ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #4, 2008

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Обжигающая музыка

Анатолий Кальварский, Сергей ВасильевВ следующем году мы будем отмечать семидесятилетие белорусского джаза, который дал такого замечательного музыканта, как Эдди Рознер, который, в свою очередь, внёс весомый вклад в появление такого самобытного явления, как джаз советский. Нынешний фестиваль «Минский джаз-2008», художественным руководителем которого является главный дирижер Национального концертного оркестра Михаил Финберг, проходивший в Минске с 11 по 14 февраля, стал генеральной репетицией перед грядущими торжествами. Вообще говоря, стоит сказать слова благодарности Михаилу Яковлевичу за то, что он уже который год организовывает и проводит такое масштабное мероприятие. Джазовый фестиваль в Минске, не побоюсь этого слова, избавляет нас от провинциальности и отсталости в плане музыкального просвещения. Четыре вечера в клубе имени Дзержинского выступали звезды мирового и европейского джаза: биг-бэнд Национального концертного оркестра Беларуси, трубач из Австрии Томас Ганш, певица Ив Корнелиус и пианист Чип Кроуфорд из США, российские джазмены Анатолий Кальварский, Жанна Ильмер, Владимир Михайлов, Александр Зингер, биг-бэнд из Университета Бонна (Германия). В концерте звучали произведения Анатолия Кальварского, а также знаменитые «вечнозеленые» темы Кола Портера, Ирвина Берлина, Александра Цфасмана и др.
Вообще такое интересное образование, как советский джаз, заслуживает рассмотрения в качестве отдельного феномена. Если так называемый горячий черный джаз был внешне облагорожен европейскими, по преимуществу белыми, исполнителями, то советские джазмены искали именно возвышенно-духовную его сущность. Практически полностью ликвидировав его «низменную» составляющую. Если в США исполнителями зачастую были представители самых низших социальных слоев, то в СССР джаз изначально был прерогативой интеллигенции.
Представителями именно такой классически интеллигентной советской школы джаза являются Анатолий Кальварский, который начинал работать пианистом и аранжировщиком ещё в послевоенных оркестрах, и дирижер Владимир Михайлов, известный по работе с оркестром «Веселые тромбоны» и замечательным грузинским коллективом «Орера».
Анатолий Кальварский проявил себя не только замечательным аранжировщиком, но и автором интересных многоступенчатых композиционных решений. Его произведения по своей мелодической выразительности могли бы украсить золотой фонд советского кинематографа. Надо сказать, они достаточно гармонично, и не проигрывая, сочетались с классикой американского симфонического джаза. Особенно хотелось бы отметить тонкий лиризм его композиции «Благовещение».
Из нестандартных аранжировок во время фестиваля обратила на себя внимание пьеса Кола Портера «It’s All Right With Me», вступление к которой было решено в стиле музыки к «Бондиане», а также неожиданные переклички с Шопеном в пьесе Берлина «Щека к щеке».
Из чисто композиторских открытий следует упомянуть блестящую пьесу Александра Цфасмана «Светлый декабрь», которая, являясь одним из наиболее легких и непринужденных концертных номеров, тем не менее в полной мере раскрыла богатые выразительные возможности джазового оркестра.
Так же чётко и высокопрофессионально выступила доцент Академии им. Гнесиных Жанна Ильмер. Порадовало, что саксофон довольно часто отрывался от граунд-бита, хотя природа симфонического джаза такова, что общая слаженность и гармония ценятся зачастую выше, чем свободный полет солиста. Также необходимо отметить внутренне очень точную и по-хорошему незаметную работу дирижера Владимира Михайлова.
Иногда, правда, казалось, что не хватает обнаженности оркестровой структуры. Хотелось, чтобы почаще музыка, резко оборвавшись, оставляла извивающийся контрабас или беснующегося барабанщика. Прекрасные исполнители, работающая, как машина, струнная группа нашего национального оркестра, замечательный контрабасист Сергей Васильев в розовой рубашке и Александр Зингер на ударных не позволили усомниться в своем высоком профессионализме. Уже выходя из зала, я встретил Вадима Тонева, интересного джазового музыканта, который приехал из Питера на пару дней. Когда я спросил его о впечатлениях, он ответил: «Да, играют они замечательно. Но никто из них так и не похулиганил. А жаль». В целом же событие под названием «Минский джаз-2008» можно считать состоявшимся. Билеты на все вечера были раскуплены полностью и заблаговременно. Такой живой интерес к джазу не может не радовать. Будем надеяться, что в следующем, юбилейном для белорусского джаза, году зрители останутся столь же преданными искусству, а музыканты порадуют интересными «выходками» и «хулиганскими» решениями.

Сергей Пукст
Фото Виталия Гиля, "СБ".
«Советская Белоруссия», 15.02.08

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service