7
апреля 2008 г. исполнилось 70 лет Фредди Хаббарду — одному из «последних
могикан» великого джазового поколения 1960-х. Фредерик ДеУэйн Хаббард —
один из самых ярких трубачей эры хардбопа, никогда не чуравшийся
экспериментов в других стилях и десятилетиями остававшийся на переднем
крае развития искусства джазовой трубы. Родом из Индианаполиса, он начал
джазовую карьеру в родном городе, где получил превосходное классическое
музыкальное образование, а среди его первых джазовых партнёров был
прославленный впоследствии гитарист Уэс Монтгомери. Но уже в 1958 г.
20-летний трубач отправился по проторенному великими предшественниками
пути в Нью-Йорк. Там он поначалу делил комнату со знаменитым
впоследствии саксофонистом Эриком Долфи, да и вообще быстро вошел в
обойму первых имён — играл в ансамблях саксофониста Сонни Роллинза,
тромбонистов Слайда Хэмптона и Джей Джей Джонсона. В 1960-61-м он
гастролировал по Европе с ансамблем Куинси Джонса, и к этому же периоду
относится его участие в записи эпохальных альбомов того времени: «Free
Jazz» Орнетта Коулмана, «Ascension» Джона Колтрейна, «The Blues and the
Abstract Truth» Оливера Нельсона.
Собственную дискографию Хаббарда в качестве лидера открыл сильный альбом
«Open Sesame», вышедший на лейбле Blue Note в 1960 г. Всё-таки это было
удивительное время, породившее целое созвездие удивительно ярких молодых
музыкантов: на первом сольном альбоме опытного трубача, уже принявшего
участие в записи самых важных пластинок той эпохи, музыканту всего 22
года! Хаббард на этом альбоме далеко ещё не достигает своего пикового
творческого уровня, свойственного его более поздним сольным работам, но
и на этой юношеской записи слышно, что играет первоклассный трубач.
Ансамбль, с которым Фредди записал дебютную работу, трудно назвать
полностью звездным: тенор-саксофонист Тайна Брукс в то время ещё учился
у легендарного Джекки Маклина (и, кстати, пронзительные блюзовые
интонации Маклина временами отчётливо слышны в его игре), а игра юного
(19 лет!), но уже вполне умелого барабанщика Клиффорда Джарвиса (в
1962-1976 гг. он будет постоянным участником ансамблей Сан Ра), далеко
не достигает уровня мастерства тех барабанщиков, с которым Хаббард будет
записываться позже — Филли Джо Джонса, Элвина Джонса или Луиса Хэйза.
Превосходна игра молодого пианиста Маккоя Тайнера (ему здесь 21 год), но
он тоже ещё мало кому известен — это момент перед самым началом
звёздного взлёта в его карьере, когда из ансамбля саксофониста Бенни
Голсона и трубача Арта Фармера Jazztet он переходил в квартет великого
Джона Колтрейна, который прославит имя Тайнера. Пятый участник записи —
самый старший: это надёжный, но скромный контрабасист Сэм Джонс, к тому
моменту уже поработавший с Телониусом Монком, Диззи Гиллеспи и ставший
постоянным участником ансамбля Кэннонболла Эддерли (Сэму в момент записи
этого альбома было 36).
Фредди Хаббард стремительно набрал творческий вес в качестве лидера в
течение всего двух лет: после «Сезам, откройся» им до августа 1961-го
было записано ещё три альбома — «Goin' Up» (со звёздной ритм-секцией —
барабаншик Филли Джо Джонс, контрабасист Пол Чэмберс и пианист Маккой
Тайнер — и первоклассным саксофонистом Хэнком Мобли), «Hub Cap» (с
тромбонистом Джулианом Пристером и саксофонистом Джимми Хитом) и,
наконец, «Ready For Freddie», где с ним впервые записался
тенор-саксофонист Уэйн Шортер.
В конце 1961-го Шортер и Фредди Хаббард вместе вошли в состав самого
популярного гастролирующего джазового ансамбля тех лет, своеобразного
«университета хардбопа» — группы Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки.
Хаббард сменил в составе «Посланцев джаза» одного из своих кумиров, чьё
влияние сформировало его раннюю манеру игры — Ли Моргана. У Блэйки
способность Хаббарда играть в самых передовых авангардных стилях не
пригодилась, зато его умение дать самого жаркого, искусного и (по
сравнению с фри-джазом) глубоко традиционного хардбопа снискало трубачу
самую широкую известность. Помимо активных гастролей и записей с
«Посланцами», Фредди в этот период участвовал в записи лучших ранних
альбомов одного из величайших пианистов современного джаза, Хэрби
Хэнкока (в том числе хрестоматийных «Empyrean Isles» и «Maiden Voyage»,
вышедших на Blue Note, соответственно, в 1964 и 1965 гг.), и важнейшей
композиторской работы своего давнего приятеля Эрика Долфи «Out To Lunch»
(Blue Note, 1964).
Покинув Блэйки в 1966-м, Фредди продолжил запись сольных альбомов —
правда, уже не на Blue Note, для которой в общей сложности записал
восемь сольных пластинок и в 28 работах участвовал в качестве сайдмена,
а на Atlantic. Хотя всю вторую половину 60-х Хаббард руководил
собственным, довольно успешным квартетом (с альт-саксофонистом Джеймсом
Сполдингом), где одинаково ярко играл и традиционный хардбоп, и более
экспериментальную, свободную музыку, самыми популярными его записями
оказались альбомы начала 70-х для лейбла CTI. Лейблом руководил
легендарный продюсер Крид Тейлор, в лучших проявлениях своей
продюсерской манеры удачно балансировавший между общедоступностью формы
и высоким творческим качеством содержания. Все знатоки искусства
джазовой трубы и немалое количество более широкой публики помнят его
лучшие записи той поры — «Red Clay», «Straight Life» и особенно «First
Light» (1971), продававшийся лучше всех альбомов Хаббарда. В те годы
Хаббард был самой яркой звездой лейбла CTI, который выпускал музыку в
комфортных, расслабленных, мягких звучаниях, предвосхитивших идеологию
смут-джаза 90-х. Записи Фредди продавались лучше, чем пластинки других
звёзд фирмы Крида Тейлора — Стэнли Туррентина, Хьюберта Лоуза и даже
самого Джорджа Бенсона.
К сожалению, к середине 1970-х Хаббард перешел на Columbia, где
записывал крайне неудачные альбомы, продюсеры которых пытались сделать
звучание замечательного трубача более «модным» (и, тем не менее, в
коммерческом плане эти записи провалились). Правда, Фредди поддерживал
свою джазовую репутацию эпизодическими появлениями в высококлассных
фестивальных проектах, вроде V.S.O.P. Хэрби Хэнкока, с которым в 1977 г.
дал два великолепных концерта в Калифорнии, из записи которых Columbia
сделала великолепный альбом «V.S.O.P: The Quintet» (1977). В течение
1980-х он не раз появлялся на фестивальных сценах с первоклассными
программами хрестоматийной классики хардбопа, в том числе вместе с
саксофонистом Джо Хендерсоном (вместе с которым записывался в своё время
для CTI), вибрафонистом Бобби Хатчерсоном и другими ветеранами 60-х.
Однако к концу 80-х определённые персональные проблемы музыканта
практически вывели его из круга активно играющих джазменов, а травма
губы в 1992-м привела к тому, что в 90-е Хаббард практически не
выступал. Только в 2001 г. началось медленное возвращение великого
трубача на джазовую сцену, хотя из-за давней травмы его игра никогда уже
не достигала прежнего уровня.
В 1990 г. Фредди Хаббард дал два концерта в Москве в рамках легендарного
Первого международного московского джазового фестиваля. По свидетельству
очевидцев, оба концерта проходили в ужасающих акустических условиях
(справиться с озвучиванием московских залов в те времена не удавалось
хронически), но Хаббард отыграл на максимально возможном для себя
уровне. Кстати, тогда Хаббард играл с 23-летним пианистом Бенни Грином,
энтузиазм и незаурядное мастерство которого тронули даже суровых и
придирчивых критиков из тогдашнего советского джазового журнала «Джаз»,
чохом обругавших почти все выступления на этом историческом фестивале.
В мае 2006 г. планировалось ещё одно выступление Фредди Хаббарда в
Москве — были расклеены афиши, проданы билеты... Увы, не получилось:
Хаббард не прилетел.
Последний альбом Хаббарда, «On the Real Side», записанный после
многолетнего перерыва, вышел 24 июня 2008-го на Hip Bop Records. А 29
декабря 2008 года музыкант скончался от последствий тяжелейшего
сердечного приступа. Он умер в больнице городка, где прожил последние
годы — Шерман-Оукс в Калифорнии.
Константин Волков
|