ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14, 2008

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

В Казани состоялся запуск машины времени

30 августа 2008 года навсегда останется в памяти жителей Казани: в это день город чудом переместился из средневекового попсового болота в светлое царство прогрессивного рока. До этого дня, который уже 20 лет отмечается в республике как день провозглашения г.Шаймиева «президентом всея Татарстана», на главной площади Казани происходили отвратительные для джазменов массовые поклонения идолам музыки поп. Но Макаревич совершил настоящее «Сотворение мира», и город перешел в другую культурную эпоху (смотри выше). Я там при этом был, и видел, как счастливо улыбалась вечно мрачная Земфира, как смачно плевалась великая Патти Смит и как братались музыканты, которым посчастливилось участвовать в этом прекрасном действии, которому Андрей Макаревич придумал правильное название: «Сотворение мира».
Поскольку я сознаю, что пишу все это для джазовой братии, которой и на Земфиру, да и на Патти по большому счету, в свою очередь, смачно плевать, буду опираться на свидетельства очевидцев этого события: рядом со мной (слева) с самого начала и до самого конца на VIP-трибуне сидел Анатолий Василевский, руководитель одного из лучших в России джазовых оркестров, а прямо передо мной громоздился проректор казанской консерватории профессор А.М., тоже большой любитель джаза. Василевский радовался, как ребёнок, что впервые почувствовал всю мощь и прелесть живого рок-концерта. Особенно ему понравился Кейт Эмерсон, про которого он сказал: «ну, наконец, хоть что-то чувак сыграл!». Но в самое сердце его поразила Земфира, и если кто-то при нем эту нашу первую рок-леди назовоет «попсой», дело может дойти до мордобоя. От себя замечу: Земфира была хороша, - и в музыкальном смысле, и особенно в своем сценическом воплощении.
Профессор до этого момента просто не досидел, и я его понимаю. Представьте себе чудовищную мощь настоящей акустики, которую профессорские уши, да и вся Казань до сих пор не слышала, - а VIP-места находились прямо перед порталами... Сначала уважаемый А.М. посмеялся над примитивными гармониями, (а какой уважающий себя член союза композиторов этого бы не сделал?), но услышав от меня, что надо подождать выхода кого-нибудь из «Кинг Кримсонов» (к сожалению, сам Фрипп принципиально не участвует в рок-тусовках), затих. Про Кримсонов он что-то слышал и геройски остался терпеть музыкальный примитив. Терпеть пришлось довольно долго: Эдриан Белью, в последние лет 20 один из основных гитаристов легендарной группы, появился со своей командой только на пятом часу «Сотворения». Послушав ровно одну минуту А.М. встал, прокричал мне на ухо «И это твоя любимая группа?!!!», и демонстративно удалился, не дождавшись моих объяснений.
И что я мог объяснить дорогому А.М., если для этого надо было вспомнить начало 70-х годов, эту атмосферу рождающегося на глазах великого музыкального явления рок-музыки, и воскресить совершенно ошеломляющее впечатление от первого альбома Кримсонов, потом второго и третьего, проведших нас от Двора Малинового Короля в Царство Посейдона... Нет, это смог бы сделать только Макаревич, бравый изобретатель машины времени...
Тони ЛевинНо давайте про джаз: в этом небывалом для России событии - как по созвездию имен, так и по техническому и организационному воплощению, - принимали участие и наши люди. Попав с помощью своих друзей на задворки величественной двойной сцены (тоже новшество для всех нас), я с удовольствием обнял прекрасного джазового барабанщика Сергея Остроумова (он вместе с басистом Тони Левиным (!) сопровождал нескольких исполнителей, приехавших без своего ритма), расцеловал от избытка чувств Ирину Томаеву и Этери Бериашвили, джазовый вокальный осетино-грузинский дуэт из Москвы, прекрасно вписавшийся в церемонию открытия фестиваля. Потом вежливо поздоровался с ведущим Севой Новгородцевым, который лет 40 тому назад играл на тенор-саксофоне в знаменитом питерском джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна. А в это время на сцене колдовал над гитарными грифами Энвер Измайлов, не однажды посещавший Казань во времена фестиваля «Джазовый перекресток»...
Ирина Томаева и Этери БериашвилиНу а что же народ, огромной массой расстилавшийся перед сценой и уже одним только своим стотысячным количеством глаз заставлял зажигаться волнением сердца все повидавших рок-гуру? Представьте себе реакцию жителя из дебрей Амазонки, чуждого современной цивилизации, на турбо-реактивный лайнер в момент взлета. Реакцией большинства на музыку Адриана Белью или группы KTU было ошеломлённое молчание, - об этом мне рассказал мой сын, который находился в самой гуще этой огромной толпы.
Конечно, музыка «Машины Времени», которая звучала уже к концу грандиозного площадного действия, была ближе и понятней, и «Поворот» уже пела вся площадь, сбивая за счёт своего огромного размера ритм песни: представьте, когда перед сценой пели «и мотор ревёт», на окраинах еще звучало «Вот, новый поворот». Грандиозно!
Конечно, не все было гладко в сценарии и режиссуре фестиваля, но как то не поднимается рука на критические замечания режиссеру Сергею Мирову. Единственно, что хочу отметить,- на мой взгляд выбор в качестве заключительной песни «Whole Lotta Love» легендарных «Цеппелинов» вызывает сомнения.
Браво, Андрей! Теперь Казань ждет от тебя новых свершений. Впереди «Аксёнов-Фест», и дай Бог, повторения через год «Сотворения мира». Ради этого все мы еще год готовы потерпеть нашего несменяемого железного Минтимера. Всё-таки такая затея требует больших денег, и без поддержки правительства ее просто не «сотворить».
P.S. А «Джазовый Перекресток» не проводится с 2005 года. Это я так, к слову пришлось.

Игорь Зисер

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service