ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #21, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

25 лет высшему джазовому образованию в Ростове

2007 год для ростовских джазменов - юбилейный: в ноябре мы отметили 25-летие высшего джазового образования, день рождения кафедры эстрадно-джазовой музыки в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.
Празднику были посвящены два больших концерта, которые скорее стали своеобразным "международным" фестивалем ростовских музыкантов. Организаторы поступили смело, но, несомненно, правильно, пригласив для участия в джазовом марафоне как совсем молодых музыкантов - учащихся детской джазовой школы им. Кима Назаретова и студентов колледжа искусств, так и маститых, давно ставших популярными музыкантов, гастролирующих по всему миру, но начавших свой творческий путь в нашей консерватории. Юбилей совпал с другой важной датой - в этом году не только эстрадно-джазовое отделение празднует круглую дату, но и вся консерватория. Высшее профессиональное музыкальное образование существует в нашем городе вот уже 40 лет.
Конечно, зал был полон. Причем музыканты, со сцены поздравляющие кафедру во главе с её заведующим Петром Кимовичем Назаретовым, неоднократно отмечали, как удивительно видеть столько знакомых лиц в одном зале. Казалось, здесь все друг друга знают; атмосфера была настолько тёплой, что зрители попросту не хотели расходиться после концерта: ведь многие собравшиеся музыканты (а их было, конечно же, большинство) не виделись много лет.
Сами концерты были настолько разнообразны по содержанию, что скорее, как я уже сказала, походили на фестиваль. А в рамках этих концертов легко сочетались самые разные джазовые направления - и традиционный джаз, и латино, и диксиленд, и фанк, и симфоджаз…

Торжественное открытие праздника было поручено диксиленду Dixiefriends - составу, который уже на протяжении многих лет участвует (и почему-то всегда открывает) ростовские джазовые фестивали. Ансамбль удивительно сплоченный, сыгранный и безупречно чувствующий свой стиль. Только непонятно одно: почему же свой репертуар музыканты вот уже много лет практически не меняют… Темы были настолько знакомы, что слушатели, зная многие из них в исполнении ансамбля Dixiefriends наизусть, подпевали. Даже более того: выступления раз от раза становятся, если можно так выразиться, все более предсказуемы, все "фишки" давно известны, и поэтому хотелось бы пожелать музыкантам внести в репертуар и манеру исполнения хотя бы немного новизны, неожиданности, свежести.
Пока публику развлекал ансамбль Dixiefriends, к выступлению готовился биг-бэнд детской джазовой школы им. Кима Назаретова под управлением Андрея Мачнева. Джаз в исполнении детей, вернее, джаз в профессиональном исполнении школьников, многие из которых находятся ещё в совершенно детском возрасте - явление уникальное и уже само по себе заслуживающее похвалы. Ведь если закрыть глаза и просто слушать их, совсем и не скажешь, что играют дети - настолько безукоризненны их выступления. И, как обычно, после нескольких традиционных джазовых тем бэнд закончил выступление своим коронным номером - песней "Вдоль по Питерской" на пять четвертей, в очень интересной, "театральной" аранжировке лидера оркестра Андрея Мачнева. ещё одной "вишенкой на торте" была их маленькая вокалистка - Соня Стативко, белокурая девочка, которая в прошлом году, например, импровизировала на все той же сцене филармонии с самим Дэннисом Роуландом. Она пела песню под названием "Папа, мама, я и джаз". И пусть кто-то считает, что она ещё слишком мала для таких серьёзных концертов и ещё не совсем осознает музыку, которую поет. Она прекрасно держится на сцене, импровизирует и, самое главное, и ей, и публике всегда нравятся её выступления.
После оваций, которые достались детскому оркестру, в принципе сложно выступать любому взрослому составу. Поэтому почти всегда детский оркестр ставят "под занавес". Это немного почувствовалось во время выступления следующего состава - квартета студентов училища под руководством Юрия Подкользина, молодого талантливого педагога. Сам он играл в этом ансамбле на контрабасе.
Септет пианиста Ильи Филиппова - Давид Сагамонянц (ударные), Максим Вострецов (бас), Владислав Окунев (гитара), Антон Боярских (тромбон), Артем Сарксян (саксофон) и Юрий Сабитов (труба), продолжил концерт. Удивительно, но выступление этого коллектива не отличалось таким высоким уровнем, как обычно. Оно было ярким со стороны, насыщенным по материалу (который опять-таки многие уже не раз слышали в лучшем их исполнении), но несколько "несыгранным" как в плане ансамбля, так и в соло каждого из игравших музыкантов. В нескольких соло самого Ильи появилась некая угловатость, в принципе не присущая его стилю, невыстроенность кульминаций, много "лишних", диссонирующих фраз, часто ненужных в том или ином месте композиции. Куда пропали идеальные мелодические линии, и гармонии, красивые до безумия, которыми всегда восхищались слушатели? Темы вроде бы те же, но вот начинка совершенно иная. Невкусная.
Просто потрясающим было выступление, открывшее второе отделение; это был New Centropezn Quartet, в составе Арам Рустамянц (фортепиано), Андрей Мачнев (саксофон), Виталий Перов (бас) и Григорий Дерацуев (ударные). Музыканты всегда радуют публику отличным вкусом, предпочитая исключительно традиционный джаз. Но в этот раз они немного отступили от своего привычного настроения и "зажгли" по полной программе. Лирическая композиция "Мои университеты", посвященная учителям (а Арам Рустамянц, пианист и нынешний директор детской джазовой школы им. К.А. Назаретова - первый выпускник Петра Назаретова), тронула каждого слушателя. Ансамбль просто не отпускали со сцены! Зал просто гремел несколько минут, а музыканты смущенно улыбались… Это было одно из лучших выступлений за эти два дня. Хочется сказать искреннее спасибо за то, что New Centropezn-квартет так порадовал всех нас!
Игорь Эпштейн (в прошлом контрабасист, а теперь скрипач), вышедший на сцену после выступления квартета, настолько разволновался, что забыл все слова, которые хотел сказать… Маэстро (ректор музыкальной академии в г. Кёльне, Германия), вспоминал, как последний раз стоял на сцене Ростовской областной филармонии ровно 20 лет назад. Вспоминал, как учился вместе с Петром Назаретовым. И сыграл вместе с ним и Павлом Филипповым (контрабас) несколько классических лирических и зажигательных джазовых композиций (с юмором вспомнив, что он окончил все-таки эстрадно-джазовый факультет). Талантливый человек талантлив во всем, и он доказал это всего за несколько минут. Энергетика этого музыканта настолько сильна, что ему не нужно было играть сложных технических элементов, чтобы кому-то что-то доказать (как это принято у многих российских музыкантов). Он играл простые мелодии, а зал был просто "у его ног". Есть чему поучиться!
Следующий ансамбль - необычный: Максим Кабальскис (перкуссия), Давид Сагамонянц и Роберт Галстян (ударные), Игорь Убилава (бас). Интересно, ново и в контексте концерта смотрелось очень выигрышно.
Горячие ритмы продолжил ансамбль Los Mariachos во главе с Андреем Бердниковым и Константином Соколовским (гитара). Сильные гитаристы, большая сыгранная ударно-перкуссионная секция и, конечно, потрясающий латиноамериканец-вокалист завели всех с пол-оборота. Если бы в зале не было кресел, все бы танцевали.
В завершении этого очень большого концерта (а длился он более четырех часов) выступил биг-бэнд Ростовской государственной консерватории под управлением Аркадия Олейникова и приглашенный гость Валерий Колесников (труба). Несколько разнообразных тем удачно завершили первый день юбилея, оставив приятное "послевкусие", которое длилось весь следующий день, пока мы ждали вторую порцию джаза от ростовских джазменов.
Второй день праздника открыл один из лучших составов города - "Дон Супер Бэнд" под управлением тромбониста Виктора Бударина. Ансамбль, играющий музыку любой сложности (конечно, большинство аранжировок принадлежит самому Виктору Георгиевичу) на соответствующем качественном уровне, не может не восхищать. Не говоря уже о том, что само имя Виктора Бударина - эквивалент хорошего стиля и безупречного исполнения. Заданную бэндом высокую планку достойно удержали гитаристы Ара Родица и Валерий Крамаренко, выступившие своим известным дуэтом под названием "Астория". Ансамбль существует уже давно, они безупречно чувствуют и дополняют друг друга. Музыканты создали жаркую испанскую атмосферу; слушать их было легко и приятно, они очень органично вплелись в контекст концерта, оставив в памяти свой яркий образ. Следующий состав - Andrew’s quartet, аспиранты консерватории Андрей Мулюкин (саксофон), Павел Филиппов (контрабас), Елена Лубяная (фортепиано), Алексей Мудраков (ударные), в этом году с успехом съездившие на международный конкурс в Испанию. Выступление было хорошим, ярким и запоминающимся, если бы не одно "но". Конечно, победой на международном конкурсе нужно гордиться, но во всём все-таки нужно чувствовать меру. Я имею в виду тонкую грань, которую просто обязан чувствовать хороший музыкант - грань между осознанием своих высоких профессиональных достижений и самолюбованием. Публика очень восприимчива к этому аспекту выступлений и всё чувствует, особенно если это публика, которая наполнила зал в тот вечер - сплошь музыканты, добрая половина из которых точно такие же лауреаты всех возможных конкурсов. К сожалению, хорошее впечатление от игры квартета немного подпортили финальные поклоны и пламенные речи. Особенно учитывая, что в этот вечер на той же сцене до и после уважаемых музыкантов играли не менее, и даже более, намного более уважаемые, авторитетные музыканты (вспомнить хотя бы потрясающие выступления New-Centropezn-квартета, Игоря Эпштейна), которые говорили меньше, а играли, честно говоря, намного лучше.
Los Flamingos во главе с Лизой Кабоевой (стоит ли говорить о том, что она также лауреат международного конкурса!) продолжили тематику, заданную дуэтом "Астории". Музыканты в стильных рубашках и шляпах устроили настоящее костюмированное представление, а сама Лиза, как обычно, поражала не только вокалом и отличным владением перкуссией, но и своими яркими сценическими нарядами. Выступление ансамбля достойно завершило первое отделение второго дня этого "мини-фестиваля".
"Самый запрещённый из всех запрещённых барабанщиков Виктор Пивторыпавло" (как выразилась ведущая вечера) продолжил концерт вместе с ансамблем Андрея Мордасова. В последние годы Пивторыпавло приглашают практически на все джазовые фестивали, но его игра, в отличие от имени, к сожалению, особенного впечатления не производит, а во время выступлений, опять же к сожалению, в голове мелькает лишь одно: "Ай-ай-ай-ай убили негра". И неясно, какая связь между некогда популярной группой "Запрещённые барабанщики" и джазом?
Следующий дуэт загладил несколько непонятные впечатления от предыдущего ансамбля. Дуэт этот был особенный, единственный в своем роде. В некотором роде можно даже сказать, что это было трио, хотя на сцене было всего два человека. Супруги Георгий и Ангелина Келешьян (совсем скоро ожидающие пополнения в семействе) сыграли потрясающий дуэт на двух роялях. Это была смесь джаза, классики и армянской музыки.
В завершении всего этого музыкального марафона мы услышали симфоджаз под управлением дирижера Юрия Ткаченко, с приглашённым московским дуэтом братьев Ивановых - Андреем Ивановым (контрабас) и выпускником Ростовской консерватории Михаилом Ивановым (фортепиано). Последняя пьеса "Fiesta" (Андрей Иванов), где к джазменам и симфоническому оркестру присоединился Пётр Назаретов - просто "уложила всех на обе лопатки". Это было самое достойное из всех возможных вариантов завершения такого важного юбилея, как 25-летие эстрадно-джазовой кафедры РГК.
Огромное спасибо от всех слушателей в адрес организаторов этих концертов! Это было настоящее зрелище, шоу, праздник. С нетерпением ждем следующей порции фиесты!

Марина Мухаметова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service