михаил Митропольский,
Игорь Снисаренко,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0