502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2007
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Открытие джазового сезона в Ростове

Дни города Ростова-на-Дону, прошедшие совсем недавно - 15 и 16 сентября, собрали в южной столице много гостей из разных стран. В этом месяце в нашем городе всегда празднуют годовщины дружеских породненных связей Ростова с многими городами - Дортмундом, Плевеном, Каяни, Глазго. И, по еще одной хорошей традиции, в этом месяце в Ростове-на-Дону уже четвертый год подряд организуется большой международный джазовый фестиваль "Центр им. Кима Назаретова приглашает". Фестиваль посвящен 258-й годовщине со дня основания города Ростова-на-Дону и 30-летию установления породненных связей с городом Дортмундом (Германия). Причем в этом году организаторы - управление культуры администрации города Ростова-на-Дону, муниципальное образовательно-концертное объединение им. К.А. Назаретова, Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова и Ростовская областная филармония - пошли другим путем. Дело в том, что четвертый фестиваль, начавшийся 17 сентября, будет длиться очень долго - почти целый год. Запланированные концерты (которых за период сентябрь 2007 - май 2008 состоится ориентировочно 14) соберут более чем 500 музыкантов из самых разных стран мира. Все они пройдут в большом зале Ростовской областной филармонии. О содержании каждого из них говорить пока не хочется - чтобы сохранять интригу и волнительное ожидание.

Главным действующим лицом первого концерта, состоявшегося 17 сентября, был интернациональный биг-бэнд "Ростов - Дортмунд", в котором, как и в прошлом году, собрались лучшие музыканты, приглашенные из разных стран, а не только из Германии и России, как кажется на первый взгляд. Каждый год состав интернационального биг-бэнда немного меняется, но количество музыкантов лишь возрастает. Весь вечер "у руля" сменяли друг друга два дирижера-саксофониста - Андрей Мачнев, бэндлидер детской джазовой школы им. К.А. Назаретова, и Уве Плат, профессор Джазовой академии Гленна Бушмана в городе Дортмунд (Германия). Состав оркестра был настолько велик, что некоторые музыканты были вынуждены уступать друг другу сцену - например, басисты и барабанщики. Группа саксофонов также была представлена очень широко, причем она включала в себя как музыкантов, уже давно заработавших себе имя и статус в джазовом мире (Владимир Попов, Андрей Мачнев), так и еще очень молодых и только начинающих свой путь - я имею в виду выпускника РОГКИ 2007 Евгения Ринга и студента этого учебного заведения Артема Сарксяна. А вот группа тромбонов и труб была неизменна: пополам русских и приезжих гостей-джазменов в тромбоновой секции и полностью зарубежный состав трубачей. За роялем весь вечер возвышался Арам Рустамянц, директор детской джазовой школы им. К.А. Назаретова, гитарист Влад Окунев тоже был единственным.
Так или иначе, тот факт, что музыкантам из России, Германии, Чехии, Голландии, Соединенных Штатов Америки всего за несколько дней удалось сделать блестящую, сложную, техничную и очень разножанровую программу большого концерта из двух отделений, не может не восхищать. И это учитывая, что некоторые музыканты не просто не знали друг друга до начала репетиций, но и не понимали языка. Поистине, язык музыки интернационален в корне, и именно благодаря этому концерт прошел на высококлассном уровне.
Настоящим украшением вечера стали его солистки - вокалистки Лиза Кабоева (Россия) и Диан Пративи (Индонезия). Украшением как в переносном смысле этого слова - Лиза эпатировала публику своими многочисленными сценическими костюмами, так и в прямом, относящимся "к делу", то бишь к музыке: вокал Диан, ее мягкий, глубокий, томный тембр, потрясающая техника владения импровизацией и искренне трогательное общение с залом - все это коснулось сердец абсолютно каждого слушателя.
Программа вечера, как уже говорилось выше, удивляла и восхищала разнообразием. Но в целом явно слышалась интересная особенность - русский подтекст, когда на сцене появлялся Андрей Мачнев, и европейские традиции, когда дирижировал Уве Плат. Дело все в том, что половина аранжировок была предоставлена российскими лидерами бэнда, а половина - гостями фестиваля. Но, несмотря на это, ни те, ни другие не чувствовали себя ущемленными - ведь интеллектуальный джаз, которым "грешат" западные исполнители - не проблема для наших музыкантов, а широта русской души, выраженная в мощи оркестрового звучания, "залихватские" приемы и вообще, если можно так выразиться, "показуха", но в самом лучшем смысле этого слова - пришлись по душе сдержанным на первый взгляд иностранцам: "Очи черные" и "По Дону гуляет", например, во главе с артистичной Лизой Кабоевой прошли в самом деле "на ура".
Звучали и всем известные стандарты - например, "Summertime" и "Fly Me To The Moon". И, хотя известные аранжировки этих тем знакомы многим, публика горячо приняла их. Все-таки не каждый день удается послушать поистине интернациональный оркестр, собравший музыкантов из самых разных уголков планеты, и всего за несколько дней сделавший такую потрясающую программу.
Несколько восторженных слов позвольте сказать и в адрес ведущего вечера - одного из ярчайших джазовых музыковедов южной столицы, кандидата искусствоведения и по совместительству дирижера муниципального джазового оркестра им. К.А. Назаретова - Юрия Кинуса. Абсолютно доступным для разношерстной публики, но толковым вступлением он предварял многие композиции, рассказывал о музыкантах серьезно, но с юмором… Его общение с залом было легким и непринужденным, что, конечно, доставляло удовольствие и ему, и нам, слушателям.

Второй день фестиваля был посвящен пианисту Петеру Беетсу (Голландия) и трио, с которым он приехал. Этот музыкант выступал в России впервые - это чувствовалось буквально в первые минуты его волнительного обращения к публике на довольно ломаном английском. Юрий Кинус здесь уступил Петеру свою позицию ведущего. Лишь вначале сказав о пианисте несколько слов, он предоставил ему возможность самостоятельно вести вечер.
Волнение музыканта быстро прошло: публика принимала его тепло, не скупилась на аплодисменты и даже овации.
Звучание трио на протяжении всего вечера создавало камерную атмосферу. К тому же, людей на этом концерте было на порядок меньше, чем на выступлении интернационального биг-бэнда. Странно было то, что концерт Петера Беетса завершал первый, сентябрьский, блок фестиваля. Логичней, конечно же, было бы наоборот. Но скорее всего это связано с плотным гастрольным графиком трио.
Петер Беетс удивлял публику тонким сочетанием в своей игре классики и джаза. Некоторые номера начинались прямо как цитаты, например, сыгранная сольно в первом отделении прелюдия Шопена e-moll, которая позже переросла в джаз с импровизациями всех инструментов.
Само трио слушалось очень органично - сразу понятно, что музыканты чувствуют друг друга, темпераменты их схожи, что им легко друг с другом. В этом и был их успех. Уверена, что когда Петер Беетс приедет в Ростов в следующий раз (надеюсь, что долго ждать не придется), его имя соберет в зале не только профессионалов, но и любителей джаза, которых у нас просто пруд пруди.
Очень жаль, что все хорошее быстро заканчивается. Но мы смотрим только вперед и ждем новых гостей-музыкантов следующих джазовых фестивалей на гостеприимной донской земле. Мы уверены: им у нас понравится!

Марина Мухаметова

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service