ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #9, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Трио Ларса Дупплера: «Джаз — не только образ, но и смысл жизни»

«Я не думаю о различии между серьёзной и легкой музыкой, для меня существует только хорошая и плохая», — так считал известный немецкий композитор, автор «Трёхгрошовой оперы» Курт Вайль. Это сегодня готов повторить немецкий музыкант Ларс Дупплер (на фото слева) — и не только на словах, но и самой музыкой. Его трио играет серьёзную музыку легко, легкую музыку серьёзно. Но музыканты никогда не играют плохую музыку. Трио Ларса Дупплера впервые дало концерты в четырех городах России: в Перми, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и теперь — в Челябинске. А обязаны мы их приезду атташе по вопросам культуры и прессы Германии в России Штеффену Лаасу.
Мало того, что пианист Ларс Дупплер, контрабасист Матиас Новак и барабанщик Йенс Дюппе играют только хорошую музыку. Они не боятся экспериментировать и на концертах дают волю своей фантазии. На минувшем концерте пьесы Курта Вайля зазвучали по-новому в самобытной обработке. Авторские произведения самого Ларса Дупплера достойны отдельного внимания. Постоянная смена темпа, силы звука и завораживающие красивые мелодии никого не оставили равнодушными.
Сумасшедший — любимое словечко у этих немецких музыкантов. Они легко называют друг друга сумасшедшими. Сошедшие с ума от своей любви к музыке. Но этому сумасшествию хочется аплодировать, аплодировать, аплодировать... Скажите, как может нормальный человек извлечь музыку, музыку дождя из обычного целлофанового пакета? Это сделал барабанщик Йенс Дюппе. Этому потрясающему музыканту было мало барабанов. И любой предмет, который оказывался в поле зрения Йенса, легко превращался в музыкальный инструмент. Как-то совсем, видимо, необычно устроены уши у Йенса Дюппе.
Хотя трио Ларса Дупплера впервые дает концерты в России и еще мало известно нашим слушателям, музыканты охотно идут на встречу с новыми людьми. Так Ларс Дупплер, Матиас Новак и Йенс Дюппе с легкостью согласились дать интервью программе «Джаз-Тайм».

Л.Д.: Я — главный в нашем трио. У меня появилась идея записать диск, исполнив музыку Курта Вайля. И я стал думать, с какими музыкантами лучше всего получится записать этот CD. Йенс приехал из Амстердама. К нам присоединился Матиас. Таким образом, мы стали играть в трио.

Йенс, Матиас, а чем вас заинтересовало предложение Ларса собрать трио?

М.Н.: Потому что он — сумасшедший! (Смеются).

Й.Д.: Обычно, если кто-нибудь предлагает тебе поучаствовать в проекте, ты уже имеешь представление об этом человеке. Я знал, кто такой Ларс Дупплер. У него хорошая репутация музыканта. И я сказал: «Хорошо. Попробуем». Обычно сначала музыканты пробуют играть вместе, присматривается друг другу. И если это звучит хорошо, вы начинаете работать вместе. Но порой нет сыгранности, понимания, и музыканты расходятся. В случае с Ларсом Дупплером, у нас все получилось хорошо.

В какой момент вашей жизни вы осознали желание сделать музыку своей профессией? Когда она перестала быть увлечением?

Л.Д.: Я это понял еще в школе, когда участвовал в одном школьном проекте. Мне тогда было 16. Я впервые играл на сцене. Именно в тот момент я осознал, какого это быть на сцене. Я запомнил это ощущение, мне очень понравилось. В 17 лет я взял первый джазовый урок у одного преподавателя. И уже после первого урока я понял, что джаз для меня — главное направление. И когда-нибудь я стану джазовым музыкантом.

М.Н.: Для меня самого было неожиданно, что я начал играть джаз. Сначала я играл на электрическом басу в одной рок-группе. В 16 я экспериментировал с фанком и музыкой 70-х. Затем я впервые услышал джаз. Я получил классическое джазовое образование. Я всегда мечтал участвовать в оркестре. И я стал профессионально в нём играть. Во время учебы у меня было очень много джазовой практики. Я искал себя. Иногда я был подавлен. Потом я играл с джазовыми музыкантами на джем-сешнах. Все больше и больше выступал. Так я и увлёкся джазом.

Й.Д.: Когда мне было 10, по телевизору я посмотрел программу об ударных инструментах. И я сразу захотел играть на барабанах. Сначала я играл для себя, репетировал дома. Я влюбился в этот инструмент. Когда мне было 18, я нашел хорошего преподавателя. Он спросил меня: «Почему ты не хочешь заняться этим профессионально?». Странно, я никогда раньше не думал о музыкальном образовании. И я пошел учиться играть на ударных инструментах. Я действительно влюбился в ударные. Сначала был увлечен поп-музыкой, а потом джазом.

Йенс, мы предметы, как правило, видим, а вы их слышите! Как рождаются ваши эксперименты с различными совсем не джазовыми и не ударными подручными инструментами? Я имею в виду шуршание обычного целлофанового пакета и другие шумовые эффекты...

Й.Д.: Иногда, когда я гуляю между стеллажами в супермаркете, я вижу много всяких расставленных на полках вещей. Например, я вижу какой-нибудь предмет и думаю: «О! Интересно, а как это звучит?». Если это звучит, как скрип бутылки, я думаю: «Да, это мне подходит». Когда мы выступаем, я использую звуки различных предметов, и неплохой звук получается. Я подбираю их по интуиции.

А насколько сложно и жить, и творить в группе? Ведь вам приходится всё время быть вместе. Во всём ли вы понимаете друг друга?

Л.Д.: Знаете, порой это очень сложно. Это не только творческие, но и дружеские отношения. Когда мы путешествием в течение 10 дней, это настоящее испытание. Если ты мало спал и у тебя плохое настроение, надо держать себя в руках. Мы растем вместе с нашей группой. Это очень важно иногда. А иногда — это каждый день. (Смеются).

А как вы решаете конфликты, возникающие и в музыке, и в жизни?

Л.Д.: Я — главный! (Смеются).

Й.Д.: Если вы — друзья, все в порядке. Вы можете пойти на компромисс и найти общее решение. Вы же друзья! Возвращаясь к вопросу, почему я играю с Ларсом? Он — великолепный пианист и хороший парень!

Л.Д.: Ты никогда мне этого не говорил. (Улыбаются).

Что вы получаете и как музыканты, и как обычные люди в течение концертных туров?

Л.Д.: Я заметил интересную вещь: люди в России принимают нас очень тепло, с открытым сердцем. Мы впервые сделали концертный тур по России. И на сцене впервые увидели реакцию людей. Мы никогда не играли до этого перед российской публикой. Для нас интересно почувствовать публику, её прием. Это важно. Если во время исполнения первой песни люди начинают хлопать и потоптывать в ритм композиции, конечно, ты это не почувствуешь: ты увлечён игрой. Это магический момент, когда ты благодаря своей музыке вступаешь с публикой в диалог.

Для вас джаз — это любимая музыка, профессия или образ жизни?

Л.Д.: Знаете, это забавно. Я знаю многих музыкантов, которые получили музыкальное образование, дают концерты. Они слушают различные музыкальные направления. Кроме джаза. Им не нравится джаз. Да, они могут давать в год несколько джазовых концертов, но они его не любят. Они лучше будут слушать классику или поп-музыку, да что угодно! Что касается меня, конечно, когда ты выступаешь, ты путешествуешь, встречаешься со множеством интересных людей, джаз можно назвать образом жизни. Да, я смело могу сказать, что я — джазовый парень!

Й.Д.: Джаз для меня — эта вся музыка, где у тебя есть свобода, где есть импровизация. Потому для меня очень много значат концерты. Ведь на них я могу импровизировать. Я нуждаюсь в этом раскрытии музыки, себя самого. Я все время что-то получаю от музыки. Я — то, что я делаю. Я — Йенс Дюппе, который стремится расти. Для меня джаз и ударные инструменты — это не только образ, но и смысл жизни.

М.Н.: Для меня джаз — это иметь чувство уважения к самой музыке, к ее традициям и, конечно, к знаменитым музыкантам.

Фортепиано, барабаны и контрабас — популярные инструменты. Они присутствуют почти в каждом оркестре или каждой группе. Как вы думаете, почему эти инструменты так любимы и желанны?

Л.Д.: Трио — это классический состав ансамбля. Из трио легко сделать квартет или квинтет. Но фортепиано и ритм-секция — этот главное в группе, то, в чем ты нуждаешься. Например, к трио могут запросто присоединиться туба и труба. Это гибкий состав, очень комфортный. В трио можно играть абсолютно разные направления. Ритм, бит от контрабаса и партии пианино — очень важная составляющая в музыке. Поэтому эти 3 инструмента — почти всегда вместе.

Й.Д.: Самое главное, неважно, в какой музыке, — это свобода, это барабаны! Музыка — это свобода, поэтому ударные очень важны в каждом ансамбле. Так же, как и бас. Поэтому часто в трио — бас, барабаны и фортепиано или гитара.

В Челябинск вы приехали с программой, посвященной творчеству Курта Вайля. Чем объясняется ваша привязанность к этому композитору?

Л.Д.: Интересно то, что американские музыканты часто в своих концертах играют джазовые стандарты начала 20 века. У нас в Германии нет таких стандартов, потому что у нашей страны другие музыкальные традиции. Конечно, мы все можем исполнять американские джазовые стандарты. Мы учили их, когда сами учились. Но я подумал, было бы интересно отдать дань уважения и немецким композиторам. На самом деле, музыка известного немецкого композитора Курта Вайля может звучать, как настоящие джазовые стандарты. Именно это мы и пытаемся донести до слушателей.

Человек творческий не умеет в своем творчестве останавливаться. Если остановится, перестанет быть творцом. Куда направлены ваши творческие планы и помыслы?

Й.Д.: Для меня, как для джазового музыканта, самое главное — понять, насколько это возможно, как ты можешь владеть своим инструментом, как можно сделать звук максимально естественным. Музыка — это моя страсть. Когда инструмент издает натуральный, естественный звук — это намного приятнее, чем искусственное звучание. Вот эту естественность я и пытаюсь найти в музыке. И, конечно, я хочу продолжать играть!

М.Н.: Для меня вершина мастерства — это расти, продолжать учиться и стать таким музыкантом, который полностью найдет общий язык со своим музыкальным инструментом.

Л.Д.: Для меня самое важное — быть все время в поиске. Ни в коем случае не останавливаться в музыкальном развитии. Продолжать искать, экспериментировать. Я действительно стремлюсь к тому, чтобы не потерять интерес к постижению новых путей в музыке, чтобы всегда продолжать играть на фортепиано. Главное — никогда не терять огонь и страсть, которые позволяют музыканту быть музыкантом.

Закончился тур трио Ларса Дупплера по России. Только четыре города были включены в первые, можно сказать, ознакомительные гастроли по нашей стране. Но то настроение, с которым уезжали музыканты и которое осталось у зрителей, убеждает: встречи с трио Ларса Дупплера на площадках Челябинска еще будут.

Мила Перетрухина,
радио «Студия 1»,
программа «Джаз-Тайм»
Челябинск

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service