502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #15, 2008
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Джаз на Соловках: быть или не быть?

«…Будущее Соловков — развлечение на погосте?.. Общественная палата отправила письмо Владимиру Путину, премьер-министру, с требованием придать Соловкам особый статус духовно-нравственного исторического места. Просьба эта обусловлена тем, что, судя по письму представителей общественных организаций, на Соловках сейчас происходит тотальная коммерциализация. Развлечения там побеждают историческую память: фестиваль джаза, фестиваль авторской песни, регата традиционная. Нарушается экология культуры».
Так 2 августа 2008 года началась передача на радиостанции «Эхо Москвы»…
Участник передачи Михаил Романов: «…проблема не настолько острая, никаких развлечений, как мне представляется, на Соловках на сегодняшний момент нет. Хотя попытки что-то организовывать, вот там какой-то фестиваль джаза, мы слышали… этого быть, конечно, не должно. Должно быть культурное использование… архипелага».
Полный текст передачи


12 июля 2008 г., Соловки, фестиваль "Теплые звуки Севера"

А между прочим, первый из череды таких же фестивалей джазовой музыки на Русском Севере состоялся 27 лет назад, когда после первого заграничного турне по Венгрии джаз-группа «Архангельск» во главе с легендарным саксофонистом Владимиром Резицким на свои личные деньги пригласила Московский диксиленд Владислава Грачёва и провела премьерный в Архангельске праздник джаза. Так появились на свет традиционные сентябрьские «Дни джаза».
Рождение их на северной земле не было случайностью. Именно в Архангельске зародилась и развивается национальная джазовая музыка, если угодно — «новый русский джаз». Знаменитые «Архангелы» Владимир Резицкий, Владимир Тарасов, Олег Юданов, Владимир Туров и десятки музыкантов, прошедших через архангельскую джазовую школу, не только вошли в джазовые энциклопедии, но и создали свой неповторимый мир и уникальную культурную инфраструктуру в городе. Каждое выступление музыкантов превращалось в живую театральную феерию, замешанную на уникальном сочетании музыкальной стилистики русского севера, архаических обрядов устья Миссисипи и радикального джазового авангарда: фри-джазовые соло саксофона, свободный, не привязанный к метроному драйв ритм-секции, постоянная череда напряжения и релаксации музыкальной ткани...И всё это подчинялось лишь одной идее: «полная свобода только здесь и только сейчас». Те, кто присутствовал при этом музыкальном колдовстве, ещё помнят то единовременное ощущение смятения, удивления, и восторга!
Сам Владимир Резицкий не только растил замечательных джазовых музыкантов и организовывал «Дни джаза», на которые зарубежные «звезды» буквально стояли в очередь, но и приобщал к миру музыки маленьких архангелогородцев. Каждый фестиваль включал особый детский праздник, на котором все музыканты делились с детьми своим талантом. Благодаря фестивалю выросли новые поколения северян, знающих свои корни и открытых будущему.
Современный Архангельск сейчас уже невозможно представить без джаза, так же, как и Русский Север, без неповторимых белых ночей.
Даже в девяностые перестроечные годы, ставшие испытанием на прочность не только для музыкантов, когда перестал существовать ансамбль «Архангельск», а «Дни джаза» стали более чем скромным мероприятием, Владимир Резицкий до последнего дня своей жизни продолжал бороться с местными чиновниками за сохранение высокого джазового статуса города.
Да, это была незаурядная личность, чей мощный дух и яркая природа воодушевляла всех, кто находился рядом. И совершенно естественно правопреемником легендарного северянина стал его друг, музыкальный соратник и пианист «Архангельска» Владимир Туров. Создаётся Фонд развития джаза, расширяется (от мэйнстрима до фанка) музыкально-стилевой спектр традиционных осенних джаз-форумов, проходящих при переполненных залах, пресса и телевидение отслеживают каждое джазовое событие в городе.
Свой значительный вклад в сохранение и развитие неповторимой джазовой ауры города вносит и джаз-клуб «Артиль» — любимое детище экс-гитариста «Архангельска» Николая Ковалёва, ныне бессменного звукорежиссёра всех архангельских джазовых фестивалей, члена Попечительского совета Фонда развития джаза.
И вот, при поддержке норвежских коллег, буквально на наших глазах, 12 июля 2008 года на Соловках рождается новый джазовый фестиваль "Теплые звуки Севера". Те, кто имел счастье быть там, навсегда запомнят фантастический ансамбль живой, вечно изменчивой джазовой импровизации, лёгкого морского прибоя, солёного бриза и крика чаек!
Однако в этом же месяце общественная палата рассматривает письмо от «культурной общественности Соловков», которое перерастает в требование придать Соловкам «особый статус духовно-нравственного исторического места».
Во-первых, говорить в сложившейся ситуации об отсутствии статуса Соловецкого архипелага абсолютно некомпетентно: на территории Соловков располагаются около 200 объектов культурного наследия (и не только культового); там же, на нескольких островах находятся уникальные археологические памятники эпохи неолита; с семидесятых годов прошлого века там функционируют государственные историко-архитектурный музей и природный музей-заповедник, а сам Соловецкий монастырь находится под эгидой ЮНЕСКО.
Во-вторых, для каждого культурного человека Соловки всегда были, есть и будут и духовно-нравственным, и историческим местом. Это и всемирно известная православная святыня, и знаменитая морская крепость, и архитектурный музей под открытым небом, и уникальный, с особым микроклиматом, уголок русской северной природы, и, наконец, печально известный советский концентрационный лагерь особого назначения «СЛОН».

Да, Соловецкий монастырь — это великое творение духа, и вполне понятно, что местные представители православной церкви хотели бы создать оптимальные условия для существования монастыря без мирской суеты, без музейного пространства, без туристов и изредка наезжающих музыкантов. Но сейчас, в начале XXI века, невозможно в полной мере воссоздать на Соловках исчезнувшую навсегда историческую эпоху! Как невозможно сейчас убрать Киев вокруг православной первосвятыни — Киево-Печерской Лавры. Плохо это или хорошо — можно обсуждать до бесконечности, но это реалии истории.
С другой стороны, та самая, непростая, зачастую трагическая история Соловков бережно и скрупулёзно охраняется для будущих поколений сотрудниками Соловецкого музея-заповедника. Не стоит забывать и том, что Соловецкий музей — «градообразующее предприятие»: так или иначе в музейной сфере здесь занято около половины населения архипелага. Потому вопрос о нужности Соловецкого музея видится просто неуместным.
Миссия Соловецкого монастыря и музейная деятельность на Соловках — это сферы одной духовной области культуры, объединенные исторической ролью архипелага. Все остальные вопросы могут и должны обсуждаться. Нашли же решение в Московском Кремле, где создано абсолютное равновесие духовных и материальных интересов!
В настоящее время необходимо решать действительно существующие серьёзные проблемы Соловков, такие, как: имеющая место распродажа земель и самовольное строительство; постоянно растущий уровень хозяйственной деятельности; наличие неорганизованных туристов; барачный жилой фонд; появление большого количества личного транспорта на территории заповедника. Всё это необходимо абсолютно четко прописывать и регулировать нормами действующего законодательства.
И совершенно нелепо на фоне этих проблем выглядит заявление сторонников «культурного» использования заповедника о необходимости запретить однодневный камерный музыкальный фестиваль "Теплые звуки Севера". Какой урон архитектурному ансамблю Соловков может нанести акустический, без малейшего усиления, звук музыкальных инструментов в километре от Соловецкого монастыря, на берегу Большого Соловецкого острова? Примерно такой же, какой может учинить утренний наигрыш пастуха на жалейке окрестным деревенским домам и местной церкви (к слову сказать, четыре года назад трое молодых российских музыкантов, приглашённых на гастроли в Норвегию московским фондом «Юношеские ассамблеи», в городе Бёмле давала концерт …в действующем католическом соборе, и один из них был трубачом) (от редактора: вообще говоря, инструментальная музыка в православных церквах не допускается, в отличие от католических костёлов).
И разве джаз не является частью (причём очень яркой и весьма значительной), той же мировой культуры, к которой относятся и архитектура православных соборов, и храмовая роспись, и колокольные звоны, и фольклор, и классическая, и современная музыка? Каким образом проведение однодневного камерного акустического джазового фестиваля может нарушить «экологию культуры» Соловков?

Первая публикация — «Правда Севера»

[авторская подпись снята по просьбе автора]

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service