ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #30
Валерий Белинов: "У меня все концерты - аншлаговые"
Валерий БелиновТы родился, вырос, стал известным музыкантом в Риге, играл в таких популярных джаз-роковых коллективах, как Modo и Radar. А теперь ты живешь в Питере. Как ты оказался в этом городе и чем там занимаешься?
- В Петербург я приехал в 1991 году - у меня был заказ на большую работу по написанию музыки... Постепенно я стал поигрывать с группой, которая называлась Shakuhachi (название традиционной японской флейты - ред.). Это был проект в стиле нью-эйдж, мой и саксофониста Владимира Максимова. Я проработал в этой группе до 93-го года, а потом он распался, потому что уехали в Нью-Йорк одновременно певица и саксофонист. Сейчас они меня зовут туда, но мне пока сложно туда выбраться. Но какое-то продолжение работы с ними у меня, видимо, будет. А тогда я оказался на улице - ни работы, ничего... Я пошел в существовавший тогда арт-клуб на Грибоедова, 3, и там стал работать с группой, которая быстро получила название Led ZeBelinov - в ней я вернулся к своей старой теме, к блюзу. Я стал петь (до этого я очень мало пел), стал вспоминать свои старые проекты, в частности, группу Opus (это 75-й год), и это привело к очень большому творческому подъему в течение нескольких летних месяцев 93-го года. Потом я собирался в Америку, но не попал туда по ряду причин, а в начале 94-го был организован так называемый "Таврический" джаз-клуб, то, что потом последовательно превращалось в "Новый джаз-клуб" и - в последние годы - в клуб JFC. Там я работал с группой, которая впоследствии получила имя BBB - Belinov Blues Band. И практически тогда же - осенью 94-го - меня пригласил Давид Голощекин, предложив у него в Джазовой филармонии сделать программу, целиком состоящую из блюзов. Он сказал: все знают, что ты играешь джаз, фьюжн, но меня интересует именно эта тема - классический блюз. Петербург - город классический, и люди, сказал он, должны тебя узнать именно с классической "фишкой". Моим продюсером в этом смысле стал саксофонист Михаил Костюшкин - Додик (Давид Голощекин - ред.) до первого концерта, который состоялся 12 ноября 1994 года, даже толком не слышал. Я выступил
в Филармонии и после этого года два работал у Додика. (Один из совместных концертов Голощекина и Белинова неоднократно был показан по телеканалу "Культура" - ред.). С этого времени я стал реально заниматься блюзом. То есть блюзы я играл и до этого, просто никогда не думал, что смогу делать полностью блюзовое шоу. И вот с этого момента я стал работать в клубах - выступил практически во всех питерских клубах, Додик сделал мне рекламу на радио (постоянно крутил мои записи в своих передачах). Я записал кассету "Just Like I Play", достаточно хорошо отражавшую мою концепцию того периода. С тех пор и по сегодняшний день я очень серьезно занимаюсь блюзом.
Что такое Блюзовая ассоциация и с чем связано ее появление?
- Я участвовал в открытии клуба под названием Jimi Hendrix, но, к сожалению... К сожалению, это - бывшая шашлычная. С хозяином клуба мои отношения обострились довольно быстро, потому что у него меркантильный интерес, а у меня - так сказать, культурологический. Он платит на группу восемьсот рублей, столько же, сколько группы получали год назад, до кризиса. Но тогда это было 80 долларов, а для музыканта в группе из четырех человек получать пару раз в неделю по двадцать долларов - это нормально. Сейчас же восемьсот рублей - это тридцать долларов. Так что мы - BBB и еще три группы - отказались работать в этом клубе и основали Ассоциацию блюзовых музыкантов, которая должна стать профсоюзом, чтобы защищать наши интересы.
Больше того, к нам примыкает довольно много людей, готовых вложить деньги - как только Ассоциация будет официально зарегистрирована и у нее будет счет, можно будет говорить о создании собственного блюзового клуба. Все пришли к выводу, что Белинов может открыть свой собственный клуб и люди будут ходить его слушать: у меня все концерты - аншлаговые.
Но группа BBB существует?
- Группа постоянно претерпевает какие-то изменения, ведь музыкантов довольно сложно удержать, когда нет какого-то постоянного заработка. Теми не менее идея живет и даже находится сейчас в состоянии нового витка.
Ты не только блюзовый музыкант: ты ведь работаешь и в джазе, и в джаз-роке...
- В основном я сотрудничаю с Андреем Кондаковым. Мы познакомились еще в "Таврическом" клубе, президентом которого он был избран. У него хорошие связи с Владимиром Фейертагом, с его фирмой "Интерджаз" - с одной стороны, а с другой - с Европой, с Америкой. Сейчас он - президент или арт-директор клуба JFC, так что все называют этот клуб клубом Кондакова. С Андреем мы объединились на почве любви к музыке фьюжн. Мы оба - композиторы, много пишем в этом жанре. Да и потом, я всегда много сотрудничал с джазменами, все заметные питерские джазовые музыканты переиграли у меня в группе - кто в составе, кто как special guest. И не только петербургские, в 1997 г. мы, например, на московском радио "Ракурс" записали часовой концерт "The Doors In Blue" в прямом эфире - BBB и саксофонист Толя Герасимов, который тогда только переехал из Нью-Йорка в Москву. А Андрей Кондаков, кстати, три года считался фактически членом группы BBB, просто он много гастролирует сам, поэтому не может быть постоянным членом состава. И он постоянно приглашал меня играть с ним. Кончилось тем, что в 98-м году мы создали проект, который называется "Без Адреса" - с участием моего бывшего ученика, бас-гитариста Андрея Светлова, который сейчас живет в Париже. В течение прошлого года мы с этим проектом участвовали в пяти фестивалях, в том числе в Независимом фестивале Игоря Бутмана в Москве. Но приглашать Андрея Светлова из Парижа постоянно мы не можем, поэтому прошлой зимой родился еще один состав, он так и называется Belinov-Kondakov Project. Там мы играем только нашу авторскую музыку, мою и Андрея. Там участвует роскошный классический контрабасист Григорий Воскобойник и барабанщик Александр Машин. Но, поскольку Машин сейчас переехал в Москву, все чаще с нами играет барабанщик "Без Адреса" Сергей Остроумов, так что оба наших совместных состава понемногу сливаются в один. Единственное, чем теперь отличается "Без Адреса" - наличием Светлова: например, он приедет в сентябре на фестиваль в Днепропетровске, который организует Андрей Кондаков и где мы будем играть как "Без Адреса". Этим составом мы записали альбом, материал которого сейчас лежит на "Богеме Мьюзик" и ждет издания.
Как ты определишь стилистику этих проектов?
- Это посткоммерческий фьюжн, или джаз-поп. Легкая, приятная музыка, которая может создавать хорошее настроение, может быть приятным фоном, но может иметь и отдельную ценность, если слушать ее на концерте. Но я не разделяю свои пути: я могу играть джаз, блюз, фьюжн, но для меня все это - часть единого целого.

Беседовал Константин Волков

На первую страницу номера