ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #11, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Ереван: первый конкурс джазовых вокалистов


Марта Киракосян

Всевозможных конкурсов в наше время более чем достаточно — от музыкальных до конкурсов красоты, от барменского до диджейского, на самую большую грудь и самые длинные ноги. Если и дальше так пойдет, то мы скоро будем вручать и приз «Мистер большой палец левой ноги». Как правило, все конкурсы бывают обставлены с большой помпой, окружены вниманием прессы. Только вот результат всегда один и тот же — определили победителя, поблекли афиши, поистрепались обложки журналов с фотографиями победителей, и недавние герои уходят в тень. Где они, чем занимаются — никого уже не интересуют. Ничего страшного — на следующий год появятся десятки таких же смазливых, напористых, готовых на все, лишь бы засветиться «в телевизоре» или на обложке журнала.
Правда, все сказанное выше относится к поп-культуре. Совсем другая картина в джазе. Процесс подготовки, пестования и утверждения джазменов в Армении (боюсь ошибиться, но как мне кажется — и во многих странах СНГ) пущен на самотек. В случае с инструменталистами ситуация, тем не менее, достаточно устойчивая и существует со знаком плюс, а вот с вокалистами — полный завал. И если в 70-80 годы в армянском джазе было несколько певиц, достойных представлять Армению на международном уровне, то с отъездом «Первой леди Советского джаза», «Эллы из Еревана» Татевик Оганесян (и некоторых других) вакуум в этой области стал абсолютным. Попытки парочки сегодняшних певиц делать вид, что они любят, умеют и поют джаз серьёзно восприниматься любителями джаза не могут.
Это положение дел постоянно было темой горячих споров и обсуждений людей, имеющих отношение к этому вид искусства, да и просто любителей. Все понимали — что-то надо делать, но вот что и кто будет делать? Заниматься мелочёвкой не хотелось, а на нечто крупное ни сил, ни возможностей не было.
Толчком к активным действиям послужила информация, что в Москве проводится конкурс молодых вокалистов на клубном уровне. Решение пришло мгновенно — мы тоже можем и должны организовать подобный конкурс! Относительно недавно заявивший о себе интернет-сайт www.armjazz.net, о яркой и насыщенной презентации которого писали все армянские газеты в начале года, явился катализатором этой идеи, или, как принято говорить, «автором идеи». Автором этих строк, выступающим в роли редактора названного сайта, было предложено провести конкурс молодых джазовых вокалистов и в качестве приза предоставить победителю раскрутку с целью помочь ему закрепиться на профессиональной сцене. Так как проведение такого конкурса — дело для одного-двух человек, даже самых энергичных, абсолютно неподъёмное, то редакция сайта обратилась к руководству ереванской радиостанции CITY FM 106,0 с предложением о сотрудничестве. Идея им понравилась, и они согласились помочь. А чуть позже, в качестве третьего недостающего звена, к реализации проекта присоединился джаз-клуб «Хамелеон», и идея начала формироваться.
Основной целью конкурса было заявлено стремление повысить интерес к искусству джазового вокала среди молодых исполнителей и вернуть былое уважение к джазовым вокалистам в армянском музыкальном обществе, а в качестве главной задачи — выявление, поддержка и продвижение молодых джазовых вокалистов на современной армянской сцене. В ходе разработки идеи из названия конкурса выпало определение «джазовый», так как было решено дать возможность принять участие певцам, работающим и в смежных жанрах и стилях — соул, ритм-н-блюз, фанк, блюз, этно-джаз, авант-фолк.
Выбор победителей был доверен профессиональному жюри и представителям медиа. В их числе — композитор, пианист и второй руководитель джаз-оркестра радио и телевидения Мартын Вартазарян, певица Анна Маилян, художественный руководитель джазово-эстрадных вокальных групп Наира Гурджинян, продюсер радиостанции CITY-FM Саркис Мноян, директор клуба «Хамелеон» Гаспар Мхитарян и автор этих строк.
По результатам Конкурса было решено вручить два приза — один Главный, другой — специальный приз имени первого радиодиджея Армении Седрака Давтяна «За оригинальность и самобытность». Конкурс сразу же привлек внимание местных СМИ и с первого же дня начал широко освещаться ими.
Вопреки некоторому первоначальному скепсису, конкурс вызвал большой интерес среди молодых исполнителей; как результат, было подано около 50 заявок, причём большинство претендентов представляли музыкальные учебные заведения — консерваторию, музучилища, музыкальные колледжи... Самодеятельности — минимум. В ходе четырехдневного предварительного прослушивания было отобрано 13 молодых вокалистов, самому взрослому из которых — 31 год, а самому молодому — 16. Были заявки и от совсем юных певцов и певиц. А благодаря интернету информация об этом конкурсе заинтересовала очень многих: к организаторам обращались из Москвы, Нагорного Карабаха, Грузии, Болгарии... Кто-то смог принять участие, кто-то опоздал с подачей заявки.
Что показал отборочный тур? Количество талантливых молодых людей велико. Вот только не занимается с ними никто, не показывает нужной, правильной дороги в большое искусство. Юноши и девушки пробиваются вперед практически вслепую, постоянно отвлекаясь и сбиваясь с правильного пути на различные соблазны, предлагаемые поп-культурой. Конечно, мир шоу-бизнеса такой яркий и желанный — кажется, лишь протяни руку, и поймаешь ту самую птицу счастья, которая обещает все блага мира, причём сразу и без особых усилий. Для этого надо лишь иметь смазливую мордашку, выгодно подобранный наряд, особую манеру поведения, ну и совсем немного голоса. Около половины претендентов, даже исполнявших серьёзную (по сравнению с попсой) музыку, тем не менее сильно грешили приёмами, заимствованными из другой культуры. «Уитней Хьюстон», «Мэрай Кэрри» и «Кристин Агилер» было намного больше половины. И лишь треть подошла к конкурсу со всей серьёзностью и представила прекрасные номера. Настолько, что жюри пришлось по ходу изменить условие конкурса о количестве полуфиналистов и добавить ещё троих — уж очень были хороши и... равны.
Сразу после отборочных туров, прошедших в «Акустик кафе» радиостанции CITY FM, полуфиналисты начали усиленно работать и репетировать новую программу уже с «живым» трио (отборочный тур проходил под фонограммы ) п\у музыкального продюсера конкурса — пианиста Артёма Лалаяна (Вардан Аракелян — бас, Александр Григорян — ударные).
Полуфинал прошел в клубе при большом стечении народа. Молодые люди пели по два стандарта и пытались обаять жюри и многочисленных зрителей не только своим вокальным, но и сценическим мастерством. Ведь это был не чопорный конкурс, а конкурс-концерт, где всё было как на обычных клубных выступлениях — официанты разносили напитки, бармен с хлопком открывал шампанское и т.д. По принципу — пусть молодые привыкают.


Полуфинал

Несмотря на изначальное решение пропустить в финал лишь пять исполнителей, жюри было вынуждено добавить еще двух — настолько оказался высок и равен исполнительский уровень молодых людей и здесь.
И вот наконец, наступил день финала. На сцене клуба «Хамелеон» стояли семь молодых девушек, решивших посвятить себя этому нелегкому и не всегда благодарному жанру — джазу! Кстати, примерно об этом же написала из Америки и Татевик Оганесян в своем обращении к участникам конкурса. Она поздравила их с выходом в финал, поблагодарила за то, что они, не поддавшись соблазну более легкого попсового пути, выбрали для своего будущего творчества джазовую музыку, и призвала никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свое мастерство и всячески пропагандировать армянскую музыку.
После таких фраз просто нельзя было плохо выступить, и девочки показали класс! Подготовленная каждой из участниц всего за несколько дней программа из двух джазовых стандартов и одной фольклорной армянской песни в ритмах джаза буквально завораживала.
По ходу действия увеличилось количество призов — было решено вручить три приза. Добавился приз Мастеров джаза. На финале работало сразу три жюри, каждому из которых был поручено отвечать за свой приз. Итак, кроме основного, было еще жюри, составленное из представителей радиостанций города, и жюри Мастеров джаза, куда вошли ветераны армянского джаза — композитор и бэнд-лидер Ерванд Ерзнкян, барабанщик и педагог Армен «Чико» Тутунджян, продюсер Армен Манукян, пианист и организатор Левон Малхасян.
Вечер получился достаточно запоминающимся и торжественным — съёмки финального тура вело Общественное телевидение Армении, прямую трансляцию с конкурса в радиоэфире радиостанции CITY FM обеспечивала компания Icon Communications, роскошными букетами победителей и участников одаривала дизайн-студия Bellagio, а минеральной водой «Дилижан» от одного из спонсоров конкурса были заставлены все столы клуба.
Как потом выяснилось, проблемы с выбором победителя в каждой из номинаций были у всех. Действительно, девушки пели и держали себя на сцене как настоящие опытные певицы, прошедшие не один крупный международный конкурс. И пели здорово!
Кстати, вместе с дипломами и призами, все семь участниц в конце концерта получили и ценные подарки от Посольства США в Армении.
Зинаида БеджанянИ вот объявляются результаты. Приз Мастеров джаза достался самой опытной из участниц Зинаиде Беджанян. Специальный приз имени Седрака Давидяна — «Красивый дебют», от имени «радио»-жюри — вручили Марине Акопян. Ну, а Гран-при конкурса — «Лучший дебют», абсолютно справедливо, благодаря своему таланту, хорошей вокальной технике, прекрасной манере, умению держаться на сцене и владеть вниманием слушателя заработала самая юная участница конкурса — шестнадцатилетняя Марта Киракосян.
Марина АкопянПричём, если Беджанян и Акопян — представительницы классического джаза, то обладательница Гран-при пела нечто среднее между джазом, соул и современным R&B.
Организаторы тоже не остались в тени — практически каждый находившийся в клубе в тот вечер поздравлял их с прекрасной реализацией замечательной идеи. Так что, скорее всего, и им можно было вручать приз за прекрасный организационный дебют в таком важном деле, как выявление молодых талантов.
Конкурс закончился. Но не закончился проект. Дело в том, что основной идеей было помочь с раскруткой начинающим певцам. И поэтому в продолжение затеи в настоящее время готовится Гала-концерт всех участников финала в «Акустик кафе» радиостанции CITY FM с прямой трансляцией в радиоэфире. Запись этого концерта будет издана на CD, и её получит каждый участник. Кроме того, телезапись финала увидит свет в формате DVD, что будет большим подспорьем молодым певцам в деле их дальнейшего продвижения. Организаторы должны заняться пропагандой и распространением информации о победителях конкурса. В список действий в этом направлении деятельности входит рассылка записей победителей в зарубежные продюсерские фирмы, в профессиональные музыкальные издания, организация их концертов и всяческая помощь на начальном этапе творчества.


Марта Киракосян

Из маленькой первоначальной идеи выросло большое, серьёзное и очень нужное мероприятие. Организаторы надеются, что на будущий год уже даже без каких-либо особых усилий с их стороны конкурс превратится в открытый Всеармянский конкурс молодых вокалистов, который, наконец-то, посадит нового суверена на королевский трон армянского джаза. Ведь королей тоже надо воспитывать и учить.

Армен Манукян

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service