ТМ "Городской Курорт" представляет
Джазовая
Москва уже знает, что такое "Союз композиторов": это не только клуб, у
которого сегодня нет конкурентов, но и самый динамично развивающийся
отечественный джазовый фестиваль. Только в 2007 году фестивалей с
участием джазовых звезд первой величины было уже три (!), и каждый из
них позволил слушателям (более 4000 зрителей!) взглянуть на джаз
по-разному, увидеть в нем погруженный в себя интеллектуальный авангард и
беззаботность танцпола, прокуренную тесную атмосферу идей сегодняшнего
дня и изящный лоск традиции. Что же покажет четвертый фестиваль?
Не случайно официальным партнером четвертого фестиваля выступает именно
веллнес-центр "Городской курорт". Четвертый "Союз композиторов" - это
джаз здорового и гармоничного во всех смыслах человека. Здесь нет места
радикализму, концептуальной усталости или экспериментальному негативу.
Четвертый "Союз композиторов" - это фестиваль для слушателя, который
придет на фестиваль с улыбкой и будет знать, что она не покинет его
лица: музыка, которую он услышит, будет разнообразной, изобретательной,
но всегда доступной, позитивной и качественной. На этот фестиваль можно
идти, чтобы отдохнуть - но при этом захочется слушать. Четвертый
международный джазовый фестиваль "Союз композиторов" - это своего рода
лето и курортный сезон для любителя импровизационной музыки. Это время
качественного, со вкусом проведенного времени, возможность совместить
приятное с полезным и зарядиться энергией перед тем, как вновь вернуться
в реальную жизнь.
Участники фестиваля
Джейми Дэйвис / Jamie Davis (США)
4 - 5 октября
Джазовые
вокалисты бывают великими, начинающими и находящимися где-то посередине.
Великих (по крайней мере, действующих) немного, начинающих - тысячи. А
тех, что может стать великим уже завтра или послезавтра, способен
отличить от начинающего разве что большой специалист.
Джейми Дэйвиса никак не назовешь начинающим - хотя бы уже потому, что он
стал преемником великих Джо Уильямса и Джимми Рашинга в оркестре Каунта
Бейси, лучшем по большинству "версий" джазовом биг-бэнде всех времен и
народов. Не назовешь его, правда, и великим. Он ни разу не был в России,
не мелькает на обложках журналов, его композиции не занимают первых мест
в чартах. Но все это уже начинает дополняться словом "пока". В Россию,
во всяком случае, он уже едет, а что до обложек и хитов- то это совсем
не недостижимая места для человека, который успешно делает совместные
проекты с Милтом Джексоном, Фароа Сандерсом и Эдди Хендерсоном. Так что
московской аудитории представляется редкая возможность увидеть большой
талант, который пока еще не стал недостижимой звездой, в той прекрасной
стадии творческого пути, когда собственный стиль уже сформирован (альбом
2002 года "It's All About Love" тому подтверждением), но еще не
превратился в клише. И еще: Дэйвис, в отличие от многих "концептуальных"
вокалистов,- это классическое "лицо джаза" - привлекательный внешне
человек с бархатным голосом, умеющий одеться и подать себя так, как это
делали в лучших фешенебельных залах золотых времен джаза.
Talking cows (Голландия)
20 октября
Проект с многообещающим названием "Говорящие коровы" - детище
саксофониста Франса Вермеерсена и пианиста Роберта Ван Вермюлена.
Довольно необычным является то, что их свел воедино не совместный опыт и
даже не работа в сходной стилистике, а исключительно стремление к
новому: и тот, и другой в определенный момент почувствовали высокий
интерес к музыке Телониуса Монка, прогрессивному джазу 50-60-х, к
сатирически-философскому подходу их знаменитого соотечественника Миши
Менгельберга. А до этого Вермеерсен играл совершенно традиционный
мэйнстрим, а Ван Вермюлен - его неповторимое голландское отражение, так
называемый "новый голландский свинг", в котором от мэйнстрима остается,
по сути, лишь легкость, с которой сложнейшая и перенасыщенная
разнообразными концепциями музыка доносится до слушателя.
Взявшись за "Говорящих коров", Вермеерсен и Ван Вермюлен самостоятельно
подготовили новый материал и подобрали сильных молодых музыкантов,
дополнивших проект до квартета - на басу с ними стал играть Дион Нийланд,
а на барабанах - неоднократный обладатель разнообразных премий Йонга
Сан. Музыка же, которой нидерландский коллектив собирается поразить
российского слушателя - это в равной степени уход и от мэйнстрима, и от
"нового голландского свинга" в сторону вычурных музыкально-философских
идей Телониуса Монка, которые, однако, преломляются именно по-голландски,
с большим вниманием к правам каждой отдельно взятой личности. Иными
словами, эта музыка никого не учит и ни над кем себя не ставит, но и не
продолжает механически чьи-то идеи: это просто музыка.
Pascal von Wroblewsky / Паскаль фон Вроблевски (Германия)
23-24 октября
Немецкая джазовая вокалистка (в России известная в основном именно в
этом качестве) - женщина необычной судьбы и необычных дарований,
выросшая в необычном окружении. Ее прадед - генерал Парижской коммуны,
дедушка и бабушка - солисты театра Бертольда Брехта, отец - клоун,
режиссер и драматург; мать - классическая гитаристка, дядя - философ.
Паскаль же выступает на сцене со своей группой уже с пятнадцати лет
(правда, начинает в клоунском театре, а потом обращается к фолк-року). В
джаз же ее "обратило" удачное выступление на диксилендовом фестивале в
Дрездене, и первый же альбом Вроблевски, "Swingingpool" разошелся в
Германии стотысячным тиражом. Дальше, как и положено, больше:
объединение Германии (а следовательно, и "родной" аудитории, девять
сольных альбомов, выступления с Джо Пассом и Диззи Гиллеспи, обширные
гастроли (Куба, Западная Африка, Франция, Голландия, Китай, Словакия,
Украина, Польша, Румыния, Венгрия, Белоруссия)... В России Паскаль
впервые выступила как участница 5-го Международного фестиваля вокального
джаза "Джазовые голоса" и с тех пор появлялась перед полюбившей ее
публикой Москвы и регионов не раз. Однако у нее есть чем заняться и
помимо музыки: Паскаль ведет свою программу на берлинском "Jazzradio",
регулярно играет в театре, участвует в постановках радиопьес, пишет
музыку для кино, преподает джазовый вокал, работает в жюри вокальных
фестивалей и конкурсов. Говоря о ее исполнительской манере, критики
отмечают, что Паскаль дает новую жизнь известным джазовым стандартам.
Впрочем, от этой дамы можно ждать самых неожиданных экспериментов: одна
из ее групп, например, занималась в основном альтернативным роком и даже
гранджем.
Деннис Роуленд / Dennis Rowland (США)
6-7 ноября
Деннис
Роуленд все еще известен в мире в основном как вокалист легендарного
оркестра Каунта Бейси, но эта ситуация меняется в лучшую для певца
сторону с каждым месяцем: если к первому своему сольному диску,
записанному в 1995 году, он был в глазах публики лишь "одним из", то
сегодня имя Роуленда - это уже самостоятельная марка качества, и
качество это улучшается на глазах.
Роуленд обратился к музыке в юном возрасте - по его словам, его побудил
петь услышанный еще в пять или шесть лет вокал непревзойденного Джо
Уильямса. В середине семидесятых Деннис начал собственную карьеру,
выступая одновременно в двух ипостасях - как вокалист и как актер.
Однако успех его был, в общем-то, локален, пока в 1977 году он не стал
"лицом" оркестра Бейси. Этот ангажемент, продлившийся до 1984 года,
принес Роуленду известность, которая позволила затем начать собственное
продвижение с более высокой ступени. Впрочем, музыкант не изменил себе и
продолжил вновь в двух направлениях: актерская часть его карьеры была в
основном связана с городом Фениксом, штат Аризона, а как певец Роуленд
по мере сил стремился выйти за эти рамки. Ему это быстро удалось:
подписав контракт с сильным лейблом Concord, Роуленд начал записываться,
концертировать и… экспериментировать: в его альбомах есть как
стандартный, "классический" джаз, так и обращения к стилистике
эстрадно-джазового шоу, ритм-энд-блюза, фанка, даже типичной поп-музыки.
Самым удачным релизом Роуленда остается, однако, именно "классический"
диск "Now Dig This", в котором он демонстрирует всю мощь "старой школы".
Роуленд несколько раз был в России и прекрасно известен московской
аудитории, неизменно вызывая настоящие овации.
Виктор Бэйли / Victor Bailey (США)
13-14 ноября
Виктор Бэйли - из тех музыкантов, чьи пресс-релизы пишутся не для
первого с ним знакомства, а для напоминания конкретных деталей. Бэйли
назвали одним из самых самобытных исполнителей на бас-гитаре, когда ему
еще не было двадцати. Он играл в составе легендарной группы Weather
Report и записал (как с ней, так и вне ее) несколько соло, которые уже
десятилетиями являются одновременно и обязательными к изучению для
молодых басистов, и удерживающими разнообразные титулы "лучших" по
голосованиям критиков и коллег. Его востребованность как приглашенного
музыканта такова, что бас-гитара Бейли звучит более чем на тысяче
аудио-релизов (учитывая, что ему нет пятидесяти - это в среднем 35-40
пластинок в год). Он настолько универсален, что его с одинаковой охотой
приглашали для работы Джо Завинул, Мэри Джей Блайдж и Мадонна. Наконец,
его первый же сольный альбом, "Bottom’s Up", еще в 1989 году остановился
в шаге от Top20 в чартах "Биллборда", что для сольного альбома басиста -
достижение чуть ли не превосходящее все остальные.
Сольный проект Бэйли - проект в полном смысле слова свой: этот музыкант,
к которому очень любят применять слово "разнообразный", демонстрирует
здесь именно свои собственные идеи, которые могут быть не такими яркими,
как идеи его именитых работодателей, но в музыкальном мире ценятся не
меньше. И, что немаловажно, Бэйли - не из тех музыкантов, для которых
многократные приезды в Россию становятся лишь способом заработать в
стране, где традиционно чтут все иностранное: здесь все наоборот - нам
просто откровенно везет еще и еще раз видеть музыканта такого уровня.
Карл Хайнц Миклин
27-28 ноября
Карл Хайнц Миклин родился в 1946 году в Австрии и пришел в музыку, что
называется, широким фронтом: в консерватории своего родного города он
изучал фортепиано и гармонию, а параллельно - самостоятельно осваивал
саксофон, контрабас и аккордеон. Что и говорить, не самый обычный набор!
С таким багажом Миклин естественным образом начал с местной "популярной"
сцены - играл фольклорную и танцевальную музыку, даже пел. Далее -
Академию Музыки (Грац) по классу саксофона, получение диплома с особыми
почестями, правительственная премия (позже будет еще и преподавание в
этой же Академии)…
Уже с 1970-го Миклин концертирует с иностранным коллективом
(аргентинским танцевальным шоу), занимаясь, как он сам это
охарактеризовал, "обучением в процессе". В 1978 году Карл-Хайнц
основывает собственное трио, состав которого (саксофон, бас и ударные)
был для регулярного ансамбля того времени экстраординарным: этот
ансамбль выпустил восемь дисков. А в 1983 году Миклин назван музыкантом
года в Австрии (в 1984 году этот титул вновь остался у него), после чего
карьера идет уже сколько-то предсказуемо: совместные проекты с мировыми
звездами (Джон Льюис, Георг Грантц, Бобби МакФеррин, Херби Манн),
специальные телевизионные проекты, музыка к фильмам, преподавательская
деятельность в престижных учебных заведениях (среди которых, к примеру,
Королевская академия в Лондоне), президентское кресло в Международной
ассоциации джазовых школ. Ну и, разумеется, постоянно действующий
собственный ансамбль, в который привлекаются все более и более известные
музыканты (Альберт Мангельсдорф, Арт Фармер, Мел Льюис, Билли Харт, Адам
Нуссбаум), и фестивальные выступления на сценах, о которых многие
безуспешно мечтают всю жизнь.
Словом, если вы еще не знаете, кто такой Карл-Хайнц Миклин - это скорее
говорит о необходимости срочно заполнить такой пробел, чем о
малоизвестности этого прекрасного музыканта.
Скотт Хэмилтон / Scott Hamilton (США)
13, 14, 15 декабря
Скотта Хэмилтона можно бы было назвать последним джазовым романтиком, но
его появление на сцене стало одним из весомых аргументов в пользу
возрождения традиционного джазового романтизма как такового, и теперь
уже у самого едва-едва разменявшего шестой десяток саксофониста есть
свои ученики и последователи.
Хэмилтон - самоучка. Он научился играть на тенор-саксофоне, аккомпанируя
грампластинкам из коллекции своего отца, и его путь на джазовый Олимп
начался в середине семидесятых, когда столь любимая им джазовая классика
довоенного образца была не в моде. Молодой музыкант, однако, не спасовал
перед общественным мнением и сделал такие успехи, что заговорили уже не
о нем, а о стиле как таковом. Мягкий, отточенный, "фирменный" звук;
прекрасная школа; глубокое понимание стилистики джаза тех счастливых
лет, когда эта музыка звучала в громадных светлых танцзалах, а молодые
пары сходили с ума и от модных оркестров, и друг от друга. Хэмилтон
заставил любителей джаза вспомнить об этой музыке задолго до того, как
появились знаменитые "молодые львы" во главе с Уинтоном Марсалисом,
провозгласившие, что лучший джаз - этот тот джаз, который был
популярной, а не элитарной музыкой.
А джаз конца семидесятых был, как ни крути, либо жестким, либо
авангардным, либо… в упадке. Скотт Хэмилтон выбрал именно тот, что был в
упадке, но он пришел в него с улыбкой, напоминая о временах Зута Симса и
Бена Уэбстера, пришел изящно и немного старомодно одетым, пришел без
излишней концептуальности и со стремлением реабилитировать то, что
начали забывать совсем незаслуженно. И это было замечено. Когда он
выпустил свой первый альбом в 1977-м, для названия диска была
использована цитата из легендарного джазового критика Леонарда Фезера.
Фезер сказал о всего-то двадцатитрехлетнем саксофонисте буквально
следующее: "Скотт Хэмилтон - это новое веяние, которое ничего дурного
нам не принесет". Фезер ошибался редко. За прошедшие тридцать лет
Хэмилтон записал более сорока (!) альбомов в качестве лидера, а если
говорить о его участии в сессиях звукозаписи как приглашенного солиста -
счет идет уже на сотни. Этому элегантному, вежливому и утонченному
музыканту удавалось успешно продвигать свою музыку даже параллельно с
радикальными экспериментами - так, в начале девяностых он поднялся в
чартах "Биллборда" до 16-го места в категории "Лучшие джазовые альбомы"
(а это было, если необходимо напоминать, в то время, когда уже творили
современный джаз такие далекие от традиционного свинга музыканты, как
Майкл Бреккер, Пэт Мэтини, Ян Гарбарек и т.п.). Хэмилтон не изменял
своей первой любви на протяжении всей карьеры, став на сегодня одним из
самых популярных в мире исполнителей баллад и всего того "бродвейского"
репертуара, который в первой половине 20-го века был больше широко
известными популярными песнями, чем инструментальными стандартами.
Что же такое его джаз? Это джаз, который круглосуточно передавали по
радио, который слушали и в автомастерских, и на престижных приемах, над
созданием хитов которого работали ведущие композиторы Нового Света. Этот
джаз играли люди, которые хотели сделать своих слушателей счастливыми, а
не пытались заставить их над чем-то задуматься и что-то анализировать. И
потому тысячи восторженных поклонников Скотта Хэмилтона со всего мира
сегодня говорят о нем: "совершенный". Не лучший, а именно совершенный:
он воплощает в себе дух старого джаза, к которому сегодня высоко
внимание как никогда, и ни с кем не соревнуется за первые места в
рейтингах. Он просто дарит своим слушателям счастье.
Из сетевого журнала "Полный Джаз": "сознательно исключив из своего
арсенала любые приемы игры и музыкальные идеи послевоенной эпохи, Скотт
Хэмилтон не только звучал как саксофонист классической свинговой эры, он
и выглядел так же - двубортный костюм с длинными лацканами,
набриолиненные, аккуратно зачесанные назад волосы, короткие усики; ну,
словом, на дворе 1940 год, и никто еще не слышал бибопа!".
В конце 70-х Хэмилтон начал записываться на калифорнийском лейбле
Concord, да так и продолжает записываться на нем до сих пор, выпустив
уже почти 30 альбомов. Он по-прежнему остается одним из самых
консервативных джазовых саксофонистов, что неизменно привлекает к нему
ту аудиторию, которая особенно любит "старый добрый джаз" и недопонимает
современные направления. Следует еще раз подчеркнуть: Хэмилтон - не
стилизатор, не постмодернист, играющий разностилевыми элементами, он
просто устроен так, что сознательно живет в музыке шестидесятилетней
давности, не интересуясь ничем, что появилось в джазе с тех пор.
Открытая и привлекательная позиция - потому что честная. В квартете
Скотта Хэмилтона - пианист Джон Пирс, басист Дейв Грин и барабанщик Стив
Браун." |