ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Бобби Санабриа в Ереване

В середине лета Ереван запестрел афишами, извещающими о предстоящем празднике джаза, который для ереванцев вот уже который год подряд организовывают Посольство США в Армении и фонд Кафесджян. И те, и другие - давние друзья армянских любителей джаза. Под эгидой Госдепа США каждый год в апреле ереванцы имели "Дни джаза", когда местные музыканты получали возможность себя показать и посмотреть на коллег по цеху, которых привозило посольство. Фонд Кафесджян каждое лето организовывает джазовые концерты под открытым небом у себя на "Каскаде". Так что некоторая традиция имеется. Вот и в этом году американское посольство пригласило квартет Quarteto Ache! под руководством барабанщика Бобби Санабриа. Это более чем серьезный музыкант, хорошо известный во всем мире и стоящий на высших ступенях мировой джазовой табели о рангах.
Бобби СанабриаБарабанщик, композитор, аранжировщик, педагог, бэндлидер Бобби Санабриа родился в пуэрториканской семье в Нью-Йорке, в районе Южного Бронкса. Согласно легенде, семнадцатилетний Бобби заболел ударными инструментами, когда впервые попал на концерт "короля" латиноамериканской музыки - перкуссиониста Тито Пуэнте. Говорят, Бобби пробрался за кулисы и, наткнувшись на великого музыканта, попросил разрешить ему послушать концерт. Пуэнте великодушно дал согласие. Так Санабриа вошел в мир музыки, в мир джаза. Подошел он к своему образованию очень серьезно - поступил в знаменитый бостонский музыкальный колледж Бёркли и получил степень бакалавра. После окончания Бобби основал свой собственный ансамбль "Ascension". Его состав и его работы очень быстро попали в разряд "традиционных" и даже "классических" (так назвал творчество Бобби Санабриа престижный профессиональный журнал “Drummer”). Особое место в творчестве Бобби занимало кино, точнее - музыка к кинофильмам. Он её записал великое множество - для большого экрана, телефильмов, документальных фильмов о жизни музыкантов, писал он и для радио. Но самой его большой творческой удачей и высшим достижением является участие в записи музыки к замечательному фильму "Короли мамбо" с молодым Антонио Бандерасом в главной роли. На этом саундтреке Бобби играл вместе с Диззи Гиллеспи, Артуро Сандовалем и другими суперзвездами афро-кубинской музыки. Эта работа была номинирована на премию "Грэмми". Кстати, он еще много раз участвовал в записях, позже становившихся номинантами и обладателями престижной награды американской Академии звукозаписи. Бобби очень гордится своей долгосрочной совместной работой с легендой латиноамериканской музыки Марио Бауза. Он играл в его оркестре, объездил с ним весь свет, записывался на диски (три из которых были также номинированы на Grammy). Вообще, ему всегда везло на партнеров. Диззи Гиллеспи, Монго Сантамария, Пакито Д’Ривера, Чико О’Фаррилл, Марио Бауза, Тито Пуэнте - вот только основные имена из длинного списка. У Бобби Санабриа большое количество наград и призов - от приза "За выдающиеся достижения в области латиноамериканской музыки" до "Лучшего перкуссиониста 2005 года" по версии журнала “Drum!”. В активе у Санабриа 4 сольных альбома. Один из них - “Afro-Cuban Dream” был номинирован на ГРЭММИ как лучший альбом латиноамериканского джаза 2001 года, а Международная ассоциация джазовых журналистов признала этот альбом лучшим в этой же категории. Его следующую работу - 2003 года уже с малым составом, эта же Ассоциация вновь признала лучшей.
В Ереван Бобби Санабриа приехал со своим последним коллективом - квартетом Quarteto Ache! (что на языке йоруба означает "Мощь", "Сила"), в который входили контрабасист Алекс Эрнандес, саксофонист и флейтист Питер Брейнин и специально приглашенный гость - очень популярный в Ереване пианист и композитор Армен Донелян. Квартет выступил с сольным концертом в клубе "Астрал" за день до фестиваля и на "Каскаде" вместе с армянскими музыкантами - квинтетом Time Report, септетом "Ваагн Айрапетян и Katuner", септетом Art Voices и квартетом The Zoo.

Time Report

Time Report, давно уже ставший "иконой" современного армянского джаза, в этом году достойно представлял армянский джаз за рубежом и, если ничего не случится, осенью опять выезжает в зарубежную гастрольную поездку. К сожалению, музыканты почему-то забросили работу в студии, и уже 6-7 лет фанаты не слышали их студийных работ.
Katuner под управлением Ваагна Айрапетяна за последний год совершили гигантский рывок и как-то сразу из начинающей экспериментальной группы превратились в один из лидирующих и востребованных составов, а их дебютный альбом мог бы запросто претендовать на звание лучшей записи года в Армении - как по материалу, по технике исполнения, так и по качеству записи. В качестве прекрасного примера того, что хороших музыкантов в Ереване много, и ещё подрастают, может служить джаз-рок коллектив Art Voices. Ребята эти очень уверенно играют собственный материал, выступают практически на всех сценах, выезжали с концертами в Нагорно-Карабахскую Республику, Россию, Францию и везде получали очень теплый прием. Что касается последнего участника фестиваля квартета The Zoo, то это абсолютно новое образование, судя по составу участников - проповедующее авангардный стиль в музыке, и слушать его весьма интересно: такого на армянской сцене еще не было. Состав интернациональный - местные музыканты Александр Агамян (ударные) и Семен Долмазян (бас), тромбонист Дейв Минасян ( США) и французский саксофонист Матьё Дубуа.
Именно этот коллектив стал главной фишкой фестиваля. Дело в том, что Time Report, уже много лет играющий этно-джазовую программу, как мне кажется, чересчур остепенился и "повзрослел". Никаких фокусов, никаких экспериментов, выходящих за рамки дозволенного, уже очень все идеально. Умопомрачительные соло саксофониста Армена Уснунца и уже признанного во всем мире исполнителя на дудуке и зурне Вардана Григоряна (только за последние пару лет он выступал и записывался с Полом Уинтером и Йо-Йо Ма) и все увеличивающаяся сложность аранжировок дела не спасают - в сущности картина остается всё той же: академической, чересчур правильной и предсказуемой.

Katuner на сей раз, по-моему, переборщили с громкостью и напором (это превращается в их постоянную проблему). Достаточно красивые темы и в меру энергичные на диске, аранжировки на сцене превратились в длиннющие и какие-то агрессивные композиции. К концу их 40-минутного выступления слегка побаливала голова. Их авангард-фолк на сей раз звучал сродни некоему метал-року...

Art Voices - сравнительно новый коллектив, который чем-то напоминает Katuner и по инструментарию (ударные, электробас, гитара, клавишные, два духовика и народные духовые) и по стилистике - развернутые джаз-роковые композиции с явной фольклорной основой. Правда, в отличие от Katuner, они не такие техничные, и звучание коллектива не такое плотное и солидное. Да и рока у них больше, чем джаза. Но слушать их приятно и легко - нету в них той монументальной и немного картинной серьезности, как у Time Report, и того давления на уши и мозги, которое испытываешь, когда слушаешь Katuner.

А вот The Zoo как-то сразу выделился на общем фоне. Во-первых, они единственные, кто не использовал фольклорных мотивов, что в принципе объяснимо: в составе два музыканта - приверженца свинга и бопа. Один, хоть и армянин, но лишь недавно приехавший на историческую родину, а другой - основатель и лидер квартета саксофонист Матьё Дюбуа, чистокровный француз. Он приехал в Ереван года полтора тому назад вместе с африканским музыкантом Али Кейта, исполнителем на балафоне. Отыграл - и ... остался в Армении. Недавно женился здесь же, и теперь пытается найти свою нишу на армянской джазовой сцене. Квартет, который он создал, играет уникальную, никогда ранее не исполнявшуюся в Армении музыку. Это гремучая помесь настроений Мингуса, Колтрейна и традиции нью-орлеанского духа. Чувствовалось, что коллектив абсолютно новый, еще плохо сыгранный, но новизной звучания, тем не менее, он привлек внимание слушателей. Квартет был восторженно принят публикой, и хотя многие мало что поняли, но их зато привлекла новизна самой мысли.

Ну, а потом больше часа играл квартет Бобби Санабриа. Обычно после удачного концерта благодарные слушатели обсуждают талант и фантазию, технику исполнения и красоту мелодий музыканта. На сей раз было немного по-другому. Гораздо больше говорили о глубочайших познаниях Санабриа в области джазовой музыки, мастерстве рассказчика, таланте педагога. Хотя, безусловно, и его чисто исполнительское мастерство широко отмечалось всеми, кто его слушал.

Дело в том, что за день до выступления его более чем часовое интервью ведущему радиостанции "Сити-ФМ" приковало к радиоприемникам тысячи любителей музыки. Лишь в первые минуты программы он отвечал на вопросы, а затем быстро перехватил инициативу в свои руки и превратил, казалось бы, банальную PR-акцию в лекцию по истории латиноамериканской музыки. При этом он пел и играл, барабаня руками по столу, отвечал на вопросы ведущего и радиослушателей. На следующий день его мастер-класс, прошедший на репетиционной "базе" оркестра радио и телевидения, больше походил на акцию в поддержку культуры его родного Пуэрто-Рико, да и всей Южной Америки. Послушав наших музыкантов, он затем буквально заставил всех принять самое активное участие в "мероприятии". Быстро превратив всех находившихся в зале (вне зависимости от того, имеют ли они прямое отношение к профессии музыканта или нет) в перкуссионистов, он настолько ярко и активно повел свое занятие, что через минут 30 несколько десятков взрослых и опытных музыкантов, принадлежащих к самым разным жанрам, с удовольствием и жаром выстукивали экзотические ритмы, энергично танцевали под пение заезжего музыканта. Почти то же произошло и на концертах группы в клубе "Астрал" и на "Каскаде". В программе выступления было приблизительно поровну чистого фольклора и бопа, естественно, преподнесенного через тот же афро-латино фольклор. Если попытаться оценить состав по пятибалльной системе, то лидеру и пианисту я бы поставил пятерки, может даже с плюсом, а вот басист и саксофонист больше тройки (пусть и с плюсом) не тянут. Они просто здорово аккомпанировали. В заключение концерта квартет исполнил гимн города Еревана в таких ритмах и с таким жаром, что ни у кого не осталось сомнения: гимн столицы Армении "Ереван-Эребуни" написал то ли Тито Пуэнте, то ли Диззи Гиллеспи.

Более чем темпераментное музицирование Quarteto Ache! Бобби Санабриа не оставило никого безучастным - пританцовывали, хлопали в такт, подпевали. И опять, как и во время мастер-класса, барабанщик не просто играл и пел, заставляя публику буквально визжать от восторга, а вел очередной урок на тему "Латиноамериканская музыка - ее составляющие и влияние". Послушав его и пообщавшись с ним на протяжении трех вечеров, я наконец-то абсолютно четко понял, чем отличается один стиль от другого, что из чего произошло, почему в латиноамериканской музыке так сильны восточные мотивы и многое другое. Кстати, как местные музыканты потом признавались друг другу, более исчерпывающей и вразумительной информации в этой сфере они не получали. И на обязательном для любого джазового мероприятия постконцертном джем-сешне, когда на одной сцене сошлись армяне и американцы, не обошлось без "урока". Армяне начали играть какую-то латиноамериканскую тему, явно стараясь понравиться и получить одобрение "живого" представителя этой культуры. Конфуз их был велик, когда Санабриа принялся на ходу что-то перестраивать и переучивать их.
Но не только музыкальные темы затрагивались при общении с гостем. Он много и с удовольствием говорил о культуре вообще, истории, политике, человеческих отношениях...
- Должен признаться, что когда мне предложили приехать в Армению, я долго искал на карте - где эта самая Армения находится. С трудом нашел. Хотя у меня много друзей-армян в Нью-Йорке. В основном это, конечно, люди музыки. Известный барабанщик Пол Мотян (Моушн), Джон Уолш, который долгие годы играл роль первого трубача в оркестре великого Тито Пуэнте - его мама армянка, и она воспитала его в армянском духе; другой трубач - Барри Донелян, который играет с самыми крупными звездами американской поп-музыки, джаза и фанка, Стив Никогосян, директор по связям с общественностью фирмы по производству перкуссионных инструментов Latin Percussion, на которых играют все известные музыканты этого стиля, и другие. И вообще, так как я играю музыку в стиле world, то часто контактирую с музыкантами самых разных национальностей и культур, и восточной в первую очередь. Мне приходилось играть на арабских, турецких, греческих и армянских свадьбах, праздниках, так что я хорошо знаком с представителями армянской общины Америки. Но вот так, непосредственно, с Арменией, ее историей, культурой и людьми я сталкиваюсь впервые. Мне повезло. Мой друг, коллега по музыкальному университету и партнер по квартету Армен Донелян, много мне рассказал об истории и культуре вашей страны. Т.е., в принципе, я был готов к тому, что мне предстояло здесь увидеть. Но реальность превзошла мои ожидания. Честно говоря, я думал, что увижу здесь нечто подобное Афганистану или бедной африканской стране. Оказалось, что Ереван - прекрасный город с хорошо, по последней моде одетыми людьми, роскошными магазинами... А какие женщины! Просто обалдеть! Мы тут с ребятами уже второй день обсуждаем только это! Очень красивые, чувственные, оригинальные. Как у нас в Южной Америке. Скажу откровенно, мне такие женщины нравятся гораздо больше, чем холодные европейки. В женщинах на первом месте должны быть чувственность, эмоциональность. И в ваших женщинах это есть. Я вижу.
- Какая у вас богатая история! Меня немного повозили по городу, по стране. Я видел ваши памятники истории, архитектуры. Фантастика! А Матенадаран (хранилище древних рукописей - прим.автора)! Какое богатейшее собрание человеческой мысли, сколько ценнейших книг собрано в одном месте. Ваша наука должна быть на одном из первых мест в мире.
- Самое неизгладимое впечатление на меня произвел Музей геноцида армян в Османской Турции и величественный памятник жертвам Геноцида. Я буквально остолбенел от шока, когда увидел и узнал все это. Все время, пока я был там, я пытался понять, как это могло произойти. Как могут одни люди убивать других только за то, что они верят в другого Бога, у них другие имена и другие обычаи. Мои далекие предки тоже сильно пострадали от захватнических идей испанских конкистадоров. Но все-таки это не то. Мы знаем о геноциде евреев. Но немцы осознали свой поступок, осудили его и сейчас как только могут помогают жертвам преступной политики своего государства середины прошлого века. Насколько я знаю, Турция этого пока не сделала.
- Мне очень понравились армянские музыканты! Честное слово! У них прекрасная техника, богатая фантазия, а самое главное - у них есть неисчерпаемый источник идей и материала в виде вашего фольклора. Некоторые из них неплохо играют и латиноамериканскую музыку. Но вот что видно с первого же взгляда, так это то, что они почти не образованы, им не хватает знаний и теоретической подготовки, того, что называется "школа". Ведь они, в основном, самоучки... Речь не об том, что они закончили консерваторию. Да, они получили классическое образование. Это очень нужно и важно, но джаз - это другая наука, и ей надо учиться специально.
- Будущее джазовой музыки мне видится в союзе с фольклором. Видишь, ли, за последние лет двадцать ничего нового создано не было. Последние эксперименты в области музыки датируются началом 70-х годов. Нет свежих идей. А черпать их надо в фольклоре. Вот я слышал армянских музыкантов, экспериментирующих с народной музыкой (речь шла о Time Report и Katuner - АМ). Получается очень здорово. У вас красивые мелодии, зажигательные ритмы. Давайте, работайте в этом направлении, этно-джаз - это же здорово. Уверен, у вас получится.
- Почему латиноамериканский джаз не называют этно-джазом? Да, это тоже самый настоящий этно-джаз. Но латино-джаз стоит особняком. Дело в том, что кубинская, бразильская музыка и другой фольклор этого континента прочно вписались в джаз, они практически явились его полноправной составляющей, и в результате данный стиль заслужил отдельную самостоятельную нишу в мире джаза. А по сути дела, это тот же этно-джаз, что играют ваши ребята - джазовые приемы плюс народный фольклор. Армянский, кубинский, индийский... разницы нет. Все эти составляющие делают джаз богаче, ярче, интереснее. Так, что я уверен - будущее за этой ветвью джаза. И тут у восточных народов с богатой и самобытной культурой большое будущее.
- Мне часто говорят, что мои выступления больше напоминают мастер-классы, чем просто концерты. Это так. Это моя концепция. Я считаю, что артист должен не просто развлекать, он должен также учить и воспитывать. Человек выйдя из зала должен унести с собой заряд энергии, эмоций и обязательно хоть немного полученных знаний о самой музыке, о народе ее создавшем, о культуре, связанной с этой музыкой. Тогда ему может быть захочется узнать ее лучше и познакомиться с этим народом поближе. Ведь именно так происходит сближение людей. А еще артист должен всегда передавать свои знания и опыт своим начинающим коллегам. Меня с детства привлекали ударные инструменты, и когда мне было лет 12-13, я пробрался за сцену концертного зала где должен был выступать великий музыкант Тито Пуэнте. Охрана хотела выгнать меня, но "Король" (таково было прозвище музыканта) увидел меня и разрешил остаться. А потом дал мне несколько профессиональных советов, которыми я пользуюсь до сегодняшнего дня. Вот это и есть настоящий артист.

Во время всех встреч присутствовал и пианист Армен Донелян.

- Я на протяжении нескольких лет осуществлял свою программу "Джаз в Армении", приезжал, давал мастер классы в консерватории для всех желающих, организовывал студенческие концерты , привозил книги, диски. И мне очень приятно видеть, что многие из тех ребят, кто посещал мои занятия, сейчас активно участвуют в джазовой жизни Армении. Я счастлив, что мои старания не пропали даром. К сожалению, Фонд Фулбрайта, который спонсировал эту программу, отказался в дальнейшем ее финансировать, и мне пришлось прервать эти занятия. Но я сейчас ищу другого спонсора, чтобы продолжить свою программу, и надеюсь, что мне это удастся. А еще я всерьёз думаю о продолжении проекта, начатом в середине 90-х, когда мы вместе с певицей Татевик Оганесян и продюсером Джорджем Авакяном записали альбом с армянскими народными песнями в джазовой аранжировке. У меня уже есть готовый проект - это сольное современное исполнение произведений Комитаса, Саят-Нова и других армянских композиторов прошлого. Теперь нужно это записать и выпустить диск. Что касается новостей личной жизни, то совсем недавно я женился. Правда, жена моя не армянка, у нее ирландские корни, но я очень надеюсь, что скоро привезу ее в Армению и покажу мою родину. Уверен, она ей понравится.

Армен Манукян,
собственный корреспондент "Джаз.Ру" в Ереване

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service