ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 17 (392) - 7 сентября 2007 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели или еженедельно, в зависимости от сезона.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 21 сентября 2007 г.

Слово к читателям

В России начался 85-й джазовый сезон: именно этой осенью исполнится 85 лет отечественному джазу, история которого отсчитывается с 1 октября 1922 г., когда в Москве дал первый концерт самый первый советский джазовый коллектив - "Эксцентрический джаз-банд" поэта и танцора Валентина Парнаха.
А 20 сентября 2007 г. в ведущем московском клубе "Союз Композиторов" концертом арт-фьюжн-группы "Маримба Плюс" журнал "Джаз.Ру" представляет свой шестой номер (сентябрь 2007).
В номере (#6 поступит в продажу 18 сентября):

  • ОБЛОЖКА 6 НОМЕРАБудем знать: Кен Вандермарк и Адам Лэйн - "Два угла".
  • Гастролёр: вокалист Курт Эллинг - "В условиях жёсткой самодисциплины".
  • Человек-эпоха: барабанщик Макс Роуч (1924-2007).
  • Концертная хроника: III международный фестиваль "Союз Композиторов"; "Джаз в саду Эрмитаж".
  • Джазовые путешествия: фестиваль «Jazz em Agosto» (Лиссабон, Португалия).
  • Особенности национального джаза: Азербайджан.
  • Кит Джарретт: скандал в Перудже.
  • Что слушаем? Рекомендует барабанщик Ленни Уайт.
  • Молодая сцена: пианист Илья Филиппов (Ростов-на-Дону).
  • Рецензии: DVD / CD / книги; новая рубрика "Джазовый интернет".
  • Мастер-класс: Басист Антон Ревнюк - "Суета и стрекотня никому не нужны"
  • Регион: новосибирский бэндлидер Владимир Толкачёв - "Джазмен - воплощение свободы и экстатичности"...
    ...и много других материалов!

Приглашаем вас каждый месяц отмечать вместе с нами выход нового номера журнала в клубе "Союз Композиторов". Каждая презентация нового номера "Джаз.Ру" - это выступления интересных музыкантов, общение с членами редакции журнала и номер "Джаз.Ру" (на выбор) в подарок! Стоит особо отметить, что если вы приходите на концерт вдвоем - вы получаете возможность выбрать в дополнение к новому номеру один из предыдущих; если втроем - два; если вчетвером - три и так далее. Словом, это не излишняя "нагрузка" в виде одного и того же издания, которое потом будет некуда девать: это возможность читать о джазе много, разнообразно и с удовольствием.
Ждём всех 20 сентября! Приходите!

Редакция "Джаз.Ру"

Как это было
в Москве

"Джаз в саду Эрмитаж": 24-26 августа, Москва

Джим Ротонди, Игорь БутманЕсть в круговороте московского джазового года точка, от которой вот уже десять лет отсчитывается начало московского джазового сезона. Это вторая половина августа, когда в небольшом парке между Каретным Рядом и Петровкой, саду "Эрмитаж", в течение трех дней с пятницы по воскресенье проходит придуманный в 1998 г. продюсером Михаилом Грином и музыкантом Алексом Ростоцким первый московский джаз-фестиваль под открытым небом.
Когда-то, полвека назад и раньше, в саду "Эрмитаж" джаз звучал регулярно: кто только не играл на старомодной деревянной сцене-"ракушке" - включая оркестры Утесова и Цфасмана. Так что возвращение джаза на эту сцену многие восприняли с энтузиазмом.
Десять лет назад фестиваль означал окончание условных "девяностых" - мрачного для отечественного джаза времени, когда все прежнее жизненное пространство рухнуло, и российскому джазу пришлось противостоять не партийно-идеологическому диктату, удачно изворачиваться под которым он привык и научился, а бездушной стихии рынка. Уютный садовый фестиваль, в ходе которого можно полежать на траве, попить пива и послушать качественный джаз, стал символом того, что российский джаз худо-бедно выстроил для себя новый ареал обитания и научился в нем выживать.
Десять лет - изрядный срок, и арт-директор Михаил Грин на юбилейном фестивале удачно показал лучшие силы, выявленные фестивалем за эти годы.
Анатолий Текучёв, Леонид СендерскийПервый день, 24 августа, открылся выступлением ансамбля "Джазовые мосты". Он зародился... в США, где два его со-лидера, петербургский альт-саксофонист Леонид Сендерский и московский вибрафонист Анатолий Текучев, два года назад вместе проходили стажировку в Центре им. Лайонела Хэмптона по линии программы "Открытый мир". Для выступления на фестивале "Мостами" была написана приятная программа - сдержанная, деликатная, умная, в общем - замечательно легшая на уходящую августовскую жару и качественно задавшая тон всему фестивалю. Особенно нужно отметить заметно возросшее после обучения в Копенгагене мастерство Леонида Сендерского, которого теперь можно, не кривя душой, называть вполне зрелым саксофонистом весьма индивидуального звучания: он не "рвет" эмоций, но рассказывает ясные, изящные звуковые истории.
Карина КожевниковаВокалистка Карина Кожевникова, выступавшая, как обычно, вместе с трио маститого московского пианиста Льва Кушнира, тоже продемонстрировала изрядный рост мастерства и совершенно сложившуюся, зрелую манеру, в которой удачно сочетается эмоциональность и хорошая техника. Карина работает в очень сложном жанре - исполняет классические джазовые стандарты в манере, близкой великим американским джазовым певицам середины прошлого века, что требует от музыканта огромной точности и вкуса. И, надо признать, вкус молодой московской вокалистке не изменяет.
Эл ФостерНе так давно выступавшего в Москве (см. "Джаз.Ру" #5-2007) Эла Фостера, барабанщика "электрических" составов великого Майлса Дэйвиса, в анонсах фестиваля подавали как одного из хэдлайнеров "Эрмитажа". Увы, сенсации не получилось: в трио, где лидером был заявлен израильский пианист Леонид Пташка, Фостеру оказалось просто нечего делать. Пианист провоцировал американского ветерана на громкие и очень громкие структуры, все время стремился "перекричать" роялем все окружающее, переиграть, настоять на своем - и в результате огромный опыт Фостера в создании тонких полиритмов, напористых грувов и упругих игр с ощущением времени просто не был востребован.
А вот молдавскому ансамблю Trigon, впервые выступавшему для широкой московской публики именно в "Эрмитаже" ровно 10 лет назад, не повезло в другом смысле. Давно выросший до квартета, этот коллектив первоклассных этно-джазовых мультиинструменталистов умеет создать необычные фактуры, передать яркие эмоции, сыграть насыщенные соло и блеснуть тембральным многообразием в своеобразной стилистике восточноевропейского фолк-фьюжн. Те, кто в публике оказался способен это оценить - оценили. Беда в том, что изрядно затянутое выступление кишиневского квартета заметно утомило всех остальных, пришедших сугубо "на джаз". Под "джазом" широкая публика в Москве, увы, все еще понимает только и исключительно американский мэйнстрим полувековой давности, его же не прейдеши. Даже десяти лет фестиваля оказывается недостаточно, чтобы большинство почувствовало: в импровизационной музыки новое и интересное - это так же прекрасно, как и старое доброе.
Ян Пташин ВрублевскиЗато ветеран польского джаза Ян "Пташин" Врублевски оказался в роли хэдлайнера первого дня как раз на месте. Прославившийся еще с самим Кшиштофом Комедой более полувека назад мастер, перешагнувший ныне порог восьмого десятка, явил пример завидно хорошей формы - не только физической, но и творческой. Звучание ансамбля Пташина никогда не дает забыть, что он - первый восточноевропейский джазмен, сумевший прорвать "железный занавес" и выступить на легендарном Ньюпортском фестивале в США аж в 1958 г. Он так играет и сейчас: явный европеец (музыка умная, наполненная вторыми и третьими смыслами и реминисценциями богатейшей культуры), но при этом стопроцентно укладывающийся в каноническое американское звучание, в чем ему активно помогает его первоклассный ансамбль - пианист Войцех Недзеля, его брат-контрабасист Яцек Недзеля и один из лучших польских джазовых барабанщиков Марчин Яр. Отличный сет, отличный финал первого дня!

Кирилл Мошков

 

Если первый фестивальный день долженствует быть жизнерадостно "открывающим" (allegro), третий - апофеозно-итоговым (presto), второму надлежит быть основательным и неспешным, без особых отклонений от генеральной линии (andante). И, хотя, на мой взгляд, в саду "Эрмитаж" генеральная линия должна склоняться к массовому добротному поп-джазу в широком диапазоне от диксиленда до фанка с возможностью "поторчать" и потанцевать, эта генеральная линия была представлена мэйнстримом с небольшими отклонениями, принципиально не меняющими общенародную оценку джаза как музыки престижной, но в жизни нормального человека встречающейся нечасто. Соответственно, в субботний вечер в саду народу поприбавилось, а разделение по интересам стало более определенным. Те, кто собирался к музыке прислушиваться, заняли сидячие места и внимательно улавливали все, несущееся со сцены. Остальные в разной степени тусовались, обсуждая последние слухи, с радостью встречались с давно не виденными друзьями, пили пиво, порой отмечая перемены на сцене или пытаясь уловить информацию от ведущего.
Во второй день фестиваля эстафетная палочка представления музыкантов перешла от Владимира Каушанского к всенародному любимцу Владимиру Борисовичу Фейертагу. Кстати, довольно странная политика в отношении ведения фестиваля изменила сам статус ведущего. Обыкновенно человек на сцене, мастер церемоний, играет роль эдакого радушного хозяина, принимающего гостей. И неважно, что не он организует праздник: он играет эту роль, так что гость (музыкант или слушатель) ощущает его заботу, его предлагаемые блюда, его промахи. Ежедневная смена хозяина в доме не позволяет самому ведущему ощущать себя в таком качестве, а это несколько снижает напряжение взаимосвязи между залом и сценой.
Особенно это касается первого ансамбля, программа которого начинается параллельно процессу заполнения сада сквозь узкие турникеты выявления потенциальной опасности. Так что трубачу Петру Войташику из Польши и московскому квартету пианиста Владимира Нестеренко понадобились дополнительные усилия по притягиванию внимания. Дабы освободить от этой обязанности гостя из братской джазовой страны, наши ребята начали сами. Саксофонист Роман Соколов, пианист Владимир Нестеренко, басист Макар Новиков и ударник Александр Зингер - весьма поднаторевшие в straight-ahead джазе, они вполне могли бы выступить и самостоятельно. Но присутствие весьма именитого гостя, 43-летнего трубача Петра Войташика, имеющего в арсенале проекты со звездами (Билли Харпер, Бастер Уильямс, Гэри Бартц, Дейв Либман), придало значимости программе, ставшей еще более крепкой и насыщенной дополнительной возможностью перебора сочетания инструментов. Уже напрашивалась аналогия с многочисленными европейскими постколтрейновскими составами, обладающими необходимой компетентностью, но сливающимися в единую космополитическую массу, если бы не несколько композиционно-фортепианных фрагментов, а то и авторских находок самого Нестеренко, вдруг распустившихся красочными бутонами и остановивших внимание посреди общего звукового потока.
Герман Лукьянов, Алексей КругловВторого состав в этот день часть слушателей ждала совершенно целенаправленно. Герман Лукьянов давно уже занял на нашей сцене совершенно особое место, его даже трудно с кем-либо сравнить. "Каданс Миллениум" - сочетание многообразных композиторских амбиций лидера, его постоянного поиска в области тембра, гармонии, полиритмии, жесткого регулирования сценического процесса, понимания зыбкости жанрово-стилистических границ джаза и абсолютно консервативного отношения к неким его же внутренним догмам. Программа выступления в "Эрмитаже" представляла собой уменьшенный вариант концерта "Каданса" в Пятой студии ВГТРК на Малой Никитской в прямом эфире "Радио Культура", хотя и в том же составе. Репортаж в "Джаз.Ру" #5-2007 дает представление об этой программе, за исключением специфической обстановки садового окружения. Большинство публики в "Эрмитаже" удивленно вскидывало брови, интуитивно отмечая необычную гармонию, странные аккордовые конструкции Лукьянова. Это, в свою очередь, принуждало направить внимание на музыку, а в результате "Каданс" услышало несколько больше людей, чем можно было рассчитывать. Послушать программу стоило, тем более что автор старался расширить диапазон настроений и состояний, используя совершенно разный тематизм - от старой пьесы "My Melancholy Baby" до собственной концептуальной "Год Черной лошади". При этом общий авторский почерк не вызывал сомнений, хотя в сольных эпизодах достаточно проявили свою индивидуальность и остальные участники - Роман Соколов и Алексей Круглов (язычковые инструменты), пианист Иван Фармаковский. С другой стороны, некоторая нечеткость в туттийных эпизодах, возможно, была следствием как раз садового настроя, нервозности, связанной с музыкальным конвейером и качеством звука, к которому этот состав предъявляет повышенные требования.
Алекс РостоцкийНасколько "Каданс Миллениум" качнул маятник музыки чуть в сторону от генеральной линии джаза, настолько же (но в другой плоскости) он отклонился во время сета "Джаз-бас театра" под руководством бас-гитариста Алекса Ростоцкого. Программы Ростоцкого всегда ожидаются с интересом - его выдумка в использовании различных музыкальных пластов, привлечение первоклассных приглашенных музыкантов в течение уже не одного десятилетия заинтриговывают и слушателей на концертах, и покупателей работ, закрепленных на "механическом носителе". Эта программа была видоизмененным вариантом готовящейся серии выступлений с американским барабанщиком Билли Кобэмом. Видоизменения коснулись замены Кобэма на двух музыкантов - очень опытного барабанщика Сергея Остроумова и исполнителя на электронном вибрафоне Владимира Голоухова.
Андрей Красильников, Владимир ГолоуховРазумеется, репертуар здесь состоял из авторской музыки Алекса Ростоцкого, которая вновь апеллировала к различным культурам - Дебюсси, Мусоргский, очень симпатичная новая композиция на тему русского романса XIX века "Пара гнедых, запряженных с зарею" - своеобразное танго, так сказать, новый поворот в интересах лидера. Очень удачным приобретением "Джаз-бас театра" последнего времени стала гитара Павла Чекмаковского, который умеет точно соответствовать стилистике музыки. Но мое внимание более всего привлекла уверенная и осмысленная игра молодого саксофониста Андрея Красильникова (что, впрочем, неудивительно, учитывая приобретенный им новый американский опыт).
Лу ТабакинЭтого американского опыта было хоть отбавляй у следующего гостя - саксофониста и флейтиста Лу Табакина. Весьма регулярный гость российских городов в последние годы, Табакин, похоже, получил погодную компенсацию за выступление в том же "Саду Эрмитаж" в 2003 г., когда на него и на трио Якова Окуня хлынул недюжинный дождь (точнее, хлынул он тогда на слушателей, и за его звуками был почти не слышен издаваемый музыкантами джаз). В том, что Табакин, прославившийся в свое время в качестве со-лидера и солиста оркестра Тосико Акиеси, играет именно джаз, сомнений не было ни у кого.
Яков Окунь, Лу ТабакинДжазовые стандарты 50-х-60-х, многообразие обертонов и без того прекрасно звучащего саксофона, весьма изысканный голос флейты (Табакин - неоднократный номинант американской Джазовой Премии в этой части), неудержимая энергетика и почти рок-сценическое поведение немолодого уже, с седой бородой, красавца не оставляли никаких сомнений. А приверженность американца к трио пианиста Якова Окуня, вновь обретшего название "МосГорТрио", является свидетельством уровня московских музыкантов. Напомню, что теперь в это трио входит басист Сергей Хутас и, как и раньше, барабанщик Александр Машин.
Тони ЛакатошЗаканчивался второй день фестиваля выступлением живущего в Германии венгерского саксофониста Тони Лакатоша вместе с бразильским ансамблем Tom Jobim Project. И очень хорошо, что это произошло в конце вечера, когда публика подустала: ей нужно было нечто поживее, а критерии и оценки она уже сложила в походный баульчик. Ну что может быть живее бразильского состава, да еще названного в честь кумира всей Бразилии (да и всего мира) Тома Жобима (так в Бразилии именуют Антонио Карлуша Жобима)? Но оказалось, что самым живым среди бразильянцев стал выходец из обширного семейства венгерских цыган Тони Лакотош. Его фразировка, горячий напор, хороший звук, знакомый нам по выступлению на "эрмитажевском" фестивале прошлого года (тогда он играл с первоклассным итальянским пианистом Роберто Магрисом), просто спасали ситуацию. Впрочем, нет, еще была энергетика и напор барабанщицы Анжелы Фронтера, барышни исключительно небольшого роста, умело компенсирующей это свое достоинство звуковым потоком невероятной силы. Об остальных участниках этой команды, затеявшей наконец-то, к удовольствию народа, нечто вполне танцевальное, трудно сказать что-либо определенное - вокалистка Джулиана Да Силва стиль держала, но вполне могла бы быть заменена на какую-нибудь иную представительницу страны легендарной самбы. Что же касается гитариста, то обладатель фантастически красивого имени Жуан Ногейра Пинту, кажется, должен еще много учиться у блистательных бразильских гитаристов, перечисление имен которых заняло бы основное место в этом репортаже. Но все вместе получилось довольно весело и вместе с публикой мягко растворилось в темноте августовского вечера, с тем, чтобы вновь материализоваться на следующий день в 16 часов - уже в совершенно ином качестве.

Михаил Митропольский

 

Заключительный день фестиваля открывал коллектив Sunlight. По правде говоря, название ансамбля, значившееся в программе, автору этих строк не сказало ничего, и, собственно, знакомые лица на сцене были обнаружены уже только в момент непосредственного прослушивания. Выяснилось, что под этим названием скрывается московский проект двух русских студентов бостонского колледже Беркли - Николая Моисеенко (саксофон) и Евгения Лебедева (фортепиано, клавишные). Этим открытия не ограничились, поскольку обнаружилось, что коллектив очень качественно играет коммерческий джаз (или smooth-jazz, как вам больше нравится). Причем ребята вовсе не пытаются идти по пути упрощения, лишь бы только понравиться широким массам. Да, они играют очень доступную и позитивную музыку, но при желании в ней есть куда копнуть и поглубже.
Второй коллектив - австрийский квартет Михаэлы Рабич и Роберта Павлика - честно говоря, разочаровал. Особенно печально выглядело их выступление на фоне соседей по программе. Не хочется вдаваться в подробности, поскольку проколов было очень много с точки зрения и музыкального вкуса, и исполнительской техники. Будем надеяться, что в их персональной истории бывали и более удачные выступления.
Анна КоролёваДела вновь пошли в гору со следующего сета: на сцену вышла весьма сильная сборная отечественных музыкантов - новый квартет Анны Королевой (саксофон). В этот раз в составе ансамбля, помимо самой Ани, играли пианист Дмитрий Илугдин ("Арсенал" Алексея Козлова), контрабасист Игорь Иванушкин ("Второе приближение") и один из самых опытных барабанщиков российской джазовой (ансамбли Сергея Манукяна, Андрея Кондакова, Алекса Ростоцкого) и рок-сцены (группа Найка Борзова) - Сергей Остроумов.
Похоже, Аня занялась серьезными поисками в области выстраивания нового звука. Помимо претерпевшей существенные изменения (вернее, наверное, претерпевающей, поскольку это явно еще не окончательное звучание) персональной исполнительской манеры, теперь Анна взяла на вооружение еще и чудо техники под названием винд-драйвер - высокотехнологичное цифровое устройство, своего рода духовой синтезатор. Что касается собственно саксофоновой манеры Анны, то она, похоже, двинулась по пути ужесточения звучания и ставит эксперименты с агрессивным звуком. Впрочем, весьма непростой и интересной была и драматургия исполненных на концерте пьес. Кажется, Королева полностью отошла от стандартной джазовой формы (тема-импровизация-тема) и начала углубляться в более сложные построения. Будет интересно понаблюдать, во что это все выльется дальше.
Джон-Вольф Бреннан, Георг БрайншмидНесколько выбилось из садово-парковой эстетики фестиваля выступление знаменитого европейского квартета Pago Libre, где вместе с лидером, выросшим и живущим в Швейцарии ирландским пианистом и композитором Джоном-Вольфом Бреннаном играют валторнист Аркадий Шилклопер (москвич, живущий в западногерманском Вуппертале) и два австрийца - солисты оркестра венской Volksoper контрабасист Георг Брайншмид и скрипач Чо Тайссинг. Квартет, уже выступавший в Москве пару лет назад, играет интересную музыку на стыке академической музыки и джаза. Понятно, что для пришедшей отдохнуть публики эта программа должна была показаться трудноватой. В определенном смысле так и получилось, но было приятно видеть, что довольно значительная часть аудитории слушала очень заинтересованно, а общая подвижность и ритмичность новой программы Pago Libre даже вызвала на площадке перед сценой танцы маленьких девочек. Девочки музыку-то чувствовали хорошо, вот только пьеса им попалась непростая, с обилием "ложных финалов".
Андрей КондаковСамую адекватную современному мэйнстриму программу показал ансамбль санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова при участии нью-йоркского контрабасиста Дмитрия Колесника. Все в этом ансамбле, что называется, "повязаны": Колесник два с половиной десятилетия назад, еще в Ленинграде, играл в ансамбле своего нынешнего "специального гостя" - выдающегося российского саксофониста Игоря Бутмана; Бутман много и плодотворно играл с Кондаковым в самых разных составах, в Америке, Европе и России; у Кондакова и Колесника в Нью-Йорке есть ансамбль Five Corners, где регулярно работают и трубач Джим Ротонди, и барабанщик Джин Джексон - в общем, это сборная мощных профессионалов, которым для полноты творческих ощущений необходим дух соперничества, и тогда они раскрываются в полном объеме своих возможностей.
Игорь БутманОни и раскрылись: яркая, веселая и позитивная по настрою программа, в которой преобладала музыка Колесника и Кондакова, впервые за третий день фестиваля вызвала появление на танцплощадке перед сценой не только всем привычной пары-талисмана фестиваля (известного ученого и его супруги, которые выходят умело "дать жару" всякий раз, когда раздается что-то похожее на старый свинг) и резвящихся детишек, но и других танцующих фигур.
Наконец, финал фестиваля: обычно это бывает что-то заводное и танцевальное, чтоб веселее было расходиться в прохладной московской августовской ночи. Так и в этот раз. Уже блеснувший на фестивале 2004 г. вокалист из Детройта Деннис Роулэнд на этот раз появился на "эрмитажной" сцене не с отмороженным эстонским биг-бэндом, а с мощным октетом саксофониста Валерия Кисёлева, сохраняющим название его постоянного проекта "Ансамбль классического джаза".
Валерий КиселёвПо словам Валерия, когда он получил от Денниса материал для аранжировки к выступлению, на всю работу оставалась неделя. И вот за семь дней написаны 10 аранжировок (со слуха!), больше того - разучены с новым большим составом (где выделялись пианист Евгений Печников, ветеран советского джаза Арзу Гуссейнов на трубе и флюгельгорне и сам Валерий Киселёв, продемонстрировавший на саксофоне не только свой фирменный идеальный звук, но и изрядный драйв).
Деннис РоулендИ в момент, когда под специально разученное "американское" объявление ведущего, главреда "Джаз.Ру" Кирилла Мошкова ("ladies and gentlemen, would you please welcome on the stage Mr. Dennnnnis Rrrrrrowland!" на сцену "чертом" выскакивает немолодой, но находящийся в идеальной физической и музыкальной форме вокалист-развлекатель, который наследует великой школе Джо Уильямса и ремесло классического джазового-блюзового увеселения знает туго - в этот момент, что называется, "щелкает", все сходится, и следующие 50 минут в "Эрмитаже" господствует чистый драйв, напоминающий, что каких-то шесть-семь десятилетий назад джаз был самой популярной музыкой своего времени. На этой, не побоимся этого слова, мажорной ноте Десятый фестиваль в "Эрмитаже" и завершается, открыв московский джазовый сезон и оставляя нас ожидать не менее сильного Одиннадцатого.

Анна Филипьева

Постсоветское пространство:
что было

Уходящим летом крупный джазовый фестиваль прошёл в Баку, столице Азербайджана. Когда-то Баку был крупным джазовым центром в рамках СССР, а имена азербайджанских звёзд, Вагифа Мустафы-заде и Рафика Бабаева, были известны далеко за пределами республики. Но Вагиф умер от инфаркта буквально на сцене во время гастролей в Узбекистане в 1980 г., Рафик Бабаев погиб в Баку во время теракта в 1994 г., а политико-экономические неурядицы постсоветского времени надолго приостановили развитие национальной джазовой сцены.
Однако азербайджанский джаз жив; от этом в 6 номере нашего печатного журнала "Джаз.Ру" пишет Ровшан Сананоглу, представивший читателям журнала широкую панораму джазовой жизни Азербайджана в новом веке. Перу этого же автора принадлежит и органично дополняющий эту панораму рассказ о Бакинском джазовом фестивале 2007 г., который мы публикуем сегодня в интернет-версии "Джаз.Ру" - журнале "Полный джаз"...>>>>

Постсоветское пространство:
что будет

Алекс Ростоцкий и Билли Кобэм

30 сентября - 8 октября пройдёт второй тур по России "Джаз Бас Театра" Алекса Ростоцкого со специальным гостем - барабанщиком Билли Кобэмом (Billy Cobham). В составе "Джаз Бас Театра" будут играть Алекс Ростоцкий (электробас), Павел Чекмаковский (гитара), Алексей Беккер (синтезатор) и Андрей Красильников (саксофоны). Коллектив представит новую версию программы "Splashes".
Расписание тура:
30 сентября - Москва, клуб "Апельсин"
4 октября - Челябинск
5 октября - Екатеринбург
8 октября - Иркутск

Билли КобэмС начала 70-х Билли Кобэма считают наиболее интересным барабанщиком в таких синтетических направлениях, как джаз-рок и фьюжн. И основа этой репутации - даже не исключительная техника игры Кобэма, а его огромная музыкальная пластичность и подвижность, позволяющая ему находить новые краски и вносить свежие идеи в самый разный музыкальный материал.
Музыкант родился в Панаме 16 мая 1946 г. В трехлетнем возрасте семья перевезла его в Нью-Йорк, где он и вырос. Отслужив в армии ударником военного оркестра, Кобэм в 1968 г. около года провел в ансамбле знаменитого джазового пианиста Хорэса Силвера, после чего стал работать в качестве сессионного студийного музыканта. Кроме этого, он играл в ранней джаз-рок-группе Dreams с братьями Майклом и Рэнди Бреккерами (1969-70), участвовал в записи восьми альбомов Майлса Дэйвиса (в том числе эпохальной работы "Bitches Brew", считающейся едва ли не главным альбомом джаз-рока, и не менее известных "Live-Evil" и "Jack Johnson") и на протяжении двух с половиной лет (1971-73) был членом одной из двух важнейших групп в истории джаз-рока - Mahavishnu Orchestra британского гитариста Джона Маклафлина.
Начиная с 1973 г., Кобэм возглавлял свой собственный проект под названием Spectrum; правда, с конца 70-х он в основном работает как "вольный стрелок", эпизодически собирая электрические фьюжн-группы под своим именем. Впрочем, успеха альбома "Spectrum", записанного Кобэмом в 1973 г. и считающегося одной из важнейших работ в джаз-роке всех времен (одно время его даже называли лучшим джаз-роковым альбомом в истории!), ни одна из его более поздних работ повторить так и не смогла.
Одно из главных занятий барабанщика - преподавание: Кобэм пишет учебники, выступает с мастер-классами и т.п. Кроме того, он - "артист-эндорсер" таких музыкальных компаний, как Yamaha и Shure (то есть он эксклюзивно пользуется их продукцией - соответственно, малыми барабанами и микрофонами - в рамках соответствующих рекламных контрактов). На протяжении всего творческого пути Кобэм экспериментирует, стараясь идти в ногу со временем. В начале нового тысячелетия он записал гибридный по звучанию альбом "Drum’n’Voice", насыщенный элементами хип-хопа и ритм-н-блюза, а также мотивами восточной этники.
Сотрудничество Кобэма и Ростоцкого началось в апреле 2007 г., когда Билли приезжал в Россию для первого совместного тура с "Джаз Бас Театром" (см. репортаж в "Полном джазе" #9-2007).

14-16 сентября состоится VII международный фестиваль "Джаз-карнавал в Одессе". Среди участников - Амит Чаттерджи (экс- Zawinul Syndicate) и его Amit Chatterjee Alliance, квартет Pago Libre со всемирно известным российским валторнистом Аркадием Шилклопером квинтет саксофониста Джеймса Сполдинга. Подробности - в сообщении организаторов...>>>>

Вадим Майнугин26 сентября в Ярославской филармонии состоится концерт под названием "Джазовый десант". В Ярославле, одном из важнейших джазовых центров России, в этот день действительно высаживается десант первоклассных джазовых солистов, среди которых - саксофонист Игорь Бутман, скрипач Давид Голощекин, гитарист Алексей Кузнецов, пианист Алексей Подымкин, барабанщик Олег Юданов, подкрепленные почти всем личным составом ярославской джазовой сцены. Концерт посвящен 60-летию одного из самых ярких музыкантов ярославского джаза - пианиста Вадима Майнугина.
Ансамбль "Плюс Один" под руководством Вадима Майнгуина долгие годы служит базовым аккомпанирующим составом для множества гастролеров, игравших в Ярославле, Костроме, Рыбинске и других городах северного региона; помимо тех, кто приедет на "десант", это были и трубач Валерий Пономарев с легендарным тромбонистом Кертисом Фуллером, и германский гитарист Ханс Таммен, и американская вокалистка Напуа ДеВой, и британский саксофонист Билл Скит. Кроме того, ансамбль много выступал и с собственными программами, в том числе состоящими из авторских композиций лидера.
Интересно, что в случае с Майнугиным и его ансамблем мы имеем дело с удивительным случаем "профессионального любительства": сам Вадим Майнугин - врач, детский хирург, доктор наук, заведует детским диагностическим центром городской больницы; его сын, саксофонист ансамбля Стас Майнугин - тоже медик; многолетний гитарист ансамбля, ветеран ярославской джазовой сцены Станислав Каширин долгие годы работал в областной энергетической компании... Впрочем, для российского джаза это не редкость: многие российские музыканты пришли в джаз, будучи по образованию инженерами, архитекторами, медиками и т.п. Вадим Майнугин закончил детскую музыкальную школу в Рыбинске в 1963 г., а его дебют на джазовой сцене состоялся в рыбинском джаз-оркестра Аркадия Шацкого. Позже Майнугин учился в Ярославле (Ярославский мединститут, 1970) и еще в студенческие годы играл в квартете у Станислава Каширина, с которым позднее, в 80-е, создал интересный дуэт. В 90-е сложился ансамбль "Плюс Один" (названный так именно потому, что он был создан как "открытый", предполагающий приглашение солиста), на базе которого Майнугин развернул широкую джазовую деятельность в Ярославской филармонии.
"Полный джаз" поздравляет Вадима Майнугина с юбилеем и желает ему насыщенного продолжения творческой жизни.

Программа международного фестиваля "Дни джаза в Архангельске-2007"

  • 20 сентября
    18.00, Выставочный зал дома-музея Плотниковой: открытие выставки инсталляций Владимира Тарасова (Литва)
  • 21 сентября
    18.00, Архангельский городской культурный центр (АГКЦ): концерт "Джаз-эстафета"
    Квартет Андрея Шабашова (фортепиано), Архангельск
    Ансамбль "Arkhangelsk Jazz Friends"
    Дуэт Игорь Горьковой (фортепиано) - Георгий Стрелков (бас), Архангельск
    Ансамбль Bridge (Норвегия-Россия): Константин Сафьянов - саксофон, Николай Куликов - гитара, Тур Эгиль Брасет - фортепиано, Фроде Бьерг - бас, Сверре Йорвад - ударные
    Студенты Архангельского музыкального колледжа
    Учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств Архангельска
    22.00, Арт-клуб Владимира Резицкого: Jam session
  • 22 сентября
    17.00, АГКЦ - концерт, посвященный памяти Владимира Резицкого
    Студенческий биг-бэнд г.Тромсё (Норвегия)
    "Русский проект": Владимир Тарасов - ударные, Владимир Чекасин - саксофон (Литва); Андрей Кондаков - фортепиано, Вячеслав Гайворонский -труба, Владимир Волков - контрабас (Санкт-Петербург)
    Moscow Art Trio: Михаил Альперин - фортепиано (Норвегия), Аркадий Шилклопер - валторна, флюгельгорн (Германия), Сергей Старостин - вокал, народные инструменты (Россия).
    22.00, Джаз-клуб "Артиль" - Barents-jam
  • 23 сентября
    15.00, Областная научная библиотека им.Добролюбова - встреча с Владимиром Тарасовым
    17.00, АГКЦ - заключительный концерт
    Ансамбль Народного артиста России Игоря Бриля (фортепиано):
    Александр Бриль (саксофон), Дмитрий Бриль (саксофон), Георгий Стрелков (контрабас), Алексей Барандов (ударные)
    Квартет Sister Maj's Blouse (Швеция)
    The Charles Mingus Dynasty Band (Нью-Йорк, США)

    Ведущий концертов - Владимир Каушанский (Москва)

    24 сентября
    Джаз-тур на Соловецкие острова
    Участники: Владимир Тарасов, ансамбль Игоря Бриля, The Charles Mingus Dynаsty Orchestra, ритм-энд-блюз группа "Музыкальная Ассамблея" (рук. Андрей Горин, Москва).

Путевки на Соловки - в компании "Помор-Тур"

15-16 сентября в подмосковном наукограде Дубна при поддержке портала и журнала "Джаз.Ру" пройдёт первый фестиваль импровизационной музыки "МузЭнерго", который представит городской публике целый ряд перспективных джазовых коллективов со всей России. Все подробности о программе и участниках - в специальном сообщении организаторов...>>>>

Что намечается:
 столичные анонсы

20-22.09, "Багет":
Charles Mingus Dynasty Band

10-14.10, "Багет":
Vital Information

Чик Кориа, Бэла Флек

"Искусство джаза": 29 октября в Концертном зале имени Чайковского (а 5 ноября - в Санкт-Петербурге) впервые в России с совместной программой выступят 22-кратные обладатели Grammy - пианист Чик Кориа и банджоист Бэла Флек.
В 2007 г. великий джазовый пианист и композитор Чик Кориа вновь был отмечен двумя золотыми статуэтками Grammy в категории "Джаз" в номинациях "Лучший инструментальный альбом" и "Лучшая аранжировка" (альбом "The Ultimate Adventure"). Лучший импровизирующий банджоист мира Бэла Флек в 2007 г. также получил Grammy (за альбом "The Hidden Land").
В 2007 г. Чик Кориа и Бэла Флек записали свой первый совместный альбом "The Enchantment" и впервые отправились в концертное турне.
Чик Кориа (Армандо Энтони Кориа) - один из наиболее влиятельных и авторитетных джазовых музыкантов мира, обладатель 14 Grammy и более 50 номинаций на эту престижнейшую награду в области звукозаписи, а также множества других международных премий. 20 мая 2001 года Чеснат стрит в Бостоне была переименована в Чик Кориа стрит - редчайшая прижизненная честь для артиста в США.
Творческая карьера Чика Кориа началась в составе джазовых коллективов таких известных музыкантов, как Монго Сантамария, Вилли Бобо, Хэерби Мэнн и Стэн Гетц.
Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза - трубача Майлса Дэйвиса, в сотрудничестве с которым были записаны важные альбомы Майлса конца 60-х - "Filles de Kilimanjaro", "In A Silent Way", "Bitches Brew". С тех пор Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям - от авангардного акустического джаза до фьюжн и пост-бопа. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлекся крупными концертными формами, им был создан фортепианный концерт с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), ряд других композиций (джазовые версии концертов В.А.Моцарта и др.).
В разные годы Чик Кориа работал с самыми разными собственными составами - Circle, Return To Forever, Elektric Band, New Trio и др.
На счету Чика Кориа - выступления на всех крупнейших и престижнейших концертных сценах Америки, Европы и Азии, участие в престижных фестивалях и сотрудничество с прославленными музыкантами (Бобби Макферрин, Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Хэрби Хэнкок, Эл ди Меола, Джон Патитуччи и др). Чик Кориа выпустил более 100 альбомов.
В 2007 г. Чик Кориа продолжал юбилейный тур со своим знаменитым партнером -вибрафонистом Гэри Бёртоном, выступил на фестивале в Монтрё и опробовал для себя новое сочетание - фортепиано и банджо. Альбом "The Enchantment", релиз которого состоялся в конце мая, сразу "очаровал" и профессионалов, и любителей джаза необычным звучанием, изысканностью композиций и виртуозностью обоих исполнителей.
Бэла Флек - самый известный в мире банджоист, композитор и аранжировщик, обладатель 8 Grammy. За свою карьеру Бэла Флек номинировался на эту премию по 20 номинациям, что является своего рода рекордом разносторонности артиста в истории Grammy.
Уроженец Нью-Йорка, Флек начинал занятия музыкой как гитарист. В 1973 году он поступил в Нью-Йоркскую школу музыки и искусств. В этом же году дед музыканта подарил Флеку его первое банджо, и Бэла полностью переключился на этот инструмент. Вскоре был создан первый коллектив музыканта Wicker’s Creek. В этот же период состоялось первое совместное выступление с Чиком Кориа и басистом Стэнли Кларком, ставшее для молодого Флека знаковым. По завершении учебы он перебрался в Бостон, и началось сотрудничество с Tasty Licks Джека Тоттла. Тогда же началась его сольная карьера, был записан первый сольный альбом "Crossing The Tracks". В 1981 г. Бэла Флек был приглашен в New Grass Revival, возглавляемую Сэмом Бушем, с которыми Флека долгие годы связывало тесное сотрудничество, были записаны несколько альбомов, включая знаменитый "Drive".
Пожалуй, сложно найти стиль, в котором бы не попробовал себя Бэла Флек: блюграсс, поп, рок, фьюжн, бит… и даже классика. Он удостоился двух Grammy за лучший классический crossover альбом, а его виртуозная интерпретация головокружительных пассажей Паганини заслуживает особого внимания. Каждое выступление Бэлы Флека - это шоу, на котором музыкант неизменно доказывает, что банджо - интересный и высоко техничный инструмент.
В разные годы Флек сотрудничал с Брэнфордом Марсалисом, Брюсом Хорнсби, Бобби Макферрином, Эми Грант, Дэйвом Мэтьюзом, Джо Сатриани… А состав с участием электроскрипача Жан-Люка Понти и басиста Стэнли Кларка сразу был назван "супертрио". 2007 год начался с удивительного творческого опыта с великой оперной дивой Рене Флеминг. Нередко Флек музицирует с известным американским комиком Стивом Мартином, который тоже играет на банджо.
Но наибольшую известность приобрела собственная группа Флека - Bela Fleck & The Flecktones.

Марк Клайв-Лоуи21 сентября в клубе IKRA - nu jazz: Mark de Clive-Lowe’s Freesoul Session feat. Vanessa Freeman (Великобритания).
Музыкант и продюсер Марк де Клайв-Лоуи (Mark de Clive-Lowe) - половину новозеландец, наполовину - японец. Он начал заниматься музыкой в раннем детстве: с четырех лет Марк получает классическое музыкальное образование, играет на фортепиано. Сначала все ограничивалось классикой, но постепенно начинают формироваться собственные музыкальные пристрастия. В свое удовольствие Марк играет много джазовой музыки, а на домашней стереосистеме звучит фанк, соул и хип-хоп.
Музыкант провел немало времени, гастролируя и записываясь в Новой Зеландии, но в начале 1998 года он попал в Лондон, где знакомится с местными светилами эйсид-джаза (Фил Эшер - Restless Soul, IG Culture, Bugz In The Attic и Dego из 4 Hero)… По собственному признанию Марка, это были совершенно судьбоносные знакомства: он находит ту музыку, которую искал все это время. Молодой музыкант органично вливается в так называемую "западно-лондонскую" тусовку, чей фирменный стиль музыки совмещает джазовые и фанковые традиции с современной электроникой - брокен-битом, драм-н-бэйсом, хаусом и даже техно. На данный момент Марк является одной из ключевых фигур "нью-джазового движения" (nu jazz), а в его творчестве сочетаются урбанистические ритмы XXI века с джазом, фанком и этнической музыкой. Первый альбом “Six Degrees” был выпущен в 2000 г. и получил прекрасные отклики от слушателей, ди-джеев и музыкальных критиков. За последние несколько лет Марк объездил полсвета с гастролями, при этом продолжая делать ремиксы и участвовать в записях самых разнообразных музыкантов. Список тех, с кем уже успел поработать Марк при создании ремиксов или в качестве приглашенного музыканта внушает невольный трепет. Среди самых известных можно выделить DJ Spinna, Kenny Dope (Masters At Work), 4 Hero, Joe Classel, Nathan Haines, Nitin Sawhney, Cesaria Evora, Tony Allen, Zap Mama, Ken Ishii, Da Lata, Seiji, Restless Soul, Megashira. Всего за последние четыре года Марк приложил руку к написанию более сотни композиций. Участие в проекте ремиксов “Verve Remixed” (обработка Марком композиции “Return To Paradise” Ширли Хорн вошла в самую первую часть популярнейшего сборника), два мировых тура, выступления на ключевых для этого жанра мероприятиях (Детройтский фестиваль электронной музыки DEMF, Amsterdam Drum Rhythm Festival, London Jazz Festival), частые концерты в токийском The Room и лондонском Jazz Cafe - все это еще более упрочило репутацию Марка как выдающегося музыканта и продюсера.
В самом начале 2005 г. в свет вышел второй альбом - “Tide’s Arising”, в записи которого приняли участие Bembe Segue, Capitol A (The Roots / Jazzanova), Pino Palladino (D’Angelo, The Who), Abdul Shylon, Kaidi Tatham. Восторженные оценки не заставили себя долго ждать, и пластинка продолжает завоевывать все больше и больше поклонников по всему свету.
Во время своих живых выступлений Марк создает свою музыку как бы "заново" - начиная с простого бита, который постепенно выстраивается в сложнейшую ритмическую структуру, на которую накладываются электронные клавишные, партии ударных от виртуозного барабанщика Каиди Тэйтама и красивый голос Бембе Сегуэ. Подобные электронно-джазовые импровизации с участием самых разнообразных музыкантов и вокалистов регулярно проходят на вечеринках “Freesoul Sessions”, проводимых Марком в Лондоне.
Ванесса Фримэн и Марк Клайв-ЛоуиНа этот раз Марк везет в Москву вокалистку Ванессу Фримэн, которая вполне заслуживает отдельного рассказа. Ванесса - это настоящая черная жемчужина лондонской соул-сцены. Она работала с нью-йоркской легендой Ройем Айерсом, бразильскими классиками Azymuth, японскими нью-джазовыми героями Kyoto Jazz Massive, и конечно, с лучшими силами лондонского фанкового, нео-соул и брокен-битового подполья - 4Hero, The Reel People, Bugz In The Attic, Алексом Аттиасом и многими другими. Сольный альбом Ванессы вышел в 2004 г. на лейбле Chili Funk Records, который принадлежит легендарному "доктору" Бобу Джонсу.
В качестве приглашенных гостей в московской Freesoul Session Марка также примут участие московские джазовые музыканты Анатолий Герасимов (саксофон, флейта) и Владимир Голоухов (электронный вибрафон MalletKAT). Композитор и аранжировщик Анатолий Герасимов провёл более 20 лет на нью-йоркской джазовой сцене. Среди тех, с кем он выступал и записывался - Дюк Эллингтон, Мерсер Эллингтон (в его оркестре в Нью-Йорке Анатолий работал в середине 70-х), Жако Пасториус, Джон Скофилд, а также Эдди Рознер, Анатолий Кролл и многие другие. Владимир Голоухов, один из немногих мастеров вибрафона в нашей стране, успел выступить как с международными звёздами самых разных видов музыки - индийским мастером ситара Рави Шанкаром, титаном джазового вибрафона Гэри Бёртоном, академическим дирижёром Рудольфом Баумгартнером, так и с видными деятелями отечественной музыкальной культуры - Алексом Ростоцким, Марком Пекарским, Гариком Сукачевым, группами "Сплин" и "Чайф". Голоухов был премьерным исполнителем "Концерта для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра" композитора Эдисона Денисова (1993).
За визуальную составляющую вечеринки будет отвечать видеохудожник Antishanti, которая уже несколько лет работает и как ви-джей - на ее счету многочисленные сеты на клубных и фестивальных акциях. В архиве Антишанти несколько инсталляций и видеоработ, хранящихся в московском Центре Современного Искусства. Видеоработы Аntishanti - рваный, резкий монтаж. Она использует городской, пиратский, апокалиптический стиль. Аntishanti пытается достичь магии замещения реальности - волшебства, к которому стремится и которого никогда не достигнет кино, ограниченное плоскостью экрана.
Начало: 23:59
Клуб Ikra: ул, Казакова 8А, заказ билетов 505-5351
Предварительно - 500р. На входе - 600р, VIP - 1000, Super VIP - 1500

Shibusashirazu Orchestra (Япония) снова в Москве! Всего один концерт в российской столице в рамках европейского турне коллектива: клуб IKRA, 26 сентября.
Дайскэ ФуваОркестр организован известным музыкантом и композитором Дайскэ Фува (Daisuke Fuwa) в 1988 году, по сей день он является бессменным руководителем "Сибусасирадзу", а также создателем большинства композиций коллектива. Название оркестра переводится на русский как "Никогда не остывай!", что вполне соответствует темпераменту коллектива, который выступает на крупнейших рок- и джаз-фестивалях по всему миру, собирая как стадионы, так и камерные театральные залы.
Творчество "Сибусасирадзу" выходит за рамки привычных представлений о джазовом биг-бэнде: в нем скрещивается новый джаз с роком, японской музыкой enka, поп-музыкой, латиноамериканскими ритмами, всевозможным фольклором и даже клезмером. Что получается?.. Взрывоопасная, зажигательная смесь!

В составе "Сибусасирадзу" играют заслуженные, опытные, талантливые музыканты, постановкой шоу (которое является неотъемлемой частью любого концерта) занимаются замечательные художники, на сцену вместе с музыкантами выходят известные танцоры буто и актеры традиционного японского театра. Во время музыкальных номеров демонстрируется видео-арт и японская анимация, задник сцены становится большим художественным полотном, а царит над всем этим кажущимся хаосом - 20-ти метровый надувной дракон. Он парит над головами публики, как бы освящая действо древней восточной символикой.

"Сибусасирадзу" выпустили 8 альбомов на собственном лейбле Chitei Records. С 1998 года коллектив совершил пять европейских туров, в том числе выступил на главной сцене фестиваля в Гластонбери (Великобритания, 2002) в качестве первой в мире группы, представляющей независимый лейбл. На Fuji Rock Festival - самом большом и известном рок-фестивале Японии - оркестр выступал четыре раза подряд, начиная с 2001, появляясь также исключительно на главной сцене. В 2003 году для совместного выступления на фестивале "Сибусасирадзу" пригласили родственный им по духу американский оркестр, творчеством и идеологией которого явно вдохновляется Дайскэ Фува - Sun Ra Arkestra.
Оркестр "Сибусасирадзу" - главные музыкальные сочинители, исполнители и актерский состав совместного японско-российского кино-проекта - комедийного мюзикла "Суер-Выер" (режиссёры Андрей Сильвестров и Павел Лабазов).
Начало: 20.00
Заказ билетов по тел. 505-5351
Подробности


"Полный джаз" о выступлении Shibusashirazu Orchestra на Коктебельском фестивале, 2005:
"С первыми аккордами публика, не ожидавшая от субтильных японцев столь мощного напора, замерла, потом дружно выдохнула и пустилась в бешеную пляску, увлекаемая отвязными безбашенными ритмами и подхлестываемая хорошо знающими свое дело аниматором и танцовщицами go-go. Редкостное единение свободной формы, визуальных эффектов, музыки, иронии, порою сарказма и стеба, а порою - очень глубоких внутренних переживаний (особая роль в этом отводилась своеобразным "живым статуям" - мастерам сугубо японского авангардного искусства пластической импровизации "буто") производили фантасмагорический эффект. Первую половину выступления суперсборной японского джаза публика, судя по фотографиям, провела просто с отвалившейся челюстью.
...Мощные туттийные эпизоды, преимущественно в экстатически плясовом размере 2/4, от которого веяло клезмером и балканщиной (это при доминировании однозначно дальневосточной, неевропейской мелодики!), не давали публике соскучиться, удачно перемежая протяженные соло, иногда опустошительно насыщенные - как, например, "адский" фри-джазовый эпизод альт-саксофониста Хидэки Татибаны, - а иногда воздушно-лиричные, как, скажем, неожиданный монолог саксофониста Йосиюки Кавагути на немудреной хроматической губной гармонике.
И все это - при параллельно развертывающемся действе шоу-составляющей оркестра. Сменяли друг друга абстрактные, то забавные, то страшноватые сюжеты, изнурительно медленно разыгрывавшиеся выкрашенными в белый цвет (буквально от пяток до макушек) почти полностью обнаженными танцорами буто, чьи абсолютно бесстрастные лица находились в очевидном, временами пугающем контрасте с мучительно-ломаной пластикой их тел. Все мало-мальски ритмичные эпизоды лихо выплясывали на авансцене две танцовщицы go-go, одетые гипертрофированно по-американски, да еще и в цветных париках. Пусть видеопроекции большинству публики было и не видно, но была и видеопроекция, добавлявшая визуальному ряду шоу изрядную долю сюрреализма.
А посреди всего этого, то заводя публику пронзительными воплями, то идеально точно пропевая с оркестром основную тему пьесы, то пускаясь в сумасшедший пляс, метался одетый средневековым японским рыбаком Синити Ватабэ, составлявший контрастную пару с внешне крайне флегматичным и малоподвижным лидером оркестра, Дайскэ Фува..."

А в это время за бугром...

29 сентября в Нью-Йорке пройдёт международная конференция джазовых журналистов "Глобальный образ джаза: музыка, журналистика и культура", которую проводит Центр изучения джаза Колумбийского университета в Нью-Йорке. Это первое международное мероприятие Центра, которое проводит его новый директор - назначенный на эту должность только 1 июля текущего года известный тромбонист Джордж Льюис, член чикагской Ассоциации продвижения музыкантов-творцов (AACM). Партнёром Центра в проведении конференции стала международная Ассоциация джазовых журналистов, президент которой, известный джазовый критик и автор нескольких книг о джазе Ховард Мэндел, станет одним из модераторов конференции. Мероприятие будет включать доклады и дискуссию 32 специализирующихся на джазе журналистов со всего мира (США, Канада, Мексика, Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария, Турция, Южная Африка, Китай, Япония и Россия). Россию на конференции представляет главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков.

29 июля в своем доме в Лонг-Бич (Калифорния) на 74-м году жизни скончался контрабасист Арт Дэйвис, который прославился в 50-е, играя с трубачом Диззи Гиллеспи, пианистом Телониусом Монком и барабанщиком Максом Роучем (он дебютировал в грамзаписи на Ньюпортском фестивале 1958 г., играя в ансамбле Макса Роуча с трубачом Букером Литтлом и саксофонистом Джорджем Коулманом). В 60-е Арт появился на нескольких записях великого саксофониста Джона Колтрейна, в том числе на альбомах "Ascension", "Africa Brass" и "Ole Coltrane". Арт Дэйвис был музыкантом широкого стилистического спектра, который никогда не замыкался в рамках одного только джаза: он работал в симфонических оркестрах и в бродвейских шоу, его игра звучала на записях и концертах таких разных музыкантов, как фолк-рокер Боб Дилан и поющая кинозвезда Джуди Гарланд, саксофонист-новатор Расаан Роланд Керк и патриарх традиционного джаза Луис Армстронг. Он был известен техническим совершенством игры, достаточным для того, чтобы быть членом таких прославленных оркестров, как студийные коллективы телерадиокомпаний NBC, Westinghouse и CBS. Дэйвис также своеобразно прославился тем, что не мирился с расизмом в музыкальной индустрии, постоянно устраивал показательные скандалы из-за дискриминации и в начале 1970-х даже безуспешно судился с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, обвиняя руководство оркестра в том, что ему отказали в приеме на работу из-за цвета его кожи. В результате он попал в "черный список" на нью-йоркской сцене и почти лишился работы. Во второй половине 70-х он бросил играть совсем, получил магистерские степени по психологии в двух разных университетах в Нью-Йорке и даже защитил в 1982 г. докторскую диссертацию по этой дисциплине. В этот период имя Арта Дэйвиса оказалось почти забыто; высоко ценивший его игру пианист Ахмад Джамал даже называл Арта в интервью "забытым гением". "С одной стороны, из-за того, что я поднялся против воротил индустрии, я потерял десять лет жизни", говорил он впоследствии в интервью журналу Double Bassist. "С другой стороны, не проиграй я тот суд, я не стал бы доктором Дэйвисом". Впрочем, когда в середине 80-х Арт Дэйвис переехал в Калифорнию, чтобы заняться клинической практикой, он снова заиграл, обнаружив на Западном побережье много возможностей для возобновления своей музыкальной карьеры. Говорят, долгие годы он сочетал обе работы - днем принимал пациентов как психолог, а вечерами играл в джазовых клубах Лос-Анджелеса. Он даже преподавал игру на контрабасе в нескольких калифорнийских колледжах, где работал также над созданием стипендий для студентов, принадлежащих к расовым меньшинствам. Его перу принадлежит учебное пособие "Система контрабасовой игры Артура Дэйвиса".

25 августа в городе Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, дал свой прощальный концерт 80-летний трубач Док Северинсен. Он выступил перед более чем пятитысячной аудиторией в зале Pan American Center, играя в сопровождении городского симфонического оркестра. В ходе концерта он также играл мексиканскую музыку марьячи с группой Mariachi Cobre, что и не удивительно: в последние годы Северинсен живёт в Мексике, в городе Сан-Мигель-де-Альенде.
Док Северинсен прославился как один из самых популярных бэндлидеров 60-80-х гг.: его биг-бэнд в Америке знали все, так как оркестр играл в популярнейшей телепрограмме Tonight Show с 1962 г. и до самого ухода на пенсию ведущего программы Джонни Карсона в 1992-м. До работы на телевидении Северинсен играл на трубе в биг-бэндах Томми Дорси, Бенни Гудмана и Чарли Барнета.
Прощальный концерт в США не означает, впрочем, что Док Северинсен уходит из музыки: дома, в Мексике, он регулярно играет марьячи и джаз с собственным ансамблем El Ritmo de la Vida.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
15 сентября программа "Бесконечное приближение" представляет рубрику "Лица необщее выраженье", заключительная программа о Владимире Волкове.

22 сентября XI передача программа "Бесконечное приближение", из цикла "История Чика Кориа" - записи 92 - 94 годов

29 сентября программа "Бесконечное приближение" очередной раз дает волю автору поимпровизировать: Гидон Кремер, Бобби МакФеррин, Алексей Айги, Анатолий Герасимов, Тина Кузнецова, Сергей Клевенский

Подкаст "Слушать здесь":
07.09.07 - #172: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Theme to the Mothership" с альбома "Hymn of the Seventh Galaxy" группы Return To Forever пианиста Чика Кориа (Polydor, 1973).

06.09.07 - #171: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленной для подкаста программе Радио России "Музыкальный повод" комментирует пьесу "Meadowland" (на самом деле, "Полюшко-поле" братьев Покрасс) с альбома оркестра кларнетиста Бенни Гудмана "Benny Goodman in Moscow" (Victor, 1962).

04.09.07 - #170: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует три записи с участием трубача Клиффорда Брауна (1930-1956) - "Portrait of Jenny" квинтета с барабанщиком Максом Роучем, "Mayreh" ансамбля барабанщика Арта Блэйки и "The Blues Walk" с Максом Роучем (все - 1954).

01.09.07 - #169: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о творчестве германской группы индустриально-шумовой импровизации Einstürzende Neubauten.

29.08.07 - #168: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленной для подкаста программе Радио России "Музыкальный повод" рассказывает о пианисте-импровизаторе Ури Кейне (выпуск 2006 г.).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Ровшан Сананолгу,
Анна Филипьева,
Михаил Митропольский,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.