502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2007
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Братья Сафаровы: полвека с джазом по жизни

Вячеслав СафаровКогда однажды Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, что он ответил следующим образом: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять!".
Если даже допустить, что эта история выдумана, в ней, несомненно отражено общее мнение и музыкантов, и любителей: в основе этой музыки и новой музы искусства лежит нечто такое, что нужно почувствовать, но сложно объяснить. Вспомните, как джаз вошел в вас, покорил с первого свидания, и согласитесь с подобным утверждением.
Многие не соглашаются с тем, что джаз - это особая грань искусства, что он и есть искусство, так как рождается при высокой ноте вдохновения, присущей творцам литературы, театра, живописи... Пока одни спорят с этим, другие бескорыстно и безмерно служат ему, как например, герои этого повествования Геннадий, Владимир и Вячеслав Сафаровы сотоварищи.
Владимир СафаровДжаз - особый, специфический род музыки, создающий неповторимую среду обитания. И понятное дело, что в подобной неповторимой среде и возникают биографии столь необыкновенных музыкантов как братья Сафаровы. Можно сразу констатировать, что их пламенная страсть, глубокое увлечение музыкой сделали их счастливыми, социально значимыми людьми.
Важно, что братьев с раннего детства окружали родные люди, которые, во-первых, не были равнодушны к национальной, классической музыке, включая родителей, а во-вторых, сумели передать свое неравнодушие к джазу, как это сделали родственники. Стоит особо сказать о матери братьев, Анне Александровне, которая и в преклонные годы участвовала в концертах. Мне приходилось видеть, как светится ее добродушное лицо с признаками былой красоты, когда, посещая родительский дом, сыновья садились за пианино. Отца Анны Александровны - Александра Богдановича в начале XX века судьба привела в Ташкент. Отсюда истоки и корни джазменов Сафаровых. Столица страны, узбекская земля накормила и вспоила их, сделала истинными патриотами.

Семейной реликвией стала дедушкина мандолина, изготовленная известным итальянским мастером. На ее корпусе сохранилось и название фирмы, и имя мужа Анны Александровны - Ашота. В руках Ашота Айрапетовича мандолина пела, и плакала, веселила и наводила грусть. В "звучащей" атмосфере этого дома и родились их три сына, наделенных не только музыкальными генами, но и неизбывной склонностью оживлять ноты, импровизировать и сочинять все новые повороты звучащего направления искусства. Словом, природа наделила их даровитостью, сам Бог дал талант радовать окружающих чудесными звуками, затрагивая и очищая сердца от накипи нашей суетной, горькой, а порой и трагической жизни. Сафаровы младшие вслед за родителями сызмальства тянулись к музыкальным инструментам, которых в доме не было: вторая мировая война наложила свой печальный налет на ребят, старший из которых вынужден был рано приобщаться к труду, чтобы зарабатывать на бытие.
О первых зримых контактах с джазом Владимир Ашотович Сафаров вспоминает так:

- В доме бабушки было много пластинок. Слушал я их все подряд. Но однажды особое внимание обратил на пластинку с необычным названием - "Сан-Луи". Более названия тронула необычная музыка, ее звучание. По многу раз я ставил и ставил эту запись, пока меня не попросили сменить пластинку. Затем я стал повсюду искать записи оркестра Эдди Рознера, исполняющего "Сан-Луи", и, к счастью своему, набрел на известный "Караван". На этом не успокоился. Так родился устойчивый интерес к джазу.
Можно догадаться, что схожим образом получили возможность приобщиться к джазу и два других брата, благо, что и два дяди - Грант и Михаил, жившие в Ташкенте, в разное время также подогревали интерес подростков к джазовой музыке. Как бы то ни было, но 50 лет тому назад Геннадий, Владимир и Вячеслав создали свой первый джаз-ансамбль.
Отметим диапазон их владения инструментами, которыми сочиняется и исполняется джазовое произведение. Геннадий может на высоком уровне играть на трубе, саксофоне, фортепиано, ударных. Владимир, которого в последние годы джазовые меломаны столицы Узбекистана привыкли видеть за роялем, владеет также и аккордеоном, а в юности играл и на трубе. Наконец, Вячеслав - мастер игры не только на ударных инструментах, но и на бас-гитаре и банджо.
Говоря о первом джаз-ансамбле братьев Сафаровых, уточним, что тогда Вячеславу исполнилось лишь десять лет. Но, как говорится, лиха беда начало, младший из трио вскоре завладел своим местом ударника. Итак, Геннадий солировал на трубе, Владимир виртуозно владел аккордеоном, Вячеслав представлял ритм-группу.
Казалось, что судьба распорядилась будущим всех трех сыновей Ашота Айрапетовича и Анны Александровны, однако родителей устраивало увлечение музыкой, но не профессия музыканта, которой явно отдавали предпочтение сыновья. По их наставлению Геннадий поступил в техникум легкой промышленности, а Владимир - в транспортный институт. До этого он успел закончить музыкальную школу по классу фортепиано. Вслед за ними и младший брат успешно поступает в столичный институт народного хозяйства, учится, с перерывом на службу в армии, на факультете "Материально-техническое снабжение", очень, разумеется, далеком от музыкального творчества. Но надо сказать, что Сафаровы, приученные ответственно относиться ко всему, чем занимаются, плодотворно "грызли" гранит знаний. И самое важное, что полученные знания братья впоследствии успешно использовали как менеджеры, арт-директоры для эффективного обустройства мероприятий, связанных с популяризацией любимого джаза.
Пионером, а затем и профессионалом организации концертной деятельности стал старший брат. Геннадий много лет назад создал семейный вокально-инструментальный ансамбль "Родня", теперь возглавляет семейный ансамбль "Арт-Сафари", в составе которого дети Геннадия Ашотовича - Ашот, Грант и Виктория. Исполнение джазовых тем стало обязательным атрибутом в программах "Арт-Сафари". Дети Владимира дочери Карина и Анжелика отлично поют джаз, постигнув все нюансы этого своеобразного и сложного вокала, сын Сурен импровизирует на клавишных, последовательно продолжая традицию отца-пианиста.

Братья никогда не останавливались в своем постижении новых веяний джаза, в придании ему "узбекской" окраски на грани этно-джаза. Тот же Вячеслав Ашотович, что называется, будучи уже зрелым мужем, не почел за лишнее поступить и успешно закончить Республиканскую студию эстрадного искусства по специальности "Артист ударных инструментов".
...В 60-е годы эстрадное и джазовое искусство в Узбекистане окончательно протаптывают свои отдельные дорожки, и их пути расходятся. Среди молодых исполнителей появляется стремление к глубокому изучению джазового направления и его "вариации". В те времена редкостью была джазовая нотная литература, а магнитофонные записи не позволяли познать нюансы исполнительского мастерства профессионалов джаза.


1954. Один из первых джазовых ансамблей братьев Сафаровых, Ташкент

- Главным педагогом у нас в те годы был великий "джазовый голос" Америки Уиллис Коновер, - вспоминает Владимир, - в полвторого ночи мы включали свой старенький приемник и слушали джазовую программу "Music USA" . Зачастую с аккордеоном в руках подбирали темы и новые аккорды. Это была наша школа.
Джаз, как дождь над Кызылкумами, проливался на молодых поклонников и во время антрактов праздничных концертов, и на танцевальных вечерах в Ташкенте. Уже тогда многие юноши и девушки приходили не только потанцевать, но и послушать джазовую музыку.
Чем были заняты братья Сафаровы в этот период? Они вплотную занимались созданием джазовых ансамблей. Спустя годы можно утверждать, что Геннадий, Владимир и Вячеслав были в числе пионеров - основателей джаза в Узбекистане, вели себя по меньшей мере мужественно, ибо джаз стал камнем преткновения в борьбе за умы молодежи, которая после поднятия "железного занавеса" стремилась познать всю сокровищницу мировой культуры без цензуры.
Итак, в 1958 году при непосредственном и активном участии Владимира и Геннадия в транспортном институте Ташкента был создан оркестр большого состава. Неуемная энергия братьев Сафаровых в качестве популяризаторов джаза не давала им успокоения, посему Геннадий создал оркестр большого состава в Доме культуры авиастроителей. В бэнде Владимира старший брат играл на ударных и на трубе, а в оркестре Геннадия средний брат импровизировал на фортепиано.


Оркестр Сафаровых, 1958

Рассказывает Владимир Сафаров: "Нам посчастливилось пообщаться с музыкантами оркестра Бенни Гудмана, который гастролировал в Ташкенте в 1962 году. Великие джазмены - саксофонист Зут Симс, пианист Тедди Уилсон, трубач Джо Ньюмен... Это была бесподобная незабываемая встреча".
В конце шестидесятых - начале семидесятых годов Владимир и Геннадий возглавляют оркестр Ташкентского института связи. Они стали инициаторами создания в этом вузе джаз-клуба, который стал мостом для укрепления контактов и дружбы профессионалов и любителей музыки.
В те годы Ташкент посещали разные джазовые коллективы, доморощенные музыканты общались с ними, повышая свое исполнительское мастерство. В 1969 году в Ташкенте гастролировал биг-бэнд Иллинойского университета, мастер-класс, участниками которого были братья Сафаровы, проводил руководитель оркестра Джон Гарви. Братья вспоминают свои встречи с руководителем джаза Армении Артемием Айвазяном, за кулисами ташкентского театра эстрады с трепетом внимали музыке биг-бэндов Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Константина Орбеляна...
Словом, корни джаза на узбекской земле не только глубокие, но и крона выросшего дерева ветвиста и широка, поэтому перспективы развития этого направления музыкальной культуры оптимистичны и реальны.
В зачет всех троих Сафаровых следует записать первый Ташкентский фестиваль джазовой музыки, состоявшийся в 1968 г. Этот смотр выявил немалое число даровитых исполнителей и даже джазменов-виртуозов. Авторитетное жюри возглавили профессор Ташкентской консерватории Александр Лисовский, композитор Энмарк Салихов, народный артист Узбекистана Батыр Закиров. Жюри отметило ансамбль с участием братьев Сафаровых, запомнившийся тем, что часть импровизаций его участники исполняли скэтом - слоговой вокальной импровизацией - редкостное умение для тех времен. Газеты писали: "Это был ансамбль солистов - ударник Леон Петросов и бас-гитарист Вячеслав Сафаров совмещали игру на инструментах с вокалом, а Владимир Сафаров (фортепиано) и Петр Тимохин (флейта) дополняли их вокал".
- На своих концертах мы всегда стремились расширять круг знакомств с исполнителями джаза, - делится Владимир, - горжусь тем, что мне приходилось на джемах играть, скажем, с саксофонистом Игорем Габриэляном, трубачем из Донецка Валерием Колесниковым, питерцем Давидом Голощекиным, тбилисским басистом Томазом Курашвили. На ташкентском "JAZZ-PARTY" в концертном зале "Заравшан" с нашим ансамблем "Арцах" с тремя композициями из репертуара Натали Коул выступала заслуженная артистка Узбекистана Лариса Москалева, большую программу мы сделали с лауреатом международных джазовых фестивалей Дианой Зиятдиновой.
50 лет в джазе стали поводом к знаменательному празднику, на котором братья, следуя избранному принципу, собрали на встречу многих друзей, коллег - всех, кто как Сафаровы, посвятил себя служению джазу, а не избрал джаз для собственной славы. Джазмены Владимир и Вячеслав Сафаровы, объединенные в последние годы в джаз-ансамбле "Арцах", а также Геннадий, плодотворно трудящийся на джазовой ниве со своими детьми, для любителей джаза являют зримое воплощение бескорыстного служения избранному виду музыкальной культуры. Стоит отметить, что нынешний интерес к джазу новых поколений узбекистанцев начал возводить столичный джаз-клуб, с неизменным, понятное дело, участием Сафаровых.
"Это было нечто!". Вот так лаконично, просто выразил свое изумление контрабасист из американской группы Jazz Ambassadors контрабасист Марк Эрик Петерсон. Он был поражен солидным уровнем исполнения классики джаза, которое продемонстрировали Вячеслав и Владимир, кстати, выручившие гастролеров (с Марком играл трубач Эдди Ален), ибо по объективным причинам квартет остался без аккомпаниаторов.
Судьба то разводила, то сводила братьев воедино. Но профессиональная честность всегда сопутствует их именам. Независимо, играют ли они в Греции или Германии, Гвинее или Сирии, Вьетнаме или Ираке, в посольстве или в консерватории, отеле или в ресторане, джаз Сафаровых волнует, не оставляет равнодушным, нередко, как явление искреннего искусства приводит к катарсису - очищению.
Неизбывная любовь к джазу подвигает братьев и на всемерное общественное служение. Они среди тех, кто возродил Ташкентский джаз-клуб, который был создан еще в дни фестиваля-68, тогда братья были избраны членами правления. Они стали инициаторами "JAZZ-PARTY" , посвященной памяти лучшего друга, единомышленника и отличного контрабасиста Сергея Гилева, чье имя теперь носит ташкентский джаз-клуб. Помогли его вдове в издании энциклопедии "Беседы о джазе", содержащей уникальный материал по истории джаза Узбекистана, которую Сергей не успел издать...
Уже несколько лет в Центре современного искусства Академии Художеств Узбекистана ежемесячно проходят занятия музыкального лектория, проводимые совместно с джаз-клубом. Это информационно-музыкальные программы, посвященные выдающимся джазовым композиторам и исполнителям, в которых неизменно главную скрипку играет ансамбль "Арцах" под управлением Владимира Сафарова (фортепиано), его брат Вячеслав играет на ударных инструментах.


"Арцах", 2004

Концерты джаз-ансамбля "Арцах" привлекают внимание зрителей, ведь в нем работают отличные солисты: гитарист Эдуард Мхчынян - фактурный музыкант, великолепно владеющий стилистикой традиционного и восточного джаза, альт-саксофонист Лев Бугданов - прошедший многолетнюю школу первого саксофона в бэндах (он играет и на дудуке), Михаил Вартанов - единственный в регионе джазовый скрипач, Геннадий Москаленко - первый тромбон ташкентского биг-бэнда им. Батыра Закирова, Рустем Газиев - тенор-саксофон, лауреат республиканских конкурсов, вокалистка Диана Зиятдинова - исполнительница традиционных тем, владеющая скэтом, лауреат джазовых фестивалей. На бас-гитаре играет Рамиль Исанбаев, на саксофоне-теноре - его брат Герат, на нагаре и конгах - Сарвар Азимов, солист национального оркестра "Узбекистан", на контрабасе играет педагог ташкентской консерватории Павел Канцыбко, на трубе - Рустам Артыков. Состав джаз-ансамбля "Арцах" интернациональный, что вносит особую изюминку в трактовку джазовых композиций.
Гастролирующие в Ташкенте зарубежные джазмены считают своим долгом посетить ташкентский джаз-клуб, где проводятся творческие встречи. Гостями джаз-клуба были музыканты из Германии тромбонист Конрад Бауэр и гитарист Хельмут Закс, квартет Адама Клипла из США, весной нынешнего года джазмены "Арцаха" устроили "джем" с немецким джаз-дуэтом саксофонистом Хайнцем Зауэром и пианистом Михаэлем Вольны.
Особо отметим участие братьев Сафаровых в жизни армянской общины, Владимир более десяти лет член Правления Армянского культурного центра Узбекистана, члены семей братьев Сафаровых - активные участники различных мероприятий, проводимых в армянской общине, будь то фестиваль армянского искусства или праздничный концерт.
Джаз-ансамбль "Арцах" - непременный участник концертов не только под эгидой культурного центра, но и целевых программ "Музыка против терроризма", "Поэзия и музыка", а также в международных джаз-фестивалях.
Занимаясь подвижничеством на путях пропаганды джазовой музыки в Узбекистане, Сафаровы вовлекают в круг популяризаторов все новых поклонников любимого направления.
- Джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные принципы, - признался Владимир Сафаров. - Не случайно им заболевают раз и навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринужденности, экспромта, единодушия и партнерства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей, но объединяет их воедино. Джаз истинный, исполняемый с душой становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства. Скажу также, что мы - братья Сафаровы не считаем себя выдающимися исполнителями джаза, но мы любим эту великую музыку и более полувека популяризируем ее.


"Арцах", 2007

Недавно джаз-ансамбль вернулся с джазового фестиваля в Бишкеке, где участвовали представители США, Германии, Швейцарии, музыканты стран Центральной Азии. Ташкентские ветераны были тепло встречены публикой, отмечены прессой как коллектив, представивший оригинальную программу этно-джаза. Ансамбль открыл свою программу темой Ара Геворкяна "Арцах", прозвучали темы Чарли Паркера "Время пришло", Бобби Тиммонса "Стеная", Хуана Тизола "Караван", Диана спела песни Джорджа Гершвина, участвовал "Арцах" и в "джемах".
Полвека - такой рубеж, который побуждает остановиться и оглянуться на сделанное. У братьев Сафаровых впереди продолжение работы по сближению с джазом все новых людей. Поэтому они, искренние его служители, не говорят джазу: "Прощай!", но задорно, с молодцеватой удалью утверждают: "Джаз, мы не расстанемся с тобой!"

Станислав Алтунянц,
Ташкент

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service