ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Челябинск поминает своих джазменов

18 января в Челябинске прошел концерт памяти джазовых музыкантов. Собираться в разгар зимы в концертном зале имени Сергея Прокофьева, чтобы вспомнить тех, кто стоял у истоков местного джазового движения, чтобы всколыхнуть «волну народной памяти» о тех, кто, казалось, только что был рядом, а теперь свингует где-то «в обнимку с богом», стало традицией. Первый такой концерт состоялся в 2007 году, когда джазмены, смахивая слезу, прощались со своим харизматичным коллегой барабанщиком ансамбля «Уральский Диксиленд» Борисом Савиным. Чувство утраты (Борис «Боб» Савин скоропостижно ушел из жизни 7 октября 2006 года) было настолько глубоким и искренним, что собрало тогда на сцене филармонии практически всех челябинских джазменов, привело на концерт несколько сотен поклонников джаза. И идея проводить мемориальное музыкальное действо получила дальнейшее развитие. Схожую картину в Зале Прокофьева можно было увидеть и в минувшем, и в наступившем году. Только ностальгических «векторов» стало больше. Перефразируя классика, организатор мероприятия Игорь Бурко предложил отныне посвящать его всем, «кого уж нет, а те далече». Концерт, по сути, превратился в локальный джаз-фестиваль, проводимый местными силами. Да и постоянный приглашенный гость – народный артист РФ Анатолий Кролл – в Челябинске по праву тоже считается своим, поскольку в этом городе бэндлидер родился и перманентно многие годы включает его в свой гастрольно-педагогический график.


«Уральский Диксиленд»

Что касается других джазовых персоналий, представленных публике в тот вечер, то список их практически не изменился – верхний эшелон челябинского джаза. Представители его в силу своей немногочисленности, в общем, почти и не уходили со сцены, тасуясь и, как сказала бы молодежь, «тусуясь» среди разных коллективов. Первое отделение целиком было отдано малым составам. И «Уральский Диксиленд» на правах хозяина площадки (а Игорь Бурко, напомню, лидер этого ансамбля) задал общее настроение, которое можно определить, как «легкая грусть с элементами ностальгии». Никакого трагического пафоса и надрывного драматизма. Мягко сыгранная баллада «After You Gone», поддержанная деликатной вокальной партией штатного гитариста «Диксиленда» Валерия Сундарева – в качестве увертюры. Ее поддержала лирическая «Amapola» Джозефа Лакалле, где возможность солировать была отдана дуэту аккордеонисток Ольги Парфентьевой и Елены Омельницкой «Маэстро Аккордеон». И если кто-то под эту мелодию из фильма «Однажды в Америке» приготовился достать носовой платок, то «Уральский Диксиленд», аккомпанирующий дуэту, эти намерения разрушил, добавив хулиганского диксилендового задора в свою игру. А пьеса с многосмысленным для этого концерта названием «Just A Closer Walk With Thee», как выяснилось, должна была вызвать на сцену совсем другого «небожителя» - гуру российского джаза Анатолия Кролла, который сел за рояль. Полагаю, что многим в тот момент вспомнился «Диксиленд» в его один из самых успешных и плодотворных периодов – в годы гастрольных туров по Европе, когда в составе коллектива играл известный минский джазовый пианист Аркадий Эскин. Впрочем, исторические параллели и рифмы меломанам, вероятно, пришли на ум позднее, так как один состав на сцене быстро сменял другой.
Лиза Грек, Станислав БережновНе иначе как высшей воспитательной целью было продиктовано участие в концерте коллектива – дебютанта, молодой челябинской группы «Часс-бэнд», потому как афиши, которыми пестрил город в январе, гласили обратное: «Звезды джаза памяти друзей». Этими же мотивами, видимо, руководствовались, и пригласив двух совершенно юных созданий, которые пока только учатся основам джаза в челябинских музыкальных школах. С ансамблем флейтиста Георгия Анохина пела 8-летняя Саша Карабешкина. А за спиной у сильно смущающейся Лизы Грек (лет 10-12-ти) выстроился аж целый биг-бэнд под управлением Станислава Бережнова. Воспитывать, разумеется, хотели не слушателя. Ему была уготовлена роль растроганного родителя, чадо которого выступает на ёлке. Воспитывали подрастающее поколение, выводя его на одну площадку со взрослыми профессионалами. Как говорят музыканты, такие педагогические маневры на юные таланты влияют хорошо. Поверим им на слово. У более взрослых дебютантов «Часс-бэнд» - за плечами солидный музыкальный опыт, выразившийся, главным образом, в роке и эстраде. Не блистая особой исполнительской техникой или заразительной свинговой «раскачкой», этот коллектив подкупил больше острым желанием лидера – клавишницы и композитора Натальи Часс - играть импровизационную музыку и стремлением певицы Марии Каппы петь джазовые стандарты.
Константин ЩегловГеоргий Анохин со своим L-band предпочёл лелеять собственную музу, исполнив ритмически и гармонически сложную пьесу собственного сочинения «Позитив». Предваряя джаз-роковые эскапады, мэтр изрядно повеселил слушателя, слегка опоздав на сцену (остальные участники ансамбля – барабанщик Игорь Борискин, басист Станислав Бернштейн, пианист Константин Щеглов – были уже в сборе и недоумевали: «Где фронтмен?»), а затем, сделав вид, что забыл, что конкретно они собираются играть. Зная Георгия Петровича, его «поклонники со стажем» оценили шутку флейтиста.
Валерий СундаревВ противовес ритмическим кульбитам непростого анохинского «Позитива» Валерий Сундарев слушателя не будоражил, а успокаивал уютной босса-новой Антонио Карлоса Жобима «One Note Samba». «Седативный» эффект её казался тем более сильным от того, что поменялся один лидер, а аккомпанирующее трио осталось тем же. В этом, кстати, и есть своеобразная прелесть квартета Валерия Сундарева: постоянных участников его сольного проекта, кажется, не существует. Гитарист предпочитает стабильных в игре сайдменов, а, значит, каждое его выступление сродни интриге. Еще одна пьеса, исполненная этим составом, на мой взгляд, является одним из главных открытий, которые можно было сделать на концерте, – авторская композиция Константина Щеглова «Всё будет хорошо». Это лирическое полотно, написанное пастельными красками с чувственным соло Кости за роялем – в начале, поддержанное аккуратным, принципиально негромким сопровождением ритм-группы – в продолжении и освещенное выразительной мимикой автора – на протяжении всей пьесы. Щеглов не просто сыграл, он в лучших традициях русской драматической школы «прожил» спектакль под названием «Всё будет хорошо».
Виктор РиккерИ снова (вот где сермяжная правда малочисленного периферийного джаза!) на сцене осталось то же трио – Щеглов, Бернштейн, Борискин; к ним добавились гитаристы Игорь Петров и Сергей Усольцев, барабанщик Виктор Риккер, и сложился другой ансамбль – «Шико». Кода первого отделения должна была стать яркой, и ритмы фламенко и латино, которыми виртуозно владеет эта группа, подошли, как нельзя лучше. «Шико», уже имеющие в репертуаре хиты (их выступления в Челябинске проходят с аншлагом), предпочли показать новинки – пьесы Луиса Салинаса и Пэта Мэтини, тот материал, который будет звучать в недалеком будущем на их сольном концерте. Их выход просто снёс все возможные попытки предаться блаженной медитации. Дыхание перехватило от стремительного темпа, от эмоциональных гитарных соло и от обрушившейся на нас ударной волны дуэта Борискина – Риккера.
Второе отделение вечера памяти челябинских джазменов получилось пафосно строгим и весьма масштабным по количеству музыкантов, одновременно находящихся на сцене. Оно полностью было отдано большим составам и стартовало с камерного оркестра Челябинского Государственного концертного объединения «Классика» под управлением Адика Абдурахманова. Оркестр, у которого в репертуаре львиную долю занимает академическая музыка, на джазовом концерте своего амплуа не изменил. Темы Оскара Питерсона и Джорджа Гершвина были исполнены без намеков на какую-либо джазовую импровизацию (она, собственно, и не есть «конёк» этого коллектива). В их прочтении пьесы эти звучали ровно так, как должна звучать современная классика, исполненная профессиональным симфоническим оркестром.
Следующий крупный коллектив – Ансамбль духовной музыки под управлением Светланы Андрияновой — несмотря на свою привязку к Челябинскому Государственному Педагогическому Университету, далёк от самодеятельного студенческого творчества. Это вполне сложившийся коллектив, который Игорь Бурко, как организатор международного джаз-фестиваля в Челябинске, с удовольствием ежегодно приглашает на важный музыкальный форум. В отличие от аутентичных госпел- и спиричуэл-хоров, наш ансамбль не столь раскрепощён в своих движениях. Его вокалисты сдержаны при исполнении сольных фрагментов, но, на безрыбье и рак – рыба, а коллектив Андрияновой в этом направлении в Челябинске, к сожалению, одинок. Хотя, если вспомнить о том, что жителю Уральских гор не мыслить и не петь, как жителю, например, Луизианы (так как корни разные), то вопрос аутентичности в стиле отпадет сам собой. Да и задача, по мысли режиссера концерта, у них иная – настроить слушателя на патетический лад перед выступлением муниципального биг-бэнда. С помощью госпела Дэвида Морриса и фрагмента «Кенийской мессы» Пола Баслера Ансамбль духовной музыки успешно с ней справился.
Оркестр «Джаз-Академия», которым руководит Станислав Бережнов, как выяснилось, вышел к своему слушателю совсем с другим посылом. В качестве пролога – джазовое переложение «Jingle Bells» - ведь ещё свежи воспоминания о новогодних фейерверках. Ну, а затем каскад номеров с приглашенными артистами на авансцене. Что и говорить, хронометраж выступления биг-бэнда был рассчитан сообразно его высокому статусу. Он превзошел по длительности все остальные коллективы. Однако, чтобы благодарный меломан не заскучал (время близилось к 10 вечера), программу «Джаз-Академии» выстроили более чем насыщенно. Тут вам и ностальгические баллады золотой эры свинга («The Midnight Sun Will Never Set»), и свинговые фантазии современных авторов («Children Song» Боба Минтцера, «Basie’s Buddy B» Джона ЛаБарберы), и блеск гламура, исходящий от женского квартета DV-Show, столь уместный при звуках песни из мюзикла Коула Портера («It’s All Right With Me»), и, наконец, адресное посвящение ушедшим коллегам на фоне галереи портретов на большом экране. Так, к грядущему 60-летнему юбилею трубача Юрия Клишина Бережнов с оркестром и солисткой Челябинского Академического театра оперы и балета им. Глинки Еленой Роткиной подготовили знаменитый «Вокализ» Роба Макконелла. Глубокое, бархатно-сокровенное меццо-сопрано певицы и мощь джазового оркестра оказались теми самыми инструментами, которые затронули струны душевные у всех, кто пришёл вспомнить. И пусть пионеры челябинского джаза не оставили после себя аудиозаписей и партитур с авторскими оркестровками и аранжировками. В богатой кладовой мирового джаза всегда отыщется пьеса, которую те самые пионеры играли, например, «Mr. Anthony’s Boogie» Нила Хэфти. Премьера этой пьесы состоялась в Челябинске в далеком 1960-м благодаря оркестру Михаила Папашики, о чем, разумеется, напомнили со сцены.
Анатолий КроллНе финалом, но бесспорной кульминацией концерта стала «Spain» Чика Кориа, которую в марте прошлого года оркестр упоённо слушал в Москве в исполнении «Академик-бэнда» Анатолия Кролла, а теперь, 9 месяцев спустя, играл сам… под чутким руководством того же Анатолия Ошеровича. Зал грохотал овациями, джазмены вытирали вспотевшие лбы. Праздник, кажется, получился. И минорный повод с мемориальным пафосом ему отнюдь не противоречили, так как грусть по друзьям была светлой…

Наталья Риккер
фото: Виктор Заболотнев, Инна Sylva Зиненко
Челябинск

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service