ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3, 2008

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

"МузЭнерго": своими руками

Дайте мне точку опоры, и я переверну землю.
Архимед

Бессменный руководитель легендарного джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес, рассуждая о материях менее глобальных, сказал несколько иначе: «Дайте мне пять надёжных человек, и я проведу фестиваль». Но современные реалии таковы, что и давно умерший учёный, и находящийся в полном здравии организатор кажутся людьми из одинаково далёкого прошлого. Уже мало кто понимает, как можно заинтересоваться культурным событием как таковым, не узнав и не проанализировав стоимость билетов. А любая стоимость всегда подлежит экспертной оценке, против которой организатору сказать нечего: «да за такие деньги я бы и на Колтрейна не пошёл».
Нас давно приучили к магическому звучанию слов «шоу-бизнес», заставив поверить, что слово «шоу» накрывает собой всю мыслимую музыку, а заодно и кино с театром. Мы, зрители, знаем и ценим свой небольшой круг любимцев, а ко всем остальным относимся примерно одинаково. К поющим под фонограмму эстрадным звёздам. К академическим музыкантам с их аккуратными костюмами и заведомо качественным репертуаром. К рокерам с их неаккуратными костюмами и заведомо сомнительным репертуаром. К представителям менее распространённых стилей, о которых мы порой и вовсе ничего не можем сказать, но всё-таки судим с позиций того же «шоу-бизнеса».
А весь «шоу-бизнес» - это всего лишь несколько основополагающих вещей. Проект, который будет проходить на конкретной сцене в конкретном городе. Музыка, которую будут играть в рамках этого проекта. Сопровождающая программа, которая будет обрамлять эту музыку. И финансы, которые позволят пригласить музыкантов и которые будут частично вынуты из наших кошельков в виде платы за входные билеты. Всё.
24 и 25 февраля в подмосковном наукограде Дубна пройдёт фестиваль «МузЭнерго», стилистика которого настолько широка, что от него никак не отстанет данное слушателями определение «джазового». И как-то так получается, что этот фестиваль - не шоу-бизнес, а частная инициатива человека, который когда-то был слушателем. Моя личная, в общем-то, инициатива - к счастью, поддержанная помощью других людей, которую трудно переоценить. И мне почему-то хочется рассказать об этом фестивале не в терминах «приходите на огонёк», а с точки зрения того, как такое событие растёт изнутри. Наверное, потому, что я вижу: это событие получается - получается по всем фронтам, и наверняка кому-то из ещё слушателей будет интересно, как из слушателей переходят в организаторы.

ПРОЕКТ

Для каждой сложной проблемы имеется простое решение, и это решение неправильное.
Умберто Эко, «Маятник Фуко»

Если считать, что проект не направлен исключительно на зарабатывание миллионов (а именно на это, каких бы государственных и «рейтинговых» званий ни удостаивались исполнители-однодневки, их деятельность и направлена), то у него должна быть чёткая культурная концепция. Исполнитель должен не просто спеть «Зайку мою», а дать слушателю то, чего тот не в состоянии услышать в маршрутке или купить на распродаже вместе с веником-полуавтоматом и банкой консервов. В идеальном случае - показать грамотно подготовленному слушателю музыку, о которой тот вообще не подозревал, но которая гармонично и естественно ложится на его образ мышления. Исполнитель должен быть открытым и оригинальным в изначальном смысле слова: не эксцентричным и не позёром, а создающим что-то своё. И это не обязательно только «высокое искусство»: такими оригинальными артистами были в своё время и Шостакович, и группа «Битлз».
Простое решение в данном случае - это обратиться к «профессионалам». И можете не сомневаться, в любой отдельно взятый город с охотой привезут (за соответствующие миллионы) четыре сцены размером с Тадж-Махал, из окрестных областей съедутся все, кому не лень, и местные коммунальные службы ещё месяц будут убирать бутылки из-под пива и мятые упаковки из-под чипсов. Или, как вариант, какой-нибудь «авторитетный товарищ из Москвы» грамотно подберёт культурную программу для показа в престижном зале.
А вот сложное решение - это сделать праздник самостоятельно. Не ронять шапки перед авторитетами и дать высказаться тем местным коллективам, за которые не будет стыдно перед приглашёнными гостями (как, к примеру, не было стыдно за выступивший на первом фестивале в Дубне местный «105-й элемент», некоторых столичных гостей переигравший). Составить программу максимально демократичную в отношении регионов, музыканты откуда в столице, как правило, не котируются. Дать место в празднике тем местным структурам, которым есть чем его раскрасить без впадания в идиотизм (фотоклуб с фотовыставкой по теме? пожалуйста! фитнес-центр с развлекательной танцевальной программой? пожалуйста!). Решится раздать программку фестиваля посетителям бесплатно, вместо того чтобы заработать ещё по два рубля на каждой её продаже.
Сложно? Да. Но афиши второго «МузЭнерго» уже висят - и в Дубне, и в соседних Талдоме, Кимрах, Конаково. Билеты уже продаются. Программа уже готова. Фотовыставка открылась 18 февраля, и чёрт меня возьми, если она получилась слабой.

МУЗЫКА

Истина зрима для всех, кто желает ее видеть, и для всех, кто хочет думать, она познаваема.
Стефан Гейм, «Агасфер»

Музыка, думается мне, ничем не хуже истины. Для каждого, кто желает её услышать, она доступна. И магическое слово «джаз», которого в России принято пугаться как чего-то высокого, непонятного и перпендикулярного общественной морали, на самом деле не так страшно, как кажется - впрочем, зачем об этом говорить. «МузЭнерго» изначально направлено на импровизационную музыку как таковую (импровизировал в процессе исполнения, как известно, ещё Иоганн Себастьян Бах). А импровизация в музыке - это «два в одном», гарантия в себе: музыкант любительского уровня хорошо импровизировать просто не в состоянии, сама же импровизация гарантирует проявление самобытного начала в творчестве.
На первом «МузЭнерго», отчасти в целях популяризации, мы сделали спектр максимально широким: был и блюз-рок, и испанское фламенко, и традиционный джаз, и этнические эксперименты. Был, чего уж там, и откровенный стёб, вряд ли до конца правильный и уместный. Однако дубненская публика прошла «тест» на «отлично»: упрощать и популяризировать для неё оказалось не к чему. На «Второй производной», к примеру, чистого блюза уже не будет; однако существенно повысится качественный уровень артистов, а «выходы» за пределы джаза будут куда более необычны и интересны. К примеру, германско-американский дуэт Григория Немировского и Джона Карлсона работает в «электроакустическом» направлении: это крайне популярное сейчас в Европе гармоничное смешение всех мыслимых музыкальных выразительных средств, с использованием широчайшего спектра инструментов и высокой театрализованностью действа. А казахстанский проект Андрея Рынейского играет в стиле, который сам пытается определить чуть ли не как «индастриал» (тот самый индастриал, где постоянно гремит железо), но, признаться, лукавит. Пожалуй, это тот случай, когда надо срочно знакомить с «индастриалом» неподготовленных бабушек и дедушек: в музыке Рынейского ничего не лязгает, он словно стоит от современной фабричной действительности на удалении, не может не признавать её роль в жизни современного человека, но умеет доносить до слушателя человеческие переживания.

ПРОГРАММА

Говорить о музыке можно только с человеком, который познал смысл мира.
Герман Гессе, «Игра в бисер»

Чтобы познать смысл мира, надо просто смотреть на него под разными углами и думать, и фестиваль попробует обеспечить для этого какую-то базу.
Тем, кто относит себя к «визуальному типу», наверняка стоит посетить фотовыставку «Музыкант и его музыка», которая проходит в ДК «Мир» с 18 февраля по 2 марта. Как и фестиваль, она получилась международной: представлены работы фотохудожников из России, Украины и Азербайджана, в том числе известных московских музыкальных фоторепортёров Сергея Самойлова и Владимира Коробицына. Конечно же, не обойдётся и без представителей Дубны. И что особенно импонирует - так это то, что зал ДК примет 2 марта выборы Президента и на лица Алексея Кузнецова, Авишая Коэна, Маркуса Миллера и Гэри Бёртона посмотрят все до единого законопослушные избиратели…
Тем, кто любит и смотреть, и слушать, наверняка будет интересна предваряющая фестивальные концерты шоу-программа от фитнес-клуба «Juna Sport», которая начинается (с бесплатным входом) в 17.00 в ДК «Октябрь». Инструкторы клуба (которых можно в силу занимаемых должностей назвать самыми гармоничными девушками Дубны) покажут несколько танцевальных номеров в сопровождении фанковой музыки - и, наверное, это самый сильный из возможных «ответов» фестиваля ночным клубным танцам, в котором границы приличия совсем не нарушены.
Поклонникам серьёзных музыковедческих бесед наверняка будут любопытен мастер-класс известного новосибирского композитора и пианиста Романа Столяра, который пройдёт 24 февраля в музыкальной школе №1. Тема этого собрания - «Современная композиция и импровизация».
И, наконец, традиционный джем-сешн, который состоится 24-го февраля после фестивального концерта в кафе «Кремлёвское» - это возможность не только вживую пообщаться с музыкантами, но и при желании принять участие в спонтанной совместной игре. На джем обещали прибыть музыканты из Ярославля, Иваново, Москвы, Костромы и Рыбинска (всех их в основной фестивальной программе нет).

ФИНАНСЫ

Не может быть творчества без надежды и веры.
Торнтон Уайлдер, «День восьмой»

Самая проблемная составляющая праздника - это его финансирование. Отсюда такая странная цитата - если о сути музыки великие писатели высказываются охотно, то об её денежной поддержке так и не высказался почти никто. Придётся несколько вольно обойтись с фразой Уайлдера: он, конечно, имел в виду надежду и веру человека творческого, однако и у устроителей фестиваля тоже есть своя вера и своя надежда. Вера в город, который уже доказал свой высокий культурный уровень реакцией на первый фестиваль и появлением ко второму фестивалю местных меценатов. И надежда на то, что город оценит этот проект и мы не прогадаем, опустив цену билетов до какого-то совершенно криминального для события такого уровня порога. Двести рублей в день за концертную программу в трёх отделениях с шестью представляющими разные города и страны коллективами… Не может быть творчества без надежды и веры, друзья.

Юрий Льноградский
продюсер фестиваля
Фото: Сергей К. Incognito

 

ПОСТСКРИПТУМ

В общем-то, я сам не понимаю, зачем написан этот текст. Он не похож на стандартный зазывающий пресс-релиз, и никакой «аналитики» в нём нет тем более. Скорее это реакция на появление в моей персональной голове неких наконец-то окончательно устоявшихся основ, в соответствии с которыми я хочу и буду делать что-то такое всю свою жизнь. Это ещё совсем небольшие основы. И в чём-то, наверное, очевидные. Но устоявшиеся. И мне важно записать то, что я знаю теперь наверняка: что фестиваль должен быть разнообразным, честным и некоммерческим. Если это кому-то в чём-то поможет… значит, это правильно.

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service