ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Блюз и джаз: рука об руку, но не нога в ногу

Главное различие между нынешними джазом и блюзом, прежде всего, в настроении. Джаз – более капризен, непредсказуем. Блюз – всегда лёгкая меланхолия. Их сходство даже в том, что и джаз, и блюз породили много направлений как внутри себя, так и вокруг. Например, одна из разновидностей блюза – Дельта-блюз. И именно Дельта-блюз с удовольствием играет американский блюзмен Роберт Лайтхаус. Наверное, Роберту, как неторопливому шведу, блюз близок по настроению. Но, как человек, живущий в шумном Вашингтоне, Роберт — непредсказуем и выражает свои эмоции через музыку, которую исполняет на гитаре, губной гармошке и в сопровождении своего голоса. Нам, челябинским слушателям, совсем недавно повезло. 5 июня мы воочию познакомились с творчеством Роберта Лайтхауса на его сольном концерте. Приездом Роберта Лайтхауса в Челябинск мы обязаны Евгению Колбашеву – петербургскому музыкальному организатору, который умеет радовать российские города и наш город в том числе «звездными» концертами.

Евгений, как возникла идея привезти из Соединенных Штатов именно этого музыканта?

Е.К.: Это второй приезд Роберта в Россию. Первый был в прошлом году летом. У меня есть партнер из города Томска, с которым мы делаем джазовые концерты. Привозим из Америки джазовых музыкантов с именем. Мы привозим одного человека, он играет с местными музыкантами, в основном из Новосибирска и Томска. И делаем небольшие туры. Потом возникла идея сделать блюз, такого настоящего блюза в Челябинске, наверное, было немного, нам показалось это интересным. Мы выбрали Роберта Лайтхауса. В августе мы провели первые 4 концерта. Они прошли очень удачно, аншлагами, всем понравилось. Роберт – отличный музыкант и человек, с ним общаться очень приятно. И сейчас мы сделали тур – 8 городов, начиная от Орла и кончая Красноярском. Человек хочет, ему нравится здесь. Отдача хорошая от публики. Он, конечно, не такой известный, но иногда выясняется, что интереснее работать именно с такого рода музыкантом. Хороший сам по себе во всех понятиях.

Роберт, блюзовый музыкант – не столь частый гость в нашем городе. И мне, прежде всего, хочется узнать у вас, почему из такого разнообразия музыкальных жанров, направлений, вы выбрали именно блюз?

Р.Л.: Когда мне было 14 лет, мой хороший друг играл Мадди Уотерса. Я тоже играл на гитаре, но когда я услышал записи Мадди, я был очень взволнован! Я пришел домой и понял, что хочу играть блюз. Когда я был ребенком, как и большинство детей, я очень любил петь. В 60-х был бум Beatles. И я обожал слушать Beatles и другую популярную в то время музыку. Увлекался спортом, футболом. Когда мне исполнилось 13, я перестал заниматься спортом и выбрал гитару. Я и мой друг слушали Джими Хендрикса, Джонни Винтера, Мадди Уотерса и других музыкантов. Слушая этих гитаристов, я осознавал, что хочу заниматься тем же самым. И я начал заниматься. Одно время я работал в музыкальном магазине. Я хотел переехать в Америку. В 18 я уехал из Швеции в Соединенные Штаты. Там и началось мое становление как профессионального музыканта. Меня приняли в бэнд. Начал работать в клубах. Я начал играть в бэнде вместе с удивительным блюзменом, исполнителем на губной гармошке, Чарли Сэйлсом. Это был 25 лет назад.
.
Существует несколько версий возникновения блюза. Какова ваша трактовка его появления?

Р.Л.: Конечно, Америка – это блюзовая Мекка. В ней соединилась ирландская и африканская музыка. Изначально у блюза – африканские корни. Но огромное влияние на его формирование оказали арабская музыкальная культура. Я хочу сказать, корни блюза очень-очень стары. Впервые блюзовые мотивы рождались на полях, когда рабы выражали свою грусть и тоску в песнях. Также его пели в церквях, тюрьмах. Блюз был выражением переживаний и волнений.

Роберт, вы играете Дельта-блюз. В чем особенность этой разновидности блюза?

Р.Л.: Она пришла из Дельты Миссисипи. В Дельта-блюзе сочетается множество различных звучаний, музыкальных выражений. Существуют несколько типов Дельта-блюза. В нем очень сильно прослушиваются африканские традиции, а не западные, как, например, в направлении чикагского блюза. В западном направлении больше правильности. В Дельта-блюзе больше сложности, неровностей. Дельта-блюз ближе к природе, деревне. Он не такой отполированный. Давайте я лучше вам сыграю, чтобы понять, что такое Дельта-блюз! Например, Роберт Джонсон был королем Дельта-блюза. Но он также играл и другие разновидности блюза. Чтобы понять, что такое дельта-блюз, давайте я вам лучше сыграю. Композиция «Me & My Son».

Вам прекрасно удается делать несколько вещей одинаково хорошо: прекрасно владеть и гитарой, и губной гармошкой, и своим голосом, причем, часто — одновременно...

Р.Л.: Губная гармошка – традиционный блюзовый инструмент, она занимает прочное место в Дельта-блюзе. Сами послушайте, у неё блюзовое звучание. Я давно полюбил звук губной гармошки. Особенно я осознал её прелесть, когда мне исполнилось 40. Было время, когда я играл соло только на одной гармошке на улицах Соединенных Штатов. А соединять гармошку и гитару – вообще великолепно! Знаете, гитара создает спокойный звук, а гармошка как ритм-секция. В моих концертах она заменяет ударные инструменты, создает шумы. Это здорово! Конечно, можно играть и на одном инструменте – гитаре. Но в блюзе гармоника занимает особое место и усиливает колорит композиции. Мне интереснее солировать не на гитаре, а именно на гармошке. Знаете, знаменитый Мадди Уотерс играл на губной гармошке, как джазмен на саксофоне. У него получался очень глубокий и красивый звук.

Легко ли занять свое место на блюзовой сцене?

Р.Л.: Это очень зависит от связей и знакомств. Я никогда не стремился к славе. Меня хорошо знали в Вашингтоне и во всей Америке. Блюз – это не мэйнстрим, не популярная музыка. Стать знаменитым в поп-музыке намного проще, чем на блюзовой сцене.

На концертах какую часть занимают ваши собственные произведения, а какую кавер-версии?

Р.Л.: Баланс между моими композициями и блюзовыми стандартами меняется в зависимости от публики. Иногда играю только свои композиции. Иногда на концертах я играю 50/50 моих и чужих произведений. Например, в Америке концерт может длиться три часа! Времени достаточно, чтобы вдоволь исполнить и собственные композиции, и кавер-версии. В России же я больше играю свои авторские произведения.

Согласитесь, что блюзовые темы очень друг на друга похожи. В чем узнаваемость ваших собственных композиций?

Р.Л.: Если играть традиционный блюз, то мелодии, разумеется, похожи. Мне кажется, я выработал собственное звучание. В моих композициях больше лирики. Вообще узнаваемость произведений зависит от того, как ты их создаешь, как исполняешь. Я пишу все-таки лиричные композиции, которые зачастую выходят за рамки традиционного блюзового звучания.

Блюз называют отцом джаза. А, по-вашему, какая взаимосвязь блюза и джаза?

Р.Л.: О, эти два направления – очень взаимосвязаны. Блюз – это база. Да, его можно назвать отцом джаза, поскольку джаз перенял у блюза основные гармонии. Я, например, играю «чистый» блюз. А джазмены играют джаз, основанный на блюзе. Блюз, на мой взгляд, более жёсткая музыка. Ты выражаешь в ней все, что ты чувствуешь. Но у джазовых музыкантов свои преимущества: они прекрасно раскрывают себя в техническом плане, великолепно владеют техническими навыками.

Кто оказал на вас влияние?

Р.Л.: В первую очередь, Мадди, как я уже говорил. Потом, Доктор Росс. Он не так известен, как Мадди Уотерс или Би Би Кинг. Он записывался на той же студии, как когда-то Элвис Пресли, только раньше Элвиса. Его крутили на местном радио в Арканзасе, там же, где делали рекламу цветов или печенья, и джазовые музыканты приходили и записывали рекламу, пели джинглы. Доктор Росс как раз играет Дельта-блюз. В его музыке чувствуешь много африканских мотивов.

Блюз для вас – это ...

Р.Л.: Это самый сложный вопрос. (Смеется). Блюз — моя любимая музыка. Но назвать её смыслом жизни... Это слишком! Просто блюз делает меня счастливым! Послушайте, что я играю, и вы найдете ответ на этот вопрос.

Найти бы хотя бы один изъян в Роберте Лайтхаусе. Но не удается. И доброжелателен, и действительно интересен. Вокруг него после концерта крутилась толпа челябинских поклонниц. А о том, что Лайтхаус – настоящий профессионал, даже говорить неприлично. Все первое отделение Роберт один, солируя то на гитаре, то на губной гармошке, исполнил свои композиции («Democracy Blvd», «Me & My Son», «Red Hot Mama») и несколько каверов. Во втором отделении к нему присоединились челябинские музыканты. Ну а после концерта музыканты устроили настоящий джем-сешн, который закончился далеко за полночь!
 

Мила Перетрухина,
радио «Студия 1»,
программа «Джаз-Тайм»
Челябинск

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service