502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3, 2008
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

"Триумф Джаза-08": впечатления

17 февраля, Московский международный Дом музыки: VIII фестиваль "Триумф джаза".
В последние годы февраль у московских любителей джаза традиционно ассоциируется с фестивалем «Триумф джаза», который вот уже восьмой раз устраивает Игорь Бутман при поддержке фонда «Триумф». Из года в год, благодаря роскошному букету российских и зарубежных звёзд, принимающих участие в этом празднике, фестиваль становится одним из наиболее ярких культурных событий. Удивляться тут нечему - большинство музыкантов, которых привозит Игорь, это те самые титаны, на которых держится современное джазовое искусство. Послушать их живьём – счастье для поклонников джаза; поиграть с ними – счастье для музыкантов. Поэтому ни в слушателях, ни музыкантах у фестиваля недостатка обычно не бывает. Кроме того, Игорь Бутман, чьё имя вследствие регулярной телевизионной деятельности стало в последнее время известно чуть ли не каждому, у кого есть телевизор, взвалил на себя ещё и просветительскую функцию. Благодаря тому, что «народ пошёл на Бутмана», джаз начал протаптывать себе тропинку не только к ушам знатоков, но и к сердцу незнакомого с джазом слушателя. А это дорогого стоит.
Российскую джазовую сборную в этом году представляли квартет Давида Голощёкина и биг-бэнд Игоря Бутмана - по традиции, с приглашёнными музыкантами. Заморские гости были представлены трио американского альт-саксофониста Ли Конитца и квинтетом проживающего ныне в США кубинского пианиста Гонсало Рубалькабы.
Давид Семёнович Голощёкин, известный в музыкальной среде как беззаветный приверженец мэйнстрима, не изменил себе в выборе репертуара, однако в этот раз достаточно радикально выступил в плане формы. Запомнился интригующий дуэт флюгельгорна Голощёкина с ударной установкой Виктора Епанешникова в джазовом стандарте “Let’s Fall In Love”.
Полным сюрпризов оказалось выступление трио одного из самых известных исполнителей кул-джаза саксофониста Ли Конитца. В его составе в Москву неожиданно приехал замечательный контрабасист Руфус Рейд, чьей игре (в том числе смычком, что больше характерно для европейского джаза, чем американского) ансамбль был обязан особенной глубиной и эмоциональностью. Сам Ли Конитц, чья музыкальная карьера началась ещё в середине прошлого века, удивил современностью и живостью музыкального мышления и особой свободой изложения материала джазовых стандартов. А ведь прошлой осенью Ли стукнуло восемьдесят! Было бы несправедливо обойти вниманием и барабанщика трио - Мэтта Уилсона. Деликатность – добродетель, присущая далеко не каждому исполнителю на ударных инструментах. А здесь, в полупрозрачном акустическом трио, она была как нельзя более кстати.


Руфус Рейд (контрабас), Ли Конитц (альт-саксофон)

Квинтет пианиста Гонсало Рубалькабы выступил в полном соответствии с ожиданиями. Замешанная на хорошо законспирированных моторных латинских ритмах непростая музыка дала пищу не только для сердец, но и для умов слушателей.


Гонсало Рубалькаба

Особая лёгкая исполнительская техника Гонсало словно ещё сильнее заостряла и подчёркивала неспокойную музыкальную ткань, которую излагал его совершенно новый ансамбль (он гастролирует с ним меньше полугода), где особенно выделялся альт-саксофонист Йосвани Терри.


Новый квинтет Гонсало Рубалькабы (фортепиано): Йосвани Терри (альт-саксофон), Мэтт Брюер (бас), Майк Родригес (труба), Маркус Гилмор (барабаны)

Программа биг-бэнда Игоря Бутмана в этот раз была подготовлена в расчёте на гостей фестиваля, которыми стали вибрафонист Сергей Чернышов и скрипачка Екатерина Асташова - солистка оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Сергей Чернышов исполнил в сопровождении оркестра написанную им самим пьесу «Русские узоры» в аранжировке Николая Левиновского и джазовую версию «Сонатины» Кабалевского в аранжировке Виталия Долгова. Выступление Екатерины Асташовой продолжило тему джазовой интерпретации академической музыки – в её исполнении прозвучал 24-й каприс Николо Паганини. Трудно сказать, были ли скрипичные партии полностью выписаны на бумаге (во всяком случае, исполнительница смотрела в ноты весьма внимательно), но некоторые моменты её соло были очень похожи на джазовую импровизацию: если они и были выписаны заранее, то это сделано поистине мастерски.


Сергей Чернышов (вибрафон) и Биг-бэнд Игоря Бутмана (тенор-саксофон)

Концерт завершился традиционным джемом. Впрочем, пожалуй, всё-таки не совсем традиционным, так как на сей раз музыкантам было предложено импровизировать на тему популярного романса «Очи чёрные», что российские и зарубежные джазмены проделали с большой охотой и хорошим пониманием музыкального материала.


Фестивальный джем: за роялем Гонсало Рубалькаба (которому уступил место пианист Биг-Бэнда Игоря Бутмана - Антон Баронин), за спиной у него - Игорь Бутман, солирует н.а.РФ Давид Голощёкин

Подробный рассказ о фестивале и фоторепортаж Владимира Коробицына смотрите в #2-2008 журнала «Джаз.Ру»

Анна Филипьева
(первая публикация: «Газета», 19.02.2008, №30)
Фото: Кирилл Мошков

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service