ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
 

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 12 (429) - 6 августа 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 19.08.2009

Новые проекты
"Полного джаза"

NEW "Полный джаз": подкаст - аудиоверсия!
слушать подкаст прямо здесь:

 выпуск 12.08.2009:

скачать как mp3 (11,3 Мб) | скачать как wma (2,9 Мб)

выпуск 06.08.2009:

скачать как mp3 (7,89 Мб) | скачать как wma (2,02 Мб)

Главные новости

У нас две главные новости, обе — хорошие.
CLICK TO ENLARGEНовость первая: вышел 4/5 номер журнала «Джаз.Ру» — традиционный сдвоенный номер середины лета. Сдвоенный он не только по нумерации, но и по объёму. Он поступает в широкую продажу и отправляется подписчикам. На обложке номера — народный артист России, профессор Игорь Бриль, которому этим летом исполнилось 65; номер открывает материал об альбоме «БРИЛлиантовый джаз», который к юбилею Игоря Михайловича подготовили продюсеры Денис Бриль и Николай Богайчук — сборник музыки Бриля в исполнении его учеников-пианистов.
Кроме того, в номере есть тексты, посвящённые 100-летию со дня рождения кларнетиста и бэндлидера Бенни Гудмана и 95-летию — бэндлидера Сан Ра, подробный репортаж с фестиваля «Усадьба.Джаз» (в том числе интервью саксофониста Брэнфорда Марсалиса и тромбониста Нильса Ландгрена) и с фестиваля французского джаза Le Jazz (включая интервью французского саксофониста Мишеля Порталя), большой фоторепортаж с Нью-Орлеанского фестиваля джаза и культурного наследия (плюс интервью директора этого фестиваля), рассказ о фестивалях в Гааге и Таллинне, интервью с участниками нью-йоркского трио Digital Primitives, с директором нью-йоркского Vision Festival Патрисией Николсон-Паркер и с участниками совместного тура по США оркестров Игоря Бутмана и Юрия Башмета и много других материалов.

обложка книгиВторая наша важная новость: в санкт-петербургском издательстве «Планета Музыки» под редакцией главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова вышла книга «Великие люди джаза» — несколько десятков (почти сотня) портретных очерков и интервью зарубежных джазовых музыкантов, выходивших в разное время в журнале и на портале «Джаз.Ру». Кирилл Мошков собрал тексты воедино, подготовил их к книжной публикации, но он — вовсе не единоличный автор книги: им написано около половины вошедших в неё текстов, остальное написали ведущие авторы журнала — Анна Филипьева, Татьяна Балакирская, Юрий Льноградский, Григорий Дурново, Михаил Митропольский, Николай Шиенок, Юрий Мачкасов, Андрей Соловьёв и ряд других.
Русскоязычная биографическая литература о большинстве великих джазменов практически отсутствует. Исключения — Луи Армстронг и Дюк Эллингтон (книги Джеймса Коллиера о них выходили в СССР в 1980-е гг.), а в последнее время — Майлс Дэйвис, «Автобиография» которого (написанная журналистом Куинси Троупом со слов Майлса) выходила в русском переводе четыре года назад. Вот эту-то нишу, нишу биографических материалов о джазовых музыкантах, стремились заполнить авторы книги. Да, на русском языке пока нет отдельных биографических книг о Джоне Колтрейне, Уэйне Шортере или Джоне Маклафлине. Но есть большие биографические материалы (в случае с ныне живущими музыкантами — зачастую и интервью), которые публиковались в «Джаз.Ру». Они и объединены в этот том, довольно увесистый — 736 стр. в твёрдой обложке.
Презентация книги состоится в Санкт-Петербурге 13 сентября (клуб "Книги и Кофе", В.О., наб. Макарова, 10). Московская презентация будет назначена в ближайшее время, мы сообщим об этом дополнительно.

Редакция "Джаз.Ру"

Специальный репортаж


Калининград. Музей янтаря

3 августа делегация «Джаз.Ру» в лице авторов этих строк вернулась из Калининграда с международного фестиваля «Дон Ченто Джаз». Вопреки кризису, фестиваль заметно окреп за последний год.
В этом году было принято решение отказаться от концертов на малой сцене, что, однако, возымело безусловный положительный эффект. Во-первых — и это главное — калининградские музыканты получили возможность выступить на одной сцене со звёздами мировой величины. А это всегда служит мощным толчком для развития местной джазовой сцены. Во-вторых, благодаря увеличению количества коллективов, выступающих в один день, продолжительность выступления каждого коллектива сократилась до оптимальной.

Илларион Дьяков
Илларион Дьяков

При сохранении чисто развлекательной направленности организаторам удалось сделать фестиваль этого года стилистически многообразным событием. Открыл фестиваль в пятницу вечером местный квартет «Хамелеон бэнд» под руководством скрипача Иллариона Дьякова. Надо сказать, что лидер коллектива по уровню заметно превосходит своих музыкантов. Он, может быть, не фирменно, но увлечённо и с удовольствием импровизирует. У него хороший потенциал, но чтобы этот потенциал полностью раскрыть, наверное, было бы полезно больше играть с музыкантами сильнее себя.
Следом за калининградцами выступил с фанковой программой, давшей публике возможность немного подвигаться, финалист конкурса молодых музыкантов «Усадьба.Джаз» этого года московский ансамбль Venger Collective.


Lucasonic

Открытием фестиваля для авторов этих строк стала молодая немецкая группа Lucasonic во главе с трубачом, композитором и вокалистом Лукасом Фрёлихом. В принципе это, конечно, не джаз. Более того, назвать Лукаса профессиональным вокалистом тоже можно только с очень большой натяжкой: диапазон маленький, голос доморощенный. Но для выполнения поставленных музыкальных задач ему этого голоса вполне хватает.


Lucasonic

Зато по музыке, профессионализму её исполнения и куражу, с которым это делается, Lucasonic способен заткнуть за пояс большую часть наших команд, специализирующихся на «гопаке с дудками». Кстати, помимо сильной игры, команда покорила слушателей ещё и уморительной хореографией. В общем, хороший весёлый коллектив. Послушать его можно в свежем выпуске аудиоприложения к "Полному джазу".


Us3

Хэдлайнером пятницы стала британская группа Us3, взлетевшая в 1993 г. на вершины мировых хит-парадов благодаря своей хип-хоповой интерпретации пьесы Хэрби Хэнкока «Cantaloupe Island» (в британском варианте она называлась «Cantaloop»). Нынешний состав группы довольно необычен. Это два вокалиста (вернее, рэпера), а также труба, саксофон, контрабас, виниловая вертушка и лаптоп. За последним трудится продюсер, идеолог и единственный бессменный участник коллектива с момента его основания — создатель Us3 Джефф Уилкинсон. Цель создания этого коллектива, по словам Джеффа — сделать классический джаз более понятным современной молодёжи. Судя по реакции калининградской публики, молодёжь разъяснениями осталась довольна. Особенно запомнилось высококлассное скрэтчинговое соло, которое исполнил DJ First Rate. Правда, пожалуй, с визуальными эффектами — типа, поставить вертушку себе на голову или «покрутить блины» ногой — он несколько переборщил. Но, думаю, мы с нашим мнением были в меньшинстве.


Джефф Уилкинсон

По завершении концерта большая часть музыкантов отправилась в клуб «Вагонка», где проджемовала до пяти часов утра.
Субботний вечер открыло выступление сборной калининградских джазовых преподавателей Bernstein Jazz под руководством барабанщика Михаила Рейна (фото справа). Ансамбль в основном исполнял американские джазовые стандарты, однако наибольшее впечатление на нас произвели две татарские народные песни, которые исполнила a cappella одна из его солисток — Гюзель Сайфутдинова. Тему старого традиционного джаза продолжил польский оркестр Boba Jazz Band, очень тепло встреченный публикой, что лишний раз подтверждает желание и готовность слушателей воспринимать традиционный джаз, не подслащённый дополнительными увеселениями и приёмами шоу-бизнеса. Boba Jazz Band оказался одним из немногих коллективов, который вызвали на бис, и бис оказался достойным — программу вечнозелёных джазовых шлягеров 20-30-х гг. прошлого века увенчал «суперстандарт» нью-орлеанского джаза «When The Saints Go Marchin’ In».


Boba Jazz Band

С большим воодушевлением было встречено и выступление эстонской вокалистки Софии Рубиной с литовско-латвийской группой D’Orange. Соня спела, как всегда, мощно и энергично. Впрочем надо признать, что и инструменталисты из D’Orange не отставали от неё в плане энергетики. Особенно ярко заявили о себе рижский саксофонист Александр Райчёнок (в программке фестиваля заявленный по «паспортному» написанию как Александрс Райценокс) и бас-гитарист Домас Алекса, игравший в сильном тандеме с собственным братом — барабанщиком Мариусом Алексой.


D’Orange

А хэдлайнером вечернего концерта второго дня фестиваля была группа Incognito.

Собственно, сказать о её выступлении что-то новое очень сложно. Люди довольно давно добросовестно делают своё дело в области соул и современного ритм-н-блюза. Это же дело они делали и субботним вечером в Центральном парке культуры и отдыха города Калининграда.

После концерта желающие снова джемовали в «Вагонке».
На воскресном концерте народу было столько, что у авторов возникло ощущение: Калининград пришёл в парк всем своим населением.
Вечер начался с выступления калининградского ансамбля Cool Project, исполнившего авторскую программу из композиций, написанных лидером — гитаристом Александром Кириченковым. Программа была в целом самая интересная из трёх представленных на фестивале калининградских коллективов, хотя ритм-секции, возможно, немного недоставало драйва.


Александр Кириченков

Зато с ним всё было в порядке у квартета израильского пианиста Авирама Готфрида, сыгравшего добротную насыщенную современную джазовую программу. Авирам — последователь покойного Эсьбёрна Свенссона, что предполагает общую элегичность звучания и непростые фактуры ансамблевой игры. Но молодые израильтяне — именно последователи, а не подражатели. Они явно стараются идти собственным путём.


Авирам Готтфрид

На этот вечер организаторы припасли сразу двух хэдлайнеров: грузинскую вокалистку Нино Катамадзе с ансамблем Insight и группу из Петербурга Billy’s Big Band. Оба коллектива, в общем-то, не джазовые, но оба их выступления оказались, как минимум, поучительны.

В частности, Нино Катамадзе творила чудеса работы с публикой. Это был её первый концерт в Калининграде, и она сумела буквально за считанные минуты настолько овладеть вниманием и эмоциями партера, амфитеатра и прилегающих территорий, показать такую энергетику, что люди были готовы ловить каждое её слово, будто бы всю свою жизнь были фанатами Нино.

Питерская группа Billy’s Big Band (инструментально расширенная версия Billy’s Band) стараниями своего лидера Билли Новика представила публике своеобразный моноспектакль, создав образ вечно пьяного декадента-интеллектуала, распевающего на манер Тома Уэйтса песни о превратностях нашей жизни. При этом превратности были отечественные, а способ изложения — иностранный, что привело ваших корреспондентов к так называемому «когнитивному диссонансу».

Нам остаётся поздравить организаторов фестиваля с несомненной удачей и пожелать так в будущем и держать. И ещё одно пожелание: надо искать способы перевести хотя бы часть «бесплатной» публики (на фото справа, за забором) по эту сторону забора. Стремление бережливой части калининградцев к высокой культуре приятно и похвально, осталось объяснить им, что эта самая культура вообще-то живёт в том числе и на те деньги, которые люди отдают за билеты на концерт.

Анна Филипьева (текст)
Кирилл Мошков (фото)

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

XII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ»

В конце августа в российско-израильском издательстве «Книга Сефер» выходит книга Михаила Кулля «Ступени восхождения», впервые в электронной версии опубликованная порталом «Джаз.Ру» два года назад. Издатели придали «Ступеням восхождения» подзаголовок «Авторская история московского джаза 50-90 годов». На бумаге получился солидный том, 352 стр.; учитывая, что автор обладает огромным уникальным фотоархивом по московскому джазу 1960-80-х гг., не удивительно, что в книгу вошло более 200 фотографий.
Презентация книги состоится в рамках Московской международной книжной ярмарки 4 сентября на большой сцене около нового павильона 75. Участвуют звёзды московского джаза и сам автор. Начало презентации — 17.00; часть программы презентации пройдёт на стенде Израильского культурного центра в павильоне 75.

In Memoriam

 

31 июля в подмосковной Балашихе скоропостижно скончался джазовый педагог Евгений Савин - профессор, заведующий кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей Московского городского университета культуры и искусства, один из самых известных преподавателей по классу джазовой трубы в России.
Ему было 60.
Евгений Александрович Савин возглавил эстрадную кафедру МГУКИ в 1999 году. Он был руководителем студенческого эстрадного оркестра «Университет-Бэнд» (с которым, в частности, выступил на IV фестивале «МузЭнерго» в Дубне, который проводят члены редакции нашего издания), а также педагогом по классу трубы, одно время совмещая работу в МГУКИ и Музыкальной академии им. Гнесиных.
Некролог, написанный коллегами Евгения Александровича, мы опубликуем в ближайшие дни.

А в это время
за бугром...

 

27 июля умер теоретик и композитор Джордж Расселл, создатель «Лидийской хроматической концепции тональной организации». Ему было 86 лет.
Имя этого замечательного музыканта, композитора и теоретика музыки мало известно вне круга джазовых музыкантов и преданных коллекционеров записей; однако влияние, оказанное им на развитие джаза во второй половине XX века, можно сравнить с влиянием джазменов-суперзвёзд — Майлса Дэйвиса, Джона Колтрейна или Эрика Долфи; тем более, что каждый из этих музыкантов в значительной степени основывался на теоретических построениях Джорджа Расселла. Нынешняя джазовая историография почти единогласно считает его едва ли не единственным крупным музыкальным теоретиком, чья работа полностью протекала внутри джазового направления музыкальной культуры и именно джазовым миром и была, главным образом, востребована.
Джордж Расселл родился в Цинциннати, штат Огайо, 23 июня 1923 г. Своих физических родителей он не помнил; в самом раннем возрасте он был усыновлён и вырос в семье преподавателя музыки знаменитой консерватории им. Оберлина. В детстве его практическое знакомство с музыкой ограничивалось участием в хоре Африканской методистской церкви да ещё тем, что он был барабанщиком бойскаутской организации; но, когда Джордж поступил в университет им. Уилберфорса — старейшее учебное заведение для афроамериканцев в Огайо, он уже изучал именно музыку. В оркестре Уилберфорса, The Collegians, в разное время играли будущие звёзды джаза — Флетчер Хендерсон (который в 1920-е гг. увёл с собой весь состав оркестра, ставший первой версией его нью-йоркского биг-бэнда), Бенни Картер, Рекс Стюарт (они были солистами Collegians при Хендерсоне), затем — Коулман Хокинс, Кути Уильямс, Бен Уэбстер и др. В этом оркестре на рубеже 1930-1940-х играл на барабанах и юный Джордж Расселл. Однако в 19-летнем возрасте его учёбу прервал туберкулёз — болезнь, дважды в течение жизни на долгие месяцы приковывавшая его к больничной койке. Парадоксальным образом, шесть месяцев в туберкулёзном санатории чрезвычайно многое дали Расселлу в плане обучения музыке: благодаря интенсивным занятиям гармонией и аранжировкой он вышел из больницы с совершенно новым подходом к музыке и композиции. Ещё в больнице он написал и продал оркестру Бенни Картера свою первую пьесу — «New World»; Картер взял Расселла играть на барабанах в своём чикагском оркестре, когда тот выписался из санатория, но в 1944-м Расселла сменил там молодой Макс Роуч. Услышав, как играет будущая звезда бибоповых барабанов, Расселл навсегда оставил игру на ударной установке, посвятив себя композиции. В 1945-м туберкулёз вернулся; на этот раз 23-летний Джордж провёл в больнице целых 16 месяцев, но именно в этот период он разработал основы того, что впоследствии стало его вкладом в теорию импровизации — будущей «Лидийской хроматической концепции». Концепция родилась из замеченного Расселлом свойства тяготения к тональным центрам лада определённых нот, иногда весьма от этих тональных центров далёких.
В 46-м, выйдя из больницы, Расселл переехал в Нью-Йорк и присоединился к легендарному ныне кружку прогрессивных музыкантов, группировавшихся вокруг молодого Майлса Дэйвиса и собиравшихся в знаменитой квартирке аранжировщика Гила Эванса. Это было время, когда сложившаяся идиоматика и импровизационная методика бибопа начинала рассматриваться в творчестве музыкантов этого круга в новом ракурсе — через призму современной академической музыки (процесс, зафиксированный парой лет позже в серии пластинок, ставших впоследствии альбомом Майлса Дэйвиса «The Birth Of The Cool» и ознаменовавших рождение кул-джаза). Именно тогда Расселл получил заказ написать пьесу для биг-бэнда трубача Диззи Гиллеспи — заказ, результатом которого стала хрестоматийная ныне композиция «Cubano Be/Cubano Bop», первый образец соединения современного джаза и латиноамериканской ритмики. Премьера пьесы состоялась на концерте в Карнеги-Холле в 1947 г. и представляла первую латин-джазовую звезду — кубинского перкуссиониста Чано Позо. Это была не единственная удачная работа Расселла тех лет: через два года ансамбль Бадди ДеФранко записал его пьесу «Bird in Igor's Yard», интересную сознательным скрещением элементов творчества Чарли Паркера (чьи музыкантские прозвища были именно Bird, «Птица», и Yardbird, «Новобранец») и Игоря Стравинского.
Расселл позднее вспоминал, что решающее влияние в этот период на него оказал Майлс Дэйвис (который, кстати, был на три года младше). Джордж как-то спросил Майлса, в чём тот видит свою музыкальную цель. Майлс ответил, что «хочет выучить все аккорды». Поскольку аккорды трубач явно знал, Джордж сделал вывод, что Майлс хочет найти новые отношения внутри гармонии. Именно этого хотел и сам Расселл. С 1950 г., после интенсивных занятий гармонией под руководством немецкого композитора Стефана Вольпе, он начал объединять свои идеи в книгу по теории музыки.

В 1953 году его книга «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» («Lydian Chromatic Concept of Tonal Organization») была впервые опубликована. При первом издании это была тоненькая брошюрка в грубой бумажной обложке; через шесть лет, при следующем издании, к ней был добавлен блок нотных примеров; при последующих переизданиях Расселл то и дело добавлял к ней новые разделы и главы, и к настоящему времени «Лидийская хроматическая концепция»  представляет собой солидный том в твёрдой обложке (последний раз книга переиздавалась в 2001 г. в радикально переработанном виде, с подзаголовком «Искусство и наука тональных тяготений»).
Именно книга Расселла проложила путь новой импровизационной технике — модальной импровизации, ярчайшим примером которой стал альбом Майлса Дэйвиса 1959 г. «Kind of Blue». Лидийская хроматическая концепция Расселла (далее ЛХК) исследует идею единства аккорда и соответствующей гаммы, их вертикальные взаимоотношения. Расселл на протяжении 1950-60-х гг. не только занимался углублением теоретической разработки ЛХК, но и руководил собственными ансамблями с участием первоклассных джазовых импровизаторов. Композитор не играл свою музыку непосредственно, выступая только в роли бэндлидера, но все записи его ансамблей носят безошибочно узнаваемый индивидуальный «расселловский» характер, хотя в них участвовали такие яркие исполнители с собственными узнаваемыми манерами, как Милт Хинтон, Арт Фармер, Боб Брукмайер, Билл Эванс, Пол Блэй (на альбоме «Jazz in the Space Age», например, Билл Эванс и Пол Блэй импровизируют одновременно, в разных каналах стереопары!).


Джон Колтрейн и Джордж Расселл, 1959

Лидийский лад, по Расселлу — основной лад европейской музыки; это, по сути, мажорный лад с повышенной четвёртой ступенью. Германский историк и теоретик джаза Иоахим Э. Берендт писал: «Ладовая концепция импровизации Расселла, соответствующая лидийскому ладу в системе средневековых церковных ладов, но, в современном понимании, хроматическая, проложила путь модальной импровизации Майлса Дэйвиса и Джона Колтрейна». Грубо говоря, Расселл пытался разорвать зависимость джазовой импровизации от аккордовых последовательностей бродвейской песенной формы. Его идея заключалась в том, что джазовый музыкант использует гамму, определяемую каждым конкретным аккордом, как исходный материал для импровизации; эти гаммы не только могут, но и должны взаимно перекрещиваться, накладываться друг на друга, создавая у слушателя ощущение, что пьеса написана сразу в нескольких тональностях, хотя у неё при этом всё же имеется укоренённый тональный центр. Майлс Дэйвис, обычно скупой на похвалу, как-то сказал, что концепция Расселла научила его всему, что он знает о композиции.

Журналисты часто просили Расселла разъяснить ЛХК, но композитор всегда пускался в ответ в нарочито сложные рассуждения, где самым понятным термином могло оказаться «сверхвертикальное тональное тяготение», после чего говорил, что его концепцию разъясняет прежде всего сама музыка. И действительно: значительная часть современной джазовой импровизации строится на концепции Расселла, даже если импровизатор её специально и не изучал — просто она вошла уже и в плоть, и в кровь джазового искусства.

В первые годы работы над ЛХК Расселл часто бедствовал: знакомые музыканты видели его работающим на «странных» работах — так, он был одно время кассиром в закусочной, а на Рождество 1955 г. устроился в универмаг Macy's продавать игрушки. Только выход его первого успешного альбома («The Jazz Workshop», RCA, 1956) позволил композитору наконец оставить «дневные работы» (так американские джазмены называют не связанные с музыкой работы, которые позволяют поддерживать своё существование в периоды, когда джаз не кормит). Из более поздних работ Джорджа Расселла самой популярной, в силу относительно большей доступности для неподготовленного слушателя, стал альбом «Ezz-Thetics» (Riverside, 1961), где в составе его секстета играют саксофонист Эрик Долфи, трубач Дон Эллис, тромбонист Дейв Бейкер, барабанщик Джо Хант и контрабасист Стиву Суоллоу, а сам Расселл — редкий случай! — представлен не только как автор, но и как пианист.
Он начал также преподавать: в конце 50-х среди его студентов в Школе Джаза в Леноксе, штат Массачусетс, были Орнетт Коулман и Карла Борг (будущая Карла Блэй).

Отсутствие широкого признания его работы в США вынудило Расселла в 1964 г. уехать до конца десятилетия в Скандинавию. В Норвегии и Швеции признание оказалось широчайшим: работы Расселла поддержал директор Шведского радио Боссе Бромберг, предоставивший композитору все условия для работы и возможность записывать все его сочинения в студии. Работа Расселла в Скандинавии не только восстановила его душевные силы — она оказала колоссальное воздействие на местную сцену, породив в будущем феномен «нордического джаза», обрётший известность в 1970-80-е гг.: достаточно сказать, что у Расселла учились, и играли с ним, три будущих «столпа» нордической сцены — юные Ян Гарбарек, Терье Рипдаль и Йон Кристенсен. Так, Гарбарек, ещё не ставший звездой фирмы ECM (за отсутствием такой фирмы, созданной только в 69-м), исполнял важнейшие соло на саксофоне в двух крупных работах Джорджа Расселла, записанных оркестром Шведского радио — «Electronic Sonata for Souls Loved By Nature» (сюита для оркестра, магнитных лент и джазовых солистов) и балете «Отелло».

Когда Джордж Расселл вернулся в США в 1969 г., времена изменились: из непризнанного полуподпольного занятия, всеми воспринимаемого прежде всего как развлекательная музыка, джаз начал превращаться в уважаемую отрасль музыкального искусства, которую теперь преподавали всё в большем и большем количестве первоклассных учебных заведений. Собственно, Расселл и вернулся-то потому, что его старый друг Гюнтер Шуллер возглавил вновь созданное джазовое отделение престижной бостонской Консерватории Новой Англии и пригласил Джорджа преподавать там. С этого момента жизнь Расселла можно считать вполне благополучной: он продолжал свои теоретические изыскания, много гастролировал со своими ансамблями (в том числе собственным биг-бэндом из 14 музыкантов), выступая в лучших клубах и на самых известных сценах, а его работы в грамзаписи публика и критика встречала со значительным интересом: так, его альбом 1985 г. «The African Game» (Blue Note) получил сразу две номинации на премию «Грэмми». Кроме того, после работы с оркестром Шведского радио Расселл полюбил работать с радиооркестрами; его работы, с ним самим за дирижёрским пультом, исполняли оркестры радио в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии и Италии. Количество, качество и размах композиторских работ Расселла поражает воображение: так, в 1992 г. он представил посвящённое 125-летию Консерватории Новой Англии исполинское трёхчасовое сочинение «Time Line» для симфонического оркестра, джазовых ансамблей, хоров, рок-групп и танцоров.

Тем не менее, до конца жизни он, увенчанный массой наград — престижнейшими художественными стипендиями (Фонда Макартуров и Фонда Гуггенхайма), премией Национального фонда искусств США «Мастер джаза», Национальной музыкальной премией США, Премией американской музыки и т.п., — сохранял горькие чувства по отношению к музыкальной индустрии. Он считал, что в современной музыке перекошена самая основа — то, что именно люди считают ценным или важным; в «рыночной» музыке на первое место ставится рыночный успех и, следовательно, коммерческая прибыль, и даже в «высоком» искусстве на политику культурных институтов и фондов оказывает решающие влияние политика спонсорства крупных корпораций. Огорчала его и политика фирм грамзаписи, которые зачастую ничего не вкладывают в современные работы, затем прекращают их издание, ссылаясь на то, что они не продаются, а через несколько десятилетий, когда эти работы становятся классикой, переиздают их большими тиражами с целью извлечения прибыли: Расселл заявлял, что эта политика систематически перекашивает естественный ход эволюции джаза.

В последние годы Джордж Рассел прекратил работу, так как тяжело болел: у него была болезнь Альцгеймера, сопровождавшаяся осложнениями.

Константин Волков
использованы фотографии с
официального сайта артиста

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
06.08.09 - #360: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу "Try Again" в исполнении берлинской группы Lucasonic

04.08.09 - #359: гитарист Херб Эллис - к 88-летию музыканта главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Tin Roof Blues" с альбома "Nothing But the Blues" (Verve, 1958) и "Goose Grease" с альбома "Herb Ellis Meets Jimmy Giuffre" (Verve, 1959)

31.07.09 - #358: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Wowow" с одноименного альбома коллектива NOW Orchestra

30.07.09 - #357: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу "Военный блюз" в исполнении ансамбля "Каданс" композитора и флюгельгорниста Германа Лукьянова

28.07.09 - #356: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о барабанщике Луи Беллсоне (к 85-летию со дня рождения). Слушаем пьесу "Skin Deep" с альбома "Ellington Uptown" (Columbia, 1953)

24.07.09 - #355: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о гитаристе, известном как Бакетхэд (Buckethead). Звучит пьеса "Revenge of the Double Man" с альбома "Monsters & Robots" (Higher Octave, 1999)

23.07.09 - #354: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале свежего выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу альт-саксофониста Рудреша Махантхаппы "Apti" с одноименного альбома трио Indo-Pak Coalition (Innova Recordings, 2009)

21.07.09 - #353: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о саксофонисте Чико Фримане (к 60-летию). Слушаем пьесу "Minstrel's Sun Dance" с альбома "Kings of Mali" (India Navigation, 1977)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анна Филипьева,
Константин Волков,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
Jazzhouse.Org

Фото:
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.