ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Блюз в Архангельске-2007

На исходе весны в Архангельск снова пришел блюз. Архангельский гитарист Тим Дорофеев в очередной раз проявил себя как катализатор местной творческой жизни, изобретатель и “строитель” интересных проектов. Отметим, что проводить блюзовый фестиваль в конце мая он решил не из романтических соображений (весне конец, белые ночи и все такое), а просто эти фестивали он дарит сам себе на день рождения. Подарок не для слабонервных - из тех, кто знает, чего стоит организовать такое хлопотное дело, как фестиваль, и кто наблюдал за Тимом 30 мая, вряд ли кто-то захочет повторить его подвиг. Но Тим не был бы Тимом, если бы искал легких путей. И фестиваль состоялся. Состоялся не только как отметка в календаре, но и как событие музыкальной жизни Архангельска и окрестностей.
Итак, что: 2-й музыкальный фестиваль “Блюз в Архангельске”.
Когда и где: 30 мая - Дом офицеров, Областной музей изобразительных искусств (Архангельск), 31 мая - клуб “Колесо” (Архангельск) и кинокомплекс “Родина” (Северодвинск).

Блюз чистой воды

Олег ЮдановПублика, собравшаяся 30 мая в Доме офицеров, подивилась: сцена уставлена аппаратурой и инструментами (это понятно), но что делают на первом плане три офисных кулера с большими пластиковыми бутылями? Оказалось, это реквизит для эффектного рекламного трюка: одна из фирм-спонсоров предложила на своих кулерах… поиграть. И фестиваль открылся выступлением дуэта прославленного барабанщика Олега Юданова и перкуссиониста Михаила Черенкова, которых ведущий Владимир Каушанский для прикола представил тарабарскими квазиафриканскими именами. Юданов и Черенков разбавили “разговор” ударных гортанными репликами на неизвестном языке. Что ж, хорошее начало (оно же половина дела) - фирме реклама, публике фишка, а звезде джаза Олегу Юданову - голубой бутылочный пластик, еще одна область приложения искусных рук.
На этом эксперименты закончились, и началась 4-часовая фестивальная программа. Открыла ее молодежная группа “Баскервиль Холл” под руководством преподавателя Архангельского музыкального колледжа гитариста Николая Куликова, собравшего под знамена Баскервилей своих студентов. Похвалим юных за смелость и драйв. Также очевидны незаурядные исполнительские данные самого Николая Куликова.
Выступившая следом группа “АВИС” (название из первых букв имен участников: Андрей Гуров - гитара, Валерий Журавлев - барабаны, Игорь Горьковой - клавиши, Сергей Ретровский - бас) построила свой сет по принципам академической драматургии: завязка - кульминация - развязка. Каушанский обмолвился в начале, что суть блюза - в тоске, меланхолии. Словно иллюстрируя его слова, “АВИС” сразу и надолго углубился в меланхолию. Потом дал жару… А теперь отдохнули… И кода в стиле фьюжн. Роль фронтмена (похоже, непроизвольно) принял на себя ударник Валерий Журавлев, при том что фактура в целом была сбалансирована; хорошо звучали гитары, которые Андрей Гуров делает сам. Для дебюта неплохо, но, надеемся, в будущем можно ожидать от группы более раскованных выступлений.
Зато раскованностью порадовали завершившие первое отделение Мilk Brothers из Череповца, сыгравшие старые и новые блюзовые композиции в современных аранжировках.

Роль станции Няндома в истории блюза

Второе отделение открыли матерые зубры архангельского джаза - квартет пианиста Игоря Горькового с молодой солисткой Марией Корель.

Over Drive Blues Band

Ураганный контраст с их изысканным выступлением представила группа из Ярославля Over Drive Blues Band. Веселые звуки губной гармошки лидера группы Сергея Кузнецова всколыхнули старые стены Дома офицеров и подуставшую было публику. На сладкое Сергей представил композицию под названием “Няндома-блюз”: “Едем из Ярославля, жара ужасная… Приезжаем в Няндому - а тут все в куртках! Счастье-то какое, прохлада! Мы тут же сочинили этот блюз и прямо в вагоне его отрепетировали”. Зал принял композицию "на ура", хотя история ее создания - просто завлекательная байка. Но народу приятно - ах, вот и наша Няндома попала в историю блюза.
Ностальгию по Чикаго сменяет дыхание Востока - на сцене вокалистка из Сирии Елена Трошина-Базано. Наша землячка, волею судьбы повидавшая много стран, сейчас живет в Дамаске, носит фамилию мужа-итальянца и вот уже (или всего?) второй раз выступает на родине - с квартетом Игоря Горькового. Елена демонстрирует хороший стиль, завораживающие интонации низкого голоса и явное тяготение к манере своей любимой певицы Билли Холидей.
Заключительный джем-сейшн, когда в хорошо организованном шуме все слышат всех, и даже сам Каушанский запел, - и вся музыкальная братия переезжает на большом автобусе в Музей изобразительных искусств, где уже заждались гости “Джаз-мастерской” (еще один проект неугомонного Тима Дорофеева). От концертной атмосфера “Джаз-мастерской” отличается неформальностью, поскольку это клуб, ориентированный на свободу (в хорошем смысле слова) в творчестве, мыслях и поведении. На блюзовый расколбас в фойе музея, где поставили столики и создали подобие сцены, в недоумении взирала из-под лестницы задвинутая туда на время фестиваля беломраморная балерина Галина Уланова…

На родине в “Родине”

На следующий день участники фестиваля разделились: Over Drive Blues Band и Мilk Brothers отправились выступать в архангельский клуб “Колесо”, а “Баскевиль Холл” Куликова и квартет Горькового с Еленой Трошиной - в Северодвинск, в кинокомплекс “Родина”.
Зал был полон и тепло настроен. Принимали оба коллектива очень хорошо. Ведь и Николай, и Елена - бывшие северодвинцы. Оба выпускники Архангельского музучилища и Гнесинки (разных лет, конечно), но насколько разные дорожки привели их в эти дни на один фестиваль!

квартет Горькового с Еленой Трошиной

Когда я подошла к Тиму с вопросами о фестивале, оказалось, что у него пропал голос и давать интервью он может только шепотом. Что ж, я бы удивилась, если после всех волнений и хлопот Тим был свеж как огурчик.
Далее - беседы с ним и другими участниками фестиваля “Блюз в Архангельске”.

От первого лица

Владимир Каушанский, джазовый критик, ведущий фестиваля “Блюз в Архангельске”

Владимир Яковлевич, вы бывали на огромном количестве фестивалей. Чем этот отличается от всех остальных?
- Хочу отметить: Тиму удалось сохранить фестиваль, а, как говорил мой учитель и наставник незабвенный Юрий Сергеевич Саульский, начать фестиваль легко, проблема - сохранить его.
Он второй и уже привлек себе внимание: на первом было три коллектива, а на этом - семь. Соответственно, стал и более широк спектр блюзовой стилистики.
Блюз - экологически чистая музыка. Он жив, потому что постоянно подпитывается народной музыкой. А здесь на Севере все пропитано народной музыкой. Небольшое отступление: когда я узнал, что в программе “Дней джаза в Архангельске” в 2005 году будет Северный русский народный хор, сказал: “У них там что, крыша слетела?”. Но когда на концерте к хору подключилась ритм-секция - я испытал ощущение катарсиса. Я думаю, что северные медленные песни о несбывшейся любви - это, по сути, джазовые баллады. Готовая блюзовая тематика.
Так вот, Тим нашел свою точку отсчета: не выходить за рамки блюза. Но это не значит, что музыка здесь звучит однообразная, поскольку блюз отдал джазу форму, обеспечил простор для джазовой импровизации, подпитал собой практически всю современную джазовую стилистику.

Кто их участников фестиваля вам наиболее интересен?

- Я бы выделил два коллектива. Ярославский Over Drive Blues Band с их достаточно высокой культурой исполнения и умением находить общий язык с залом. И New Blues Band Тима Дорофеева, который играет и авторскую музыку, и блюзовую классику, но в очень свежих, необычных аранжировках.

К кому из молодых участников, по-вашему, стоит приглядеться повнимательнее?

- К группе Николая Куликова “Баскервиль Холл”. Они пошли по пути блюзовой традиции а ля B.B. King. Хорошо используют возможности блюза и ритм-энд-блюза. Сквозь которые проглядывает роковое лицо. Это интересно молодежи, так как близко молодежной культуре.

Елена Трошина-Базано, певица (Сирия)

Вам понравился фестиваль? Чем?
- Возможностью познакомиться с творчеством разноплановых групп. Очень понравились ярославцы (Over Drive Blues Band - П.С.) - своей свободой. Именно такого плана блюз играют в Европе и Америке.

В августе прошлого года вы впервые дали концерты на своей родине - в Северодвинске и Архангельске. Это событие дало импульс к дальнейшему сотрудничеству с архангельскими музыкантами?

- Да. Мне удалось найти спонсоров, которые помогли организовать приезд квартета Игоря Горькового в Сирию. В конце апреля-начале мая мы с ними дали три концерта в Дамаске. Есть мысль сделать в Москве профессиональную запись, чтобы мы могли предложить свой материал на международные фестивали. Я очень рада, что Тим пригласил меня на этот блюзовый фестиваль - первый фестиваль в моей жизни. И, думаю, не последний.

Какое впечатление произвели наши музыканты на сирийскую публику?

- В Дамаске нет джаза как такового. Может быть, одна-две группы раз в неделю играют в клубах, а все местное население выросло на традиционной музыке. Когда мы выступали в клубе Shell, в зале было много иностранцев, которые вообще впервые видели русских музыкантов, играющих джаз. После концерта они подходили к нам, благодарили, говорили: It’s wonderful!

Ну, по-моему, это у них дежурный комплимент…

- Я думаю, раз они хотят нас пригласить выступить еще раз (если получится, в октябре) - значит, им действительно понравилось. Знаете, как они любят говорить? “Хорошая музыка - хорошо, а профессиональная музыка - в пять раз лучше”. Они высоко оценили профессионализм архангельских музыкантов.

Мария Корель, певица


Ваше мнение о фестивале “Блюз в Архангельске”:
- Тим Дорофеев продолжает объединять творческих людей, как объединял их в свое время Владимир Резицкий. Это очень важно. Огромное ему спасибо.

Мария, как получилось, что вам удалось пройти годовую стажировку в США в Академии искусств г. Хартфорда (штат Коннектикут), которую курирует Фонд Уитни Хьюстон. Как вам удалось туда поступить?

- Я училась в Архангельске в гимназии № 6 с углубленным изучением иностранных языков и прошла конкурс на обучение в США. Когда перед отъездом нас собрали, чтобы выявить склонности и способности, комиссия решила, что мне надо параллельно со школой заниматься музыкой (до этого я окончила музыкальную школу как пианистка). На мою учебу в Академии искусств выделило грант правительство США.

После школы началась самостоятельная жизнь, и?..

- Я вернулась в Архангельск. Дальше уже была практика - а эта школа не хуже, на практике научишься многому их того, чего не преподают ни в одной школе. Мне повезло, я попала к Владимиру Резицкому, и три года мы работали с ним и Катей Зориной: он играл на саксофоне, Катя пела народные песни, а я джаз. Это был очень хороший, полезный период. После этого я пять лет сотрудничала с северодвинской группой “Город”, пела в клубах. А сейчас возвращаюсь к джазу. Мне близка эта музыка. Работаю с прекрасными музыкантами - квартетом Игоря Горькового.

Алексей Ткачев, лидер группы Milk Brоthers (Череповец):

Сегодня вы выходили на сцену сразу с двумя группами - Milk Brоthers и Over Drive Blues Band. Но если с “братьями” вы с явным удовольствием играете роль фронтмена, то с Over Drive (опять же с явным удовольствием) остаетесь на втором плане. Как так?

- Да почему бы и нет, если музыка мне нравится? Over Drive Blues Band - наша группа-побратим. С Сергеем Кузнецовым мы познакомились в 2002 году на фестивале в Рыбинске, у нас с ним есть совместные проекты.

Вам приходилось до этого когда-нибудь играть в музее?

- Да, мы играли в картинной галерее на джазовом фестивале в Вологде.

Есть разница в ощущениях, когда играешь на сцене и когда - в музее?

- Конечно, есть. В музее совсем другая атмосфера.

Кто из музыкантов, которых вы слышали на фестивале, вам наиболее интересен?

- Очень понравился состав, где Тим Дорофеев играл с Олегом Юдановым (квартет Игоря Горькового - П.С.). Да все понравилось. Приятно, что наше дело развивается. Мы иногда себя чувствуем белыми воронами - на всю Вологодскую область два блюзовых коллектива, на Ярославскую - вообще один. Очень рады, что наблюдается движение в блюзовом направлении.

Тим Дорофеев, “автор” фестиваля “Блюз в Архангельске”

Местом проведения стали, как написано в рекламе фестиваля, “три концептуально разные площадки” Архангельска: Дом офицеров, музей изобразительных искусств, модный клуб “Колесо”. Плюс кинокомплекс “Родина” в Северодвинске. Чем характеризуется каждая из этих площадок?

- Дом офицеров - старый, добрый концертный зал; здесь прошел концертный вариант большой фестивальной программы. Музей - совершенно другая площадка. Тут уже джем-сейшн, когда музыканты соревнуются друг с другом. “Колесо” - современный модный молодежный клуб. В “Колесе” и “Родине” - клубный вариант.

Почему приглашены именно эти коллективы? С местными понятно - представлены все, кто сейчас в Архангельске играет блюз. А приезжие команды?

- Over Drive Blues Band я слышал этой весной на фестивале “Джаз над Волгой” в Ярославле, и они понравились мне новизной аранжировок, юмором и собственным взглядом на блюз. Milk Brothers из Череповца у нас в Архангельске уже выступали в клубе “Колесо”. Они исполняют блюзы, очень разные по звучанию и манере. А это очень важный момент: блюзы должны быть разные, и коллективы на фестивале должны быть разные.

В этом году значительно шире территория фестиваля и количество групп. Как это удалось?

- А вот так! Если у меня рождается какая-то идея, то я бросаюсь в омут с головой. Но при этом четко осознаю все свои действия.

Кто тебе помогал в организации фестивальных мероприятий?

- Музыканты Валерий Журавлев и Михаил Черенков.

А третий фестиваль “Блюз в Архангельске” будет?

- Надеюсь, что будет. Но надо формировать команду и подтягивать спонсоров.

Полина Степанова
Фото: Юрий Гнатюк

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service