ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #23, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Джазовый декабрь в Ростове

Последний месяц 2007 года запомнился ростовчанам двумя важными событиями - юбилеем одного из важнейших фигур ростовского джаза Адама Терацуяна и очередным концертом джазового фестиваля, который начался в сентябре этого года и продлится до мая 2008 года, «Центр им. Кима Назаретова представляет».
Адам Терацуян (за роялем - Кристина Крит)В воскресенье, 9 декабря, музыкальный Ростов праздновал двадцатилетие творческой деятельности известного ростовского джазового музыканта - контрабасиста Адама Мартыновича Терацуяна. Человек этот уникален, потому что на самом деле очень редко музыкантам удается соединить два таких разных таланта, какие успешно сочетает в себе Адам Терацуян - исполнительский и преподавательский. Уже на протяжении многих лет он очень успешен и востребован как исполнитель, и, похоже, кульминация его творческой деятельности ещё только впереди. В то же время он прирожденный педагог, успешно работающий с музыкантами разных возрастов, подаривший миру (в прямом смысле этого слова) целый ряд талантливых и высокопрофессиональных музыкантов, причем играющих не только на контрабасе, в чём, собственно, слушатели убеждались весь концерт.
Юбилей маэстро прошел довольно скромно, в камерной обстановке. Но это нисколько не умаляет значимости произошедшего события. Потому что таких людей, как Адам Мартынович, единицы.
Концерт вела музыковед, профессор Ростовской Государственной консерватории Галина Евгеньевна Калошина. Будучи большим знатоком не только классической музыки, но и искусств в самом широком смысле этого слова, она умело создала (впрочем, как и всегда в концертах, которые она ведет) нужную атмосферу. Четыре разноплановых коллектива, музыкантам которых посчастливилось учиться у маэстро, создали яркий «портрет» Адама Терацуяна.
Открыл концерт ансамбль самого Адама Мартыновича, более широко известный под названием Hi Fly, в составе: Максим Кабальскис (ударные), Кристина Крит (фортепиано), Оксана Панченко (вокал), и, конечно же, Адам Терацуян (контрабас). Непосредственной ученицей Адама Мартыновича была вокалистка Оксана Панченко. И это был первый сюрприз для непосвященных: как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Несколько композиций, исполненных Оксаной, вполне ясно дали понять, что один из немногих педагогов именно джазового вокала, способный открыть дорогу певицам, исполняющим джаз (ещё раз повторюсь, таких сейчас в Ростове насчитывается не более десятка) - Адам Терацуян. Слушать Оксану было, как всегда, приятно. Несмотря на то, что она никогда не поражала силой голоса, её голос завораживает своей «легатностью» (если можно так выразиться), мягкостью и вниманием к каждой фразе, к каждой ноте. Ещё один ученик Адама Мартыновича дополнил своим выступлением картину этого ансамбля. Виталий Хетушко, обычно играющий на контрабасе, здесь солировал на аккордеоне. Кстати сказать, и сам Адам Мартынович долгое время, ещё в самом начале своего творческого пути, играл на баяне и даже закончил Ростовское училище искусств именно как баянист. Теперь, спустя годы, он вводит в джаз довольно не характерный для этого стиля инструмент - аккордеон. А мы получили массу удовольствия от этого ещё довольно необычного сочетания тембров. Конечно, Виталий немного волновался, но в целом он отлично справился с подобным «экспериментом». А Адам Мартынович заверил нас, что Виталий Хетушко станет прекрасным джазовым аккордеонистом мирового уровня. Конечно, никто не сомневался в его словах! Уверена, и это ему под силу.
Ансамбль сыграл несколько композиций, написанных пианисткой ансамбля Кристиной Крит (из её цикла «Джазовые игрушки»), авторскую тему «If You Want» Адама Терацуяна. Завершила выступление тема, ставшая традиционной для ансамбля Hi Fly - «That’s All» в прекрасном исполнении Оксаны.
Концерт продолжил ансамбль, возглавляемый ученицей Адама Терацуяна. Трио в составе Антона Ракши (фортепиано), Романа Турецких (ударные) и Валерии Шишиной (контрабас). Хрупкая Валерия, единственная джазовая контрабасистка в Ростове-на-Дону, да ещё и возглавляющая мужской коллектив (пусть немногочисленный), показала нам, что инструмент этот по силам не только мужчинам! Ансамбль исполнил три композиции, одна из которых было написана Валерией, но пока, к сожалению, названия не имеет. В данный момент Валерия Шишина учится по классу контрабаса у Адама Мартыновича в консерватории, а хороший старт её карьере уже положен. Что ж, ждем новых успехов!
Молодые музыканты Дмитрий Беляков (фортепиано) и Виталий Хетушко (теперь на контрабасе) - участники следующего ансамбля. Трио дополнял педагог Ростовского училища искусств, по совместительству являющийся одним из лучших барабанщиков Ростова - уже выступавший ранее в этот вечер в составе ансамбля Hi Fly Максим Кабальскис (ударные). Одна из композиций, исполненных ансамблем, «Slow and Lazy», принадлежит лидеру ансамбля Дмитрию Белякову. Трио достойно дополнило своим выступлением общую картину концерта, несмотря на то, что музыканты ещё на самом деле очень молоды и только набираются опыта в подобных выступлениях.
Завершал концерт ансамбль выпускников консерватории, братьев Павла и Ильи Филипповых (причем оба являлись учениками Адама Мартыновича ещё в музыкальной школе) в составе: Максим Кабальскис (ударные), Максим Бакаев (труба), Евгений Белин (тромбон), Илья Филиппов (фортепиано) и Павел Филиппов (контрабас). Павел на сегодняшний день является единственным джазовым контрабасистом в России, имеющим аспирантское образование. Конечно, не стоит говорить о том, что в аспирантуре он учился также у Адама Терацуяна. Свой выпускной экзамен из аспирантуры он достойно сдал совсем недавно. А Илья окончил консерваторию только в этом году, и, несмотря на это, за его плечами уже несколько успешных выездов за границу на международные конкурсы. Сам ансамбль, как отметила Галина Калошина, дважды побывал в Испании (Бильбао), правда, в несколько модифицированном составе - без Бакаева, Кабальскиса и Ильи Филиппова. И оба раза одерживал оглушительные победы, одна из которых - Гран-при.
Саунд квинтета имел совершенно особое качество за счет того, что звучание фортепиано дополнялось клавишами. Это было, безусловно, выгодное завершение концерта, закрепившее наше хорошее настроение в этот дождливый декабрьский день. Хочется пожелать только одного: чтобы творческий фейерверк Адама Мартыновича Терацуяна ещё много-много лет радовал нас. Потому что этот человек - один из знаковых фигур в ростовском джазе, и истинный мастер своего дела.

А в среду, 12 декабря, в большом зале филармонии прошел IV фестиваль «Джазовый центр им. Кима Назаретова представляет». Сам этот фестиваль очень интересен хотя бы тем, что предыдущие три его концерта проходили не как обычно, один раз в году, а в течение осени 2007 года. Более того, фестиваль будет проходить раз в месяц до конца весеннего концертного сезона 2008, то есть устроители постарались сделать восемь больших, интересных концертов, и все это (что особо важно и интересно!) в рамках одного фестиваля.
Концерт, состоявшийся в декабре, был посвящен одному из ведущих медных духовых инструментов в джазе - тромбону, и, конечно, собрал лучших исполнителей Ростова-на-Дону. И был посвящен лучшему преподавателю, единственному профессору джазовой музыки в Ростове-на-Дону Виктору Георгиевичу Бударину, который уже на протяжении многих лет готовит к профессиональной жизни лучших тромбонистов в Ростовской государственной консерватории.
«Дон-супербэнд», оркестр, руководителем и дирижером которого является В.Г. Бударин, открывал и завершал этот концерт. О высоком профессионализме этого коллектива уже сказано много слов, дополнять которые просто не имеет смысла. Если в афишах указано имя Виктора Бударина и этот состав, качество которого, кстати, целиком и полностью обнаруживает его емкое и звучное название, можно не сомневаться, что зал будет заполнен - настолько хорошо известно имя этого бэндлидера даже в кругах, далеких от профессиональных музыкантов. Жаль только, что этот суперпрофессиональный коллектив сыграл всего несколько тем.
Середина концерта была посвящена ансамблям различного рода, но обязательно с солирующим тромбоном во главе. Каждый следующий номер приятно удивлял; концерт напоминал, как ни странно, некое подобие шоу. Все номера были «театральны» в лучшем смысле слова, а так как публика очень хорошо реагирует на всё, что связано с яркой и эффектной музыкой на сцене, концерт был принят просто «на ура». Профессионалы, собравшиеся в зале, впрочем, тоже остались довольны. Качеством игры каждого из собравшихся на сцене музыкантов нельзя не восхищаться. Все они очень разные, с индивидуальным подходом к творчеству и с вполне «различаемой» манерой игры (если кто слушал каждого хотя бы пару-тройку раз). А слушать этих инструменталистов предоставляется масса возможностей - на знаменитых консерваторских концертах «Джаз в полдень», и на фестивалях (к счастью, у нас сейчас их масса, и год от года подобных мероприятий все больше).
Ансамблей различного рода было действительно много, но все они состоялись благодаря достойной поддержке ритм-секции в составе бессменных в этот вечер Александра Мудракова (ударные), Павла Филиппова (контрабас), Ильи Филиппова (фортепиано). Среди большого количества музыкального материала хочется отметить несколько тем, действительно оставивших сильные впечатления. Это тема Кола Портера «It’s All Right», сыгранная Игорем Федюниным в очень быстром темпе, и «Пьеса» Телониуса Монка, в которой солировал Евгений Белин, показавший просто блестящее владение сложным приемом языковой техники. Очень сильный квартет тромбонов в составе Вячеслав Числов, Игорь Федюнин, Михаил Фалеев, и, конечно, Евгений Белин, который сыграл a cappella тему «Четыре тромбона», сложнейшую, с обилием пауз и ритмических изощрений, многочисленными tutti и одновременной игрой всех четырех солистов в ритмическом унисоне.
Евгений БелинБыла и одна тема, которая, думаю, произвела противоречивое впечатление. Сыграна она была Евгением Белиным (аранжировка также принадлежит ему) и Ильёй Филипповым, причем не просто так, а «под минус», поверх записанного фона. Такой приём уже довольно смело и широко используется в современной классической музыке, когда на уже записанный материал (который сложно воспроизвести в данной обстановке концерта) музыканты играют соло. Но вот в джазе такую практику широко используют пока лишь на экзаменах. На мой взгляд, там её лучше и оставить, за плотно закрытой дверью кабинета. И хотя «минус» должен был составить важную художественную опору теме «Come Rain Or Come Shine», так как он при помощи «скрипок» создавал настроение, настроение создалось отнюдь не радостное. Или, конечно, все должно было быть намного качественнее (сам записанный материал имел дешёвое звучание). Тем более что в век высоких технологий это совсем не сложно!
А вершиной вечера, конечно, стал секстет тромбонов a cappella. Как отметил Юрий Кинус, который предварял выступление каждого номера, такой ансамбль редко где можно услышать, и уж точно теперь не в Ростове. У нас секстет тромбонов - явление, можно так сказать, исключительного характера. Не мудрено, что своей игрой они вызвали волну оваций! К квартету, уже игравшему на сцене ранее, присоединились Алексей Зайцев и Антон Боярских. Они исполнили несколько потрясающих номеров, среди которых особенное впечатление произвели темы Декстера Гордона «Жареные бананы» в аранжировке Виктора Бударина и Евгения Белина, и Антонио Карлоса Жобима «Девушка из Ипанемы» (здесь вместе с секстетом играл гитарист «Донсупербэнда» Анатолий Романенко).
Завершил концерт, как уже было сказано, снова «Дон-супербэнд», игравший авторскую композицию Виктора Бударина под его же управлением, окончательно сразив слушателей. Небольшой (что было очень жаль), но насыщенный концерт оставил самые тёплые воспоминания. И с полной уверенностью можно сказать, что это был один из лучших концертов из уже состоявшихся из цикла «Центр Кима Назаретова представляет».

Марина Мухаметова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service