ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

IV международный джазовый фестиваль "Союз Композиторов"

ТМ "Городской Курорт" представляет

Джазовая Москва уже знает, что такое "Союз композиторов": это не только клуб, у которого сегодня нет конкурентов, но и самый динамично развивающийся отечественный джазовый фестиваль. Только в 2007 году фестивалей с участием джазовых звезд первой величины было уже три (!), и каждый из них позволил слушателям (более 4000 зрителей!) взглянуть на джаз по-разному, увидеть в нем погруженный в себя интеллектуальный авангард и беззаботность танцпола, прокуренную тесную атмосферу идей сегодняшнего дня и изящный лоск традиции. Что же покажет четвертый фестиваль?
Не случайно официальным партнером четвертого фестиваля выступает именно веллнес-центр "Городской курорт". Четвертый "Союз композиторов" - это джаз здорового и гармоничного во всех смыслах человека. Здесь нет места радикализму, концептуальной усталости или экспериментальному негативу. Четвертый "Союз композиторов" - это фестиваль для слушателя, который придет на фестиваль с улыбкой и будет знать, что она не покинет его лица: музыка, которую он услышит, будет разнообразной, изобретательной, но всегда доступной, позитивной и качественной. На этот фестиваль можно идти, чтобы отдохнуть - но при этом захочется слушать. Четвертый международный джазовый фестиваль "Союз композиторов" - это своего рода лето и курортный сезон для любителя импровизационной музыки. Это время качественного, со вкусом проведенного времени, возможность совместить приятное с полезным и зарядиться энергией перед тем, как вновь вернуться в реальную жизнь.

Участники фестиваля

Джейми Дэйвис / Jamie Davis (США)
4 - 5 октября

Джазовые вокалисты бывают великими, начинающими и находящимися где-то посередине. Великих (по крайней мере, действующих) немного, начинающих - тысячи. А тех, что может стать великим уже завтра или послезавтра, способен отличить от начинающего разве что большой специалист.
Джейми Дэйвиса никак не назовешь начинающим - хотя бы уже потому, что он стал преемником великих Джо Уильямса и Джимми Рашинга в оркестре Каунта Бейси, лучшем по большинству "версий" джазовом биг-бэнде всех времен и народов. Не назовешь его, правда, и великим. Он ни разу не был в России, не мелькает на обложках журналов, его композиции не занимают первых мест в чартах. Но все это уже начинает дополняться словом "пока". В Россию, во всяком случае, он уже едет, а что до обложек и хитов- то это совсем не недостижимая места для человека, который успешно делает совместные проекты с Милтом Джексоном, Фароа Сандерсом и Эдди Хендерсоном. Так что московской аудитории представляется редкая возможность увидеть большой талант, который пока еще не стал недостижимой звездой, в той прекрасной стадии творческого пути, когда собственный стиль уже сформирован (альбом 2002 года "It's All About Love" тому подтверждением), но еще не превратился в клише. И еще: Дэйвис, в отличие от многих "концептуальных" вокалистов,- это классическое "лицо джаза" - привлекательный внешне человек с бархатным голосом, умеющий одеться и подать себя так, как это делали в лучших фешенебельных залах золотых времен джаза.

Talking cows (Голландия)
20 октября

Проект с многообещающим названием "Говорящие коровы" - детище саксофониста Франса Вермеерсена и пианиста Роберта Ван Вермюлена. Довольно необычным является то, что их свел воедино не совместный опыт и даже не работа в сходной стилистике, а исключительно стремление к новому: и тот, и другой в определенный момент почувствовали высокий интерес к музыке Телониуса Монка, прогрессивному джазу 50-60-х, к сатирически-философскому подходу их знаменитого соотечественника Миши Менгельберга. А до этого Вермеерсен играл совершенно традиционный мэйнстрим, а Ван Вермюлен - его неповторимое голландское отражение, так называемый "новый голландский свинг", в котором от мэйнстрима остается, по сути, лишь легкость, с которой сложнейшая и перенасыщенная разнообразными концепциями музыка доносится до слушателя.
Взявшись за "Говорящих коров", Вермеерсен и Ван Вермюлен самостоятельно подготовили новый материал и подобрали сильных молодых музыкантов, дополнивших проект до квартета - на басу с ними стал играть Дион Нийланд, а на барабанах - неоднократный обладатель разнообразных премий Йонга Сан. Музыка же, которой нидерландский коллектив собирается поразить российского слушателя - это в равной степени уход и от мэйнстрима, и от "нового голландского свинга" в сторону вычурных музыкально-философских идей Телониуса Монка, которые, однако, преломляются именно по-голландски, с большим вниманием к правам каждой отдельно взятой личности. Иными словами, эта музыка никого не учит и ни над кем себя не ставит, но и не продолжает механически чьи-то идеи: это просто музыка.

Pascal von Wroblewsky / Паскаль фон Вроблевски (Германия)
23-24 октября

Немецкая джазовая вокалистка (в России известная в основном именно в этом качестве) - женщина необычной судьбы и необычных дарований, выросшая в необычном окружении. Ее прадед - генерал Парижской коммуны, дедушка и бабушка - солисты театра Бертольда Брехта, отец - клоун, режиссер и драматург; мать - классическая гитаристка, дядя - философ. Паскаль же выступает на сцене со своей группой уже с пятнадцати лет (правда, начинает в клоунском театре, а потом обращается к фолк-року). В джаз же ее "обратило" удачное выступление на диксилендовом фестивале в Дрездене, и первый же альбом Вроблевски, "Swingingpool" разошелся в Германии стотысячным тиражом. Дальше, как и положено, больше: объединение Германии (а следовательно, и "родной" аудитории, девять сольных альбомов, выступления с Джо Пассом и Диззи Гиллеспи, обширные гастроли (Куба, Западная Африка, Франция, Голландия, Китай, Словакия, Украина, Польша, Румыния, Венгрия, Белоруссия)... В России Паскаль впервые выступила как участница 5-го Международного фестиваля вокального джаза "Джазовые голоса" и с тех пор появлялась перед полюбившей ее публикой Москвы и регионов не раз. Однако у нее есть чем заняться и помимо музыки: Паскаль ведет свою программу на берлинском "Jazzradio", регулярно играет в театре, участвует в постановках радиопьес, пишет музыку для кино, преподает джазовый вокал, работает в жюри вокальных фестивалей и конкурсов. Говоря о ее исполнительской манере, критики отмечают, что Паскаль дает новую жизнь известным джазовым стандартам. Впрочем, от этой дамы можно ждать самых неожиданных экспериментов: одна из ее групп, например, занималась в основном альтернативным роком и даже гранджем.

Деннис Роуленд / Dennis Rowland (США)
6-7 ноября

Деннис Роуленд все еще известен в мире в основном как вокалист легендарного оркестра Каунта Бейси, но эта ситуация меняется в лучшую для певца сторону с каждым месяцем: если к первому своему сольному диску, записанному в 1995 году, он был в глазах публики лишь "одним из", то сегодня имя Роуленда - это уже самостоятельная марка качества, и качество это улучшается на глазах.
Роуленд обратился к музыке в юном возрасте - по его словам, его побудил петь услышанный еще в пять или шесть лет вокал непревзойденного Джо Уильямса. В середине семидесятых Деннис начал собственную карьеру, выступая одновременно в двух ипостасях - как вокалист и как актер. Однако успех его был, в общем-то, локален, пока в 1977 году он не стал "лицом" оркестра Бейси. Этот ангажемент, продлившийся до 1984 года, принес Роуленду известность, которая позволила затем начать собственное продвижение с более высокой ступени. Впрочем, музыкант не изменил себе и продолжил вновь в двух направлениях: актерская часть его карьеры была в основном связана с городом Фениксом, штат Аризона, а как певец Роуленд по мере сил стремился выйти за эти рамки. Ему это быстро удалось: подписав контракт с сильным лейблом Concord, Роуленд начал записываться, концертировать и… экспериментировать: в его альбомах есть как стандартный, "классический" джаз, так и обращения к стилистике эстрадно-джазового шоу, ритм-энд-блюза, фанка, даже типичной поп-музыки. Самым удачным релизом Роуленда остается, однако, именно "классический" диск "Now Dig This", в котором он демонстрирует всю мощь "старой школы". Роуленд несколько раз был в России и прекрасно известен московской аудитории, неизменно вызывая настоящие овации.

Виктор Бэйли / Victor Bailey (США)
13-14 ноября

Виктор Бэйли - из тех музыкантов, чьи пресс-релизы пишутся не для первого с ним знакомства, а для напоминания конкретных деталей. Бэйли назвали одним из самых самобытных исполнителей на бас-гитаре, когда ему еще не было двадцати. Он играл в составе легендарной группы Weather Report и записал (как с ней, так и вне ее) несколько соло, которые уже десятилетиями являются одновременно и обязательными к изучению для молодых басистов, и удерживающими разнообразные титулы "лучших" по голосованиям критиков и коллег. Его востребованность как приглашенного музыканта такова, что бас-гитара Бейли звучит более чем на тысяче аудио-релизов (учитывая, что ему нет пятидесяти - это в среднем 35-40 пластинок в год). Он настолько универсален, что его с одинаковой охотой приглашали для работы Джо Завинул, Мэри Джей Блайдж и Мадонна. Наконец, его первый же сольный альбом, "Bottom’s Up", еще в 1989 году остановился в шаге от Top20 в чартах "Биллборда", что для сольного альбома басиста - достижение чуть ли не превосходящее все остальные.
Сольный проект Бэйли - проект в полном смысле слова свой: этот музыкант, к которому очень любят применять слово "разнообразный", демонстрирует здесь именно свои собственные идеи, которые могут быть не такими яркими, как идеи его именитых работодателей, но в музыкальном мире ценятся не меньше. И, что немаловажно, Бэйли - не из тех музыкантов, для которых многократные приезды в Россию становятся лишь способом заработать в стране, где традиционно чтут все иностранное: здесь все наоборот - нам просто откровенно везет еще и еще раз видеть музыканта такого уровня.

Карл Хайнц Миклин
27-28 ноября

Карл Хайнц Миклин родился в 1946 году в Австрии и пришел в музыку, что называется, широким фронтом: в консерватории своего родного города он изучал фортепиано и гармонию, а параллельно - самостоятельно осваивал саксофон, контрабас и аккордеон. Что и говорить, не самый обычный набор! С таким багажом Миклин естественным образом начал с местной "популярной" сцены - играл фольклорную и танцевальную музыку, даже пел. Далее - Академию Музыки (Грац) по классу саксофона, получение диплома с особыми почестями, правительственная премия (позже будет еще и преподавание в этой же Академии)…
Уже с 1970-го Миклин концертирует с иностранным коллективом (аргентинским танцевальным шоу), занимаясь, как он сам это охарактеризовал, "обучением в процессе". В 1978 году Карл-Хайнц основывает собственное трио, состав которого (саксофон, бас и ударные) был для регулярного ансамбля того времени экстраординарным: этот ансамбль выпустил восемь дисков. А в 1983 году Миклин назван музыкантом года в Австрии (в 1984 году этот титул вновь остался у него), после чего карьера идет уже сколько-то предсказуемо: совместные проекты с мировыми звездами (Джон Льюис, Георг Грантц, Бобби МакФеррин, Херби Манн), специальные телевизионные проекты, музыка к фильмам, преподавательская деятельность в престижных учебных заведениях (среди которых, к примеру, Королевская академия в Лондоне), президентское кресло в Международной ассоциации джазовых школ. Ну и, разумеется, постоянно действующий собственный ансамбль, в который привлекаются все более и более известные музыканты (Альберт Мангельсдорф, Арт Фармер, Мел Льюис, Билли Харт, Адам Нуссбаум), и фестивальные выступления на сценах, о которых многие безуспешно мечтают всю жизнь.
Словом, если вы еще не знаете, кто такой Карл-Хайнц Миклин - это скорее говорит о необходимости срочно заполнить такой пробел, чем о малоизвестности этого прекрасного музыканта.

Скотт Хэмилтон / Scott Hamilton (США)
13, 14, 15 декабря

Скотта Хэмилтона можно бы было назвать последним джазовым романтиком, но его появление на сцене стало одним из весомых аргументов в пользу возрождения традиционного джазового романтизма как такового, и теперь уже у самого едва-едва разменявшего шестой десяток саксофониста есть свои ученики и последователи.
Хэмилтон - самоучка. Он научился играть на тенор-саксофоне, аккомпанируя грампластинкам из коллекции своего отца, и его путь на джазовый Олимп начался в середине семидесятых, когда столь любимая им джазовая классика довоенного образца была не в моде. Молодой музыкант, однако, не спасовал перед общественным мнением и сделал такие успехи, что заговорили уже не о нем, а о стиле как таковом. Мягкий, отточенный, "фирменный" звук; прекрасная школа; глубокое понимание стилистики джаза тех счастливых лет, когда эта музыка звучала в громадных светлых танцзалах, а молодые пары сходили с ума и от модных оркестров, и друг от друга. Хэмилтон заставил любителей джаза вспомнить об этой музыке задолго до того, как появились знаменитые "молодые львы" во главе с Уинтоном Марсалисом, провозгласившие, что лучший джаз - этот тот джаз, который был популярной, а не элитарной музыкой.
А джаз конца семидесятых был, как ни крути, либо жестким, либо авангардным, либо… в упадке. Скотт Хэмилтон выбрал именно тот, что был в упадке, но он пришел в него с улыбкой, напоминая о временах Зута Симса и Бена Уэбстера, пришел изящно и немного старомодно одетым, пришел без излишней концептуальности и со стремлением реабилитировать то, что начали забывать совсем незаслуженно. И это было замечено. Когда он выпустил свой первый альбом в 1977-м, для названия диска была использована цитата из легендарного джазового критика Леонарда Фезера. Фезер сказал о всего-то двадцатитрехлетнем саксофонисте буквально следующее: "Скотт Хэмилтон - это новое веяние, которое ничего дурного нам не принесет". Фезер ошибался редко. За прошедшие тридцать лет Хэмилтон записал более сорока (!) альбомов в качестве лидера, а если говорить о его участии в сессиях звукозаписи как приглашенного солиста - счет идет уже на сотни. Этому элегантному, вежливому и утонченному музыканту удавалось успешно продвигать свою музыку даже параллельно с радикальными экспериментами - так, в начале девяностых он поднялся в чартах "Биллборда" до 16-го места в категории "Лучшие джазовые альбомы" (а это было, если необходимо напоминать, в то время, когда уже творили современный джаз такие далекие от традиционного свинга музыканты, как Майкл Бреккер, Пэт Мэтини, Ян Гарбарек и т.п.). Хэмилтон не изменял своей первой любви на протяжении всей карьеры, став на сегодня одним из самых популярных в мире исполнителей баллад и всего того "бродвейского" репертуара, который в первой половине 20-го века был больше широко известными популярными песнями, чем инструментальными стандартами.

Что же такое его джаз? Это джаз, который круглосуточно передавали по радио, который слушали и в автомастерских, и на престижных приемах, над созданием хитов которого работали ведущие композиторы Нового Света. Этот джаз играли люди, которые хотели сделать своих слушателей счастливыми, а не пытались заставить их над чем-то задуматься и что-то анализировать. И потому тысячи восторженных поклонников Скотта Хэмилтона со всего мира сегодня говорят о нем: "совершенный". Не лучший, а именно совершенный: он воплощает в себе дух старого джаза, к которому сегодня высоко внимание как никогда, и ни с кем не соревнуется за первые места в рейтингах. Он просто дарит своим слушателям счастье.
Из сетевого журнала "Полный Джаз": "сознательно исключив из своего арсенала любые приемы игры и музыкальные идеи послевоенной эпохи, Скотт Хэмилтон не только звучал как саксофонист классической свинговой эры, он и выглядел так же - двубортный костюм с длинными лацканами, набриолиненные, аккуратно зачесанные назад волосы, короткие усики; ну, словом, на дворе 1940 год, и никто еще не слышал бибопа!".
В конце 70-х Хэмилтон начал записываться на калифорнийском лейбле Concord, да так и продолжает записываться на нем до сих пор, выпустив уже почти 30 альбомов. Он по-прежнему остается одним из самых консервативных джазовых саксофонистов, что неизменно привлекает к нему ту аудиторию, которая особенно любит "старый добрый джаз" и недопонимает современные направления. Следует еще раз подчеркнуть: Хэмилтон - не стилизатор, не постмодернист, играющий разностилевыми элементами, он просто устроен так, что сознательно живет в музыке шестидесятилетней давности, не интересуясь ничем, что появилось в джазе с тех пор. Открытая и привлекательная позиция - потому что честная. В квартете Скотта Хэмилтона - пианист Джон Пирс, басист Дейв Грин и барабанщик Стив Браун."

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service