ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #22, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Леонид Шинкаренко: "Литовские музыканты стремятся играть себя"

Литовские музыканты не первый год колесят по городам и весям вместе со школой "джазовых передвижников" (как метко охарактеризовал "Джазовую провинцию" уважаемый М. М. Митропольский). За это литовцам большой наш респект - старый друг, как известно, лучше новых двух, и, какие бы музыкальные сюрпризы и открытия ни готовила "Провинция", мы всегда точно знаем, что уж один сет в "провинциальной" программе будет гарантированно отменного качества - литовский. Такая уверенность вносит ощущение стабильности в несколько переменчивый характер фестиваля. Литовские музыканты побывали на "Провинции" самыми разными составами - трио Витаутас Лабутис - Арвидас Иоффе - Леонид Шинкаренко, дуэтом Дэйнюс Пулаускас - Валериус Рамошка, секстетом Дэйнюса Пулаускаса, и наконец, квартетом Леонида Шинкаренко "Jazz Four". Все эти имена в Литве более чем известны. Думаю, в равной степени эти музыканты были бы известны и в России, случись так, что выступления литовцев происходили бы чаще, чем раз в два года. Но граница в некотором роде на замке, и как говорят сами музыканты, им проще добраться до Европы, нежели до России. Потому и получается, что с современной импровизационной музыкой из Прибалтики мало кто в России знаком очень уж хорошо и напрямую. Но, тем не менее бескрайний Интернет и www.jazz.ru нам в помощь, было бы желание…
Так вот складывается ощущение, что музыкальная жизнь в Литве кипит и бурлит: ежегодно проводится шесть ежегодных международных фестивалей (это при том, что в Литве проживает всего-то пол-Москвы, если не меньше); есть множество интересных музыкантов разных возрастов, "ищущих себя" в самых разных направлениях; налицо полный спектр джазового образования. Все это не может не добавлять уважения к маленькой европейской стране, и никакие политики тому не помеха.
Последние два года по "Провинции" путешествует замечательный квартет Jazz Four, детище бас-гитариста Леонида Шинкаренко. В качестве бэндлидера Шинкаренко дебютировал в 1997 году - тогда вышел первый диск "Sagittarius". Далее последовал диск "Le Bolero". Оба альбома принесли известность Леониду Шинкарекно как автору очаровательных и мелодичных баллад - так написано на сайте www.nidajazz.lt ("Both editions made Leonid Shinkarenko popular as an author of fascinating and melodious ballads"). На счету квартета множество выступлений в Европе и Азии. Представим участников: на бас-гитаре играет Леонид Шинкаренко, он же является автором всех композиций, плюс Дайнюс Пулаускас (клавишные), Валериюс Рамошка (труба и флюгельгорн) и Линас Буда (ударные).
Эта компания давно и надежно зарекомендовала себя как великолепные музыканты, которые считают делом чести каждый год привозить новые программы. Jazz Four - это отличный фьюжн с балтийским акцентом, изысканный, мелодичный, интеллигентный, нескучный, эмоциональный и какой-то… совершенный, что ли. Мастерские аранжировки, великолепное владение инструментами и абсолютная сыгранность коллектива; добавим сюда отличное чувство юмора - вот некоторые секреты, почему традиционно выступления литовцев становятся одним из "гвоздей программы". Так было и на это раз.
Мы беседуем с бас-гитаристом и композитором Леонидом Шинкаренко сразу после окончания фестивального сета:

Зная, что за литовскими музыкантами не водится дурной привычки повторять одни и те же программы из года в год, прошу рассказать вас о нынешней…

- Это композиции с диска "Remembrance in jazz", который посвящен памяти литовского теннисиста Витаса Герулайтиса. Честно говоря, это не такая уж новая программа, диск вышел два года назад, но в России эти вещи мы еще не исполняли. Диск уже трижды переиздавался. Например, в Барселоне был всемирный конгресс теннисных федераций, во время которого звучала музыка с этой пластинки, и он мигом разошелся в 250 стран. Такая вот рекламная кампания неожиданно получилась… Его также переиздала испанская фирма Frank Andrada Music - эта фирма переиздает классику и джаз.
Но сам я редко слушаю "Remembrance…". Я на какое-то время забыл про этот диск. Не знаю почему… Он вызывает странные чувства, грустные… Но вот недавно послушал - и захотелось поиграть эту музыку на фестивале…

Предыдущие работы, скажем, диск "Sаgittarius" вам нравятся в большей степени?

- О, "Sаgittarius" - это начало! 1997 год. Тогда все было по-другому. Но вообще-то они мне совсем не нравятся, ни один диск, ни другой.

Не красного словца ради скажу вот что - ваши композиции очень мелодичны, образны, из разряда тех, которые моментально западают в душу. В общем, "вкусные" такие мелодии. Всегда казалось, что у каждой из них есть какая-то история…

- Ну да, в общем, верно подмечено.

Скажем, "Рождественская баллада" с пластинки "Sаggitarius" - музыка со сказочным настроением, которая буквально просится к какой-нибудь истории про зимние чудеса…

- Да, однажды в костеле я увидел маленького мальчика, который стоял на хорах и пел. Это и было где-то под Рождество. Очень чистая, светлая картинка, такая немного торжественная и загадочная. Оставалось "зарисовать" её…

Альбом "Remembrance in jazz", который вы упомянули в начале разговора, имеет посвящение - памяти теннисиста Витаса Герулайтиса. Что за история связана с Витасом Герулайтисом, откуда появилась идея сделать такой диск?

- Это грустная история - Герулайтису так никогда и не довелось побывать в Литве. Он родился в Америке, очень стремился побывать в Литве, в те годы это было сложно сделать, но не довелось. Жаль, хороший человек, потрясающий спортсмен, но он погиб рано, в 40 лет… А еще он был музыкант, рок-н-ролльщик, его друзьями были Джонни Маккинрой и Джимми Коннорс, и вот они вместе играли на каких-то вечеринках… Почему родилось все это? Я уже лет двадцать пять как играю в теннис. На этой же почве подружился с президентом теннисной федерации Литвы Лютаурасом Радзявичюсом (Liutauras Radzevicius), он приходит на мои концерты, такой вот джазовый фанат… Он-то мне и предложил сделать диск к 10-летию со дня смерти Герулайтиса.

"Грустно и светло" - это же настроение характерно и для баллады "Le Bolero". Последний раз она звучала аж два года назад, но, тем не менее, зрители попросили вас сыграть ее еще раз. Именно про "Le Bolero" один благодарный джазовый человек со слезами на глазах сказал: "Душу порвали…"

- "Le Bolero" - это очень личное переживание... Такая грустная музыка появляется в переломные моменты, когда что-то кардинально меняется в жизни. Такие моменты бывают у всех, и я думаю, все понимают, о чем эта музыка…

Не могу не спросить про "Нуки" - чудную, задорную пьесу…

- Нуки - пьеса, посвященная собаке. К сожалению, всех своих собак я уже похоронил, и Нуки тоже… История такая - этого пса я подобрал. Однажды зимой ехал на машине. Шел снег, дорога была такая мокрая, слякоть... А эта собака лежала на дороге, не шевелилась, ее машина сбила. Я ее уже объехал, потом посмотрел в зеркало - смотрю, а он голову поднимает. Сзади еще несся грузовик, но он сумел как-то объехать этого пса… В общем, повезло ему. Это был русский спаниель. Весь израненный, покалеченный, грязный… Притормозил, вернулся к нему, положил в машину и привез домой. Очень умным и преданным существом оказался этот пес. Он уже был в годах, но прожил еще лет восемь. Нуки так и остался хромым, бегал на трех лапах. Кстати, если вы заметили, в этой композиции ритм неровный, 7/4... Когда мы ходили с ним в лес гулять, я наблюдал за ним - он так стремительно носился за кошками, за зайцами так, будто и не было у него никакой больной лапы… Вот такое посвящение собаке…

Иногда в ваших композициях проскальзывают какие-то фольклорные мотивы, но, поскольку с литовской народной музыкой не очень-то хорошо знакома, то сложно утверждать… Когда-нибудь вам доводилось целенаправленно экспериментировать с этнической музыкой?

- Естественно, что есть такие интонации, мы же все из народа… Хотя эти темы и ни на что не похожи, ни одной фольклорной мелодии я не использую и целенаправленно с этнической музыкой никогда не работал. Со своим первым джазовым составом, в 80-е годы, мы использовали литовский фольклор, но очень немного. Потом от этого ушли. Да и не нужно - мелодии рождаются и без этого. Хотя нет! Совсем недавно мы с Владимиром Чекасиным делали проект, где соединили фольклор с музыкой и прочим. Несколько лет подряд я организую джазовый фестиваль в маленьком курортном местечке Нида. Это место очень любят литовцы для отдыха. Так вот на последнем фестивале мы с Чекасиным сделали абсолютно сумасшедший перфоманс - перед сценой был бассейн, в котором плавали русалки. Было лазерное шоу, пиротехника, отличный грим и прочее. Был замечательный бэк-вокал, это литовская вокальная группа "Киви", девушки поют очень здорово. Плюс был мой Jazz Four и, конечно же, сам фантастический Чекасин. Еще одна девушка читала сказку - потому что это и была сказка по сценарию. Такое сумасшествие получилось, ну очень здорово! Заканчивалась эта сказка "Le Bolero". В общем, "вкусно" так получилось. И забавно очень.

"Вкусно" - это очень подходящее слово к тому, что в Литве с музыкой происходит, так мне кажется. Вот эта ориентация на поиск чего-то собственного, самобытного с чем связано - только ли с присутствием в свое время легендарного Трио Ганелина - Тарасова - Чекасина? Или с чем-то еще? А может быть, дело в том, что Чекасин в свое время не побоялся стать педагогом?

- Конечно, присутствие Трио Ганелина - Тарасова - Чекасина во многом определило тот факт, что в Литве много джаза, много музыкальных экспериментов, масса музыкантов высокого уровня. Причем, повлияла не столько сама музыка легендарного Трио ГТЧ, сколько сами эти личности, их подход к музыке, да и к жизни в общем. Они "играли себя" - и это главный фактор того, что литовские музыканты тоже стремятся "играть себя". Не американскую музыку, не чью-либо еще. Нет, упрямо желают играть свое собственное, то, что у них в голове и в сердце. Конечно, Чекасин вырастил плеяду блестящих музыкантов-саксофонистов, скажем, Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис и другие, но он оказал огромное влияние и на всех остальных. Я ведь тоже у него учился - не музыке непосредственно, а как к ней надо подходить и что самое главное в музыке…

…и что самое главное в музыке?

- Пауза… (улыбается). Самое главное - содержание, мысли, свои, что самое главное… Музыка - это такой же способ выразить себя, как и поэзия или живопись. Художник пишет красками, но он же рассказывает нам свои мысли, про свои страдания и радости… - В свое время Ренуара ученики спрашивали - что важнее: как рисовать или что рисовать? Он им ответил: "Самое главное - кто рисует…" - Конечно же, это все о роли личности в искусстве, но к осознанию этого надо подойти. Дело не только в жизненном опыте - к пониманию этой мысли можно и в молодости подойти, если ты на правильном пути. Чекасин не нотам учит - он как раз и направляет.

В связи с этим вопрос такой: что думаете по поводу литовских молодых музыкантов? К сожалению, литовские диски, тем паче с записями молодых музыкантов, которые никогда здесь не выступали, не очень легко найти в России, но все же можно. Интернет нам в помощь. Мне кажется, сейчас в Литве масса интересных имен - саксофонисты Людас Моцкунас и Александр Райченокс, пианистка Андре Пабарчуте и те, кто ее окружает в проекте Saga - скажем, Витис Нивинскас или Мариус Алекса, другие молодые да ранние...

- Да, все это очень перспективные люди. Может, не все еще готовы, но они потенциальные люди, это точно. Людас Моцкунас идет правильным путем, много и хорошо играет, участвует в самых разных проектах, в том числе и с европейскими музыкантами. Андре Пабарчуте - очень интересная девушка, пианистка, вокалистка, у нее множество проектов, и, наверное, еще столько же в голове. Мы с ней работали в Литве, ездили в Швецию с программой - мне понравилось это сотрудничество, думаю, что оно продолжится. Александр Райченокс очень талантливый музыкант. Можно еще назвать Яна Максимовича. Да много кого..
Есть множество музыкантов, которые "научены", "обучены" - что и как правильно играть - но это не всегда себя оправдывает и не всегда интересно получается на выходе… Должно быть вот это самое "кто рисует". Должно быть это. По-моему, это у литовских музыкантов есть, это от Трио пошло, безусловно. Думаю, это традиция такая - искать себя. И находить. Традиция неформально мыслить… Так важнее всего …

Беседовала Татьяна Бавыкина

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service