ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 6 (404) - 22 апреля 2008 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск (405) - 15.05.2008

Слово к читателям

Даже как-то боязно публиковать 404-й выпуск «Полного джаза», порядковый номер которого совпадает с общеизвестным обозначением интернетовской ошибки «файл не найден». Тем более, что подготовка именно к этому номеру наконец выявила в полный рост существующую проблему: параллельное существование «Полного джаза» и печатного журнала «Джаз.Ру» медленно, но верно превысило организационные возможности и чисто физические силы существующей редакции. Проще говоря, имеющееся количество рук перестало справляться с имеющимся количеством дел! И, занятые подготовкой очередного печатного номера, мы вынуждены были перенести публикацию очередного «Полного джаза» на целых десять дней.
Что из этого следует? Ну, видимо - пора увеличивать количество рук. Не в том смысле, что четверо штатных сотрудников редакции должны срочно отрастить по третьей руке (это всё равно вряд ли выйдет), а в том, что нам нужны ещё люди. Люди эти должны быть нашими людьми, т.е.: а) разбираться в джазе, хотя бы как мы, т.е. в самых общих чертах; б) примерно представлять себе, что в России есть некое джазовое сообщество, и в) быть достаточно сумасшедшими, чтобы трудиться над сетевым ресурсом о джазе в нечеловеческих условиях полностью удалённой работы за очень небольшие деньги, которые ещё приходится и зарабатывать самим, т.к. за «Джаз.Ру» не стоит никакой спонсор, меценат, инвестор или какой-то другой денежный мешок.
Если вы с ужасом ощущаете, что вы, кажется, наш человек - звоните в редакцию (495)945-8910 или пишите editor@jazz.ru, пожалуемся друг другу на несовершенство мира и, вполне вероятно, сольёмся в трудовом экстазе!

ОБЛОЖКА НОМЕРА - click to enlargeНу а теперь - о главном для нас событии этого месяца: сдан в печать и 28 апреля уже приедет оттуда (из печати, т.е.) третий за 2008 г. (а по абсолютному счёту 12-й) номер журнала «Джаз.Ру». Как обычно, он преисполнен всяческих интересных материалов, так что мы призываем покупать его, ну или брать в библиотеках (например, он есть в библиотеке Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова). Лучше всего, конечно, на него подписываться.

Третий номер 2008 года открывает большое юбилейное интервью с народным артистом России Анатолием Ошеровичем Кроллом. 20 апреля ему исполнилось 65, с чем мы его с удовольствием и поздравляем! Тем более что в текущем году исполняется ещё и 25 лет лучшему отечественному музыкальному фильму «про джаз» - «Мы из джаза» (реж. Карен Шахназаров, 1983), музыку для которого написал именно Анатолий Кролл. И с этим поздравляем тоже: совсем немного у нас всенародно любимых фильмов, где звучал бы хоть и неизбежно стилизованный под массовый вкус начала 80-х, но джаз!

Кирилл Мошков
главный редактор "Джаз.Ру"

Как это было в Москве

Аирто Морейра и Eyedentity
Московский международный Дом музыки, 6 апреля
Не часто ударники выходят на авансцену, их участь - находиться позади всех музыкантов и задавать ритм. Конечно, и у них бывают сольные номера, неизменно вызывающие восторг у публики. В последние десятилетия появились успешные шоу, построенные исключительно на звукоизвлечении из всего, что хоть как-то может звучать. Одним из отцов-основателей подобных коллективов по праву можно назвать Аирто Морейру (Airto Moreira). В его немногочисленных биографиях особо подчеркивается, что он с раннего детства начинал барабанить по полу, как только слышал популярную мелодию по радио. Это поначалу нервировало родителей, но они быстро сообразили, что у чада выдающееся чувство ритма, и уже в 6 лет Аирто стал победителем нескольких конкурсов вроде «Алло, мы ищем таланты!» как певец и перкуссионист.
Московское выступление музыканта ещё раз доказало, что музыка есть во всем. В арсенале Аирто - более 1000 всевозможных предметов, с помощью которых можно создать шум прибоя и тропического дождя, шелест песка на пляже и крики птиц. Плюс к тому московская публика узнала, что известный ударник - ещё и незаурядный вокалист. Хотя «главным вокальным блюдом» все же в этот вечер была дочь Аирто - Диана "Ди" Букер (D. Booker). Она обладает более низким голосом, чем её мать - выдающаяся бразильская певица Флора Пурим, но он достаточно силён и «подвижен».

Диана Букер и Аирто Морейра

Семейственность в коллективе Морейры дочерью не закончилась: ещё одним вокалистом и перкуссионистом был Кришна Букер (Krishna Booker), зять Аирто и, соответственно, муж Ди. Кришна - сын джазового басиста Уолтера Букера (Walter Booker), племянник саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter), а его крестным отцом является Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Кстати, именно Уолтер Букер свёл Морейру с многими выдающими американскими джазовыми музыкантами, когда Аирто вместе с женой Флорой Пурим в 1967 году перебрался в США. Среди новых знакомых бразильских музыкантов оказался и Джо Завинул (Joe Zawinul), который сыграл большое значение в развитие карьеры Аирто. Именно Завинул предложил Майлсу Дэйвису (Miles Davis) пригласить малоизвестного перкуссиониста из Бразилии на запись культового альбома «Bitches Brew». После этого Морейра быстро «пошёл в гору»: то же самое происходило почти со всеми музыкантами, которые сталкивались с великим Майлсом.
Кришна БукерНо вернемся к московскому концерту. Кришна Букер внес модную хип-хоп струю в звучание всего коллектива, ведь он известный мастер битбокса (голосового воспроизведения звуков ударных инструментов). На концерте выяснилось, что Аирто, которому сейчас 66 лет, не чужды новые веяния в музыке: он лихо включился в чтение рэпа и имитацию голосом ударной установки. Морейра ещё и веселый человек, несмотря на свой хмурый вид. Во втором отделении в начале своего великолепного сольного номера он тщательно подкручивал невидимые колки бубна - жаль, что публика не поняла шутки.
В сопровождающий Аирто ансамбль Eyedentity входят также бразильский гитарист Жозе Неру (Jose Nero), басист Гэри Браун (Gary Brown) и клавишник Кит Уолкер (Kit Walker). Музыканты в тот вечер представили весь спектр как бразильской музыки (самба, босса-нова), так и американской (традиционный джаз, фьюжн, хип-хоп).

Аирто стоял у истоков двух самых известных джаз-роковых коллективов - Weather Report и Return To Forever. Очень редко где упоминается, что одни из первых совместных работ Аирто и пианиста Чика Кориа (лидера Return To Forever ) были на лейбле CTI Records. В 1971 году, за год до выхода дебютного альбома Return To Forever, на фирме продюсера Крида Тэйлора был записан диск саксофониста Джо Фаррелла «Outback». В работе над ним приняли участие и Кориа, и Аирто. Музыка этого альбома очень сильно напоминает первые два альбома «Возвращения навсегда».
Аирто завершил свое выступление в ММДМ обещанием вернуться. Ждём, маэстро.

Геннадий Петров
Фото: Владимир Коробицын

Тацуя Йошида в клубе ДОМ, 23 марта
Фото: Лев КанторВ начале 70-х во Франции человек по имени Кристиан Вандер собрал интернациональную группу Magma, придумал кобайский язык, а заодно дал жизнь новому музыкальному жанру, вобравшему в себя традиции прог-рока (особенно RIO-ветки), джаза, современной академической и маршевой музыки. Окрестили эту помесь цойль (zeuhl), что примерно можно перевести с кобайского, как «небесный» или «божественный». По большей части цойль оставался французским явлением; тем не менее, он имел значительное влияние на японскую андеграундную сцену. Экспериментальной японской музыке всегда была свойственна экстравагантность, эпатаж, определенная гипертрофированность, вычурность, поэтому такой странноватый жанр, как цойль, отлично прижился на островной почве.
И вот тут я наконец подхожу к сути: Тацуя Йошида (или, правильнее, Ёсида - Tatsuya Yoshida) был половиной, пожалуй, самой известной японской цойль-команды Ruins - дуэта барабанщика и басиста. В смысле, басистов: Тацуя-то барабанил в «Руинах» с 1985 до 2003-го, когда группы не стало, а вот басистов за это время сменилось аж пятеро. Почти двадцать лет эти люди играли примерно одно и то же: быстрые-быстрые ударные, быстрый-быстрый проговый бас плюс всяческая вокальная истерия - с какими-то изменениями, конечно, но суть оставалась неизменной. В 2003 году из-за серьёзной травмы последний бас-гитарист - Сасаки Хисаши - покинул группу, и с тех пор Тацуя Йошида ездит по свету с проектом Ruins Alone или выступает с другими музыкантами (многие помнят Йошиду по московскому концерту группы Джона Зорна и Билла Ласвелла Painkiller).
Сольный концерт Тацуи представлял скорее технический, чем меломанский интерес: лично я шел посмотреть на Очень Быстрого Ударника, а не на, извините, руины «Руин» - пара просмотренных на Youtube роликов вселяла некоторые опасения. К сожалению, концерт их подтвердил. Ruins Alone - это электронно-басовый «минус», под который Йошида с разной степенью ярости быстро стучит по барабанам и иногда что-то кричит по-японски. Причем в басовой подложке собрались, кажется, все жанровые клише, отработанные Ruins за время существования - звучит это как будто разнообразно, но только первые минут десять, потом от бесконечного использования одних и тех же ходов становится страшно скучно. Электронная же часть «минуса» - это что-то такое в духе «не забывайте, это Япония дала миру Nintendo!» - простенькие восьмибитные мелодии, которые пришлись бы ко двору в каких-нибудь приставочных космических гонках. При том, что Тацуя Йошида вроде как считается композитором, какая либо структура в его non-stop сете отсутствовала вообще - более быстрые куски сменялись более медленными, вот, пожалуй, и всё. Причем это скорее обусловлено простой необходимостью в хоть каких-то передышках (кстати, выносливости Йошиды надо отдать должное), чем какой-то режиссурой действа. Когда музыкант молотил особенно яростно, он что-то кричал в микрофон, а когда отдыхал - пел что-то высоким-высоким голосом. По сути Ruins делали почти то же самое, только это было как-то не так бессмысленно и беспощадно. Ruins Alone - какой-то совершенный хаос, в плохом смысле этого слова - утомительная, однообразная беспорядочность. Это сродни разговору с аутичным чемпионом страны по скороговоркам. Да, он чертовски быстро и технично тараторит тебе про грека и реку и рака, и поначалу это даже интересно - все-таки ты наблюдаешь за мастером своего дела. Но минуте к пятнадцатой выясняется, что на все твои попытки завязать беседу он отвечает бессмысленной труднопроизносимой тарабарщиной, при том, что скороговорок в его арсенале не так уж и много, и добиться от него каких-то связных мыслей совершенно невозможно. Слушать такого человека длительное время - натуральный мазохизм.
Я вовсе не хочу сказать, что Тацуя Йошида нездоров, боже упаси; но то, что он играет, по-моему, не музыка - это упражнения на сложные ритмические структуры, экзерсисы, не более. В этом быстром и плотном молотилове парадоксальным образом нет даже драйва. Честно говоря, окончания концерта я так и не дождался - может, это просто я такой дурак, потому что публике, похоже, все понравилось.

Сергей Бондарьков
Фото: Лев Кантор

Людас Моцкунас23 марта в Еврейском культурном центре на Большой Никитской в рамках проекта Гостиной Михаила Митропольского «Импровизация нового века» состоялось выступление литовско-датского трио Red Planet: Людас Моцкунас - сопрано и тенор саксофоны, Якоб Риис - электроника, Стефан Пасборг - ударные.
Собравшаяся на концерт публика была не особенно многочисленна - так уж получилось, что на этот день выпало сразу несколько интересных музыкальных событий, и до зала на Никитской дошли далеко не все, кто при прочих равных был бы в этом заинтересован. Однако немногочисленность компенсировалась пестротой. Добрая половина собравшихся с трудом представляла себе, что её ожидает. Когда же началось собственно действо, реакция публики была уже  сама по себе увлекательна и проявлялась разнообразно - от нарочито рассерженного стука каблуков молодой дамы, с демонстративным грохотом процокавшей к выходу, до смеха совсем юных слушателей и неподдельного интереса со стороны людей старшего поколения. Кстати, несмотря на радикальность звучащей музыки, многие из них приняли участие в состоявшейся по окончании концерта дискуссии и проявили искреннюю заинтересованность в происходящем.
Людас Моцкунас - ученик Владимира Чекасина, и, нужно сказать, это во многом определяет его стиль. Нельзя сказать, что Людас - калька с учителя, однако схожее звучание, схожие приёмы красноречиво свидетельствуют о том, чей силуэт за всем этим вырисовывается.
С первых же минут концерта у автора этих строк появилось смутное ощущение чего-то знакомого, которое оформилось, в конце концов, в устойчивые аллюзии в адрес альбома «Насекомая культура» «Поп-механики». Впрочем, только аллюзии. И вызваны они были, скорее всего, характерной для альбома плотностью звука, манерой саксофониста и отчасти специфической музыкальной формой - впрочем, не уникальной: очень долгое восхождение, затем затяжной эпизод-кульминация, который эмоционально можно было бы обозначить как «музыка на грани нервного срыва», и затем длительный процесс снижения напряжения до уровня тихой паники. Именно тихой паники, но никак не облегчения. И так несколько раз.
Да, назвать звучание Red Planet комфортным язык не поворачивается. Впрочем, некомфортная музыка - не значит плохая. Импровизация тем и интересна, что обнажает сиюминутные эмоции, и заставляет публику сопереживать им в режиме реального времени. А эмоции - это не только любовь и радость. Спокойно такую музыку, конечно, не послушаешь - мешает некое ментальное шило, не позволяющее слушателю расслабиться ни на минуту. Однако нерв и тревога - это тоже краски.
Несколько мешает восприятию ансамбля отсутствие басового инструмента. Конечно, примеров ансамблей без баса немало. Но в случае с Red Planet его нехватка всё-таки ощущается - слышно наличие некоей пустой ниши. Впрочем, может быть это только ещё одна дополнительная уловка, чтобы не дать слушателю расслабиться? Вполне возможно, особенно если принять в расчёт то, как старательно поддерживается состояние дискомфорта в музыке ансамбля. Если Моцкунас вдруг изменяет генеральную линию своего нервного соло и начинает играть минималистические лирические попевки, то тут же в битву бросается Якоб Риис с лаптопом наперевес и целым арсеналом средств поддержания слушательского тонуса. А тут уже глядишь - Стефан Пассборг готовится внести вклад в общую картину.
Кстати, о Якобе Риисе. Для создания своей партии он практически не пользуется предпрописанными заготовками, а предпочитает работать с живым материалом - тем, что в настоящий момент играют его партнёры по проекту. Однако при этом искушённому уху заметно, что взаимодействие со Стефаном Пассборгом даётся ему легче, чем с Людасом, равно как и Людас со Стефаном находит общий язык проще, чем с Якобом.
Что же касается Стефана, то этот выпускник копенгагенской Консерватории Ритмической музыки, пожалуй, по праву заслужил в этот вечер звание любимца публики, чему, в частности, послужило его соло в финале выступления.
Но пусть не подумают дорогие читатели, что целый вечер трио Red Planet только и делало, что старалось насолить слушателю путём ущемления его права на вселенскую гармонию. Нет! Помимо чисто структурных и, так сказать, «музыкально-математических» выкладок музыкантам удалось создать множество порой простых, а порой и весьма замысловатых образов. Понятно, что у каждого своё восприятие, но автору этих строк, например, ярко рисовалось путешествие по водосточной трубе или прогулка по мосту, по которому несётся локомотив. И, судя по отдельным репликам окружавших его слушателей, их фантазия тоже не осталась незатронутой.

Анна Филипьева

Постсоветское пространство:
что было
Джазовый апрель в Ростове
Конец зимы и начало весны в Ростове-на-Дону оказались необычайно «тихими» в плане концертной жизни. Зато апрель радует самыми разноплановыми джазовыми событиями - большим концертом, где участвовали только юные джазмены, и очередным выступлением мэтра ростовского джаза Адама Терацуяна в абонементном цикле ведущего ростовского музыковеда Галины Калошиной, где контрабасист выступил вместе со своими многочисленными учениками и коллегами. В этом месяце Ростов посетят Игорь Бутман и Лариса Долина с совместной джазовой программой, состоится большой «поединок» (как заявлено в многочисленных афишах) Георгия Гараняна и Дениса Мацуева… Причем последние два концерта, к большому сожалению, пройдут в разных залах в один и тот же день!
Джазовый концерт, в котором участвовали детские ансамбли и биг-бэнды, состоялся 11 апреля в большом зале Ростовской областной филармонии, на следующий день после отчетного концерта детской джазовой школы им. Кима Назаретова. Несмотря на то, что возраст исполнителей не превышал 14-15 лет, внимание слушателей им удалось удерживать на протяжении всего концерта - а он длился более трёх часов! К тому же коллектив, вышедший на сцену в первом отделении - это детский биг-бэнд из Германии под руководством талантливого и очень опытного педагога Александра Гебеля, того самого, который ещё в конце 80-х создал в Кривом Роге первый в СССР детский биг-бэнд.
Андрей МачневВторое отделение было посвящено детскому джазу в исполнении биг-бэнда школы им. Кима Назаретова под управлением Андрея Мачнева. Подобный «тандем» в этом концерте был не случаен. Мачнев, который в настоящее время является одним из ведущих преподавателей джазовой музыки в Ростове-на-Дону, начинал свою карьеру и приобретал первый профессиональный опыт именно в прославленном оркестре Александра Гебеля, когда тот был музыкальным руководителем и дирижером детского биг-бэнда в Кривом Роге!
Концерт произвел просто неизгладимое впечатление благодаря своей динамичности: как яркий музыкальный «карнавал», биг-бэнды, большие и малые составы сменяли друг друга, создавая броскую, непрекращающуюся «смену декораций». Казалось, что на сцене больше исполнителей, чем их было на самом деле. Это достигалось именно за счет постоянных смен составов. Музыкально концерт также произвел очень приятное впечатление: оригинальные аранжировки сочетали между собой как ярко-образные, «шуточные» (но от этого отнюдь не «облегчённые», хотя и предназначенные специально для детского музицирования) версии известных тем, так и очень сложные не только для технического воспроизведения, но и для общего музыкального охвата композиции, достойные лучших «взрослых» биг-бэндов.
В определённых кругах всегда существовало и продолжает существовать мнение, что ребёнок не может в полной мере исполнять джазовую музыку, не говоря уже о том, чтобы полностью понимать её. Впрочем, подобное замечание касается и классической музыки. Кажется, для этого необходимо не только «вырасти» в профессиональном плане, технически, чтобы доказывать свое мастерство уже не просто педагогу в классе, на экзамене или на редких концертах. Подобные концерты, как правило, проводятся исключительно «для родителей», очень редко за пределами самой школы, с целью помочь ребенку почувствовать свои «первые шаги» на сцене. Да и возможность принять участие в таких концертах, конечно, достается только лучшим учащимся. Чаще всего только малая часть из этих избранных школьников через многие годы обучения в училище и консерватории созревает музыкально, начинает осознавать свою исполнительскую индивидуальность и только тогда начинает музыкальную карьеру. Однако от одного подобного концерта к другому мнение о важности воспитания истинного музыканта и джазмена, в частности, с самого раннего детства только набирает новых сторонников. Жаль, что пока еще подобная система не работает у нас в большинстве городов.
Опыт участия в больших концертах, административных приёмах, городских праздниках и, конечно, джазовых фестивалях в самых разных уголках страны и за её пределами у этих маленьких музыкантов уже очень большой. Далеко не все взрослые музыканты чувствуют себя на сцене настолько раскованно, как эти дети, ведь выходить на сцену, играть джаз, импровизировать - это для них любимое и в хорошем смысле слова привычное дело.
Любопытно было послушать в одном концерте слияние различных музыкальных менталитетов - ведь все-таки русское «от души» и так, чтобы «сердце защемило», как ни крути, в корне отличается от немецкой педантичности, аккуратности, даже вышколенности… Возможно, поэтому русские слушатели и приняли ростовчан более тепло - сама музыка в принципе была ярче, самобытнее. Это совсем не означает, что немецкие школьники-джазмены были в какой-то мере «хуже», вовсе нет. Дело, скорее, в характере самой исполняемой музыки и даже поведении на сцене. Конечно же, из биг-бэнда детской джазовой школы необходимо отметить потрясающего барабанщика Самвела Саркисяна, который «держит» весь этот организм, обеспечивая бесперебойное биение его сердца, и маленькую, но уже очень опытную вокалистку Соню Стативко, участие которой в концерте всегда гарантирует овации.
После программы слушателям был предложен совместный jam session обоих оркестров. И это лишь подчеркнуло мастерство юных исполнителей, ведь, как известно, подобные сешны и показывают уровень джазовых музыкантов. И молодые виртуозы с этой задачей прекрасно справились.

Абонементные концерты в цикле «Джазовые перекрестки» проходят в Ростове обычно раз в сезон. Концерт, состоявшийся 13 апреля в малом зале Ростовской Областной Филармонии, был назван «Джазовые маршруты». Как обычно, инициатором события выступил один из ведущих джазовых музыкантов Ростова-на-Дону контрабасист Адам Терацуян - музыкант, сочетающий в себе яркий педагогический талант и богатую концертную практику (что встречается в настоящее время не так часто). Сама идея подобного абонемента была воплощена Галиной Калошиной, ярчайшим музыковедом города, которая по совместительству является организатором и ведущей данного абонемента.
В концерте приняли участие несколько ансамблей, различным по творческим пристрастиям и уровню профессионализма. Открывал концерт сам Адам Мартынович со своим трио (пианистка Кристина Крит и гитарист Андрей Бердников). Оригинальные аранжировки, сделанные участниками ансамбля, и, возможно, отсутствие в этом ансамбле ударной установки создали тёплую, уютную атмосферу в зале. Публики собралось не так много, но все, кто был в зале - настоящие ценители творчества заявленных в афишах музыкантов и, в частности, Адама Терацуяна, вырастившего от музыкальной школы и до аспирантуры немало высокопрофессиональных музыкантов.
Из композиций, исполненных ансамблем, особенно удалась проникновенная армянская народная песня, которая была аранжирована Адамом Мартыновичем для этого состава.
Через несколько композиций к составу присоединился Сергей Нестеров, ведущий скрипач города, виртуозно сочетающий в своей игре джаз и классику. Опыты совместного творчества для этих музыкантов уже имели место на больших сценах, и всегда были успешны. Профессионализм музыкантов позволяет им тонко балансировать, создавая очень интересные джазовые темы в классической подаче и классику в джазовых интерпретациях.
Следующий ансамбль возглавляла ученица Терацуяна Валерия Шишина - кстати, единственная джазовая контрабасистка в Ростове-на-Дону. В составе ее ансамбля на сцене присутствовали А. Мудраков (ударные), В. Окунев (гитара), Р. Турецких (перкуссия), А. Ракша (фортепиано). Это очень яркий ансамбль, имеющий свой стиль. Состав ансамбля варьируется в той или иной степени для каждого отдельного концерта. Внутри этого события также в его составе играл Виталий Хетушка - совсем молодой аккордеонист, несмотря на свой еще юный возраст уже достаточно профессионально импровизирующий, который в настоящее время очень увлечен джазом. Несколько композиций, сыгранных им в составе ансамбля, были очень тепло восприняты публикой.
Еще один молодой и очень инициативный музыкант с большим творческим потенциалом и достаточным профессионализмом для его воплощения из Таганрога - П. Семенчук (бас-гитара, контрабас), принял участие в прошедшем концерте. Он играл в трио с Е. Педан (фортепиано) и А. Мудраковым (ударные).
Завершил концерт, конечно же, самый яркий ансамбль, в составе которого также ученики Адама Терацуяна - Павел Филиппов (контрабас), который в прошлом году окончил аспирантуру у Адама Мартыновича, Илья Филиппов (фортепиано), совсем недавно вернувшийся из плодотворной творческой поездки в США, и Алексей Мудраков (ударные). Музыканты, имея более чем достаточную профессиональную подготовку, но отнюдь не остановившиеся в своих творческих поисках, постоянно экспериментируют с игрой в самых разножанровых составах, поэтому их синтетический подход к трактовке каждой, пусть даже и давно «заигранной» теме отличается свежестью и новизной.
Концерт завершился предложенным Адамом Терацуяном джемом, в котором приняли участие все музыканты, игравшие в концерте.

Марина Мухаметова

Постсоветское пространство:
что будет
В этом году проходящий в Калуге XI международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» переместился с последней недели мая в начало июня - этот перенос связан с жёстким гастрольным графиком хэдлайнера фестиваля, легендарного гитариста Джона Маклафлина, который выступит на открытии 2 июня в концертном зале Калужской областной филармонии. Поклонников великого гуру гитарной музыки ждет российская премьера альбома Industrial Zen. Этот концерт станет финалом европейского турне Маклафлина вместе с группой 4th Dimension и единственным его выступлением в России.
Подробнее о Джоне Маклафлине - в его биографии, написанной Артёмом Липатовым к первому приезду легендарного гитариста в Москву в 2004 г.
На этой неделе в программу фестиваля были внесены последние изменения и, если не вмешается Его Величество Случай, всё будет именно так, как анонсирует раздел «Афиша» официального сайта фестиваля. Всего в течение пяти дней в Калужской областной филармонии и Доме Музыки пройдет 13 концертов, звёздный состав которых вызывает восхищение. Как всегда, фестиваль полон сюрпризов. «Главные» импровизирующие гитаристы СНГ Иван Смирнов, Роман Мирошниченко, Вадим Чебанов выступят в составе Русского гитарного трио. Этот совместный концертный проект музыканты в шутку назвали, по первым буквам своих фамилий, МЧС.

Чебанов-Мирошниченко-Смирнов

Акустический гитарист Александр Винницкий (Россия-Израиль) будет играть в сопровождении одного из лучших камерных ансамблей России, Государственного квартета имени Глинки.
Впервые калужский фестиваль посетит знаменитый Энвер Измайлов - заслуженный артист Украины, «неофициальный» изобретатель техники двуручного тэппинга.
Молодой и яркий ученик легендарного Алексея Кузнецова, москвич Пётр Маланов выступит в составе трио «Циганский джаз». «Ромалэ» из Франции Анджело Дебарре будет играть в Калуге в сопровождении Ludovic Beier Quartet в классическом для цыганского джаза составе: аккордеон, скрипка, вторая гитара, бас.
Основатель и художественный руководитель «Мира гитары» Олег Акимов на этот раз выступит в качестве солиста Калужского камерного оркестра вместе с аккордеонистом Владимиром Вислобоковым. Хозяева фестиваля исполнят «Посвящение Пьяццолле».
Традиционно важной частью фестивальной программы станут произведения старинной музыки. Специальный гость «Мира гитары», Давид Жак (барочная гитара), который, несмотря на молодость, является основателем фестиваля старинной музыки в Канаде, выступит вместе с ансамблем The Pocket Symphony. Кроме этого, в формате «музыкальный портрет», Давид расскажет о своем инструменте и о себе, ответит на вопросы зрителей. Не забыта и русская гитара. Калуга с нетерпением ждет тульчанина Сергея Руднева, неоднократного гостя «Мира гитары», замечательного представителя русской гитарной школы. На семиструнной будут играть Владимир Маркушевич (Москва) и лауреаты I международного конкурса исполнителей на семиструнной гитаре Ирина Александрова (Астрахань), Роман Хайнецкий (Ростов-на-Дону).
Два прославленных квартета посетят Калугу в этом году. Во-первых, лучший гитарный квартет Европы, EOS Guitar Quartet (Швейцария), которому исполнилось 20 лет. 20 звёзд гитарной музыки, которые в разные годы выступали вместе с EOS guitar quartet, в том числе Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Лео Брауэр, Александр Винницкий, написали музыку специально для их юбилейного тура. Этот уникальный концерт прозвучит в Калуге в день закрытия фестиваля.
Но и это еще не всё: на XI фестиваль приезжает грандиозный Los Angeles Guitar Quartet (США), который знатоки называют лучшим в мире! Оба квартета выступят 5 июня в Концертном зале филармонии. «Лучшие гитарные квартеты мира» - так, и притом весьма правдиво, будет называться этот концерт.

Los Angeles Guitar Quartet

Фестиваль закончится Гала-концертом 6 июня. Вечер начнется ритмами фламенко в исполнении испанцев: Хосе Антонио Родригеса и фламенко-трио. Юрий Нугманов исполнит концерт для гитары с оркестром знаменитого аргентинского композитора Эрнесто Кордеро. Гитаристы-виртуозы Юлия Лонская и Владимир Горбач - исполнят танго для гитары и струнных Роланда Дьенса. Гала-концерт будет проходить в сопровождении Академического камерного оркестра Musica viva под управлением Александра Рудина. В этом году прославленному коллективу исполняется 30 лет.
Помимо концертных выступлений, в рамках фестивальной программы ежедневно будут проходить мастер-классы с участием российских и зарубежных гитаристов, пресс-конференции музыкантов, творческие встречи. За 11 лет фестиваль способствовал появлению многих замечательных традиций, но самое важное - это неповторимая атмосфера, которую удалось создать организаторам «Мира гитары», возможность свободного личного общения между участниками и гостями фестиваля. Фестиваль проходит под патронатом губернатора Калужской области А.Д.Артамонова, городской управы города Калуги, при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.
Первый музыкальный фестиваль «Мир гитары» состоялся в Калуге в 1997 году. Его основателем и бессменным руководителем стал калужский гитарист, солист областной филармонии и преподаватель музыкального училища им. С.И.Танеева Олег Акимов. Самый первый фестиваль длился всего один день, и участие в нем принимали трое музыкантов из Калуги и Москвы. За 11 лет «Мир гитары» стал событием, без которого невозможно представить музыкальную жизнь России. Участие в этом фестивале - своеобразный «знак качества» для гитаристов. В разные годы на фестивале «Мир гитары» выступали такие мега-звёзды, как Франциско Гойя, Висенте Амиго, Ал ДиМеола, Пако де Лусия.
Как попасть в Калугу на концерт Джона Маклафлина и другие концерты фестиваля, где остановиться и т.д. - всё это можно узнать на официальном сайте фестиваля.

Продолжается турне по России американского саксофониста Стива Слэйгла, который гастролирует по нашей стране с трио московского пианиста Якова Окуня. Предстоящие концерты Стива и трио Окуня:
24.04 - Москва (клуб "Реставрация")
25.04 - Волгоград
27.04 - Ярославль
29.04 - Пермь
Альт-саксофонист Стив Слэйгл (Steve Slagle) родился в Лос-Анджелесе. Его музыкальная карьера началась в то время, когда он получал образование в бостонском колледже Беркли (он был стипендиатом журнала DownBeat). Он концертировал с другими студентами Беркли, среди которых были такие нынешние звезды, как гитарист Джон Скофилд и саксофонист Джо Ловано. Одной из первых его "настоящих" работ стало выступление со Stevie Wonder Band, тогда Слэйглу было всего 18 лет. В 1977 г. Стив переехал в Нью-Йорк, где начал работать со знаменитым вокалистом Мачито и его "Афро-Кубинским Оркестром" (где Слэйгл играл партию ведущего альта). Первые записи Слэйгла и большие концертные туры состоялись с квартетом Стива Кюна, затем он работал в оркестрах Лайонела Хэмптона, Вуди Хермана, в ансамбле органиста "Братца" Джека Макдаффа. В 1981 году Стив Слэйгл присоединился к оркестру Карлы Блэй, с которым он много и успешно гастролировал. Яркий и многогранный композитор, великолепный исполнитель на альт- и сопрано-саксофоне, флейте и альт-кларнете, Стив Слэйгл в 1988 году становится музыкальным директором выдающегося латиноамериканского конгеро (исполнителя на барабанах конгас) Рэя Барретто. Немного позже он присоединяется к лучшему биг-бэнду Нью-Йорка - Mingus Big Band - в качестве первого альт саксофониста и аранжировщика. С его участием записи оркестра трижды номинируются на премию "Грэмми". Спустя некоторое время Стив начинает сотрудничать с саксофонистом Джо Ловано и его ансамблями: нонет Джо Ловано, в котором Стив Слэйгл играл на альт-саксофоне, завоевывает премию "Грэмми" с альбомом «52nd Street Themes» (Blue Note, 2000). Сейчас Стив возглавляет собственный коллектив, с которым он записал уже шесть альбомов; самый недавний, “New New York”, вышел на лейбле Omni Tone в 2000 г. (авторитетный критик Скотт Янов написал о нем: "как и Джо Ловано, Слэйгл погружен в традицию, но ищет пути расширить ее, черпая одинаково глубоко из наследия и Чарли Паркера, и Орнетта Коулмана"). Постоянный партнер Слэйгла - гитарист Дэйв Страйкер: его игра звучит на части сольных работ саксофониста, а Стив играет на нескольких альбомах Страйкера, и они иногда гастролируют вместе как Slagle-Stryker Band. Кроме того, Стив является преподавателем двух лучших нью-йоркских музыкальных учебных заведений - Manhattan School of Music и New School University.
Стив Слэйгл уже однажды выступал в России, правда, только в Москве - в 2005 г.

Что намечается:
столичные анонсы

КОНКУРС на УСАДЬБЕ.ДЖАЗ

30 мая, концертный зал им. П.И. Чайковского: впервые в России ведущая джазовая группа Европы - e.s.t. (Швеция): Эсбьорн Свенссон (рояль), Дан Берглунд (контрабас), Магнус Острём (барабаны). Начало концерта в 19.00.
e.s.t. (аббревиатура от Esbjörn Svensson Trio) – настоящая группа-уникум: джазовое трио, которое считает себя поп-группой, играющей джаз, порывает с традиционной субординацией «лидер-сайдмен» в пользу равенства всех участников трио, выступает не только на джазовых площадках, но и в рок-клубах, а также использует световые эффекты и дымовые машины на концертах – в общем, e.s.t. далеко выходит за рамки классических джазовых канонов. Возможно, именно потому их композиции попадают в европейские поп-чарты, а видеоклипы ротируются на скандинавском MTV! Смешав в своём необычном творчестве джаз с европейской классической музыкой, роком, фанком, drum'n'bass, а также прочей электроникой, e.s.t. завоевало себе внушительную аудиторию от знатоков джаза до юных поклонников хип-хопа. Критики и публика по всему миру сходятся во мнении: e.s.t. – определённо, одни из самых «продвинутых» джазменов. Яркое шоу группы, собирающей в Европе тысячные залы, имеет все шансы стать самым важным джазовым событием 2008 года!
Открытость новым музыкальным веяниям, любознательность и немного удачи – вот элементы становления лидера группы Эсбьорна Свенссона как музыканта: "Я играю на фортепиано, потому что в нашем доме не было никакого другого инструмента. На самом деле, я бы предпочёл играть на ударных. Например, еще ребенком я сделал себе установку из разного старого барахла и пытался подражать группе«Sweet в их песне «Ballroom Blitz». Но потом пришел Магнус Острём со своими барабанами, и я решил остаться за клавишами. Мы выросли вместе с Магнусом, и играли мы тоже вместе с самого начала. Когда Магнусу подарили его первую ударную установку, он принес её ко мне домой, и мы начали играть. Мы понятия не имели, как это делается, но это доставляло нам массу удовольствия. Поскольку у нас не было педагога и никто не говорил нам, как играть, мы смогли развивать свою музыку в уникальном направлении". Основательное музыкальное образование Эсбьорн впоследствии получил в Стокгольмском университете.
С середины 80-х Свенссон и Острём зарекомендовали себя как многообещающие музыканты на шведской и датской джазовых сценах. Своё первое трио они собрали в 1990 году, однако так и не смогли начать записывать свой первый альбом, пока не встретили контрабасиста Дана Берглунда. Оба были буквально сражены наповал его оригинальным гармоническим мышлением и мощными творческими идеями. Им удалось убедить Дана присоединиться к их трио – таким составом e.s.t. играют и по сей день. В 1993 году Esbjörn Svensson Trio записали и выпустили свой дебютный альбом, «When Everyone Has Gone».
К середине 90-х трио сделало себе имя в Швеции и заключило договор с ориентированным на поп-музыку лейблом Superstudio Gul / Diesel Music. Первым альбомом, вышедшим на этом лейбле в том же году, стал «e.s.t. Plays Monk». Он быстро разошелся в Швеции тиражом более чем 10000 экземпляров. Вскоре Эсбьорн Свенссон начал собирать «урожай» наград: в 1995 и 1996 годах его назвали шведским джазовым музыкантом года, в 1998 - шведским композитором года, а вышедший в 1997 году альбом e.s.t. «Winter in Venice», состоящий в основном из авторского материала, был отмечен шведской премией Grammy.
«From Gagarin’s Point of View» (1999) стал первым альбомом группы, выпущенным за пределами Скандинавии на немецком лейбле АСТ; появление на джазовых фестивалях JazzBaltica и Montreux ознаменовали международный прорыв e.s.t. Последующие три альбома принесли музыкантам звание "Трио года" от авторитетного английского журнала Jazzwise, участие во всех значительных фестивалях Европы, а также целый каскад музыкальных премий: European Artist of the Year, Victoire du Jazz, German Critics Award 2002, German Jazz Award, Choc de l'année, а также приз музыкальной ярмарки MIDEM "Revelation of the Festival",
Предпоследний альбом группы «Viaticum» (январь 2005) превзошёл успех всех предыдущих альбомов: композиции с него попали в полусотню поп-хитов Германии и Франции, в Швеции же он дебютировал на 4 месте! За «Viaticum» e.s.t. удостоились золотой и платиновой наград German Jazz Award, ещё одной шведской Grammy, ко всему прочему группа попала на обложку главного джазового журнала Downbeat в мае 2006-го!
Новый студийный альбом e.s.t. «Tuesday Wonderland», материал с которого трио будет исполнять в Москве, напрямую связан с «Viaticum». Идея, заложенная в «Viaticum», состояла в том, что музыка - это те необходимые припасы, которые человек берёт с собой в свой долгий жизненный путь. «Tuesday Wonderland» - это сам по себе путь, таинственное путешествие, которое открывает новые миры и ведёт вас в Wonderland, Страну Чудес, сотканную из необычной музыки e.s.t. И путь продолжается…

28 апреля клуб Игоря Бутмана представляет: звезда smooth-джаза Eric Marienthal (саксофон, флейта - США) и трио Олега Бутмана (барабаны): Наталья Смирнова (ф-но), Антон Давидянц (бас).
«Мы говорим «партия», подразумеваем - Ленин». Мы говорим «smooth jazz», подразумеваем - Эрик Мариентал. Что ж, без этого человека, действительно, невозможно представить себе ни smooth-джаз в частности, ни современный джаз вообще.
Без преувеличения влиятельный и очень разноплановый джазовый музыкант и композитор Эрик Мариентал окончил престижный джазовый колледж Бёркли в Бостоне в 1980 году и на протяжении нескольких лет играл с Элом Хиртом, Disneyland Band, а также частенько выступал на джем-сейшнах в джазовых клубах Лос-Анджелеса. Однажды (дело было в 1986 году) на такой джем-сейшн с участием Эрика заглянул Чик Кориа, который как раз подыскивал саксофониста в свой ставший впоследствии легендой Elektric Band. Игра Мариентала настолько впечатлила титана джаза, что на следующий день Эрику позвонил менеджер Чика с предложением присоединиться к группе. Эрик играл в Elektric Band (вместе с Кориа, Фрэнком Гамбале, Джоном Патитуччи и Дэйвом Уэклом) с 1986 по 1995 год, записал в её составе шесть альбомов, два из которых были отмечены премией «Грэмми».
Едва в 1987 году вышел первый альбом Elektric Band "Light Years", лейбл GRP Records предложил Мариенталу контракт на выпуск сольного альбома. В 1987 году Эрик выпустил свой сольник "Voices of The Heart", продюсером диска стал сам Чик Кориа. За ним последовали два альбома, спродюсированных Джоном Патитуччи, в том числе и один из лучших дисков Эрика «Crossroads» (1990), который, вкупе с работой в Elektric Band, придал молодому музыканту очень серьёзный вес в джазовом мире. Вскоре он стал самым востребованным саксофонистом в стиле contemporary jazz: вначале Мариентал записывался на дисках Ли Ритенаура, Дэйва Грузина, GRP All-Star Big Band, Дэвида Бенуа, Дэйва Уэкла, Джона Патитуччи и The Rippingtons, затем последовало сотрудничество с поп-звёздами Элтоном Джоном, Билли Джоэлом, Стиви Уандером и Барброй Стрейзанд.
Вы в руки, в руки ему смотрите :)Мариентал не только превосходный музыкант, но и талантливый педагог: Эрик издал три пособия по джазовой импровизации "Comprehensive Jazz Studies & Exercises", "The Ultimate Jazz Play Along", "The Music of Eric Marienthal", а также три видеошколы "Play Sax From Day One", "Modern Sax" and "Tricks Of The Trade", которые считаются самыми внятными самоучителями игры на саксофоне и пользуются заслуженной популярностью в мире.
Каждый новый альбом Эрика Мариентала (а их у него уже двенадцать наименований) неизменно попадает в США на первые места в национальных смут-джазовых радиочартах, а также в Billboard Contemporary Jazz Charts. В дополнение к успешной сольной карьере в настоящее время Эрик выступает ещё и как участник Gordon Goodwin Big Phat Band, а также Elektric Band (который Чик Кориа возродил весной 2003 года).
Адрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концертов - 20.00


XII международный фестиваль Сергея Курёхина SKIF
24-27 апреля, Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина, Санкт-Петербург
Двенадцатый Международный Фестиваль Сергея Курёхина SKIF-12 по традиции состоится с 24 по 27 апреля в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина. Международные фестивали SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) проводятся Благотворительным Фондом выдающегося русского композитора конца ХХ-го века Сергея Курёхина, основанным в 1996 году после трагической смерти музыканта. Два первых фестиваля состоялись в Нью-Йорке в 1997 и 1998 годах, в октябре 1998 года третий SKIF прошел в Санкт-Петербурге - с тех пор фестивали стали здесь ежегодными. В основе концепции этого события, лежат идеи Сергея Курёхина, использованные им в легендарном проекте «Поп-Механика». С момента своего основания фестивали SKIF стали крупнейшим ежегодным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга и России, не имеющими прецедентов в нашей стране. Фестиваль открывает новые имена в современной, прогрессивной и оригинальной музыке - от джаза до электроники, от world music до нойза и эксперимента.
В фестивале этого года примут участие около пятидесяти творческих коллективов из разных стран: Nils Petter Molvaer/Thomas Stronen/ Eivind Aarset (Норвегия), DAAU (Бельгия), Ben Frost (Исландия), Pierre Bastien (Франция), FM Einheit & Caspar Brotzmann (Германия), Black Engine (Италия), ZU (Италия) , Alamaailman Vasarat (Финляндия), Funckarma (Нидерланды), Totem (США), Mitch&Mitch (Польша), MoHa! (Норвегия) BJ Nilsen (Швеция), Analogik (Дания), Harmonia: Michael Rother/Hans-Joachim Roedelius/Dieter Moebius (Германия), Leafcatter John (Великобритания), Midi Lidi (Чехия), Nid & Sancy (Бельгия), Eraldo Bernocchi (Италия), Тригон (Молдова), Jahcoozi (Германия), Polar Bear (Великобритания), Dick el Demasiado (Нидерланды), The Сomplainer & the Сomplainers (Польша), Silence Kit (Москва), Fusedmarc (Литва), «Квартет Актуальной Музыки РСM» (Смоленск), Port Mone (Беларусь), «Я слева сверху» (Москва),»Механеры Культуры» (Беларусь), Gurzuf (Беларусь), Earworm (Беларусь), «Н.О.М.» (СПб), Digital Forks (СПб), Илья Белоруков (СПб), atlantida (СПб), Cyclofillydea (СПб), «Гроздья Виноградова» (Москва), «Бензольные мертвецы» (Спб), «Модный Дом Наташи Пивоваровой» (СПб), «Академия странствий» (Спб), Георгий Багдасаров (Россия/Чехия).
Кроме обширной музыкальной составляющей, на фестивале в полной мере ежедневно будут представлены: перфомансы, фильмы, анимация и видео-арт.
Кинопрограмма будет показана в последний день фестиваля - 27 апреля (в течение всего дня). На ней будут представлены российская и чешская анимация для взрослых и детей, космический вестерн-мюзикл «Американский астронавт» (The American Astronaut) режиссера Кори Макэби (США). Также вас ждет специальная программа, фильмов немецкого фотографа, писателя и режиссера Мирона Цовнира (с его участием) - в частности, российская премьера картины «Zownir - Radical Man» (Slowboat films, Германия), а также музыкальные клипы и короткометражные фильмы.
В чилл-ауте - мультимедийные проекты «A-5» (Россия/Германия), Юрий Элик (СПб), Новые основания (СПб).
Более подробная информация об участниках фестиваля
Расписание по дням
Фестиваль SKIF-12 проходит при поддержке: Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Итальянского Института Культуры в СПб, Посольства Королевства Нидерландов в Москве и Генерального Консульства Королевства Нидерландов в СПб, Генерального консульства Республики Польша в СПб, Консульства Королевства Норвегии в СПб, Генерального Консульства Германия в СПб, Института Финляндии, Института Гете, Чешского Центра в Москве, The Finnish Performing Music Promotion Centre (ESEK), Vlaamse Overheid Kunsten en Erfgoed, Посольство Литовской Республики в Российской Федерации и других культурных институтов.
ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА им. С.Курёхина
199106, Санкт-Петербург, Средний пр., В.О., 93, тел/факс: (812) 322 42 23, (812) 322 24 25


23 апреля в культурном центре «ДОМ» пройдёт концерт-презентация книги Александра Кана «Пока не начался Jazz…». В музыкальной программе участвуют Аргенис Салазар (Венесуэла) и ансамбли с участием саксофониста Сергея Летова - «Три О» и «Сакс Мафия» (Москва - С.-Петербург - Вологда - Львов). Начало в 20.00.Вход: 300 руб., студентам - 200 руб.
Александр Кан - один из ведущих экспертов в области новой музыки, джазовый критик, продюсер, обозреватель русской службы британской вещательной корпорации Би-Би-Си. В 70-е - 80-е годы - организатор основных событий в области новой музыки в Ленинграде. В 1989-1993 - организатор фестиваля «Открытая музыка» (первого фестиваля свободной музыки в СССР-России). С 1996 г. живёт и работает в Лондоне. С 2005 года - продюсер российской программы Лондонского джазового фестиваля.
«Петербург 70х-80х годов сильно напоминал планету Татуин в начале «Звездных Войн»; повседневная жизнь и власть находились в противостоянии, говорить о котором было настолько бессмысленно, что просто не принято. В таких местах должны существовать люди, знающие код жизни: на Татуине был старый джедай Оби-Уан Кеноби; в Петербурге - знаток новой музыки Александр Кан.
В мире тотальной ненадежности Алек был человеком надежным, авторитетным и держащим свое слово. Но главное - он был Слушателем с большой буквы. И если что-то происходило, Алек был в курсе, и, скорее всего, помогал это устраивать. Неудивительно, что вскоре после нашего знакомства он стал первым слушателем каждого нового альбома «Аквариума»: как только заканчивалась запись, я набирал его номер, чтобы услышать сделанное вместе с ним и узнать, наконец - что же у нас на этот раз получилось.
Потом пришли новые времена; Алек уехал жить и работать в Лондон. С его отъездом Петербург опустел и жизнь в нем прекратилась; во всяком случае, жизнь музыкальная. Исчез человек, который, как известно, «является мерой всех вещей». Не стало Слушателя, не стало и музыки.
Но пока джедаи живут где-то во Вселенной, Сила остается с нами» (Борис Гребенщиков)
О книге
Книга «Пока не начался Jazz…» - документальный роман-воспоминание. Это подробный, искренне-ностальгический рассказ Александра Кана о советской джазовой сцене и людях, которые ее создавали. «Пока не начался Jazz…» - книга не только о формировании новой музыкальной сцены в конце 70-х-первой половине 80-х годов, но и рассказ о том времени, о рождении «второй культуры». Впервые в истории российского non-fiction автор рассказывает не только о внутренне жизни музыкального андеграунда, но и взаимоотношениях с КГБ, иностранцами, об истории издания на Западе первых альбомов российского новой музыки.
Героями книги стали трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, дуэт Гайворонский-Волков, Сергей Курехин, «Аквариум», «Странные Игры» и другие.
Прямая речь автора
«Революция в искусстве, как и любая другая, всегда неожиданна. Глядя из будущего, историки и искусствоведы находят ей рациональное объяснение, раскапывают причины и следствия и распутывают клубок политических, культурных и эстетических причин, по которым взрыв был неизбежен. Как могли наивные и недальновидные современники не заметить, что у них на глазах творится история?!
В гуще событий у свидетеля и участника нет возможности на мгновение остановиться, на шаг отступить, отстраниться и взглянуть на происходящее со стороны.
Я, однако, убежден: если и в самом деле повезет, и окажешься в центре бурного революционного потока, то перепутать и принять его за плавный и тихий ход эволюции невозможно. Наоборот, вихрь событий настолько захватывает, что невольно переоцениваешь значимость происходящего у тебя на глазах. Мне повезло: я был свидетелем и, по мере сил, участником такой эстетической революции. Сейчас, годы спустя, приступая к написанию книги, я оказался перед двойной задачей: попытаться воссоздать её накал, наше собственное возбуждение и в то же время проанализировать происходившее холодным «объективным» взором критика».

Борис Курганов, 1998В начале мая в России пройдут выступления двух известных российских джазовых эмигрантов - альт-саксофониста Бориса Курганова, одного из важнейших действующих лиц московской клубной сцены 90-х (в последнее десятилетие живёт в Нью-Йорке), и тенор-саксофониста Алексея Николаева, в 90-е - ведущего солиста «МКС Биг-бэнда» Анатолия Кролла, а в последнее десятилетие - жителя Сиэтла.
Алексей Николаев, 1998Расписание выступлений Алексея Николаева:
08.05 - Jazz Town (Таганская площадь, 12 ), начало в 21:00
09.05 - «Союз Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00
11-12.05 - Клуб Игоря Бутмана (Москва, Уланский пер., д. 16, стр. 1 А.) в здании гостиницы "Уланская", начало в 20:30
17.05 - Владимир (площадка уточняется)
Расписание выступлений Бориса Курганова:
02.05 - «Союз Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00
04.05 - «FAQ кафе» (Газетный пер., 9 стр. 2в), начало в 20:00
06.05 - «Союз Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
18.04.08 - #233: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Ionisation" и "Poeme Electronique" с альбома музыки композитора Эдгара Вареза "Music of Edgar Varèse, conducted by Robert Craft" (One Way, 1996). Так вот что вдохновляло юного Фрэнка Заппу!

12.04.08 - #232: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Call For All Demons" с раннего альбома "Sun Song" (Transition, 1956) самого загадочного бэндлидера в джазовой истории - Сан Ра.

10.04.08 - #231: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) говорит о пианисте, композиторе, деятеле "концептуального" искусства Сергее Курёхине (1954-1996).

05.04.08 - #230: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Monday Night" с дебютного альбома нойз-авант-джаз-роковой группы Golden Palominos барабанщика Антона Фиера.

03.04.08 - #229: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу композитора и пианиста Телониуса Монка "Straight No Chaser" (1951) со сборника "Thelonoius Monk. The Finest In Jazz" (Blue Note, 2007)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Марина Мухаметова,
Сергей Бондарьков,
Анна Филипьева,
Геннадий Петров,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Владимир Коробицын,
Лев Кантор,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

        

gif" width="88" height="31">