ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2008

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

XIII фестиваль «Джазовая провинция»
Воронеж, 28-20.10.08

Вот за что любят «Джазовую провинцию» в провинции, так это за абсолютно непредсказуемый характер! Нам, провинциалам, трудно предугадать, каких «котов в мешке» привезет арт-директор Леонид Винцкевич и какой из них окажется краше, однако ждём и надеемся... Ибо за годы существования «Провинции» выработалась привычка доверять вкусам и чутью уважаемого Леонида Владиславовича, а это ли не лучшая реклама фестивалю?
Так случилось и на тринадцатой Провинции. Число, считающееся несчастливым, оказалось для фестиваля вполне позитивным — может, потому, что пришлось на високосный год, минус на минус даёт плюс и так далее... Ну да суть не в этом... Главное в том, что который уже по счету фестиваль превзошел сам себя, поднялся ещё на одну ступеньку, принес ещё несколько открытий, раззадорил и порадовал тех счастливцев, которые фестивалю верят из года в год или поверили впервые. С чем и поздравляем!!
Итак, героев надо знать в лицо...

День первый

Ох, не всё спокойно в датском королевстве... На все расспросы о датской джазовой жизни музыканты делали «скептическое выражение» — мол, слишком мало в Дании интересных фестивалей, слишком много диксилендов и старой музыки, молодёжи не протолкнуться...а знаменитый копенгагенский фестиваль — это только восемьдесят концертов, и то сказать — половина из них неофициальные... А, ну да... всего лишь восемьдесят концертов... пустяки какие...
Тем не менее, поверим музыке, а не словам — датчане привезли интересную и свежую программу, которой всего год от роду. Именно их выступление было открытием номер раз. И вот почему.
Многие годы датчанин Мэдс Кьолби являлся фестивально-провинциальному миру в составе трио Stekpanna, проекта уже более-менее предсказуемого и названного остроумцами «Стекпаннушки интернешнл». Потому, честно сказать, от датского сета не ждали слишком многого — а, ну да, Мэдса слышали-знаем... На этот раз Мэдс Кьолби явился в качестве бэндлидера, гитариста и композитора. Приблизительно год-полтора назад Мэдс собрал старых датских друзей, с некоторыми он учился в копенгагенской Rhythmic Music Conservatory, подготовил программу и записал диск «U Turn». Эту программу мы и слышали на фестивале. Если были скептики, кои до фестиваля считали датский сет «слабым звеном», то смею предположить — от скепсиса и следа не осталось. Датские музыканты играли мелодичный фьюжн, динамичный, живой, с хорошо выстроенными и интересными соло всех понемножку (Матиас Гров — клавишные, Мортен Анкерфельд — бас и Мортен Хэйсум — ударные). Кстати, басист Мортен Анкерфельд — наверное, самый универсальный музыкант в квартете, ибо работает во многих направлениях, от бразильской музыки до бибопа и этно-джаза.
Большинство исполненных композиций написаны Мэдсом Кьолби, но прозвучал любопытный кавер знаменитой «Eleanor Rigby» (оказывается, Мэдс очень любит и уважает «Битлз»). Меланхолическую мелодию нашпиговали таким драйвом и весельем, изменив ритм до неузнаваемости, что отцы родные, то есть Леннон с Маккартни не узнали бы... ещё запомнилась композиция «Ode To An Old Car», романтическая и красивая баллада «с надрывом» и эдаким «техасским» настроением в духе Криса Ри — гитара звучит чуть приглушённо, контрабас рыдает, и плакать хочется...
Фолькер ФрайКстати, именно датчанами пришлось импровизировать как никому другому на этом фестивале. История такова — в концертах должен был принять участие дуэт саксофониста Лембита Саарсалу (Эстония) и вибрафониста Фолькера Фрая (Германия), программа предусматривалась «классическая», в память Лайонела Хэмптона. Так случилось, что Лембит Саарсалу не попал на первые фестивальные концерты ни в Орёл, ни в Воронеж. Тогда один немец (Фрай) и четверо датчан взяли ноты и быстро сообразили на пятерых... Первое выступление квинтетом состоялось в Орле, второе — в Воронеже, и было настолько органично, будто молодые датчане только и делали всю жизнь, что исполняли вечнозелёную джазовую классику.
Сержио БастосВот не побоюсь покривить душой и потому утверждаю — одним из ярчайших событий фестиваля стало выступление эстонско-бразильского секстета гитариста и вокалиста Сержио Бастоса и саксофониста Райво Тафенау.
Самба и босса-нова — музыка, которой, если честно, сложно удивить... Но «эстоно-бразильцы» энергично разбили все предубеждения против боссы как против музыки салонной и заигранной донельзя. Такой свежей и энергичной босса-новы на фестивале слышать не приходилось, это точно! Нам, провинциальным счастливцам, уже второй год подряд везет на бразильцев — ровно год назад слушали замечательную Маушу Аднет, работавшую с самим Жобимом. Однако Мауша демонстрировала боссу «как она есть» — лиричную, задушевную, почти интимную. Сержио и Райво сотоварищи сделали же невероятно зажигательный и драйвовый сет, эдакий сгусток солнечной энергии и веселья! Думаю, повскакивать с мест и потанцевать зрителям мешали только тесные филармонические креслица — в них сидят крепко-накрепко, как в тисках. Потому отвязывались как могли — сбиванием ладошек в мозоли, подпеванием и свистом, дружными раскачиваниями, широкими сияющими улыбками . В общем, зал сиял в экстазе... Чуткий Райво моментально уловил «движуху» в зале и быстренько обучил зал свистеть — не сказать, что получилось очень уж складно, но искренне! Такова эмоциональная картинка чудесного вечера эстонско-бразильской боссы....
Райво ТафенауТеперь собственно о музыке. Скажем так, это была босса-нова с ненавязчивыми нордическими элементами. Сержио и Райво работают вместе шесть лет и за это время записали два диска, «Ice of Ipanema» и «The Contrasting Colors». Уже по названиям можно догадаться, что будет любопытный замес из южного и нордического, горячего и холодного, мороза и солнца. Большая часть композиций написана эстонскими музыкантами — в создании поучаствовали и Райво Тафенау, и гитарист Айн Эган, и другие (но автор текстов — Сержио Бастос). Потому нордическое влияние в музыке секстета очевидно, хоть и ненавязчиво. То саксофонное соло зазвучит себе вполне в духе ECM (поклон Яну Гарбареку), как, например, в композиции «Slow Motion» или «Contrasting Colors», то перкуссия выдаст что-нибудь интересное в стиле world music. И таких «ловушек» множество. На вопрос о происхождении этого микса Райво ответил вот что: «Когда европейские музыканты играют «классическую» босса-нову, то всегда можно спросить — а зачем? Ведь есть масса бразильских музыкантов, которые делают это лучше. Я думаю, что естественно добавлять что-то своё, тогда музыка получается и необычной и интересной и... уже своей...» И еще: «Босса-нова — это интровертная музыка, она направлена внутрь... А мы изменили это направление. Можно сказать, что мы экстравертную музыку делаем. Она очень открыта. Мы видим как реагирует зал... и ещё добавляем огоньку».
Саксофониста Райво Тафенау называют одним из самых оригинальных музыкантов Эстонии — и по заслугам, ибо его счету много любопытных проектов, например, диск, записанный с Вильнюсским джаз-квартетом и великолепной Недой; дуэт с эстонским бас-кларнетистом Меэлисом Виндом ( так сказать, диалог «настоящего романтика с настоящим скептиком» в формате камерной музыки). Гитарист Айн Эган в этом году стал одним из организаторов нового гитарного фестиваля в Эстонии в городе Вильянди, и на его счету тоже несколько любопытных дисков — скажем, запись с таллиннским камерным оркестром.

День второй

Воронеж на фестивале традиционно, уже многие годы подряд, представлял проект пианиста Игоря Файнбойма. Игорь Михайлович, безусловно, принадлежит к числу хороших профессионалов и ориентирован на мейнстрим во всей его красе. Но честно сказать, явление одних и тех же лиц годы подряд, причем с достаточно предсказуемой программой, становится уже нехорошей традицией. Исключением был прошлогодний фестиваль, в котором оказались аж три (!) местных коллектива — квартет Игоря Файнбойма, «Винтаж» и Happy55. Участие в фестивале дает воронежским музыкантам некий импульс, джазовая жизнь в городе, и без того не бьющая ключом, немножко оживляется, есть о чем поговорить и поспорить... Однако в этом году все вернулось на круги своя, и в фестивале снова принимал участие только один коллектив — трио Игоря Файнбойма. Смею думать, что хорошей альтернативой такой ситуации могло бы стать участие молодых коллективов. Особенно Happy55 — о этом проекте несколько раз писал «Джаз,Ру» и «Полный джаз», недавно музыканты стали лауреатами в номинации «Авангард» (!) на конкурсе молодых исполнителей фестиваля «Усадьба. Джаз. Архангельское», да и по части интересной авторской музыки Happy55 могли бы составить здравую конкуренцию. Но нет, видимо, надо совершить какой-либо подвиг — уж не знаю... выступить в Карнеги-Холле, что ли... чтобы быть приглашенными на фестиваль в родном городе.
Выступление дуэта Леонида Винцкевича и Николая Винцкевича оказалось в некотором роде вынужденным — за кулисами в это время напряжённо ждали французского барабанщика, выход «Виртуозов Парижа» пришлось отложить, образовывалась катастрофическая пауза, но на выручку поспешили Винцкевичи. И получился чудесный сет! Леонид и Николай сыграли всего две композиции, предположительно с нового диска. Великолепно красивые, почти медитативные пьесы позволили в полной мере оценить и волнующий саксофон Николая и тонкое, глубокое исполнительское мастерство самого Леонида Винцкевича. Жаль, что прозвучало только две пьесы...
Французского барабанщика по имени Феликс Сабаль-Лекко таки дождались. А заодно великолепной гитарной музыки (понятно, от французов всегда ждем чего-нибудь изысканного).
Андрей БоднарчукНесколько лет назад во Франции гитарист Андрей Боднарчук создал проект «Триалог»; кроме него, туда вошли бас-гитарист Эрик Семпе и сопрано-саксофонист Нейл Гёрстенберг. Основную идею трио Андрей сформулировал так: «я хочу, чтобы в этой музыке звучали «акварельные» тона, чтобы не было давления традиционной джазовой ритм-секции. Гитарная музыка предполагает камерность. Хочу добиться кристальности, чистоты — она позволяет услышать... тишину. Мы ведь не собственно джаз играем — это скорее image du jazz...». Но ритм-секция все-таки появилась — в лице перкуссиониста Феликса Сабаль-Лекко, музыканта очень тонкого, если не сказать нежного. Замысел Триалога+ сохранился и фестивальном квартете, разве что место саксофониста Нейла Гёрстенберга (со всеми коррективами) занял третий гитарист — Амори Фийяр.
Итак, три совершенно разные гитары плюс перкуссия. Андрей Боднарчук — акустический гитарист с великолепной гитарной техникой, более-менее классической, создающий свой собственный легкий, изысканный стиль. Амори Фийяр — увлеченный хард-бопом романтик и великолепный мелодист, и это можно было прочувствовать в его собственной композиция «Сонгология». Эрик Семпе — горячий инструменталист, способный взрываться эмоциями на сцене, но в этом проекте совсем не таков — будто остывает, обращается внутрь себя... и становится ещё интереснее. Ну а волшебный и обаятельный Феликс Сабаль-Лекко поистине стал любимцем фестиваля — открытый и впечатлительный человек, таков он и в музыке — при этом универсал высочайшего уровня. Феликс играл щетками на коробочках, тарелочках, конгах, всём понемножку, будто вырисовывая тонкие и необычные ритмы, вполне достаточные для остальных. А местами его буквально прорывало, перкуссия становилась главным действующим лицом, а Феликс с удовольствием нанизывал на музыкальную тему все свои африканские «бусы» и от души радовался такому исходу дела. Вместе с восторженной публикой!
К великому сожалению, второй фестивальный день тем для меня и закончился. Ибо не удалось послушать проект русско-американской дружбы — Jazz Province Project. Не получилось, и очень жаль. Музыканты второй раз собираются на фестивале таким составом — Джей Эшби (тромбон и перкуссия), Леонид Винцкевич (фортепиано), Джоэль Тейлор (ударные), Кип Рид (бас-гитара) и Николай Винцкевич (саксофон). В прошлом году это была бразильская босса-нова, а в этом году музыканты привезли программу «классическую», посвященную памяти Лайонела Хэмптона. Но есть надежда, что этих музыкантов услышим на фестивале ещё не раз.

День третий

Легендарному вокальному квартету New York Voices был целиком отведён последний фестивальный день. Как нам и обещали, мы получили совершенство, доведённое до «академической» стадии. Великолепные голоса, роскошные аранжировки, отличный музыкальный материал и прочая и прочая... Можно ещё долго рассыпаться в комплиментах, но хочется выразить персональную признательность. Во-первых, Ким Назарян, обладательнице поистине бархатного голоса. Возможно, даже не совсем джазового.... Однако голос Ким великолепен — мягкий, выразительный, равно как и сама она очень артистична и искренна.
Джей ЭшбиВо-вторых, изрядного драйву добавило участие Джея Эшби. Это виртуоз высочайшего уровня, одинаково интересный и как тромбонист и как перкуссионист. Джей Эшби — из числа людей деликатных, его манера игры на тромбоне и перкуссиях лишена жёсткости и резкости. А вместе с тем он очень эмоциональный музыкант, и при своем деликатном отношении к тромбону и перкуссии выдавал прямо-таки зажигательные соло.
NYV представили материал преимущественно с последнего диска A Day Like This, немножко разбавив композициями с предыдущего альбома «Sing, Sing, Sing». Кроме прочего была и композиция «In The Wee Small Hours Of The Morning», которую некогда исполнил Фрэнк Синатра и сделал её знаменитой. Для «нью-йоркеров» эта пьеса стала «грэмминосной».
И вот ещё что хочется сказать про квартет, коли уж назвала его «совершенством». Не уверена, что хоть раз была свидетелем подобной легкости вокального взаимодействия live. Тут мало сказать «музыканты чувствуют друг друга» — нет, естественно существуют на одной волне. «Жонглирование» словами и фразами идет легко и динамично. Тут, конечно, можно вспомнить, что ансамбль существует уже два десятка лет, а в нынешнем составе выступает аж с 1994 года. При таком стаже совместной музыкальной жизни, наверное, сыгранность естественна.
Итак, фестиваль в очередной раз окончился полным триумфом Музыки в отдельно взятом городе. Ещё некоторое время народ побушует в разговорах, но скоро реальные и виртуальные страсти утихомирятся, а останется ощущение... знаете, как после праздника — счастливое и чуть грустное. Снова будем ждать нашествия «Провинции» на провинцию, уже четырнадцатого по счету... И пусть он будет ещё лучше!

Татьяна Бавыкина,
Воронеж
фото: Александр Битюцких (Воронеж),
Дмитрий Фомичёв (Курск)

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service