ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Олег Юданов: "Мне нравится незажатая музыка"

25 июня исполнилось 60 лет одному из самых ярких джазовых барабанщиков России — Олегу Юданову. Живёт Олег Константинович в далёком от столиц северном Архангельске, широкую известность в нашей стране и за рубежом завоевал ударным (во всех смыслах) трудом в знаменитой джаз-группе «Архангельск» Владимира Резицкого. Участвовал в нескольких сотнях(!) джазовых фестивалей, объездил полмира. Естественно, что Юданов — фигура важная для земляков-архангелогородцев. Но авторитет его простирается гораздо дальше Архангельска и окрестностей. Известные музыканты других городов мгновенно откликнулись на просьбу сказать пару слов об Олеге Юданове.
Сергей Манукян (Москва): «Это чуткий, слушающий, тонкий, одарённый человек. Музыкант от Бога».
Виктор Колесов (Вологда): «Спокойный, уверенный в себе мастер, умеющий отдавать и радовать. Художник и профессионал».
Леонид Винцкевич (Курск) в «пару слов» не уложился:
— С Олегом Юдановым мы знакомы более 20 лет. Мы с ним писали пластинки, играли в разных частях мира, не говоря уже о России. Другая сторона нашего сотрудничества — фестиваль «Джазовая провинция», которому в 2010 году исполнится 15 лет. Это непростой проект, бывало, месяц мы проводили на колёсах, и далеко не всегда эти эмоциональные затраты и бытовые неудобства окупались, надо было работать не за деньги, а за идею. Я благодарен Олегу — он один из самых преданных участников этого фестиваля. Он редкостно музыкальный человек. Вот мы репетируем новый материал, что-то не получается. Но присоединяется Олег, и всё встаёт на свои места, музыка начинает дышать. Это один из самых удивительных барабанщиков и музыкантов, с которыми мне приходилось работать, а мне посчастливилось играть с Элвином Джонсом, Лайонелом Хэмптоном... Олега Юданова я могу поставить в ряд с этими именами. Потому что всё, что у нас происходит в музыке, это колоссальная радость.

На «юбилейном» интервью Олег Юданов глобальных обобщений не делал, истин не изрекал. В отличие от тех, кто любит рулить собственным пиаром, он предпочитает не генерировать завихрения вокруг своей персоны, а спокойно наблюдать за тем, как эти завихрения производят другие.

Олег, вас не огорчает, что ваши юбилеи совпадают с юбилеями Архангельска (на этот раз с его 425-летием) и несколько теряются в череде других городских мероприятий?

— Для меня не теряются. И для моих друзей. Кому надо, тот не потеряет.

Самый запомнившийся из ваших дней рождения?

— Ровно 20 лет назад мы с группой «Архангельск» были на Фестивале советского авангарда в Швейцарии. Всех барабанщиков пригласили на завод фирмы Paiste в окрестностях Цюриха, показали производственный процесс, а потом предложили выбрать кому что нравится из продукции по фантастической цене — за половину заводской стоимости. Я кое-что купил. А в мой день рождения как раз был заключительный концерт. Все музыканты образовали оркестр, я играл на барабанах. Представители завода приехали на концертную площадку и подарили мне ещё целый чемодан тарелок. И даже оплатили провоз багажа, когда мы улетали.

Кого вы считаете своими главными учителями?

— Конечно, первый учитель — это отец. У него было много записей, в том числе джазовых пластинок. Он пел, я с ним ходил на репетиции в Дом офицеров, слышал и видел, как это делается. Там играл оркестр, я, как любой мальчишка, всё время оказывался около барабанов. В Доме офицеров, кстати, я и познакомился с [Владимиром] Резицким (основателем «Архангельска» - Ред.). Были учителя и в Архангельском музыкальном училище, где я учился... семь лет — уходил, возвращался... Но в итоге оказался первым его выпускником по классу ударных.

Ваш отец, профессиональный судостроитель и самодеятельный певец, был заслуженным работником культуры РФ, а у вас никаких званий нет. Не обидно?

— Сколько я знаю музыкантов, имеющих звания, которые ничего не делают, сидят дома и пьют пиво! Главное — человек, а не звание. Ну смешно же сказать: «Народный артист США Джек Николсон»! Николсон и без званий Николсон. Если бы мне дали какое-то звание, я бы, конечно, не отказался. Но биться за звание не буду.

В 2001 году ушёл из жизни Владимир Резицкий. Как бы вы оценили его роль в своей жизни?

— Резицкий тоже один из моих главных учителей. Он учил меня жизни, современному музицированию, расширял мой кругозор. Он был экспериментатор, генератор идей. Но с высоты сегодняшнего опыта я иногда думаю, что прожил не свою жизнь. Нужно ли было это всё и такой ценой?

У вас были возможности круто изменить жизнь?

— Были. В Швейцарии меня два года ждала хорошая работа, в Америке было предложение преподавать. К счастью или на беду, но я решил, что должен соблюдать устный контракт с джаз-группой «Архангельск». да, наверно, и что-то ещё держало, кроме обязательств.

В какой музыке вам комфортно?

— Мне нравится, скажем так, музыка незажатая: те же стандарты или авторская музыка, но более свободная в гармонии, ритме. Нравится, как это делает Леонид Винцкевич. Или Сергей Манукян — берёт вроде банальную вещь, а потом так её выворачивает... Это свежий глоток воздуха, вообще другая музыка. Но я не люблю свободу без границ. Свобода — это когда человек знает, что нельзя делать. Я должен знать, чего в этой музыке не надо делать, а уже потом начинаю думать, как делать всё оставшееся.

Как появился ваш знаменитый номер со стулом?

— Я давно пробовал, как звучит обыкновенный деревянный стул. Стучал палочками по стулу. Стулом о пол. Двигаешь стул по полу — он скрипит. Такие мелодии получаются! Всё это надо только организовать ритмически. Потом басист Коля Клишин говорит: «Вот я снял номер: старый, 40-х годов, дуэт барабанщика и басиста, давай вместе сыграем». Но вместо переклички контрабаса и барабана мы с ним сделали перекличку контрабаса и стула. Вся «стуловая» техника удачно легла на шесть квадратов. Получился хороший номер. Тысячные залы встают!

Какие выступления оказались самыми интересными для вас за последние годы?

— Все выступления чем-то интересны. Очень мне нравится сейчас проект Игорь Широков (труба) — Алексей Круглов (саксофон) — Игорь Иванушкин (контрабас) и я. Играем музыку Широкова; записались последний раз в Ярославле — с таким удовольствием слушаю. С Лёшей Кругловым разные составы есть: с нами играют либо тубист Андрей Башев, либо пианист Дима Братухин, либо Игорь Иванушкин. С удовольствием играю с отцом и сыном Винцкевичами, в проекте «Фанки-Манки» — это Манукян, Горский, Киреев и я.

Давайте упомянем врачей и музыкантов из Ярославля — отца и сына Вадима и Станислава Майнугиных. Ведь они, можно сказать, спасли вам жизнь.

— У нас с ними был совместный проект — играли авторскую музыку и стандарты. И вот на фестивале «Джаз над Волгой», после того как я отыграл шесть концертов подряд, Стас говорит: «Олег, с тобой что-то не так». Позвонил отцу, Вадим сказал, что надо обязательно сделать кардиограмму. Стас меня тащит на ЭКГ, а я сопротивляюсь: «Не надо, пойдём лучше пивка выпьем!» А меня вместо пивка — с ЭКГ сразу в реанимацию. Хорошо, что успели. Майнугины — уважаемые врачи-специалисты, хирурги, Вадим — доктор медицинских наук. При этом они интересны и как музыканты. Иначе бы не откликались на приглашение играть с ними такие люди как Игорь Бутман, Давид Голощёкин, Алексей Кузнецов.

То, что вы были на грани жизни и смерти, как-то отразилось на творчестве, отношении к жизни?

— Никак. Может быть, сначала действительно начинаешь по-другому смотреть на мир, а потом возвращаешься на свою колею. Просто с возрастом можешь себе позволить стараться быть самим собой и говорить то, что думаешь, даже если это многим не нравится.

Где вас можно будет услышать в обозримом будущем?

— В свой день рождения буду играть с Леонидом Винцкевичем в Курске. Потом концерты в Архангельске и Северодвинске. В июле, наверно, в Вологде на фестивале «Блюз на веранде». В сентябре — на фестивале в Тихвине с Алексеем Кругловым и Игорем Володиным. В октябре с Широковым и Кругловым — Москва, Питер, Обнинск, Ярославль. В ноябре, надеюсь, снова в Курске — на фестивале «Джазовая провинция».

Закончить материал об Олеге Юданове хочу словами ещё его коллеги и партнёра по сцене.
Алексей Круглов (Москва):
— Олег — уникальный музыкант и потрясающий человек! Я счастлив, что выхожу с ним на одну сцену, что мы создаём совместные проекты. Мы не просто идеально понимаем друг друга с полузвука, это понимание выводит на более тонкие и глубинные основы художественной свободы и вдохновения. Я уже не говорю о том, что Олег очень тонко чувствует движение музыкальной ткани, находит оригинальные образные средства и формы для воплощения своих идей. Я не говорю «музыкальных» — нет! Ударные инструменты — это всего лишь язык для передачи информации. Олег — Художник, Поэт. Когда стирается грань между средством и идеей, а остаются лишь образы — это совершенное искусство.
Наши дни рождения всего лишь в одном дне друг от друга, а 30-летняя разница в возрасте совершенно не ощущается. Олег по-настоящему молод душой, а его творческая энергия позволяет постоянно генерировать разнообразные программы. Я благодарен Богу, что встретил в жизни такого родного человека, дорогого друга и близкого соратника! Хотел бы пожелать ему здоровья, светлых дней, новых гениальных музыкальных находок, а нам с ним вместе — побольше концертов в разных городах мира!

Галина Чарупа

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service