502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 12 (410) - 15 августа 2008 г.
ИНДУСТРИЯ ДЖАЗА В АМЕРИКЕИздается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск (411) - 29.08.2008

Как это было в России

1-3 августа в Калининграде проходил, уже в третий раз, один из самых молодых и амбициозных джазовых фестивалей России — «Дон Ченто Джаз». Крепкая команда организаторов, задействованные в проведении фестиваля значительные, но сугубо местные силы — от организационных до финансовых; всё это позволяет говорить о фестивале как о сугубо местном (не "сетевом" и не организованном из Москвы) феномене, который, по всей видимости, прочно захватил репутацию джазового события №1 в Калининградской области, самой западной части России, отделённой от основной территории страны литовскими землями.
Ещё в 2006 г., перед первым фестивалем «Дон Ченто Джаз», его президент Владимир Кацман в интервью «Полному джазу» рассказывал, что видит задачу успешной организации фестиваля в Калининградской области прежде всего во встраивании области в гастрольно-фестивальный график прилегающих территорий — Литвы, Латвии, Польши; это позволило бы избежать излишних транспортных расходов, с одной стороны, и поставить российский анклав на балтийском побережье в контекст культурной жизни региона — с другой. Два года спустя авторы «Джаз.Ру», впервые побывав на фестивале «Дон Ченто», могут уверенно констатировать: получилось. Некоторые артисты действительно были «перехвачены» из соседних регионов, другие — приехали из Германии и Москвы, традиционно тесно связанных с этой многострадальной землёй.
Мы, два редактора «Джаз.Ру», присутствовали на двух (из трёх) днях фестиваля. В программе «Дон Ченто Джаз» были, так сказать, «побочные сцены»: в дневное время в пятницу и субботу по городу курсировал «джазовый трамвай», а на малой открытой сцене в Фонтанном сквере играли местные, калининградские музыканты (на основной сцене из калининградцев появился только коллектив «Афроди» баритон-саксофониста Сергея Хлебалина, играющий «афробит»). Мы же главным образом видели выступления на основной сцене — так называемом «Певческом поле», открытом амфитеатре в Центральном парке города. Помимо сидячих мест амфитеатра и партера, зрители могли сидеть по бокам от амфитеатра прямо на траве, и многие воспользовались этой возможностью — правда, за ограждениями (как шутили на платных местах — «за чертой бедности»), метрах в тридцати от амфитеатра, «дикой» публики было в разы больше, чем на траве внутри (и её от ограждений никто не гонял). Впрочем, и амфитеатр заполнялся более чем удовлетворительно, к финалу фестиваля забившись под завязку.

Впрочем, по порядку. Для нас фестиваль начался с его второго вечера, когда играла немецкая фьюжн-група Mo'blow. Берлинский коллектив во главе с саксофонистом Феликсом Ф. Фальком (сопрано, альт и баритон) играет весёлую, не слишком заумную, но и отнюдь не глупую музыку. Можно, наверное, порассуждать о не слишком ярком тематизме их композиций, но это общая беда практически всех, кто играет джаз-рок и фьюжн в наше время, через тридцать лет после того, как эта музыка была на переднем краю развития массовых музыкальных жанров. Группа порадовала сильными соло почти всех участников (выделялся приглашённый музыкант, единственный не немец в ансамбле — ливерпульский гитарист Тони Ормешер), и единственное, чего (помимо более содержательного музыкального материала) хотелось бы ей пожелать — это чтобы барабанщик наконец уже начал слушать при игре не только себя, но и партнёров.


Mo'blow

Зато к следующему ансамблю никаких вопросов не возникло: французский аккордеонист Ришар Гальяно и его Tangaria Quartet своё дело знают туго, и, хотя коллеги маститого аккордеониста обладают меньшей степенью известности, их мастерству и пониманию материала стоит только позавидовать. В этом проекте Гальяно играет музыку на основе современного «танго нуэво», правда — с отчётливым европейским привкусом (определяемым хотя бы тем фактом, что танго он играет не на бандонеоне, а на аккордеоне). Все четверо много и со вкусом импровизируют, задействуя как интонационный строй танго, так и чисто джазовый арсенал, и создают в результате очень плотное, насыщенное звуковое полотно — хотя и довольно простыми средствами.
В составе ничего лишнего: аккордеон (сам лидер), скрипка (венесулец Алексис Карденас), перкуссия (ещё один представитель Венесуэлы — Рафаэль Меихиас) и контрабас (бельгиец Филипп Эртс). Программа чётко сбалансирована как динамически, так и тембрально: кроме чисто ансамблевых эпизодов, в программе есть интерлюдия, в ходе которой Гальяно сначала играет дуэтом с контрабасистом, причём сам играет не на аккордеоне, а на аккордине (подобие духовой мелодики, только не с «рояльной», а с кнопочной клавиатурой); затем исполняет три пьесы соло — том числе И.С.Баха, из которого без остановки вылетает в «Libertango» Астора Пьяццолы в очень быстром темпе; и, наконец, уходит за кулисы отдохнуть, пока на сцене радует публику дуэт скрипача и перкуссиониста. Алексис Карденас — скрипач очень драйвовый. Нет у него тягучести и этакой поверхностности, вроде той, что бывает у классических скрипачей, решивших «поиграть что-нибудь джазовое». Перкуссионист Рафаэль Меихиас — отдельная тема: два раза в течение концерта он исполнял виртуозные соло на... маракасах, и это не было ни однообразно, ни скучно!

Вечер субботы завершали москвичи — Николай Арутюнов и Funky Soul. Арутюнов ещё со времён своей «Лиги Блюза» 1980-х — начала 90-х доказал, что у него в области «аутентичного» исполнения афроамериканского популярного наследия (блюз, ритм-н-блюз, фанк, соул) мало равных в России: мощный красивый голос, точное знание жанра — всё этого у него не отнимешь. Нынешний его проект играет, как явствует из названия, фанк и соул классических времён (1960-70-х гг.), сплошь хрестоматийные стандарты жанра, воспроизведённые настолько точно, что иногда кажется — звучит новенькая, «непилёная» виниловая пластинка тридцати-сорокалетней давности: то Джеймс Браун, то Tower of Power, то Average White Band, а то и Стиви Уондер. Музыканты Арутюнова (сплошь молодёжь, значительно младше лидера) играют эту музейную, но до сих пор живую классику с явным удовольствием; в ансамбле выделялась ученица Игоря Бриля — клавишница Марина Макарова, которая, при явном чувстве стиля и знании материала, играла всё-таки «от себя», индивидуально и неглупо.


Yuval Ron and Residents of the Future

В воскресенье, последний день фестиваля, концерт начала израильская группа Yuval Ron and Residents of the Future, играющая бескомпромиссный прог-рок. Единственный из музыкантов, в чьей фразировке и развитии соло просматривались хоть какие-то джазовые элементы, был клавишник Офир Шварц; что до лидера, гитариста Юваля Рона — то перед этим молодым музыкантом явно стоят такие героические примеры, как Yes, King Crimson и т.п., и никакого джаза в его ориентирах не просматривается. Трудно представить, чтобы у такого коллектива был большой опыт выступлений на джазовых фестивалях (хотя в Калининград молодые израильтяне приехали прямо с джаз-фестиваля на латвийском курорте Саулкрасты). На «Дон Ченто» участникам дают играть необычайно много, по полтора часа, и это сработало против «Жителей будущего», как сработало бы против почти любого молодого коллектива, не обладающего большим опытом построения обширных фестивальных программ — динамически и эмоционально однообразная, хотя и виртуозно сыгранная, музыка группы быстро утомила аудиторию, в которой буквально после третьей (чрезвычайно продолжительной) композиции стали раздаваться голоса «хлопай сильнее, вдруг закончат».

Программу продолжали Noche de Boleros — совместный кубинско-польский коллектив, который ставит перед собой амбициозную задачу обновить и осовременить традиционный жанр болеро так, как Gotan Project осовременили традиционное танго. Собственно, более или менее кубинских музыкантов в ансамбле три (из семерых), но двое из них, строго говоря, тоже польские: перкуссионист Хосе Мануэль Альбан Хуарес родился в Щецине, хотя его отец — настоящий кубинец, долгие годы руководивший в Польше ансамблем Son Latino; вокалистка Магда Наваррете — тоже кубинского происхождения, хотя родилась и выросла в Польше и до определённого момента занималась вовсе не болеро, а испанским фламенко (что в её сценической пластике и манере пения очень слышно). Только второй вокалист, гитарист и перкуссионист Ренелл Вальдес Сеперо родился на Кубе, а в Польше живёт недавно и руководит там собственным трио Son de Cuba, исполняющим традиционную кубинскую музыку сон (более «корневой» и архаичный жанр, чем современная танцевальная сальса). Строго говоря, именно Вальдес Сеперо обеспечивает аромат подлинности в музыке Noche de Boleros. Программа у них достаточно разнообразна: помимо собственно болеро, звучит и сон, и даже румба, и множество стилизаций и фантазий на эти темы, сыгранных не без вкуса и довольно разнообразно, но в большой массе (всё-таки полтора часа, при том, что динамически и эмоционально вся программа выдержана примерно в едином духе!) всё это оказалось довольно сильным испытанием для терпения публики. Число слушателей, однако, всё увеличивалось: ждали хэдлайнеров — бельгийскую группу Vaya Con Dios.


Vaya Con Dios

Благодаря почти джазовому инструментарию (контрабас, барабаны, фортепиано и единственный электрический инструмент — гитара) группу вокалистки Дани Кляйн часто можно увидеть на европейских джазовых фестивалях, заботящихся о привлечении более широкой, нежели чисто джазовая, аудитории — вот и этим летом, кроме выступления в Калининграде, «Ступай себе с Богом» играли, например, на джазовых фестивалях в Германии («Джазфест Гронау») и Тунисе («Джаз в Карфагене»), и это уже после того, как без всякого заигрывания с джазом развлекали широкую публику в Москве и Санкт-Петербурге в марте. Точнее всего будет определить стилистику Vaya Con Dios как стилизацию традиционной эстрады: смешивая мотивы традиционной европейской эстрадной песни, «цыганского джаза», французского шансона и тому подобных ретро-стилистик, бельгийцы создают неглупый, крепко сыгранный, стилистически разнообразный, но обладающий определённым «идейным» единством материал, накрепко сцементированный смачным, хрипловатым и «присадистым» голосом Дани Кляйн. Конечно, к джазу эта музыка никакого отношения не имеет, но, с другой стороны, это не так чтобы уж очень и попса. В любом случае, радостно отплясывавшая в «карманах» танцевального партера калининградская публика явно особо не задавалась вопросами жанровой чистоты, и если чего и ждала — это будет ли исполнен мегахит 1990 года, «Nah Neh Nah». Был, конечно — на бис. Правда, прозвучал он только намёком на оригинальную версию: гитарист Марко Локурсио и не пытался справиться с виртуозной партией акустической гитары, которую в оригинале играл знаменитый фламандский студийный гитарист Эрик Мелэртс — он только очерчивал её характерными ходами на электрогитаре, что в сочетании с искушённым фортепианным аккомпанементом заставляло слушателей думать, что они слышат все те ноты, которые звучали в записи 18-летней давности. В целом, публика явно получила большое удовольствие, что и неудивительно.
В сентябрьском (7-м) номере журнала «Джаз.Ру» мы готовим публикацию более подробного материала о поездке на «Дон Ченто Джаз», который выйдет в рубрике «Джазовые путешествия».

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (фото, текст)

Специальный репортаж
Doo Bop Sound на фестивале в Монтрё
День первый
Алексей ПоповСанкт-Петербург — Цюрих — Женева. Перелет весёлый, в преддверии нового воздуха, жары и величия Альп. В Женеве встретили кураторы фестиваля и дождь. Мы одеты по последней моде лета — шорты и футболки, а надо бы шубы и зонты. Вкусный салат общения — англо-немецко-французско-жестикуляционно-мычащий. Понятно — едем в Montreux. Через час — гостиница. Вид из окна удручающе-средневековый. Женевское озеро и горы — как из фильма ужасов — вода черная, а горы обезвершинены... Калории самолетной еды улетучились давно. Всей семьёй пошли искать пропитание, в центр — к озеру, к неизвестному. Шли долго, под дождем, без защиты, но с уверенностью в правильности выбранного направления. О хлебе насущном забыли сразу, как только подошли к воде. Город старым месяцем огибает побережье, сверкая беспорядочными огнями. Там, где Высокий дом — там и есть сердце фестиваля. Идём.
Фотографируем. Ахаем и охаем. Рабочие неторопливо достраивают сцены, киоски, на нас не обращают внимания. А мы стоим перед черным Богом! Майлс Дэйвис! Голова вылита из черного металла, труба его врезана, как в горло — такой памятник! Стоим и каждый про себя думает — доехали!
Радость голодная и уставшая. Нашли круглосуточный турецкий ресторан. Через час — где горы? — мы их готовы свернуть! Пять минут после — где кровать?! Благородное такси выручило за несколько мгновений. Завтра новый день! Завтра концерт! Спокойной ночи!

День второй. Солнечный.

Гениально! Умопомрачительно! Величественно! Божественно! Такой был вид из наших окон. Солнце, горы до неба, озеро чистейшей бирюзы... Быстро завтракать и в путь. Времени до саундчека — 5 часов. Шли той же дорогой, что и вчера. Но глаза видят другое. Теперь понятно, почему душа писателей и композиторов стремилась именно в этот рай! Хочется творить! В любом варианте! Краски, звуки, запахи... Доехали до пляжа.
Троллейбус домчал, как в формуле-1. За 40 швейцарских франков — наша группа вдоволь наплавалась в озере и в прибрежном бассейне. Жара. Французская речь. Клавишник Алексей Никонов прыгнул с семиметровой вышки, а ведь ему ещё играть и играть... По-взрослому визжим от восторга!
Montreux Jazz Cafe. Ждем своего часа. Гримерка а-la Энди Уорхол. Фрукты, напитки, диваны и швейцарская любезность. Трудности перевода — это не название фильма, это реальность. По- французски из нас никто не говорит, а звукорежиссёр не говорит по-русски. Вот так! Методом проб, ошибок, дипломатии и профессионализма удалось отстроить звук как надо. Ждём вечера. Наш выход в 21 час. Есть время для прогулки по набережной. Народ собирается к началу фестиваля с завидной скоростью. Китайцы, африканцы, русские, англичане, немцы, турки, индусы — кого только нет! Все ждут момента, ради которого трудились целый год, — чтобы услышать своих кумиров, раздобыть для себя новых исполнителей и впитать в себя состояние эйфории от музыки.
Профессионализм во всем! Транспорт, гастрономия, талант гостеприимства... Секьюрити вежливые, полиция ненавязчивая, но убедительная.
Мы готовы к выступлению. Организаторы просят подождать еще 15 минут. Понятно. Реклама перед входом в клуб — Doo Pob (!!!) Sound и ни слова, из какой страны приехала группа. Хотя гостям фестиваля всё равно, с какой ты планеты — главное, берёт ли за душу (яйца) твоё творчество!
DooBopSound на сцене. Через несколько минут музыка стала всасываться в слушателей и со скоростью звука распространяться по малому и большому кругу кровообращения. По глазам было видно — люди сюда пришли не зря, а ведь в это время в зале Stravinsky Hall пела Эрика Баду. Кому что!
После трех композиций великолепной шестёрки на сцену выпрыгнула я. "What a Wonderful World" — бальзам для тех, кто верит в чудеса и любит жизнь. Слушатели сразу узнали мелодию — припев звучал уже хором. Мне плохо — слезы градом, — глотаю вместе со словами, трясет нешуточно, еле успокаиваюсь — песня великая, и от этого еще больше прёт. Клавиши, саксофон и голос — нестандартная версия, но выстрелила! Кода. Я в обморочном состоянии. В зале количество людей перерастает в качество. Некоторые индивидуумы встали поближе к сцене. Merci Bien! Сейчас, сейчас! Ну, держитесь! Don't stop! It's a Music of Life! Я прыгаю, как тигр на воле — позволяю себе всё! Выгрызаю сердца и обнажаю душу! DooBopSound убивает феноменальным звуком, драйвом и музыкальной бескомпромиссностью. Никого не осталось в живых!
Со сцены ушли сытые, довольные и в предвкушении завтрашней царской фанко-дисковой трапезы. Ночь прошла в напитках, знакомствах, разборах — кто как играл, вкусностях разных и танцах до утра.
Все группы развозили до гостиниц на автобусах. Наш водитель спросил: как мы попали на фестиваль? Рассказали. Он потерял дар речи. Говорит, он сам басист, играет в фанковой группе, живет в Монтрё и знает всех, кого надо — а шанса выступить не привелось. Кому как!
Эмоциям нет больше места. Пустота в голове. Дрожь в ногах. Опьянение по полной программе. Не сойти бы с ума! Швейцария! Завтра пойдем в гости к Набокову, заглянем к Элле Фицджералд, попоём с Би Би Кингом и обнимем Рэя Чарлза!
Спокойной ночи!

День третий.

Завтрак минимальный. Настроение максимальное! Все разбрелись кто куда. Одни — в замок, на экскурсию. Другие — по магазинам — сыры швейцарские, платья, футболки с белыми крестами, подарки детям да близким. Все-таки не в Гостином дворе куплены... Пару часиков на озере, да в бассейне, да под солнышком Альпийским попечься... Благодать! По дороге в Jazz Cafe — парк: памятники великим — Набокову, Элле, Б.Б.Кингу, Рэю Чарлзу — они здесь были, ходили по этой траве, дышали этим воздухом, смотрели на эти горы и купались в этом озере.... У берега, в позе статуи Свободы, стоит Фредди Меркьюри... В ногах — цветы.. Как живой, хотя и в бронзе...
Еще шесть часов вечера, а людей видимо-невидимо! Мы спешим на саундчек. Клуб уже как родной. Звукорежиссёры и технический персонал улыбаются нам, приветствуют громко, хлопают по плечам, мол, давайте и сегодня жару!
Мы киваем — merci, merci, — и идем в нашу гримёрку. Опять фрукты, вкусности, напитки в холодильнике, ужин горячий, как полагается. Звук отстроили быстро. Приехал Бурч (Алексей Бурчаловский). Не виделись лет десять. Живёт на границе Франции и Швейцарии. До Монтрё ехать ближе, чем до Питера, ясно! Музыкант, художник и просто друг — ждёт и волнуется в месте с нами: второй концерт должен быть ещё круче, ещё мощнее! Приехали немецкие друзья из Гамбурга, русские друзья из Лозанны и Женевы. Психологическая поддержка сделала своё дело. Концерт превзошел все ожидания! Судить пришлось по количеству посетителей — не меньше 500 человек, и с первой ноты толпа повалила к сцене — танцуют, свистят, руками машут, подпевают, фотографируют, снимают на видео... Doo BopBopBop Sound!!! — скандирую я со сцены! Just because, because You are better then Me! You are alive! — строчки из новой песни.
Диско включает пульс. И люди не в силах удержать ноги и головы в состоянии спячки. Всё двигается, улыбки на лицах совсем не как у Моны Лизы, а наоборот, — открытые, счастливые и жаркие! Конец выступления. Произведение Алексея Попова «Funk Alliance Mix» — как представление музыкантов. Припев — хит сезона, хором подпевают зрители. То что надо! Scat a-la Lera Gehner. Большинство с удовольствием втянулись в игру "повтори за мной". Последние аккорды. I love you, Montreux! You are alive! Мы играли для вас! Африканцы, индусы, русские, поляки, французы, итальянцы и швейцарцы! Дай Бог так каждому! Получить наслаждение и подарить наслаждение желающим Мира сего...
Третий день на исходе. Гуляем по главным залам фестиваля — то там, то там концерты, знаменитости. Зашли на Reggae Party. Солнце, Ямайка, незабываемый колорит, растаманы и дух вечно позитивного Боба Марли.
Но мозг начинает постепенно напоминать о разряженных батарейках...
Пора спать — завтра рано вставать! Спокойной ночи!

День четвёртый.

День свободный. Едем в Лозанну — 40 минут от Монтрё. Остановились у друзей. Гуляем. Знаменитый парк Олимпиады. Наконец, имеем представление, как высоко прыгнул с шестом великий Бубка! Дождь стеной, а внутри растут цветы и поют птицы. Жалко уезжать! Встаем в 4 утра. Друзья отвозят нас в Женеву, в аэропорт. Женева — Цюрих — Санкт-Петербург.

P.S. Спасибо шефу Montreux Jazz Festival Клоду Нобсу за то, что он оказался в нужном месте и в нужный час (Москва, клуб "Союз композиторов", ноябрь), когда выступала группа DooBopSound. Спасибо Михаилу Шаврадзе (Москва) и Олегу Грабко (компания "Бомба-Питер") за то, что они в нас поверили и дали шанс до фестиваля долететь. Спасибо генеральному консулу Швейцарии в Санкт-Петербурге — г-ну Урс В.Штраузак — за любовь и ласку к питерским музыкантам. Спасибо швейцарскому другу Томасу Портману за его любовь к нам и его дружбу с ген.консулом Швейцарии. Спасибо московскому филиалу швейцарской компании SWISS за реактивную помощь с билетами. Спасибо всем!

За четыре дня в Швейцарии отвечали
Лера Гехнер и Алексей Попов

Постсоветское пространство:
что было
Saulkrasti Jazz: джаз, море и солнце
С 28 июня по 3 августа прошел очередной, 11-й джазовый фестиваль в городе Саулкрасты (Латвия). Саулкрасты — курортный город, протянувшийся вдоль красивейшего Видземского побережья Балтийского моря, его название переводится с латышского как «солнечные берега».
Хочется отметить традиционно тёплую атмосферу этого события, которое очень популярно среди жителей и гостей Латвии, несмотря на то, что очень близко попадает по времени, а иногда и пересекается с гламурной «Новой Волной» (что довольно существенно для такой небольшой страны).
Одной из важных функций этого фестиваля является обучение джазу. Обучение проходит в форме международного лагеря, студенты и преподаватели из разных стран в непринужденной обстановке обмениваются опытом и творческими идеями.
В этом году в мастер-классах участвовало более 100 молодых музыкантов и 12 преподавателей. Помимо вечерних концертов, после которых и ученики, и учителя активно участвуют в джемах, днем на сцене фестиваля происходят выступления студентов, которые тоже собирают своих зрителей.
Билли ХартНо все-таки фестиваль — это праздник, зрелище и возможность увидеть мастеров джаза. В этом году на концертах фестиваля выступили Yuval Ron and Residents of the Future — израильский фьюжн-квартет, Miklin – Kaenzig – Hart Trio (Австрия, Швейцария, США), американский квартет Vital Information, а также один из известнейших венгерских коллективов Djabe совместно с гитаристом Стивом Хакеттом (экс-Genesis).

Справа: Карлхайнц Миклин (Miklin – Kaenzig – Hart Trio)
слева: Виктор Рытов (Латвия, Mirage Jazz Orchestra)
справа: Юваль Рон (The Residents of the Future)
слева: Ференц Ковач, Djabe (Венгрия)

Из латвийских участников наиболее впечатлили Mirage Jazz Orchestra, руководимый легендарным латвийским трубачом Гунаром Розенбергом, а также проект перкуссиониста Нилса Иле Аfroambient.


Mirage Jazz Orchestra

Веб-страница фестиваля

Сергей Козлов
фото автора

Что намечается:
столичные анонсы

18.08, 20.08 -
публичные лекции
Лэрри Эппелбаума
(Библиотека Конгресса США)

14 августа прошла пресс-конференция организаторов фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж». Судя по всему сказанному, на 11-м году своего проведения фестиваль не только не сбавляет оборотов, но и набирает их. Напомним, что с 22 по 24 августа фестиваль, как обычно, пройдёт в саду «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3, метро «Чеховская» / «Пушкинская»). Все три дня концерты будут начинаться в 17:00, билеты на каждый день будут стоить 700 р. (пенсионеры, как и в прежние годы, проходят бесплатно), и купить их можно будет прямо перед входом в концертную зону сада. Среди участников — музыканты из США (в том числе органист Джордж Коллиган, саксофонисты Крэйг Хэнди и Майк Трэйси, вокалистки Нефертари Бэй и Грета Матасса, пианист Лэрри Уиллис и др.), Израиля (саксофонист Роберт Анчиполовский), Австрии (ансамбль саксофониста Карлхайнца Миклина), Польши (легендарный ветеран польского джаза — пианист Адам Макович), а также, естественно, России. Ряд российских музыкантов покажет совершенно новые программы. Так, пианист Иван Фармаковский выступит со своим российско-американским проектом Next To The Shadow, в сценическом воплощении которого участвует саксофонист Игорь Бутман, а также нью-йоркские мастера — трубач Джон Бэйли (Vanguard Jazz Orchestra, оркестр Рэя Чарлза, ансамбль Рэя Барретто) и барабанщик из Нью-Орлеана Дональд Эдвардс (Mingus Big Band), плюс выдающийся российский джазовый контрабасист и бас-гитарист Антон Ревнюк.
Игорь Бутман представит и ещё два российских проекта, которые он продюсирует — ансамбли санкт-петербургского трубача Александра Беренсона и его московского коллеги Вадима Эйленкрига. Вадим и Александр совсем недавно записали в США (отдельно друг от друга) два диска с участием знаменитых американских джазменов, и Игорь выступил в роли продюсера этих пластинок. На альбоме Беренсона записались пианисты Евгений Маслов и Сайрус Честнат, контрабасист Эссиет Эссиет и барабанщик Дональд Эдвардс; альбом Эйленкрига, в записи которого участвовали Рэнди Бреккер (но не как трубач, а как... рэпер!), басист Уилл Ли, барабанщик Крис Паркер и клавишник Дэвид Гарфилд, оказался также одной из последних записей для гитариста Хайрама Буллока, умершего в конце июля.
Полное расписание фестиваля

20 августа, клуб Игоря Бутмана: Robert Anchipolovsky Quartet
Роберт АнчиполовскийРоберт Анчиполовский (альт-саксофон) - Израиль, Владимир Нестеренко (рояль), Сергей Васильев (контрабас), Павел Тимофеев (барабаны)
Не так много джазменов-выходцев из бывшего СССР добились известности за рубежом - Александр Сипягин, Борис Козлов, Игорь Бутман, Валерий Пономарёв, Миша Пятигорский, Михаил Цыганов, Евгений Маслов, Эльдар Джангиров... Знакомьтесь, ещё один музыкант из этой славной плеяды – саксофонист Роберт Анчиполовский!
Роберт родился в Киеве 1974 году. Его отец - джазовый саксофонист, а дед – профессор музыкальной академии в Киеве, под их руководством Роберт начал осваивать классический кларнет в девятилетнем возрасте. Впрочем, окончив музыкальный колледж в Киеве, он отдал предпочтение музыке Чарли Паркера и Джона Колтрейна, которую всегда любил, стал усиленно заниматься на альт-саксофоне и продолжил обучение в Академии джазовой музыки в Киеве. В 1991 году Анчиполовский эмигрировал в Израиль.
Четыре последующих года он оттачивал своё исполнительское мастерство в Нью-Йорке, его педагогом стал великий джазовый саксофонист, обладатель 4 премий Грэмми Фил Вудс. «Роберт – один из самых талантливых молодых альт-саксофонистов, которых я когда-либо слышал», - говорит Вудс о своём ученике.
В 1996 году Анчиполовский вернулся в Израиль, создал несколько джазовых ансамблей и стал активно гастролировать по миру. «Его будущее выглядит многообещающим!» - говорит о Роберте легендарный тромбонист Кёртис Фуллер, и трудно с этим не согласиться. У Роберта уже завидный послужной список: выступления с Филом Вудсом, Рэнди Бреккером, Малгру Миллером, Деборой Браун, Стивом Турре, участие в важных международных фестивалях - Wichita Jazz Festival, Paris International Jazz Festival, Red Sea Jazz Festival, Umbria Winter Jazz Festival, Festival Of Israel, а также работа в популярном международном телешоу “7.40”.
Адрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концертов - в 20.00


6 сентября в Театральном зале Московского международного Дома музыки пройдёт концерт, посвящённый 50-летию творческой и просветительской деятельности легендарного российского джазового гитариста Алексея Кузнецова. В этот вечер публике будет представлен DVD «Алексей Кузнецов: полвека в джазе». За всю многолетнюю историю творчества прославленного ветерана российской сцены этот диск — первый опыт, по полушутливому признанию музыканта, «видеоотчёта перед зрителями о проделанной работе». Диск содержит редкие хроникальные съёмки выступлений народного артиста РФ Алексея Кузнецова, как сольные, так и совместные — с целым созвездием других ведущих мастеров российского джаза, среди которых Игорь Бриль, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин, Даниил Крамер, Владимир Данилин, Николай Громин, Игорь Бутман, Алекс Ростоцкий, Анатолий Соболев, Сергей Манукян, Сергей Чернышов, Андрей Кондаков и многие другие. На DVD представлены сольные выступления Алексея Кузнецова, дуэты, трио, квартеты, игра с оркестрами и биг-бэндами. По словам юбиляра, «главное — гитара предстанет во всех своих проявлениях и сочетаниях: и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент».
Поздравить маэстро и поиграть с ним на одной сцене в этот вечер придут многие мэтры российского джаза, среди которых, конечно, будут и те, кто много лет назад, сам того не подозревая, стал участником исторических концертов, запечатлённых на новом DVD.
В преддверии концерта мы взяли у Алексея Алексеевича большое интервью, которое можно прочитать в свежем, 6-м номере журнала «Джаз.Ру».

26 сентября в Московском международном Доме музыки состоится уникальный концерт — на одну сцену выйдут три выдающихся мастера импровизационной игры на басовых инструментах, объединившиеся в трио: Стэнли Кларк, Маркус Миллер и Виктор Вутен. О каждом из этих прославленных виртуозов «Джаз.Ру» уже писал, и двое из них — Стэнли Кларк и Маркус Миллер — уже выступали в российской столице с собственными проектами (причём Кларк — неоднократно). Однако их объединение в ансамбль, да ещё при участии супертехничного и невероятно изобретательного новатора игры на электробасе Виктора Вутена (Béla Fleck and the Flecktones) — событие поистине из ряда вон выходящее. Три басиста, представляющие три поколения новаторов бас-гитары, этого едва ли не самого молодого в джазе инструмента (Кларк — новатор 1970-х, Миллер — 1980-х, Вутен — 1990-х), назвали своё трио SMV — по первым буквам своих имён. Московское выступление SMV станет частью европейского турне «The Thunder! Tour» в поддержку их совместного нового альбома.
Стэнли Кларк, прославившийся в легендарной группе Чика Кориа Return To Forever в 1970-е —талантливый импровизатор со своим музыкальным почерком, искусно владеющий тремя разновидностями басового инструмента — электрической бас-гитарой, акустической бас-гитарой и контрабасом. Многократный лауреат Grammy Маркус Миллер, прославившийся у Майлса Дэйвиса в первой половине 80-х, работает в самых разных стилях — от джаза до поп-R&B, активно занимается продюсированием, регулярно выпускает сольные работы. Виктор Вутен, трехкратный обладатель Grammy, — главный новатор бас-гитары 90-х, ошеломляющий своей виртуозностью как поклонников группы банджоиста Бэлы Флека, так и посетителей собственных сольных шоу и мастер-классов.
«После прошедшего в этом году с феноменальным успехом фестиваля «Весенний Jazz», где приняли участие три музыканта, каждый из которых даже по отдельности всегда вызывает огромный интерес и ажиотаж у зрителей — Эл Джарро, Джордж Дюк и Стэнли Кларк, — мы получили огромное количество отзывов с просьбами продолжить начатую традицию объединения легендарных имен на одной сцене, — говорит Евгений Ладыженский, организатор концерта SMV. — Кларк, Миллер и Вутен — это живые легенды джаза, люди, которые сделали бас-гитару солирующим инструментом. Их приезд в Москву станет самым громким событием не только джазовой осени, но и столичной культурной жизни вообще».
А в это время
за бугром...
Кубинский трубач Артуро Сандоваль, живущий после своего побега с Кубы в 1990 г. в Майами, открывает очередной джаз-клуб. В марте текущего года Сандоваль, после двух лет борьбы за посещаемость своего клуба в отеле Deauville в Майами-Бич, был вынужден закрыть его; сейчас речь идёт о том, что компания, которая открывает джазовый клуб-ресторан внутри Центра исполнительских искусств имени Эдриенн Аршт в Майами, на бульваре Бискэйн, пригласит прославленного трубача в качестве арт-директора, чьё имя будет присвоено и клубу. Организаторы рассчитывают на аудиторию, которая посещает в здании Центра балетные и оперные спектакли и концерты классической музыки. «Нам нужен ресторан, куда посетители могли бы пойти после спектакля, и мы хотели, чтобы в ресторане звучало что-то крутое и клёвое, — говорит представитель Центра. — А крутое и клёвое — это джаз».
Клуб должен открыться осенью текущего года.
Новые альбомы

Анатолий Текучёв, Алексей Подымкин
«Концерт
в Рыбинске»
2008

Запись по-своему уникальная: первоклассный московский акустический дуэт — пианист из Новосибирска Алексей Подымкин и вибрафонист из Ростова Анатолий Текучёв — играют концерт в небольшом старинном городе Рыбинске (Ярославская область), где большая часть джазовой жизни держится на одном человеке — организаторе регулярного концертного джазового цикла Олеге Тропынине. Олег, посетителям процветавшего в 1999-2006 гг. на нашем портале чата «Разговоры о джазе» известный как Джазанутый, не только регулярно привозит в своей город первоклассных музыкантов из российских джазовых столиц, но теперь приступил и к документальной фиксации проводимых им концертов: сам записывает их, сам делает мастеринг и издаёт на CD. Концертный альбом Подымкина и Текучёва записан выпукло, очень плотным, чуть даже резким звуком, отлично передающим перкуссивную природу обоих инструментов — и клавишного, и «молоточкового». В игре обоих музыкантов есть место и уместной демонстрации виртуозности (особенно это касается Текучёва), и сдержанному, глубокому изложению материала, и тонким переплетениям двух богатых, насыщенных созвучиями партий гармонических инструментов. Дуэтные записи, как известно — жанр очень сложный: в игре дуэтом не отсидишься за ритм-секцией, не отдохнёшь во время соло барабанов; она требует постоянного внимания, постоянной изобретательности и огромного «словарного запаса», который должен помогать обоим участникам удерживать внимание слушателя. Здесь всё это есть, плюс — необычайно тёплый, богатый эффект присутствия: кажется, что фортепиано и вибрафон разыгрывают свои гармонические сплетения прямо перед твоим лицом.

Кирилл Мошков

Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
16.08.08 - #262: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Sun Spots" с альбома чикагского саксофониста Джозефа Джармана "Earth Passage/Density" (Black Saint, 1981).

12.08.08 - #261: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) комментирует пьесу "Motherland" с альбома индийского фьюжн-скрипача Лакшминараяна Субраманиама "Indian Express" (Concord, 1986)

09.08.08 - #260: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) о композиторе Курте Вайле: звучат версии зонга "Мэкки-Нож" из "Трёхгрошовой оперы" - "Mack the Knife" в исполнении Мэриэнн Фэйтфул (альбом "20th Century Blues", RCA,1997) и Mackie Messer в исполнении группы Young Gods (альбом "Young Gods Play Kurt Weill", Play It Again Sam, 1989)

06.08.08 - #259: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Gypsy Queen" с альбома "Spellbinder" (Impulse!, 1966) и заглавный трек с альбома "Rambler" (CTI, 1973) гитариста Габора Сабо.

01.08.08 - #258: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Indianer fur morgen" с одноименного альбома немецкого композитора Хайнера Геббельса (Riskant/Eigelstein, 1981)

29.07.08 - #257: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) комментирует пьесу "Hamp's Blues" в совместном исполнении гитариста Хэрба Эллиса и трио пианиста Оскара Питерсона с альбома "Hello Herbie" (Verve, 1969)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Сергей Козлов,
Лера Гехнер,
Алексей Попов,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Сергей Козлов,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0